Meditation in raja yoga, Buddhism and according to neurophysiology: A practical guide
Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиКниги

Шри Сатья Саи Баба

ЛЕТНИЕ ЛИВНИ В БРИНДАВАНЕ
1978

Курс лекций по индийской культуре и духовности


Содержание
Шри Сатья Саи Баба – аватар нашей эпохи
Глава 1    Вступительное слово
Глава 2    Бог приходит в человеческой форме, дабы помочь людям изменить себя к лучшему
Глава 3    Бхагавата – священная книга, открывающая каждому то, к чему он стремится
Глава 4    Вьяса и Нарада – человек и Бог
Глава 5    Нарада – бессмертный Дух
Глава 6    Только тогда вас примет Всевышний, когда сердце ваше очистится страданием
Глава 7    У Господа нет изъянов. Мы видим отраженными в Нем наши собственные пороки и недостатки
Глава 8    Всё творение вокруг – как учебник, созданный Богом специально для нас
Глава 9    Все деяния Господь совершает ради нашего блага
Глава 10  Гнев уничтожает все человеческое в нас и лишает благосклонности судьбы
Глава 11  Любовь живет, отдавая и прощая
Глава 12  Все печали мы создаем себе сами
Глава 13  Боль и радость неразлучны
Глава 14  Человека определяет его окружение
Глава 15  Милость Бога способна испепелить и горы греха
Глава 16  Радха столь же неотделима от Кришны, как белый цвет – от молока
Глава 17  Во время смерти отбрасывается только телесная оболочка человека
Глава 18  Сосредоточенность во время медитации способна даровать вам видение Господа
Глава 19  Образование должно научить смирению того, кто его получил
Глава 20  У неверующих нет прямого опыта переживания Божественного, не читали они об этом и в книга
Глава 21  Говоря чересчур много, мы вынуждаем язык совершать четыре греха
Глава 22  Сострадание – благороднейшее из качеств, присущих женскому роду
Глава 23  Творец и акт Его творения пребудут вовеки
Глава 24  Кришна как бескрайний океан, а гопи как малые ручейки, вливающиеся в Него
Глава 25  Служение человеку есть служение Богу
Глава 26  Здоровье – наше величайшее богатство
Глава 27  Религиозные книги писались не для того, чтобы делать деньги
Глава 28  Величайшее богатство человека – его крепкое здоровье
Глава 29  Бог как священное дерево Кальпатару, способное исполнить все ваши желания
Глава 30  История и культура нашей родины нам как отец и мать
Глава 31  "Анандо Брахма – Брахман есть Ананда"
Глава 32  Самое важное для студента – научиться контролировать свои чувства
Указатель имен и терминов

Глава 27
Религиозные книги писались не для того, чтобы делать деньги

   "Бог – ваш друг, который ближе вам отца и матери. Он живет внутри вас в форме Атпмана. Какую более простую и великую истину могу Я поведать вам?"

   В области Духа Индия достигла великих высот и вызывает уважение всего мира. Разумеется, и у нас в стране не обошлось без перемен как в моральной, так и в политической сферах. Однако в духовном отношении наша страна неуклонно движется вперед, и никто не в силах помешать этому движению. Всё же у некоторых людей возникают опасения, что из-за достигнутого нами духовного прогресса мы становимся всё более слепы и глухи к тому, что принято называть "современным". Но современные люди живут так, что совершенно не осознают, что представляет собой человеческая природа. Они пребывают в заблуждении, что их тело, полное несовершенств, грязи и мерзости, и есть их истинное человеческое существо. Они убеждены: всё, что им требуется, – это кое-какое образование, дающее им возможность прокормить себя, одежда и крыша над головой. Если бы человек на самом деле являл собою только физическое тело, тогда ему, возможно, было бы достаточно довольствоваться домом, одеждой и едой. Но человек не таков. Он наделен Божественностью, которая пребывает внутри него.

   Па общему признанию, Америка – богатейшая и наиболее процветающая страна мира. Казалось бы, денег в стране предостаточно, разных: удобств – тоже. Там человек может удовлетворить любую свою физическую прихоть. В среднем на каждые пять человек в этой стране приходится по одному автомобилю. Если поставить все эти автомобили один на другой, возможно дотянуться до Луны. Можно простоять на американской дороге весь день, но так и не увидеть ни одного пешехода. И, тем не менее, даже в такой процветающей стране каждый пятый кончает жизнь само; убийством. Почему же подобное происходит в столь процветающей стране? Очевидно, что при огромных возможностях обеспечить себе любой внешний комфорт у человека отсутствует возможность насладиться божественной благодатью.

   Действительно, человек – не просто тело, это – Тот, кто обитает в этом теле. Между Ним и человеческим существом имеется теснейшая связь. Вы способны испытать истинное блаженство благодаря Духовному существу, которое обитает внутри вашего тела, физическое тело никогда не подарит вам подобного блаженства. Ребенок будет радоваться игрушкам до тех пор, пока не увидит мать. После этого он отбросит все игрушки и кинется к матери, ибо только рядом с ней он обретет постоянное счастье. Богатство, как и обладание материальной собственностью даруют человеку лишь кратковременное счастье, постоянное же блаженство исходит только от Божественного. Именно поэтому так много людей из процветающих стран приезжают в Индию и присоединяются к движениям "Харе-Рама" и "Харе-Кришна": они стремятся таким образом обрести какой-то мир внутри себя. Мир и блаженство внутри нас изначальны, они не приходят извне. Не только хлебом единым жив человек. Он жив опытом переживания Атмана, своего истинного "Я". Однако современные люди не способны осознать эту истину и пребывают в иллюзии, что самое важное – это материальный мир.

   Тело состоит из пяти материальных элементов, и его разрушение неизбежно. Но Тот, кто живет в нашем теле, вечен. Божество, обитающее в человеке, не знает ни рождения, ни смерти. То, что живет в нас в виде Духа, Атмана, и есть Бог. Жизненная сила, обитающая в вас, равно обитает и во всех других живых существах. В Упанишадах поведана та истина, что эта животворящая сила – не что иное, как Бог. Мир един и создан из Высшего Духа, Брахмана, и нет другого, подобного Ему.

   Мир этот непостоянен и полон тревог. Как же достичь блаженства в столь ненадежном, неистинном и нестабильном мире? Птица на качающейся ветке неизбежно будет качаться вместе с нею. Человека, схватившегося за обрубок дерева посреди океана, будет непрерывно бросать по волнам, ибо волны заставляют дерево плыть. Как же избежать перемен в мире, которому свойственно постоянное изменение и составной частью которого мы являемся?

   Нет никакого смысла привязываться к этому бренному телу, которое есть не более чем тлен. Отдайте всю вашу привязанность Богу. Он подобен нашему жизненному дыханию. Нам дарована жизнь только затем, чтобы мы могли достичь этого вездесущего Бога. Прахлада на примере своей жизни показал, что сын, который не стремится к обретению милости Божьей, не достоин назваться сыном. Если не употребить всю силу своих рук на почитание Шивы, если не употребить всю силу своих уст на прославление Хари, если в ваших сердцах нет места состраданию и любви к истине, зачем же тогда вы рождены на свет? Неужели только для того, чтобы мать ваша испытала родовые муки? Следует строить свою жизнь таким образом, чтобы заслужить милость Бога. Последуем же путем святости. Родившись на этой земле, сделаем всё необходимое и возможное, чтобы не рождаться вновь. И смерть следует встретить так, чтобы для нас она более не повторялась. В этом – великая тайна человеческой жизни.

   Однако в наше время в такой же мере, в какой продвинулась вперед наука, уменьшилась и заложенная в человеке сила. С прогрессом науки человек постепенно утрачивает заложенный в нем разум. То, что вы называете "наукой", способно вам дать только материальное удовлетворение, оно не в силах даровать вам блаженство Духа, Атмана. Духовность приведет вас к аспекту совершенства. Каждому человеческому существу следует осознать это совершенство или совершенное знание, присущее природе духовности.

   В слове манава, что значит "человек", три слога: ма– , на- и -ва. Ма- здесь означает невежество или недостаток знания, на- – избавление от темноты невежества, а -ва подразумевает поведение человека. Таким образом, общий смысл слова манава заключается в том, что человеку надлежит строить свое поведение так, дабы избавиться от охватывающей его тьмы невежества. В наши дни это слово не оправдывает своего исконного значения, поскольку люди перестали руководствоваться этим основополагающим принципом. Поэтому в нас изменилось всё, начиная с нашей внешности. Человек тратит свою жизнь попусту, будто это не жизнь, а какая-то кинокартина.

   Мы ведем себя так, что более не способны осознать, что именно составляет основу человеческой природы. Священные книги, такие как Библия, Коран, Бхагавата и т.п. указывают нам путь святости. Все религии учат только добру, – и поступать следует, всецело осознавая, что такое добро. Если помыслы и поступки людей чисты, любая религия будет благом. Молодежи надлежит помнить об этом и не способствовать религиозной или иной розни, возникающей в общественной жизни. Для того чтобы молодежь могла осознать единство всех религий, Прахлада преподал своим последователям множество священных принципов.

   Мы – воплощение истины, истина – вот наша природа. Мир – это основа существования всех форм вселенной. Процветание - шивам – вот то, чего также жаждут все существующие в мире формы. Процветание, истина и красота – шивам, сатьям и сундарам – составляют основу мироздания, и они неразрывно связаны между собой. Один и тот же предмет может иметь разные наименования, – и точно так же божественный Дух, Атман. он может обретать бесчисленное множество имен и форм. Имена могут меняться, но содержание, его суть, неизменно.

   Вода на языке телугу называется "ниру", на тамильском – "танни", на санскрите – вари, а на хинди - "пани". Всё это – различные названия воды, но сама вода – одна и та же. Подобным же образом существует только один Бог. Истина одна, но единая для всех истина разными людьми описывается по-разному.

   Для наглядности приведу небольшой пример. Как вы знаете, разные сладости имеют разные названия: майсур-пак, гулабджам, палакова, ладду и т.д. Однако основу всех их составляет сахар. Не будь в них сахара, эти сладости не имели бы ни названия, ни формы. Так же и с божественностью. Она присутствует в каждом человеческом существе, и пример тому - пастушки, гопи.

   Некогда жил на земле один царь. Он был сведущ во всех областях управления, включая науку, политику и мораль. Он всегда говорил только правду и учил этому своих подданных. Он был убежден, что истина - основа любого нравственного закона, дхармы. И вот настал для него час испытаний.

   Однажды, когда он, восседая на троне, занимался государственными делами, к нему приблизилась прекрасная женщина в богатых одеждах. Назвавшись Дхана-Лакшми, Богатство приносящая, она попросила разрешения покинуть его дворец. Царь, не высказав ни сожаления, ни гнева, дал ей такое разрешение. Через некоторое время к нему явилась другая прекрасная женщина. Назвавшись Справедливостью, она также изъявила желание покинуть его владения. Она сказала, что раз ушло богатство, то и справедливости здесь делать нечего. Не выказав ни гнева, ни сожаления, царь также позволил ей уйти.

   И тогда пришел к нему прекрасный юноша. Сказавши, что его зовут Праведное поведение, он объяснил, что без богатства и справедливости ему нечего делать во владениях царя, и также испросил разрешения уйти. Царь отпустил и его. Затем явилась еще одна женщина и назвалась Кирти - Репутацией. Она объяснила царю, что раз у него не осталось ни богатства, ни справедливости, ни праведности, то и репутации здесь делать нечего. Царь и ее отпустил с невозмутимостью.

   И тут подошла к нему еще одна прекрасная особа. Она сказала, что ее имя – Истина, и также испросила разрешения удалиться. Но царь упал ниц, обнял ее стопы и стал умолять остаться. Он говорил, что в состоянии жить без богатства, без справедливости, без праведного поведения и даже без доброй репутации, однако без истины жизни не мыслит. Царь молил ее не уходить, говоря, что истина – сама суть его жизни. И Истина вняла его мольбам. А когда стало известно, что Истина не покинула царский дворец, то и все остальные вернулись обратно – и Богатство, и Справедливость, и Праведное поведение, и Добрая репутация, ибо они поняли, что без Истины они никакой ценности не представляют.

   Так и вам, юным студентам, надлежит жить в истине и любви. Развивайте в себе бескорыстную любовь. Жизнь быстротечна, и за ее короткий срок нужно успеть заслужить добрую репутацию. Вы называете себя студентами: так и ведите себя таким образом, чтобы быть достойными этого звания. Вам, студентам, предстоит долгий путь. Отправляясь в длительное путешествие, вам надлежит преисполниться любви, терпимости и святости. Наше тело есть древо жизни нашей с ветвями, листьями, цветами и плодами. Наши взаимоотношения с другими людьми – как ветви его и листья, наши мысли – как его цветы. Наши убеждения и вера – корни этого древа, а чувство священного блаженства – его плод. Ваш характер – как сок этого плода. Если древо не плодоносит, оно годится только на растопку. Таким образом, плод нашей жизни – это выработанный нами характер, также нам надлежит заботиться об укреплении своих корней – наших убеждений и веры.

   Мысли и устремления пастушек, гопи, были постоянно были направлены к святой и божественной форме Кришны. Прахлада утверждал бесформенный аспект Бога. Все священные писания учат нас подобным священным предметам. Религиозные тексты писались не для того, чтобы делать на них деньги. Они не похожи на те никчемные дешевые книжки, которые наводняют книжный рынок сегодня. Великие риши, мудрецы древности, писали эти священные тексты для того, чтобы донести до людей свой непосредственный опыт переживания Божественного. Ведическая, христианская, мусульманская религии, зороастризм и т.д. – все они указывают нам самый прямой путь к Богу.

   Однако надо признать, что студенты не очень-то склонны читать подобные книги. Они говорят, что у них нет на это времени. Они предпочитают убивать время на чтение дешевых романов, которые разрушают человеческую личность. Первый и наиважнейший долг любого студента – уделять как можно больше времени восприятию священных предметов. Укрепив в себе подобные святые качества, вы, несомненно, приблизите то время, когда станет возможным установить на земле братство человечества и отцовство Бога. Многие цари и правители пожертвовали своими жизнями ради утверждения подобных истин. Если у человека не спокоен ум, всё его существование будет подобно смерти, в том числе и при наличии у него всевозможных богатств. Можно обладать миллионами рупий, но если у человека нет здоровья, какая в них польза? Разве правителя, пораженного раком, спасет от страданий его высокий пост? Счастья можно достичь, только заслужив милость и любовь Бога. Неслучайно Тьягараджа пел, возвещая о том, что, если обретет милость Господа Рамы, он станет самым сильным из смертных. Следовательно, всем нам надлежит посвятить себя такой благой деятельности, которая позволит нам заслужить любовь Бога. Если человек посвятит этому хотя бы часть своей жизни, он, несомненно, сумеет и другим указать этот великий путь к счастью.