Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиКниги

Шри Сатья Саи Баба

ЛЕТНИЕ ЛИВНИ В БРИНДАВАНЕ
1978

Курс лекций по индийской культуре и духовности


Содержание
Шри Сатья Саи Баба – аватар нашей эпохи
Глава 1    Вступительное слово
Глава 2    Бог приходит в человеческой форме, дабы помочь людям изменить себя к лучшему
Глава 3    Бхагавата – священная книга, открывающая каждому то, к чему он стремится
Глава 4    Вьяса и Нарада – человек и Бог
Глава 5    Нарада – бессмертный Дух
Глава 6    Только тогда вас примет Всевышний, когда сердце ваше очистится страданием
Глава 7    У Господа нет изъянов. Мы видим отраженными в Нем наши собственные пороки и недостатки
Глава 8    Всё творение вокруг – как учебник, созданный Богом специально для нас
Глава 9    Все деяния Господь совершает ради нашего блага
Глава 10  Гнев уничтожает все человеческое в нас и лишает благосклонности судьбы
Глава 11  Любовь живет, отдавая и прощая
Глава 12  Все печали мы создаем себе сами
Глава 13  Боль и радость неразлучны
Глава 14  Человека определяет его окружение
Глава 15  Милость Бога способна испепелить и горы греха
Глава 16  Радха столь же неотделима от Кришны, как белый цвет – от молока
Глава 17  Во время смерти отбрасывается только телесная оболочка человека
Глава 18  Сосредоточенность во время медитации способна даровать вам видение Господа
Глава 19  Образование должно научить смирению того, кто его получил
Глава 20  У неверующих нет прямого опыта переживания Божественного, не читали они об этом и в книга
Глава 21  Говоря чересчур много, мы вынуждаем язык совершать четыре греха
Глава 22  Сострадание – благороднейшее из качеств, присущих женскому роду
Глава 23  Творец и акт Его творения пребудут вовеки
Глава 24  Кришна как бескрайний океан, а гопи как малые ручейки, вливающиеся в Него
Глава 25  Служение человеку есть служение Богу
Глава 26  Здоровье – наше величайшее богатство
Глава 27  Религиозные книги писались не для того, чтобы делать деньги
Глава 28  Величайшее богатство человека – его крепкое здоровье
Глава 29  Бог как священное дерево Кальпатару, способное исполнить все ваши желания
Глава 30  История и культура нашей родины нам как отец и мать
Глава 31  "Анандо Брахма – Брахман есть Ананда"
Глава 32  Самое важное для студента – научиться контролировать свои чувства
Указатель имен и терминов

Глава 14
Человека определяет его окружение

   "Западное образование в наши дни оказывает огромное влияние на наше поведение и культуру. Нравы пришли в полный упадок, а все наши традиции преданы забвению. Люди поменяли свое платье и привычки. Мужчины почитают ниже своего достоинства беседовать с матерями и женами как с равными и считают пустыми предрассудками заповеди старших. Ситуация сегодня стала просто угрожающей. Что еще могу Я сказать о стране Бхарате нашего времени? Подобно слону, не осознающему собственной силы, жители нашей страны не сознают силы и возможностей родной культуры".

   Человеческая жизнь подобна кровати, полной блох. Кровать эта кишит всеми возможными болезнями, какие только существуют сегодня в мире. И для того, чтобы почувствовать себя счастливым и найти радость в своей жизни, человеку необходимо предпринять долгое путешествие. Послушайте же, юноши и девушки, собравшиеся здесь для обретения знаний! Наша родина, священная страна Бхарата, славится многообразием языков, традиций и прекрасной своей культурой. Ни в одной стране мира не найдете вы такого разнообразия языков и религий, какое процветает в Бхарате. Для того чтобы внести перемены и осуществить реформы в нашей великой стране, древние святые и мудрецы, риши, даровали нам Веды, Итихасы и Пураны. То, что легло в основу нашей культуры, описано в сказаниях Бхагаваты о деяниях потомков Бхараты. Вот уже четырнадцать дней слушаем мы священные истории о Бхагавате, и нам следует осознать, что она фактически является историей нашей великой культуры. Вемана как-то сказал, что соль и камфара выглядят схоже, ко разительно отличаются друг от друга по вкусу. Золото и латунь трудно различимы на глаз, но если заставить их звенеть, то звон будет разным. Когда Божественный принцип облекается в человеческую форму, на первый взгляд может показаться, что поступки Бога – поступки обыкновенного человека.

   Как-то раз мать Яшода укладывала Кришну спать. Она пела Ему колыбельную и постепенно погружалась в экстаз. Долгое время укачивала она Кришну, но Он, несмотря на все ее усилия, так и не заснул. Яшода недоумевала, почему Кришна не может заснуть, и даже молила богиню сна, чтобы та наслала сон на неугомонного мальчишку. Все бескорыстные и священные действия можно считать играми, липами, Господа. Через некоторое время Яшода увидела, что глаза Кришны закрылись. Ей показалось, что Он, наконец, заснул, хотя на самом деле Кришна только притворился спящим. Попросив слуг не шуметь, Яшода обратилась к Кришне так: "Ты – всё это мироздание. Кто может выстроить для Тебя дом? Твой свет подобен сиянию миллиона солнц, так кто может указать свет Тебе? Как же нам познать Тебя – Того, кто заключил в Себе всё мироздание?"

   Однако Яшода была матерью, и, даже если ее сын - Сам Параматман, ее материнская привязанность всё равно обнаружит себя. Никому не дано постичь проявлений иллюзии – майи, глупые люди рождаются в майе, растут в майе и никак не могут понять ее природы. Все жизни есть результат одной лишь майи, рождение и смерть – ее творения. Все наши привязанности - результат только майи, жизнь исполнена ею.

   Спящего человека можно мгновенно разбудить, того же, кто бодрствует, будить не нужно, но как разбудить того, кто лишь притворяется спящим? Подобным же образом обращалась к Кришне и Яшода: "Как можно разбудить Того, кто только делает вид, что спит? Прекрати притворяться, – я ведь вижу, что Ты лукавишь!"
Бога и божества, девы и деваты, наблюдали за этой сценой и говорили друг другу, что судьба даровала Яшоде несказанное счастье – играть с Господом в Его игры.

   Особые колыбельные пела Яшода Кришне. Вот послушайте одну из них: "Сотворила я четыре Веды, чтобы стали они четырьмя опорами Твоей колыбели. Девятью драгоценными каменьями1 украсила я эту колыбель.

   Владыка кобр охраняет Тебя в ней. Твоя люлька – колыбель омкары, и я приготовила для Тебя в ней ложе в форме " Тат твам аси". Ты олицетворяешь и объединяешь Собой все семь миров. Спи же спокойно в Своей колыбели". Мать прекрасно понимала, что сын ее Кришна - всемогущий Господь, и всё же порой запутывалась в сетях майи.

   Шло время: Кришна рос в доме Нанды, учась передвигаться по дому и играть. Мать всегда была подле Него и присматривала за Ним. В их дом часто приходили пастушки, гопи, и расспрашивали Яшоду о Кришне. И вот как-то раз, когда они пришли снова, Кришна встал перед зеркалом и сделал вид, будто хочет накормить маслом Свое отражение. Яшода сильно удивилась такому Его поступку, он показался ей очень наивным.

   Все поступки Кришны казались на первый взгляд по-детски наивными и, тем не менее, вызывали несказанное удивление. Например, в детстве Кришна часто донимал мать вопросом, почему волосы у Него на голове растут не так пышно, как у брата. Чтобы Его успокоить, Яшода отвечала: "Для того чтобы они были пышными, нужно пить много молока и есть побольше масла". Как-то раз после такого ответа Кришна не беспокоил мать несколько дней. Затем Он снова обратился к ней с тем же вопросом. Он сказал, что последнее время пил очень много молока и ел масло, но с волосами у Него почему-то не произошло изменений. На это мать заметила Ему с легким укором: "Твой брат пьет только кипяченое молоко и ест только то масло, которое ему дают, а не таскает втихомолку из кладовки. Ты слишком нетерпелив: пьешь молоко сразу после дойки и требуешь масла, когда оно еще не готово. Твой брат, в отличие от Тебя, такой терпеливый и спокойный", – увещевала она сына. С того дня Кришна решил больше не просить у матери молока, а вместо этого начал просить молоко у соседей. Так как Кришна совершил уже много необычных поступков - например, убил демоницу, ракшаси Путану, Он расположил к Себе всех жителей деревни. Его сердечно встречали в любом доме, куда бы Он ни заходил, но с этого времени там участились случаи воровства. Пастушки жаловались Яшоде на Кришну, и вот однажды ее терпение лопнуло, она схватила сына и стала ругать Его за проделки: "Ты не ешь того, что Тебе дают дома, а ходишь по чужим домам и воруешь там молоко и масло. Ты так мал, а рот у Тебя вечно в масле, и все жители деревни жалуются мне на Тебя". Гопи постоянно жаловались матери на Кришну. Но нам следует понимать истинный смысл таких Его поступков. Слово наванита - чистое масло – означает в данном случае "чистое сердце". Кширасагара в переводе значит "океан молока". С океаном иногда сравнивают и самсару, семью. В данном случае нам следует толковать поступки Кришны следующим образом: Он похищает чистые сердца людей, с головой погруженных в океан семейных привязанностей – самсару.

   Таким же образом и во всех остальных поступках Кришны следует искать глубинный смысл. Как-то раз Кришна с плачем прибежал к матери и сказал, что Его брат Баларама всё время затевает с Ним ссоры и вовсе не хочет с Ним играть. Кришна был очень расстроен и плакал совсем как обычный ребенок. Между Кришной и Баларамой постоянно происходили стычки. Во время игр Баларама часто спрашивал Кришну, на самом ли деле Тот сын Яшоды. В присутствии других детей он унижал Его, убеждая всех, что Яшода Кришне – не родная мать и что она купила Его у другой женщины. Такие слова больно задевали Кришну, и Он пытался возражать, но Баларама пускал в ход неопровержимый довод: почему у сына светлокожих родителей такая темная кожа? И далее он прибавлял, что если бы Кришна был настоящим сыном Яшоды и Нанды, то кожа у Него была бы светлая. Кришна выкладывал Яшоде такие аргументы брата и начинал плакать. Яшода бывала очень растрогана этим и утешала Кришну словами, что Баларама всё время ревнует к Нему и поэтому сочиняет подобные небылицы. Она всегда подтверждала Кришне, что она мать, а Он сын.

   Но здесь мы должны отметить, что она никогда не говорила, что Кришна – ее родной сын, а она – Его мать. Поэтому Баларама и сомневался в их родстве. Друзья их черпали сведения из этого источника, Яшода же основывала свои доказательства на авторитете любви. Следует заметить, что в данном случае из виду упускалось наиважнейшее доказательство, основывающееся на дхарме либо ведической истине. Знайте же, что в зависимости от обстоятельств каждый человек использует свое собственное понимание происходящего, или праману. Однако главный авторитет должен базироваться на пратьякша прамане, включающей в себя совокупный опыт работы всех органов чувств. Кришна показал всему миру, что по-настоящему надежна и имеет истинное значение только пратьякша прамана.

   Человек выбирает путь порока или путь добродетели в зависимости от того, какой круг общения он предпочитает. Если мы попадаем в компанию праведных людей, мы тоже обретаем святые качества. Вот небольшой пример. Когда мы видим перед собою змею, мы стараемся ее убить, так как считаем опасной.

   Однако, если эта же змея сопровождает Ишвару (Шиву), мы начинаем поклоняться ей и почитать за то, что она находится в столь священной компании. В Упанишадах говорится, что наши благие и дурные качества в действительности определяются нашим окружением. Если нам где-то в углу попалась крыса, мы тут же стараемся поймать ее и убить. Но эта же крыса пользуется нашим уважением, когда выступает в роли ездового животного, или ваханы, Винаяки (Ганеши). То же можно сказать и о дурных свойствах чего-либо. Если мы добавим в большой кувшин с молоком всего несколько капель ликера, молоко испортится. Огонь считается священной стихией, но стоит ему соприкоснуться с куском железа, как на него обрушиваются удары кузнечного молота.

   Таким образом, общение с дурной компанией приносит нам печали и заботы, а общение с достойными людьми приносит только благие плоды. Бросьте кусок железа на загрязненный тротуар, и оно покроется ржавчиной, утратив всю свою ценность. Бросьте его в огонь, – и ржавчина исчезнет, а само железо приобретет блестящий стальной цвет. Так и человек меняется в соответствии со своим окружением. Когда дует ветер, пыль поднимается высоко в воздух, хотя у нее и нет крыльев. Но попади эта пыль в воду, и она опустится на самое дно. У пыли нет ни ног, ни крыльев, однако ветер бросает ее вверх, а вода тянет вниз.

   Именно наше окружение определяет, достигнем ли мы высот или упадем на дно. Всем известно: если вокруг нас достойные люди, мы проживем свою жизнь спокойно и счастливо. Вот почему старейшие издавна советовали держаться только достойной компании.

   Кришна и брат Его Баларама оба были божественного происхождения, однако один из них следовал путем высшего знания, джняны, а другой – путем преданной любви, бхакти. На своем примере Кришна и Баларама наглядно показали миру эти отличные друг от друга пути. Вот почему между ними было иногда так много несогласия. Путь высшего знания, или джняна марга, обращается к мудрости человека, а путь преданности – бхакти марга – к его сердцу.

   Как-то Кришна пожелал отдать Свою сестру Субхадру в жены Арджуне, Баларама же не был согласен с этим. Все поступки Кришны представляют собой образец гармонии между мыслью, словом и делом.

   Сказано, что настоящий учитель человечества – сам человек, и Кришна привносил в мир именно такую гармонию. Кришна всегда обращался к Арджуне как к Своему родственнику, но чувствовал, что Ему не следует этого делать до тех пор, пока Он на самом деле не сделает Арджуну таковым при помощи супружеского союза. Если вы выйдете на трибуну и начнете называть всех братьями и сестрами, это будут только пустые слова. И лишь' когда вы на самом деле начнете считать людей таковыми, вы получите право так их называть. Если посторонний человек смотрит на вашу сестру с дурными намерениями, это порождает в вас чувство тревоги и негодования. Волнение, которое охватывает вас, когда ваши родные братья и сестры попадают в беду, должно касаться и всех остальных людей. Их боль должна стать вашей болью, их страх - вашим страхом, их унижение – вашим унижением. Наши мысли должны соответствовать нашим словам, а произносимые нами слова никогда не должны расходиться с делом. Сегодняшним студентам следует стремиться развивать в себе гармонию между мыслью, словом и делом. Примером для подражания вам может служить Кришна: лилы Кришны были таковыми, что Он обращал все Свои мысли в действия. У Него никогда не бьшо нечистых мыслей, никогда не зарождались в Нем мирские помыслы. Кришна был полностью лишен каких-либо недостатков. Он – это идеальный пример для подражания, и нам следует стремиться к единению с Ним.