Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиКниги

Шри Сатья Саи Баба

ЛЕТНИЕ ЛИВНИ В БРИНДАВАНЕ
1978

Курс лекций по индийской культуре и духовности


Содержание
Шри Сатья Саи Баба – аватар нашей эпохи
Глава 1    Вступительное слово
Глава 2    Бог приходит в человеческой форме, дабы помочь людям изменить себя к лучшему
Глава 3    Бхагавата – священная книга, открывающая каждому то, к чему он стремится
Глава 4    Вьяса и Нарада – человек и Бог
Глава 5    Нарада – бессмертный Дух
Глава 6    Только тогда вас примет Всевышний, когда сердце ваше очистится страданием
Глава 7    У Господа нет изъянов. Мы видим отраженными в Нем наши собственные пороки и недостатки
Глава 8    Всё творение вокруг – как учебник, созданный Богом специально для нас
Глава 9    Все деяния Господь совершает ради нашего блага
Глава 10  Гнев уничтожает все человеческое в нас и лишает благосклонности судьбы
Глава 11  Любовь живет, отдавая и прощая
Глава 12  Все печали мы создаем себе сами
Глава 13  Боль и радость неразлучны
Глава 14  Человека определяет его окружение
Глава 15  Милость Бога способна испепелить и горы греха
Глава 16  Радха столь же неотделима от Кришны, как белый цвет – от молока
Глава 17  Во время смерти отбрасывается только телесная оболочка человека
Глава 18  Сосредоточенность во время медитации способна даровать вам видение Господа
Глава 19  Образование должно научить смирению того, кто его получил
Глава 20  У неверующих нет прямого опыта переживания Божественного, не читали они об этом и в книга
Глава 21  Говоря чересчур много, мы вынуждаем язык совершать четыре греха
Глава 22  Сострадание – благороднейшее из качеств, присущих женскому роду
Глава 23  Творец и акт Его творения пребудут вовеки
Глава 24  Кришна как бескрайний океан, а гопи как малые ручейки, вливающиеся в Него
Глава 25  Служение человеку есть служение Богу
Глава 26  Здоровье – наше величайшее богатство
Глава 27  Религиозные книги писались не для того, чтобы делать деньги
Глава 28  Величайшее богатство человека – его крепкое здоровье
Глава 29  Бог как священное дерево Кальпатару, способное исполнить все ваши желания
Глава 30  История и культура нашей родины нам как отец и мать
Глава 31  "Анандо Брахма – Брахман есть Ананда"
Глава 32  Самое важное для студента – научиться контролировать свои чувства
Указатель имен и терминов

Глава 3
Бхагавата – священная книга, открывающая каждому то, к чему он стремится

   "То, о чем мы говорим как о несуществующем, в действительности существует. А того, что мы считаем существующим, этого нет. Единственное, что пребывает во все времена, – это Бог, вездесущий Бог. Без Бога нет этой вселенной".

   Воплощения чистейшего Атмана - Павитратмасварупас! Шримад Бхагавату и ее двенадцать книг, сканд, можно сравнить со зданием в двенадцать этажей; Нарада . дал название каждой из этих книг. Все они одинаково значимы, но одна из них – "Васудева Упасана" - занимает особое место. Она – тот фундамент, на который опирается здание остальных одиннадцати книг этого священного текста. Слово Васудева означает Господь, а также дева – божество, присутствующее в каждом живом творении, дживе. Но дева, или божество, не только пребывает в каждом живом существе, оно основа всего творения. Того же, в ком в полной гармонии находятся мысли, слова и дела, воистину можно назвать почитателем Бога, бхагаватой. Все действия живого существа, дживы, должны быть устремлены к Васудеве.

   Поскольку вы наделены телом, обладающим формой и именем, вам трудно постичь непроявленную форму Бога. И до тех пор, пока вы сохраняете мирские привязанности, вы способны познать Бога лишь через имя и форму. В этой связи Бхагавата говорит, что Васудева-упасана, или поклонение Васудеве, означает осознание Господа посредством имени и формы. Поэтому нам необходимо действовать и воспринимать окружающую жизнь лишь с позиции Васудевы. Тогда во всем окружающем мы будем находить только божественный аспект. Лишь тот, кто осознал природу Атмана, вечного Духа, достоин совершить подобную духовную практику, садхану.

   Следуя традиции Вед, мы постоянно осознаем важность времени и почитаем его священным. Традиционно мы делим год на двенадцать месяцев, но знаете ли вы, что для того, чтобы сделать эти двенадцать месяцев священными, имя Бога также составили из двенадцати слогов? "Ом намо Бхагавате Васудевайя (Да славится Господь Васудева)". Таким образом, мы видим, что имя бога времени насчитывает двенадцать слогов1. И именно поэтому мудрец Вьяса составил Бхагавату из двенадцати книг, сканд.

   Кали-юга – это единица отсчета времени. Ее используют в исчислениях длительности Крита-юги, Двапара-юги и Трета-юги. Существуют определенные правила для пользования этой мерой времени. Длительность периода времени, носящего название Кали-юги, составляет 432 тысячи лет. В два раза больший период времени занимает Двапара-юга – две основные единицы времени, или 864 тысячи лет. Трета-юга занимает три основные единицы и длится 1 миллион 296 тысяч лет. Крита-юга составлена из четырех основных единиц, то есть длится 1 миллион 728 тысяч лет. Четыре юги вместе составляют Маха-югу, Великую югу. Таким образом, весь цикл юг, объединенных в Маха-югу, занимает 4 миллиона 320 тысяч лет.

   Поэтому разница в длительности Кали-юги и Маха-юги заключается только в добавлении к первоначальному числу дополнительного нуля в конце. Цикл юг, подобно дням, месяцам и временам года, повторяется непрерывно и бесконечно. На стыке юг, при переходе от одной юги к другой, многие составляющие мироздания, такие как горы, реки, жилища и т.п., претерпевают значительные изменения. Со сменой юг меняются и внешние формы выражения дхармы. В результате некоторые существовавшие ранее понятия о добре и зле могут превратиться в свои противоположности.

   В зависимости от полученного воспитания и индивидуальных способностей различали четыре категории людей: раджариши - царственные мудрецы, тапасви – отшельники-аскеты, махариши – великие мудрецы и брахмариши - божественные мудрецы, которые следовали каждый своей дхарме. Послушайте одну из историй Бхагаваты. Жил некогда мудрец, риши, по имени Шами. Он был главным зодчим и своими достижениями заслужил титул брахмариши. У него был сын – тапасви Шринги. Брахмариши Шами знал все о Брахмане и постоянно пребывал в состоянии внутренней уравновешенности и покоя ума. Горе и радость, боль и наслаждение, хвалу и хулу - все воспринимал он одинаково ровно; события внешнего мира не вызывали отклика в его душе. Вместе с несколькими своими учениками он изучал философию Адвайты, отказываясь от всего во имя Бога и ради блаженства слияния с Ним. Его сын Шринги также был великой личностью, но заслуживал звания только тапасви, ибо не обладал еще способностью к различению сути вещей. Ему были дарованы огромные возможности, за исключением права проклинать кого-либо. И вот случилось так, что Шринги утратил свойственное ему хладнокровие и в гневе проклял царя Парикшита, бывшего великим раджариши.

   Здесь мы сталкиваемся с проступками двух типов. Проступок, который совершается абсолютно осознанно, может нанести большой вред миру. Случайный же или обусловленный неведением проступок может повредить кому-то одному, но не затронет окружающего мира. Парикшит был великим царем, беззаветно преданным Богу и самоотверженно Ему служившим. Он совершил ошибку по незнанию, без злого умысла, и ее последствия могли сказаться только на нем. Однако в ответ на действия Парикшита отшельник-аскет, тапасви Шринги, потерял контроль над собой и наложил на него проклятие, которое в данных обстоятельствах причинило вред не только самому царю, но и всему его царству.

   Происхождение Бхагаваты, суть ее учения и ее назначение становятся ясны уже из самой первой книги, сканды. Нарада начал этот труд, Вьяса продолжил, а Шука с блеском завершил. За время их работы к основному тексту Бхагаваты добавился целый ряд других сказаний, дополняющих и поясняющих ее содержание. Эти сказания и послужили основой еще одиннадцати сканд.

   Один из важнейших эпизодов Бхагаваты - эпизод беседы царицы Драупади с Ашваттхамой. В числе других, не менее значимых, Я бы назвал священную историю о преданности Уттары, о восхвалении Кришны царицей Кунти, о данном Бхишмой Дхармадже совете в форме Шанти-парвы ("Книги о мире") и, наконец, учение Кришны, преподанное им Арджуне в форме Бхагавад Гиты. "Уддхава Гита (Песнь об Уддхаве)", история о Прахладе, история о Кучеле и несколько других эпизодов, повествующих о великих преданных Богу, составляют основу Бхагаваты.

   Текст Бхагаваты поистине упоителен. Тот, кто испытал подлинную сладость Бхагаваты, навсегда покинет круг своих перерождений. Именно это имел в виду Потана, когда говорил, что сам процесс его работы над переводом Бхагаваты на язык телугу – результат его великих заслуг в прошлом рождении. Даром судьбы считал Потана то, что ему довелось описывать игры, лилы, самого Господа Нараяны, воплотившегося на земле в облике человека

   Для нас в Бхагавате наиболее значимы аспекты бхакти – преданной любви к Богу и беззаветного служения Ему. В обоих этих аспектах полностью проявляет себя природа божественной любви, премы. Трема означает те сладостные мысли, какие зарождаются в уме человека. Бхагавата подобна молоку – священному экстракту, извлеченному из всех Вед. Не следует забывать, сколько великих людей обрели спасение благодаря этой священной книге. Бхагавата – не просто сказание о голи, пастушках и спутницах Кришны. Далеко не всякий способен распознать тот священный аспект премы, что содержится в Бхагавате, и опьянеть и вдохновиться такими мыслями. Размышляя над именем Кришны, можно забыть о себе самом.

   Размышляя о Брахмане, можно уподобиться Самому Брахману. Точно так же, постоянно размышляя о Кришне, можно уподобиться Ему. Объяснить, что представляет собой Бхагавата и какое значение она имеет, вряд ли удастся в двух словах; однако она может каждому указать его путь, удовлетворить запросы и человека среднего уровня, и искателя истины, и того, кто наделен высоким интеллектом. С дерева манго урожаем будут только плоды манго, с лимона – только лимоны, но Бхагавата способна каждому дать то, чего он жаждет и стремится найти. Послушайте небольшую историю на эту тему.

   Жил некогда богатый торговец. Однажды он решил отправиться в дальние страны. У того торговца было четыре жены. За время своих странствий он каждой написал по письму, в котором спрашивал, чего бы та хотела получить от него в подарок, когда он вернется. Старшая жена отвечала, что будет счастлива, если он вернется целым и невредимым. Вторая жена написала, что хотела бы получить лекарства от своих хворей. Третья жена очень увлекалась духовной литературой и просила в письме привезти священные книги тех стран, в которых он побывает. У младшей же была только одна забота – вертеться перед зеркалом да красоваться на людях. Вот и попросила она мужа, чтобы привез он ей несколько сари и украшений по последней моде. Муж получил письма от своих жен и выполнил все их просьбы. Приехав домой, второй жене он отдал заморские снадобья, третьей – священные книги, самой младшей – нарядные сари и украшения, а сам направился к первой, старшей своей жене. Остальные жены возроптали – что же это он отворачивается от них, но торговец отвечал, что решил всё по справедливости. Что каждая жена хотела, то и получила. Старшая из жен ждала его самого, а не каких-то материальных даров.

   Такова притча, а теперь представьте себе, что у Параматмана – Высшего Духа – есть четыре жены: артхи, артартхи, джиджняси и джняни – искатель личной выгоды, обращающийся к Богу в корыстных целях, искатель божественного знания и любящий Бога. Господь выполняет просьбы первых трех жен, но Сам предпочитает находиться в сердце джняни. Параматман награждает вас не самой работой, но плодами вашего труда. В зависимости от вашей кармы, а также заслуг и молитв, Бог вознаграждает вас плодами ваших деяний. Многими путями мы черпаем из Бхагаваты важнейшие для себя уроки. Вспомним эпизод с Кучелой. Кучела поначалу сомневался в Кришне. Он думал, что несмотря на то, что Кришна был другом его детских игр, Тот вряд ли узнает его при предстоящей встрече, став столь богатым и могущественным царем.

   Кучела волновался. Жена Кучелы, в сердце которой никогда не возникали подобные сомнения, уговорила мужа встретиться с Кришной, убедив его в том, что Кришна лишен каких-либо предрассудков и не забывает старых друзей. Природа Бога такова, что Он придает истинное значение лишь уму человека и чистоте его молитв, внешнее же не имеет для Него никакого значения. Итак, преодолев подобные сомнения после выпавших на его долю несчастий, Кучела ступил во дворец Кришны. Кришна почтительно и сердечно приветствовал его, а затем, не дожидаясь просьб с его стороны, осыпал его Своею милостью и материальными дарами. В момент, когда нисходит Божья благодать, человек забывает о своих желаниях.

   Вернувшись домой, Кучела обнаружил на месте старой и бедной хижины, служившей ему жильем, прекрасный дворец. Он рассказал жене о том, как встретил его Кришна, и добавил: "Он принял меня так, будто давно уже этого ждал. Он был так добр, будто воплотил в Себе всю доброту и всё сострадание.

   Приняв в дар пригоршню риса от бедняка Кучелы, наградил Он нас таким великолепным дворцом". Даже если вы даете Богу немногое, в ответ Он воздает вам сторицей. Если вы делаете навстречу Богу только один шаг, Бог, дабы вас поддержать, делает вам навстречу десять шагов. Но благосклонный взгляд Бога обратится на вас лишь в том случае, если вы сами направите к Нему свой взор. Если же вы смотрите в другую сторону, Ему нет смысла глядеть на вас. Вот небольшой пример. Когда вы находитесь прямо передо Мной, вы можете заглянуть Мне в глаза, а Я – вам. Если же вы стоите вдалеке, да еще и смотрите в другую сторону, как сможем мы взглянуть друг на друга?

   Кришна был Тем, кто постоянно направлял Свой взор к Своим преданным. Бхагавата – это история Господа Кришны. Она повествует о том, какое высшее блаженство даровал Кришна преданным Ему пастушкам, гопи, появляясь перед каждой из них в той форме, какую та больше всего любила. Тем самым Он наглядно показывал, что разнообразие форм этого мира имеет единую первооснову. Так Бхагавата говорит о том единстве, которое нам следует видеть за всем многообразием этого мира. Эта история полна любви, и повествование в ней ведется так, чтобы вы могли почувствовать себя на месте ее героев. Надеюсь, вы сумеете понять и вобрать в себя хотя бы часть из того, о чем услышите на наших семинарах в дальнейшем.