ЛЕТНИЕ ЛИВНИ В БРИНДАВАНЕ
1978
Курс лекций по индийской культуре и духовности
Содержание | ||
Шри Сатья Саи Баба – аватар нашей эпохи Глава 1 Вступительное слово Глава 2 Бог приходит в человеческой форме, дабы помочь людям изменить себя к лучшему Глава 3 Бхагавата – священная книга, открывающая каждому то, к чему он стремится Глава 4 Вьяса и Нарада – человек и Бог Глава 5 Нарада – бессмертный Дух Глава 6 Только тогда вас примет Всевышний, когда сердце ваше очистится страданием Глава 7 У Господа нет изъянов. Мы видим отраженными в Нем наши собственные пороки и недостатки Глава 8 Всё творение вокруг – как учебник, созданный Богом специально для нас Глава 9 Все деяния Господь совершает ради нашего блага Глава 10 Гнев уничтожает все человеческое в нас и лишает благосклонности судьбы Глава 11 Любовь живет, отдавая и прощая Глава 12 Все печали мы создаем себе сами Глава 13 Боль и радость неразлучны Глава 14 Человека определяет его окружение Глава 15 Милость Бога способна испепелить и горы греха Глава 16 Радха столь же неотделима от Кришны, как белый цвет – от молока |
Глава 17 Во время смерти отбрасывается только телесная оболочка человека Глава 18 Сосредоточенность во время медитации способна даровать вам видение Господа Глава 19 Образование должно научить смирению того, кто его получил Глава 20 У неверующих нет прямого опыта переживания Божественного, не читали они об этом и в книга Глава 21 Говоря чересчур много, мы вынуждаем язык совершать четыре греха Глава 22 Сострадание – благороднейшее из качеств, присущих женскому роду Глава 23 Творец и акт Его творения пребудут вовеки Глава 24 Кришна как бескрайний океан, а гопи как малые ручейки, вливающиеся в Него Глава 25 Служение человеку есть служение Богу Глава 26 Здоровье – наше величайшее богатство Глава 27 Религиозные книги писались не для того, чтобы делать деньги Глава 28 Величайшее богатство человека – его крепкое здоровье Глава 29 Бог как священное дерево Кальпатару, способное исполнить все ваши желания Глава 30 История и культура нашей родины нам как отец и мать Глава 31 "Анандо Брахма – Брахман есть Ананда" Глава 32 Самое важное для студента – научиться контролировать свои чувства Указатель имен и терминов |
Глава 15
Милость Бога способна испепелить и горы греха
"Как мазь в наших глазах не касается
глазного яблока, как жир пищи не касается языка, как лотос не касается грязи,
из которой произрастает, так и Дух, Атман, не соприкасается ни с чем, что его
окружает".
Воплощения любви – Премасварупа! Дух, Атман, нематериален. Его нельзя сделать
или слепить из какого-либо материала, как лепим мы из глины горшок, или сбить,
как сбиваем мы из молока масло. В отличие от творога, продукта переработки
молока, Атман не является продуктом переработки какого-то другого вещества. Он
вне сферы досягаемости наших органов чувств и не ведет своего происхождения из
какого-либо органа нашего тела. Только через духовный разум, или будцхи, что
свободен от природных качеств страстности и инертности – гун раджаса и тамаса,
- мы можем осознать природу Атмана, только через буддхи можем мы ощутить
блаженство Атмана. Для того, кто отправляется в путь, чтобы достичь конкретного
населенного пункта, путешествие подойдет к концу лишь тогда, когда он достигнет
своей цели.
Для того же, кто ищет Атмана, поиск
подойдет к концу только в тот момент, когда он ощутит Атман. Дух, Атман, не
связан с каким-либо видом нашей деятельности. Время от времени на небе
собираются тучи и скрывают от нас луну. Чтобы разогнать их, необходим ветер.
Атмана можно сравнить с луной, которую заслоняют от нашего духовного разума,
буддхи, облака в форме дурных идей и природных качеств, гун.
Для того чтобы прогнать эти облака, требуются определенные действия – карма.
Выполняя эти действия, мы с помощью своего духовного разума, буддхи, сможем
осознать природу Атмана.
Существуют два типа самскары, или преобразования. В основе первого лежат гуны, качества природы; в основе второго - доша, – наши недостатки и пороки. Первый тип преобразования подобен орошению водой плодоносящего дерева, второй тип представляет собой уничтожение дурных качеств и сравним со стиранием пыли с поверхности зеркала. Всматриваться в себя только после того, как зеркало вычищено – вот необходимое условие во втором типе преобразования. Когда зеркало покрыто пылью, мы не можем увидеть себя в нем ясно. Избавиться от скверны – вот та работа, которая нам требуется. Орошение водой и удобрение навозом фруктового дерева в надежде получить с него плоды можно уподобить пути поклонения, или упасана-канде. Посвящать же свою повседневную работу Богу есть аспект пути благих деяний, или карма-канды.
Быть вовлеченным в упасана-канду означает искать Бога и предлагать Ему свою священную любовь, прему. Процесс очищения нашего ума от наслоений и последующее осознание Атмана с помощью карма-канды и упасана-канды чрезвычайно важен. Он создает форму для Атмана и дарует нам блаженство его осознания.
Такая форма наделена присущими только ей качествами и красотой. Эта божественная красота не имеет какой-то определенной формы и все-таки способна всех привлекать.
Пастушки, гони, знали, сколь притягательна такая красота, и поэтому страдали, когда им приходилось разлучаться с Кришной. Рядом с Ним они пребывали в состоянии величайшего блаженства. Так гони наглядно показывали всем, как обычные люди могут ступить на путь самоочищения и наслаждаться блаженством переживания Атмана.
Послушайте, как на языке телугу красоту Аватара описывает поэт Потана: лицо Кришны он сравнивает с луной, глаза – с рыбками, чешуя которых переливается всеми цветами радуги, а плечи – со змеями. Его талия, говорит он, подобна львиной, а ступни – лепесткам лотоса. Когда Потана сложил свою поэму, от сравнения с Кришной смутились все: и змея, и рыбы, и лев, и луна, и лотос. Луна застыдилась, считая себя недостойной сравниться с сияющим ликом Кришны, и укрылась за тучами. "Только со звездами можно сравнить сияющие очи Кришны", - пробулькали рыбы и ушли на самую глубину, чтобы скрыть свою растерянность. Плечи Кришны были широки и упруги, и змеи недоумевали, как такие плечи можно сравнить с ними. Вспыхнув, они уползли в свои норы подальше. Лев также решил, что не может быть никакого сравнения между красивой талией Кришны и его собственной, и смущенно скрылся в лесной чащобе. Цветы лотоса стыдливо сложили свои лепестки, ибо сознавали, что не может быть никакого сравнения между ними и прекрасными и нежными стопами Господа.
А вот описание Кришны, которое дал мудрец Вьяса: "На двух лотосах высятся, играя, два слона. Между слонами восседает могучий лев, а надо львом – большое озеро. Из самого центра озера вздымается высокая гора, на вершине которой нежно мерцает лунный диск. Внутри этого диска резвятся, играя друг с другом, две рыбки, а вокруг него вьется рой шмелей". Описание Кришны, данное Вьясой, соответствует предыдущему. Лотосы - это ступни Кришны, слоны – Его бедра, лев – Его талия, водоем – живот, а гора - Его грудь. Над горой-грудью сияет лицо-луна, а две резвящиеся на ней рыбки - это глаза Его. Рой же шмелей – это завитки Его темных кудрей, а вьются они вокруг лица Кришны потому, что их влечет медовая сладость Его улыбки.
Пастушки любовались этой прекрасной формой и осознавали, что такая красота не встречается среди людей.
Они пришли к выводу, что лицезрение подобной красоты способно даровать неземное блаженство. Как бы вы ни старались, вы не найдете в их действиях или мыслях по отношению к Кришне ничего из области гун или мирских привязанностей; Кришна же, Сам Высший Дух, или Параматман, полностью лишен подобных качеств. Параматман стоит выше всех качеств природы, однако, чтобы быть понятым людьми, которые наделены ими по своей природе, Он время от времени нисходит до уровня людей, дабы наставить их на путь истины.
Хочу привести вам один пример на эту тему, чтобы все учащиеся легко это усвоили. Каким бы высокообразованным человек ни был, каких бы успехов в науках он ни достиг, когда он решит приступить к образованию своего сына, разве не напишет он ему прежде своей рукой алфавит? В этом случае нас не удивит, что столь образованная личность занимается написанием каких-то букв. Для того чтобы начать обучение юного сына, отец вынужден снизойти до его уровня и начать с самых азов. Таким же образом поступает всезнающий и всемогущий Параматман, когда время от времени облекается в человеческую форму с целью преподать невежественным людям необходимые для них истины.
Человеку нелегко достичь всеблагого Господа. В этих словах заключен для вас глубокий и важный смысл.
Вспомните, сколько трудностей и неприятностей приходится преодолевать, чтобы добиться любви обычного человека. Поэтому не следует удивляться тем трудностям и препятствиям, с которыми неизбежно сталкиваетесь вы, стремясь обрести любовь Бога. Именно поэтому пастушки говорили, что они столкнулись со многими трудностями на этом пути. Это же имеет в виду и Вьяса, когда утверждает, что если вы хотите обрести любовь Бога, то вам следует отказаться от любви ко всему остальному. Когда вы отринете от себя все иные привязанности, обрести любовь Бога станет легко, и все преграды на вашем к Нему пути исчезнут. Если же вы идете к Богу с грузом земных желаний и страстей, ваш путь будет труден и тернист.
Самоотречение – вот истинный путь к Богу. На яркий свет лампы слетаются мотыльки, чтобы погибнуть за мгновения близости к нему. Олени устремляются на звуки музыки и попадают в ловушку. На аромат нектара прилетают к лотосу пчелы, и лотос закрывает лепестки, из плена которых им уже не вырваться.
Приготовьтесь к тому, чтобы полностью предать себя в руки Господа, – и вы обретете Его любовь. Вам следует отказаться от привязанности к своему телу и забыть о своем честолюбии. Только тогда, когда вы полностью отрешитесь от всего этого, вы сумеете приблизиться к Господу. Ваш ум должен быть полностью сосредоточен на Господе. Но до тех пор, пока вы не достигли этого высокого уровня самоотречения, вам следует принимать участие в такой божественной и священной деятельности, как песнопения во славу Божию и медитация – бхаджаны и дхьяна, и развивать в себе способность к чистой любви, преме. Когда вы пребываете в состоянии блаженства, и ваша любовь к Богу крепнет и дает свои плоды – то знайте, что с вами Его милость. Гопи претерпели немало страданий и прошли несколько перерождений, прежде чем оказались рядом с Господом и заслужили Его милость.
Следует понять то волнение, которое охватило всех пастушек, когда в Двараке появился Акрура, чтобы отвезти Кришну и брата Его Балараму к Камсе. Пастушкам казалось, что само его имя Акрура, "безгневный", не соответствует носителю, так как он в действительности коварен и жесток. Они не могли смириться с тем, что Акрура увозит с собой их Господина, заставляя их так сильно страдать.
Пастушки были настолько расстроены предстоящей разлукой, что схватились за поводья лошадей, пытаясь остановить колесницу. Увидев расстроенных гопи, Кришне захотелось как-то утешить их, и Он притворился, что просит колесничего повернуть обратно. Обрадованные гопи тут же расступились и выстроились перед экипажем. В тот же миг Кришна мягко подал знак Акруре, чтобы тот подхлестнул лошадей. Пастушки принялись яростно сопротивляться, издавая при этом громкие крики: "О, Кришна! Останься с нами. Про Тебя говорят, что Ты покровитель преданных Тебе и защитник слабых. Как можешь Ты уехать и покинуть нас, оставив без Своей поддержки и защиты? Так-то Ты хорош и добродетелен? Несмотря на злую молву о нас и все беды, которые мы претерпели, мы никогда не прекращали молиться Тебе. Неужели в Тебе нет ни капли сострадания? Пожалей нас, ведь мы целиком предали себя в Твои руки". Так, громко стеная от горя, гопи оставались посреди дороги, не в силах возвратиться в Гокулу. Так сидели они без сна и еды, орошая слезами придорожную пыль, пока не появился перед ними святой и не сказал им следующие слова: "Вы не способны понять истинную силу любви, или премы. Беды и страдания – ее неизменные спутники. Если мы хотим полакомиться сочной мякотью плода, разве не должны мы сначала очистить его от горькой кожуры и вытащить из него несъедобные косточки? Только тогда сумеем мы оценить его настоящий вкус". Это значит, что только тогда заслужим мы милость Господа, когда отринем от себя все телесные отношения. Мораль этой истории такова: те, кто стремится обрести любовь Господа, должны полностью отказаться от всех прочих видов любви. Если мы действительно хотим обрести любовь Господа, необходимо целиком освободиться от всех скрытых в нас дурных мыслей.
Вы читаете так много книг, слушаете столько разных выступлений, но не обращаете внимания на те изменения, которые они должны привнести в собственное ваше сердце и поведение. Мы не ставим целью изменить ни старшее поколение, которое вас учит, ни саму молодежь, которая слушает эти лекции. Сколько бы мы ни говорили об идеалах, сколько бы ни приводили примеров добродетельного поведения – всё это останется пустыми словами, если не применять этого на практике. Вы слушаете истории о Кришне и о преданных ему гопи, однако вам следует проследить, какие изменения они привнесли в вас самих.
Бхагавата – это текст, позволяющий нам постичь связь между индивидуальными аспектами Божественности, которые присущи всем человеческим существам. Но только тогда, когда мы попытаемся применить на практике хотя бы малую толику того, что услышали на лекциях, мы сможем утверждать, что наша духовная практика, садхана, имела для нас смысл.
Не все пастушки были лишены телесных привязанностей, однако все они находились на высоком уровне духовности и всегда избирали для себя божественный путь. Было в порядке вещей, что Кришна навещал все дома в Гокуле, выступая при этом в самых разных обличьях. Никаких кривотолков в данном случае и быть не может. Кришне в ту пору едва исполнилось семь лет, а многим пастушкам было уже под тридцать.
Они относились к Кришне не как к брату или сыну, но как к Божественной инкарнации. Благодаря этому обстоятельству, а также тому, что помыслы Кришны были всегда чисты, Он свободно входил в дома гопи.
Как-то раз Он довольно поздно подошел к дому одной из них. Муж ее уже улегся спать. Кришна, не раздумывая, громко забарабанил в дверь. Только тот, кто делает что-то крадучись, полон страха – у Кришны страха не было, Он был чист, и поэтому никогда не старался делать что-то тайком. В этой пастушке еще оставалась привязанность к мирскому, а потому она на цыпочках подкралась к двери и разглядела Кришну через маленькое отверстие в ней. Такие тайные глазки в дверях были у многих гопи, и немного позже Я раскрою вам сокровенный смысл этого. Пастушка прошептала: "О Кришна! Будь добр и обожди немного, муж мой еще не спит, я открою Тебе дверь немного погодя". Гопи в полной мере сознавали, что свою преданность Господу они должны проявлять спокойно и без суеты. Те же, кто в наши дни называет себя преданным Богу, доходят до того, что даже пытаются угрожать Богу и объявляют Ему бойкот всякий раз, как их проблемы не разрешаются.
В некоторых фильмах и книгах Кришна предстает перед нами в образе изворотливого лжеца, цель которого - обвести простодушных пастушек вокруг пальца и заставить их исполнять все Свои желания. Во многих эпизодах Кришну показывают как обычного вора безо всяких моральных устоев. Бхагавата описывает связь, существовавшую между Кришной и гопи, как священную связь их сердец. Их связь не давала пищи для каких-либо кривотолков. Кришна и гопи полностью погружались друг в друга, и это не сопровождалось какими-либо физическими желаниями. Как же в таком случае можно так исказить их отношения?
Самый легкий путь к Богу – развивать в себе способность к любви. Для того чтобы избавить ум от дурных мыслей, следует приложить дополнительные усилия к тому, чтобы каждый день какое-то время посвящать размышлениям о Боге. В сутках 24 часа, и из них почти 23 часа 59 минут мы теряем непонятно на что.
Постарайтесь отвести хотя бы пять минут в день размышлениям о Боге. Огромный тюк хлопка в секунду сгорит дотла, стоит поднести к нему крошечную зажженную спичку. Вы можете нагромоздить горы греха, но если только один лучик Господней милости падет на вас, все ваши грехи обратятся в прах. Поэтому не растрачивайте свою жизнь впустую, посвящайте ее размышлениям о Господе и служению Ему.