Meditation in raja yoga, Buddhism and according to neurophysiology: A practical guide
Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиКниги

Шри Сатья Саи Баба

ЛЕТНИЕ ЛИВНИ В БРИНДАВАНЕ
1978

Курс лекций по индийской культуре и духовности


Содержание
Шри Сатья Саи Баба – аватар нашей эпохи
Глава 1    Вступительное слово
Глава 2    Бог приходит в человеческой форме, дабы помочь людям изменить себя к лучшему
Глава 3    Бхагавата – священная книга, открывающая каждому то, к чему он стремится
Глава 4    Вьяса и Нарада – человек и Бог
Глава 5    Нарада – бессмертный Дух
Глава 6    Только тогда вас примет Всевышний, когда сердце ваше очистится страданием
Глава 7    У Господа нет изъянов. Мы видим отраженными в Нем наши собственные пороки и недостатки
Глава 8    Всё творение вокруг – как учебник, созданный Богом специально для нас
Глава 9    Все деяния Господь совершает ради нашего блага
Глава 10  Гнев уничтожает все человеческое в нас и лишает благосклонности судьбы
Глава 11  Любовь живет, отдавая и прощая
Глава 12  Все печали мы создаем себе сами
Глава 13  Боль и радость неразлучны
Глава 14  Человека определяет его окружение
Глава 15  Милость Бога способна испепелить и горы греха
Глава 16  Радха столь же неотделима от Кришны, как белый цвет – от молока
Глава 17  Во время смерти отбрасывается только телесная оболочка человека
Глава 18  Сосредоточенность во время медитации способна даровать вам видение Господа
Глава 19  Образование должно научить смирению того, кто его получил
Глава 20  У неверующих нет прямого опыта переживания Божественного, не читали они об этом и в книга
Глава 21  Говоря чересчур много, мы вынуждаем язык совершать четыре греха
Глава 22  Сострадание – благороднейшее из качеств, присущих женскому роду
Глава 23  Творец и акт Его творения пребудут вовеки
Глава 24  Кришна как бескрайний океан, а гопи как малые ручейки, вливающиеся в Него
Глава 25  Служение человеку есть служение Богу
Глава 26  Здоровье – наше величайшее богатство
Глава 27  Религиозные книги писались не для того, чтобы делать деньги
Глава 28  Величайшее богатство человека – его крепкое здоровье
Глава 29  Бог как священное дерево Кальпатару, способное исполнить все ваши желания
Глава 30  История и культура нашей родины нам как отец и мать
Глава 31  "Анандо Брахма – Брахман есть Ананда"
Глава 32  Самое важное для студента – научиться контролировать свои чувства
Указатель имен и терминов

Глава 16
Радха столь же неотделима от Кришны, как белый цвет – от молока

   "Истинное блаженство испытает тот, кто познает природу Атмана, – тот же, у кого нет такого знания, обречен на страдания. Знание Брахмана открывает вам путь к слиянию с Ним. Эти слова Саи указуют вам путь к истине".

   Воплощения чистейшего Атмана - Павитратмасва-рупас! Брахман единственно истинен, аспект этот присущ и Атману. Человек полагает, что он – существо, отличное от Брахмана, и потому вовлекается в круг мирских забот и семейных привязанностей. Но та жизненная сила, которая проявлена во всех живых существах, дживах, есть не что иное, как Брахман. Брахман постоянен, Брахман невыразим, Брахман имеет одинаковое отношение ко всему вокруг нас. Об истинно постоянном можно утверждать, что оно не имеет ни начала, ни конца. Всё, что когда-либо было рождено, рано или поздно умрет, но то, что никогда не рождалось, умереть не может. Вот первое отличительное свойство Брахмана. Второе Его отличительное свойство – это Его невыразимость. Ни одно человеческое существо не способно определить Брахмана или описать Его. Третье свойство, присущее Брахману, – Его бесконечность. В Нем присутствуют все виды сил в неограниченном количестве. Человеческая природа не может описать и одного из проявлений Его силы и тем более не способна описать их бесчисленное количество. Разве сумеет добраться до неба тот, кто не в силах вскарабкаться на крышу собственного дома? Человек, не способный понять самого себя – столь ограниченную частицу Божьего творения, не в состоянии понять бесконечные проявления Брахмана.

   Тем не менее находятся люди, которые настолько гордятся своими скромными знаниями и тривиальными житейскими успехами, что считают себя вправе утверждать, что качества Бога – такие-то и такие-то, а Сам Бог - такой-то и такой-то. Всё их образование, как правило, соприкасается только с материальной стороной мира. Какие еще достижения, помимо разбухшего эго, дают им право говорить о духовных вещах, не относящихся к сфере их скудных знаний? Фактически, не в их компетенции говорить и о собственной специальности. Как может человек, который не обладает достаточным опытом даже для того, чтобы совершенствоваться в своей профессиональной области, рассуждать О Божественном и Его сокровенных аспектах, – о том, что относится уже к высшему знанию? В действительности ни одно человеческое существо на земле не обладает способностью определить природу Божественности или описать ее. Всё знание, какое только может обрести человек, будет ограничено лишь каким-то одним аспектом Божьего творения, избранным им. Будучи столь ограниченным, как сможет он понять всё бесчисленное количество граней Бога?

   Одно из наиболее поразительных качеств Брахмана - это Его способность проявлять всё многообразие Своих сил и возможностей, не имея ни малейшей необходимости использовать для Своего проявления какую-либо форму или базу. Другая черта, которую нам следует отметить, - это то, что ни в одном из Его проявлений нет и не может быть никакого изъяна. Все, что Он передает нам словами или показывает деяниями, всё, о чем Он думает или чему стремится нас научить, направлено лишь ко благу и процветанию всего человечества. Нет ни одного Его слова, ни одного Его действия, которые бы были направлены на благо Самого Создателя – все они полностью лишены какого бы то ни было намека на эгоизм. Что бы ни говорилось, исходя из аспекта Брахмана, что бы ни делалось, – это дхарма.

   А там, где люди усваивают какие-то ограниченные идеи или ведут себя неразумно и несправедливо, Бог остается только сторонним наблюдателем и не берет на Себя в подобном случае никакой роли.

   Свойство яркой лампы – проливать свет на окружающее. Этот свет дает людям возможность читать интересующие их книга: он освещает путь тому, кто творит добро. Однако свет лампы может быть использован и теми, кто совершает кражи и другие злые дела. Сама лампа не заслуживает при этом ни громкой похвалы от ученых, написавших при ее свете свои научные труды, ни хулы по поводу подписанных в ее свете фальшивых счетов либо совершенных краж. Лампа светит всем – независимо от того, добродетель ею пользуется или порок. Бог не заслуживает ни похвалы, ни порицания за то добро или зло, которое совершается в этом мире конкретными людьми. Он только свидетель всего, что происходит.

   Последнее из качеств Брахмана, которое следует здесь упомянуть, – это Его уникальность и неповторимость. Во всем мироздании вы не найдете ничего, что соответствовало бы Брахману или сравнилось бы с Ним. Брахману равен только Брахман, и нет подобного Ему во всей вселенной. Поэтому Брахман Сам по Своему волеизъявлению, санкальпе, принимает время от времени определенную форму и в этой форме являет Себя миру.

   Одна из таких санкальп Брахмана выражена в изречении "Эко хам Бахусьям", что значит "Я единый буду видим во многих формах". Если мы добавим в молоко немного простокваши, оно свернется. Простокваша, которую мы добавляли, была получена из этого же молока. Очевидно, что между молоком и простоквашей существует некая прочная связь. Подобным же образом способности, присущие природе Брахмана, проявляют себя так или иначе в различных формах творения. Фактически эти проявленные формы нерасторжимо связаны с непроявленной формой Брахмана. Это значит: то, что возникло в результате проекции как проявленный мир, есть только образ Брахмана. Мироздание таким образом проявляет себя как работа, карма. Поэтому Брахман является одновременно и субъектом, и объектом, и материальной субстанцией мироздания. А путь человека к достижению Божественного основан как раз на слиянии субъекта, объекта и акта творения.

   Для того чтобы творение, которое произошло из Параматмана, могло вернуться к своему первоистоку и слиться с Ним, следует считать работу в этом мире своей прямой обязанностью. Эта работа со стороны людей должна быть такова, чтобы она позволила им достичь субъекта творения (Создателя) и окончательно раствориться в Нем. В священной формуле " Тат твам аси (То есть ты)" каждое слово – символ. Тат (То) соответствует Параматману, или Высшему Атману, твам (ты) – это пракрити, или материальная природа, а аси (есть) обозначает преданное служение. Цель этого служения - соединить воедино пракрити и Параматман. Но, к сожалению, нам не удается отыскать качества Брахмана в окружающих нас человеческих существах, созданных благодаря санкальпе, или воле, Брахмана.

   Мироздание, или проекция Брахмана, получило название дхары – непрестанно текущего потока. Для того чтобы в конечном итоге слиться с Создателем, дхара выбирает несколько путей: путь деяний, путь мудрости и путь полного самоотречения. Так как всё бремя создания вселенной лежит на Параматмане, вселенная названа бхарьей, или ношей, грузом, а Сам Параматман – Тот, кто несет на Себе всё бремя творения, – назван Бхартой, Несущим груз. Слияние Параматмана – Пуруши и творения – бхарьи назвали преданностью, или путем полного самоотречения.

   У природы, Пракрити, нет силы, чтобы саму себя поддерживать. Поэтому ей дали имя абала, что значит "бессильная". В нашей повседневной жизни мы говорим так, когда имеем в виду женщину или когда хотим указать на чью-то слабость. Каждый индивидуум - джива, частица сотворенного мира – объективно так же слаб, как и всякая женщина, абала. В равной степени всем - мужчинам и женщинам – присущи чувство голода, гнева, ревности и эгоизма. И печаль, и радость одинаково переживаются и мужчинами, и женщинами. Разница между мужчинами и женщинами заключается только в форме, все остальные их качества одинаковы. А если отбросить имена и формы и рассматривать людей только с точки зрения их качеств, не удивляйтесь: все вы на земле - женщины.

   Представляя на сцене какую-то пьесу, актеры распределяют между собой роли в ней, но роли, исполняемые этими актерами, ненастоящие. Они из данной пьесы и предназначены для сцены в женском колледже. При постановке пьесы ее персонажами были царь, царица, старик и мальчик, однако единственными актерами этой драмы были девушки. В этой истории и роль мужа, и роль жены исполняли девушки. Это значит, что мужчина и женщина существуют только в постановке, на самом деле их роли исполняются одними женщинами. Таким же образом весь мир - это одна огромная сцена, а люди в нем - актеры. Все они берут на себя ту или иную роль и исполняют ее на сцене жизни.

   Единственный мужчина, Пуруша, – это Бог. Все остальные – это абалы, женщины. Вот почему человеческие существа в этом мире подвержены тем или иным переживаниям и испытывают непрерывные страдания.
Для того чтобы продемонстрировать человечеству вышеуказанные божественные свойства и подвести к слиянию с Богом, их создатель, Сам Параматман, воплотился на земле в человеческом облике Кришны. Дхара, или материальная природа (пракрити), приняла форму Радхи, олицетворяющей собой все творение. Таким образом, нам следует считать Радху посланницей пракрити, то есть символизирующей собой всё, что есть типичного в мироздании. Радха показала людям идеальный пример истинного почитания и служения Господу. Я хочу вам рассказать, насколько тесная взаимосвязь существовала между стремлениями Радхи и откликами на них Кришны.

   Неподалеку от местечка Гокулы располагалось селение Вришабхапура, в котором жила Радха. С самого рождения она знала, что олицетворяет собой пракрити, природу, и осознавала свою связь с Параматманом. Поскольку все сотворенное есть отражение Параматмана, отношения между Радхой, олицетворяющей собой творение, и Кришной, его Создателем, или Параматманом, можно сравнить с отношениями, которые существуют между объектом и его отражением.

   Радха в своем телесном воплощении была на девять лет старше Кришны и к тому же приходилась Нанде, отцу Кришны, двоюродной сестрой, то есть была Кришне двоюродной теткой. С тех пор как Кришна появился в доме Яшоды и Нанды, у Радхи стало постепенно взрастать и крепнуть желание быть как можно ближе к Кришне. Она постоянно думала о Нем, произносила Его имя, и домашние дела уже не казались ей такой рутиной. Кришне в это время исполнилось семь лет. Каждое утро, только встав с постели, Он брал у матери кувшин с молоком, шел во Вришабхапуру, а затем возвращался обратно. Мать ничего не знала об этом, а если и спрашивала о том, куда Он направляется, Кришна отвечал, что идет на поиски коров.

   Некоторым из нас в результате нечистоты нашего ума и скрытых в нем нездоровых мыслей это может показаться неправдой. На самом же деле что бы Кришна когда-либо ни сказал, это всегда оказывалось правдой. И когда Он говорил матери, что пошел на поиски коровы, это также было правдой. Вспомним:

   согласно Ведам мы считаем землю коровой, ибо она обеспечивает человека всем необходимым. Мы говорим: мать-земля, мать-корова, мать-Веда и т.п. В этом смысле все человеческие существа – любимые дети этих трех матерей. Поэтому абсолютно справедливо считать такой коровой ту, которая олицетворяла собой всё творение. Таким образом, с тех самых пор, как Кришна родился, мысль о Радхе накрепко запечатлелась в Его памяти.

   События шли своим чередом, и однажды Радха решила отправиться во Вриндаван, чтобы набрать там навозных лепешек. Правителем того места был отец Кришны Нанда, и по его приказу у ворот города постоянно дежурил стражник. Когда Кришна узнал о желании Радхи войти в город, Он отдал стражнику приказ пропускать только мужчин, строго-настрого запретив каким-либо женщинам входить в город. Таким образом, когда Радха попыталась войти в ворота со своей корзиной для коровьего помета, ей преградил дорогу стражник, заявив, что ему запрещено пропускать в город женщин. Это чрезвычайно смутило Радху, но смущение ее длилось недолго. С улыбкой обратилась она к стражнику: "Послушай, почтенный! А сам-то ты имеешь право находиться во Вриндаване? Если можешь входить во Вриндаван ты, то позволено это и мне". Стражник ответил ей на это, что он – мужчина, а вот она – женщина. Тогда Радха вновь заговорила:

   "Ты совершаешь большую ошибку. Единственный мужчина, пуруша, в этом мире - Кришна, а все остальные – женщины. Если можешь войти в город ты, то я также могу это сделать. Разве можно считать себя мужчиной оттого лишь, что носишь мужскую одежду?" Радха столь решительно отстаивала свою правоту, что стражник невольно отступил в сторону и дал ей дорогу. Кришна, шедший позади, заметил этот инцидент и объявил, что Радха должна уплатить штраф, так как нарушила Его приказ, касающийся женщин, и оказала стражнику прямое сопротивление. Радха же ответила Ему на это: "О Господь! Всё, что у меня есть, – это дарованное Тобой сердце. Я могу вернуть его Тебе в виде выкупа, ибо у меня нет иного имущества или богатства. С радостью я отдам Тебе то единственное, чем владею, – мое сердце". На это Кришна сказал ей: "О золотая Радха! Вриндаван создан лишь с тем, чтобы увековечить те божественные отношения, которые существуют между Мною - Параматманом и тобою – пракрити. Все последующие поколения узнают о том, что образ Кришны всегда был запечатлен в сердце Радхи. Эти Мои слова объяснят всем истинный смысл взаимоотношений между Радхой и Кришной. Там, где есть пракрити, всегда будет Параматман. А там, где есть Параматман, всегда пребудет творение - пракрити. Параматман и пракрити подобны объекту и его отражению. Куда бы мы ни направились, везде в этом мире люди будут свидетелями неразрывного единства и слияния двух великих начал – Радхи и Кришны".

   Итак, Я обращаюсь к вам, студенты! В наше время о Кришне и Радхе бытует неверное представление. Люди видят в них мужчину и женщину, отношения между которыми не выходят за рамки обычных человеческих отношений. Избегайте подобного заблуждения, совсем другое имел в виду создатель священной Бхагаваты. Отношения между Радхой и Кришной – это священные отношения между Богом и Его творением.

   Радха и Кришна так же не отделимы друг от друга, как белый цвет молока – от самого молока. Что бы вы ни пытались из него приготовить, его белизна сохранится. Если мы обратим молоко в творог, он также будет белого цвета. Если мы начнем взбивать молоко, то получим молоко белое и масляное. Если из масляного молока мы выделим масло, оно останется таким же белым. Таким образом, что бы мы ни делали, отделить от молока его белый цвет невозможно. Радха – составная часть и неотъемлемая частица Кришны – столь же не отделима от Него, как белый цвет – от молока. Связь, существующая между Радхой и Кришной, не имеет аналогов в мире и не может возникнуть где-то еще. Постарайтесь глубоко осознать это и хотя бы в малой мере использовать полученное знание на практике. Уроки, которые мы извлечем из отношений между Радхой и Кришной, помогут распространить божественные свойства Кришны по всему миру.

   Мы не должны считать Радху одним существом, а Кришну – другим и развивать эту мысль, основываясь на различиях между ними. Единство Радхи и Кришны есть то, что в Библии называют "Царством Божьим". Этот принцип единства материи, пракрити, и Высшего Духа, Параматмана, в различных религиях выражен по-разному. Однако, чтобы дать простым людям понимание о предназначении Радхи, наши древние придали этому имя и форму. Тот, кто постоянно и непрерывно думает о Кришне, и есть Радха. Таким образом, Радха – это понятие, а вовсе не имя. Священному и божественному понятию Радхи мы приписали не свойственные ему черты. Радха – это не что иное, как верное отражение объекта – Кришны. Поступайте так, чтобы избранный вами путь привел вас к Кришне. Создатель – это Кришна, а творение – пракрити. Та работа, которой всем вам следует заниматься, – это развивать в себе божественную любовь. Любовь Кришны сделает нас способными Его достичь. Сегодня мы попытались донести до вас смысл и значение любви Радхи к Кришне. Теперь нам следует подготовиться к тому, чтобы объяснять все поступки Радхи, исходя из такой божественной любви.