Вы на странице: Главная ➤
|
Что такое индуизм? При этом слове в неакадемическом сознании обычно возникает ряд таких образов, как тощий темнокожий йог-индус в демонстрирующей хорошую гибкость суставов вычурной позе с загадочным кареглазым взглядом, индийские Веды на крючковатом санскрите, многопереводимая Бхагавад-гита и даже дворцовое чудо вообще-то мусульманского, но всё-таки индийского Тадж-Махала, а также масса других разрозненных впечатлений – от проникшегося Индией в XV веке русского Афанасия Никитина с его искренним «Хожением за три моря» до уехавшего на родину фастфуда в благодатные для движения нью-эйдж шестидесятые амбициозного индийца Прабхупады со своеобразным взглядом на Бхагавад-гиту, тем не менее заявившего, что «движение сознания Кришны не имеет ничего общего ни с индуизмом, ни с какой-либо другой религиозной системой». Всё это доказывает, что чёткого краткого определения индуизма просто нет. О невозможности дать точное определение этой религии писали и западные, и индийские учёные. "Индуизм как вера расплывчат, аморфен, многосторонен, каждый понимает его по-своему. Трудно дать ему определение или хотя бы определённо сказать, можно ли назвать его религией в обычном смысле слова. В своей нынешней форме и даже в прошлом он охватывает много верований и религиозных обрядов, от самых высших до самых низших, часто противостоящих или противоречащих друг другу" — так писал об индуизме прожжённый политик с удачным зарубежным имиджем Джавахарлал Неру в своей книге "Открытие Индии".
Это может показаться парадоксальным, но сам термин «индуизм» не используется индуистами Индостана. Активное употребление он получил только в XIX веке, причём в западной индологической литературе. Сами индусы называют свою религию санскритскими терминами «санатана-дхарма» (на санскрите в алфавите деванагари सनातनधर्म) – вечная религия или вечный порядок (закон), «хинду-дхарма» – закон индусов или «хинду-самая» (санскритское слово «самая» не имеет выраженного ударения, все гласные краткие) – вера или доктрина индусов.
Индуизм совершенно не является стройной и гармоничной верой, не имеет своего общепризнанного духовного лидера сейчас и никогда не имел в обозримом прошлом Индостана, равно как он не имеет чёткой и законченной доктрины. И что, собственно, характерно, каждый гуру трактует священные тексты индуизма на свой лад, и каждый находит (или считает, что находит) в них подтверждение своим личным воззрениям и предпочтениям, или по крайней мере всячески пытается убедить в этом окружающих. Причём чем выше по своей значимости текст индуизма, тем большую он, обычно, имеет характерную недосказанность приводящихся в нём философских утверждений на санскрите. Если, например, даже индуистские атеисты-настики в своих комментариях к Веданта-сутрам (из 555 афоризмов-сутр о высшей реальности большинство состоят из всего 2-3 существительных, стоящих в одном из 8 санскритских падежей) доказывают атеистичность этой вершины философии индуизма и правоту своего мировоззрения через её толкование, то понятно, что многие относящиеся к индуизму школы, секты и гуру относительно успешно жонглируют терминами и толкованиями настолько фривольно, насколько им заблагорассудится. И каждый, конечно же, утверждает, что он строго придерживается своей якобы древней традиции и непрерывной парампары, и что высказывает он не свои личные фантазии и «не корысти ради, а токмо волею пославшего меня» моего учителя... Причём «пославшего» не всегда на создание новой международной секты, а иногда просто не приняв амбициозного ученика в состав своих избранных преемников.
Конечно, можно набрать в любой поисковой системе в интернете слово «индуизм» и узнать, что он уходит своими корнями в совершенно непрослеживаемую исторически и научно древневедическую цивилизацию (причём географическо-исторические корни которой находились, судя по всему, где-то в заполярной Гиперборее ["Крайнем Севере"] ариев ["знатных", "свободнорождённых"]), что позволяет считать его самой древней из дошедших до нас религий; что, в отличие от авраамических религий, у индуизма не было одного яркого основателя; и что для индуизма характерны такие представления, как обязывающая дхарма, настигающая карма, очень даже буддийская сансара с её довольно бессмысленным бегом практически по кругу, якобы освобождающая от страданий совершенно путанная мокша (или всё-таки самараса? :) и ставшая уже вполне нашей йога.
Частая ассоциация индуизма с йогой также не совсем корректна, так как последняя – всего лишь одна из шести даршан («воззрений», систем) ведической философии, кроме которой существует ещё частично связанный с тантрой шактизм и весьма обособленный географически и как следствие доктринально кашмирский шиваизм. Кроме того, эти и другие менее известные учения и движения индуизма имеют много локальных индийских вариаций и проявляются в бездонном калейдоскопическом индуистском фольклоре. В целом йога связана с индуизмом не больше, чем, например, суфизм с исламом. Ещё большую сумятицу создают сумбурные представления млеччхов о самой йоге, в которых эта практичная и нерелигиозная система самореализации через нравственное поведение, медитацию и самоанализ выхолащивается до гимнастики «одухотворённых асан» и других фитнесов, столь продаваемых западнее реки Инд и исчезнувшей Сарасвати (в долине которой более 4 тысяч лет назад оформились Веды). Кроме того, фактическая популярность йоги на родине индуизма, как это ни странно, даже на первый взгляд явно ниже, чем за её пределами. При этом в Индии, помимо йогов, есть ещё и малоизвестные джоги (натхи и факиры).
Множество ряженых индийских садху-попрошаек с призванным впечатлить прохожих и особенно интуристов натренированным загадочным притуманенным взглядом, намекающим на якобы постигнутые ими где-то в гашишном угаре тайны мироздания, скитаются без определённого места жительства в индийском беззимнем социуме, производя впечатление высокой духовности на сторонних наблюдателей-млеччхов, и, главное, подавая своим взглядом уверенную надежду на то, что за некоторую мзду (бакшиш) можно по-быстрому приобщиться к мистериям Востока через несомненного носителя этой культуры. Клоунов хватает в каждой религии, но везде они выглядят по-своему и стоят на разных административных уровнях. Особенность индуизма в том, что любой желающий может завернуться в простыню цвета шафрана или охры и всю оставшуюся жизнь жить на считающееся религиозным подаяние, в теории отмаливая грехи мирян.
Что интересно, индуизм, который исповедуют более миллиарда человек, до сих пор не считается мировой религией. Помимо Индии и Непала, в которых его исповедуют четыре пятых населения, составляющих более 95% индуистов всего мира, распространённость индуизма в мире фактически довольно чётко показывает карту эмиграции индусов в разные исторические периоды и охватывает такие страны, как Бангладеш, Шри-Ланка, Пакистан, Индонезия, Малайзия, Сингапур, ЮАР, Кения, Маврикий, ОАЭ, Фиджи, Суринам, Гайана, Тринидад и Тобаго, Великобритания, Канада и США. Хотя деятельность множества современных проповедников неоиндуизма, похоже, скоро всё-таки сделает индуизм мировой религией, добавив в него значительное количество представителей других рас и национальностей и облегчив переставший быть единичным событием массовый переход в индуизм из других религий.
При хоть сколько-нибудь тщательном изучении индуизма приходится сталкиваться с одной характерной особенностью – взгляд на каждое отдельное движение индуизма, его освещение и оценка сильно зависит от верований и пристрастий описывающих его учителей (ачарий), принадлежащих к тем или иным школам индийской философии (и не обязательно к той школе, которую они описывают). Наиболее ярким примером может служить положение Шивы и Вишну в представлении вайшнавов и шиваитов. Возможно, один из наиболее беспристрастных учебников по философии индуизма – это изданный в 1923 г. двухтомник Сарвепалли Радхакришнана "Индийская философия" ('Indian philosophy'), хотя следует отметить, что и этот труд написан с учётом личных предпочтений автора – учения адвайта-веданты (ведического учения о единстве всего сущего).
Сарвепалли Радхакришнан
"Индийская философия"
Том I Том II
Статья написана автором сайта //scriptures.ru, 2011. | Медитация и йога |
|