Вы на странице: ГлавнаяВеды ➤ Веды и вегетарианство

Веды и вегетарианство

     В среде интересующихся индуизмом духовных искателей одна из неоднозначных тем для обсуждения – «веды и вегетарианство». Эта тема также часто переходит в обсуждения «индуизм и вегетарианство» и «духовность и вегетарианство».

     Веды – основа индуизма, наряду с частично связанным с тантрой шактизмом, различными течениями шиваизма, вайшнавизма, а также тысячами менее известных и менее распространённых движений индуизма. В 1966 г. Верховный суд Индии сформулировал правовое определение индуизма, с тем чтобы в сфере юрисдикции отличать его от других индийских религий, а в 1995 г., рассматривая дела о религиозной принадлежности, уточнил семь основных положений, свидетельствующих об "индусскости" их носителя. Первым было названо "признание Вед в качестве наивысшего авторитета в религиозных и философских вопросах и единственного фундамента индусской философии".

     Весьма немногочисленные сторонники индуизма в 15 странах бывшей страны советов исторически очень сильно отличаются по структуре и процентному соотношению различных направлений индуизма как от индийского индуизма, так и от многих частично индуистских стран мира из-за местного засилья МОСК (ISCKON, «Харе Кришна»), которое для сторонних наблюдателей 15 вышеупомянутых стран представляется чуть ли не единственным или как минимум главным течением индуизма. И хотя это не так, благодаря развитой сети международной волонтёрской пропаганды собственных взглядов МОСК значительно смещает представления об индуизме у людей с поверхностными знаниями об этой религии.

     Члены МОСК должны придерживаться строгого вегетарианства. Из продуктов животного происхождения разрешены только молоко и молокопродукты, причём коровы возведены в ранг священных животных (в этом МОСК сходен с современным индуизмом), убийство которых является фактически одним из наибольших грехов из всех возможных.

     Общее количество последователей МОСК в мире не превышает миллиона (одна из доступных в МОСК-пространстве цифр «250 000 добросовестных преданных и 4 000 монахов»), а в 15 странах бывшей страны советов их менее 100 тысяч. При этом большинство последователей МОСК проживает в Индии, в странах ex-USSR и Восточной Европы. В США и Западной Европе количество последователей МОСК незначительно и, к тому же, имеет тенденцию к сокращению. В то же время число ортодоксальных вайшнавов в Индии, не имеющих отношения к МОСК, составляет более 500 миллионов. Другими словами, шансы встретить в Индии искконовца хотя бы среди вайшнавов ещё меньше, чем просто встретить искконовца в странах ex-USSR.

     Всем ортодоксальным течениям индуизма абсолютно не свойственен прозелитизм (обращение в свою веру иноверцев и инородцев). Во всех ортодоксальных течениях индуизма считается, что индуистом можно только родиться. Все эти течения совершенно не занимаются пропагандой своих учений за пределами Индии и районов компактного проживания индусов-эмигрантов в других странах. И поэтому именно прозелитическая пропагандистская организация МОСК, несмотря на свою относительную малочисленность, сформировала большинство отечественных представлений об индуизме, в том числе о строгом вегетарианстве.

     Но давайте наконец обратимся к первоисточникам индуизма.

     Древние веды и вегетарианство

     Самхита Ригведы – это основная часть текста этой веды. Также в состав вед в качестве дописок входят уже менее ведические брахманы, араньяки и упанишады. Самхита Ригведы – это самый что ни на есть ведический текст, потому что это и есть текст веды без всяких натяжек и лингвистических терминологических ухищрений. Это самый древний ведический текст, который был написан в среде древних ариев в долине высохшей 3900 лет назад полноводной в течение как минимум 2000 лет реки Сарасвати. Подлинность и авторитетность этого текста не вызывает никаких сомнений у индуистов и индологов. И что мы видим в самхите Ригведы?

     «Один гонит вниз к воде хромую корову, один разделывает мясо, привезённое в корзине».

      - Ригведа I.161.10

     «Под агхами закалывают быков».

      - Ригведа X.85.13

     «Ведь мне готовят сразу пятнадцать-двадцать быков, затем я ем также жир. Мне наполняют обе стороны живота. Индра – выше всего!»

      - Ригведа X.86.14

     К авторитетным текстам индуизма относятся также и упанишады, как минимум 13 из которых считаются древними и обладают наибольшим авторитетом среди упанишад. При этом Брихадараньяка-упанишада относится к 10 самым авторитетным.

     «И если он желает: «Да родится у меня учёный, прославленный, посещающий собрания, говорящий приятные речи сын; да будет он изучать все веды и достигнет полного срока жизни», – то, сварив рис с мясом, пусть, они [с женой] едят его вместе с очищенным маслом. Поистине, тогда они смогут родить [такого сына] – с помощью мяса бычка или быка».

      - Брихадараньяка-упанишада VI.4.18

     Махабхарата – древний эпос на санскрите, описывающий события времён Кришны.

     «Сражая стрелами оленей руру, чёрных ланей и других чистых лесных животных, он (т. е. Юдхиштхира), как велит обычай, предлагал их (в пищу) брахманам».

      - Махабхарата III.47.4-7

     Юдхи́штхира (санскр. — «стойкий в битве») — герой «Махабхараты», старший из братьев-Пандавов (друзей Кришны), сын царицы Кунти и царя Лунной династии Панду. Его небесным отцом был бог справедливости Дхарма, отождествляемый с богом смерти и посмертного воздаяния Ямой.

     Большими любителями мяса оказываются соплеменники Кришны, ядавы. Отправляясь в Прабхасу, они, помимо хмельных напитков, заготовили «в изобилии мяса», как следует из отрывка Махабхараты XVII.4.8.

     И далее обратимся к веданге (кальпа, вспомогательная часть Вед, одна из шести веданг, основной темой которой является ритуаловедение):

     «Поводы для забоя коровы: (приход) гостя, (жертвоприношение) предкам и свадьба».

      - Апастамба-грихьясутра I.3.9

     «На одном огне пусть он готовит рисовую кашу и мясо, перемешивая их по отдельности справа-налево двумя черпаками».

      - Гобхила-грихьясутра IV.2.14-15

     «Невареное мясо в сыром или сушёном виде они должны продавать. Пахтание они должны отдавать собакам и свиньям».

      - Артхашастра II.29

     В аюрведе, древнеиндийской медицине, также нет запрета на мясоедение. Более того, в аюрведических текстах рекомендации по употреблению мяса содержатся как нечто обыденное и общепринятое.

     Например, автор Чарака-самхиты, описывая образ жизни осеннего сезона, приводит такой список разновидностей мяса, которые благоприятны (здоровью) в данное время:

     «Мясо перепела обыкновенного, серой куропатки, антилопы, овцы, серау, оленя, зайца; рис, а также ячмень и пшеница – могут быть использованы в этот сезон (осенью)»

      - Чарака-самхита, Сутрастхана (1-й раздел), 6.43.

     Это лишь один из многих подобных отрывков. Фактически, создаётся впечатление, что животных продуктов, которые могут быть использованы в лечении, – почти бесчисленное множество. Описывая лечение импотенции, аюрведический врач Чарака, к примеру, даёт такой рецепт: съедать мясо нескольких петухов, обжаренное в семени крокодила (Чарака-самхита, Чикитсастхана (6-й раздел), 2.1.48).

     В другом месте, приводятся различные виды терапии для больных безумием, и указывается на кровопускание, перед которым «пациента можно накормить досыта жирным мясом» (Аштанга-хридая-самхита, Уттарастхана, 6.46).

     В Сушрута-самхите говорится, что если у пациента после кровопускания не перестаёт идти кровь, то «его можно напоить кровью индийской антилопы, гарны, овцы, зайца, буйвола и хряка» (Сушрута-самхита, Сутра-стхана (1-й раздел), 14.36).

     Помню, как известнейший аюрведический врач постсоветского пространства Игорь Иванович Ветров в личной беседе сетовал в Путтапарти в Индии, что в переводах древних аюрведических текстов, выполненных в том числе и по его заказу, оказалось прямое упоминание необходимости мясоедения для лечения тех или иных болезней и недомоганий. Будучи последователем МОСК, он совершенно не мог принять идею о наличии мясоедения в аюрведе, и постоянно откладывал публикацию этих переводов.

     Вышеперечисленные цитаты указывают на то, что древние ведические арии, в среде которых были созданы веды и другие древние тексты, однозначно не были вегетарианцами. Причём вегетарианцами не были не только какие-нибудь отдельные категории общества, но даже и высшая варна (в просторечии «каста») древнего ведического общества – брамины. Ведическая арийская цивилизация была процветающей, имела крупные города со многими признаками современной цивилизации, такие как Мохенджо-Даро, но исчезла внезапно в результате то ли высокотехнологичных войн, то ли природных катаклизмов.

     Многие религиозные запреты и догмы обусловлены как заботой о здоровом питании, так и экономическими возможностями общества во время формирования религиозных догм.

     Современная Индия и вегетарианство

     Внутри варново-кастовой структуры современного индуизма нет единого взгляда на мясоедение, не считая полного запрета на употребление в пищу мяса коровы – это полностью оскверняющее и полностью осуждаемое действие, которое, как правило, ведёт к падению говядиноеда в варновом статусе сразу на полное дно – до неприкасаемого, а также может спровоцировать многодневные массовые беспорядки. Что характерно, строительство коровьих боен легально пока что только в 2 штатах – Керале и Западной Бенгалии, причём только именно в этих 2 индийских штатах у власти находится CPI(M) – Коммунистическая партия Индии (марксистская). Совпадение? ☺ Само собой, что коровьи бойни нужны индийским мусульманам (около 14% населения Индии), а не индуистам. В то же время индийские индуисты изредка употребляют свинину.

     Помимо морального осуждения, в большинстве штатов Индии действуют суровые законы за убийство коров. Например, в Гуджарате с 2017 года за убийство коровы можно получить срок вплоть до пожизненного, а за перевозку говядины – до 10 лет с конфискацией транспортного средства.

     В некоторых штатах Индии за сбитую насмерть на дороге корову можно получить тюремный срок больше, чем за сбитого насмерть человека. Помните об этом и учитывайте «предпочтения» индийских водителей, когда будете переходить загруженную транспортом индийскую дорогу рядом с лежащей или стоящей посреди дороги коровой ☺.


Сомнатх

     С одной стороны, даже разовое употребление любого мяса (если оно не коровье, это вообще однозначное табу) индуистами считается оскверняющим и чревато «санкциями» и долговременным осуждением со стороны сообщества как для такого индивидуума, так и для членов его семьи. Например, посмотрите индийский фильм "Дангал" с Амир Кханом.

     С другой стороны, военные Индии всегда употребляли в пищу мясо без каких-либо последствий для своего высокого социального статуса. Для привлечения военных мясным меню 10-20 лет назад очень редкие в то время придорожные мясные дхабы (закусочные и кафешки) избегали писать слово meat (мясо) на вывеске заведения, обычно заменяя его или словом military («военная» закусочная), или non-veg («не вегетарианская»). Кроме того, употребление в пищу других видов мяса (не говядины) и рыбы часто сводится к личным предпочтениям и вкусам, особенно если речь идёт о низших трёх варнах из четырёх (высшая – брамины-священнослужители). Например, индуисты, живущие на побережье Индии, практически поголовно едят рыбу и морепродукты.


Порбандар, родной город Махатмы Ганди, вид из движущегося автобуса.
После безуспешного бибикания автобус объехал корову по встречке. В Индии движение левостороннее.

     И, опять же, с одной стороны, в Индии, например, раз в несколько лет возникают массовые волнения с демонстрациями на грани погромов из-за очередного всплеска публикаций в СМИ о том, что тростниковый сахар очищают и отбеливают фильтрами, изготовленными из костей коров (только кости коров пригодны для такого фильтра), которые подвергались очень сильному нагреванию. В конечном продукте – рафинированном сахаре – отсутствуют какие бы то ни было частицы костей (и потому он считается даже кошерным продуктом). По данным «Ассоциации сахара» и нескольких крупных производителей сахара, все коровы, кости которых используются для изготовления фильтров, «умерли естественной смертью»; американская индустрия производства мяса не имеет к этим коровам никакого отношения. Тем не менее, сам факт использования частей тела коров для изготовления сахара, тем более без подробных разъяснений технологии и просто со стандартными заявлениями в СМИ «для отбеливания сахара» (и, по сути, это правда) рисует в воображении отдельных браминов картину высыпания мешков с перемолотыми костями свежеубиенных коров в цистерну с тростниковым сахаром, что приводит в ужас ортодоксальных браминов и вызывает вышеупомянутые народные волнения. Потому что брамин, попробовавший хоть раз говядину, с точки зрения догматов индуизма становится как минимум профнепригодным (все проводимые браминами ритуалы платные, иногда очень дорогие), а о пожизненном позоре и говорить не приходится. В процессе таких волнений в СМИ проскальзывают сообщения, что целенаправленные вбросы об использовании говяжьих костей для очистки и отбеливания тростникового сахара заказывают производители и импортёры свекольного сахара, в процессе производства которого из-за особенностей технологии никогда не используются чьи-либо кости.

     С другой стороны, в СМИ всё чаще проскальзывают заявления браминов, особенно молодых, о том, что курица – это якобы не мясо, и употребление в пищу курятины никак не оскверняет браминов и не делает их профнепригодными. Что характерно, ещё несколько десятилетий назад такие заявления были бы кощунственными. Рост производства и потребления курятины в Индии последние 20 лет составляет от 10% до 100% в год с общей тенденцией к снижению по мере насыщения рынка, и косвенно указывает на рост благосостояния индийцев.

     С одной стороны, в горных районах Индии, проживание в которых требует повышенных энергетических затрат организма на фоне ограниченных возможностей по выращиванию сельскохозяйственных культур, преобладающая часть населения употребляет мясо, причём это относится и к браминам. Например, в штате Химачал-Прадеш большинство браминов регулярно употребляют в пищу мясо (не говядину). В то же время в равнинной Индии брамин, употребивший мясо единожды, не считается осквернённым пожизненно, но в случае регулярного публичного мясоедения у равнинного брамина могут возникнуть серьёзные проблемы с репутацией в обществе.

     С другой стороны, многие бедняки и нищие Индии – вынужденные вегетарианцы. Они не едят мяса только потому, что оно им не по карману. Если у них появляется хороший доход, они часто перестают быть вегетарианцами.

     До середины 70-х Индия была импортёром зерна, значительная часть населения голодала, и мясоедение было не только запретным по религиозным соображениям, но и просто экономически невыгодным. На производство 1 кг курятины необходимо затратить от 15 до 25 кг зерна, а по питательной ценности даже всего лишь 15 кг пшеницы значительно превосходит 1 кг курятины. В середине 70-х святой Бабаджи из Хайдакхана провёл более 250 пудж во всех частях Индии, направленных на преодоление голода и процветание страны, и, что характерно, примерно в то же время правительство Индии внезапно начало внедрять в сельское хозяйство массовое использование мелиорации, удобрений и сельхозтехники в виде тракторов и пр. В результате голод в целом исчез, и страна из импортёра зерна превратилась в экспортёра. О том, что послужило первопричиной прекращения голода, мнения народа и правительства разделились ☺. Излишки зерна также позволили стимулировать птицеводство.

     Из всего вышесказанного можно сделать такие выводы.

     Никакого запрета на мясоедение в ведах нет. Более того, в самхите Ригведы, самом что ни на есть древневедическом тексте, открытым текстом упоминается мясоедение в древнем арийском обществе. То же самое подтверждается и в остальных древних текстах индуизма и аюрведы, причём мясоедение было общепринятым во всех слоях общества, включая браминов.

     Современные научные исследования показывают, что полноценная сбалансированная вегетарианская диета в целом полезнее для здоровья, чем всеядность, включающая мясоедение. Но такая полноценная вегетарианская диета обычно доступна только в тропиках, при этом в северном климате она обычно оказывается дороже мясной, особенно зимой. Выгода от вегетарианской диеты для здоровья, согласно научным исследованиям, составляет примерно несколько десятков процентов в сравнении с мясоедением, но обеспечить сбалансированное питание вегетарианцам сложнее, особенно в северном климате.

     Этический аспект вегетарианства

     Этический аспект вегетарианства не оставляет доводов мясоедам. С точки зрения уменьшения загрязнённости кармы мира насилием вегетарианство действительно несравненно полезнее. Не следует забывать, что даже великая брахмавартовская цивилизация, несмотря на все свои веды, погрязла в войнах, включая бомбардировки Мохенджо-Даро и других городов оружием, поразительно похожим на атомное, и исчезла около 4 тысяч лет назад. Даже несмотря на всю свою ведичность, эта цивилизация где-то накопила негативную карму физического уничтожения. Мясоедение и страдание убиваемых животных вполне могло быть такой негативной кармой.

     Да, в современном обществе можно купить готовый гамбургер или отбивную, не занимаясь лично убийством выращенного тобой кролика, которого ещё крольчонком держал на ладони и кормил клевером из рук. Готовая котлета уже не визжит, не стонет и не хрипит, в отличие от того животного, которое ранее убили ради этого куска мяса. Обеспечиваемое современным обществом дистанцирование потребителя мяса от убийства животного позволяет людям закрывать глаза на убийство животных, которые испытывают боль и хотят жить. Если бы каждому человеку приходилось лично убивать каждое животное, которое он съедает, количество вегетарианцев увеличилось бы значительно.

     Духовные практики и вегетарианство

     С точки зрения духовных практик вегетарианство действительно полезнее.

      Вопрос: Непременно ли нужно быть вегетарианцем, чтобы практиковать медитацию?

      Самдхонг Ринпоче: Я бы не сказал, что это абсолютно необходимо, но для медитирующего было бы в сто раз лучше, если бы он или она стали вегетарианцем. Это было бы, безусловно, лучше, но я не скажу, что невегетарианцам не следует медитировать. Даже невегетарианцам следует медитировать, и, возможно, с помощью медитации можно стать вегетарианцем, и наоборот (через вегетарианство к медитации). Поэтому я ни в коей мере не отговариваю невегетарианцев от медитации. Но если есть выбор, есть свобода для медитирующего стать вегетарианцем – то человек должен стать вегетарианцем, так будет гораздо лучше для медитации.

     Но и тут особенность в том, что грамотная регулярная практика медитации способна значительно перекрывать минусы мясоедения. И высокодуховные древние ведические арии времён Ригведы, и современные весьма продвинутые тибетские буддистские монахи-медитаторы, в том числе ринпоче, не относятся к числу вегетарианцев. Например, тибетские момо (аналог пельменей) в местных кафешках, которые посещают только тибетцы, бывают только с мясом (в оригинале это мясо яка). Экзотика в виде момо без мяса с начинкой из картошки, капусты или местного варианта сыра встречается только в тех местах Индии, Непала или Тибета, где помимо тибетцев постоянно присутствуют белые интуристы. При этом отдельные продвинутые буддистские монахи в разное время достигали высот сверхсознания, сиддх и просветления даже на мясной диете.

     Конечно же, мясная диета вызывает большее беспокойство ума и повышенную агрессивность, что явно создаёт дополнительные трудности для обретения контроля над умом, столь необходимого для медитации. И с этой точки зрения всё прекрасно описал Самдхонг Ринпоче. Но, всё-таки, решающее значение имеет регулярность грамотной практики, которая, в свою очередь, определяется мотивацией медитатора.

     Кроме того, даже при вегетарианской диете чревоугодие (а также голодание) мешает медитации.

     «умеренность в еде (митахара) рекомендуется для очень быстрого достижения успеха в йоге...»

      - Йога-шастра Даттатреи, 58 (там и дальше интересно, про кевала-кумбхаку и левитацию).

     После употребления большого количества пищи, даже если она вегетарианская, медитация не будет эффективной как минимум ещё несколько часов. Вегетарианская пища также может быть тяжёлой с точки зрения медитации. Например, тарелка приготовленной на пару стручковой фасоли не ухудшит вашу медитацию, в отличие от тарелки поджаренной обычной фасоли. Научно проверить это можно, используя ЭЭГ-гарнитуры, подобные NeuroSky MindWave Mobile. Подобные гарнитуры достоверно показывают ритмы головного мозга. То, что продвинутые медитаторы называют медитацией, с точки зрения современной науки оказывается доминированием альфа-ритма над бета-ритмом, а также проявлениями гамма-ритма. Благодаря развитию современных технологий, с помощью подобных гарнитур вы всегда сможете самостоятельно определять влияние тех или иных вещей или явлений, включая особенности диеты, на вашу практику медитации и духовный рост.

Гармония через вегетарианство

Саттвичное питание

Тексты Вед на русском языке