Вы на странице: Главная

Медитация и йога
Только действительно полезные и интересные тексты


Тексты книг и статей, находящиеся на этом сайте, предназначены только для ознакомительного чтения.
Запрещено любое использование этих текстов в коммерческих целях сторонними лицами, все права на книги принадлежат издателям и авторам.

      
Группа "Медитация"
в фейсбуке


      

     Один из наиболее трудных моментов изучения или обучения медитации состоит в том, что не существует такого единственного явного прямого усилия, которое бы приводило к пребыванию в состоянии подлинной медитации дольше пары секунд.

     Во многом именно этой обескураживающей многих неопределённостью и неудерживаемостью состояния медитации, требующей тренировки "непрямых" усилий, обусловлена всемирная экспансия постурального йога-фитнеса, в котором, в противовес медитации, вполне возможно применять прямые усилия для воздействия на суставы и связки для обеспечения прогресса, данного в физических ощущениях.

     Медитация – это высвобождение ума от любых усилий. Это базовое состояние чистого и не выделяющего мысли ума, который не навешивает ярлыки на происходящее, не погружается в воспоминания и не генерирует ожидания и тревоги о будущем. Это звучит банально, но это именно так. Более уверенное понимание этой идеи приходит только с практикой медитации.

     Изучение медитации отличается от всего, что ум изучал прежде. Если в других случаях необходимы концентрированные усилия, то в медитации требуется достигать её состояния через отпускание усилий, оставляя минимальный контроль, степень которого уменьшается и утончается с каждой последующей джханой. Нетренированное сознание в состоянии медитации может оказываться только спонтанно и кратковременно.

     Медитация – это исключительно навык, но методологически изучение медитации отличается от всего, что ум изучал прежде.


     Неврология показывает, что у 50-летних может быть мозг как у 25-летних, если они медитируют по 15 минут в день

     Нейробиолог Сара Лазар обнаружила, что у людей, которые занимались медитацией, было больше серого вещества в той части мозга, которая связана с принятием решений и рабочей памятью: лобная кора.

     В то время как у большинства людей их лобная кора с возрастом уменьшается в размерах, при исследовании 50-летних медитирующих в их мозге оказалось столько же серого вещества, сколько и у тех, кто был в два раза моложе.

     Участники исследования посвящали этой своей привычке (медитации) фактически в среднем около 27 минут в день, но другие исследования показывают, что вы можете увидеть значительные положительные изменения, медитируя всего по 15 минут в день.

     Невролог Сара Лазар из Массачусетского университета и Гарвардской медицинской школы начала изучать медитацию случайно. Она травмировалась во время бега, тренируясь для участия в Бостонском марафоне, и её физиотерапевт посоветовал ей заняться растяжкой. И поэтому Сара занялась йогой.

     «Учитель йоги всячески заявлял, что йога усилит ваше сострадание и откроет ваше сердце», – сказала Сара. «И я подумала: «Ну да, ну да (yeah, yeah, yeah) – я здесь для того, чтобы заниматься растяжкой». Но я начала замечать, что я стала спокойнее. Я лучше справлялась с более сложными ситуациями. Я была более сострадательной и сердечной, и могла видеть вещи с точки зрения других людей».

     В конце концов, она просмотрела научную литературу о медитации осознанности (категория, к которой может относиться йога). Она обнаружила, что всё больше доказательств свидетельствует о том, что медитация уменьшает стресс, депрессию и беспокойство, снижает боль и бессонницу, а также повышает качество жизни.

     Поэтому она начала проводить собственные исследования в области неврологии.

     В своём первом исследовании она проверяла медитирующих много лет (тех, кто медитировал от семи до девяти лет) по сравнению с контрольной группой. Результаты показали, что у людей с большим опытом медитации было повышенное содержание серого вещества в нескольких областях мозга, включая слуховую и другие области сенсорной коры, а также в островковой (центральной) доле (коре).

     Это логично, поскольку медитация внимательности заставляет вас замедляться и осознавать настоящий момент, включая физические ощущения, такие как ваше дыхание и звуки вокруг вас.

     Однако нейробиологи также обнаружили, что у медитирующих было больше серого вещества в другой области мозга, на этот раз связанной с принятием решений и рабочей памятью: лобной корой. Фактически, в то время как у большинства людей их лобная кора с возрастом уменьшается в размерах, при исследовании 50-летних медитирующих в их мозге оказалось столько же серого вещества, сколько и у тех, кто был в два раза моложе.

     Это замечательно.

     Сара Лазар и её команда захотели убедиться, что это не потому, что у медитирующих в течение длительного времени было больше серого вещества с самого начала, и поэтому они провели второе исследование. В его рамках они провели для людей без опыта медитации восьминедельную программу медитации внимательности.

     И какими же были результаты? Даже всего восемь недель медитации изменили мозг людей в лучшую сторону. Появились утолщения в нескольких областях мозга, включая левый гиппокамп (участвующий в обучении, памяти и эмоциональной регуляции), височно-теменной узел (участвует в эмпатии и способности принимать различные точки зрения) и варолиев мост (где генерируются нейротрансмиттеры).

     К тому же, в мозге новых медитаторов наблюдалось сокращение миндалевидного тела – области мозга, связанной со страхом, беспокойством и агрессией. Это уменьшение размера миндалин коррелировало со снижением уровня стресса у этих участников.

     Как долго вы должны медитировать, чтобы увидеть такие результаты? Что ж, в исследовании участникам было сказано медитировать по 40 минут в день, но средняя продолжительность оказалась 27 минут в день. Несколько других исследований показывают, что вы можете увидеть значительные положительные изменения всего за 15-20 минут медитации в день.

     Что касается собственной медитационной практики Сары Лазар, то она говорит следующее: «Сильно варьируется. В некоторые дни по 40 минут. В некоторые дни по пять минут. В некоторые дни вообще не медитирую. Это очень похоже на фитнес. Тренироваться три раза в неделю – это здорово. Но если всё, что вы можете делать – упражняться просто понемногу каждый день, то это тоже хорошо".

     Оказывается, медитация может дать вам мозг 25-летнего. Жаль, что она не может дать вам физическое тело такого же возраста ☺.
Перевод с английского.

Медитация

          Краткое описание самореализации

     Самореализация – это йогареализация, достигаемая выстраиванием анандамайя-коши из тончайшей энергии, проявляющейся при невероятном усилении потока кундалини в кевала-кумбхаке во время регулярной трёхчасовой практики шаматхи, которая достигается многократной ежедневной практикой медитации. Подробнее далее.

     Ещё один очень важный момент – искренняя практика метты, или любящей доброты и сострадания. С одной стороны это, наряду с випашьяной, способствует устранению чувства «делателя» и, в результате, обратному оттоку кармы к её настоящим источникам, что устраняет препятствия в практике медитации благодаря очистке от любой кармы. А с другой – мы все 24 часа в сутки лицезреемы намного более развитыми существами из пространства с большей мерностью, чем наше трёхмерное. Все мысли, слова и дела каждого здешнего существа, наряду с мотивацией, совершенно очевидны для них. Почти всё, что происходит здесь, так или иначе обусловлено или обставлено оттуда их мнениями. Искренняя практика метты позволяет улучшить их мнение о нас и, соответственно, судьбу, давая «зелёный свет» всей практике самореализации.

     Подробнее про абзац про самореализацию:

     Ступени самореализации, начиная с мирских, в конечном счёте приводят к пути йогареализации в результате постепенного выстраивания тонких тел – в направлении от физической аннамайя-коши до анандамайя-коши в процессе развития сознания – и соответствующего расширения горизонтов видения и естественной последовательной смены уровня интересов на всё менее завязанные на материальных ценностях; подробнее о кошах здесь.

     Анандамайя-коша выстраивается последней из кош, и для её формирования требуется наибольшее количество наиболее тонкой энергии кундалини.

     Поток кундалини невероятно усиливается естественным образом во время кевала-кумбхаки – длительной естественной задержки дыхания, а не во время «тайных тибетских и индейских практик» и «древних» учений, появившихся не ранее XX века. Подъём кундалини посредством визуализации примерно так же эффективен, как и левитация тела в результате визуализации, так как и подъём кундалини, и левитация наступают в результате кевала-кумбхаки, а не визуализаций.

     Длительная естественная задержка дыхания достигается в медитации-шаматхе. Другие методы достижения кевала-кумбхаки в действительности копируют техники медитации. Продолжительность шаматхи – непрерывной медитации без единой мысли – 3 часа или дольше.

     Шаматха достигается ежедневной практикой медитации по нескольку сеансов в день, хотя бы 4 сеанса по 10-20 минут или 20 сеансов хотя бы по 2 минуты ежедневно. Подробнее о достижении шаматхи здесь.


          О важности проблемы распознавания утопания ума в медитации шаматха

     Научные исследования медитации буддийских монахов, приведённые в докладе Ю. А. Бойцовой на видео с 15:37 до 18:45, особенно с 16:17 до 16:41, подтверждают важность обращения внимания на проблему слабо отслеживаемого самим медитатором «утопания ума» в медитации, в первую очередь в медитации шаматха. Эта проблема особенно наглядна для тех, кто ежедневно медитирует и при этом использует объективные научные средства контроля состояния медитации – неврологическую обратную связь, например, нейрогарнитуру NeuroSky. Проблема утопания ума – это одно из главных (если не самое главное) препятствий в практике медитации, поскольку она с трудом распознаётся самим медитатором, в отличие от отвлечения ума и нарушения безмыслия. Именно об этом говорит Самдхонг Ринпоче здесь.

     В данном отрывке доклада Ю. А. Бойцова сообщает, что, согласно научным ЭЭГ-исследованиям буддийских монахов во время медитации, в отдельных случаях стимуляция медитатора отдельными редкими и при этом случайными по времени сигналами, выбивающимися из общего равномерного шума (или тишины), позволяет улучшить качество медитации, как бы странно это ни звучало. Речь идёт о 10 монахах, испытывавших, по их мнению, высокий уровень дискомфорта во время эксперимента, у которых «негативность рассогласования» (mismatch negativity, MMN) не только уменьшалась по сравнению с другими медитаторами, но и в отдельных случаях становилась даже положительной при воздействии редкими и при этом случайными по времени сигналами, выбивающимися из общего равномерного шумового воздействия на медитатора. Негативность рассогласования – это естественная рефлекторная реакция человека, когда он обращает внимание на редкий нетипичный сенсорный раздражитель среди привычных. Например, когда монотонно работающий двигатель внезапно издаёт какой-то новый короткий звук вроде скрежета. В эксперименте вкрапления случайным образом редких звуковых сигналов частотой 1300 Гц в идущие довольно часто сигналы частотой 1000 Гц позволяли отдельным медитаторам улучшать качество своей медитации, что подтверждалось ЭЭГ-исследованием. Это можно объяснить небольшим взбадриванием медитаторов редким необычным звуковым сигналом, что помогало избегать утопания ума (стадии преддремотности) и удерживало медитацию монахов в наилучшем возможном состоянии.

     Утопание ума – это постепенная потеря ясного состояния ментальной собранности. Утопание ума в чём-то может напоминать преддверие состояния сонливости, но, тем не менее, оно происходит в обычном состоянии бодрствования, ещё весьма далёком от дрёмы и сонливости.

     Отдельная сложность избегания утопания ума в медитации состоит в том, что состояние медитации нарушается также и чрезмерным сосредоточением, не говоря уже о мыслях. Натужная концентрация и ментальная возбуждённость точно так же не даёт возможность войти в подлинное состояние медитации шаматха, сопровождающееся длительным удержанием доминирования альфа-ритма мозга. Медитация – это удержание тонкого ментального равновесия медитатором-«канатоходцем», и сохранение подобного равновесия не может быть длительным сразу, подобно невозможности длительного удержания физического равновесия начинающим канатоходцем. Медитация – это в первую очередь навык.

     В санскрите для обозначения состояния утопания ума используются термины нимагната (nimagnatā), нимагна (nimagna), лайя (laya), самсидамана (saṃsīdamāna), самсидан (saṃsīdan), а в тибетском языке обычно используется слово བྱིང་བ་, которое произносится «джин̇ва» (с назальной «н») и буквально означает «утопание».

     Санскритский термин лайя (laya) в контексте данного состояния утопания ума в буддизме Кхенчен Тхрангу Ринпоче переводит на английский как dullness (притуплённость) и stupor (ступор, оцепенение), Тралег Кьябгон Ринпоче – как drowsiness (сонливость), Сакьёнг Мипам Ринпоче – как laxity (вялость) и too loose (излишняя расслабленность), американец Александр Берзин – как mental dullness (ментальная притуплённость) и sinking (утопание).

     В то время как появления мыслей и отвлечения ума вполне могут распознаваться, пусть и не всегда сразу, самим медитатором без всяких нейрогарнитур, утопание ума – это опасное препятствие в практике медитации шаматха, о котором многие из тех, кто не изучал хотя бы основы буддизма, могут даже не подозревать. Что интересно, нейрогарнитура NeuroSky с лёгкостью распознаёт утопание ума буквально через пару секунд после его появления, и при её использовании начинающий медитатор может всегда и сразу отслеживать прекращение эффективной медитации.

     В буддийских руководствах сказано, что утопание ума приводит к прекращению медитации как таковой, что не позволяет медитатору получать плоды медитации. Это одна из причин, почему многие годами сидят на коврике для медитации каждый день, но так и не продвигаются на самом деле в практике медитации и не испытывают тех ощущений и озарений, которыми сопровождается практика настоящей медитации, а впоследствии ещё и заявляют, что медитация якобы бесполезна. Сама медитация не бесполезна, просто очень часто люди так и не начинают медитировать на самом деле, не говоря уже о необходимой регулярности, длительности и интенсивности сеансов медитации.

     Из-за того, что очень многие медитаторы, даже сравнительно опытные, предпочитают предаваться этому приятному полудремотному состоянию утопания ума, они фактически тем самым прекращают практику медитации и лишают себя прогресса в медитации. Из-за погружения в это состояние у них снижается или даже исчезает доминирование альфа-ритма, а значения тета- и дельта-ритма повышаются, что ясно указывает на впадение в полудремотное состояние с утратой ясной собранности, требуемой для шаматхи.

     Подробнейшие советы от Самдхонга Ринпоче по проблеме утопания ума приведены здесь.

     P. S. Перевод отсюда:

     བྱིང་བ་ «утопание». В практике медитации есть два основных препятствия на пути развития спокойствия (шаматхи и визуализаций). Первое из них – ум теряет свою силу осознавания, так что качество осознавания становится неясным; ясность ума исчезает, и человек начинает погружаться в неосознанное состояние / тьму (термин буддизма, связанный с утратой ясности восприятия). В медитации утопание обычно сначала приводит к лёгкой притуплённости, которая может переходить в сонливость и, наконец, сон. Таким образом, этот термин был переведён как «вялость» и «сонливость», но это уже результат «утопания», а не буквальное значение термина.

     Противоположное утопанию и второе главное препятствие, мешающее пребыванию в спокойном ясном состоянии (речь как о шаматхе, так и о визуализации), – это то, что ум становится возбуждённым. Будь то утопание или волнение во время сеанса медитации, в любом случае ум теряет свой объект (для медитации). Таким образом, перевод этого тибетского слова བྱིང་བ་ как «теряние» или «потеря» также неверен, потому что слово «потеря» относится как к утопанию, так и к волнению (возбуждению). Наконец, этот термин был переведён как «вялость» (laxity), но это тоже неверно; это правда, что ум теряет свою силу (собранности), но точное значение – это «утопание», а не «вялость, расслабленность» и т. д.


          Майндфулнес, или медитация осознанности

     В последние годы психотехника под названием майндфулнес (mindfulness) становится всё популярнее в качестве ещё одной светской альтернативы медитации на Западе, наряду с более старыми и известными версиями випассаны Гоенки и Махаси Саядо. Наибольший пик популярности майндфулнеса случился в конце 2017 года, когда в интернете и бумажных изданиях можно было обнаружить множество материалов с советами о том, как быть осознанным во всех жизненных ситуациях — от посещения кабинета врача до мытья в душе.

     Майндфулнес, или осознавание, или так называемая медитация осознанности — это психологический процесс привлечения внимания к переживаниям, происходящим в настоящий момент, которые можно развивать через практику медитации и другие виды психопрактик.

     Техники осознавания в медитативных практиках существовали в течение многих столетий как часть буддистской и других восточных духовных традиций. С 1970—1980 годов, в качестве практики психологической внимательности (mindfulness) и «медитации осознанности» (mindfulness meditation), это направление стало предметом научного изучения в западной клинической психологии и психотерапии.

     Западная психопрактика майндфулнес была фактически скопирована с аспекта буддистской медитации под названием сати (на языке пали; «смрити» на санскрите), буквально означающего «памятование», «удерживание внимания», «осознавание», и призванного противодействовать отвлечениям ума в медитации-шаматхе. С течением времени в майндфулнесе стали появляться отдельные направления и новые техники и практики, расширившие границы первоначальной версии этой психопрактики.

     Сати — одно из семи условий просветления под названием «правильное памятование» («самма-сати» на языке пали; «самьяк-смрити» на санскрите) в буддизме. Сати является седьмым элементом благородного восьмеричного пути буддизма. Сати — это противоядие от заблуждения, и оно рассматривается как «сила» («бала» на пали), которая способствует в том числе и достижению нирваны. Эта способность становится силой, в частности, когда она сочетается с ясным пониманием того, что происходит.

     К популяризаторам медитации осознанности в современном западном контексте в первую очередь относится Джон Кабат-Зинн (род. в 1944), а также в меньшей степени Г. И. Гурджиев (1866—1949) и Ричард Дж. Дэвидсон (род. в 1951), известный своими научными исследованиями состояний медитации опытных буддийских монахов посредством ЭЭГ и фМРТ.

     С 1970-х годов клиническая психология и психиатрия разработали для данной практики ряд терапевтических приложений, основанных на внимательности, в помощь людям, испытывающим различные психологические сложности. Практика психологической внимательности применяется для уменьшения симптомов депрессии, стресса, тревоги, а также при лечении наркомании. В школах, тюрьмах, больницах, центрах ветеранов и в других социальных средах были приняты программы, основанные на моделях Кабат-Зинна и подобных им, а также программы осознанности для дополнительных целей, таких как здоровое старение, управление весом, спортивные достижения, помощь детям с особыми потребностями и как способ благотворного воздействия в перинатальный период.

     С 1980-х годов феномен осознавания стал предметом научного изучения в клинической психологии и психотерапии, что к XXI веку оформилось в самостоятельное направление.

     Клинические исследования выявили пользу осознанности с точки зрения как физического, так и психического здоровья — как у разных категорий пациентов, так и у здоровых взрослых и детей. Исследования постоянно демонстрируют положительную взаимосвязь между осознаванием психологических проявлений и психологическим здоровьем. Практика осознанности, по-видимому, оказывает благотворное терапевтическое воздействие на людей с психическими расстройствами, в том числе на тех, у кого наличествует психоз.

     Исследования также показывают, что вязкие психологические состояния и беспокойство способствуют возникновению множества психических расстройств, и что вмешательства, основанные на осознанности, значительно уменьшают как мании, так и беспокойство. Кроме того, практика внимательности может быть превентивной стратегией, направленной на прекращение развития проблем c психическим здоровьем.

     Также была выявлена необходимость проведения более качественных исследований в этой области, таких как проведение более рандомизированных (основанных на случайной выборке) контролируемых исследований, для получения более подробных методологических данных в публикуемых исследованиях, а также использование более крупных размеров выборки.

     Практические упражнения

     Практика осознавания включает в себя процесс развития навыков привлечения внимания к тому, что происходит в настоящий момент. Существует несколько упражнений, предназначенных для совершенствования в медитации осознанности. Один из методов заключается в том, чтобы сидеть на стуле с прямой спинкой или сидеть со скрещёнными ногами на полу или подушке, закрывать глаза и сосредотачивать внимание на ощущении собственного дыхания в области ноздрей или движений своего живота при вдохе и выдохе. В этой медитативной практике никто не пытается контролировать своё дыхание, а пытается просто осознавать свой естественный процесс дыхания. Когда адепты участвуют в этой практике, их ум часто самопроизвольно переключается на другие мысли и ассоциации, и, если это происходит, они пассивно отмечают, что ум блуждал, и возвращаются к сосредоточению на дыхании.

     Другие упражнения для развития осознанности включают такой вид психопрактики, как сканирование тела, где внимание практиканта направлено на различные области тела и отслеживание ощущений тела, которые имеются в настоящий момент. Вовлечение в практику йоги, а также наблюдение за движениями и ощущениями тела, равно как и ходячая медитация — это другие методы развития осознанности. Можно также сосредоточиться на звуках, ощущениях, мыслях, чувствах и действиях, которые происходят в настоящем. В этой связи известное упражнение, введённое Кабат-Зинном в его программе «Снятие стресса на основе осознанности» — это сознательная дегустация изюма, в котором изюм пробуют и едят с полным осознаванием.

     Практикующим майндфулнес рекомендуется начинать с коротких периодов (10 минут или около того) практики в день. Если практика происходит регулярно, практикующему становится легче сосредоточить внимание на дыхании и меньше отвлекаться.

     В целом майндфулнес имеет много общего с випассаной Гоенки и, особенно, с випассаной Махаси Саядо, которые, в свою очередь, также являются новыми системами обучения медитации и новыми адаптациями буддистских практик, в том числе и для людей Запада.

     Подобно и йоге, и медитации, майндфулнес из важного инструмента ухода за собой перерастает в индустрию потребительской обсессии, неуклонно утрачивая качество при росте количества преподавателей этой психотехники, когда ряды малочисленных профессионалов разжижаются всё менее квалифицированными любителями поэксплуатировать новую малопонятную для большинства околодуховную тему.


          Ловушка для интеллектуалов под названием адвайта

     Святые мудрецы древности, десятилетиями ежедневно практикуя йогу, в которой тогда была только деятельность сознания, или медитация, и совсем не было нынешних асан, в процессе этой практики достигали развития анандамайя-коши и сверхсознания. После достижения ими просветления и йогареализации их всеобъемлющее понимание многомерной реальности было уже невозможно передать словами на ментальном уровне. Это всё равно что пытаться целиком передать содержание энциклопедии одним словом или одной буквой.

     Конечно, на вербальном уровне можно пытаться составить описания состояния йогареализации посредством сравнений и отрицаний, которые позволят другим просветлённым понять, о чём идёт речь. Но для остальных это будет очередная жвачка для ума, которая, в отсутствие обеспечиваемого практикой медитации просветления, будет только способствовать созданию ложной иллюзии «Вы уже там!», «Ты есть Брахман» и прочих красиво звучащих, но пустых обёрток ловушек адвайты. Бессмысленно ставить телегу впереди лошади. Достоверное понимание адвайты наступит само только после йогареализации, достижение которой бесконечно далеко от схоластических рассуждений.

     Ветхие веды написаны просветлёнными мудрецами, но и в этих текстах теряется почти вся суть описываемых вещей, когда она низводится до вербального уровня. При их чтении невозможно понять то возвышенное состояние, которое испытывал их "автор" – риши-провидец. Главный персонаж одного из романов Пелевина высказалась об этом так: "Останутся мёртвые корки слов, а ты будешь думать, что в них по-прежнему что-то завёрнуто. Так считают все люди. Они всерьёз верят, что у них есть духовные сокровища и священные тексты". К текстам адвайты это также относится в полной мере. Они описывают то состояние, которое без йогареализации, увы, на самом деле просто нечем понимать. Эрзац-версия понимания, предоставляемая ограниченным умом-манасом, способна создать только иллюзию понимания.

     Попытки умом постигать концепции адвайты аналогичны поведению аборигенов Меланезии, которые строили макеты самолётов из сена и веток в надежде, что эти поделки привлекут настоящие самолёты с полезными бесплатными грузами. Свои карго-культы есть везде, но в духовности с её неосязаемыми практиками медитации и не проверяемым внешне состоянием йогареализации их засилье неизбежно. Даже восприятие неосязаемой прежде йоги подверглось каргокультному искажению и выхолащиванию, и превращено в подобие цирковой акробатики. А адвайта превратилась в тщеславный мёд для ума нейогареализованных интеллектуалов.

     На иллюстрации клоуны-"монахи" из Пашупатинатха, которые за деньги принимают "просветлённые" позы для фотографирования интуристами.

Монахи-клоуны в Пашупатинатхе


Международная федерация йоги
"ПАТАНДЖАЛИ"
Линки: Орлов-йога.com – сайт посвящён Учителю Йоги Владимиру Ивановичу Орлову Учение раджа-йоги

     "Веды – это самое прекрасное из всего. Проведение всяческих яджн – ещё лучше. Повторение мантр (джапа) – ещё лучше, чем яджны. Путь Знания (джняна-марга) – лучше джапы. Но ещё лучше Знания (самоисследования) медитация, в которой исчезают всяческие совокупные окрашивающие её примеси (рага, т.е. дуализм и привязанности). [Именно] в такой [медитации] следует достигать извечное Достижение-Осознание".

Даттатрея, "Йога-рахасья" ("Мистерия йоги") 3.25.


     "Главные процессы хатха-йоги – это асана и пранаяма... Физические результаты – увеличенная живость, продлённая молодость, здоровье и долголетие – приносят малую пользу, если они рассматриваются нами как мизерная часть нас самих отдельно от обычной жизни, ради них самих, не используемые, не направленные на общее благо всемирной деятельности. Хатха-йога достигает больших результатов, но непомерной ценой и практически безуспешно с точки зрения достижения окончательной цели".

Пандит, "Словарь Йоги Шри Ауробиндо"

     'The chief processes of Hatha Yoga are asana and pranayama ... The physical results – increased vitality, prolonged youth, health, longevity – are of small avail if they must be held by us as misers of ourselves apart from the common life for their own sake, not utilized, not thrown into the common sum of the world's activity. Hatha yoga attains large results, but at an exorbitant price and to very little purpose'.

Pandit's 'Dictionary of Sri Aurobindo's Yoga'


     "О йоге нынче кое-что известно почти всем, многие «занимаются» ею, но немногие действительно что-то о ней знают. Часто йогой называют то, что ею отнюдь не является. Объявляют ею какие-то цирковые выверты и трюки, теософские рассуждения или «медитационные» халтуры. Одни считают йогу праматерью всех религий, другие утверждают, что йога не религия, а наука; и те и другие надеются, что она может служить основой всеобщего мировоззрения... Но в их восторженный хор вмешиваются насмешливые или суровые голоса, клеймящие йогу «индийскими сказками» или «делами тьмы»."

Из предисловия Б.В.Мартынова к книге "Упанишады йоги и тантры"


      Медитация – это свобода от мысли и движение в экстазе истины.

– из книги "Медитации" Дж. Кришнамурти