Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиКниги

Шри Сатья Саи Баба

ЛЕТНИЕ ЛИВНИ В БРИНДАВАНЕ
1978

Курс лекций по индийской культуре и духовности


Содержание
Шри Сатья Саи Баба – аватар нашей эпохи
Глава 1    Вступительное слово
Глава 2    Бог приходит в человеческой форме, дабы помочь людям изменить себя к лучшему
Глава 3    Бхагавата – священная книга, открывающая каждому то, к чему он стремится
Глава 4    Вьяса и Нарада – человек и Бог
Глава 5    Нарада – бессмертный Дух
Глава 6    Только тогда вас примет Всевышний, когда сердце ваше очистится страданием
Глава 7    У Господа нет изъянов. Мы видим отраженными в Нем наши собственные пороки и недостатки
Глава 8    Всё творение вокруг – как учебник, созданный Богом специально для нас
Глава 9    Все деяния Господь совершает ради нашего блага
Глава 10  Гнев уничтожает все человеческое в нас и лишает благосклонности судьбы
Глава 11  Любовь живет, отдавая и прощая
Глава 12  Все печали мы создаем себе сами
Глава 13  Боль и радость неразлучны
Глава 14  Человека определяет его окружение
Глава 15  Милость Бога способна испепелить и горы греха
Глава 16  Радха столь же неотделима от Кришны, как белый цвет – от молока
Глава 17  Во время смерти отбрасывается только телесная оболочка человека
Глава 18  Сосредоточенность во время медитации способна даровать вам видение Господа
Глава 19  Образование должно научить смирению того, кто его получил
Глава 20  У неверующих нет прямого опыта переживания Божественного, не читали они об этом и в книга
Глава 21  Говоря чересчур много, мы вынуждаем язык совершать четыре греха
Глава 22  Сострадание – благороднейшее из качеств, присущих женскому роду
Глава 23  Творец и акт Его творения пребудут вовеки
Глава 24  Кришна как бескрайний океан, а гопи как малые ручейки, вливающиеся в Него
Глава 25  Служение человеку есть служение Богу
Глава 26  Здоровье – наше величайшее богатство
Глава 27  Религиозные книги писались не для того, чтобы делать деньги
Глава 28  Величайшее богатство человека – его крепкое здоровье
Глава 29  Бог как священное дерево Кальпатару, способное исполнить все ваши желания
Глава 30  История и культура нашей родины нам как отец и мать
Глава 31  "Анандо Брахма – Брахман есть Ананда"
Глава 32  Самое важное для студента – научиться контролировать свои чувства
Указатель имен и терминов

Глава 17
Во время смерти отбрасывается только телесная оболочка человека

   "Мышление глупых людей постоянно привязано к окружающим их вещам. Ограниченный ум никогда не поймет, что значит освобождение или отречение ".

   Человек, мыслящий широко, никогда не решится на дурной поступок. Однако человеческое существо с животным умом всегда думать будет только о дурном. Воплощения чистейшего Атмана - Павитратмасварупас! Если кто-то хочет понять аспект божественности или преподать его другим, он должен обладать чистым умом. Тот, кто не очистил свой ум, не только не сможет учить Божественному принципу, но и сам будет не в состоянии его понять. Вы можете спросить, все ли люди, которые проповедуют, наделены чистым умом. Причина, по которой человечество так глубоко деградировало, заключена в том, что люди, не очистившие свой ум, наставляют других. В темную, неубранную комнату могут вползти змеи, скорпионы и другие вредные насекомые. Но если комната чиста и хорошо освещена, они не смогут в ней поселиться.

   Подобно этому в человека с хорошим и чистым умом не могут проникнуть и там процветать такие качества, как вожделение, эгоизм, гнев или зависть. Если же мы сравним себя с эталоном того, какими бы мы хотели стать, обнаружится то, как много дурных качеств мы имеем. Но когда невежество исчезнет, человек обретет знание Атмана. Даже если для чистки каменного угля использовать молоко или мыло, он всё равно не станет белым. Напротив, молоко и мыло почернеют сами. Мы можем задаться вопросом: а есть ли у куска каменного угля возможность сделаться ярким и белым? И ответом будет – да, такое возможно. Стоит углю соприкоснуться с огнем, как он станет ярким и сверкающим. В данном случае мы можем провести аналогию с влиянием на человека дурной компании. Человек может быть уравновешенным и отличаться спокойствием ума, но при общении с дурными людьми, вынашивающими опасные намерения, он не только не изменит этих людей, но и сам обретет дурные качества. Если ум ваш не свят, то, несмотря на все ваши старания, вам будет очень трудно избрать правильный путь. А если человек постепенно и шаг за шагом начнет осознавать то священное, что свойственно его собственной природе, для него в конце концов станет возможным осознать и то Божественное, что сокрыто в нем.

   Такая возможность была дарована подругам Кришны – пастушкам, гопи. Заслугами в своих прошлых рождениях, а также любовью и милостью Бога удостоились они такой чести. Местом, где они родились, была небольшая деревня Гокула. В те времена люди не имели никаких удобств, и жизнь их была чрезвычайно тяжела. Не было ни колледжей, ни даже начальных школ, и пастушки не знали и азов грамоты. Но хотя они не умели ни читать, ни писать, они обладали прекрасным знанием аспектов Атмана,
Современное же образование таково, что дает представление лишь о внешней стороне жизни. Оно дает возможность зарабатывать на жизнь, но не учит священным аспектам Атмана. К счастью, в те далекие времена не существовало подобного образования. Если мы зададимся вопросом, развивает ли сегодняшняя система обучения хотя бы достойное поведение учащихся, мы вынуждены будем ответить на этот вопрос отрицательно. Между тем гопи в своей жизни целиком следовали путем истины. Следуя голосу любви, они всем своим существом устремлялись к Божественному. Чистота была целью их жизни, а постижение Атмана – ее предназначением. Таковы были черты, свойственные гопи.

   Может ли современный студент обрести хотя бы одно из этих святых качеств? Основная цель образования в наши дни состоит только в приобретении степеней и званий, что лишь сверх меры перенапрягает мозг учащегося. Когда же вы приобретаете искомые степени и звания, вы становитесь обузой для общества.

   Неужели стоит получать подобное образование – лишь для того, чтобы иметь возможность добывать себе средства к существованию? Разве птицы и животные не находят себе способов пропитания?

   Настоящее образование должно быть таковым, чтобы помочь нам вырваться из круга рождений и смертей и дать возможность осознать свое предназначение. А сейчас? Получив желаемое образование, глупое человеческое существо не ведает, кто оно, и, как и прежде, обуреваемо вредными помыслами и дурными страстями.

   Получив всё это образование, мы обретаем лишь навык в спорах, но не становимся мудрее. А истинное образование между тем должно научить нас тому, что позволило бы нам избавиться от смерти и бесконечной череды перерождений. Пастушки, гопи, получили именно такое образование, освободившее их от круговорота рождения и смерти. По их поступкам может показаться, что ими владели какие-то земные желания, но это вовсе не так. Их влекла лишь духовная сфера, а все совершаемые ими действия были только лилами, играми, Господа. Единение гопи и Кришны являет всему миру пример соединения воедино двух начал – материи, или пракрити, и Духа, Пуруши. А то, что их слова и поступки кажутся нам заурядными, а подчас и греховными, есть лишь отражение наших собственных низменных мыслей. В действительности все их слова и действия имели немаловажное значение.

   Итак, когда мы стоим на берегу океана, он кажется нам огромным и бесконечным, ибо конца ему не видно. Однако стоит нам взглянуть на него с большой высоты, например с борта самолета, и океан покажется нам только большим озером. Подобным же образом, если мы поднимемся над окружающим и увидим вещи в их настоящей перспективе, мы поймем истинное значение вышеописанных событий.

   Трудно отрицать, что наша жизнь приняла причудливую, искаженную форму. Если жизнь полна нечистых помыслов и дурных поступков, она превращается в фальшивую пьесу. Если подумать, все наше существование представляет собой претенциозную и бездарную пьесу.

   Между тем жизнь, которую вели гопи, можно по праву назвать образцом для подражания. Ни в одном из их поступков не было места лжи или несправедливости - пастушки вели совершенно идеальную жизнь. Однако из-за низкосортных пьес и фильмов, которые мы сегодня смотрим, единение Кришны и гопи стало рассматриваться людьми как физическая привязанность. На самом же деле союз Кришны и гопи поистине божественен, а все поступки Кришны воистину идеальны. Что бы Кришна ни совершал, все Его действия были направлены на то, чтобы разрушить у пастушек и ту небольшую привязанность к жизни и телу, которая у них еще оставалась. Любовь Кришны запечатлелась в их сердцах; и они погрузились в блаженный экстаз.

   Вот небольшой пример, подтверждающий это. Однажды Кришна пришел в дом к одной из пастушек.

   Обнаружив, что ее нет дома, Он разбил горшок с молоком, что был подвешен под крышей, и разбрызгал молоко по всему помещению. Потом Он намочил молоком Свои ноги и пошел прочь, оставляя за Собой следы. Пастушка возвратилась домой и обнаружила следы ног Кришны. Она пошла по этим следам и вскоре нашла Его. И тогда Кришна сказал ей: "Если ты желаешь Меня достичь, ты должна идти по Моим стопам: только следуя за Мной, сумеешь ты достичь Меня". Подобным образом Кришна показывал способ или путь, с помощью которого преданный Ему сумеет обрести Его. Кришна был Тем, кто указал людям дорогу к истине.

   Другой пример. Гопи хотели быть поближе к Кришне и, собравшись вместе, придумали, как это сделать. Они явились к матери Яшоде с длинным перечнем жалоб на проделки Ее сына. Когда Яшода стала спрашивать, что же Он такого натворил, они ответили: "Кришна явился в полночь на веранду, где мы спали, и связал пряди волос каждой из нас с волосами лежащей рядом соседки". Очень важно уяснить для себя глубинный смысл этого поступка Кришны. Пастушки утверждали, что Кришна явился в полночь, в иносказательном смысле – ни днем, ни ночью. Это означает, что они находились еще в состоянии полузнания, будучи не божественными, но и не человеческими существами. Кришна же, явившись к этим гопи, связал пряди их волос, показав тем самым их невежество.

   В другой раз пастушки попытались вынудить Кришну сказать неправду. Они пожаловались, что Кришна проделал отверстия в кувшинах, в которых молочницы носили молоко и простоквашу. "Спросите у вашего сына, пускай скажет, что не делал этого", – подступали они к Яшоде. Давайте-ка вновь разберемся, что имел в виду Кришна, когда ответил на это так: "Я не знаю. Может, пришел Бог и продырявил эти кувшины".

   То есть Кришна косвенным образом говорит, что продырявивший кувшины – не кто иной, как Сам Бог.
Еще как-то раз пастушки пожаловались, что во время купания в реке Кришна собрал всю их одежду, залез на самую вершину дерева и не спускался оттуда, несмотря на все их крики. На это Кришна ответил следующее: "Пока они купались, поднялся вихрь, собрал все их сари и забросил на дерево". В данном примере вихрь символизирует собой форму Бога. Основу мира составляют пять элементов: земля, огонь, вода, воздух и эфир. Воздух, таким образом, – это одна из форм Божественности. Гопи в действительности были чисты сердцем и всегда погружены в мысли о Кришне. Даже когда они шли на рынок с кувшинами молока, масла и простокваши, они погружались в столь глубокий экстаз, что полностью забывали себя и беспрестанно восклицали: "О, Говинда – Добывающий коров! О, Мадхава - Медвяный! О, Дамодара – Опоясанный пастушьей бичевой!"

   Как-то Кришна украл дома масло. В тот день Он не показывался матери на глаза. Яшода знала, что если Кришна заметит в ее руках большой прут, то ни за что не подойдет. Поэтому она спрятала руку с прутом за спину, а в другой, чтобы привлечь Кришну, держала масло. Здесь нам следует понять следующее: Яшода сознавала, что Кришну можно привлечь только чистыми помыслами, читтой, чем по аналогии в данном случае являлось масло. Бог – это Тот, кого привлекает только чистый ум. Смысл же фразы, что Кришна забрал всю одежду, заключен в том, что Он забрал все ваши телесные привязанности. Одежда - это оболочка для тела, а тело в действительности – то, что скрывает Атмана, в нем обитающего. Таким образом, тело человека – это только платье в его земном существовании. Когда мы говорим, что человек умер, то имеем в виду, что тело его мертво и отброшено им. Этот поступок Кришны надлежит понимать следующим образом: пока вы привязаны к своему телу, вы не способны обнаружить подлинную сущность Атмана. Не следует поддаваться иллюзии, что тело так уж много значит.

   В понятии "пуруша" различают две стороны: пуруша индивидуальный и пуруша, объединяющий группу людей. Когда речь идет об отдельно взятой личности, ее называют пурушей, человеком, а когда – о группе людей, ее следует характеризовать как праджнянам Брахмана. К примеру, одно дерево зовется "деревом", но если деревьев много, мы называем это множество "лесом". Мы не называем "лесом" отдельно взятое дерево. Точно так же и Всевышний: если Он облечен одной человеческой формой, Его называют божеством или аватаром, если же рассматривать Его во всей полноте, то Он – это всё мироздание. Индивид рожден аватаром, ибо такова была воля Всевышнего. С другой стороны, аспект Бога, не обладающий ни именем, ни конкретной формой, мы относим к Пурушоттаме, вселенскому высочайшему Духу. Лишь в том случае, когда бесформенный аспект Пурушоттамы облекается в человеческую форму, мы зовем его Пурушей. Приняв же человеческий облик, Пурушоттама являет Собой пример для всех живущих на земле и утверждает единство всего сущего. Нам следует осознать также ту истину, что постичь природу Атмана возможно, только очистив свой ум.

   В другой раз пастушки пришли к Яшоде и заявили, что Кришна творит такое, что они просто не в силах описать. Они просили Яшоду позвать Его и добиться от Него обещания никогда больше не ступать на пороги их жилищ.

   "Кришна ссорит нас с нашими мужьями, - жаловались они. – Он стучится в двери по ночам, и если мы идем открывать, то сердятся наши мужья, а если не открываем, то сердится Кришна. От этого мы не знаем ни минуты покоя. Нашим горестям несть числа. Получается, что мы должны либо забыть о Кришне, либо оставить своих мужей". На все эти обвинения Кришна ответил следующим образом: "Ты простодушная женщина, матушка, и лишь потому веришь всем этим россказням. Я дам тебе простой ответ, и ты решишь, правдивы ли все эти истории. Я тихо сплю рядом с тобою, и разве могу Я выйти ночью без того, чтобы тебя не разбудить? Теперь ты сама видишь правду". Яшода поняла, что всё это – пустые наговоры и велела пастушкам идти по домам.

   Смысл этого эпизода в том, что Кришна нарочно разыграл всю эту комедию для того, чтобы вразумить супругов пастушек. Здесь нам следует уяснить себе один важный момент. Кришне в то время было всего семь лет, а все пастушки были намного старше Его. В такой ситуации не могло быть и речи о каких-то кривотолках со стороны мужей. Подобные недоразумения происходят только от плохого характера и дурных мыслей, свойственных мужчинам. Если жена уделяет много времени даже их собственному сыну, мужу-эгоисту это не нравится, и он стремится положить этому конец. Такое поведение поистине нужно считать неправедным. Если мужа одолевают эгоистические мысли и сомнения даже тогда, когда мать играет с их собственным ребенком, то, естественно, он будет пребывать в еще большем недоумении, видя, как она играет с чужим. Это – одно из дурных качеств мужчины: он склонен подозревать всякого, кто ущемляет его эгоистические интересы. Кришна говорил, что ведет эти игры для того, чтобы очистить мужей голи от недобрых мыслей и сделать их помыслы светлыми и чистыми. Помыслы пастушек были чисты и святы, и подозревать их – великий грех, но еще более тяжкий грех – неправильно истолковывать поступки Самого Кришны по отношению к ним, которому было в ту пору всего семь лет. В данном случае не может быть места каким-то дурным толкованиям. Именно оттого, что мужья гопи не постигли в полной мере сути природы Божественного, в их душах поселились всевозможные сомнения. Кришна встал на защиту гопи, несправедливо заподозренных и обиженных. Подобным образом Кришна демонстрировал людям черты, свойственные Аватару.

   Не следует истолковывать поступки Божества со своей человеческой позиции. Наш первейший долг – поступать так, чтобы заслужить милость Его. А если мы заслужим Его милость, всё в жизни сделается сладостным для нас. Господь полон прелести: прелестен Его лик, сладостны Era речи и деяния, а Сам Он – не что иное, как само воплощение сладости. Сколь много отверстий ни проделали бы мы в сосуде со сладким соком, лишь сладкий сок будем мы пить из всех этих отверстий, и при этом он не станет ни горьким, ни кислым. В этом смысле Высший Дух, Параматман, полон сладчайшего блаженства, и во всём созданном Им невозможно найти что-либо иное. В последующие дни мы постараемся еще больше узнать о преданности Кришне пастушек, гопи, а также о священных качествах Самого Кришны.