Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиКниги

Шри Сатья Саи Баба

ЛЕТНИЕ ЛИВНИ В БРИНДАВАНЕ
1978

Курс лекций по индийской культуре и духовности


Содержание
Шри Сатья Саи Баба – аватар нашей эпохи
Глава 1    Вступительное слово
Глава 2    Бог приходит в человеческой форме, дабы помочь людям изменить себя к лучшему
Глава 3    Бхагавата – священная книга, открывающая каждому то, к чему он стремится
Глава 4    Вьяса и Нарада – человек и Бог
Глава 5    Нарада – бессмертный Дух
Глава 6    Только тогда вас примет Всевышний, когда сердце ваше очистится страданием
Глава 7    У Господа нет изъянов. Мы видим отраженными в Нем наши собственные пороки и недостатки
Глава 8    Всё творение вокруг – как учебник, созданный Богом специально для нас
Глава 9    Все деяния Господь совершает ради нашего блага
Глава 10  Гнев уничтожает все человеческое в нас и лишает благосклонности судьбы
Глава 11  Любовь живет, отдавая и прощая
Глава 12  Все печали мы создаем себе сами
Глава 13  Боль и радость неразлучны
Глава 14  Человека определяет его окружение
Глава 15  Милость Бога способна испепелить и горы греха
Глава 16  Радха столь же неотделима от Кришны, как белый цвет – от молока
Глава 17  Во время смерти отбрасывается только телесная оболочка человека
Глава 18  Сосредоточенность во время медитации способна даровать вам видение Господа
Глава 19  Образование должно научить смирению того, кто его получил
Глава 20  У неверующих нет прямого опыта переживания Божественного, не читали они об этом и в книга
Глава 21  Говоря чересчур много, мы вынуждаем язык совершать четыре греха
Глава 22  Сострадание – благороднейшее из качеств, присущих женскому роду
Глава 23  Творец и акт Его творения пребудут вовеки
Глава 24  Кришна как бескрайний океан, а гопи как малые ручейки, вливающиеся в Него
Глава 25  Служение человеку есть служение Богу
Глава 26  Здоровье – наше величайшее богатство
Глава 27  Религиозные книги писались не для того, чтобы делать деньги
Глава 28  Величайшее богатство человека – его крепкое здоровье
Глава 29  Бог как священное дерево Кальпатару, способное исполнить все ваши желания
Глава 30  История и культура нашей родины нам как отец и мать
Глава 31  "Анандо Брахма – Брахман есть Ананда"
Глава 32  Самое важное для студента – научиться контролировать свои чувства
Указатель имен и терминов

Глава 7
У Господа нет изъянов. Мы видим отраженными в Нем наши собственные пороки и недостатки

   "Я обращаюсь к вам, сегодняшним студентам! Если вы позволяете себе произносить грубые слова и совершать дурные поступки, результаты этих действий на вас же и скажутся. Эти слова Саи указуют вам истинный путь".

   Воплощения чистейшего Атмана - Павитратмасварупас! Облака собираются в небе и рассеиваются благодаря легкому ветерку. Так же обстоит дело и с проблемами этого мира: в зависимости от обстоятельств они то накапливаются, то рассеиваются. Не каждый способен предугадать конечный результат своего поступка. Также не каждый в состоянии представить, какую форму примут вещи с течением времени. Каждое явление так или иначе зависит от времени. Время – одна из форм Бога. Поэтому нам следует поступать так, чтобы результаты наших действий оказались в нужную минуту полезными для нас.

   После того как битва Махабхараты, где Пандавы одержали победу над Кауравами, была завершена, Дхармараджа стал властителем всей Бхараты. Однако Кришна заметил: что-то всё время тревожило славного царя и не давало тому покоя. Он спросил его о причине печали, и Дхармараджа ответил Ему так: "О Кришна! Великий грех - убивать многих ради счастья и спокойствия одного. И я совершил этот грех, когда мне пришлось сражаться со своими наставниками, гуру, а также с моими братьями, кузенами и друзьями. Даже если гореть мне в аду миллионы лет, не смыть мне с души этот грех. На мне лежит ответственность за смерть тысяч людей. Какое счастье могу я испытывать, причинив столько горя другим?

   Только тот, кто счастлив сам и дарит счастье окружающим, свят по-настоящему. Тот же, кто испытывает наслаждение, причиняя другим зло, – величайший грешник". Кришна рассмеялся, выслушав такой ответ Дхармараджи: "О Дхармараджа! Твои слова – слова невежды. Уничтожать зло и обеспечивать своему царству процветание – вот долг царя, его дхарма. Ты царь и ответственен за безопасность и благополучие своего народа. В твоих руках процветание народа. Если ты успешно справляешься со своей задачей, тогда совершенно справедливо наказывать тех, кто выступает против тебя". Кришну очень удивило то, что несмотря на все свои знания – а Дхармараджа изучил все Веды и Шастры, – тот позволил себе так пасть духом. Чтобы избавить Дхармараджу от печали, Кришна предложил царю совершить ашвамедха ягу, обряд жертвоприношения коня. С недоумением взглянул на Него Дхармараджа: "Если водой отмывать грязь, разве вода останется чистой? Если сполоснуть кувшин, в котором настаивалось вино, разве исчезнет из кувшина нечестивый дух? Ты предлагаешь мне избавиться от скорби с помощью жертвоприношения, яги, но разве новое убийство заглаживает грех старого? Меня не привлекает ни это царство, ни совершение яги.

   Не заботит меня и мое тело. Так позволь мне покинуть его". Кришна понял, что Дхармараджа совершенно расстроен, и потому посоветовал Арджуне, чтобы оба они, Арджуна и Дхармараджа, отправились к Бхишме, в то время лежавшему при смерти. Кришна позвал и остальных Пандавов, и вместе с Драупади все они отправились к Бхишме.

   Увидев Кришну и Пандавов, Бхишма чрезвычайно обрадовался. Он подозвал Пандавов поближе и горячо выразил им свою радость. Обращаясь к Дхармарадже, он сказал: "Какое счастье подарила нам судьба – Всемогущий Господь принял человеческий облик и находится среди нас!" Пандавы иногда впадали в заблуждение и видели в Кришне лишь одного из своих родственников, то есть человека, а не Бога. Мы часто страдаем от подобного заблуждения. Не каждый способен легко постичь лилы, игры, Господа.

   Деяния Бога нелегко понять и объяснить, ибо они находятся за пределами человеческой мысли и разумения. И в самом деле, когда Божество являет Себя в облике человека, мы думаем о Нем как об обычном человеке и оцениваем Его с позиции обычного человеческого существа. Бхишма был очень рад, что в такой момент получил уникальную возможность лицезреть Кришну. Он заговорил вновь: "Воистину слова Бога несут в себе высшую правду, и что бы Он ни делал, поступки Его суть действие дхармы. Его слова – сама истина, а Его поступки – дхарма. В этом мире нет ничего, чего бы Он пожелал или должен был бы совершить. Одну цель преследует Он всеми Своими деяниями – благо людей. Поэтому наш долг состоит в том, чтобы неукоснительно выполнять Его указания. Нам не дано права и возможности задаваться вопросами или исследовать природу деяний Господа. Кто может определить или установить правила поведения либо правила игр маленьких детей? У детей отсутствуют корыстолюбие и эго. Они могут улыбаться, играть или плакать, как им вздумается. Высший Дух – Параматман, - что стоит выше всех природных качеств, гуи, подобен как раз такому ребенку.

   Никто не имеет права или власти определять для Него нормы поведения. Что бы Он ни делал, всё это направлено на ваше благо. Все и вся одинаково равны в глазах Бога, поэтому Сам Он никогда не радуется и не сердится. Не Пандавы участвовали в битве, и не они планировали ее. Не следует приписывать им и победу. Кришна – вот Тот, кто заставил их сражаться и победить. Чрезвычайно трудно понять Его лилы. Но постарайтесь хотя бы сейчас уяснить себе эту истину, преодолейте свои печали, живите счастливо и осознайте свою роль в обществе и свой долг". В минуту отчаяния Арджуна также признался Кришне, что для него лучше жить подаянием и умереть, нежели одержать победу, погубив тех, кто тебе дорог и близок.

   В ответ Кришна пророчески произнес: "Невозможно избежать того, что предначертано судьбой. Справедливость в конце концов будет восстановлена: победа достанется праведным, истина восторжествует, а эгоизм будет сломлен. Такова дхарма, закон праведной жизни. Знай, что отец сотни сыновей может не найти среди них ни одного, кто смог бы исполнить над ним прощальный погребальный обусловлены его привязанностями. Привязанность в данном случае следует понимать как желание обладать чем-либо. Основа привязанности – мирское желание. В подобных желаниях большую роль играют органы чувств. Как бы ни был велик ваш опыт обладания чем-либо, вы захотите иметь еще и еще. Но сколько бы вы ни получали, вы не испытаете удовлетворения. Единственное, что поможет вам обрести непривязанность, – это самопожертвование. Этот путь очень тесно связан с кругом общения человека.

   Добродетельное общество располагает такими вспомогательными средствами, как добрые мысли, благородные привычки и т.п. Истинный путь познания человеком своей природы – это движение от состояния привязанности к состоянию отрешенности, или вайрагьи, а от состояния отрешенности – к состоянию любви. Вам следует обладать привязанностью только к Господу и непривязанностью к миру. И причина этого в том, что весь этот мир преходящ. В горе и в радости, в боли и в наслаждении - всегда мы должны размышлять о Боге, находясь при этом в состоянии равновесия ума. Необходимо развивать в себе это качество. Бхишма прекрасно сознавал всю святость уравновешенного состояния ума.

   Однажды во время битвы стрела Бхишмы пронзила Арджуну. Кровь, бьющая из его раны, стекала прямо на Кришну. Когда Арджуна увидел, что Кришна весь в крови, он решил, что Тот ранен, и сильно испугался за Него. Любовь Арджуны к Кришне лишила его сил и боевого пыла. Кришна мгновенно понял это и обратился к Арджуне со следующими словами: "Арджуна! Почему вдруг ты так ослабел? Сражайся или сражаться буду Я Сам!" С этими словами Кришна спрыгнул с колесницы и громко объявил, что намерен убить Бхишму.

   Вспоминая этот эпизод, Бхишма продолжал: "Когда Ты соскочил с колесницы, ярко сверкнули бриллианты в Твоих золотых серьгах. Сияние было столь прекрасным, что озарило собою весь мир". Бхишма молил Кришну, дабы Тот, кто решил его убить, его спас. Столь уравновешенным умом обладал Бхишма. Мы должны отметить в этом эпизоде также то, что, когда Кришна подходил к Бхишме, тот начал молиться о спасении, но не Раме или Шиве - он молился Кришне. Бхишма твердо верил, что именно Кришна способен убить или помиловать. И никто другой не может этого сделать. В этот критический миг в Арджуне произошла сильная перемена. Дело в том, что в самом начале битвы Кришна объявил, что не станет принимать участия в сражении, а будет только управлять колесницей Арджуны. Арджуна обеспокоился: если Кришна вступит сейчас в сражение, слово Его будет нарушено. Чтобы не стать причиной бесславия Кришны, Арджуна вновь вступил в бой. Как только Кришна увидел это, Он сказал, что вовсе не собирался сражаться, а притворился, что собирается сражаться лишь для того, чтобы вернуть на поле боя Арджуну. Господь ничего не делает без определенной цели.

   Он никогда не делает чего-либо, дабы обмануть вас или разыграть. В большинстве случаев мы не стремимся осознать свои собственные недостатки, но часто пытаемся искать их даже у Бога. Но как бы вы ни старались, вы не сумеете отыскать у Бога недостатки или грехи. Его сердце чисто, а помыслы святы. Подобно тому, как в зеркале мы видим собственное отражение, так и в ' Боге мы видим свои же недостатки.

   Нам следует осознать, что Бог подобен чистому зеркалу. Всё, что вы видите в этом зеркале, – ваши недостатки, но не Бога. Для защиты человечества Бог время от времени нисходит на землю в облике человека. Бхишма осознал ту истину, что Кришна - это Бог, и результатом такого осознания явилось то, что он представил Пандавов всему миру как идеальных человеческих существ. Хвалебные гимны, или стотры, Бхишмы во славу Господа не раз поддерживали силу духа Пандавов.

   Кришна неустанно повторял людям, что Божественность присутствует в каждом человеке и что эта вездесущая Божественность неизменна во всех живых созданиях. Таким образом Он убеждал людей избавиться от ревности, эгоизма и подобных им качеств. Ревность и эгоизм - демонические качества, которые стоят на пути духовного продвижения человека. Только преодолев в себе это зло, мы заслужим право называться настоящими людьми. Не запрещено желать и просить желаемого, но мы не должны испытывать зависти к тем, кто имеет больше, нежели мы. Наставляя таким образом, преданных Ему пастушек и пастухов, гопи и гопал, Кришна указывал им божественный путь. Священные лилы, игры, Кришны полны глубокого смысла и для вас непостижимы. До тех пор пока вы не поймете смысла подобных наставлений и не воспользуетесь ими на практике, все описания божественных свойств Кришны будут совершенно бесполезны для вас. Кришна бесстрастно взирал на всё творение, постоянно пребывая в состоянии равновесия ума.

   Но при этих словах у многих из вас может возникнуть вопрос: если Кришна всегда бесстрастен и спокоен, как же понимать Его участие в уничтожении четырех миллионов (40 лакхов) воинов из армии Кауравов ? Ответить на этот вопрос Мне поможет небольшой пример. Допустим, в вашем теле начинает развиваться раковая опухоль. Анализы покажут наличие в ней множества микробов и вирусов. Если болезнь запустить, то со временем опухоль разъест все ткани и органы вашего тела. В это время наступает черед врача решиться на ампутацию опухолевого участка тела. В сложившихся обстоятельствах первостепенное значение для больного имеет то, что ему необходимо оперироваться, а врач будет определять ход своих действий. Стоит ли беспокоиться при этом о сотнях тысяч раковых клеток, присутствующих в опухоли? Врачу предстоит сделать выбор и решить, что лучше: приготовиться к операции и спасти жизнь пациента или отказаться от операции, дабы спасти жизнь мириадов раковых клеток. Так как бактерии могут послужить причиной заражения многих людей, их необходимо уничтожить.

   Именно этому долгу, дхарме, следовал Кришна. Такой раковой опухолью для всего мира были Кауравы. В результате их действий в мире воцарились несправедливость и беззаконие, адхарма, да и сам мир мог быть уничтожен. Когда Кришна увидел, что болезнь перешла все границы, Он подготовился к операции, начав войну, и сделал Пандавов Своими ассистентами. Во время этой операции было уничтожено четыре миллиона микробов в облике Кауравов и их приспешников. Не следует искать в данном случае борьбы чьих-то эгоистических интересов. Единственной причиной великой битвы была забота о благе и процветании всего мира. Еще в самом начале Кришна говорил о том, что Кауравы рождены с тем, чтобы навлечь позор и беды на царский род. Сын возничего Суты – Карна подлил масла в огонь, а окончательно разжег страсти безнравственный и жестокий Шакуни. Этот лесной пожар распространился так далеко, что оставалось только одно средство – война, что ведется языком стрел. Огонь был так силен, что грозил уничтожить весь лес, и поэтому малым количеством воды там было не обойтись. Только поток стрел в этом случае мог решить дело мира и дальнейшего процветания земли. Таким образом, какие бы деяния Бог ни совершал, все они направлены на наше благо. Хорошенько осознайте эту истину и постарайтесь принимать все действия Бога как должное.