Вы на странице: ГлавнаяМедитация ➤ Книга о медитации

Василий Вернигора

"Медитация в раджа-йоге, буддизме и с точки зрения нейрофизиологии: Практическое руководство"


Обложка книги "Медитация в раджа-йоге, буддизме и с точки зрения нейрофизиологии: Практическое руководство"

     Книга Василия Вернигоры «Медитация в раджа-йоге, буддизме и с точки зрения нейрофизиологии: Практическое руководство» – это полное пошаговое руководство по практике медитации с подробными объяснениями понятным языком истинного изначального значения всех связанных с ней важных санскритских терминов, использованных во времена Патанджали и Будды, а также в контексте достижений нейронауки в изучении состояния медитации.

     Книга содержит структурированное описание психопрактик индуистской йоги и буддизма, очищенное от суеверий, заблуждений и карго-культов. Тщательный сравнительный анализ психотехник йоги и буддизма, в том числе в контексте их изучения нейронаукой, показывает единую суть трансцендирующих учений Патанджали и Будды. Это подробное пошаговое описание практик от самого начала до достижения цели учений Патанджали и Будды – достижения сверхсознания/сознания будды – будет полезно как новичкам, так и опытным медитаторам.

     Эта книга написана для практиков медитации, желающих извлечь пользу из аутентичных методов саморазвития, которым учили Патанджали и Будда, и основана на моём опыте изучения восточных методов саморазвития с 1989 года. Я посещал Индию с 1997 года, прожив в ней в общей сложности более 7 лет, в том числе находясь в Индии непрерывно с 2001 по 2006 год. Общение с несколькими йогареализованными святыми, проживание в различных ашрамах, получение нескольких духовных имён и перевод нескольких десятков книг на восточную тематику позволили мне понять суть учений о саморазвитии. Кроме того, в 2004 году я, пожалуй, первым из жителей СНГ, получил индивидуальную санньясу-дикшу – от Сомнатха Гириджи, махамандалешвара (одного из председателей) индуистской монашеской линии шри-панч-дашнам-джуна-акхары, в его головном гималайском ашраме.

     В книге я также объясняю истинный практический смысл различных терминов, связанных с практикой медитации, которые часто воспринимаются стереотипно, и не всегда правильно. Это читта («зеркало» ума, а не сам ум-манас), самьяма (ясновидческое проникновение в суть вещей после достижения йогареализации), буддхи, витарка, вичара, випашьяна, дхьяна, самадхи, шаматха, нирвана, архат (тот, кто натренировал настоящую 3-часовую шаматху и впоследствии достиг четвёртой джханы и, соответственно, обрёл сиддхи) и другие.

     В книге также содержится описание моего многолетнего опыта использования нейрогарнитур в практике медитации (от ранних любительских проектов электроэнцефалографов до готовых нейрогарнитур), в том числе написанных мной приложений «ЭЭГ-медитация» для реальной оценки качества и продолжительности медитации самадхи/шаматхи.

     Если эта книга позволит кому-то выяснить недостающие аспекты учений раджа-йоги и буддизма и в результате хотя бы заметно продвинуться на этом пути, не говоря уже о достижении цели учений Патанджали и Будды, это будет невероятной удачей.


     Отзыв на книгу буддолога, тибетолога, индолога, кандидата исторических наук А. А. Терентьева, написанный в марте 2024 года:

     "Книга В. В. Вернигоры «Медитация в раджа-йоге, буддизме и с точки зрения нейрофизиологии» действительно является практическим руководством по реальной медитации, а не очередным рекламным проспектом модной «эзотерической практики». Это руководство основано на личной многолетней практике автора, обучавшегося медитации в Индии у индийских и тибетских учителей. Не знаю книг на европейских языках, которые могли бы сравниться по широте и глубине охвата темы с этой книгой В. В. Вернигоры".

     А. А. Терентьев, гл. ред. буддийского изд-ва «Нартанг»


     На русском языке книга доступна в виде электронной книги здесь в форматах PDF и EPUB за $12. Amazon не поддерживает публикацию книг на русском языке в любой форме (единственный вариант – публикация через русскоязычные издательства-посредники).

     Книга доступна на английском языке в формате электронной книги за $2.99, в мягкой обложке за $17 с чёрно-белыми иллюстрациями и за $24 с цветными, а также за $23 в твёрдой обложке с чёрно-белыми иллюстрациями и за $59 (мой гонорар составит всего $4) с цветными.

     Книга также доступна на украинском языке в виде электронной книги здесь за $5, а в формате мягкой обложки с чёрно-белыми иллюстрациями здесь за $15 и с цветными иллюстрациями здесь за $24.


     P. S. Комментарий по поводу повторений, имеющих место в книге.

     Некоторые из тех читателей, которые уже прочитали книгу полностью, сетуют на повторения, которые встречаются в ней. Во-первых, книга фактически состоит из 4 разных циклов – йоговское самадхи, буддизм, нейрогарнитуры и учебник медитации. И в каждом из них центральная тема, связующая их вместе – это одна и та же психотехника самадхи/шаматхи. В исходной версии рукописи из-за этого различных повторов было больше. Оставшиеся в книге "повторы" – они не слово в слово, а приводятся в разных контекстах и при изложении медитации с разных точек зрения – йоги, буддизма, нейрофизиологии и практического описания в учебнике, и их удаление исказило бы ход изложения. У медитации самадхи/шаматхи одинаковый метод в йоге и буддизме ввиду единой структуры функционирования сознания у всех людей, так как люди отличаются только степенью развитости различных аспектов сознания (манас, буддхи, самбхогакая), а не отличиями в самой структуре. Ввиду этого повторы неизбежны, так как я не хочу создавать у читателя ложные представления, кстати, достаточно популярные у индологов и буддологов, о том, что метод йоговского самадхи якобы принципиально отличается и якобы несовместим с методом буддийской шаматхи. Повторы служат в том числе и подтверждением идентичности главного метода, предложенного Патанджали и Буддой.

     К тому же, все люди разные. Если кому-то текст книги покажется слишком длинным и слишком повторяющимся, то всегда найдутся и те, кто будут жаловаться на недостаточно подробную подачу материала и его излишнюю краткость. Я писал книгу так, чтобы изложенный материал был понятен большинству. Сделать книгу оптимальной для всех невозможно. Отдельно можно отметить, что многие читатели будут читать не всю книгу, а только интересующие их её части – только про йогу или только про буддизм, или же вообще только учебник медитации. Есть даже и такие, кому наиболее интересна глава о нейрогарнитурах. Из-за этого каждая из последних четырёх глав книги написана так, чтобы читатель получил цельное представление о практике без недомолвок и пробелов в изложении.

     Некогда единое и максимально действенное духовное учение самадхи/шаматхи Патанджали и Будды уже давно превратилось во множество фрагментов разрозненных представлений, повторив участь Вавилонского столпотворения. Собирание в одно целое того, что осталось в этих фрагментах, неизбежно будет связано с повторениями тех или иных аспектов из разных учений, которые донесли из прошлого осколки истины, будь то "Йога-сутры" Патанджали, кашмирский (трика) шиваизм, Палийский канон, Китайский буддийский канон, махаяна, ваджраяна и множество других учений, дошедших до нас в том или ином виде, претерпев значительные изменения за последние 1-2 тысячи лет.

     Во-вторых, в книге приводятся подытоживания содержания подглав, глав и даже всей книги. Само собой, что при этом будут повторяться ключевые моменты, такие как, например, указание на исчезновение прогресса в практике шаматхи при перерыве на 1-2 недели. Причём именно это указание является крайне важной информацией, и при этом она практически не приводится в буддийских и йоговских текстах. Причина этого в том, что теоретики медитации даже не подозревают о наличии этой проблемы, сводя всю практику шаматхи к абстрактному успокоению расслабленного ума. Именно из-за таких перерывов в практике, которая носит случайный беспорядочный характер, среди всех буддистов мира сейчас практически нет даже архатов, не говоря уже об отсутствии бодхисатв и будд.

     Более того, в современном буддизме в значительной степени искажено понимание сути исходного учения Будды, особенно в его технологическом контексте метода (посредством шаматхи, обеспечивающей необходимый энергетический эффект для обеспечения развития структур сверхсознания) и цели (достижения сверхсознания, развития надментальных структур сверхсознания). Технологическая сущность пробуждения состоит не в том, что "растворится двойственный ум", ибо собственно ум-манас, этот единственный доступный когнитивный инструмент для обычных непросветлённых людей и низший из доступных когнитивных инструментов (наряду с полноценно развитым буддхи и самбхогакаей) для святых, даже после достижения просветления останется таким же, как и сейчас. Манас совершенствуется в первую очередь мышлением и логикой, а не шаматхой, которая развивает буддхи и самбхогакаю.

     Технологическая сущность обретения сознания будды состоит не в том, чтобы "избавиться от ума", а в развитии дополнительных надментальных сверхкогнитивных структур сознания, то есть сверхсознания – буддхи и самбхогакаи. Достигается это за счёт естественного энергетического эффекта, возникающего во время регулярной практики правильной шаматхи, а не во время размышлений.

     И теперь о главном. Книга написана для тех, кто хочет практиковать аутентичные учения Патанджали и Будды, а не для тех индологов, буддологов, лингвистов, литераторов и литературных критиков, для которых форма важнее содержания, что, кстати, наблюдается также и в каждой религии, обычно представляющей собой социализированную версию духовного учения святой личности, выхолощенного до шаблонного набора догм и ритуалов (например, см. мой перевод книги моего знакомого Фиды Хасснайна "В поисках исторического Иисуса"). В любой подобной искренней книге о медитации с подробными исследованиями сути духовного (трансцендирующего сознание) учения можно найти повторения, обусловленные в первую очередь тем, что многочисленные поколения теоретиков из числа тех, кто считает себя медитаторами, йогами и буддистами, нагородили столько "авторитетных" искажений, мифов и карго-культов поверх учений Патанджали и Будды, что разгрести все эти наслоения сразу за одну итерацию (за один проход) в книге не получится.

     Книга написана так, чтобы постепенно вести читателя от популярных представлений о медитации к тем, которых придерживались Патанджали и Будда. Простая констатация результатов исследования без подводок будет выглядеть неубедительно. Или же подобная попытка изложения всего и сразу будет восприниматься многими читателями как слишком сложная и необоснованная. Надеюсь, читатель сможет применить полученные из книги знания на практике, так как без этого её прочтение будет всего лишь очередным поощрением любознательности ума-манаса без трансцендирования сознания.

     Бессмысленно искать описание некоего чудесного метода, который якобы позволит сразу испытать просветление и левитировать. Всё сводится к практике – именно к личной регулярной практике – самадхи/шаматхи.