Meditation in raja yoga, Buddhism and according to neurophysiology: A practical guide
Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиКниги

Шри Сатья Саи Баба

ЛЕТНИЕ ЛИВНИ В БРИНДАВАНЕ
1978

Курс лекций по индийской культуре и духовности


Содержание
Шри Сатья Саи Баба – аватар нашей эпохи
Глава 1    Вступительное слово
Глава 2    Бог приходит в человеческой форме, дабы помочь людям изменить себя к лучшему
Глава 3    Бхагавата – священная книга, открывающая каждому то, к чему он стремится
Глава 4    Вьяса и Нарада – человек и Бог
Глава 5    Нарада – бессмертный Дух
Глава 6    Только тогда вас примет Всевышний, когда сердце ваше очистится страданием
Глава 7    У Господа нет изъянов. Мы видим отраженными в Нем наши собственные пороки и недостатки
Глава 8    Всё творение вокруг – как учебник, созданный Богом специально для нас
Глава 9    Все деяния Господь совершает ради нашего блага
Глава 10  Гнев уничтожает все человеческое в нас и лишает благосклонности судьбы
Глава 11  Любовь живет, отдавая и прощая
Глава 12  Все печали мы создаем себе сами
Глава 13  Боль и радость неразлучны
Глава 14  Человека определяет его окружение
Глава 15  Милость Бога способна испепелить и горы греха
Глава 16  Радха столь же неотделима от Кришны, как белый цвет – от молока
Глава 17  Во время смерти отбрасывается только телесная оболочка человека
Глава 18  Сосредоточенность во время медитации способна даровать вам видение Господа
Глава 19  Образование должно научить смирению того, кто его получил
Глава 20  У неверующих нет прямого опыта переживания Божественного, не читали они об этом и в книга
Глава 21  Говоря чересчур много, мы вынуждаем язык совершать четыре греха
Глава 22  Сострадание – благороднейшее из качеств, присущих женскому роду
Глава 23  Творец и акт Его творения пребудут вовеки
Глава 24  Кришна как бескрайний океан, а гопи как малые ручейки, вливающиеся в Него
Глава 25  Служение человеку есть служение Богу
Глава 26  Здоровье – наше величайшее богатство
Глава 27  Религиозные книги писались не для того, чтобы делать деньги
Глава 28  Величайшее богатство человека – его крепкое здоровье
Глава 29  Бог как священное дерево Кальпатару, способное исполнить все ваши желания
Глава 30  История и культура нашей родины нам как отец и мать
Глава 31  "Анандо Брахма – Брахман есть Ананда"
Глава 32  Самое важное для студента – научиться контролировать свои чувства
Указатель имен и терминов

Глава 5
Нарада – бессмертный Дух

   "Если железо соприкоснется с грязью, оно покроется ржавчиной. Если железо подвергнуть действию огня, ржавчина пропадет. Подобным же образом результат вашего общения зависит от того, какую компанию вы избрали. Запомните истину, что заключена для вас в словах Саи".

   Воплощения чистейшего Атмана - Павитратмасварупас! Всё движущееся и недвижущееся в мироздании можно разделить на четыре категории, обозначаемые как пара, лашьянти, мадхьятма и вайкхаря. Если мы детально и тщательно рассмотрим все эти категории, мы обнаружим, что первые три из них не проявлены и существуют в скрытой форме. Четвертый аспект, который относится к рождению, смерти и изменчивым сторонам как жизни, так и живых существ, составляет только четверть всего содержимого мироздания.

   Другие три аспекта связаны с бессмертием. И несмотря на то, что три четверти мироздания обладают качествами, соотносимыми с бессмертием, намного большую ценность мы придаем преходящему – тому, что имеет непосредственное отношение к нашей повседневной жизни. Именно в этой связи наши древние мудрецы, риши, оставили нам следующее изречение: "Вишвам Вишнуху", означающее, что все творение есть лишь проявление Вишну.

   Нарада был тем, кто полностью усвоил этот урок. Он был сыном служанки, работавшей в доме, где постоянно звучали слова ведических гимнов. Однажды хозяин дома, где работала мать Нарады, пригласил к себе большое количество мудрецов, риши. Это было сделано по случаю празднования четырех священных месяцев сезона дождей, когда все помыслы и деяния людей должны быть чисты и священны.

   Все четыре месяца в обязанности Нарады входило прислуживать гостям дома, а было ему в ту пору всего шесть лет. Постоянно находясь рядом с мудрецами, он внимательно прислушивался к их речам, и, как губка, впитывал в себя слова ведических гимнов, которые те часто произносили. С усердием он выполнял все приказы мудрецов, и никто не слышал от него отказа. Он доедал с тарелок то, что оставалось после трапезы риши, считая это прасадом, или освященной пищей, для себя. Наблюдая при случае за тем, как ее сын ежедневно собирает остатки со стола, мать испытывала к нему острую жалость. После того как четырехмесячные празднования были завершены, риши стали собираться в дорогу. Нарада не хотел оставаться дома, ему хотелось отправиться вместе с ними. Однако он был еще слишком мал, и мать была нежно привязана к нему, поэтому мудрецы сочли невозможным взять мальчика с собой. Вместо этого они познакомили его с различными священными аспектами Господа и обучили его двенадцатисложной мантре:

   "Ом намо бхагавате Васудевайя, ом намо бхагавате Прадьюмнайя, ом намо бхагавате Анируддхайя, ом намо бхагавате Шанкаршанайя (Да славится господь Васудева, да славится господь Прадьюмна, да славится господь Анируддха, да славится господь Шанкаршана)". С тех пор шестилетний Нарада без устали повторял эту мантру, сосредоточив на ней всё свое внимание. От мудрецов узнал он и то, что всё в этом мире преходяще и является лишь отражением животворящей мысли Господа Вишну и что желания человека – не что иное, как путы, лишающие его всякой независимости. Подобно тому, как стремление приобрести что-либо есть такое же желание, как и стремление избавиться от чего-либо, то и эго, порождаемое понятием "я" и "мое", как и эго, возникающее при чувстве отсутствия своего собственного "я", равнозначны. Там, где есть чувство "я", Бог существовать не может, а там, где есть Бог, о чувстве "я" не может быть и речи. Эти два слова – "Бог" и "мое" - взаимопротивоположны и полностью исключают друг друга. "Нельзя позволять сомнениям сбивать себя с толку, – внушали мудрецы мальчику. – Следует развивать в себе мысли только о Божественном и более ни о чем".

   С этого дня Нарада сосредоточился на мысли о Боге и черпал в этом счастье. Однажды, когда он пребывал в таком состоянии духа, мать его пошла доить коров. В утренней полутьме она не заметила притаившуюся в коровнике темную кобру, и та смертельно ужалила ее. Нарада присутствовал при кончине матери и своими глазами видел ее предсмертные муки. Таково было первое испытание, посланное ему Богом. Нарада принял смерть матери как одну из игр Господа и не был удручен случившимся. Он сделал вид, что даже обрадован этим. На вопрос хозяина дома о причине его радости Нарада отвечал: "Всё это время мать постоянно думала и беспокоилась обо мне, и теперь я счастлив, что всем ее печалям и заботам пришел конец". Он радовался тому, что отныне его мать будет избавлена от страхов и страданий, которые порождала в ней привязанность к нему. Если бы она осталась жива, то по-прежнему беспокоилась бы о нем. Нарада был счастлив, что их связь наконец прервалась.

   
На следующий же день Нарада отправился на север, решив найти там себе новое пристанище. Ему приходилось пробираться через густые, полные опасностей джунгли, где постоянно слышался рев диких зверей. В то время ему было всего семь лет. Но где бы он ни шел, в любое время дня и ночи повторял он имя Хари (Вишну). Забыв о сне и отдыхе, неустанно задавался он вопросом, когда же наступит день, когда он сумеет, наконец, узреть Господа. Тело Нарады ослабело от бесконечных лишений, кожа загрубела, губы отказывались ему повиноваться, и тогда донесся до него неземной голос: "Почему ты так себя изнуряешь? Ты хочешь увидеть Меня?" Спустя мгновение дивный голос продолжал: "Тот, кто хочет узреть Меня воочию, должен отринуть все желания. Желание видеть Меня может быть священным, но следует отказаться от желания путешествовать по подобным местам во имя лицезрения Меня. Тебя одолевает желание – узреть Господа. До тех пор пока в тебе сохраняется эго, твое собственное "я", ты не увидишь Меня. Существует священное изречение: "Весь мир – это обитель Вишну". Ты забыл эту истину, и твой ум еще не очищен до конца". Нарада скоро сообразил, что избранный им путь неверен, и почувствовал, что ему нужно искать иной путь. И хотя он был еще очень юн, познания его были достаточно глубоки. Богу совершенно безразлично, сколько человеку лет, насколько он образован или богат, каков его пол и каково общество, к которому тот принадлежит. Для Бога значимо лишь то, насколько сильны в человеке волнение и жажда ума. В наших эпических сказаниях вы найдете повествования о великих людях, и эти истории подтверждают эту истину. Знатной ли была семья Вальмики? Кому известна деревня, в которой родился Нанда? Каким богатством располагал Кучела? Сколько лет было Дхруве? А Сабари? Какую способность к различению сути вещей имел Видура? Какими знаниями обладал Хануман? Какой же вывод можем мы сделать, внимательно изучив эти и многие другие примеры? Вывод прост. Обретение милости Господа не определяется такими качествами, как возраст, благосостояние, пол, знания, репутация или физическая сила человека.

   После того как Нарада услышал божественный голос, он остановился и сел у подножия дерева. Процесс сохам в человеке - вдыхание и выдыхание воздуха – это аспект Бога. Нарада не обладал полным знанием Вед, однако вдох он считал соответствующим природе Самаведы, а выдох - природе Ригведы. И таким образом практикуя то, что было предписано Ведами, он и подошел к концу своей жизни. Дыхание его остановилось, и он соединился с Извечным. А затем он обрел новую жизненную форму. В Пуранах говорится, что Нарада путешествует по всей вселенной с тамбуром в руках и воспевает славу Господа. Но это лишь символ, и мы должны понять, что спинной мозг Нарады – вот его вина, а нади, или нервы, – струны этой вины, вдох и выдох подобны Харинама-смаране (воспеванию имени Хари), а новая форма Нарады представлена непрерывным произнесением имен Говинды и Нараяны и движением по всей вселенной.

   Нарада не имеет форму обычного человека. Непрерывную смену вдохов и выдохов нашей жизненной системы следует считать небесной формой Нарады. Слово нара буквально значит "вода", а в данном случае обозначает праджняну, или изначальное знание. Подобно тому, как вся вода в реке движется и сливается с морем, так и все лучи праджняны, исходящие от Нарады, движутся и растворяются в изначальной форме Брахмана. Праджняна исходит от Брахмана, а так как лучи ее вновь поглощаются Брахманом, то великое изречение, махавакья, гласит: "Лраджнянам Брахма (Изначальное знание есть Брахман)". Нарада установил ту истину, что этот аспект Брахмана должен присутствовать в нашем спинном мозге в форме омкары, священного звука творения ОМ. Звук этот – звук естества, природы, а не тот, что получаем мы искусственным образом.

   Нам следует считать Нараду тем бессмертным существом, которое присутствует во все времена и творит небесную музыку. В каждой кальпе снова и снова наступает юга, называемая Двапара-югой. Раз за разом циклически сменяют друг друга и другие юги – Крита, Трета и Кали. Поэтому нам не следует рассматривать Бхагавату как сказание, появившееся в давно ушедшую Двапара-югу. Так же и Вьясу не следует рассматривать как конкретного человека, жившего в Двапара-югу: Вьясой можно считать любого человека, кто способен точно разъяснить смысл Бхагаваты. И в каждой кальпе наступает своя Двапара-юга, в конце которой появляется свой Вьяса, и процесс этот бесконечен. Историю Бхагаваты следует отнести к первой Двапара-юге самой первой кальпы. Нарада услышал ее от Брахмы, а затем передал Вьясе. Таким образом трактовались события в каждую Двапара-югу каждой новой кальпы. Будет ошибкой полагать, что история Бхагаваты имела место в конкретную югу около пяти тысяч лет назад, так же как нельзя сказать, что Кришна - Тот, кто жил в уже завершившуюся Двапара-югу. Качества Кришны существуют в любую югу на протяжении всей Маха-юги. Кришной можно назвать любого, кто способен утолить вашу духовную жажду и указать вам путь к Божественному.

   Такой взгляд на Кришну дает нам то понимание, которое отодвигает тьму невежества, окутывающую наш разум, и дарует нам просветление. Лучше понять смысл имени Кришна вам поможет изречение "Круши тити Кришнахаъ. Имя Кришны вспашет поле нашего сердца и засеет его семенами благих помыслов. Аспект Кришны есть то, что дарует нам счастье. Таким образом, "Карта ТИТИ кришнаха; Круши тити Кришнаха; Куша тити кришнаха (Пахота есть Кришна; засеянное поле есть Кришна; урожай есть Кришна)" – это три различных аспекта Кришны, три разные формы: сат – бытия, чит – сознания и аяанды – блаженства, и они неизменно присутствуют во всех югах. Беда в том, что наши суждения в основном очень ограниченны, и поэтому Кришна для нас – это человеческое существо, сын Деваки и Васудевы, а Рама – сын Каушальи и царя Дашаратхи, живших в Трета-югу. В Пуранах сказано, что природа Рамы есть то, что дарует нам влечение к прекрасному, рам, и блаженство. Не следует думать, что сфера действия аватаров Рамы и Кришны ограничена рамками Двапара- и Трета-юги. Аватары приходят и помогают человечеству во все юги.

   После завершения Кали-юги наступит новая Маха-юга, в которой будут свои Двапара-юга и Трета-юга, и на земле вновь проявятся качества Рамы и Кришны. Именно в такой циклической форме повторяются события и ситуации в мире. Если, скажем, завтра будет вторник, то через семь дней снова наступит вторник и так далее. Разве будут они чем-то отличаться друг от друга? Думая так, вы лишь вводите себя в заблуждение. Вторник всегда останется вторником. То, что мы называем в этом году "сезоном дождей", через год повторится снова. И это будет не какой-то иной, а тот же самый сезон. Сегодня мы упомянули о времени весны, васанты, и это значит, что через определенный срок этот сезон наступит снова и все его свойства повторятся.

   Однако прошедшую юность вернуть нельзя, как нельзя дважды ступить в одну и ту же реку. Вот почему так важно приложить усилия к тому, чтобы с пользой провести молодые годы. Осознайте важность выбора достойного пути для себя и используйте возможность, предоставленную вам судьбой. Нарада есть форма сат-чит-ананды. сат – бытия, чит – сознания и ананды - блаженства, и размышляя над священными аспектами Бхагаваты, рассмотренными Нарадой, мы сумеем достичь состояния покоя ума. В священной Бхагавате отличительные качества Брахмы, Вишну и Махешвары сливаются воедино, и нам необходимо приложить усилия к пониманию этого. Что бы ни делал Нарада, что бы ни говорил – всё это было направлено на благо мира. Может показаться, что Нарада преследовал только лишь одну цель – создавать для всех проблемы. Но в действительности это не так. Все поступки Нарады были направлены на то, чтобы помочь людям. Так он стремился объяснить, что человеку нельзя и мечтать приблизиться к Богу до тех пор, пока он не изживет в себе эго. Бхагавата дает нам немало примеров священного характера, и наиболее важные из них – это описание уравновешенного ума благочестивой Драупади, почитание Господа преданной Ему царицей Кунти, священное учение мудреца Бхишмы и т.п. И начиная с завтрашнего дня мы с вами приступим к обсуждению этих святых и достойных подражания примеров.