Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиКниги

Пегги Мэйсон и Рон Лэнг

САТЬЯ САИ БАБА
ВОПЛОЩЕНИЕ ЛЮБВИ


Санкт-Петербург, 1993

   В основу книги были положены впечатления известных в Англии писателей Пегги Мэйсон и Рона Лэнга от их первых встреч с Бхагаван Шри Сатья Саи Бабой. Описывается множество необычайных событий, чудес, связанных с Сатья Саи, его деятельностью и учением.


СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Книга первая (написана Пегги Мэйсон)
1.  3ов
2.  Встреча с воплощенной любовью
3.  Дары благодати
4.  Воскресение Иисуса
5.  Неудача ли это?
6.  Наша чаша переполнена
7.  Обитель Великого Мира
8.  Из Вифлеема в Бриндаван
9.  Саи Баба и животное царство
10.  Практика Единства
11.  Вездесущность
12.  Аура не может лгать
13.  Возвращение домой
Книга вторая (написана Роном Лэнгом)
Примечания автора
1.  Последнее путешествие
2.  Замечательные моменты путешествия
3.  Второе пришествие уже наступило
4.  Современное воскрешение Лазаря
5.  Чудеса Сатья Саи Бабы
6.  Благотворительная деятельность Сатья Саи Бабы
7.  Просветительская деятельность Сатья Саи Бабы
8.  Жизненные принципы Сатья Саи Бабы
9.  Учение Сатья Саи Бабы:
  Часть I
  Часть II
  Часть III
10. Любовь на практике: Малые пути
  Проявления высшей любви
11. Кто же такой Саи Баба?
Постскриптум: Моя мечта
Об авторах

КНИГА ВТОРАЯ

(Написана Роном Лэнгом)

   В этом человеческом облике Саи
проявляются каждая божественная сущность,
каждый божественный принцип,
все Имена и Облики, приписываемые Богу человеком.

Шри Сатья Саи Баба
(Всемирная конференция, Бомбей, 1968 г.)


11

КТО ЖЕ ТАКОЙ САИ БАБА?

   Даже по самым малым меркам, Сатья Саи Баба – это явление мирового масштаба; я даже думаю, что это явление космического масштаба. Мне всегда казалось странным, что его родители, Педда и Исварамма Раджу, дали ему имя Сатьянараяна. Сатья означает истина, а Нараяна – Бог, живущий в наших сердцах, а ведь истина и атмическая реальность человека, то есть присутствие в нем Бога, – это два фундаментальных принципа его учения.

   Когда он был ребенком, о нем говорили, что его очарование не поддается описанию. Когда ему было три года, его старый дед, Кондамма Раджу, называл его "маленьким Учителем". Когда ему было пять, в глухой деревушке Путтапарти, где он родился, его прозвали Брахмаджнани (тот, кто получил мудрость, дающую знания о внутренней реальности). Между прочим, Путтапарти известна в истории тем, что в ней родились многие известные в Индии святые. Примерно в этом же нежном возрасте односельчане, значительно старше его, относились к нему как к гуру. В шесть лет он уже творил чудеса, материализовывал пищу для своих школьных товарищей, вынимая ее из пустой корзины. Он уже тогда был гениальным танцором, его ритмика и согласованность действий производили на тех, кто видел его танец, впечатление, как будто он явился сюда из сфер эфира.

   В те времена у него была привычка со своими приятелями наперегонки взбегать на холм, вздымающийся из священной реки Читравати, рядом с деревней (скалистое возвышение высотой около 200 футов, усыпанное большими валунами).

   Во время этих соревнований он помогал себе левитацией и непременно выигрывал их. Однажды, когда ему было уже больше десяти лет, он вознесся туда почти мгновенно: товарищи его едва успели стартовать, как он уже был наверху и кричал оттуда: "Смотрите, я даю вам даршан огня!" И в тот же миг рядом с ним появился огромный красный, огненный шар, подобный солнцу, сверкавший так ярко, что четверо его спутников упали в обморок.

   Когда ему было около десяти, он учил пандитов Ведам и, хотя никогда не читал этих книг, интерпретировал их непонятные части и указывал на те их места, которые были утрачены или, наоборот, вставлены позднее. В двенадцать лет он поделился с одним из одноклассников средней школы в Ураваконде, куда он был переведен, что исправит мир и по всей земле установит справедливость.

   О его пребывании в школе Ураваконды рассказывают очаровательную повесть. Поскольку он был самым ярким учеником в классе, в его обязанность входило нанесение своим одноклассникам пощечин, назначаемых учителем в качестве наказания в количестве, зависящем от инструкции. Свами не мог позволить себе так поступать; вместо этого он ладонью делал мягкие похлопывания, за что получал от учителя аналогичное количество затрещин. В нем никогда не было и следа злобы.

   В тринадцать лет он забросил школьные учебники и объявил, что его миссия началась. Он действительно сделал такое заявление в школьном зале для молитв, взойдя на помост во время утреннего моления. Он сказал, что не может больше притворяться студентом и даже членом своей семьи. Потом, сойдя с помоста, он в сопровождении всей школы направился к дому местного налогового инспектора, который почитал этого чудесного мальчика. Но он не вошел в его дом, а сел на валун, лежавший возле здания, и стал говорить на тему своего пришествия в качестве Аватара. На месте, где лежал этот валун, сейчас находится общинный Центр благотворительной деятельности Саи, который считается святым. Инспектор же сказал, что это шествие от школы к камню ему показалось видением, ознаменовавшим начало мировой революции.

   Таким образом, практически в тринадцать лет, незадолго до своего дня рождения в ноябре 1940 года, он на местном уровне объявил о том, что он Аватар. Весь город приходил посмотреть на своего удивительного земляка. Через несколько лет, в 1947 году, когда он начал путешествовать, по всей Индии стало известно, что в Путтапарти появился на свет Богочеловек. В это же время Ганапати Шастри сказал: "Это инкарнация Бога".

   Единственно я знаю, что пытаться все это объяснить – значит пытаться сделать невыполнимое: ограничить безграничное, понять божественное сознание человеческим сознанием, то есть такие попытки заранее обречены на неудачу. Однако я чувствую потребность предпринять такую попытку. Саи Баба вновь и вновь повторяет, что понять его инкарнацию – выше человеческого разумения. Волны майи делают распознавание Аватара почти невозможным

   Как, например, можно понять следующее? "Мое могущество неизмеримо, Моя Истина необъяснима и недосягаема... Я недоступен для самых интенсивных исследований и самых тщательных измерений... Нет ничего, что укрылось бы от моих глаз, нет такого места, куда я не мог бы проникнуть, Меня хватает на все. Я есть Всеобщность всего сущего... Только те, кто узнал Мою любовь и ощутил, что любовь может утвердиться в этом мире, только они смогли мельком увидеть Мою реальность". Те, кто не видел Бабу, – всего лишь "кабинетные критиканы".

   Многие пытались словами передать впечатление от встречи с ним, то воздействие, которое оказывает встреча лицом к лицу с ТЕМ, кто на самом деле является Воплощением Любви. Д-р Сандвайс, автор книги "Саи Баба, святой и психиатр", говорит: "Он может переполнить вашу чашу до такого состояния, что вы уже не сможете принимать, однако, он продолжает давать вам". Я честно могу сказать, что испытал это на себе. О его любви писали, что она превосходит любовь всех матерей мира. Вот как д-р Сандвайс описывает тот момент, когда Баба впервые заглянул в его глаза: "С чем я соединился в этот краткий миг? С миром? Во мне что-то сломалось. Какая-то часть любви и радости Бабы проникла в мою душу, я понял, что смеюсь, как ребенок... Казалось, самодовольное почитание собственной личности и эгоистические привязанности к своему набору ценностей разбились вдребезги, освободив путь ощущению благоговейного трепета и тайны. Я чувствовал, как совершенно изменился за одну ослепительную, невероятную минуту. Я так и остался стоять с раскрытым ртом".

   Ховард Мерфет, автор трех книг о Бабе, пишет: "Он источает столько любви, что поток ее сравним с океаном. И кажется, что твое физическое тело исчезает в этом океане, что все части твоего разделенного сознания, твои тревоги, беспокойство, спрятавшийся в глубине души страх – растворяются в нем. В эти мгновения экстаза ты касаешься края бесконечности и испытываешь от этого радость".

   А вот слова профессора Кастури: "Каждое чудо, сотворенное Бабой, – это акт благодати. Это могут быть щепотка священного пепла, кусок леденца, картина, которые создаются у нас на глазах. Это может быть поток пепла или появление кумкум, благоухающего сандала или меда на картине, упоительного, как нектар. АУМ из пепла на полу (свидетельство невидимого посещения), постоянное появление ароматного масла, или амриты на лингаме или на медальоне. Это может быть несколько кусочков бумаги (материализованных в вашем доме), на которых на понятном вам языке будет написан совет или предостережение. Это может случиться, когда вы бодрствуете, спите или дремлете, может быть в виде книги, которую вы никогда не заказывали и которая пришла по почте, хотя ее никогда по почте не отправляли). Это может быть видение его самого, эфирное, вещественное, мгновенное или длительное, но это всегда знак его любви и величия. Чем больше вы хотите, тем больше Он дает, чем больше Он дает, тем больше вы растете, чем ближе вы к Нему, тем больше вы в Нем".

   Мое перо не может сравниться с этими словами. Когда я встретил Бабу, я припал к его стопам и разрыдался, как ребенок. Я ухватился за его одежду и буквально прилип к нему. Я просто знал, что он – моя мать, мой отец и мой лучший друг – мой единственный друг, которого я когда-либо увижу в этой долине слез. Когда он посмотрел мне в глаза, я понял, что он видит меня насквозь и знает, кем и каким я был не только в этой, но во всех других моих жизнях, и, несмотря на все мои слабости и недостатки, по-прежнему любит меня. Я сложил груз своей души к его ногам, и он взял его, я же ощутил полное освобождение. Когда он говорил со мной, это было такое "глубокое" обращение к личности, какого я никогда ни у кого не встречал: казалось, что в тот момент кроме меня в мире не существует больше никого. Страха не было, наоборот, я испытывал бесценное чувство взаимопонимания – это было похоже на то, как маленькая капелька воды сливается с океаном.

   И наконец, слова одной американки, Карен Блэнк, которая была свидетельницей материализации Бабой джапамалы (четок) для Мэйнарда Фергюсона, одного из ведущих американских джазовых трубачей, события, произошедшего после концерта в Бриндаване. Мэйнард, играя для Свами, трубил вовсю от самых глубин своего сердца, и джапамала была ему за это вознаграждением. Вот что пишет американка по этому поводу: "Почему это было так прекрасно? Может, просто мы в тот момент вдруг вспомнили что-то, что знали в детстве, но уже давно забыли. В самой сердцевинке нашего существа есть маленькая его частичка, которая хочет верить в ангелов, в торжество добра над злом, в то, что Иисус ходил по воде, что Моисей сделал проход в Красном море. Именно поэтому мы плакали и именно поэтому это было так прекрасно. Эти четки были созданы для всех нас. И это не было трюком фокусника. Просто мы теперь уже знали, отныне и навсегда, что "как написано, так и есть". Для меня это самые настоящие волшебные слова.

   За сорок лет, прошедших с того дня, как Саи Баба в школе Ураваконды сделал свое историческое заявление, он собрал вокруг себя 50 миллионов преданных, только в странах Запада существует 60 его центров. На последней Всемирной конференции в Путтапарти присутствовало 12 500 делегатов, которые, помимо Индии, прибыли из таких стран, как Канада, Соединенные Штаты, Мексика, Перу, Гватемала, Венесуэла, Тринидад и Тобаго, Исландия, Италия, Греция стран Северной, Восточной, Южной и Западной Африки, стран Ближнего и Среднего Востока (из большинства этих стран), из стран, прилегающих к Индии, из Филиппин, Фиджи, Гон-Конга, Японии, Австралии и Новой Зеландии. Делегация приехала даже из Советской России! Когда после этого отмечали его день рождения, в Путтапарти прибыло 350 000 его преданных, которые разместились в лагере, занявшем не меньше ста акров.

   Теперь запротоколированный счет его чудес исцеления, материализации, проецирования и т.д. идет на тысячи. Здесь нет вопроса о мифе или преувеличении. Как сказал д-р Гокак, "ни одного Аватара не изучала такая армия профессионалов". Он подвергался обследованию со стороны врачей, ученых-естествоиспытателей, философов, психологов со всего света. А его незафиксированные чудеса, возможно, исчисляются миллионами. Если даже взять только мой личный опыт, только тот маленький участок земной поверхности, где я живу, то за восемнадцать месяцев, прошедших после нашего посещения Индии, с моими друзьями по вере, с корреспондентами, с теми, кому я давал вибхути, произошло столько чудес, что их хватило бы на небольшую книгу, хотя письменно ни одно из них не было зафиксировано. На последнее обстоятельство обращает внимание профессор Кастури: "В комнате для бесед Он разбирается с нашими личными и запутанными семейными неразберихами и проблемами с таким искренним сочувствием, что все, следующее за этим, – совет, как нам поступить, вселение мужества в наши отчаявшиеся души, улаживание ссор, устранение безысходности ситуации, появление символов его благосклонности, раскрытие тех или иных тайн, разрешение сомнений – становится невозможным для регистрации на бумаге". И, конечно же, не станут достоянием широкой гласности те бесчисленные чудеса, которые он творит среди крестьян Индии.

   Его деятельность на поприще народного просвещения, включающая в себя организацию детсадовских классов для духовного образования (называемых "Бал Викас"), количество которых сейчас в Индии и во всем мире доходит до 10 000, основание по всей Индии начальных и средних школ и строительство университетов, настолько значительна, что нынешний министр просвещения Индии рассматривает вопрос о перестройке национальной системы образования и внедрения в нее принципов Саи.

   Столь же значительна его деятельность в области благотворительности и гуманитарной помощи. Благодаря ему в стране имеется 20 000 обученных добровольцев (членов организации "Сева Дал"), в чью задачу входит устройство полевых госпиталей, лагерей по донорской крови, в городах – центров первой медицинской помощи, в бедной сельской местности – центров по раздаче бесплатной каши, проведение спасательных работ во время таких бедствий, как ураган, наводнение, голод и др.

   Даже если не брать во внимание духовное преобразование человечества, что является его главной целью, о которой он открыто заявляет, и ограничиться только его деятельностью в областях просвещения и благотворительности, то можно с полной уверенностью сказать, что никто из жителей нашей планеты не сделал для человечества столько, сколько сделал Сатья Саи Баба.

   С ним советуются лидеры государства: президент Индии, премьерминистр, большинство членов кабинета министров. Послы, профессора, педагоги, ученые и философы со всего мира также ищут у него совета. Многие посещают в Бриндаване летние курсы. С ним считаются самые уважаемые мудрецы Индии. За сорок лет Саи Баба стал самой влиятельной личностью на всем Индийском полуострове. Думаю, что к началу XXI века он станет самой влиятельной личностью в мире.

   Возможно, следующие слова д-ра Дауэйкера, ученого и государственного деятеля Индии, произнесенные им во время празднования пятидесятилетнего юбилея Бабы в 1975 году, помогут читателю увидеть его в истинном свете:

   "Когда-то Свами был деревенским мальчуганом, простодушным, неухоженным, нелюбимым. Теперь мы собрались на его пятидесятилетний юбилей со всего земного шара и кого же среди нас мы видим? Философов и политиков, педагогов и законодателей, ученых и инженеров, образованных и неграмотных, богатых и бедных, представителей всех наций и всех религий. Если это не диво и не воплощенное чудо, то я хотел бы знать, что это!" И это несмотря на трудности, связанные с чужим климатом, чужой культурой и значительный риск получить заболевание.

   В чем же причина такого феноменального успеха? Что ж, это обусловлено многими гранями личности Саи Бабы. Его ученость грандиозна. Профессор Кастури описывает ее следующим образом: "Без какого-либо формального образования у него с необыкновенной легкостью с языка слетают структурные формулы, Ведические гимны, медицинские рецепты и тантрические мантры". И продолжает: "Каждый видит в нем образец для подражания: промышленник видит в нем превосходного администратора, врач – гения диагностики и лечения, инженер – человека, который со своим синим карандашом в руке моментально заткнет его за пояс, музыкант – основоположника мелодии и гармонии, поэт – поэта поэтов, а философ – человека, который просто проливает свет..."

   И тем же образным, поэтическим слогом, который, тем не менее, содержит в себе суть истины, этот старый человек продолжает: "Он – наипервейший учитель века. Каждое его слово – это мантра, каждая его речь – это Упанишады, каждая его проповедь – это Бхагавад-гита, каждая песня, которую он поет, – Священное Писание".

   Саи Баба всегда достигает цели благодаря своей санкальпе (божественной воле). Я не знаю ни одного случая, чтобы он начал какое-то дело и потерпел неудачу или вынужден был остановиться на полпути. Иногда ему требуется некоторое время, чтобы решение оформилось и созрело (по крайней мере, так кажется с нашей, человеческой точки зрения, хотя, на самом деле, он определяет срок, исходя из момента), но как только наступает подходящий момент, он действует как молния. Здания растут с невероятной скоростью. Дхармакшетра, Мандир в Бомбее, которая является архитектурной жемчужиной, наполненный космическим символизмом, была построена за 108 дней (важно отметить, что это количество качеств, приписываемых человеком Богу).

   Его терпение буквально безгранично. Он сказал, что данное качество – несомненнейший признак божественности, гораздо более верный признак, чем чудеса, чем материализация и пр. Эта его черта приводит меня в глубочайший трепет, быть может в какой-то степени потому, что самому мне этого свойства не хватает. Во время личной беседы он сделал мне замечание, чтобы я "терпимее относился к дуракам". Это мой недостаток, который я постараюсь исправить. Допустим, я смогу постичь тысячную часть реальности и славы Саи Бабы. Мне пишут и ко мне приходят с вопросами простые и искренние люди, и по тому, какие простые вещи они у меня спрашивают, я прихожу к выводу, что они знают лишь сотую долю того, что знаю я. И с чего же мне начать свой ответ? Я стремлюсь ответить им так, чтобы было понятно, но теряю дар речи так, что не могу произнести ни слова, потому что вижу предстоящий долгий путь не только для них, но и для себя. А Саи Баба может быть одинаково мягок и терпелив как с неграмотными крестьянами, так и с мудрецами, знающими Веды. И в то же время он как-то спел поэму (на языке телугу), две последние строчки которой гласят следующее:

   "И только мне известны те страдания, Что достаются мне, когда учу тебя Я танцевать".

   Это делает его безграничное терпение еще более величественным.

   Но истинным источником его невероятного успеха являются, проще говоря, его ЛЮБОВЬ и его СВЕТ. В своей космической форме этот свет должен быть "светом тысячи солнц". Даже у его земного облика розовый цвет ауры (говорящий о всеобщей беззаветной любви), как говорит д-р Барановски, эксперт по фотосъемке методом супругов Кирлиан, его аура достигает "буквально горизонта". Именно его свет и его воля привлекают людей со всего мира. Он говорит, что никто не приезжает в Путтапарти иначе, как только по его воле. Он "притягивает" к себе людей из любой страны мира, если они нужны ему или если он нужен им.

   Есть еще одно качество Саи Бабы, его лингвистическая способность, которая для меня до сих пор осталась загадкой. Он свободно говорит на трех или четырех языках Индии и немногим хуже еще на нескольких. Но на своем английском, хотя его нельзя назвать пиджин-инглиш гибридом английского языка, он произносит слова так, как будто посылает телеграмму! Однако, когда его официальный переводчик, д-р Бхагавантам переводит его речи с телугу на английский, Баба его часто прерывает и исправляет, подсказывая более точный вариант перевода. Создается впечатление, что он может, если захочет говорить на любом языке, не тратя время на его изучение, поскольку как-то раз слышали, как он говорил с приехавшими из Китая на малоизвестном диалекте китайского языка, а когда я был в ашраме, он обратился к беженцам из Ирана, говоря на их родном языке. Он говорит: "Если говорят сердца, то язык скорее помеха, чем помощник". Быть может, в какой-то степени и здесь лежит ответ на мой вопрос?

   Достаточно ли я привел данных для того, чтобы читатель убедился: Саи Баба – это Аватар? Я уверен, что он даже Пурна-Аватар (то есть полная интегральная инкарнация), первый после Кришны, жившего 5 500 лет назад, поскольку он сказал: великие аватары инкарнируются только в Индии, – я этому вполне верю. Тысячелетия назад, когда мы в Британии разрисовывали лица голубой краской и вели дикий образ жизни в девственных лесах, Индия уже была гуру всего мира. Он также сказал, что Будда, Мухаммед и Иисус из Назарета обладали некоторой степенью божественного видения, но природа их была божественной не полностью. Они пришли в инкарнацию, не обладая полнотой божественных сил, как это есть у Бабы. Они не творили чудеса в шестилетнем возрасте. Они должны были учиться. Саи Баба говорит: "Я не даю обета аскетизма. Я совершенно не занимаюсь медитацией. Я не учусь. Я не аспирант, не соискатель, не студент и не мудрец".

   Он сказал, что прежде ни один аватар не был распознан во время своей жизни. Саи Баба – это первый случай, когда его Божественность стала известна всему миру в то время, когда его инкарнация еще не закончилась. Такого не было даже с Кришной. У Саи Бабы есть два преимущества: печать и современные сообщения. Это правда, что Иисус из Назарета воскресил мертвого, материализовывал пищу и имел власть над стихиями. Но Саи Баба воскрешал мертвых как минимум дважды (Уолтер Коуэн и Радхакришна), излечивал практически любое известное заболевание человека, поднимал стальные балки силой звука, воплощался одновременно в трех местах и в таком виде являлся людям (когда он замаскировался под друзей государственного чиновника и явился к нему как раз в тот момент, когда он собирался застрелиться), проецировал себя, в том числе и свое физическое тело, когда жил два дня у своего преданного, ел, говорил и спал, в то время как, осуществляя свою миссию, он фактически находился в 600 милях оттуда.

   Последний случай в Индии был описан как самое длительное проецирование за всю известную летопись мира.

   Для д-ра Хислопа он материализовал из двух стебельков тропического растения деревянный крест с серебряным образом Иисуса, после чего вручил его доктору, чтобы тот оценил качество, и заметил при этом, что из-за прошедших двух тысяч лет у него были некоторые трудности, чтобы "найти именно то дерево, из которого был сделан подлинный крест". Хислоп взял этот крест с собою в Америку и отдал его экспертам для исследований; в заключении экспертов было указано, что дереву, из которого он был сделан, действительно две тысячи лет!

   Изучив Саи Бабу на протяжении трех лет по книгам и испытав несравненное счастье общения с ним, которое к настоящему моменту вылилось в пять частных бесед, я уверен, что он на две головы стоит выше любого основателя любой мировой религии. Я думаю, что Иисус из Назарета был в высшей степени развитою душою, учителем, который приобрел способность творить чудеса благодаря скорее йогическому пути совершенствования, чем из-за присущей ему санкальпы, думаю также, что "христианству" он научился в Индии – за те 18 утерянных лет, которые прошли между его тринадцатым и тридцатым годами жизни: благоговению перед всеми формами жизни и неодобрению принесения в жертву животных – у членов индусской секты джайнов, которые почитают жизнь во всех ее проявлениях, учению о реинкарнации (вычеркнутому из Библии) – у индуистов и любви – заботе о бедных и больных – у буддистов.

   Последует ли за этим окончательный ответ на вопрос: "Кто такой Саи Баба?" Тот ответ, что это Пурна-Аватар, того же ранга, что и Рама с Кришной? Нет. Я уверен, что он еще выше. Рискуя получить в свой адрес обвинения в чрезмерно развитом воображении, я верю, что это существо не столько солнечного, сколько космического масштаба.

   Что же говорит Саи Баба о своей природе, какие ограничения его способностей появляются вслед за принятием им человеческого облика? По-видимому, не возникает практически никаких ограничений. Он заявляет, что в нем сосуществуют и человеческое, и божественное сознание. Он говорит: "Господь явился в облике человека, чтобы жить среди людей, чтобы его могли слушать, любить, почитать и могли ему повиноваться. Он волен говорить на языке людей и вести себя подобно людям". Однако его всеведение, вездесущность и всесильность подтверждались тысячи раз. В этом убедится любой, кто возьмет на себя труд прочесть четыре тома биографии Бабы, написанной Кастури.

   "Я лишен признаков; Я не связан законом причин и следствий. У меня нет возраста, я не мужчина и не женщина. Я – то и другое одновременно... Я в любой момент нахожусь повсюду. Мне не нужно ни приходить, ни уходить... Я могу идти вперед и назад одновременно, я узнаю все, что ни захочу... Меня не ограничивают ни время, ни пространство... Законы вашей физики не позволяют сотворить чтолибо из ничего, но для меня эти законы не имеют силы".

   "Я всегда с вами. Ваше сердце – мой дом... Моя обитель – весь мир; даже тот, кто отрицает меня – он мой; назови меня любым именем – я отвечу; нарисуй меня в любом облике – и я предстану перед тобой. Я – в последнем и в первом из вас. Не чини никому зла – ни в мыслях, ни в действиях, потому что тем самым ты чинишь зло мне, находящемуся в том человеке".

   Когда его спрашивают, может ли он превратить во что-нибудь настоящую гору, он отвечает: "Да, но зачем же мешать природе?" Когда его спрашивают о движениях его пальцев во время даршана, он говорит: "Иногда вы можете видеть, что я как бы пишу в воздухе. Тем самым я общаюсь с людьми, которых вы не видите. Я выполняю задачи, понять которые вы не в силах. Я пишу ответы на вопросы тех, кто задает их, находясь далеко отсюда. Каждый момент я помогаю тысячам людей".

   Безусловно, его тело не имеет никакой связи с кармой, – им было взято просто тело. Он также не подвержен влиянию людей или событий. Дэто Пат наглядно описывает это следующим образом: "Когда встречаются две индивидуальности, по сути дела встречаются два психологических "комплекта", один "комплект" противостоит другому по таким пунктам, как личный опыт, события, отложившиеся в памяти, сентиментальные привязанности, склонность в различных ситуациях поступать так или иначе (желательно или нежелательно), а также по бесчетному количеству других отличительных черт. Эти пункты образуют фон и источник слов, которыми эти личности будут обмениваться во время разговора. Но когда начинает говорить Баба, появляется впечатление, что с его стороны такого рода "комплект" отсутствует полностью. Это Всевышний, которому не надо учиться и на которого не оказывает влияние его личный опыт.

   В духовном смысле Саи Баба применяет к себе все имена и облики Единого Бога. "Назови меня любым именем: Кришной, Аллахом, Христом. Разве ты не узнаешь меня в любом из этих обликов?" "Продолжайте поклоняться избранному вами Богу так, как вы привыкли это делать, и вы почувствуете, что становитесь все ближе и ближе ко Мне, поскольку все имена и формы – Мои".

   "В этом человеческом облике Саи проявляются вся Божественная сущность, все Божественные принципы, можно сказать, все имена и облики, приписываемые человеком Богу". Это поистине феноменальное заявление было впервые сделано перед 25 000 человек на Всемирной конференции в Бомбее в 1968 году, и потом оно было неоднократно повторено. В тот же год, во время его путешествия по Кении и Уганде, он материализовал образ Даттатреи (символического воплощения индуистской Святой Троицы – Брахмы, Вишну и Шивы), но у всех трех фигурок была его собственная голова. То есть, используя христианскую терминологию, это указывает на то, что он – Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой в одном лице.

   А что же думают о нем окружающие? Не далее как в 1960 году Свами Абхедананда, ученик великого мудреца Рамана Махарши, сделал профессору Кастури выговор за то, что тот в первом томе биографии Бабы назвал его Аватаром. По его оценке, Аватар – это лишь грань Верховного Брахмана. Однако Саи Баба и есть Верховный Брахман, то есть Бог. Свами Сатчидананда относится к нему как к "всеведущей внутренней сути всех существ, самому сверхсознанию". Д-р Гокак называет его Космическим Гостем. На Бомбейской конференции 1968 года он сказал: "В начале было Слово и это Слово – Саи Баба". Кастури раскрыл свое восприятие Бабы лишь через тридцать четыре года после того, как стал его преданным. Назвав его в 3-м томе биографии Бабы, вышедшем в 1960 году, Аватаром, он в том же томе описывает его как "многогранного Аватара" – то есть объединившего в себе Раму, Кришну, Христа, Будду, Зороастра и других; и наконец, в 4-м томе он описывается как Пурна-Брахман, Вселенский Абсолют, и как Санатана Саратхи, Вечный Возничий, который во все времена был "внутренним побудителем".

   Конечно, даже те, кто все время находится возле Бабы, не могут всегда оставаться проницательными. Пока еще мы не можем в нашем суетном мире постоянно пребывать в разреженной атмосфере горных вершин. Иногда даже д-р Гокак "забывается", особенно когда Свами входит в его комнату и просит одолжить ему бритву! Он пишет: "Баба в высшей степени человечен, но в то же время он глубоко Божественен... Особенно я ощущаю это в разлуке с ним; когда, приехав в Америку, я вижу, как Он там проявляет себя, у меня появляется чувство благоговейного трепета. Когда же я рядом с ним, я забываю о том, что он – Божество. Но когда я путешествую и вижу, как на фотографиях образуются потоки вибхути, из ниоткуда появляются образа и как люди приходят в экстаз, повторяя его имя, тогда я начинаю думать: "Да, это Космическая Форма". Однажды Гокак спросил Свами, когда он покажется в своем настоящем Космическом Облике. Баба ответил: "Если я это сделаю, вы очень скоро захотите, чтобы я снова стал таким, какой есть сейчас!"

   У Индулала Шаха, председателя комитета по подготовке мероприятий мирового масштаба, тоже бывают аналогичные "забывания". Дело было в Бомбее, надвигалась опасность того, что из-за дождя сорвется даршан. Шах попросил Свами остановить дождь. Баба просто подошел к окну, поднял руку и разогнал облака. Когда он повернулся обратно, в его глазах пробежала искорка, и он спросил: "Забудем об этом?"

   Но никакое свидетельство очевидца и никакие утверждения мудрецов не смогут убедить меня в Божественности Саи Бабы в такой же степени, как это сделало создание им лингамов внутри себя. Хотя сейчас он отказался от этой традиции, по крайней мере на публике, но на фестивале Махашиваратри (Ночь Великого Шивы) он обычно каждый год создавал лингам, а иногда даже и не один. Это было похоже на роды. Его шея раздувалась. Он кашлял и задыхался. Было ясно, что ему очень больно. Толпа стояла в трепетном ожидании. В конце концов лингам извергался из его рта, иногда разрывая ему губы. Он имел форму овала, около 2,5 дюйма (6 см) в длину, и состоял из золота, серебра или являл собою кристалл кварца.

   Я думаю, что не ошибусь, утверждая: этот феномен уникален в истории аватаров. Его выполняет только Саи Баба. Лингам – это символ созидательного начала. Он символизирует "то, во что все входит, и то, из чего все исходит". Так ОДИН становится МНОГИМ. Выступая перед учениками Колледжа для мальчиков. Баба как-то сказал: "Вы все Мои формы. Когда я люблю вас, Я люблю Себя; когда вы любите себя, вы любите Меня. Я отделил Себя от Себя, чтобы я мог любить Себя". Безусловно, это дыхание Бога, создающего многочисленные формы... Безусловно, только Создатель мог произнести такие слова...

   Что же тогда является космической стороной Саи Бабы? Кастури говорит, что Баба всегда находится в незамутненном сознании Божественной Первопричины Космоса. Вот его слова: "Я держу Вселенную в своей руке. Я могу сделать так, что она исчезнет в мгновение ока". Иными словами, существование Вселенной зависит от воли Бабы. Известно, что иногда он поет строки о Невидимой Силе, которая управляет небесными телами. Когда д-р Хислоп задал ему прямой вопрос: "Ты Бог?" – Баба ответил: "Давай скажем так: Я – направляющий".

   Однажды он заговорил о вопросе, который волновал философов всех времен. "Почему солнце всходит и заходит каждый день, без задержки, без перерыва? Почему звезды, которые освещают небо, радуя наши глаза, прячут свои прекрасные лица, когда наступает рассвет, а сквозь облака они не выглядывают даже, чтобы можно было хотя бы узнать, где они сейчас? Кто приказал воздуху не отлучаться от земли, чтобы мы могли дышать и, следовательно, жить? Почему потоки на своем пути к родительскому морю ревут и рокочут, бурлят и журчат, перетекая через скалы, гальку и песок, но, повторяя изгибы своего русла, ни на секунду не остановятся? Почему получается так, что миллиарды людей, составляющие единое человечество, хотя и вмещают единую драгоценную сущность, на деле же отличаются друг от друга по внешнему виду, по своим достижениям, стремлениям и отношению к окружающему? А вот и ответ: "Знайте, что Я и есть тот, который предопределил, чтобы все было так, как оно есть".

   И по поводу сотворения мира: "Пока Я с помощью одного только слова, к своему удовольствию, не создал мир, не существовало никого, кто мог бы узнать о том, что Я есть. И вот, как доказательство Моего существования, из пустоты мгновенно ввысь поднялись горы, потекли реки, разделились земля и небо, появились океаны, моря, земли и водоразделы, солнце, луна и пески пустынь. Появились все виды существ: люди, звери и птицы, летающие, говорящие, слышащие. Все силы были дарованы им в соответствии с Моими приказами. Первое место было отведено человечеству, и Мое знание было помещено в разум человека".

   "С помощью одного только слова..." – здесь, я полагаю, подразумевается АУМ, первичный звук Вселенной. "Мое знание было помещено в разум человека", – это, очевидно, значит, что мы с самого начала обладаем свойствами Бога. Очевидно, что объяснение Сотворения мира дано вне времени.

   А как насчет будущего? Время благодушия ушло в прошлое. Над планетой нависла опасность саморазрушения. Такое уже случалось во Вселенной. Эзотеристы говорят нам, что пояс астероидов был когда-то планетой Мальдек (иное название – Вулкан), которая саморазрушилась и превратилась теперь в гигантские куски материи, бесконечно вращающиеся в Космосе. Но здесь такого не случится. Пять тысяч шестьсот лет назад Упанишады предсказали технократический век и материализм, который вырастет из него, и Тройную Инкарнацию Божества, которая предотвратит катастрофу. И вот, это воплощение существует среди нас. Саи Баба сказал: "Катастрофа, которая нависла над человечеством, будет предотвращена: наступит новый Золотой Век... Наступит время – и Мне придется вознестись на небо и обратиться к людям прямо с неба. Именно так все и произойдет, поверьте Мне".

   И я верю, что когда-нибудь в XXI веке Саи Баба вознесет себя в небо и, стоя на висящей в воздухе трибуне, обратится, наверное, к десятку миллионов человек, собравшихся в лагере, который займет 10 000 акров. И это и только это сможет заставить наших политиков и наши средства информации затрепетать от страха.

   Для меня же Сатья Саи Баба – это Закон, Слово, Принцип Созидания, Источник Любви, Мудрости и Силы, Всемогущий Дух Жизни, Тот, кого мы зовем "Бог". Он говорит: "Когда нарушение порядка имеет местное значение, достаточно позвать констебля, чтобы он все уладил, когда же угроза морального разрушения стоит перед всем человечеством, должен прибыть сам Генеральный Инспектор, то есть сам Господь". Безусловно, перед каждым из нас стоит задача – помочь Ему...