Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиКниги

Пегги Мэйсон и Рон Лэнг

САТЬЯ САИ БАБА
ВОПЛОЩЕНИЕ ЛЮБВИ


Санкт-Петербург, 1993

   В основу книги были положены впечатления известных в Англии писателей Пегги Мэйсон и Рона Лэнга от их первых встреч с Бхагаван Шри Сатья Саи Бабой. Описывается множество необычайных событий, чудес, связанных с Сатья Саи, его деятельностью и учением.


СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Книга первая (написана Пегги Мэйсон)
1.  3ов
2.  Встреча с воплощенной любовью
3.  Дары благодати
4.  Воскресение Иисуса
5.  Неудача ли это?
6.  Наша чаша переполнена
7.  Обитель Великого Мира
8.  Из Вифлеема в Бриндаван
9.  Саи Баба и животное царство
10.  Практика Единства
11.  Вездесущность
12.  Аура не может лгать
13.  Возвращение домой
Книга вторая (написана Роном Лэнгом)
Примечания автора
1.  Последнее путешествие
2.  Замечательные моменты путешествия
3.  Второе пришествие уже наступило
4.  Современное воскрешение Лазаря
5.  Чудеса Сатья Саи Бабы
6.  Благотворительная деятельность Сатья Саи Бабы
7.  Просветительская деятельность Сатья Саи Бабы
8.  Жизненные принципы Сатья Саи Бабы
9.  Учение Сатья Саи Бабы:
  Часть I
  Часть II
  Часть III
10. Любовь на практике: Малые пути
  Проявления высшей любви
11. Кто же такой Саи Баба?
Постскриптум: Моя мечта
Об авторах

КНИГА ВТОРАЯ

(Написана Роном Лэнгом)

   В этом человеческом облике Саи
проявляются каждая божественная сущность,
каждый божественный принцип,
все Имена и Облики, приписываемые Богу человеком.

Шри Сатья Саи Баба
(Всемирная конференция, Бомбей, 1968 г.)


8

ЖИЗНЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ САТЬЯ САИ БАБЫ

   Богатые должны пожертвовать своими желаниями, чтобы бедные могли удовлетворить свои потребности.

Сатья Саи Баба

   Насколько я знаю, ни один аватар за всю историческую эпоху не проявил себя на поле благотворительной деятельности так ярко, как это сделал в Индии Сатья Саи Баба. Действительно, Иисус сказал: "Легче верблюду пройти через игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Небесное", – и по этой причине, я думаю, некоторыми псевдооптимистично настроенными коммунистами он иногда провозглашается первым из революционных вождей. Другие могут возразить, что он мало интересовался мирскими делами, ограничиваясь исцелениями и проповедями, и что его распятия желали высокопоставленные священники, которые видели в нем угрозу своему авторитету, а вовсе не римляне, которые могли опасаться его, как смутьяна. Но можно пойти еще дальше и обратить внимание на то, что его дядя Иосиф из Аримафеи, к которому Иисус был очень привязан, был зажиточным человеком, владельцем поместий и флота торговых кораблей.

   Нынешняя христианская церковь редко высказывается о чем-либо, что было бы важным для нашей повседневной жизни; кое-кто вполне мог бы сказать, что он исповедует "религию для воскресного дня", по большей части не имеющую отношения к мирским делам.

   Быть может потому, что сегодняшняя Индия – это страна, где бедность контрастирует с богатством, Сатья Саи Баба беспокоится об улучшении как духовной, так и материальной и социальной сторон жизни. Его колледжи называются "Колледжи искусств, науки и коммерции Сатья Саи Бабы". Это не теологические колледжи. Их цель – привнести духовность в наш мир. Как он говорит, должно наступить слияние духовной и материальной сторон жизни. Он стремится влить в наш мир свежую кровь духовности.

   Во время своего, подобного урагану, посещения столицы Индии Баба не только проводит даршан почти для четверти миллиона своих преданных, исцеляя, утешая, удовлетворяя духовный голод, но и буквально подвергается бомбардировке просьбами со стороны министров, послов, директоров колледжей, представителей искусства и науки, руководителей корпораций. Для него привычным является сокращать беседы с этими сановниками настолько, чтобы проводить их (беседы) до дюжины в день, а то и больше.

   В его ашраме в Бриндаване часто присутствует группа бизнесменов, финансистов, подрядчиков и т.д., которые терпеливо дожидаются окончания даршана, чтобы получить его санкцию и благословение зачинаемого ими дела, такого как строительство завода или проектирование дамбы для гидроэлектростанции. Зачастую им часами приходится ждать, пока будет уделено внимание больным и будут утешены нуждающиеся. Но репутация и божественная благодать Бабы таковы, что они по доброй воле охотно идут на это.

   При своем общении с людьми он исходит из принципа абсолютного равенства всех людей перед Богом. Все люди равны перед глазами Божьими: братство людей во главе с Богом-Отцом. Он способствует распространению этой концепции и поддерживает ее во всех случаях, когда человеку для достижения цели приходится прикладывать значительные усилия. Но изменения должны произойти без принуждения, через индивидуальный духовный рост каждого, через понимание необходимости раскрыть свое сердце. Д-р Гокак назвал этот процесс "революцией всех революций", поскольку в основе его – не созданная человеком идеология, а цель изменить общество через изменение сердца каждого.

   Баба говорит: "Общество не придет к реализации, пока не расцветет дух человека. В человеке должна быть осознана атма. Атма – это источник всего сущего, обеспечивающий его жизнедеятельность и организацию. Это – один единственный источник. Атма – это не что иное, как Бог. Поэтому к каждому существу следует относиться как к брату, как к Божьему чаду, и нужно изгнать из своего сознания все ограничивающие нас в этом процессе мысли и предубеждения, касающиеся цвета кожи, классовых различий, различий в общественном положении. Истинная задача общества – реализовать свое атмическое видение мира. "Поэтому в данной жизни богатые должны пожертвовать своими желаниями, чтобы бедные могли удовлетворить свои потребности".

   В отношении богатства он говорит: "Идея высокого материального уровня жизни сыграла разрушительную роль в обществе. Эта страсть никогда не будет удовлетворена. Она ведет к умножению желаний и последующим страданиям и нервным срывам. Нам нужна мораль, смирение, непривязанность, сострадание, а стремление к роскоши и избыточное потребление материальных ценностей должны быть устранены".

   Однако Баба не против достижений техники (он сам пользуется и автомобилем, и самолетом) и не против обеспеченности. Но к собственности, значительно превышающей разумно умеренные потребности, следует относиться как к полученной для управления ею, а не для владения, для поддержки с ее помощью братства людей.

   Благосостояние не может быть справедливо распределено с помощью законов и указов. "Это можно сделать только изменив дающего и получающего. Никакая политическая система, сколько бы она ни старалась, не сможет изменить получающего и расшевелить дающего. Здесь не помогут ни просьбы, ни сила. Установленное равенство будет преследовать тень, тень "эго". Изменения должны происходить из сердца. Все материалистические попытки уравнивания общества потерпели неудачу. Революцию в человеческом сознании, благодаря которой могут произойти желаемые перемены, принесет только духовное преображение".

   Однажды Баба беседовал с редактором-марксистом одной из индийских газет. Он провел с ним два с половиной часа и убедил его в ошибке. Марксист спросил о методологии его "революции". Баба ответил, что ее в общепринятом организационном смысле нет. Его метод просто состоит в преобразовании внутреннего мира человека через любовь, а благодаря этой любви осуществляется сотрудничество и братство людей.

   Тогда этот редактор спросил, почему же он с помощью своей санкальпы не вылечит больных во всем мире, на что Свами, как и следовало ожидать, ответил, что такой вариант немедленного разрешения проблемы – без предварительной духовной трансформации не сработает: мир быстро вернется к нынешнему хаосу. Он также объяснил, что из-за кармического закона (причины и следствия) произойдет настоящая драма всего сущего.

   Отвечая настойчивому редактору на вопрос о трудностях убеждения богатых подобной философией, Свами ответил: "Богатые могут прийти ко мне на условиях абсолютного равенства, поэтому при ашраме богатые и бедные работают вместе, едят, молятся и спят вместе, вместе выполняют обязанности слуг и делят суровые условия здешней жизни. Никакого различия между ними нет. Однако, несмотря на это, богатый приходит ко мне, чтобы обрести душевный покой, который не могут дать власть и физический комфорт. Я обращаю их сердца и мысли в сторону духовных ценностей и истин".

   Богатый не сможет добиться благодати Свами, не отказавшись от своего материалистического взгляда на вещи и привычки заботиться только о своем благе. Он говорит им: "Эго" живет тем, что берет и забывает; любовь живет тем, что отдает и прощает". Он изменяет отношение их разума. Он делает акцент на необходимости жить без страстных желаний приобретения, а в основе этого лежит не высокий материальный уровень жизни, а высокое мышление и скромный образ жизни. Он говорит им, что богатых неизбежно преследует соблазн, который есть причина и источник человеческой привязанности.

   "Сбросьте ваш груз, – говорит Он, – вам будет легче идти". Именно духовное, а никак не материальное удовлетворение в конечном итоге делает жизнь достойной жизни. Он напоминает о бедняках, которые часто богаты духовно, и о богачах, которые часто нищи духом.

   За время своего короткого пребывания в Путтапарти редактор-марксист, к своему удивлению, узнал, что женщина, подметавшая двор, жена махараджи, его личный сопровождающий – бывший судья, а человек, терпеливо переводивший их беседу, был прежде ведущим ученым Индии, д-ром С.Бхагавантамом!

   Точно так же все студенты, обучающиеся в Колледжах Саи, в дополнение к учебным занятиям должны заниматься физическим трудом. Однажды, во время моего визита в Бриндаван, я видел группу студентов, копавших канавы для бетонного фундамента под расширение туалета для посетителей. Под несколькими дюймами песка залегал сплошной камень. Чтобы пробиться на требуемую глубину, приходилось работать кирками, мотыгой и ломом. Однако, что необычно для такого рода работы, я не видел, чтобы хоть кто-нибудь из них остановился на мгновение.

   Помимо осуществления крупномасштабной благотворительной и просветительной деятельности, Свами реализует свои духовные принципы другими путями, более личного характера, отчего любовь его преданных еще более возрастает. Часто во время езды в автомобиле он, увидев на обочине нищего старика, просит шофера остановиться, выходит и дает ему или деньги, или лекарства, или вибхути, или преподносит какой-нибудь другой подарок, произведенный тут же на месте. Однажды, приобретая у фермера участок земли под строительство, он заплатил цену, втрое больше запрашиваемой, поскольку тому нужно было переучиваться, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Во время фестиваля Дассеры, который длится десять дней, самый счастливый день для него – это день, посвященный поднесению пищи бедным.

   В другие дни фестиваля, когда он разъезжает в усыпанной цветами повозке, он время от времени наклоняется, берет горсть лепестков и разбрасывает их над толпой, стоящей вдоль его пути, и, пока они летят, Он превращает их в сладости. Как-то раз, когда сердце его было переполнено, лепестки, упав, оказались монетами. Представьте себе лепестки, брошенные уверенной рукой и летящие по воле ветра, которые, приближаясь к земле, образуют кольцо из сверкающих монет! Это звучит, как волшебная сказка, но среди свидетелей не кто иной, как профессор Кастури и бесчетное количество других.

   Баба не терпит излишние траты и часто делает замечания своим преданным за показное разукрашивание своих помещений для молитв. "Это пустая трата денег, – говорит он. – Будьте просты и искренни". Примерно то же он сказал и группе преданных, заявивших, что им для молитв нужен целый зал: "Зачем вам зал? Превратите в молельню весь ваш дом, вдохновляйте других своей гуманностью, речью, любовью, верой и правдивостью. И вы обернете в свою веру гораздо больше людей, чем вмещает просто молельный зал".

   В глубине своей души он не одобряет того, чтобы его дни рождения отмечались с такой пышностью, но этого настойчиво требуют преданные – так они выражают свою любовь. "Отмечайте свой день рождения, – говорит он им, – когда вы возродитесь в Истине".

   Таковы жизненные принципы Саи Бабы: добровольность, постепенная работа с каждым в отдельности, а не обязаловка и незамедлительность воздействия на коллектив. Истинность его слов должна исходить из глубин сознания человека. Нет более убедительной политики, чем личное осознание истины. Вот почему в мире Саи политика любого взгляда не имеет никакого значения. Будущее всеобщно и безвременно, и поэтому идея улучшить условия человеческого существования с помощью политиков неуместна. Индия номинально считается социалистической страной, но так же, как преданные Саи Бабы происходят из всех стран мира, так же точно они являются представителями всех сфер политического спектра. Раз они приняли его в качестве своей путеводной звезды, их собственная перспектива жизни в ответ на то, что они видят, слышат и осознают, медленно, но верно расширяется. Среди последователей Бабы стойкие коммунисты, самые удачливые капиталисты и бесчисленные социалисты. Согласны они с этим или нет, но из их позиции явствует, что их земные убеждения занимают в их жизни вторичное и все менее значительное место.

   Здесь нет ни методологии, ни политической философии. Саи Баба говорит, что преобразовать общество можно лишь одним способом – через любовь каждого, через осознание атмы всеми людьми и во всех царствах природы. И он обещает, что с помощью этого метода наступит новый Золотой Век. Так давайте же воодушевим свои сердца и будем работать вместе с ним, чтобы приблизить наступление этого Золотого Века и тем самым опровергнуть пророчества о Страшном суде. Нам действительно повезло, что мы живем в это время. Сами мы не увидим плодов его работы, но их увидят наши правнуки, а может даже и внуки.

   Конечной целью, когда через духовное преобразование мы научимся владеть своими чувствами и бескорыстно трудиться, причем работать интенсивнее, чем побуждаемые соревнованием, должно стать общество, построенное на основе любви и сотрудничества, а не соперничества. Он совершенно прояснил это. В лозунге коммунистов "От каждого – по способностям, каждому – по потребностям" нет ничего плохого. Но в нем отсутствует такая жизненно важная составляющая, как Бог. Если Бог остается в основе, то личность становится важнее, чем государство, и вся коммунистическая концепция общества рушится.

   Наступит день, когда слова одного шотландского поэта приобретут особое значение:

   "Что проку в призрачной победе, в награде, если там лежит тот, кто растоптан в этой гонке..."