| | | |
В этом разделе можно заказать оснащение складов для торговых предприятий от производителя. |
| |
| |
Аюрведа
Принципы аюрведы
Три гуны – введение
Так же как доши являются компонентами, присущими телу, три гуны – саттва, раджас и тамас – являются тремя компонентами или энергиями, присущими уму. В аюрведе приводится различное описание людей в зависимости от их манаса (умственной, психологической) пракрити (природы, конституции). Определяемые генетически, эти психологические характеристики зависят от долевого доминирования трёх гун.
Хотя всем индивидуумам в той или иной мере присущи все три гуны, преобладающая гуна определяет манаса пракрити индивидуума. Когда три гуны сбалансированы, они поддерживают ум (и косвенно тело), удерживая его в здоровом состоянии. Любое нарушение этого равновесия приводит к различным типам умственных расстройств.
Саттва характеризуется лёгкостью, сознательностью, радостью и ясностью, являясь чистой и свободной от болезней; ей не свойственна тревожность. Она активизирует чувства и ответственна за восприятие знания. Раджас, наиболее активная из гун, характеризуется движением и возбуждением. Всё вожделение, все желания, амбиции и суетная озабоченность – результат раджаса. Тамас характеризуется инертностью и торможением. Он вызывает нарушения в процессе восприятия и деятельности ума. Заблуждение, ложное знание, лень, апатия, сон и сонливость обусловливаются тамасом.
Раджас и тамас, как и в случае с дошами, могут быть разбалансированы стрессом и негативными желаниями, такими как кама (вожделение), иршья (злоба), моха (заблуждение и обман чувств), лобха (жадность), чинта (беспокойство), бхая (страх) и кродха (гнев). Каждый из этих трёх типов гун также включает в себя подтипы, и тот конкретный подтип, к которому относится человек, определяет качества этого индивидуума.
Саттвичные индивидуумы обычно обладают благородным и духовным характером, их природа определяется как типом тела, так и их созвездием, и они имеют дошу (элемент) капхи в своей конституции.
Подтипы саттвичных качеств
|
Брахма
|
Свободный от страсти, гнева, жадности, невежества и ревности, обладающий знанием и способностью к проницательности.
|
 |
Ариша
|
Превосходная память, чистота, любовь и самоконтроль, превосходная интеллектуальная структура ума, свободный от гордости, эго, невежества, жадности и гнева. Обладание способностью к пониманию и прочному запоминанию.
|
Аиндра
|
Посвящает себя изучению священных книг, ритуалов, обрядов, благотворительности, является прозорливым и смелым. Властные поведение и речь. Способный совершать священные ритуалы.
|
Ямья
|
Свободный от низких и конфликтных желаний и действий. Обладает инициативой, превосходной памятью и лидерством. Свободный от эмоциональных пут, ненависти, невежество и зависти. Способность к своевременным действиям.
|
Варуна
|
Свободный от низких действий. Проявление эмоций в надлежащем месте. Соблюдение религиозных правил.
|
Каубера
|
Храбрость, терпимость и ненависть к нечистым мыслям. Расположенность к добродетельным действиям и чистота. Наслаждается отдыхом.
|
Гандхарва
|
Владение богатством, слугами и роскошью. Эксперт в поэзии, историях и эпосах. Пристрастие к танцу, пению и музыке. Наслаждается духами, гирляндами и цветами. Полон страсти.
|
Питта доминирует у раджасичных людей, интеллектуально ориентированных, но уязвимых к искушениям; очень мирских по своему характеру и в подходе к жизни.
Подтипы раджасичных качеств
|
Асура
|
Потакание самовосхвалению, храбрость, жестокость, зависть и безжалостность. Устрашающая внешность.
|
 |
Ракшаса
|
Чрезмерный сон и леность. Завистливый нрав. Постоянный гнев, нетерпимость и жестокое поведение. Чревоугодничество.
|
Пайшака
|
Привычка к неопрятности. Трусливый, с устрашающим нравом. Чревоугодничество. Пристрастие к противоположному полу. Неправильная диета и режим.
|
Сарпа (змея)
|
Раздражительность. Чрезмерная леность. Зачастую боязливый нрав. Храброе или трусливое отношение в зависимости от ситуаций.
|
Прайта
|
Чревоугодничество. Завистливый нрав. Чрезмерная жадность и необдуманные действия без проницательности.
|
Шакуна
|
Полный страсти. Нерешительность, жестокость и чревоугодничество.
|
Доминирование ваты приводит к тому, что тамасичные индивидуумы являются наиболее приземлёнными и обеспокоенными основными вопросами практического существования, особенно склонными к материи, когда они оказываются перед выбором между ней и более духовными и менее физическими вопросами.
Подтипы тамасичных качеств
|
Пасава
|
Недостаток разумности, отталкивающие нравы, завистливая природа. Чрезмерное потакание сексу и сну.
|
 |
Матсья (рыба)
|
Нерешительность, постоянная страсть и трусость. Чрезмерное желание пить воду.
|
Ванаспатья
|
Леность. Чревоугодничество. Недостаток интеллектуальных способностей.
|
Тайна ума человека
Введение
| Панчамахабхуты | Три доши
| Три гуны | Агни
| Дхату | Малы
 | |