|
Аштанга-хридая-самхита Перевод Ю.В. Сорокиной Раздел 3. Нидана стхана (диагностика болезней) Теперь мы изложим главу Джвара нидана – диагностика лихорадки,– так сказал Атрея и остальные мудрецы. 1-2. Джвара (лихорадка) – это владычица всех болезней. Порождаемая греховными действиями, вызывающая смерть, питающаяся оджасом (сущностью, энергией тканей), ведущая к последнему концу (к смерти), истекающая из третьего глаза Рудры (Господа Шивы), который (своим гневом за нанесенное оскорбление) сделал тщетными жертвоприношения Дакши, она вызывает галлюцинации во время рождения и смерти (живых существ), характеризуется проявлением сантапа (жара) и вызывается ненадлежащим поведением (в отношении пищи, деятельности и т.п.). Жестокая, действующая на все виды живых существ, джвара носит различные имена. Она проявляется восемью видами: порожденная каждой отдельной дошей (всего три разновидности), порожденная сочетанием двух дош (всего три), сочетанием всех трех дош (всего одна разновидность), и порожденная аганту (внешними причинами). Комментарий: Эти восемь разновидностей – экадошаджа (порождаемая каждой из трех дош в отдельности, т.е. ватаджа, питтаджа и капхаджа), всего три; двидошаджа или двандваджа (порождаемая сочетанием двух дош, усилившихся одновременно – вата питтаджа, вата капхаджа и капха питтаджа), всего три: тридошаджа или саннипаттаджа (порожденная соединением всех трех дош, усилившихся одновременно), всего одна. И одна агантуджа (порожденная внешними причинами). Существует много более мелких вариантов в каждой из последних трех разновидностей, которые будут описаны позднее. 5. Мала (доши), усиливаясь в соответствующем порядке, входят в амашайя (желудок), соединяются с амой (непереработанной пищей или ненадлежащим процессом обмена в пищеварительном тракте), закупоривают каналы (раса дхату, находящиеся в пищеварительном тракте), перемещают огонь (пищеварительной силы) наружу (в кожу и другие ткани) и, двигаясь среди этого огня (жара), сильно увеличивают жар тела. Так порождается джвара (лихорадка). Из-за того, что соединившиеся с ама доши закупоривают каналы пота, потения (несмотря на усиление температуры тела) не происходит вообще.
6-9. Предварительными симптомами лихорадки являются усталость, утрата интереса к любым вещам, дурной вкус во рту, потеря аппетита, слишком частая зевота, слезотечение, боль во всем теле, нарушение пищеварения, слабость, чрезмерная сонливость, гусиная кожа, напряженность и поникание (от слабости) частей тела, режущая боль в икроножных мышцах и слабость (без какого-либо физического усилия). Предварительными симптомами также являются проявляющиеся без каких-либо ясных причин нетерпимость к добрым советам, желание веществ с кислым, острым и соленым вкусами, отвращение к сладкой пище и неприязнь к детям, сильная жажда, непереносимость звуков (приятной музыки и т.п.) или потребность в них, прохладного ветра, холодной воды, тени и солнечного света. За этими симптомами следует проявление лихорадки. 10-17. Особенностями анила (вата) джвара – лихорадки, вызванной ухудшением (усилением) ваты являются неопределенность времени начала и окончания, очень сильное или слабое ощущение температуры тела. В разных частях тела она проявляется по-разному (слабо – в одних частях, сильно – в других, и т.п.), перемещаясь с одного места на другое. Для нее характерны потеря чувствительности и скованность ног (ступней), скручивающая боль в икроножных мышцах, напряжение, слабость в суставах, ослабленность бедер, режущая боль в талии, раскалывающая боль в спине, сдавливающая боль в животе, раскалывающая боль в костях, особенно в ребрах, режущая боль в области сердца, боль в груди (как если бы ее кололи острым инструментом), вскипающая боль в шее, режущая боль в руках, сдавливающая боль в плечах и неспособность нижней челюсти пережевывать пищу. Ей присущи также частая зевота, звон в ушах, перемежающаяся боль в висках, головная боль, дурной или вяжущий вкус во рту, отсутствие выведения отходов, сухость и краснота на коже, лице, в глазах, на ногтях, красноватый цвет урины и фекалий; а также – чрезмерное слюноотделение, утрата вкуса, потеря интереса к пище, нарушение пищеварения, отсутствие пота, бессонница (потеря сна), сухость в горле и сухость губ, жажда, рвота и (бесполезный, непродуктивный) кашель, сильное уныние, гусиная кожа и покалывание в зубах, дрожь, невозможность чихать, головокружение, неадекватная речь, желание солнечного света и поникание (вследствие слабости) частей тела. 18-20. Особенностями лихорадки, порожденной питтой, являются одновременное распространение (высокой температуры) по всем частям тела, неадекватная речь, горький вкус во рту, изъязвление носа и рта, желание холодного, головокружение, обмороки, отравление, нетерпеливость, выход желчи во время рвоты, мокрота с кровью, кислотность (усиление кислоты), появление красных пятен на коже, желтая или зеленоватая окраска кожи и т.п., одышка, дурной запах испарений и сильнейшая жажда. 21-22. Особенностями лихорадки, порожденной капхой, являются потеря вкуса (аппетита), усталость, нарушение проходимости каналов выведения урины и фекалий, слабая по силе лихорадка (температура), усиление слюнооотделения, сладкий вкус во рту, ощущение, что область сердца чем-то накрыта, одышка, насморк, сдавливание грудной клетки (тошнота), рвота, кашель, скованность частей тела, появление бледноватых пятен на коже, появление холодной сыпи на конечностях, оцепенение и холодный пот. Начало и обострение каждой из всех (разновидностей лихорадки) происходит в присущее для них время, когда преобладает вызывающая лихорадку доша, в особый период дня, ночи, времени года, переваривания пищи и т.д. 23. Факторы, служащие причиной (каждой из разновидностей лихорадки), являются для каждой из них анупашайя (неподобающими, вызывающими страдания), тогда как противоположные им (причинные) факторы являются упашайя (подходящими, приносящими облегчение). 24. Когда одновременно проявляются соответствующие признаки и симптомы каких-либо двух дош, это обычно означает, что лихорадка порождена двумя дошами. Если, дополнительно к этим признакам, наблюдается головная боль, обморок, рвота, ощущение жжения, галлюцинации, сухость в горле и во рту, нетерпеливость, боль в суставах, утрата сна, жажда, головокружение, гусиная кожа, частая зевота и болтливость, это означает, что лихорадка порождена ватой и питтой, соединенных вместе. 25. Невысокая температура, потеря аппетита, боль в суставах, головная боль, насморк, одышка, кашель, отсутствие выведения фекалий, урины и т.п., холод (озноб, дрожь), апатия, ослабление зрения, головокружение и оцепенение – это признаки шлешма (капха) вата джвара (лихорадки, вызванной одновременно капхой и ватой). 26. Ощущение холода (озноб), скованность тела, потливость, время от времени возникающее ощущение жжения, жажда, кашель, выход во время рвоты шлешма и питты (слизи и желчи), галлюцинации, оцепенение, шершавость языка и горький вкус во рту известны как признаки шлешма (капха) питта джвара (лихорадки, вызванной одновременным усилением капхи и питты). 27-33. При лихорадке, порожденной одновременным усилением всех трех дош, присутствуют симптомы всех дош, вновь и вновь возникает ощущение жжения и холода, тяжелый сон в дневное время и бессонница по ночам, постоянная сонливость или полное отсутствие сна, слишком сильное потение или полное отсутствие пота, неадекватная реакция на пение, танцы, юмор и т.п., неправильные движения (рук, ног, лица и т.п.). При такой лихорадке глаза покрасневшие, грязны, полны слез и несимметричны, а ресницы слипаются, боль в икроножных мышцах, боках, голове, суставах и костях, головокружение, звон и боль в ушах, горло словно бы утыкано шипами, язык шершавый и тяжелый и выглядит так, как если бы его по краям прижигали огнем, части тела поникают (от слабости) и происходит выход крови, питты и капхи. Сильная головная боль, метание головы на подушке, проступание на коже сыпи и появление черновато-красных пятен, боль в области сердца, отсутствие выхода выделений или их выход в очень небольшом количестве, маслянистость (сальность) лица, утрата силы, потеря голоса (отрывистость речи), неадекватная речь (бред), доша пака (вызревание дош) после долгого периода, оцепенение и постоянные клокочущие звуки в горле – все это признаки саннипата джвара одновременного усиления всех трех дош), называемой также абхиньяса джвара и хрито (хатоджаса) джвара. Комментарий: “ Пака ” означает переработку, приготовление, вызревание или преобразование веществ теджасом (огнем или огнеподобным элементом). Доши также содержат в себе огнеподобный элемент и подвержены постоянному вызреванию или преобразованию; этот процесс ослабляет доши и возвращает их к нормальному состоянию. Время, которое требуется для надлежащего преобразования дош, зависит от силы или слабости находящегося в них огнеподобного элемента, который, в свою очередь, зависит от силы или слабости пищеварительного огня, присутствующего в коштха (пищеварительном тракте), а также от степени усиления. Доши, возвращающиеся к своему нормальному состоянию, приводят к смягчению и исчезновению болезни. 34. Саннипата джвара, при которой доши были разрушены прежде, чем вызрели или были преобразованы жаром, при которой полностью утрачен огонь (пищеварительного тракта), при которой ясно проявлены все симптомы и признаки, является неизлечимой. Если же, напротив, симптомы и признаки проявляются слабо или умеренно, происходит созревание дош, а пищеварительная деятельность, хотя и слабо, но продолжается, такую лихорадку тяжело излечить, и она может привести к уродствам. 35-37. При другом типе саннипата джвара (лихорадке, порожденной всеми дошами, усилившимися одновременно), питта, остающаяся на коже или в пищеварительном тракте, рано или поздно вызывает ощущение жжения; точно так же вата и капха вызывают холод (озноб). Такую лихорадку также тяжело излечить. Лихорадка, сопровождающаяся ощущением жжения, с трудом поддается излечению. Лихорадка, начало которой связано с ощущением холода, порожденная разжижением капхи питтой, после удаления холода вызывающая кислотность, обморок и жажду; лихорадка, начло которой связано с ощущением жжения, в конце (после удаления жжения) вызывающая оцепенение, выход мокроты, рвоту и истощение, – все они также с трудом поддаются излечению. Комментарий: Множество вариантов саннипата джвара было описано в Мадхукоша – комментариях к Мадхава нидане, которую следует здесь упомянуть. 38-42. Аганту джвара бывает четырех разновидностей: абхигхата (возникающая от травм, повреждений), абхишанга (вызванная злым духами, инфекциями таких микроорганизмов как бактерии, вирусы и т.п.), абхишапа (вызванная проклятиями божественных существ, благочестивых людей, старших и т.п.) и абхикара (колдовством, заклятиями и т.п.) Абхидхата – это повреждение, вызванное нанесением (оружейных) ран, разрезов и расколов, огненными ожогами, а также напряжением. При нем обычно павана (вата) и испорченная ракта (кровь) вызывают лихорадку, сопровождаемую болезненными, измененными в цвете опуханиями (в местах повреждений) и постоянную тупую боль. Абхишанга возникает от одержимости злыми духами, от запаха растений (пыльцы и т.п.), от яда, гнева, печали, страха, похоти и т.п. При лихорадке, вызванной одержимостью злыми духами, пациент беспричинно смеется или плачет. При лихорадке, вызванной запахом растений, наблюдается обморок, головная боль, рвота и чихание. Вызванная отравлением, абхишанга вызывает обморок, понос, синюшность губ, ощущение жжения и боль в области сердца. Когда она вызвана гневом (раздражением), наблюдаются тремор частей тела и головная боль. Порожденная страхом и печалью, она вызывает неадекватную речь; порожденная похотью, она вызывает потерю аппетита, ощущение жжения и утрату (или отсутствие) сна, стыда, разума и смелости. 43-45. При трех разновидностях абхишанга, начиная с одержимости злыми духами (возникающей от нападения злых духов, запаха растений и ядов) происходит ухудшение (усиление) всех трех дош. При трех разновидностях абхишанга, начинающихся со страха (возникающих как следствие страха, печали и похоти) происходит ухудшение (усиление) марута (ваты). При разновидности абхишанга, возникающей вследствие гнева, происходит ухудшение (усиление) питты и всех трех дош. Две разновидности, вызванные наложением проклятия (божественных существ и т.п.) и магией (колдовством), порожденные усилением всех трех дош, являются тяжелыми и невыносимыми. Если во время совершения колдовского обряда имя человека, на которого направлено заклинание, упоминается при пении гимнов, лихорадка, вызванная колдовством, охватывает сначала разум, а затем – тело человека, сопровождаясь сыпью на коже, жаждой, головокружением, чувством жжения и обмороком; при этом она усиливается день ото дня. 46-49. Так были описаны восемь разновидностей лихорадки. Вкратце, они снова делятся на две разновидности: шарира (лихорадка тела) и манаса (лихорадка ума), саумья (слабая) и тикшна (острая), антах (внутренняя) и бахья (внешняя), пракрита (естественная для сезона) и ваикрита (неестественная для сезона), садхья (излечимая) и асадхья (неизлечимая), сама (вызванная амой) и нирама (не вызванная амой). Разновидность лихорадки шарирака в первую очередь (усилением жара) истощает тело, тогда как лихорадка манасика в первую очередь истощает разум. Поскольку павана (вата) является йогавахи (противоречивой), соединяясь с капхой, она вызывает холод (дрожь, озноб), соединяясь с питтой, она вызывает ощущение жжения, а объединяясь со всеми тремя дошами, вызывает смешанные симптомы. В случае антар джвара (антарвега джвара – внутренней лихорадки) проявляется сильнейший жар внутри и другие нарушения, такие как шок и отсутствие выведения отходов, в то время как бахирвега джвара (внешняя лихорадка) проявляется больше в виде наружного жара (на коже) и легко излечивается. 50. Лихорадки, порожденные ватой в период варша (дождливого сезона), порожденные питтой во время шарат (осени) и порожденные капхой в период васанта (весны) являются пракрита (сезонными, естественными или одинаковыми с сезоном по своим свойствам). Тогда как иные лихорадки являются вайкрита (не сезонными, неестественными, не подобными по свойствам времени года) и трудны в излечении. Обычно лихорадка, порожденная ватой, излечивается тяжело, даже если является пракрита. Комментарий: Во время периода варша преобладает вата, во время шарат преобладает питта, во время васанта преобладает капха, поскольку эти сезоны естественны для них. Если порожденная ватой лихорадка возникает в период варша (дождливого сезона), такая лихорадка называется пракрита (дошей, одинаковой и для климата, и для лихорадки). Если во время варша лихорадка порождена питтой, ее называют вайкрита (дошей, неодинаковой для сезона и лихорадки). Такое различение необходимо для точного прогнозирования болезни, поскольку пракрита лихорадки излечиваются легко, в то время как вайкрита лихорадки излечиваются с трудом. 51-52. Во время варша (дождливого сезона) первой ухудшается (усиливается) вата, и вместе со следующими за ней питтой и капхой вызывает лихорадку. В период шарат (осени) первой подвергается усилению питта, и вместе со следующей за ней капхой вызывает лихорадку. При таких лихорадках отсутствие пищи не опасно (не рискованно), поскольку природа времени года является висарга (дакшиньяна). В период васанта (весны) первой подвергается усилению капха, и вместе со следующими за ней ватой и питтой вызывает лихорадку. Комментарий: Упаваса (голодание или пост) – это один из важнейших методов при лечении лихорадки. Во время аданакала (уттарайяна) люди слабеют от сильного солнечного жара. Предписывать голодание в это время рискованно, поскольку это может еще более ослабить страдающего от лихорадки человека. Во время васаргакала (дакшиньяна), когда солнце слабое, а люди полны сил, назначение голодания не будет опасным для пациента. 53. Лихорадка является излечимой, если человек силен, если у него не сильно повышены доши и нет упадрава (вторичных заболеваний, осложнений). Лихорадка неизлечима, если она проявляет все признаки неизлечимости, перечисленные ранее (в 5-й главе шарирастханы). 54. Когда осложнения лихорадки проявляются в острой форме, отсутствует слабость, увеличено количество урины, фекалии не выходят или выходят в не переработанном виде, отсутствует голод – все это свидетельствует о сама джвара (острой, образующейся, молодой лихорадке, содержащей большое количество ама – непереработанных дош). 55. Усиление лихорадки (температуры, истощения, жажды, бреда, одышки, головокружения, тошноты и выхода фекалий) является признаками пачьямана джвара (лихорадки, при которой доши перерабатываются, возвращаясь к нормальному состоянию), или промежуточной стадии лихорадки. Лихорадка, ставшая старой (из-за времени и слабости своей природы), проявляет свойства противоположные ама джвара (образующейся, развивающейся лихорадке). По истечении семи дней и после применения поста (голодания, которое полноценно перерабатывает доши и возвращает их к нормальному состоянию), лихорадка теряет признаки ама. Комментарий: Описанные виды лихорадок известны как сама джвара (постоянные лихорадки) или саманья джвара (обычная лихорадка распространенного типа). Начавшись однажды, такие лихорадки продолжаются непрерывно до тех пор, пока не будут излечены или пока пациент не умрет. Далее будет описан иной вид лихорадок, называемый вишама джвара (перемежающаяся лихорадка), которая продолжается непостоянно, с периодами ремиссий (когда лихорадка утихает без какого-либо лечения), и проявляется вновь, с интервалом в несколько часов, день или два, без каких-либо внешних причин. 56-57. В зависимости от силы или слабости мала (дош) лихорадка делится на пять разновидностей. Несмотря на то, что все они обычно порождены саннипата (всеми тремя дошами, усилившимися одновременно), они продолжают приписываться преобладающей доше. Их имена – сантата, сатата, аньедью (ска), тритьяка и чатурдхака. 58-59. Доши, захватывающие каналы дхату (тканей), мутра (урины) и шакрит (фекалий) вызывают сантата джвара (непрерывную лихорадку), терзающую все тело, обостряющуюся вовлечением душья (испорченных тканей) и идентичными качествами (привычек, времени года, конституции тела). Властная, тяжелая (соединенная с большим количеством ама), устойчивая (неизменная по степени жара и других симптомов), особенно оседающая в раса дхату, не подвластная своим противникам (привычкам, времени года и т.п.), сантата джвара чрезвычайно тяжело переносится. 60-63. Жар такой лихорадки стремительно разрушает мала (доши), продукты выделения, а иногда и такие дхату (ткани) как раса дхату и т.п., после полного разрушения либо чистых (без всяких примесей) дош, либо дош, смешанных с дхату и мала, в соответствующем порядке. Она продолжается в течение семи, десяти или двенадцати дней, когда, соответственно, преобладают вата, питта или капха. Этот срок является предельным до окончания лихорадки, либо до гибели (пациента). Так считает Агнивеша. Харита удваивает семь дней (до четырнадцати), и считает предельным сроком существования лихорадки – четырнадцать, девять и двенадцать дней для трех дош соответственно, по истечении которого лихорадка либо прекращается, либо убивает пациента, будь она беспримесной (имеющий только испорченные доши) или смешанной (содержащей испорченные доши вместе с дхату и мала). С антата джвара может длиться и более долгий период. Комментарий: Сантата джвара, несмотря на то, что продолжается непрерывно от семи до четырнадцати дней, позже ослабевает на день или два, и появляется снова на семь или четырнадцать дней. Такие передышки позволяют определять ее как вишама джвара – перемежающуюся лихорадку. 64-65. Если ослабленные люди, недавно избавившиеся от болезни, злоупотребляют неподходящей пищей и т.п., в них душья и т.п. (дхату, мала, время года) придадут силу даже слабым дошам, и таким образом они обретут врага в лице вишама джвары, проявляющейся слабыми или сильными температурой и другими признаками. Лихорадка проявляется у них во время усиления дош (в присущий каждой доше период усиления) и исчезает в то время, когда доши слабеют от силы своих противников (дхату, мала, месторасположения, времени года и т.п.) 66. Когда доши, породившие вишама джвару, уменьшаются, лихорадка слабеет и затаивается в раса и т.п. (раса дхату и других дхату). Пребывание лихорадки в таком убежище вызывает истощение, изменение в цвете, усталость и т.п. 67-68. Из-за близости и открытости проходов (очищеннных просветов) каналов раса распространение дош по телу происходит очень быстро. Поэтому сантата джвара длится постоянно (в течение семи, десяти или двенадцати дней), тогда как в протекании других (сатата, аньедьюшка, чатурдхака и чатурдхака випарьяя) бывают перерывы. Вишама джвара является беспорядочной (несообразной) в арамбха (в начале, при появлении), крийя (в действии, проявлении симптомов) и кала (времени появления) и довлеющей (упорствующей в течение долгого времени). Комментарий: Комментатор Хемадри объясняет, что некоторые виды вишама джвара начинаются с головы, некоторые проявляют свои симптомы сначала со спины, тогда как другие – с ног, т.е. беспорядочны при начале проявления. Некоторые виды вызывают чувство холода, некоторые – ощущение сильного жара, т.е. беспорядочны в проявлении симптомов. Некоторые виды вишама джвары начинаются утром, другие – в полдень, некоторые – вечером или ночью, т.е. беспорядочны при наступлении. 69-71. Доши, пребывающие в ракта (крови) обычно вызывают сатата джвару, которая проявляется дважды в течение дня и ночи (24 часа). Аньедья (ска) джвара вызывается дошами, оставшимися в каналах мамса (мускулах) и проявляется один раз (за 24 часа). Вовлекая каналы меда (жировой ткани), тритьяка джвара проявляется с интервалом в один день (через день). Когда при этой лихорадке преобладают питта и вата, она проявляется режущей головной болью, когда преобладают капха и питта, она проявляется режущей болью в верхней части спины, а когда преобладают вата и капха – режущей болью во всей спине. 72-73. Доши, осевшие в меда (жире), маджа (костном мозге) и астхи (костях), вызывают чатуртхака джвара. Некоторые считают, что они (доши) оседают только в костном мозге. Чатуртхака джвара появляется с интервалом в два дня (каждый четвертый день) и проявляется двумя путями: когда преобладает капха, симптомы проявляются вначале в икроножных мышцах, а когда преобладает вата – в голове. Доши, осевшие одновременно и в астхи (костях), и в маджа (костном мозге), вызывают чатуртхака джвара, проявляющуюся в трех разновидностях в зависимости от преобладания какой-либо одной доши. Лихорадка появляется (непрерывно) на протяжении двух дней, и оставляет (исчезает) на день, перед тем как появиться снова. 74-75. В зависимости от силы или слабости дош, получаемых как от пищи и деятельности тела, так и от функционирования разума, такие лихорадки (вишама джвара или возвращающиеся или перемежающиеся лихорадки), проявляются в специфическое время, когда доши получают силу (преобладая над душья и вовлеченными дхату и мала). Комментарий: Шесть описанных выше разновидностей лихорадки – сантата, сатата и т.п., вместе с их подвидами, – по всей вероятности, являются различными вариантами малярии, преобладавшей в древней Индии. Некоторые другие разновидности перемежающихся лихорадок, кроме малярии, также могут быть причислены к вишама джвара. Бхутабхишанга (инфекции, вызываемые бактериями, вирусами, паразитами и другими микроорганизмами) как причина лихорадки были описаны в Атхарва веде. 76-78. При стихании лихорадки доши создают беспорядки (нарушения) и становятся жидкими. Из-за этого человек тяжело дышит, сильно потеет, стонет, извергает рвоту, делает странные движения (руками, ногами, бровями, глазами, ртом и т.п.), дрожит и бессвязно разговаривает. Некоторые части тела человека горячие, некоторые – холодные, он теряет сознание, теряет цвет кожи, а его глаза выглядят гневными из-за сильной лихорадки (высокой температуры). Его фекалии жидкие, соединены с дошами (непереработанной амой) и выходят с трудом, с шумом, испуская дурной запах. Комментарий: Лихорадка утихает двумя способами: внезапно (через кризис) и постепенно (лизис), вызывая опасения (за жизнь) и требуя тщательного ухода до тех пор пока она не станет безопасной и легко управляемой. Выше описаны признаки кризиса. 79. Чувство легкости тела, отсутствие изнеможения, галлюцинаций и воздействия жара, нормальная деятельность органов восприятия, отсутствие дискомфорта, появление пота, чихания, уравновешенное состояние ума, аппетит и появление зуда на коже головы – все это признаки человека, которого оставила лихорадка. Так заканчивается глава, называемая Джвара нидана, вторая глава Нидана стханы, входящей в Аштангахридайя-самхиту, автором которой является Шримад Вагбхата, сын Шри Вайдьяпати Симхагупты.
Шримад ВагбхатаГлава 2. Джвара нидана (диагностика лихорадки)