Аштанга-хридая-самхита Перевод Ю.В. Сорокиной. Комментарии И.И. Ветрова Глава 4. Роганутпадания (предупреждение болезней) Теперь мы изложим главу Роганутпадания (предупреждение причин болезней),- так сказал Атрея и остальные мудрецы. 1. Не следует (насильственно, искусственно) подавлять естественные отправления тела, такие как: выход газов, испражнения, мочеиспускания, чихание, жажду, голод, сон, кашель, одышку, возникающую от напряжения, зевоту, рвоту и семяизвержение. Комментарий: насильственное сдерживание естественных потребностей, если это происходит регулярно, приводит к подавлению или дисбалансу безусловных рефлексов (нарушению вата-доши). Это может привести к развитию психосоматических заболеваний, особенно у людей слабой конституции (вата, вата-питта и вата-капха). 2. Сдерживание выхода газов вызывает вздутие живота, подъем воздуха в пищеварительном тракте, боль (в животе), истощение (даже без напряжения) и нарушение способности выводить газы, мочу и фекалии. Оно также приводит к утрате зрения, нарушению пищеварения и болезням сердца. Комментарий: указанные нарушения приводит к дисбалансу и постепенному ослаблению вегетативных центров, главным образом, спинного мозга (выход из равновесия апаны-, соманы-, вьяны - и уддана-ваты). Подобные патологические состояния организма неизбежно вызовут стойкое отклонение от гомеостаза (постоянства внутренней среды), которое считается признаком появления одного из хронических заболеваний к которому данный человек может быть предрасположен. Выход из равновесия субдош ваты неизбежно приводит к гормональному и ферментативному дисбалансу (питты - и капха-доши). Такое состояние организма ускоряет процессы старения, и соответственно, приводит к резкому снижению социальной активности. 3. Подавление позыва к испражнениям вызывает боль в икроножных мышцах, насморк, головную боль, а также подъем воздуха в желудочно-кишечном тракте (отрыжке), сильную боль в прямой кишке, чувство давления в области сердца, рвоту амой (продуктами неполного метаболизма), и другие упомянутые ранее недомогания (связанные со сдерживанием выделения газов). 4. Подавление потребности в мочеиспускании вызывает боль во всем теле, образование мочевых камней, сильную боль в мочевом пузыре, половых органах и паху, а также другие, упомянутые ранее заболевания (вызванные подавлением выхода газов и испражнений). Комментарий: подобные действия приводят к дисбалансу апана-ваты (рефлекторного механизма, управляющего функциями органов малого таза). Перевозбуждение нижних центров спинного мозга вызывает венозный застой в первом "этаже" организма, нарушению почечного механизма регулирования артериального давления (ренин – ангиотензин – альдостеронового механизма), развитию спазматических запоров, дисбактериоза, появлению геморроя и варикозного расширения вен, нарушению синтеза и метаболизма половых гормонов, замедленному пассажу мочи с неизбежной опасностью выпадения солей в осадок и развитию мочекаменной болезни и других патологических состояний. 5-7. Для лечения (болезней, вызванных сдерживанием выведения газов, испражнений и мочи) используют ректальные свечи (суппозитории), массаж с применением масел, водные процедуры, омовение погружением, ванну, лечебные клизмы и потоотделение. При заболеваниях, которые возникли от подавления позывов к испражнению, следует употреблять такую пищу и напитки, которые способствуют их нейтрализации (слабительные и очищающие). При болезнях, вызванных подавлением мочеиспускания, идеальным является использование гхи (в соответствии с процедурой масляной терапии, описанной в главе 16), перед завтраком. Следует также применять процедуру, известную как авапидака снеха, т.е. употребление гхи (буйволиное или коровье перетопленое масло) в максимальных дозах после окончания переваривания пищи как к полудню, так и к ночи. Комментарий: в указанных случаях необходимо полностью исключить дрожжевое тесто, газированные напитки, фасоль, бобы и горох в сушеном виде (требующем приготовления в воде), терпкие фрукты, белокачанную капусту, особенно в сыром и квашеном виде, а также ограничить употребление сырых овощей (кроме огурцов и помидоров), молока, чечевицы и соевых продуктов. Улучшают состояние употребление пищи вместе с асафетидой , черным перцем , тмином, фенхелем, куркумой, имбирем и пищевым маком. Рекомендуются теплые ванны с морской солью и хвойным экстрактом, мятой, пустырником и сенной трухой. Влажные бани (русские, римские или турецкие), купание в умеренно теплых источниках (температура 23-28 градусов Цельсия), еженедельное применение перед сном водно-масляных клизм (100 мл воды, 1 ст.л. настойки пустырника, 1-2 ст.л. оливкового или топленого масла), постановка пиявок на область слизистой ануса (по 1 перед сном в течение 2-6 недель), применение ректальных свечей с прополисом или апилаком (пчелиным маточным молочком). 8. От подавления (естественной потребности) отрыжки возникает потеря вкуса (или аппетита), дрожь, чувство давления в области сердца и грудной клетки, скопление газов, кашель и икота. Лечить их следует подобно лечению икоты. Комментарий: здесь перечисляются признаки дисбаланса уддана-ваты. Эти нарушения следует устранять, применяя простые фиторецептуры и гомеопатические средства. Наилучшим растением является ашвагандха (принимают ее по 1 капсуле 2 раза в день через 30-40 мин после завтрака и с 11.00 до 13.00 во II-ю и III-ю лунные фазы) или следующий сбор трав: зверобой – 1 часть, календула – 2 части, меллиса или мята – 3 части, тмин – 3 части, корень солодки – 1 часть, сушеница или пустырник – 1 часть, мускатный орех – ½ части; 1 ст.л. заливают 0,5 л крутого кипятка, настаивают в термосе 3 часа, процеживают, добавляют 1 ст.л. меда и выпивают в 3 приема через 30-40 мин после еды . 9. Головная боль, ослабление (недостаток силы) органов восприятия, затрудненность движения шеи (блокировка шейного отдела позвоночника) и паралич лицевого нерва – таковы последствия сдерживания чихания. (Для лечения их) применяют вызывающие чихание сильные (медицинские) ингаляции, каменноугольную соль, нюхательный табак, пристальное смотрение на солнце и т.п., а также процедуры, вызывающие пот, и терапию с использованием масел. 10. Сдерживание (необходимости утоления) жажды вызывает истощение, ослабление тела, глухоту, потерю сознания (галлюцинации), головокружение и болезни сердца. Для устранения этого идеальны все виды охлаждающих мер (холодная пища, питье, ванны, использование препаратов охлаждающего действия и т.д.). Комментарий: ткани человеческого тела на 70% состоят из воды. Потеря жидкости организмом происходит постоянно через малы (моча, пот, испражнения, слизь, слезы и др.). В жаркие сезоны года в экваториальных и тропических районах планеты потеря жидкости возрастает многократно. Поэтому Аюрведа рекомендует регулярное употребление воды маленькими глотками. Это способствует удалению шлаков из организма и является хорошей профилактикой не только мочекаменной болезни, артрозов и запоров, но и истощения тела и сердечно-сосудистых заболеваниий. Однако, в холодных странах нет необходимости выпивать более 2-2,5 литров в день (учитывая и воду, которая входит в состав пищи), поскольку потери жидкости организмом не столь велики. Тем не менее, некоторые последователи ведических традиций не учитывая принципа деша-кала-патра (место-время-обстоятельства), механически переносят указания древних мудрецов, живших в Юго-Восточной Азии на территорию Европы и севера Азии, из-за чего перегружаются почки и сердце, и получается прямо противоположный результат. 11. Острая боль в теле, потеря вкуса (или аппетита), слабость, истощение, боль в животе и головокружение – (это результат подавления чувства голода). Для лечения следует применять пищу, которая легко усваивается, жирную, теплую и в небольшом количестве. Комментарий: после длительного лечебного или вынужденного голодания (более 5-7 дней) рекомендуется употреблять пищу с интервалом 3 часа в форме разбавленных пополам натуральных соков, овощных пюре и супов-пюре. Ни в коем случае нельзя употреблять амогенных продуктов (мясо, рыба, яйца, арахис, фисташки, уксус, рафинированную пшеничную муку, сахар, дрожжи), пищу, богатую клетчаткой, молоко, сыр, сливочное и топленое масло, апельсины и консервированную пищу. 12. Подавление потребности во сне становится причиной галлюцинаций, чувства тяжести в голове и глазных яблоках, усталости, постоянной зевоты и боли во всем теле. Для лечения идеально подходят хороший сон и мягкий массаж. Комментарий: в течение дня ум (манас) с помощью чувств познания: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса получает информацию из окружающего мира. В ответ на это у него возникают положительные (приятные) или отрицательные ощущения, которые он должен разместить в определенные ячейки различных кармических программ (напоминающих компьютерные файлы). Именно этим ум и занимается в ночное время, когда человек спит. Это называется быстрой фазой сна. В это время мы видим различные фантастические картины, некоторые из которых сильно приближены к реальности, так как манас накладывает реальные впечатления прожитого дня на записанные события прошлых воплощений. Эта стадия сна не приносит нам настоящего отдыха, поскольку ум активно работает, потребляя, а не получая энергию. Когда же мы находимся в состояние свапны (сна без сновидений), душа входит в непосредственный контакт с Абсолютным Брахманом, насыщаясь духовной энергией, которая является для нас самой важной. Если человек не спит несколько дней, ум, перегруженный информацией, проецирует их на головной мозг, вызывая не только различные болезненные ощущения, но и даже галлюцинации. 13. Подавление кашля вызывает его усиление, одышку, потерю вкуса (или аппетита), заболевания сердца, истощение и икоту. Следует применять все способы (или средства), которые облегчают кашель. Комментарий: кашель является естественным защитным механизмом, удаляющим избыточную слизь, болезнетворные бактерии и токсины из бронхов и верхних дыхательных путей. Современные фармакологические препараты, как правило, направлены на подавления кашля, что приводит к хронизации патологических процессов в легких и перевозбуждению дыхательного центра головного мозга. Это не поддерживается Аюрведой. 14. Вздутие живота, болезни сердца и галлюцинации – результат сдерживания одышки после напряженной работы. Наилучшим лечением является отдых (отсутствие любой физической активности) и терапия, направленная на ослабление доши вата (интегрального принципа центральной нервной системы). 15. Сдерживание зевоты приводит к тем же болезням, что возникают от подавления чихания. Средством их лечения являются все те методы, что направлены на ослабление доши вата. 16. Насморк, боль в глазах, голове и сердце, нарушение движения в шейном отделе позвоночника, потеря вкуса (или аппетита), головокружение и вздутие живота – все это последствия сдерживания слез. Наилучшее лечение здесь – хороший сон, употребление вина (перебродившего виноградного сока) и услаждающие слух беседы. 17-18. Подавление позывов рвоты провоцирует обострение висарпа (герпеса), высыпания на коже, проказы (и других болезней кожи), резь в глазах, бледность (анемию), лихорадку, а также кашель, сдавливание грудной клетки (тошноту), появление пигментных пятен на лице и отеки. Для лечения следует использовать полоскание рта, ингаляции, употребление сухой пищи, физические упражнения, кровопускание и слабительные средства, а также приемы, вызывающие рвоту. Масло с ощелачивающими веществами и солями превосходно подойдет для массажа с последующим омовением. Комментарий: обычно рвотный рефлекс активизируется при попадании в желудочно-кишечный тракт испорченной пищи и воды, ядовитых веществ, болезнетворных бактерий, при переедании или употреблении пищи не в должном состояние ума. Подавление рвоты неизбежно приведет к попаданию токсинов в печень и кровь, а затем, в случае недостаточной защитной работы систем детоксикации организма, распространится повсюду и может даже вызвать смерть. 19-20. Сдерживание семени вызывает его (постоянное) выделение, боли и венозный застой наружных половых органов, лихорадку, дискомфорт (в области) сердца, нарушение мочеиспускания, резкую боль в теле, вриддхи (паховую и мошоночную грыжу), камни в мочевом пузыре и импотенцию. Подобающими средствами для устранения этих болезней являются употребление белковой пищи, суры (пива) и цельного риса, лечебные клизмы, массаж с использованием масел, омовение погружением (ванны), молоко со снадобьями, которые очищают мочевой пузырь, и совокупление с женщинами. Комментарий: вышеперечисленные симптомы могут возникать лишь при неумении трансформировать сексуальную энергию. Если у человека открыто сердце, подобная трансформация происходит естественным путем. Если же нет, тогда рекомедуются различные способы использования этой энергии, некоторые из которых перечислены в шлоках. Тот, кто культивирует сексуальные желания в своем уме и накапливает семя, может приобрести заболевания мочеполовой системы. 21. Пациенты, постоянно подавляющие потребности тела и испытывающие жажду и боли в животе, истощение и рвоту амой, должны быть отвергнуты. Комментарий: аюрведические методы лечения оказываются бесполезными, если пациент ведет подобный образ жизни и принимает препараты, подавляющие естественные механизмы саморегуляции. 22. Все болезни возникают от (преждевременной) активизации потребностей тела и их искусственного подавления. 23. Таковы способы лечения обычных болезней, возникающих от подавления естественных отправлений тела. В случае иных болезней обычно происходит ухудшение паваны (доши вата). Рекомендуется лечение пищей, напитками и терапией, которые очищают каналы (доши вата) и способствуют ее нисхождению. 24. Тот, кто стремится к благополучию здесь (в этой жизни), и в последующей (жизни в другом мире), должен преодолевать проявления алчности, зависти, ненависти, ревности и страсти и других пороков. Следует также властвовать над своими органами чувств. 25. Следует прилагать все усилия для того, чтобы очистить себя от мала (продуктов выделения) в надлежащее для этого время. Чрезмерное их накопление делает их еще более патогенными и приводит к прекращению жизни. 26. Доши, ослабленные терапией лангхана и пачана, иногда могут (снова) усилиться, но если они были удалены с помощью очистительной терапии самшодхана, их повторного усиления не произойдет. Комментарий: под терапией лангхан а имеется в виду лечебное голодание, а пачана – терапия выхода из лечебного голодания. 27. Врач, который знает надлежащее время для каждой терапии (шодханы или очистительной терапии), должен назначать их в надлежащем порядке и надлежащей интенсивности, предписывая затем соответствующее омолаживающие (укрепляющие) и повышающие половую энергию средства. Комментарий: обычно перед началом терапии, в периоды от полнолуния до новолуния проводят очищение кишечника сладкими слабительными (например, касторовым маслом) в сочетании с энтеросорбентами. Затем, в период от первого новолуния февраля до первого новолуния мая на оппозиции (180 градусов) транзитной Луны к натальному Юпитеру (рассматривается положение планеты на момент рождения пациента) проводится очищение печени и ее настройка. С первого новолуния июня по первое новолуние сентября на убывающей Луне очищают кровь и укрепляют сосуды. Осень благоприятна для работы с дыхательной системой и кожей. С первого новолуния декабря по первое новолуние февраля на оппозиции транзитной Луны к натальной Венере проводят очищение почек. В этот же период на оппозиции транзитной Луны к натальному Сатурну выводят шлаки из суставов и работают с позвоночником. Кроме того, необходимо знать, что когда хотят вывести аму через верх, выполняют это на растущей Луне; если же через низ – на убывающей Луне. Соблюдение указанных сезонных, лунных и циркадных ритмов позволяет добиться максимального успеха в шодхане и избежать возможных осложнений. 28-29. Для тех, кто изнурен (ослаблен) лечением, превосходно подойдет высококалорийная пища, такая как шали (цельный рис), шастика (рис, выдержанный в течение шестидесяти дней), годхума (цельная пшеница), мудга (зеленый горошек), гхрита (гхи, топленое масло), а также средства, полезные для сердца, повышающие аппетит, комбинация которых улучшает вкус и усвояемость. Показан также массаж с применением масел (и ванна), обычный массаж, омовение, лечебная и масляная клизмы. 30.Применяя эти средства, можно достичь благополучия (здоровья), усиления всех павака ("огненных" проявлений тела), нормализация тургора, чистоты кожи и половой энергии, укрепления органов чувств, совершенствования интеллекта и долголетия. Комментарий: Павака – это агни или энергии в теле. Они бывают тринадцати видов: первый из них – джатхарагни или коштхагни (пищеварительные ферменты), пять других – бхутагни (по одному на каждый первоэлемент), и наконец, семь дхатуагни (по одному на каждую ткань или дхату, ответственные за их метаболизм). Здоровье зависит от надлежащего количества, качества и функций этих агни (физиологических энергий), нарушение которых становится причиной возникновения болезней. 31. Болезни, вызванные бхутами (злыми духами), бактериями, вирусами, паразитами, насекомыми и другими живыми существами, виши (ядами), воздухом (ураганами, циклонами), агни (огнем, электричеством, радиацией и т.п.), кшаты (ранениями, травмами и т.п.), бханги (переломами костей и позвоночника), а также болезнями, происходящими от раги (страсти, похоти), двеши (ненависти), бхаи (страха) и других греховных наклонностей – все они называются аганту (заболеваниями, вызванными внешними причинами). 32-34. Избегать неподобающих действий (тела, ума и речи, связанных с преднамеренными нарушениями предписаний), обуздывать чувства, помнить о предшествующем опыте (и поступать праведно), принимать во внимание место (географические и климатические условия), время (сезоны года и эпоху) и собственную индивидуальность (и их значение для здоровья), соблюдать этические предписания, выполнять ритуалы, описанные в Aтхарва Вeде, нейтрализовывать влияние неблагоприятных планет, не соприкасаться (не входить в непосредственный контакт) с бхутами – этими действиями, изложенными здесь кратко, предотвращаются болезни – и ниджа (патология внутреннего происхождения), и аганту (патология внешнего происхождения). Эти же действия являются способом лечения (или облегчения) тех (болезней), которые уже возникли. Комментарий: Аюрведа настоятельно указывает на то, что во всех случаях возникновения болезни, следует искать глубокие внутренние причины, связанные с индивидуальной и коллективной кармой пациента, а также его нынешним умонастроением и поведением. 35. Накопление дош, вызванное холодом (холодным временем года) следует быстро и эффективно удалять в течение васанты (весны); вызванное гришмой (летом) следует удалять во время абхракала (варши - дождливого сезона); возникшее во время варшы (дождливого сезона) – удалять во время гханатьяя (шарад – осени). Поступая так, люди не становятся жертвами болезней, порожденных (действием) времен года. 36. Тот, кто всегда склонен к здоровой пище и праведным действиям, тот, кто умеет различать (во всем дурное или хорошее, и затем поступать мудро); кто не привязан (чрезмерно) к объектам чувств, кто развивает в себе милосердие, рассматривает всех как равных (достойных любви), кто правдив, сострадателен и пребывает в обществе праведных, тот освободится от всех болезней. Комментарий: вайдьи (древние целители) указывали на то, что человек может длительное время сохранять молодость и здоровье, если он живет с открытым сердцем (в соответствии со своей природой), следует законам вселенной, сохраняя гармонию, принимает каждого таким, какой он есть, не требует для себя большей доли, чем ему выделено Богом, помогает всем, кто обращается за помощью, удерживает свою психику на уровне благости (саттва-гуны) и стремится к обществу праведных и святых людей. Так заканчивается глава, называемая Роганутпадания, четвертая глава Сутрастханы, входящей в Аштангахридайя-самхиту, автором которой является Шримад Вагбхата, сын Шри Вайдьяпати Симхагупты.
Шримад Вагбхата