|
Великая тайна ума
Вайдья Бхагаван Дас, Большое значение в аюрведе и йоге придается понятию ума. Даже болезни в аюрведе разделяются на две категории – физические и ментальные. В первом случае болеет тело, во втором – ум. Однако в обоих случаях ум играет большую роль, так как психологические факторы воздействуют на физиологические функции, и наоборот. Поэтому для лечения некоторых физических болезней аюрведой предписываются средства, воздействующие на психику. В первой главе "Йога-сутр" Патанджали говорится, что первоначальной целью йоги является остановка деятельности (буквально – “завихрений”) ума. Разные школы йоги предлагают своим последователям разные методы достижения этой цели. Но все они имеют целью контроль ума и его “завихрений”, только после этого становится возможным постижение вечной истины и достижение спасения души. Повторение мантр, выполнение йогических упражнений (асан), определенная система дыхания (пранаяма), соблюдение диеты, постов и другие практики направлены в первую очередь на изменение сознания, развитие мышления, очищение ума от всевозможных негативных стереотипов и преодоление невежества, чтобы человек мог успешно развиваться в своей духовной жизни. Синонимы и их употребление В различных ведических текстах, аюрведе и йоге понятию “ум” соответствует термин “манас”. Помимо него существуют еще пять других санскритских синонимов: читта, чайта, хридайя, свантах и хрит. Корень “ман” в слове манас означает “думать, рассматривать”. Таким образом, он указывает на “ум” как инструмент или средство, ответственное за размышление. Все перечисленные санскритские синонимы обладают дополнительными оттенками этого понятия в зависимости от контекста. Например, слова “хридайя” и “хрит” означают и “центр”, и “клеточное ядро”, и “сердце”, и “центральную нервную систему”, являющуюся местом проекции ума. Читта – это один из четырех внутренних органов восприятия (антах-карана), наряду с умом, ложным эго и интеллектом, несущий ответственность за познание окружающего мира. Все эти слова, таким образом, отражают различные аспекты понятия “ум”.
один из самых известных врачей Юго-Восточной Азии,
автор более 40 книг по аюрведической и тибетской медицине.
“Ум” и “манас”
Обычно для перевода санскритского термина “манас” употребляется слово “ум”. Но существуют некоторые тонкости в употреблении этих двух слов. Понятие “манас” используется в Индии со времен Вед, и хотя оно претерпело с той поры некоторые изменения, это понятие и в настоящее время используется всеми индийскими философскими школами. Понятие “ум” новое. Оно вошло в жизнь социума из науки психологии, становление и развитие которой произошло на Западе в течение последних десятилетий. Естественно, что масштабы разработки концепции манаса, которая развивалась от начала древнеиндийской философии, немного отличаются от западной концепции ума.
Развитие понятия
Описание природы и функций ума можно найти уже в Ригведе и Яджурведе. Упанишады придали этому понятию конкретную форму и отметили его важность среди других философских идей. Детальное описание ума появилось позднее – в работах Гаутамы, Ньяи, Канады, Вайшешики, а также в санкхье Капилы, "Йога-сутре" Патанджали, пурва-мимамсе, уттара-мимамсе и в школах философии Будды и джайнов. Хотя в индийской традиции психология никогда не была отдельным предметом, различные философские школы отводили важное место описанию ума, его свойств и функций.
Три подхода
В древнеиндийской философии можно выделить три различных подхода к понятию ума. В ньяе, вайшешике и мимамсе даршанах излагается механистический подход. Согласно их воззрениям, ум имеет размерность атома и, являясь связующей нитью между душой и органами чувств, способствует получению и восприятию знаний. Он неодушевлен и не имеет таких атрибутов, как цвет и запах, его нельзя осязать, сам по себе он не способен накапливать знания, испытывать страдания или наслаждения. Три последних свойства – приобретение знаний, ощущения боли и других страданий или удовольствий – возникают только тогда, когда ум приходит во взаимодействие с душой. Каждая душа обладает умом – ее внутренним помощником.
"Йога-сутре" Патанджали, санкхье, и веданта-даршанам присущ психический подход к понятию ума. Их приверженцы считают, что ум пластичен и способен принимать форму постигаемого им объекта. Ум подстраивается под размеры объекта и его форму, если он заинтересован в его постижении, восприятии. Ум неодушевлен, но сознателен, так как находится в контакте с обладающей полноценным сознанием душой. В соответствии с этой теорией ум обладает тремя cвойствами – саттва, раджас и тамас, которые ответственны за правильное понимание, активность и инертность соответственно.
Третья школа, включающая некоторые агамы (первоисточники), придерживается духовного взгляда на ум. Душа сознательна, следовательно, ум – тоже, но его сознание ограничено.
Большинство индийских философов признают существование души наряду с умом. Но некоторые школы, например чарвака (атеистические) или буддха-даршаны (буддийские), считают, что души не существует. Чарвака утверждает, что кроме ума нет ничего, и приписывают ему все свойства души.
Разумные и неразумные существа
Вся Вселенная делится на две большие категории – живую и неживую материи. Обе категории состоят из пяти фундаментальных элементов (махабхут), которые сами по себе неодушевлены. Как же их отличить тогда друг от друга? В чем различие живого от неживого?
Различные школы индийской философии по-разному оценивают роль вселенской и индивидуальной души в создании как Вселенной в целом, так и индивидуумов. Однако многие из них сходятся в том, что все сущее берет свое начало из взаимодействия первичной, изначальной материи (пракрити) и сознательного элемента (пуруши), впоследствии называемых индивидуальной душой и Верховной Душой (Параматмой). Если это так, то в чем же заключается различие между одушевленными и неодушевленными объектами? Различия возникают из-за состояния ума и органов чувств. Кусок железа или растение обладают сознанием, хотя они и не ведут себя так же, как животные и люди. Многочисленные эксперименты показывают, что растения сознательны и по-разному реагируют на различные внешние воздействия, хотя их реакция не столь явна и очевидна, как у животного и человека. Металлы и минералы, к которым мы относимся как к неживой материи, также обладают сознанием. Образующие их элементарные частицы такие, как электроны и протоны – движутся внутри атома по строго определенным законам, что является чем-то вроде особой, тонкой формы сознания. Все во Вселенной наделено сознанием. В некоторых объектах оно находится в латентной (непроявленной) или сублатентной (полупроявленной) формах, а в некоторых – проявлено полностью.
В чем же причина этих различий? Она исключительно в состоянии ума и органов чувств. Хотя минералы и образуются из той же материи, что и люди, они не реагируют на внешние воздействия, потому что их ум и органы чувств латентны. У растений и рыб ум и органы чувств присутствуют в полупроявленной форме; у животных и птиц чувства и ум проявлены полностью.
Антахкарана, или внутренние средства восприятия
Разные состояния ума и чувств отвечают различным степеням сознания объектов. Существует пять чувств, называемых внешними органами восприятия. Они взаимодействуют с внешним миром и, воспринимая с помощью глаз, кожи, носа, ушей и языка различные его аспекты, передают полученные ощущения внутренним органам восприятия, которых всего четыре. Это: 1) манас, 2) читта, 3) буддхи и 4) аханкара.
Внешние органы чувств не воспринимают объект во всей его полноте. Они распознают лишь наличие и свойства находящегося в их “поле зрения” объекта. Предположим, например, что перед человеком находится животное. С помощью зрения человек видит что-то, но пока еще не знает, что или кто именно располагается перед ним. Манас или ум, определяет природу внешнего объекта. Тогда индивидуум понимает, что перед ним животное, а не стол. С помощью читты это ощущение передается аханкаре, или эго (самоосознанию), которое ответственно за различение. Оно определяет, нравится ему воспринятое органами чувств и идентифицированное манасом животное или нет. Эта информация поступает к буддхи (интеллекту), который, наконец, выносит окончательное суждение – следует человеку идти вперед или назад. Два первых средства – манас и читта – часто объединяются, поэтому обычно выделяется три антахкараны – внутренние средства восприятия.
Расположение
Считается, что ум проецируется в подкорковые зоны мозга. Теория йоги гласит, что ида (левый канал нади), пингала (правый канал нади) и сушумна (центральный канал нади, проецирующийся в районе позвоночника) – это каналы, по которым перемещается поток сознания. Кундалини-шакти, или потенциальная энергия, проецируется у обычных людей в районе копчика в дремлющем состоянии. Благодаря определенным практикам йоги эта энергия может пробудиться. В активном, “пробужденном” состоянии кундалини может оказывать огромное влияние на ум человека и пробудить в нем ранее скрытые таланты и способности.
Размер и количество
В индийской философии существует несколько мнений по поводу размеров ума, также обсуждается и вопрос – сколько манасов у человека. Все аюрведические школы едины в своем мнении, что ум один, он материален и имеет размер одного атома. Согласно Ньяя и Вайшешика даршанам ум наряду с душой, временем, пространством и пятью махабхутами является одним из девяти элементов, составляющих вселенную. Школы Йоги и Санкхья считают, что ум, подобно другим органам восприятия и двигательным органам, произошел из саттвического аспекта аханкары (сознания своего собственного “я” – эго).
Функции
Первичная функция ума – восприятие и осознание внешних воздействий, и передача информации эго, интеллекту и т. д. Эти восприятия передаются затем через ум моторным органам, результатом чего являются такие действия, как размышление, обсуждение, создание гипотезы, концентрация внимания и принятие решений.
Уровни ума
У ума есть три аспекта – саттвический, раджасический и тамасический. Преобладание одного из них формирует характер индивидуума, его психику, и является причиной того, что разные люди по-разному реагируют на одно и то же событие или воздействие внешних факторов. В зависимости от этих трех состояний ума существует несколько ментальных уровней, которые можно разделить на пять категорий:
1. Кшипта – ум, полностью захваченный объектами чувственного восприятия.
2. Мудха – ум, управляемый такими негативными стереотипами, как безнравственность, невежество, желание сна и им подобными.
3. Викшипта, или встревоженный, мятежный ум – стремление к добродетели и знаниям.
4. Экарга, или сконцентрированный ум – ум, очищенный от негативных стереотипов и способный к длительной концентрации.
5. Нируддха – деятельность ума прекращается, и он приходит в состояние подлинной невозмутимости и спокойствия.
Склад ума (манаса пракрити)
Умственная деятельность бывает трех типов – саттвическая, раджасическая и тамасическая. Саттвический склад ума свободен от недостатков и обладает такими качествами, как доброта, искренность, правдивость и чистота. Раджасическому складу присущ страстный и гневливый нрав. Для тамасического склада характерно невежество, пассивность и сонливость. Существует неисчислимое множество комбинаций этих трех аспектов менталитета. Иногда умственные способности определяются физическими качествами личности, иногда наоборот. При более детальном делении возникают семь разновидностей саттвического, шесть – раджасического и три – тамасического складов ума.
Особенности каждой из них приводятся в таблице:
Склад ума и особенности личности | ||
А. Саттвический склад ума | ||
2. Способность к концентрации и внимательность, обширные знания, как в духовной, так и в различных материальных сферах; 3. Способность объяснять и отвечать на вопросы, хорошая память; 4. Свобода от страстей, гнева, жадности, эгоизма, невежества, зависти, уныния и нетерпимости; 5. Одинаково доброжелательное отношение ко всем живым существам. | ||
2. Гостеприимство; 3. Свобода от гордыни, эгоизма, материальных привязанностей, ненависти, невежества, зависти и злобы; 4. Высокоразвитый интеллект и красноречие; 5. Способность к восприятию, постижению и запоминанию истины. | ||
2. Выполнение священных обрядов и ритуалов; 3. Храбрость, внутренняя сила и великодушие; 4. Свобода от низких поступков; 5. Интуиция и дар предвидения; 6. Активная социальная деятельность, ответственность за других, благосостояние, самоудовлетворенность (способность принимать все, что посылает человеку Бог). | ||
2. Чувство времени и пунктуальность; 3. Миролюбие; 4. Инициативность и готовность приняться за любое дело; 5. Хорошая память и обладание высоким авторитетом; 6. Свобода от привязанностей, зависти, ненависти и невежества. | ||
2. Соблюдение религиозных обрядов и ритуалов; 3. Любовь к водным играм и состязаниям; 4. Отвращение к подлости и низости; 5. Способность контролировать свой гнев и радость. | ||
2. Стремление к совершению добродетельных поступков, благосостоянию и процветанию; 3. Непорочность и чистота; 4. Любовь к развлечениям и переменам. | ||
2. Поэтический и писательский талант; 3. Любовь к благовониям, украшениям, красивой одежде, стремление к обществу женщин и высокая эмоциональность. | ||
Б. Раджасический склад ума | ||
2. Самовосхваление, ревность и гордыня; 3. Стремление к власти, могуществу и известности; 4. Постоянное осуждение и критика других. | ||
2. Склонность к продолжительному сну, лень; 3. Хорошо развитая интуиция и звериные инстинкты; 4. Завистливый нрав; 5. Неукротимое вожделение. | ||
2. Неукротимая страсть к женщинам; 3. Аморальное поведение и нечистоплотность; 4. Трусость, склонность к запугиванию слабых; 5. Сильная зависть; 6. Презрение к различным диетам и правильному образу жизни; 7. Стремление делать все только ради себя и склонность к энерговампиризму. | ||
2. Хорошая реакция; 3. Леность и праздность; 4. Постоянное ощущение страха и повышенная тревожность при принятии пищи, прогулках и других занятиях; 5. Коварство и скрытность. | ||
2. Плохой характер; 3. Завистливость; 4. Отсутствие концентрации и внимания, жадность, ментальная инертность и бездеятельность. | ||
2. Жестокость; 3. Прожорливость; 4. Пугливость. | ||
В. Тамасический склад ума | ||
2. Глупость; 3. Злобный характер; 4. Повышенная потребность в сексуальных наслаждениях, пище и сне; 5. Агрессия по отношению к более слабым и страх перед более сильными. | ||
2. Глупость и сонливость; 3. Нетерпеливость; 4. Любовь к воде; 5. Привязанность к еде; 6. Сильное любопытство. | ||
2. Отсутствие каких-либо умственных способностей; 3. Потребность в частом потреблении пищи. |
Четыре состояния ума
Ум, согласно аюрведе, состоит из атомов (ану). По определенным каналам (мановаха-шротам) он движется по всему телу, не доходя только до кончиков волос и ногтей, а также избегая мала (выделений организма). Он является центром преобразования информации, полученной от органов чувств, и передатчиком ее далее в буддхи (интеллект), для выработки правильной реакции или принятия соответствующего решения. Ум похож на прозрачный посредник и имеет три различных аспекта – саттвический (отвечающий за чистоту и благочестие), раджасический (динамизм, активность) и тамасический (стабильность, устойчивость). Преобладание саттвы обеспечивает чистоту “прозрачного посредника” – полную и адекватную передачу восприятий органов чувств интеллекту. При доминировании раджаса посредник или средство передачи ощущений, как бы окрашивается в красный цвет, а когда доминирует тамас – то в черный. Эти цвета вносят соответственное искажение при передаче “сигналов”, поступаемых от органов чувств, и понижают скорость передачи информации. Помимо пересылки чувственных восприятий у ума есть и другие задачи. Преобладание саттвы наполняет ум добродетелью и позволяет ему правильно выполнять свои функции; доминирование раджаса оскверняет их, и умственная деятельность омрачается завистью, высокомерием, осуждением и заносчивостью; влияние же тамаса замедляет работу ума, погружая его в невежество.
В зависимости от комбинаций чувственных восприятий и от их совершенства ум может находится в одном из четырех состояний:
1. Джаграта или состояние бодрствования;
2. Свапна или состояния неглубокого сна со сновидениями;
3. Сушупти или состояние глубокого сна;
4. Турийя или состояние абсолютного спокойствия и блаженства.
Только человек, обладающий саттвическим складом ума может достигнуть двух последних стадий. Ум обычных людей, испытывающих хронические стрессы и постоянные психоэмоциональные перегрузки, чаще всего пребывает либо в первом, либо во втором состоянии, поэтому их сон всегда наполнен сновидениями, осознают они это или нет. Святые люди и люди, серьезно занимающиеся духовной практикой, способны превзойти даже четвертую стадию, и это трансцендентальное состояние ума носит название турийятита, в котором личность приобретает сверхъестественное восприятие и дар ясновидения. Это состояние позволяет полностью контролировать свои чувства и ум. Такому человеку открыты любые дороги, в том числе и путь к Богу.
Перевод с английского А.Крылова
Введение
| Панчамахабхуты | Три доши
| Три гуны | Агни
| Дхату | Малы