Аштанга-хридая-самхита Перевод Ю.В. Сорокиной. Комментарии И.И. Ветрова Теперь мы изложим главу называемую Викрити виджнания – знание о таких нарушениях, как дурные прогностические признаки,- так сказал Атрея и остальные мудрецы. 1. Как цветочная завязь, дым и скопление облаков предвещают будущее появление соответственно плода, огня и дождя, так и ришта является ясным знаком приближающейся смерти (смертельным признаком). 2-3. Все методы лечения, надлежащим образом назначаемые врачом тому человеку, которому уготована долгая жизнь, достигают успеха подобно тому как добродетельный человек искренне предан царю. Лечение, назначаемое человеку, жизнь которого убывает (коротка), будет тщетным, как если бы назначалось дурному человеку. Это принесет врачу дурную репутацию, потерю смысла жизни и ясности устремлений. Поэтому здесь описаны признаки человека, чья жизнь близится к концу. Неестественные изменения пракрити (обычных свойств тела и ума), ученые люди называют ришта (признаками приближающейся смерти). Нет смерти без ришта (появления признаков приближающейся смерти) и нет жизни, когда появляются (признаки приближающейся смерти). Принять признаки, не являющиеся ришта, за противоположные (роковые), и признаки ришта – за не являющиеся ришта (роковыми), врач может только по неопытности. 3. Некоторые считают, что эти (признаки приближающейся смерти) бывают двух видов: стхайи (постоянные, неизменные) и астхайи (временные, изменяющиеся). Риштабхаса (признаки, напоминающие смертельные) проявляются вследствие сильного увеличения дош, и при ослаблении дош они утихают (исчезают), тогда как стхайиришта (постоянные смертельные признаки) уверенно указывают на приближение смерти. 4-5. Рупа (внешность, размер, форма, цвет и т.п.), индрия (органы восприятия), свара (голос, речь), чхайя (тень, цвет кожи), пратичхайя (облик, образ), крийя (деятельность, функции) и множество других факторов, подвергающихся изменению в сравнении с обычным состоянием (становящихся ненормальными) без каких-либо видимых причин – все это считается ришта (признаками приближающейся смерти). Рупа ришта (проявления смертельных признаков) 6-13. Волосы на голове и теле человека выглядят смазанными маслом, хотя на самом деле их не умащали. Глаза человека не могут сфокусироваться (неустойчивы) или вовсе неподвижны, выглядят запавшими, выпученными или несоразмерными (несимметричными), зрачки расширены или сужены, брови сведены или опущены; зрение либо усилено, либо ослаблено, глаза напоминают глаза мангуста, голубя или горящий уголь. Из глаз обильно текут слезы, а ресницы скручены. Нос сильно выделяется или чрезмерно истончен, покрыт сыпью, потрескавшийся, блестящий, с распухшим кончиком. Верхняя губа сильно опущена вниз, а нижняя губа сильно поднята вверх; губы (темно-синим цветом) напоминают зрелый плод джамбупхала. Зубы человека покрыты черным или медного цвета зубным камнем и "цветами" (пятнами различной формы), выглядят смазанными грязью и подвержены внезапному выпадению. Язык неровен (бугрист), подвижен, синеват по цвету. Распухший, сухой, тяжелый и толстый, он покрыт сыпью, напоминающей шипы, и нечувствителен. Голова и шея не способны вынести собственного веса, а нижняя челюсть не может удерживать во рту пищу. Без каких-либо видимых причин части тела становятся либо очень тяжелыми, либо чрезмерно легкими. Без какого-либо воздействия яда из отверстий человека (глаз, ушей, носа, рта и ануса) вытекает кровь. Пенис человека сильно поднят вверх, а яички (мошонка) сильно опущены вниз, или оба находятся в противоположном состоянии (пенис сильно сдвинут вниз, а яички сильно подняты). Люди, в которых проявлены эти признаки, близки к смерти. 14. Тот человек, чей лоб, мочевой пузырь или голова покрываются полосами вен или пятнами, напоминающими вновь нарождающуюся луну, не проживет и шести месяцев. 15. Тот человек, на теле которого вода перетекает, словно на листе лотоса (не увлажняя его), проживет только шесть месяцев. 16. Тот, чьи вены имеют зеленоватый или желтоватый оттенок, кожа на голове сведена, а сам он желает кислого (вещей и пищи кислого вкуса), подвержен смерти от (усиления) питты. 17. Тот человек, голова и лицо которого покрываются маслянистым (сальным) порошком, подобным порошку из коровьего навоза, или тот, чья голова дымится (испускает запах дыма), умрет в течение месяца. 18. Раздваивающиеся линии и пятна, заново появляющиеся на голове и бровях, приводят здорового человека к смерти в течение шести дней, и больного человека – в течение трех дней. 19. Человека, язык которого стал синим, рот полон дурного запаха, левый глаз глубоко запал, а на голову его опускаются птицы, следует отвергнуть (как мертвого). 20. Тот человек, грудь которого после омовения чрезмерно быстро высыхает, в то время как другие части тела остаются влажными, проживет не более половины месяца. 21. Когда внезапно, без каких-либо причин, на теле одновременно появляются и нормальная, и необычная (патологическая) окраска кожи, это знак приближающейся смерти. Точно так же и внезапно проявляющиеся увеличение силы или слабости, высыхание или увлажнение и т.п., предвещают приближение смерти. 22-23. Если палец человека не издает звука (потрескивания), когда за него потянут, в человеке не удержать жизни. Если при чихании, кашле, (отрыжке, выходе газов и т.п.) раздаются необычные звуки, которых не было ранее, если дыхание слишком укорачивается или чрезмерно удлиняется, издавая неприятный или сладкий запах, человек не выживет. 24. Тот, чье тело (при омовении и без омовения) и чьи выделения, одежда, раны и т.п. издают нечеловеческий запах, проживет лишь до конца года. 25. Тот, чье тело становится сладким, привлекая вшей, мух и т.п., или становится неприятным на вкус, заставляя насекомых удаляться от его тела, не проживет и года. 26. Внезапное и без каких-либо причин появление холода в обычно теплых местах тела, и появление тепла в тех местах, которые обычно холодны, сильное потение или скованность (потеря подвижности) свидетельствуют о том, что человек не проживет и года. 27. Если у человека выступает холодная сыпь (сыпь, вызванная усилением капхи), если его тело холодное, но он продолжает испытывать ощущение жжения, если он страдает от холода, но при этом все еще не переносит тепла, этот человек вскоре увидит бога смерти. 28. Тот, чья грудь теплая, а внутренность живота чрезмерно холодная, кто страдает от сильного поноса и жажды, подобны трупу. 29. Тот, чья урина, фекалии, мокрота и семя тонут в воде, а мокрота разноцветная, умирает в течение месяца. 30-32. Тот, кто видит небо (пустое пространство) как твердое тело и твердые тела подобными небу (пустому пространству), кто видит имеющие форму (размер, объем и т.п.) предметы как бесформенные, а бесформенные предметы как имеющие форму, кто видит светящиеся предметы не светящимися, белые предметы – черными, несуществующие – существующими; тот, кто, не страдая заболеванием глаз, видит (много) лун, имеющих множество форм, покрытых пылью, кто даже наяву видит ракшасов, гандхарвов, претов и других (существ, не принадлежащих миру людей) и тот, чей вид внушает ужас, – близок к смерти. 33. Тот, кто не видит звезду Арунадхати, расположенную поблизости от саптарши (группы из семи звезд), тот, кто не видит дхрува (полярную звезду) или акаша-ганга (небесную реку или млечный путь), не проживет и года. 34-37. Если человек слышит звуки облаков, морских волн, а также вины, панавы, вену (флейты) и других музыкальных инструментов и иные звуки, в то время как этих звуков нет в действительности, или не слышит звуков, реально звучащих, если он не слышит звуков дхукдхук, когда затыкает уши пальцами, – он готовится к смерти. Также и в отношении запаха, вкуса и прикосновения: тот, кто полностью или частично принимает их качества за противоположные, кто не воспринимает запаха (только что погашенной) свечи в лампе, кто не распознает особенностей вкуса лекарственных средств, принятых для приведения к согласию (ослабления) дош, и вкуса лекарств, принятых для поддержания здоровья, кто не наблюдает их воздействия; тот, чье тело покрыто песком (грязным порошком), кто не ощущает повреждений тела (разрезов, ударов и других воздействий), кто без должного совершения суровой аскезы или йогической практики, начинает испытывать сверхчувственные переживания, – такие люди готовятся умереть. 38. Тот, чей голос становится тихим (слабым), капризным (раздражительным, сварливым), неслышным, заикающимся, тот, кто пытается заговорить, но внезапно теряет голос, не выживет. 39. Когда, без видимых причин, голос становится слабым, тело утрачивает силу и цвет, а болезнь резко обостряется, это следует считать признаком подступающей смерти. 40. Когда пациент необычным голосом и неоднократно предвещает собственную смерть или слышит подобное (разговоры о том, что он должен умереть), врач должен удалиться от пациента (прекратить лечение такого пациента, поскольку он находится на пороге смерти). 41. Тот, чья чхайя (тень) подверглась (неестественному изменению) формы, размера, цвета или сияния, даже в сновидении (а тем более в другое время) – тот уже мертв. 42-43. Форма, которую отбрасывает тело человека (или части тела), сохраняя естественные особенности и размер, проходя сквозь солнечные лучи, отражаясь в зеркале, воде и т.п., называется пратичхайя (тень, образ). У нее нет своего цвета или сияния, поскольку (цвет и сияние) присущи только телу (связаны только с телом). Комментарий: Пратичхайя – это тень человека, отбрасываемая на землю солнечными лучами, а также отражение, видимое в зеркале или воде. Когда она отражается в зеркале или воде, у нее те же самые характерные особенности формы, цвета и свечения, что и у тела человека. Но тень, отбрасываемая солнечными лучами, в течение дня изменяет свою форму. Некоторые происходящие с телом человека и его тенью изменения также указывают на приближение смерти ; эти изменения описываются далее. 44-45. У того человека, чья тень выглядит разрезанной, разорванной, раздвоенной (двойной или более), неустойчивой, лишенной головы или с двумя головами, неправильной, искривленной или неестественной, – если эти изменения не имеют очевидной причины (не были созданы преднамеренно), – срок жизни подходит к концу. Тот, чей облик не отражается в глазах других людей, завершает свою жизнь. 46-48. Пять чхайя (теней, оттенков лица) относятся к пяти махабхута, таким как кха (акаша) и т.п. и обладают каждый своими особенностями. Набхас (относящийся к акаша бхута) – прозрачно-голубой, маслянистый и лучащийся; ватаджа (относящаяся к вайю бхута) – грязная, малиновая, голубая, пепельная, сухая и тусклая (не сияющая); агнейя (относящийся к теджас бхута) – светится красным светом, лучится и приятен на вид; тояджа (принадлежащая ап бхута) похожа на чистый вайдурья, прозрачна, слегка масляниста и благоприятна; партхиви (относящаяся к притхви бхута) – устойчивая, маслянистая, плотная, прозрачная, черная или белая по цвету. Из всех них вайявийя чхайя вызывает болезни, смерть или страдания, тогда как другие даруют благополучие (здоровье). 49-50. Прабха (оттенок кожи) делится на семь разновидностей: красный, желтый, белый, голубой, зеленый, желтовато-белый и черный; все они считаются принадлежащими теджабхута. Те из них, что пространны, лучисты, маслянисты и прозрачны, являются благожелательными (приносящими добро); те, что грязны, сухи и кратки (сжаты и не лучисты) являются вредоносными (приносящими вред). 51-52. Чхайя (тень) поглощает (маскирует) варна (цвет), в то время как прабха (оттенок кожи) проясняет (подчеркивает) его. Чхайя обычно наблюдается (распознается) только с близкого расстояния, тогда как прабха заметен также и издалека. В обычное время ни чхайя, ни прабха не указывают на какие-либо особенности человека, по которым можно было бы заключить, благополучен он или нет (здоров или болен). Но во время приближения смерти эти особенности проявляются, соединяясь с чхайя. 53-60. Считается, что человек побежден Самаварти – богом смерти, когда он ходит, волоча ноги (скребя ногами землю), как если бы его ступни отваливались, когда он внезапно теряет силы, несмотря на то, что ест хорошую пищу и в большом количестве; когда он очень мало ест, но выделяет большое количество фекалий и урины или когда он ест много, но выделяет слишком мало фекалий и урины; когда он очень мало ест, но страдает от усиления капхи. Когда человек слишком глубоко дышит и ворочается на постели; когда выдох слишком длинный, а вдох очень короткий, и человек теряет сознание; когда дыхание слишком короткое (поверхностное) и грудь вздымается неравномерно и пульсирует, когда человек с трудом поворачивает голову, выставляет ладони вперед, сжимая кулаки, когда его лоб покрывается тяжелым потом, когда он утрачивает силу суставов и сухожилий, он близок к смерти. Если человек, независимо от того, силен он или слаб, вставая, теряет сознание, спит вверх лицом и беспорядочно двигает ногами, если он пытается ухватиться за кровать, кресло, стену и т.п., хотя их нет поблизости, если он смеется над вещами, не вызывающими смеха, или над которыми нельзя смеяться, если он теряет сознание и облизывает губы, облизывает верхнюю губу, издавая свистящий звук, если он внезапно видит мелькающие перед ним черные, желтые или малиновые тени, если он начинает испытывать ненависть к врачу, лекарственным средствам, питью, пище, наставникам и друзьям, – это также означает, что он побежден Самаварти – богом смерти. 61. Если шея, лоб и (область) сердца у человека потеют и испытывают холод, тогда как другие части тела горят, тот должен отдать себя в руки богов. Тот, в ком развились все предшествующие (продромальные) симптомы таких болезней как джвара (лихорадка) и т.п., будет унесен смертью, которая следует за лихорадкой. 62-63. Если в человеке проявлена ану-джьоти (очень слабое сознание), если у него много поводов (предметов для беспокойства), если у него всегда плохой цвет лица и дурное состояние ума, если ради его блага совершаются приношения пищи, но к ним не притрагиваются те птицы и животные, которым эти приношения предлагались, если, без каких-либо причин, он внезапно обретает великий разум, сияние, телесную крепость и богатство или внезапно теряет все это, он направляется в обитель Ямы (бога смерти). 64. Если пракрити (природные особенности), принадлежащие гунам (сатве, раджасу и тамасу) и дошам (вате, питте и капхе), в здоровом или больном человеке меняют свойства и становятся неестественными, такой человек не проживет и шести месяцев. 65. Если у больного человека отсутствуют такие шесть качеств, как вера, доброе поведение, память, милосердие и сострадание, разум и сила, он умрет в течение шести месяцев. 66. Когда походка, речь, дрожь (дрожание частей тела) и бессознательное состояние человека напоминают алкогольное опьянение, человек умрет в течение месяца. 67. Если человек не ощущает боли, когда у него вырывают волосы, если пища не проходит в горло, хотя он не страдает никакими заболеваниями горла, он умрет в течение шести дней. 68. Если слуги человека оборачиваются против него, если в нем проявляются свойства трупа, если он спит все время или не спит вовсе (ни одной минуты), он не выживет. 69. Когда каналы выделения слез переполнены (препятствуют выходу слез), ладони и подошвы сильно потеют, а глаза блуждают, это знак того, что человек собирается уйти в царство Ямы (смерти). Когда человеку становятся неприятны прежде любимые им вещи (пища, занятия и т.п.), он не выживет. 70. Когда все признаки и симптомы надвигающейся болезни проявляются внезапно или столь же внезапно исчезают, смерть рядом. 71-73. Когда джвара (лихорадка) очень сильна, глубоко укоренилась (нарушает работу множества тканей и органов), длительна, сопровождается бредом, головокружением и одышкой; когда лихорадка охватила того, кто ослаблен или отечен (страдает от опухания) и утратил способность усваивать пищу, того, кто не слишком истощен, но страдает от утраты речи, боли в сердце, покраснения глаз, кого утром или вечером мучает сухой кашель, кто утратил силы и мышцы, страдая от кашля (с мокротой), порожденного шлешманом (капхой), – такая лихорадка убивает человека. 74-75. Рактапитта (кровотечения), при которых вытекает светлая, красная, черная, цвета радуги, медного цвета, желтая или зеленая, при которых кровь вытекает из волосяных фолликулов, когда она скапливается в горле, во рту, в области сердца; когда кровь не смывается с одежды, испускает неприятный запах, когда она приступами и в большом количестве вытекает у стариков и страдающих от анемии, лихорадки, рвоты, кашля, опухания (водянки) и поноса, – такие кровотечения убивают человека. 761. Каса (кашель) и шваса (одышка) смертельны, если человек страдает от лихорадки, рвоты, жажды, поноса и опухания (водянки). Якшма (туберкулез легких) смертелен, если человек страдает от боли в боках, метеоризма, рвоты кровью и чувства жжения в задней стороне плеч. 77. Чхарди (рвота) смертельна, если при ее сильных приступах выходит содержимое с запахом мочи и испражнений, блестящими частицами, кровью, фекалиями и гноем, если она сопровождается болью, кашлем, одышкой и продолжается в течение длительного времени. 78. Тришна (жажда) смертельна, если человек ослаблен другими болезнями, если он потерял сознание, а его язык высунулся изо рта. Мадатьяя (алкогольное опьянение) смертельно, если человек страдает от ощущения сильного холода и истощения, а его лицо выглядит сальным, как если бы было умащено маслом. 79. Арша (геморроидальные узлы) смертельны, если человек страдает от опухания рук, ног, пупка, прямой кишки, мошонки и лица, боли в области сердца, боках и других частях тела, рвоты, язв прямой кишки и лихорадки. 80-84. Атисара (понос) смертелен, если каловые массы по цвету напоминают кусочки печени, воду, в которой промывали баранину, перья павлина, растительное масло, гхи, творог, костный мозг, мускульный жир, прокисший раствор, мозговое вещество, сажу, гной, жидкость весавара (мясной отвар) и макшика (железный колчедан); если они очень красные, очень черные, очень маслянистые, с очень неприятным запахом, чрезмерно жидкие, прозрачные как вода или разноцветные. Если испражнение сопровождается сильной болью, выходом тканей без фекалий или выходом очень большого количества фекалий, если фекалии содержат нити (подобно телам, обсаженным мухами), пересечены отдельными линиями, содержат блестящие частицы, если складки прямой кишки выступают наружу, анальное отверстие всегда остается открытым, человек испытывает боль в суставах и костях, страдает от выпадения прямой кишки, потери сил, выхода не переваренной пищи, сопровождающихся жаждой, одышкой, лихорадкой, рвотой, ощущением жжения, метеоризмом, растяжением живота и дизентерией, такой атисара (понос) убьет его. 85-87. Ашмари (мочевые камни) убивают, если человек страдает от опухоли мошонки, закупорки мочевого канала и боли. Меха (диабет, полиурия) смертелен для того, кто испытывает жажду, чувство жжения, страдает от высыпаний (фурункулов), нагноения мышц (гангрены) и поноса, от питака (фурункула), расположенного на месте жизненной точки, в области сердца, спины, груди, плеч, прямой кишки, головы, суставов, ног и рук. Он смертелен для того, у кого нет энергии (для физической деятельности) и для всех, кто страдает от нагноения мускулов, чувства жжения, жажды, отравления, лихорадки, висарпа (герпеса), засорения жизненных точек, икоты, одышки, головокружения и истощения. 88. Гулма (опухоль живота) смертельна, если обширна по размеру, твердостью (подобна камню), поднимается как черепаший панцирь, испещрена выпуклыми венами, если она сопровождается лихорадкой, рвотой, икотой, болью в животе, кашлем, ринитом, сдавливанием в области сердца, одышкой, поносом и опуханием (водянкой). 89-90. Джатхара (расширение живота) убивает ослабленного человека, когда сопровождается нарушением выведения урины и фекалий, одышкой, опуханием (водянкой), икотой, лихорадкой, головокружением, рвотой и поносом, когда глаза человека выкатываются, пенис искривляется, тело и кожа влажные, а живот после применения слабительных средств вновь и вновь раздувается. 91. Пандурога (анемия) смертельна для человека с опухолью, у которого пожелтели глаза и ногти, который начинает видеть желтизну. 92-93. Шопха (водянка) смертельна, если человек ощущает сонливость, чувство жжения, отсутствие аппетита, рвоту, потерю сознания, метеоризм, понос и множество других осложнений (сопутствующих заболеваний). Если опухание распространяется (вверх) от ног у мужчин и (вниз) от лица у женщин, от живота или гениталий у них обоих, если на отеках расходящиеся линии, экссудат, если они сопровождаются рвотой, лихорадкой, одышкой и поносом, водянка убивает. 94-96. Если человек ослаблен, лихорадка и понос в конце водянки и водянка в конце лихорадки и поноса убьют его. Врачу следует отвергнуть того пациента, у которого из-за водянки истощены ступни, икроножные мышцы и бедра. Тот, чье лицо, руки и ноги чрезмерно высушены или сильно раздуты, в то время как другие части тела находятся в нормальном состоянии, умрет в течение месяца. 97. Висарпа (герпес) убивает человека, если он страдает от кашля, утраты цвета кожи, лихорадки, обмороков, режущей боли в теле, головокружения, отеков лица, сдавливания в области сердца, слабости и поноса. 98. Куштха (проказа) убивает, если у человека отваливаются части тела, краснеют глаза, если он утратил голос, силу пищеварительной деятельности, испытывает жажду и понос, а в его язвах завелись черви. Вайю (болезни, вызванные усилением ваты, нервными болезнями) убивают пациента, если его кожа потеряла чувствительность, тело согнуто (искривлено, сведено), если тело дрожит, болит и опухает. 99. Ватасра (подагра) убивает человека, когда он страдает от галлюцинаций, потери сознания, отравления, (чрезмерного) сна, лихорадки, скребущей головной боли, отсутствия аппетита, одышки, судорог, хруста и нагноения (пальцев и т.п.) 100. Все болезни угрожают человеку смертью, если он страдает от болезней головы (головной боли), отсутствия аппетита, одышки, галлюцинаций, поноса, жажды, головокружения, ослабленного голоса, разрушения тканей, потери силы и пищеварительной способности. 101. Следует отвергнуть людей, страдающих вата вьядхи (нервными болезнями), апасмара (эпилепсией), куштха (проказой), удара (расширением живота), кшайя (туберкулезом), гулма (опуханием живота), меха (диабетом) и тех, кто слаб, даже если эти болезни не очень сильны и проявляют слабые симптомы. 102. Если у человека наблюдаются значительная утрата сил и истощение тканей, обострение болезней и отсутствие аппетита, такой человек не проживет и полутора месяцев. 103. Если ваташтхила (увеличение простаты, вызванное усилением ваты), чрезмерно разрастаясь до области сердца (живота, если быть более точным), вызывает сильную боль и мучительную жажду, она вскоре унесет жизнь. 104-107. Вата, вызывающая у истощенного человека утрату икроножных мышц, нестабильность выделений из носа или искривление шеи, собирается вскоре убить его. Бали (вата), локализующаяся между пупком и прямой кишкой или в паху, вызывающая у ослабленного человека скребущую боль в прямой кишке и в области сердца, намерена немедленно убить его. Вата, вызывающая нарушение выведения отходов тела, закупоривающая основание мочевого пузыря и пупка, вызывающая боль в паху, жажду и понос, одышку, скребущую боль в прямой кишке и паху, намерена вскоре убить пациента. 108. Марута (вата), вызывающая расширение реберных окончаний, царапающую боль в груди, утрату подвижности грудной клетки, вызывающая сильное выпячивание глаз, намерена вскоре убить человека. 109. Если у человека внезапно усилилась лихорадка, жажда, участились обмороки (потеря сознания), теряются силы и силы суставов, он вскоре умрет. 110. Если ранним утром (в часы доения коров) у человека сильно потеет лицо и другие части тела, если он страдает от охватывающей тело лихорадки (умеренного повышения температуры), это ясно указывает на невозможность сохранить жизнь. 111. Тот человек, на теле которого выступает и внезапно исчезает масурика (ветряная оспа), похожая на жемчужные бусины, вскоре умрет. 112. Образовавшаяся во рту и издающая звук (при прикосновении) виспхота (оспа), сыпь которой напоминает семядолю масура (чечевицы) или коралловые бусины, намеревается разрушить тело. 113. Пациента, глаза которого стали камала (желтушного, густо-желтого цвета), лицо которого приобрело тот же цвет, виски потеряли мускулы, охваченного сильной слабостью и (сильным) жаром, следует отвергнуть. Это же относится и к пациенту, на теле которого внезапно (без каких-либо причин) образуются ссадины и раны. 114-116. Пациенты, у которых без каких-либо причин образуются врана (язвы), испускающие запах чандана, ушира, мадира, (вина), кунапа (трупа) и дхванкша (вороны), напоминающие по цвету шайвала (морские водоросли), куккуташикха (петушиный гребень), кумкума, ала и маси (сажу), должны быть отвергнуты. Следует также отказывать тем, у кого образуются язвы, вызывающие внутри чувство жжения, но не горячие на ощупь, порожденные ватой, но не болезненные, порожденные питтой, но не вызывающие ощущения жжения, порожденные капхой, но не гноящиеся, расположенные на жизненно важных точках, но не причиняющие боли, те, что не лопались, но имеют трещины или наполнены материалом, похожим на порошок, напоминающие шакти (разновидность оружия), дхвайя (плиту) и т.п. Следует отвергнуть тех, у кого образовалась бхагандара (fistula-in-ano), через которую выходят каловые массы, урина и газы, и в которой завелись черви (бактерии). 117. Пациент, который (беспричинно) бьет одно колено о другое, поднимает ступни и вновь опускает их, и отворачивает лицо, не сможет выжить. 118-119. Тот, кто обкусывает зубами ногти, волосы, травинки и т.п., скребет землю палкой, бьет камнем о камень, тот, у кого выступает гусиная кожа, выделяется густая моча, у кого сухой кашель и лихорадка, кто одновременно плачет и смеется, кто лягает ногами постель, кто умышленно предается рассматриванию отверстий тела (ушей, носа, ануса, уретры, рта и т.п.), не выживет. 120. Внезапное появление на лице тила (черных родинок), вьянга (черных пятен), пиплу (обесцвеченных пятен), похожих на цветы пятен на зубах и ногтях, вздувание на животе вен различного оттенка означает, что пациент скоро умрет. 121-122. Мудрому врачу следует отвергнуть такого пациента, который слишком глубоко дышит, теряет температуру тела и испытывает сильную (не утихающую ни от какого лечения) боль в паху. Человек, у которого внезапно усиливаются патологические изменения, а нормальные (естественные свойства конституции) внезапно нарушаются, вскоре будет унесен смертью. 123. Тот, ради которого врач стремится приобрести лекарство, но не имеет в этом успеха, – жизнь такого человека вряд ли удастся сохранить. 124. Если хорошо известное лекарство, много раз оказывавшееся эффективным, назначенное в сочетании с надлежащими процедурами, не оказывает на пациента нужного воздействия, для этого человека не существует иного лечения. 125. Если назначенные и приготовленные для пациента лекарства или пища без каких-либо причин меняют свои свойства – цвет, запах и т.п. – на противоположные, пациент не выживет, даже если он здоровый человек. 126-127. Если в доме пациента огонь угасает даже от слабого ветерка, оставляя ощутимый запах, если в большом количестве падают и разбиваются вещи (посуда, мебель и т.п.), сохранить жизнь пациента будет очень трудно. 128. Если у очень ослабленного человека внезапно исчезают симптомы болезни, он определенно не сможет сохранить жизнь, – так считает Атрея. 129. Врачу не следует, несмотря на все расспросы, открывать подробности смерти пациента его друзьям и родственникам, которые могут быть сломлены горем и переживаниями. 130. Когда человек уже готов умереть, слуги Ямы (бога смерти), пишачи (гоблины, домовые) и т.п. разрушают целительное воздействие лекарств. Следовательно, этому пациенту следует отказать. 131. Во враче, познавшим законы жизни, явлена вся сила Аюрведы, но без знания ришта (признаков приближающейся смерти) его сокровище остается несовершенным. Поэтому ему нужно всегда быть сведущим в области ришта. 132. По истечении срока жизни или благой кармы (благоприятных плодов действий в этой и предшествующих жизнях) – либо и того, и другого – неизбежно наступление смерти. Однако и до истечения таковых (срока жизни и благоприятной кармы) может наступить смерть в результате несчастных случаев или стечения обстоятельств, над которыми человек не властен. Комментарий: Арунадатта перечисляет следующие события (несчастные случаи), над которыми человек не властен: нападение диких зверей, нападение зверей, гонимых огнем или охваченных яростью, укусы змей, скорпионов и т.п., поглощение ядовитых корней, плодов и т.п., падение с обрыва, с горной вершины, с дерева, встреча с быстро бегущими животными, мчащимся транспортом и т.д. К этому списку мы можем добавить природные явления, такие как удары молнии и т.д., а также опасные для жизни людей социальные явления, такие как войны, эпидемии и т.д. Так заканчивается глава, называемая Викрити виджнания, пятая глава Шарирастханы, входящей в Аштангахридайя-самхиту, автором которой является Шримад Вагбхата, сын Шри Вайдьяпати Симхагупты.
Шримад ВагбхатаШарирастхана
Глава 5. Викрити виджнания (знание дурных прогностических признаков)