Аштанга-хридая-самхита Перевод М.Е. Момота, Ю.В. Сорокиной. Комментарии И.И. Ветрова Глава 2. Диначарья Адхьяя (распорядок дня) Теперь мы изложим главу Диначарьяя Адхьяя (распорядок дня) – так говорили Атрея и остальные мудрецы. 1. Здоровый человек должен (вставать с постели) во время брахма-мухурта, чтобы защитить свою жизнь. Комментарий. Мистерия человеческой жизни проигрывается каждые сутки. Пробуждение олицетворяет рождение, утро – детство и юность, полдень – молодость, дневные часы – зрелость, вечер – старость, а погружение в сон – смерть. Поэтому циркадные (суточные) ритмы символически связаны с различными этапами жизни, и пренебрегать ими не следует. Каждый промежуток дня связан с доминирующим влиянием одной из гун природы (саттвы, раджаса или тамаса). Если человек привык плыть по течению, не задумываясь над происходящим вокруг и не занимаясь духовными практиками, то скорее всего он будет оказываться в самых нежелательных состояниях сознания. Брахма-мухурта - особый период, связанный с ниргуной . Это наилучшее время для того, чтобы войти в трансцендентное состояние сознания, используя различные мантры, пранаямы, молитвы и медитацию. Брахма-мухурта начинается за полтора часа до восхода Солнца и продолжается в среднем 48 минут (в зависимости от географической широты и сезона года). Именно в это время Атрея и другие мудрецы рекомендуют пробуждаться ото сна для занятий духовными практиками. На Востоке до сих пор во многих храмах именно в это время начинается процесс богослужения. Монахи и садху сосредоточивают свой ум на Всевышнем, вознося Ему молитвы, воспевая Его славу, повторяя Его святые имена. Если человек развил привычку вставать с постели в брахма-мухурту и практиковать медитацию, его духовная жизнь будет развиваться успешно. Мысли, которые будут рождаться в нашем уме в это время, будут оказывать сильное влияние на весь последующий день. Саттва-гуна (модус благости) наиболее сильно проявляется в момент восхода и захода Солнца, а также за 30 мин до этого и в течение полутора часов после этого. В моменты восхода и заката происходит естественное перепрограммирование эфирного тела и нейроэндокринной системы. Организм сам производит поднастройку механизмов, ответственных за поддержание гомеостаза (постоянства внутренней среды). В это время Аюрведа не рекомендует спать, есть, вступать в половые отношения, выполнять тяжелую физическую и психоэмоциональную работу. Если человек будет пренебрегать этим советом, то его тело вряд ли будет долго оставаться здоровым. Говорится, что нарушение этого порядка может привести к преждевременной старости. 2-3. Размышляя о состоянии своего тела, человек должен затем совершить омовение (после посещения туалета), а вслед за этим он должен почистить зубы веточкаи арка, ньягродха, кхадира, каранджа или им подобными, которые имеют вяжущий, острый и горький Они (веточки) должны быть толщиной с кончик мизинца и длиной двенадцать ангула (размер мизинца) прямыми, с кончиком разжеванными наподобие мягкой щетки. Следует чистить зубы, не повреждая дёсен. Комментарий. Вышеупомянутые растения крайне богаты катехинами, антоцианидинами и фитонцидам. Эти вещества очищают ротовую полость, горло и носовые пазухи от патологической микрофлоры, эндотоксинов, избыточной слизи, защищают зубную эмаль от разрушения и препятствуют развитию пародонтоза. Конечно, указанные растения не встречаются в северных и средних широтах планеты. Однако, их вполне можно заменить хвойными деревьями, такими как сосна, пихта, ель или кедр. Мы рекомендуем регулярно утром, в течение 10-15 мин, жевать кусочек сосновой смолы вместе с небольшой частью неочищенного прополиса. Такая процедура дает аналогичный эффект. Кроме того, дополнительно рекомендуется один раз в неделю (лучше всего в дни перехода лунных фаз) чистить зубы специальным порошком: морская соль 100 г кора дуба 100 г гвоздика 20 г кардамон 10 г куркума 10 г анис 5 г Все измельчить в кофемолке до порошка, добавить оливкового масла до получения пастообразной массы. Чистить зубы руками, одновременно массируя дёсны. Это очень простое, но эффективное средство от пародонтоза. Однако его не рекомендуется использовать чаще одного раза в неделю. 4. Те, кто страдает от несварения желудка, тошноты, одышки, кашля, лихорадки, паралича лицевого нерва, жажды, язв во рту, болезней сердца, глаз, головы и ушей, не должны использовать указанные растения для чистки зубов. Комментарий. Из-за сильного раздражающего эффекта вышеупомянутые растения не рекомендуется применять при болезнях, описанных в 4 стихе, ибо они могут спровоцировать их обострение или замедлить процесс лечения. 5. Саувиранджана полезна для глаз, поэтому она должна использоваться (в качестве глазной мази) ежедневно. Глаз полон теджаса (света), и ему может быть особенно опасен шлешман (капха); поэтому следует использовать расанджану один раз в неделю для удаления капхи. Комментарий. Саувиранджана - это аюрведическая мазь, изготовленная на основе сурьмы в сочетании с некоторыми растительными продуктами, которая использовалась в старину в медицинских и косметических целях. Расанджана изготавливалась из лечебного отвара дарухаридры (berberis aristata). Это раздражитель, который применялся для увеличения слезоотделения. В настоящее время для этих целей в Индии выпускаются специальные глазные капли, которые можно в какой-то мере заменять медом. Один раз в неделю, перед сном, мед закапывается в уголки глаз. Утром глаза промываются очищенной водой (не содержащей хлора!) комнатной температуры. 6. Затем следует выполнить процедуры навана (капли для носа), гандуша (полоскание горла), дхума (вдыхание дыма) и тамбула (жевание листьев бетеля). Комментарий. Для очищения носоглотки и профилактики простудных заболеваний в старину применялись капли, изготовленные на основе кунжутного масла с добавлением экстрактов различных целебных трав, таких как ашвагандха, эвкалипт и другие. В настоящее время для этих целей рекомендуется использовать нерафинированное оливковое масло вместе с австралийским маслом чайного дерева (в соотношении 1:10). Масло чайного дерева, доступное в современных аптеках, обладает выраженным противовоспалительным, антиаллергическим, антиинфекционным и иммуномодулирующим действием. В северных холодных странах такой препарат служит великолепным профилактическим средством острых респираторных заболеваний. Людям, страдающим хроническими синуситами, ринитами и тонзиллитами, рекомендуется регулярно, на растущей Луне, выполнять нетти-крию, включающую в себя как навану, так и гандушу. Для этого необходимо в течение 5-10 минут сосать любое растительное масло (столовую ложку), лучше в сочетании с маслом чайного дерева. Выплюнуть. Тщательно прополоскать рот. Растительные масла обладают сорбирующим действием, удаляя патогенную микрофлору, эндотоксины, избыточную слизь из ротовой полости и носоглотки. Они также активизируют выделение вместе со слюной гуморальных факторов неспецифического иммунитета, устраняют венозный застои в синусовых пазухах и способствуют уменьшению внутричерепного давления. Затем надо взять стакан очищенной воды комнатной температуры, растворить в нем 1 чайную ложку (с горкой) морской соли и добавить 10-15 капель настойки эвкалипта, 10-15 капель настойки календулы, 10-15 капель настойки прополиса или 10-15 капель настойки эхинацеи (в случае непереносимости продуктов пчеловодства). Перелить приготовленный состав в сосуд с носиком (например, заварочный чайник) и медленно вливать указанное лекарство в начале в правую, а затем, в левую ноздрю (женщинам выполнять в обратной последовательности), выплевывать через рот. Обычно стакана указанного лекарства должно хватать на 3 дня (держать в закрытом виде при комнатной температуре). Дхума - это использование лечебных благовоний (в настоящее время благовония выпускаются и продаются в специальных магазинах) или лечебных сигар – к изготовленных на основе лечебных трав. Дхума приводит в равновесие ум и три доши, а также способствует удалению патологической слизи из бронхов и устраняет застойны явления в легких. 7. Тамбула (жевание листье бетеля) недопустима (вредна) для страдающих от ран, кровотечений, сухости и покраснения глаз, отравлений, потери сознания, интоксикации и от туберкулеза легких. Комментарий. Т амбула (жевание бетеля) – это древняя традиция Средней и Юго-Восточной Азии. Тексты рекомендуют использовать два листика бетеля, один маленький орех арека, немного гашеной извести и экстракт кхадиры. Пряности, такие как кардамон и др., также рекомендуются в других текстах, но ни один из древних текстов не предлагает смешивать с бетелем табак или какой-нибудь другой наркотик. Тамбула очищает и освежает ротовую полость и тонизирует нервную систему. Однако сочетание бетеля с табаком является частой причиной рака губ, языка и горла. 8. Следует ежедневно совершать процедуру абхьянга (массаж с применением масел и омовение). Она предотвращает старение, дисбаланс доши вата, улучшает и сохраняет зрение, питает тело, продлевает молодость, улучшает сон, делает кожу здоровой и повышает ее тургор. Эту процедуру особенно следует применять для головы, ушей и стоп. Комментарий. Абхьянга наиболее сильно влияет на тарпака- и авалам-бака-капху, усиление которых вызывает вышеперечисленные эффекты. Обычно для этих целей применяют кунжутное, оливковое, топленое или специальные массажные масла, содержащие иногда несколько десятков компонентов. Тарпака-капха связана с нейромедиагорами и биологически активными веществами тормозного действия (серотонин, гамма-аминомасляная кислота, эндорфипы и другие). Аваламбака-капха связана с группой гормонов и ферментов анаболического действия, например, инсулином. Массаж с помощью масла вызывает активный приток крови к различным зонам тела, блокирует избыточную активность кожных рецепторов и усиливает транспорт в кожу глюкозы и других энергетических и пластических субстратов плазмы крови. 9. Следует избегать этой процедуры тем, кто страдает от усиления доши капха, кто (только что) прошел очистительные процедуры (рвота, очищение кишечника при помощи слабительных средств), а также тем, кто страдает от несварения. Комментарий. При усилении капхи будет отмечаться гиперинсулинемия, возникающая у людей, злоупотребляющих продуктами с высоким гликемическим индексом (сахар, пшеничная мука, жареный картофель, кукурузные изделия, бананы, полированный рис) или подверженных постоянным стрессам (при психоэмоциональных нагрузках, особенно отрицательных, вначале происходит выброс на короткое время адреналина, затем неизбежно выделяется инсулин, сохраняющий свою активность достаточно долго). И в том и в другом случае повышается базальный уровень инсулина и неадекватность его выработки. Инсулин будет немедленно переводить глюкозу вначале в гликоген, а затем – в жиры. Поэтому уровень глюкозы в крови будет часто ниже нормы. Из-за этого человек будет испытывать общую слабость (особенно после еды) и повышенную утомляемость. Инсулин будет вызывать задержку жидкости в организме и венозный застой в различных органах, особенно расположенных выше диафрагмы. Затем, постепенно будет развиваться ожирение, атеросклероз, гипертоническая болезнь, хронические заболевания дыхательной системы, жировой гепатоз и сахарный диабет Н типа. После очистительных процедур, таких как вамана-дхоути (лечебная рвота) и виречан (очищение кишечника с помощью сладких слабительных и энтеросорбентов) на некоторое время ослабляется огонь пищеварения (пачака-питта, включающая группу ферментов катаболического действия). Поэтому абхьянга может вызвать еще большее подавление активности пищеварения. 10. Легкость (тела), способность выполнять тяжелую работу, интенсивное пищеварение, удаление лишнего жира), крепкое и красивое телосложение приходят от (физических упражнений). Комментарий. Под действием инсулина печень способна упаковать в гликоген около 100 г глюкозы. Мышцы также способны синтезировать гликоген. Благодаря своему объему и массе, они могут сохранять 1 кг 200 г глюкозы. Однако мышцы используют свой энергетический резерв (гликоген) только при регулярных физических нагрузках. В противном случае печень вынуждена превращать поступающую глюкозу в жиры. Выполнение гимнастики, направленной на различные группы мышц, приводит к разгрузке печени, снижению базального уровня инсулина, нормализации углеводного и липидного обмена. 11. Кто страдает от болезней, связанных с дошами вата и питта, а также дети, пожилые люди и страдающие от расстройства пищеварения (диспепсии) должны избегать упражнений. Людям, которые физически сильны, и тем, кто принимает много жирной нищи, (ежедневно), а также в течение холодного времени года и весны следует выполнять упражнения только вполсилы; остальным (и в другие времена года) следует выполнять упражнения мягко. Комментарий. Здесь предлагаются различные методы физических упражнений для людей определенного типа конституции, возраста и патологии. Под мягкой гимнастикой понимается выполнение упражнении вполсилы, которое должно вызывать появление пота на лбу, носу, в подмышечных ямках, на сгибах конечностей, а также сухость во рту. Наиболее предпочтительно таким людям практиковать хатха-йогу или тай-цзицуань. Под жесткой гимнастикой понимаются силовые упражнения, бег на большие дистанции, и аэробика. 12. После выполнения упражнений все части тела должны быть подвергнуты приятному массажу. 13. Жажда, истощение (кахексия), сильная одышка, кровотечение, упадок сил, общая слабость, кашель, лихорадка и тошнота являются противопоказаниями для выполнения тяжелых физических упражнений и нагрузок. 14. Кто выполняет ежедневно слишком много физических упражнений, бодрствует ночью или недосыпает, проходит пешком большие расстояния, имеет слишком много половых сношений, слишком много смеется и разговаривает, а также подвергает себя другим подобным нагрузкам, погибает подобно льву, одолевшему слона. Комментарий. Лев, победивший и убивший слона, вскоре после этого умирает от перенапряжения и последующего упадка сил. Этот образ призван подчеркнуть опасность чрезмерных физических и психоэмоциональных нагрузок. Аюрведа исповедует срединный путь и гармонию отношений. Вышеперечисленные физические и эмоциональные нагрузки ведут к преждевременному старению и многочисленным болезням, связанным с истощением оджаса, являющегося энергетическим запасом организма. Профессиональный спорт, связанный со сверхнагрузками; регулярное недосыпание; чрезмерное истощение сексуальной энергии; постоянное внутреннее напряжение; слишком большое количество отрицательных эмоций (неумение контролировать свои чувства и ум); несдержанность речи – приводят к разбалансировке вегетативных центров головного и спинного мозга, истощению депо тормозных нейромедиаторов, коры надпочечников и половых желез, к нарушению гормонального равновесия, механизмов саморегуляции и детоксикации и снижению иммунитета. Итогом всего этого может быть преждевременное старение, появление хронических болезней, а в определенном возрасте даже смерть. 15. Удвартана (массаж тела мягкими ароматическими порошками) ослабляет дошу капха, убирает излишки жира, сохраняет тургор и чистоту кожи, поддерживает нормальный тонус мышц и связок. Комментарий. Для людей капха конституции или болезней капхи (нарушений углеводного и жирового обмена) аюрведические каноны рекомендуют вместо масел использовать для массажа мягкие порошки, которые включают в себя нутовую муку (муку из турецкого горошка), куркуму, гвоздику, корицу, имбирь и различные порошки, приготовленные из цветов лекарственных растений (например, розы). Мы рекомендуем для проведения удвартаны следующий рецепт: пищевая сода 100 г детская присыпка 100 г кора дуба 50 г куркума 20 г гвоздика 10 г корица 10 г имбирь 5 г цветочная пыльца 20 г Иногда удвартану делают с помощью меда (лучше липового), что также обеспечивает все вышеупомянутые эффекты. Мед накладывают попеременно на различные части тела, и в течение 5-10 минут проводится легкое похлопывание по этому месту. Затем участок кожи накрывают влажной льняной или хлопковой тканью на 20-40 минут. После этого мед смывают водой комнатной температуры. Мед обладает способностью вытягивать, кожные шлаки, эндотоксины, различные виды инфекций, раскрывать кожные каналы, нормализовать капиллярное кровообращение и вызывать распад подкожной жировой клетчатки. 16. Снана (омовение погружением в воду, ванна) улучшает аппетит, усиливает половую потенцию, продлевает молодость, укрепляет доблесть и силу; устраняет зуд, грязь, пот, упадок сил, осквернение сознания, жажду, ощущение жара, а также очищает от грехов. Комментарий. Аюрведа придает большое значение регулярному омовению тела. Предпочтительнее принимать ванну, обливаться из ведра или купаться в водоемах со спокойной водой. Считается, что когда вода вспенивается и бурлит, она может отдавать плохую карму. В настоящее время установлено, что существует так называемая “память воды”. Вода сохраняет любую информацию на молекулярном уровне. Часто эта информация может быть весьма негативной. Поэтому ведические авторитеты не рекомендуют принимать душ и купаться в бурлящей воде. Тем не менее, совершение омовения очень важно для сохранения чистоты физического и эфирного тела. Аюрведа рекомендует регулярно совершать омовение по крайней мере в следующих случаях: • после пробуждения: во время быстрой фазы сна (сон со сновидениями) Происходит распределение информации, полученной чувствами в течение дня, по различным программам ума (манаса). В период сновидений ум сохраняет высокую активность; при этом вместе с потом человек выделяет мною негативной информации. Вода централизует отрицательные вибрации эфирного тела, очищает от пота, содержащего эндотоксины, повышает тургор кожи и нормализует состояние вегетативной нервной системы; •после опорожнения кишечника: так как происходит осквернение физического и эфирного тела; •после половых сношений; •после посещения мест большого скопления людей: неизбежно происходит загрязнение негативной информацией; •после тяжелой физической работы или .выполнения динамической гимнастики; •после сильного потоотделения: например, после посещения парной в бане .или в период жаркой и влажной погоды; •после посещения моргов, крематория, кладбищ, боен, пребывания в непосредственной близости от мертвых тел: в местах, где находятся разлагающиеся тела людей или животных, скапливаются различные тонкие сущности (бхуты, пищачи и прочие), питающиеся энергией распадающихся эфирных оболочек. Эти существа способны “прилипать” к энергоинформационному телу человека и вызывать его разбалансировку. Вода нейтрализует их влияние; •после проведения лечебных процедур, включающих контакт с эфирным телом пациента (акупунктура, массаж, хиропрактика, грана-терапия и другие): врач или ассистент после каждого проведенного сеанса должен вымыть руки холодной водой и прополоскать рот. В конце дня им следует совершить полное омовение; •после прикосновения к женщине в период месячных: женщина имеет естественную защиту от различных осквернений эфирного и “тонкого” тела. Например, для них более безопасно занятие акупунктурой и энерготерапией. Во время месячных происходит очищение не только матки, но и удаление вместе с кровью негативной информации. Поэтому Аюрведа не рекомендует контактировать с женщиной в этот физиологический период или позволять ей готовить пищу на огне (так как в этом случае происходит сканирование “тонких” нечистот термически обрабатываемыми продуктами питания). Особенно опасно в это время вступать в половые отношения, что считается одной из шести евшей, приводящих к преждевременной старости. 17. Обливание тела теплой водой дарует умиротворение и гармонию, однако обливание головы уменьшает силу волос и глаз. Комментарий. Мужчины должны ежедневно совершать полное омовение, включая голову. Женщинам лучше мыть волосы 1-2 раза в неделю. Необходимо знать, что воздействие теплой (особенно горячей) воды на волосистую часть головы вызывает ослабление нервных волокон, обеспечивающих трофическую функцию корней волос. Кроме того, высокие температуры воздуха или воды плохо отражаются на состояние глазных нервов. Горячая вода снижает тонус кожных покровов, а у некоторых людей, особенно склонных к повышенному потоотделению, развивает склонность к различным дерматитам. Однако людям вата конституции, детям, старикам, тяжелобольным, страдающим неврозам заболеваниями, связанным с разбалансировкой вата доши рекоменду ется принимать умеренные ванны (не более 10-15 минут) Но даже этим людям необходимо мыть голову водой комнатной температуры. Представители других конституций могут обливаться из двух ведер холодной воды или совершать омовение в озерах. Купание в холодной воде обычно благоприятно тем, кто страдает системными кожными заболеваниями. 18. Омовение погружением в воду противопоказано тем, кто страдает от патологии лицевого и нерва, болезней глаз, рта, носа, метеоризма, пинасы (истече ния зловонной жидкости из носа), расстройства пищеварения и сразу же после принятия пищи. Комментарий. После принятия пищи кровь доставляет кишечному тракту гормоны и биологически активные вещества и в то же самое время обеспечивает транспортировку липопротеидов, глюкозы, белков, витаминов, микроэлементов к различным тканям организма. Купание или принятие ванны в период 2-3 часов после еды вызовет активный отток крови к кожным покровам и нарушение обмена веществ. Это также приводит к преждевременной старости. если по тем или иным причин необходимо совершить омовение после еды, следует сделать это с помощью обливания различных частей тела теплой водой, используя ковшик или другой небольшой сосуд. 19. Следует принимать пищу после полного переваривания (ранее принятой); пища должна быть подходящей (для человека) и в умеренном количестве; не следует насильственно активизировать потребности тела; во время удовлетворения потребностей тела не следует осуществлять какую-либо постороннюю деятельность; не следует браться за лечение хронических болезней, пока не будет устранена острая патология. Комментарий. По мере продвижения пищи по желудочно-кишечному тракту, будут изменяться пищевая доминанта подкорковых центров головного мозга и последовательное выделение пищеварительных ферментов. Тип конституции, особенности манаса (ума), характера и стадий болезни определяют различие видов пищеварения у людей. Следует учитывать этот фактор и подходить к режиму питания индивидуально. Правда, как правило, человек сам не в состояние точно определить свой режим, поэтому лучше обратиться с этим вопросом к соответствующему специалисту. Обычно людям вата конституции, старикам, детям, страдающим язвенной болезнью, имеющим патологию желчного пузыря и тем, у кого нарушен липидный обмен, следует принимать пищу с интервалом в 3-4 часа небольшими порциями. Представители питта конституции должны иметь трехразовое питание в строго определенные часы. Их организм имеет систему тонкой настройки на конкретные циркадные ритмы, и задержка обеда может вызывать выброс адреналина с соответствующими последствиями для таких людей. Им не рекомендуется принимать пищу с 11.00 до 13.00 и особенно после 22.00. Оптимальным режимом для них будет принятие пищи с 8.00 до 9.00.' с 14.00 до 15,00 и с 19.00 до 20.00. Представители капха конституции, а также люди, страдающие патологией дыхательной системы, нарушением водно-солевого и углеводного обмена могут принимать пищу 1-2 раза в день при появлении аппетита. Поскольку активность инсулина (аваламбака-капхи) возрастает к вечеру, им следует принимать пищу в первой половине дня, лучше всего с 10.00 до 13.00. Вечером для них допустим лишь легкий ужин не позднее 19.00. В это время они должны полностью исключить продукты, имеющие высокий гликемический индекс (сахар, пшеницу, картофель, кукурузу, рис, бананы) и содержащую животные жиры (мясо, рыбу, яйца, сливочное масло, сметану и др.). Потребностям физического тела необходимо уделять внимание. Еда, сон, половые отношения, опорожнение мочевого пузыря и кишечника должны осуществляться лишь по необходимости. Не рекомендуется совмещать различные потребности тела. Например, читать или смотреть телевизор во время еды. Подобные вещи не могут обеспечить нормального протекания физиологических процессов и постепенно приводят к болезням. Что касается лечения хронической патологии, нужно знать, что методы и средства аюрведической медицины, как правило, направлены на первом этапе на обострение болезни с последующим ее устранением. Не следует начинать лечение хронической патологии печени или почек в период острых простудных заболеваний. Сначала необходимо избавиться от легких, остро протекающих недугов. Большинство острых заболеваний проходят сами, если человек придерживается соответствующего режима и диеты. Поэтому следует выждать некоторое время или применять мягкие очистительные средства, и только затем приступать к лечению основного заболевания. 20. Вся (человеческая) деятельность предназначена для благополучия всех живых существ; это благополучие основано на дхарме, поэтому каждый должен всегда следовать путем добродетели. Комментарий. Каждый человек имеет свою индивидуальную программу эволюционного развития, которую ему необходимо решить праведным путем. Ежедневно он получает определенные уроки, накапливает позитивный или негативный опыт. Человек имеет долг перед своим родовым и семейным эгрегором, обществом, планетой, вселенной и Богом. Поэтому он не должен просто предаваться каме (удовлетворению своих чувственных потребностей). Ему следует выполнять свою дхарму, следуя нравственным принципам, которые даются во всех мировых религиях. 21. Необходнмо служить ближним, праведникам и невинным с любовью и благодеянием, а от злодеев следует удаляться. 22. Следует избегать десяти грехов, относящихся к телу, речи и уму: химсы (насилия), стейи (воровства), аньятхакамы (прелюбодеяния), паишуньи (осуждения), сквернословия, анрита вачаны (лжи), самб-хинна алапы (сплетен и интриг), вья-пады (злобы и враждебности), абхидьи (зависти) и дригвипарьяи (гордыни и неуважения к другим). Комментарий. Из перечисленных десяти грехов первые три относятся к телу, следующие четыре – к речи, а последние три – к уму. Из этого стиха мы видим, что Аюрведа включает в себя не только систему медицинских знаний, но и обязательное развитие нравственности. Очищение тела и ума (крия) является первой ступенью всех религий и духовных традиций. 23. Следует оказывать всю возможную помощь тем, кто не имеет средств к существованию, страдает от болезней или сломлен горем. Даже к насекомым и муравьям нужно относиться с состраданием и милосердием. 24. Следует оказывать почитание Богу, корове, брахману, старшим, врачу, правителю и гостям. По отношению к нищим недопустимо проявление равнодушия, враждебности или презрения. 25. Следует быть милосердным даже к врагам, хотя они немилосердны. Необходимо сохранять равновесие ума, как в период благополучия, так и во время несчастий. Следует желать благоденствия и успеха другим, но не завидовать богатству и способностям. 26. Речь должна быть уместной, благой, краткой, правдивой и приятной. 27-28. Человек должен обращаться (к другим) с речью благожелательно; быть добродетельным, милосердным и приветливым. Не следует замыкаться в своем благополучии и радости (но нести благополучие и радость другим); нельзя быть ни is излишне доверчивым, ни подозрительным; не следует говорить о том, что кто-то является тебе врагом и что ты сам враг кого-либо; не нужно рассказывать о полученных оскорблениях от власть имущих и о своих недобрых чувствах к ним. 29. Нужно всегда помнить о том, что все люди разные, и общаться, учитывая это обстоятельство, достигая мастерства в добром отношении к другим. Органы чувств не следует ни слишком обременять, ни чересчур им потворствовать. 30. Не следует заниматься чем-либо, что не ведет к трем целям – дхарме (добродетели и исполнению долга), артхе (пользе) и каме (любви); следует осуществлять свою деятельность, преодолевая все препятствия на пути достижения этих трех целей. Во всех своих действиях человек должен следовать срединному пути (избегая крайностей). 31. Следует подстригать свои волосы, ногти и усы (не позволяя им становиться длинными), поддерживать чистоту своих стоп и отверстий для удаления нечистот (ушей, носа, глаз, уретры и ануса); ежедневно совершать омовения, умащать тело благовониями и облачаться в хорошую одежду, избегая излишеств, но делая свой внешний вид достойным. 32. Надлежит всегда носить на себе драгоценные камни, священные гимны и травы (хранимые внутри амулетов), следует идти, держа над собой зонтик, в обуви и глядя вперед на расстояние четырех вытянутых рун перед собой. В случае срочных дел ночью следует идти, будучи вооруженным палкой, имея головной убор и в сопровождении помощника. 33. Не следует вторгаться (в тень священного дерева, на котором пребывают божества, наступать на предметы поклонения или молящихся, знамена или нечистоты, а также на песчаные барханы, валуны, места бали (приношений полубогам или духам) и места омовения. 34. Не следует переплывать реку с оружием, не следует идти лицом к большому огню, не следует путешествовать по воде в утлой лодке, не следует взбираться на дерево будучи неуверенным в своей силе, не следует ехать на колеснице, которая непрочна или неисправна. Комментарий. Многие советы Вагбхаты в этом стихе имеют явно символический смысл. Он предупреждает нас, что спешить надо не спеша, быть внимательным на духовном пути, не попадаться на уловки мошенников и лжегуру, не браться за практики, которые не по силам нам, следовать наставление благоприятным для нас, и отвергать неблагоприятные. 35. Не следует чихать, смеяться и зевать, не прикрывая рот рукой. Не следует дуть через нос (за исключением сморкания); не следует скрести землю без имеющейся на то причины; не следует делать уродливых телодвижений какой-либо частью тела и не следует длительное время сидеть на пятках. Комментарий. Если человек дует через нос, свистит, шаркает ногами, делает уродливые движения какой-либо частью тела, он привлекает к себе бхутов (духов). Длительное сиденье на пятках нарушает состояние энергетики тела. 36. Следует прекращать действия тела, речи и ума прежде, чем появятся бессилие и истощенность; не следует держать колени в согнутом состояние долгое время (например, во время сна). Комментарий. Такое положение вызывает нарушение кровообращения в коленных суставах и ведет к венозному застою в нижних конечностях, что особенно неблагоприятно для люден, страдающих варикозным расширением вен, тромбофлебитами и артрозами. 37. Не следует ночевать на деревьях, ночевать на перекрестке трех или четырех дорог, вблизи священного дерева или вблизи храма. Даже в течение дня не следует останавливаться в местах убийства животных, в местах, населенных призраками, и на месте кремации. 38. Не следует смотреть на солнце длительное время, носить большой вес на голове, непрерывно наблюдать за объектами, которые являются крошечными, сверкающими, грязными или неприятными на вид. Комментарий. Наблюдение солнца во время восхода и заката является частью некоторых буддийских и синтоистских практик. Считается, что концентрируя свои взгляд на восходящем или заходящем солнце (когда оно имеет красно-оранжевое сияние), можно развить огромную силу воли, устойчивость к различным внешним негативным влияниям и остроту зрения. Однако наблюдение за дневным солнцем может вызвать необратимые изменения глазного дна и вызвать избыточное возбуждение клеток нервной системы. Ношение большого веса на голове не актуально для Западного мира, хотя до сих пор практикуется в странах Юго-Восточной Азии. Это ведет к нарушению нормальной циркуляции крови в шейном отделе позвоночника. Длительное наблюдение за нечистыми или неприятными на вид (дисгармоничными) объектами может пробудить в уме негативные ассоциации. 39-44. Следует избегать прямого ветра, прямых солнечных лучей, пыли, снега, сильного ветра; не следует чихать, рыгать, кашлять, спать, обедать и вступать в половые сношения в неподобающих для этого позах; следует избегать мест казни, мест, которые ненавидит правитель, общества диких зверей, животных, которые кусаются или имеют рога, а также общества злонравных, нецивилизованных людей, а также тех, кто склонен спекулировать на духовном знании; следует избегать ссор с хорошими людьми; принятия пищи, половых сношений, сна, учебы и повторения выученного в моменты двух сандхья (время перехода ночи в рассвет и перехода заката в ночь); следует избегать пищи, даруемой врагами, даруемой во время жертвенной церемонии, предлагаемой проститутками или торговцами; не следует издавать никаких звуков с помощью частей тела, рта и ногтей, не следует трясти рукой и волосами; не следует проходить между двумя кувшинами с водой, двумя источниками огня и среди поклоняющихся; следует избегать дыма от сжигания трупов; не следует предаваться пьянству, слишком доверять женщинам, а также предоставлять им полную независимость . Комментарий. Здесь перечислены некоторые из внешних правил поведения, действовавших в период написания Аштангахридая самхиты в Юго-Восточной Азии. Некоторые из рекомендаций и запретов продолжают действовать и поныне, другие потеряли свое значение. С течением времени произошло много изменений во всех аспектах жизни общества, а также в политике, религии, философии, этике и т.д. Некоторые из заповедей и рекомендаций, которые были уместны и полезны в прошлом, ныне утратили свою значимость, другие же остаются незыблемыми всегда. Важно, чтобы максимальное значение придавалось духу и основам здоровья. Нужно помнить, что этим принципам нельзя следовать слепо, превращая их в рутинный ритуал. 45. Для мудрого весь мир является учителем, и следует подражать тому, кому удалось научиться, обдумывая смысл и результаты каждого действия. Комментарий. В соответствии с философией Санкхья, следующий путем правритти-марга должен быть открытым для всего мира. Любая личность, природа или жизненное событие могут стать причиной прозрения или приобретения определенного духовного опыта для человека, готового увидеть в этом перст Всевышнего. Однако Вагбхата предупреждает, что нельзя полностью доверять своей интуиции, ибо легко можно впасть в иллюзию из-за коварства ума (кама-ма-наса). Следует тщательно обдумывать получаемую информацию с помощью разума, сопоставляя ее с собственным опытом и руководствуясь священными писаниями. 46. Сострадание ко всем живым существам, даяние, власть над телом, речью и мыслями; забота о других, как о самом себе, – таковы принципы добродетели. 47. Тот, кто постоянно следит за тем, как проходят его дни и ночи (и избирает лишь правильный путь), никогда не станет жертвой несчастья. Комментарий. Однажды Сократа спросили, каким образом он приобрел духовное знание и стал мудрецом. Сократ ответил, что он был всего лишь очень внимательным к тому, что происходит вокруг. Если человек находится в саттва-гуне (состояние равновесия, глубокой концентрации и добродетели) все знания будут открыты перед ним. 48. Таковы, вкратце, принципы добродетели; каждый, кто следует им, (несомненно) достигнет долгой жизни, здоровья, благополучия, славы и вечного мира. Так заканчивается глава, называемая Диначарья, вторая глава Сутрастханы, входящей в Аштангахридайя сам-хиту, автором которой является Шримад Вагбхата, сын Шри Вайдьяпати Симхагупты
Шримад Вагбхата