Вы на странице: ГлавнаяАюрведаКанонические тексты




Аюрведа


Канонические тексты аюрведы

     

Аштанга-хридая-самхита

Шримад Вагбхата

Перевод Ю.В. Сорокиной

Раздел 4. Чикитса стхана

Глава 21. Ватавьядхи чикитса (лечение болезней, вызываемых дошей вата, – нервных заболеваний)

   Теперь мы изложим главу ватавьядхи чикитса – лечение болезней, вызываемых усилением доши вата или нервных заболеваний,– так сказал Атрея и остальные мудрецы.

   1-3. Вайю (вату), которая усилилась одна (не сопровождаясь другими дошами), которую не питают иные (вторичные воздействия), следует излечивать питьем гхи, жира или растительного масла. Если человек ослаб от питья жирных веществ, следует, внушив ему уверенность в успехе, назначить масляную терапию, используя молочные продукты, супы (из зерновых), белковую пищу, или же используя пайяса (молочный пудинг) кришара (рис, сваренный с зеленым горошком), с добавлением жирных и кислых веществ и соли. Следует также назначить анувасана (масляную клизму), навана (введение лекарств через нос) и пищу, обладающую свойствами тарпана (насыщающую пищу) с добавлением жирных веществ. Затем пациента следует натереть растительным маслом и многократно прибегнуть к потоотделительной терапии, используя метод шанкара сведа и т.п. (см. 17 главу сутрастханы).

   5. Части тела, которые стали искривленными, неподвижными и болезненными, можно легко – и так, как это желается пациентом – простучать их, а затем умастить и прибегнуть к потоотделительной терапии. Если даже высохшее дерево можно побудить к действию (использовать), воздействуя на него жирными веществами и жаром, что же тогда говорить о живом теле?

   6. У того, кто прибегнул к потоотделительной терапии (наложению припарок), утихают ощущение покалывания (чувство, словно бы его колют шипами и иголками), колющая и непрерывная боль, расширение, опухание, скованность (утрата подвижности), режущая боль и т.п., а части тела становятся мягкими.

   7-8. Жирные вещества быстро насыщают высохшие ткани и увеличивают силу тела и пищеварительного огня, способствуют росту частей тела и увеличивают продолжительность жизни.

   Затем пациенту следует многократно прибегнуть к масляной и потоотделительной терапии. От применения масляной терапии пищеварительный тракт станет мягким, и болезни, порожденные ватой, не смогут в нем более оставаться.

   9. Если вследствие чрезмерного увеличения дош эти методы лечения не уменьшают проявления болезни, следует назначить шодхана (очистительные терапии), используя умеренные по воздействию лекарственные средства, смешанные с жирными веществами.

   10. Для изгнания дош и облегчения болезни следует принимать гхи, сваренный с тилвака или сатала, или же эранда тайла, смешанное с пайяс (молоком).

   11. От злоупотребления только маслянистой (жирной), кислой, соленой, горячей (порождающей жар) и т.п. пищей мала (доши) усиливаются, закупоривают проход анилы (ваты) и препятствуют ее нормальному функционированию. Следовательно, вату следует заставить перемещаться в нижнем направлении.

   12-13. Того, кто слаб и того, кто не переносит виречана (слабительной терапии) следует лечить, используя нируха (клизму с лекарственным отваром), дипана (лекарственные средства, усиливающие голод) и пачана (вещества, способствующие лучшему усвоению пищи), или пищу, обладающую подобными же свойствами. После того, как надлежащая шодхана (очистительная терапия) увеличит пищеварительный огонь, успех в лечении принесет назначение снеха (масляной терапии) и сведа (потоотделения).

   14. Если вайю (вата) сосредоточена в амашайя (желудке), следует, прибегнув к вамана (рвотной терапии) и пратибходжана (диетическому режиму) с использованием шад-дхарана чурна (см. 21 главу чикитсастханы Аштангасанграхи) или (порошок) лекарственных средств вачади гана (см. 15 главу сутрастханы, назначить теплую воду). Когда (от этих порошков) пищеварительный огонь усилится, следует прибегнуть к видам лечения, предписанным для одной только ваты.

   15. Если вата сосредоточена в области пупка, следует принимать белковую пищу, приготовленную с молодыми плодами билва.

   Если она (вата) сосредоточена ниже пупка, идеальны клизменная терапия и авапидака (питье гхи в максимальных дозах и до и после еды) в качестве масляной терапии (см. 4 главу сутрастханы).

   16. Если вата сосредоточена в коштха (пищеварительном тракте), успех в лечении принесут кшарачурна и т.п. (составы порошков, содержащих щелочи) и дипана пачана (лекарственные средства с ветрогонным и способствующим пищеварению воздействием).

   17. Если вата сосредоточена в хрит (сердце), следует пить молоко, прокипяченное со стхира. Если она сосредоточена в голове, следует применить широбасти (омовение головы растительным маслом), снаихика навана (введение в нос лекарств с жирными веществами), снаихика дхума (ингаляции дымами из маслянистых веществ) и тарпана (закапывание в глаза, уши и т.п. насыщающее их растительное масло).

   18-19. Если вата сосредоточена в твак (коже), целительны применение сведа (потоотделения), абхьянга (масляного массажа), нивата (тщательное избегание сквозняков) и пищи, благотворной для сердца (ума).

   Шита прадеха (нанесение на кожу холодной пасты), вирека (слабительная терапия) и рактамокшана (кровопускание) – идеальные методы в том случае, если вата сосредоточена в ракта (крови).

   Если вата сосредоточена в мускулах и жировых тканях благотворно применение вирека (слабительной терапии), нируха (клизмы с лекарственным отваром) и шамана (смягчающей терапии).

   Если вата сосредоточена в костях и тканях костного мозга, ее преодолеет применяемая внутрь и наружно снеха (масляная терапия).

   20. Если вата сосредоточена в семени, успех в лечении принесут прахарша (наслаждение, вызываемое половым общением) и пища, увеличивающая силу и семя. Когда каналы, по которым проходит семя, засорены, следует вначале применить виречана (слабительную терапию), а затем диетический режим. После этого следует прибегнуть к упомянутым ранее (выше) методам лечения.

   21. Если из-за сильного увеличения ваты в матке плод становится чрезмерно сухим, для возвращения (плода) в нормальное состояние следует принимать молоко, прокипяченное с шита (сахаром), кашмарья и мадхука.

   22-23. Если вата сосредоточена в сухожилиях, суставах и венах, идеальными будут снеха (масляная терапия), даха (прижигания огнем) и упанаха (наложение теплых припарок). При контрактуре (частей тела) следует применять абхьянга (масляный массаж) с использованием растительного масла, приготовленного вместе с маша и саиндхава. Если части тела утратили чувствительность, следует, применив кровопускание, наложить на тело растительное масло, приготовленное с агара дхума и лавана; тело следует обернуть повязками из ткани и упанаха (теплыми припарками).

   24-25. Следует быстро (незамедлительно) излечивать пациента, страдающего от апатанака (столбняка), если его органы восприятия не ослаблены, если его не сотрясает дрожь, если его пенис не скован, если его тело не выгибается дугой и он не колотит ногами по кушетке.

   26-27. В начале лечения следует, для очищения каналов, применить соответствующие снеха и сведа (масляную и потоотделительную терапии), сопровождая их сильной навана (введением лекарственных средств через нос). После этого следует прибегнуть к аччхапана (питью жирных веществ) и принимать гхи, приготовленный с отваром лекарственных средств видарьяди гана (см. 15 главу сутрастханы), дадхи (творога), кшира (молока) и раса (мясного супа). Эти методы не позволят вате быстро распространиться по всему телу.

   28-29. Махаснеха (смесь всех четырех жирных веществ) следует приготовить с кулаттха, ява, кола, лекарственными средствами бхадрадару гана (см. 15 главу сутрастханы) и белковыми продуктами, добавив к этой смеси кислые вещества (жидкости), пайяс (молоко) и пасту из лекарственных средств сваду скандха (сладкой группой) (см. 10 главу сутрастханы). Этот состав, используемый для обливаний тела, массажа и купания, смешиваемый с пищей и напитками, применяемый для введения через нос, масляной клизмы, для описанных выше масляной и потоотделительной терапий, ослабляет вату.

   30-31. В перерывах между приступами (конвульсиями) следует многократно применять очищение головы, используя сильные авапида и прадхамана (лекарства для введения через нос, описанные в 20 главе сутрастханы), которые способствуют выведению шлешмана (капхи). Это освободит (очистит от капхи) дыхательные проходы, и пациент придет в сознание.

   При значительном усилении чала (ваты) следует использовать гхи, приготовленный с сауварчала, абхайя и вьоша.

   32-33. Восемь пала тилвака, один прастха вара, один пала гуру (махат) панчамула, эранда, симхи и триврит кипятят в одном гхата (дрона) воды и доводят отвар до четверти первоначального объема. К нему добавляют один патра (адхака) дадхи (творога), три билва (пала) явашука (явакшара) и один прастха сарпи (гхи), – и лекарственный гхи готов. Принимаемый ежедневно, этот состав лечит тяжелые болезни, порожденные ватой, охватывающие одну или все части тела, а также йони вьяпат (болезни вагинального тракта), вздутия живота, расширение мошонки и увеличение живота.

   34. Точно такой же способ подходит для приготовления лекарственного гхи из рамьяка и ашока.

   35-37. Таков путь лечения апатанака, порожденного суддхаватой (ватой, не сопровождающейся другими дошами). Если же она связана с другими дошами, лечение также должно сочетать различные (методы). Если вату сопровождает капха, при апатантрака и боли в области сердца и в боках, следует измельчить в порошок тумбуру, абхайя, хингу, паушкара биджа и три лавана и принимать вместе с отваром ява. (Можно также вместе с отваром ява) принимать порошок хингу, сауварчала, шунтхи, дадима и амлаветаса. Следует также использовать лекарства, упомянутые при лечении хридрога (сердечных заболеваний), порожденных соединившимися капхой и ватой (см. 6 главу чикитсастханы).

   38. При обоих айяма (наружном и внутреннем изгибании тела) следует применять наружные и внутренние способы лечения. Следует применять те же методы, что и при ардита (параличе лицевого нерва), а также тайла дрона (погружение в ванну с лекарственным маслом). Внутренняя деформация тела является крайне трудноизлечимой.

   39-40. Если при дханушкамбха (столбняке) зубы и лицо пациента теряют свой цвет, части тела деформируются, если он теряет сознание и тяжело дышит, он не проживет и десяти дней. В ином же случае (при отсутствии вышеупомянутых симптомов), когда приступы (конвульсии) не слишком сильны, человек живет при проявлении искривления шеи, хромоты, искривлении руки, потере контроля над половиной тела, потери подвижности обеих ног или деформации частей тела.

   41. При ханусрамса (смещении нижней челюсти) следует, применив масляную и потоотделительную терапии, поместить челюсть в нормальное положение. Искусному врачу следует, приоткрыв рот пациента, приподнять кожу, и, закрыв его рот, потянуть челюсть вниз. После этого следует прибегнуть к лечению, предписанному при экамья (или ардита – параличе лицевого нерва).

   42. Джихвастхамбха (утрату подвижности языка) следует лечить таким способом, который описан (в 13 главе сутрастханы) как наиболее подходящий при этом состоянии.

   43. При ардита (параличе лицевого нерва) лечением будут навана (введение лекарственных средств через нос), мурдха тайла (натирание головы растительным маслом) и тарпана (закапывание масла в глаза и уши). При опухании следует использовать вамана (рвоту). При ощущении жжения и покраснении лечением будет сиравьядха (венесекция).

   44. При пакшагхата (гемиплегии) следует применять снехана (масляную терапию) и сочетающуюся с масляной терапией виречана (слабительную терапию).

   При авабаху (потере подвижности руки) следует использовать насья (введение лекарственных средств через нос) и снехана (масляную терапию), приняв подходящую пищу.

   45-47. При урустхамбха (скованности или потере подвижности бедер) не подходят ни снеха (масляная терапия), ни самшодхана (разновидности очистительной терапии), поскольку преобладают шлешман (капха), ама (не усвоенные продукты обменных процессов) и меда (жир). Для правильного их ослабления необходимо назначить рукша – упачара (способы, вызывающие внутри сухость): ява, шьямака кодрава, овощи, прокипяченные в воде без добавления соли (или с небольшим ее количеством) и очень маленьким количеством растительного масла. Подходящим питьем также являются медовая вода и аришта (перебродивший отвар). При адхьявата (урустхамбха) следует принимать отвар из лекарственных средств ватсакади, харидради или вачади гана (см. 15 главу сутрастханы) с добавлением саиндхава или шад-дхарана чурна (см. 21 главу чикитсастханы Аштангасанграхи), запивая теплой водой.

   48-49. Можно принимать вместе с мёдом пасту шрештха, чавья, тикта, кана и гхана. Можно принимать пасту чавья, патхья, агни и сурадару вместе с мёдом или же пасту патхья, гуггулу и гирисамбхава (шиладжату), смешав ее с коровьей уриной.

   50. Равное количество вьоша, агни, муста, трипхала и виданга (составляющих вместе одну часть) смешивают с равным количеством (всех других положенных вместе лекарственных средств) и гуггулу (приготовленным кипячением в виде пасты). Этот состав лечит все болезни, порожденные меда (жиром), шлешманом (капхой), амой (не усвоенными продуктами обмена) и ватой.

   51-54. Прабханиджана (вата), связанная с меда (жиром) и вовлекающая капху, ослабнет от потоотделения, обливания тела жидкостями, массажа и т.п. методов, если использовать щелочи, смешанные с коровьей мочой, нанесение (на бедра) приготовленной с коровьей уриной пасты из плодов каранджа и саршапа, пасты из корней арка или пасты из таркари, нимба, сурахва и саршапа, смешанной с мёдом. Можно прогревать бедра разогретым камнем или землей из муравейника. Для того, чтобы ослабить капху, человеку следует прибегнуть к физической нагрузке, длительной ходьбе и прыжкам. Следует, сообразуясь со своими силами, общаться с женщиной (вступать в половое общение), плавать в спокойной воде или плыть против течения в тихой (без омутов, крокодилов и т.п.) реке.

   55. Если шлешман (капха) и меда (жир) ослаблены, следует назначить снеха и т.п. (масляную терапию и другие усиливающие их способы). При других (порожденных ватой) болезнях следует применять то лечение, которое считается подходящим стхана (месту воздействия), душья (подвергшимся вредоносному влиянию тканям) и т.п.

   56. Сахачара, сурадару и нагара приготавливают в воде в виде лекарственного отвара. Принимая такой отвар смешанным с растительным маслом человек, страдающий от порожденных павана (ватой) нарушений при ходьбе, вскоре сможет ходить так медленно или же так быстро, как он того пожелает.

   57. Гхи, сваренный вместе с пастой расна, махаушадха, двипи, пиппали, шатхи и паушкара, является лучшим средством при лечении всех болезней, порожденных ватой.

   58-61. По десять пала нимба, амрита, вриша, патола и нидигхика кипятят в одном гхата (дрона) воды и доводят отвар до одной восьмой первоначального объёма. К нему добавляют один прастха гхрита и пасту из (положенных по одному пичу) патха, виданга, сурадару, гаджопакулья, двух кшара, нагара, ниша, миши, чавья куштха, таджовати, марича, ватсака, дипьяка, агни, рохини, арушкара, вача, канамула, манджишта, ативиша, виша и явани и пять пала очищенного гуггулу, – и лекарственный гхи готов. Этот состав, если его принимать ежедневно, лечит серьёзные болезни, порожденные ватой, даже если они сосредоточены в суставах, костях и костном мозге. Он также излечивает проказу такого же происхождения, синусовые язвы, злокачественные опухоли, свищ прямой кишки, золотуху, все болезни, которые охватывают находящиеся выше плеч части тела, вздутие живота, геморрой, диабет, туберкулез, потерю вкуса или аппетита, одышку, ринит, кашель, отёки, сердечные заболевания, малокровие, интоксикацию, абсцессы и ватаракту (подагру).

   62. Бала и билва кипятят в молоке, добавляют накипь гхи и варят его снова. Такой гхи, используемый для насья (введения лекарственных средств через нос) в количестве одного шукти или одного пракунча, идеален при болезнях, порожденных ватой, сосредоточившейся в области головы.

   63. При кевала матаришва (усилении одной только ваты, не сопровождаемой другими дошами) особенно желательно назначать васа ( жир) и белковую пищу.

   64. Старый пиньяка ( жмых) и средства панчамула приготавливают по отдельности в виде лекарственного отвара и затем смешивают вместе. К этой смеси (составляющей одну часть) добавляют одну часть тайла (растительного масла) и восемь частей молока и кипятят. Принимаемое внутрь, такое растительное масло в особенности излечивает вату, сопровождающуюся капхой.

   65-66. К этому лекарственному отвару, приготовленному из одного тула прасарини, добавляют один прастха растительного масла, равное количество молока и пасту двух меда, миши, манджишта, куштха, расна, кучандана, дживака, ришабхака, два каколи и амарадару, – и лекарственный гхи готов. Такой гхи лечит болезни марута (ваты).

   67-69. Один тула сахачара, вместе с корнями и ветками, равное количество дашамула, пятнадцать пала абхиру кипятят в одном ваха (четырех дрона) воды и доводят отвар до четверти первоначального объема. К нему добавляют пасту из положенных по одному пала севья, накха, куштха, хима, эла, спхрик, приянгу, миши, турушка и ната, один патра (адхака) растительного масла и равное (точно такое же) количество молока, – и лекарственное масло приготовлено. Ежедневно принимаемое внутрь, оно лечит болезни ваты, сопровождающиеся тремором, конвульсиями, умопомешательством, ринитом и болезнями вагины.

   70-72. К этому лекарственному отвару добавляют один тула сахачара, один адхака растительного масла, десять пала пасты из корней сахачара и четыре части молока, – и лекарственное масло готово. Можно также к этому (отвару сахачара) добавить пасту ната, шадгрантха, стхира, куштха, сурахва, эла, налада, шайлейя, шатахва и ракта чандана и восемнадцать пала измельченного шаркара (сахара), – и тайла (лекарственное растительное масло) будет готово. Такое масло, предложенное мудрецом Бхедой, лечит трудноизлечимые болезни анилы (ваты), а также ватакундалика (боль, растекающуюся вокруг мочевого пузыря), умопомешательство, вздутие живота, увеличение мошонки и т.п.

   73-81. Сто пала бала, четверть от этого количества (двадцать пять пала) чхинуаруна, одна восьмая от этого количества (двенадцать с половиной пала) расна кипятят в ста адхака воды и доводят отвар до ста пала. К нему добавляют равное количество дадхи масту (творожной воды), икшураса (сока сахарного тростника), шукта (перебродившей воды, в которой промывали рис) и тайла (растительного масла), каждый из которых положен в количестве одного адхака. Затем добавляют половину этой части (пол-адхака) козьего молока, пасту положенных по одному пала шатхи, сарала, дарви, эла, манджишта, агуру, чандана, падмака, атибала, муста, шурпапарни, херену, яштьяхва, сураса, вьягхранакха, ршабхака, дживака палаша, раса (бала), кастури, налика, джатикошака, спхрикка, кумкума, шайлейя, джати, катупхала, амбу, твак, кундурука, карпура, турушка, шринивасака, лаванга, накха, канкола, куштха, мамси, приянгу, стхаунейя, тагара, дхьяма, вача, маданака, плава и нагакешара, – и лекарственное масло приготовлено. Остудив, к нему добавляют пасту патра. Это масло, известное как бала тайла, назначенное (как внутрь, так и наружно), лечит кашель, одышку, лихорадку, рвоту, обморок, вздутие живота, повреждения легких, туберкулез, заболевания селезенки, истощение, эпилепсию, алакшми (болезнь, вызванную вредоносной магией), и является лучшим для лечения болезней, порожденных ватой.

   82. Если снеха (описанное выше лекарственное масло) использовать в надлежащее время для питья, введения в нос, для масляной клизмы и умащения тела (при массаже), оно быстро ослабит усилившуюся вату (излечит порожденные ватой болезни) и одарит бесплодную женщину сыновьями.

   83. Когда от применения снехи и сведа (масляной и потоотделительной терапий) капха или питта станут более жидкими и начнут проявлять свои симптомы в паквашайя (толстом кишечнике), их следует преодолеть (ослабить или изгнать из тела), назначив басти (клизменную терапию).

   Так заканчивается глава, называемая ватавьядхи чикитса, двадцать первая глава Чикитса стханы, входящей в Аштангахридайя-самхиту, автором которой является Шримад Вагбхата, сын Вайдьяпати Симхагупты.