Шри Сатья Саи Баба

ЛЕТНИЕ ЛИВНИ В БРИНДАВАНЕ
1973

Курс лекций по индийской культуре и духовности


Содержание
Приветственное слово
Глава 1    Священный характер взаимоотношений наставника и ученика
Глава 2    Лестница, поднимаясь по которой, невежественный человек становится освобожденной душой
Глава 3    Во избежание круга рождений и смертей
Глава 4    Стремитесь к общению с достойными людьми
Глава 5    Священна жизнь человеческая, не расходуйте ее впустую
Глава 6    К Атме устреми внутренний взор свой
Глава 7    Служение человеку есть служение Господу
Глава 8    Управляйте своими чувствами, и печали покинут вас
Глава 9    Почитайте Всевышнего в образах Его, но не принимайте образы за Бога самого
Глава 10  Отрешенности способен достичь каждый
Глава 11  Милостью Господа глупец может сделаться ученым человеком
Глава 12  Отрешенность поможет сохранить спокойствие даже в трудные времена
Глава 13  Молодым людям следует держать свой язык под контролем
Глава 14  Нравственность и Истина - основные составляющие Индийской культуры
Глава 15  Все различия, существующие в этом мире, - не более как различия в названиях и формах
Глава 16  Стремитесь к труду, почитанию Господа и обретению мудрости. Избегайте богатства, алкоголя и женщин
Глава 17  Джива и Брахман как две половинки одного семечка
Глава 18  Живите в настоящем - это самый священный период бытия
Глава 19  Истинное образование приводит к смирению и уравновешенности ума
Глава 20  Дхарма всегда защитит того, кто привержен ей
Глава 21  Человеку надлежит трудиться, но не ради выгоды от плодов труда своего
Глава 22  Истинная природа дхармы
Глава 23  Медитация и концентрация внимания - разные вещи
Глава 24  Человек стремится к слиянию со Всевышним
Глава 25  Не наносите ущерба своей природе, пользуйтесь ею только с соизволения Всевышнего
Глава 26  Познай себя, но не спрашивай другого, кто он
Глава 27  Вера в себя ведет к самореализации
Глава 28  У Господа тысячи имен
Глава 29  Истинная природа дружбы
Глава 30  Только Всевышний - подлинный ваш наставник
Глава 31  Заключительное обращение к студентам
Указатель имен и терминов

Глава 9

Почитайте Всевышнего в образах Его, но не принимайте образы за Бога самого

   "Ночь следует за днем, и день сменяется ночью; лето следует за зимой, и зима сменяется летом. Так движется время, поглощая нас и укорачивая наши жизни. Мы же меж тем держимся за наши желания".

   Люди не любят правды. Они относятся к ней, как к чему-то враждебному им. Им больше нравится ложь. К ней они относятся снисходительно. Всем известно пристрастие к спиртным напиткам. На спиртное людям денег не жалко. Однако на более дешевую и здоровую пищу - такую, например, как молочные продукты, им жалко тратить деньги. Это характерно для многих семей.

   Молодые люди, воплощения Божественного духа (дивьятма сварупас)! Время летит, словно ветер, и жизнь тает, как кусок льда на солнце. Рано или поздно вам суждено покинуть телесную оболочку, так и не узнав, зачем вы прожили эту жизнь. Ваше тело сожгут или закопают в землю. Какой же след оставит это ваше бытие? Человек обязан понять, каково высшее предназначение, которое суждено выполнить ему, придя в этот мир. Удовлетворяя же всю жизнь свои желания, он делает жизнь свою бессмысленной. Продолжительность жизни - очень важный фактор. Отведенное вам время нужно использовать с пользой. Человеку свойственно больше полагаться на собственные силы, чем на волю Господа. Яростное пламя бушует в сердце современного человека. Это пламя ненависти, пламя вожделения, это пламя алчности и страстей. Человек не отдает себе отчета в том, что это пламя в конце концов поглотит его целиком и он обратится в пепел. А он, как ни в чем не бывало, все строит и строит грандиозные планы на будущее.

   Когда в дом заползает змея, люди не осмеливаются ни есть, ни спать, пока не убьют ее. Только после этого они снова чувствуют себя в безопасности. В доме вашего тела живет змея желаний. Мало того, она еще плодит там потомство, ибо желаниям нет числа. Удивительно, как вы способны сохранять спокойствие при том, что обитель вашего тела кишит змеями. Для того чтобы жить в таком доме, требуется небывалое мужество. Однако человек редко отдает себе отчет в своем опасном положении.

   Рождение и жизнь, взросление, дряхление и смерть - все это результат хода времени, так же как и смена дня и ночи. Когда в Индии день, тогда в Америке - ночь. То, что считается ночью на одной половине земного шара, день для тех, кто живет на его другой половине. Сам земной шар преподает вам урок относительности, меняя день на ночь. А вы, как это ни удивительно, по-прежнему продолжаете верить в постоянство вашего бытия. Вы переходите от детства к юности и от юности к старости, и это - показатель перемен, которые приносит ход времени.

   Время олицетворяет богиня Калика, или Кали. Она исполняет свой танец на арене бытия, и срок вашей жизни становится все меньше. Время, которое ушло, вы называете прошлым, время которое идет - настоящим; время, что придет - будущим. Вы вспоминаете прошлое, вы думаете о настоящем, вы строите планы на будущее. Но и прошлое, и настоящее, и будущее - лишь признак того, что время течет. Это не есть явления, независимо существующие. Ваша главная задача - осознать природу времени и употребить его на благо. Этому учат все Веды и все шастры. Время поглощает всех и каждого, поэтому нельзя думать, будто человеческое бытие есть нечто постоянное.

   Богиня времени настигает каждого. Да, прекрасный сезон весны может наступить снова; да, Луна снова и снова будет проходить все свои фазы. Но умчавшийся водный поток не вернуть обратно, как не вернуть оставшуюся позади юность. Жизнь - это поток, который течет лишь в одном направлении. Поэтому надо прожить эту жизнь осмысленно.

   Принято считать, что состоятельные люди приобрели богатство в этом рождении благодаря добрым делам в прошлых рождениях. Считается, что своим появлением на свет в состоятельной семье такой человек обязан бескорыстию и милосердию, проявленным им ранее. Случается, что ребенка, рожденного в бедной семье, усыновляют богатые. Бедный может разбогатеть благодаря удачному стечению обстоятельств, может получить образование, хорошую работу. В наше время он даже может стать обладателем кучи денег, выиграв их в лотерею. Наконец, он может стать богатым по милости Божьей. В любом случае его удача и благополучие в этой жизни есть следствие его заслуг в предыдущих рождениях, но не всецело результат его собственных усилий в этой жизни.

   Пока ваш взгляд устремлен на то, что находится вне вас, вы не в состоянии увидеть себя. Истинное представление о себе самом возможно составить лишь тогда, когда вы отведете свои взор от материального мира. Ваш разум подобен факелу. Направишь его вовне - и увидишь дорогу и людей, идущих по ней, но не увидишь себя; направишь к себе - и увидишь себя самого. Всевышний дал вам чистое зеркало в форме разума. Вы же вместо того, чтобы лицезреть в нем себя, обернули это зеркало в сторону других. Если стремишься обрести Атма-сакшаткар - взгляд внутрь себя, то поверни зеркало к себе.

   Шанкара подарил этот свой стих, дабы вы поняли, что время священно и божество времени следует чтить. Рамакришна Парамахамса все дни своей жизни употребил на то, чтобы удостоиться лицезрения Господа. Каждый раз с наступлением ночи он проливал горькие слезы, что еще один день прошел, а он так и не удостоился этого. Современные молодые люди достигли высокого искусства в том, как убивать время. Часами они занимаются пустячной болтовней; они читают никчемные книжки и гоняются за пустыми развлечениями. А ведь любое занятие, если оно не имеет конкретной цели, - это напрасная трата времени. Свободное от работы время лучше всего проводить за чтением книг духовного содержания или тех, которые имеют отношение к нашей культуре, таких как Рамаяна, Махабхарата, Бхагавад-Гита. Ваш ум подобен увеличительному стеклу. Если вы читаете грязную, дурную литературу, то грязь, пройдя через увеличительное стекло, проникнет в ваше сердце и оставит на нем свой отпечаток. Следовательно, стремитесь делать добро, будьте добрыми сами и стремитесь видеть только хорошее. Таким образом вы направите себя к познанию Истины.

   Сегодня часто можно услышать: достигнуть самореализации можно только тогда, когда усвоишь, что "ты" и "я" есть единое целое. Это не возможно, ибо "ты" и "я" никогда единого целого не составят. Истинный адвайтин - это тот, кто постиг единство "я и я" и "ты и ты".

   Понять это поможет небольшая история. Однажды, обращаясь с наставлением к ученикам, гуру произнес: "Гуру Брахма, шишья (т.е. ученик) Брахма, сарвам (т.е. все) Брахма". Этим он хотел дать понять, что Брахман есть все окружающее вас. Один из учеников, который до той поры всегда почтительно приветствовал своего наставника, после этих его слов перестал оказывать ему знаки почтения. Когда же гуру спросил его о причине столь необычного поведения, тот ответил, что раз все и вся есть Брахман, то значит учитель и ученик равны между собой, и он не видит необходимости в выражении особого почтения к наставнику. Гуру понял, что его слова обернулись против него же самого. Тогда он подошел к доске и написал Гуру и Брахма как два различных слова. Он также написал, разделяя слова шишья Брахма и сарвам Брахма. Теперь стало наглядно видно, что хотя слово Брахма и повторяется во всех трех высказываниях, каждое из них относится к трем разным объектам - учителю, ученику и вселенной. Только при осуществлении полного тождества между ними можно будет говорить о них, как о едином целом. До тех же пор, пока посредством собственного личного опыта это единство не осознано, учитель останется учителем, а ученик - учеником, и он обязан оказывать почтение старшему. Основа одна - Брахман, однако воплощения, образы и формы его разнообразны.

   Приведу еще один пример. Из огромного куска скалы мастер высекает изображение Кришны. Затем он берет эту статую, помещает ее в храме и поклоняется ей. После того, как она готова, останутся осколки камня. Любой осколок, умей он говорить, мог бы сказать: Тат твам аси "Ты есть То", имея в виду, что они из того же камня, что и статуя Кришны. Однако никому и в голову не придет поклоняться этим осколкам, а статуе Кришны - поклоняются. Теоретически, с точки зрения использованного материала, то и другое - статуя и осколки - одного и того же происхождения. На практике же вы их различаете и почитаете лишь изображение Кришны. Такова суть отношений между вселенной и ее Создателем. Пракрити и пуруша различны. Они могут восприниматься в единстве лишь вашим просветленным сознанием. Их целостность будет ускользать от вас, покуда вы сосредоточены на их внешних различиях. Поэтому в мыслях своих следует идти от пракрити к пуруше и стремиться воспринять их как единое целое. Ни в коем случае не следует идти в противоположном направлении. Вы сплошь да рядом это совершаете, когда низводите пурушу до уровня пракрити. Можно почитать Всевышнего в Его образах, но нельзя принимать образы за самого Бога. Можно представить себе, что Господь обитает в кусочке камня, в комочке глины, в бумажном листе и оказывать почитание ему в любой из этих форм, но нельзя низводить Господа до уровня камня, куска глины или листа бумаги. Ибо хотя сказано: Ишвара сарва бхутанам "Господь присутствует везде и во всем", не следует считать, что данный камень есть Господь. Нередко люди западного мира высмеивают индийцев за то, что они, де, поклоняются камням. На самом же деле, поскольку индийцы полагают, что Всевышний присутствует в каждой малости, существующей на земле, они считают священной и траву тулси, и корову, и дерево ашватха. Они почитают львов, тигров и змей, потому что в них есть частица Господа. Не следует думать, молодые люди, будто их вера слепа. Почитайте тексты, где отражены эти традиции; знакомьтесь с жизнью и деяниями великих сынов земли. Именно этому мы отдаем свои силы во время наших летних бесед.

OM


 1. Лекция Сатьи Саи Бабы от 27  мая 1973, 57:56, 56 kbps, 24 336 512 байт.

 2. Лекция Сатьи Саи Бабы от 30  мая 1973, 60:02, 56 kbps, 25 217 152 байта.

 3. Лекция Сатьи Саи Бабы от  1 июня 1973, 86:55, 56 kbps, 36 511 872 байта.

 4. Лекция Сатьи Саи Бабы от  5 июня 1973, 44:07, 56 kbps, 18 534 528 байт.

 5. Лекция Сатьи Саи Бабы от  7 июня 1973, 53:09, 56 kbps, 22 325 376 байт.

 6. Лекция Сатьи Саи Бабы от  8 июня 1973, 54:58, 56 kbps, 23 089 280 байт.

 6. Лекция Сатьи Саи Бабы от 13 июня 1973, 58:22, 56 kbps, 24 516 736 байт.

Все лекции читаются Сатьей Саи Бабой на языке телугу
с синхронным переводом на английский.