Шри Сатья Саи Баба

ЛЕТНИЕ ЛИВНИ В БРИНДАВАНЕ
1973

Курс лекций по индийской культуре и духовности


Содержание
Приветственное слово
Глава 1    Священный характер взаимоотношений наставника и ученика
Глава 2    Лестница, поднимаясь по которой, невежественный человек становится освобожденной душой
Глава 3    Во избежание круга рождений и смертей
Глава 4    Стремитесь к общению с достойными людьми
Глава 5    Священна жизнь человеческая, не расходуйте ее впустую
Глава 6    К Атме устреми внутренний взор свой
Глава 7    Служение человеку есть служение Господу
Глава 8    Управляйте своими чувствами, и печали покинут вас
Глава 9    Почитайте Всевышнего в образах Его, но не принимайте образы за Бога самого
Глава 10  Отрешенности способен достичь каждый
Глава 11  Милостью Господа глупец может сделаться ученым человеком
Глава 12  Отрешенность поможет сохранить спокойствие даже в трудные времена
Глава 13  Молодым людям следует держать свой язык под контролем
Глава 14  Нравственность и Истина - основные составляющие Индийской культуры
Глава 15  Все различия, существующие в этом мире, - не более как различия в названиях и формах
Глава 16  Стремитесь к труду, почитанию Господа и обретению мудрости. Избегайте богатства, алкоголя и женщин
Глава 17  Джива и Брахман как две половинки одного семечка
Глава 18  Живите в настоящем - это самый священный период бытия
Глава 19  Истинное образование приводит к смирению и уравновешенности ума
Глава 20  Дхарма всегда защитит того, кто привержен ей
Глава 21  Человеку надлежит трудиться, но не ради выгоды от плодов труда своего
Глава 22  Истинная природа дхармы
Глава 23  Медитация и концентрация внимания - разные вещи
Глава 24  Человек стремится к слиянию со Всевышним
Глава 25  Не наносите ущерба своей природе, пользуйтесь ею только с соизволения Всевышнего
Глава 26  Познай себя, но не спрашивай другого, кто он
Глава 27  Вера в себя ведет к самореализации
Глава 28  У Господа тысячи имен
Глава 29  Истинная природа дружбы
Глава 30  Только Всевышний - подлинный ваш наставник
Глава 31  Заключительное обращение к студентам
Указатель имен и терминов

Глава 18

Живите в настоящем - это самый священный период бытия

   "Находиться в бездействии во чреве матери перед каждым рождением, рождаться снова и снова, чтобы снова и снова умирать - вот нескончаемый круг сансары. Смилуйся же. Всевышний! Вырви меня как можно скорее из этого мучительного круга!"

   Слушайте, чистые духом! Все, что рождено, все, что имеет вид и форму, обречено на изменение, распад и смерть. Между рождением и смертью лежит некоторый промежуточный период. Рост и разрушение - его неотъемлемые и неизбежные признаки. И тому и другому подвержено все живое. Каждый должен задуматься о том, как ему лучше использовать это время. Употребляете ли вы его во благо, исполняете ли свое предназначение? Вичара, то есть рассуждение, способствует обретению еайрагьи, то есть отрешенности. Способность мыслить и рассуждать помогает осознанию того, что по большей части все ваши старания направлены к тому, чтобы произвести определенное впечатление. Как только заслуги предыдущих рождений исчерпают себя, прекращается временное существование человека, и он умирает. Умирает, забирая с собой все свои деяния в этой жизни, как дурные, так и благие.

   Давайте же попытаемся рассмотреть этот своеобразный цикл, где за рождением следует смерть, а за смертью - новое рождение. Неужели рождение и смерть - это самые важные события земного бытия? Только на первый взгляд такое заключение может показаться верным. На самом деле это не так.

   Принято считать, что пить лекарства нужно для того, чтобы излечить болезнь. На самом же деле лекарство следует принимать с тем, чтобы не употреблять его более никогда. Так и человек: родившись, он должен приложить все усилия к тому, чтобы не подвергать себя этому вновь. Не обладая физическим телом, в этом мире ничего не достиг нешь. Тело, как грубая форма, должно рассматриваться как средство для исполнения наивысшего предназначения в жизни человека. Оно одно - источник и вашего рабства и освобождения. Говорят, что только ум человека в ответе за его рабство и освобождение. Но это не все. Оба, и тело, и ум, ответственны как за наше рабство, так и за освобождение. Без тела невозможно постичь природу собственного ума. Жизнь, ум и способность мыслить наглядно проявляют себя исключительно в телесной оболочке. Отсюда следует, что тело, священный сосуд, следует использовать в целях распознавания Истины. Человек - самое священное существо из всех тех, кто обитает на Земле. Великое благо - быть рожденным в облике человека, поэтому он не вправе растрачивать свою жизнь бесцельно.

   Ученики Шанкары говорили о жалком состоянии человека, находящегося во чреве матери. После появления на свет для него наступает более благоприятный период. Свою жизнь он должен воспринимать как светлый дар.

   Вселенную можно сравнить с большой машиной. Работа этой машины осуществляется за счет всех живых существ. Многие считают, что их жизнь никчемна, ибо они не более как винтики и болты этой громадной машины. При этом они забывают, что именно от состояния деталей машины зависит слаженность ее работы. Представим себе мчащийся с большой скоростью поезд. Его не остановить и миллионам людей. Смерть ожидает того, кто попытается это сделать. Но стоит машинисту нажать на тормоз, как этот малый механизм тут же остановит поезд. Так же и человек, обладающий разумом и принципами: когда он сталкивается с несправедливостью или горем, то противостоять им ему вполне по силам. И это несмотря на то, что он не более чем винтик громадного механизма. Поэтому ему надлежит осознать свое место и роль в деле процветания всего мира. Смерть может наступить в любой момент, но не нужно бояться этого. Ведь тело состоит из материальных элементов, и их разрушение - дело естественное. Вам следовало бы поражаться не тому, что жизнь в любой момент может покинуть тело, а тому, что жизнь пребывает в теле столь долго. Посмотрите, что происходит с шиной велосипеда или автомобиля при малейшем проколе: воздух тут же выходит через образовавшуюся дырку, и шина сплющивается. Поэтому просто удивительно, как жизнь еще удерживается в теле, несмотря на девять отверстий, которые в нем имеются.

   Весь мир держится волей Творца. Он присутствует везде и во всем. Вы же лишь инструмент, который использует Всевышний, чтобы наблюдать сей мир. Вы воображаете, что смотрите собственными глазами. На самом же деле ваше зрение есть зрение Господа.

   Господь есть все, видимое вами. Тело же - не более чем пузырек на поверхности воды: оно столь же не долговечно и неизбежно исчезнет. Поэт говорит: "Ты плачешь при рождении на свет, ты плачешь, когда умираешь, проливаешь слезы по поводу любого пустяка, пока живешь. Но не рыдаешь ты, когда наблюдаешь вокруг падение дхармы". Каждый из вас - малая частица того, что сотворено Господом. Научитесь же держать в подчинении и порядке все органы вашего тела, и лишь тогда добьетесь желаемого. Умрет ли змея, если вы будете бить палкой по муравейнику, где она затаилась? Исчезнут ли ваши желания, если вы будете изнурять свое тело? Придете ли вы к самореализации, если откажете себе в еде и пище? Не зная, кто вы и что вы есть на самом деле, как возможно вам познать природу Господа? Значит, прежде всего следует познать самого себя.

   Расскажу вам небольшую историю. Жил-был раджа, который всем пришедшим задавал одни и те же три вопроса: кто есть лучший из людей, какое время надлежит считать самым прекрасным и какой поступок самым благородным? Однако сколь многих он ни спрашивал, ни один не удовлетворил его своим ответом. Однажды раджа решил немного попутешествовать. Долго он бродил по лесам, по горам и равнинам и, наконец, утомился. Он заметил ашрам и решил там немного отдохнуть. Когда он приблизился, то увидел садху, который поливал растения. Садху тут же оставил свое занятие и поспешил принести господину плоды и холодную воду. В то же самое время появился еще один садху, который привел в ашрам израненного, окровавленного человека. Первый садху тут же оставил раджу и принялся обмывать и перевязывать раны несчастного. При этом он подбадривал его ласковыми словами. Раджа направился к ним, он хотел поблагодарить садху и уйти. Но тут он решил всетаки задать ему свои три вопроса. Садху сказал, что ответы на них он может найти в том, что только что произошло прямо у него на глазах. Раджа попросил объяснить ему все подробно. Тогда садху сказал: "Когда ты пришел в обитель, я поливал растения, ибо мой долг состоял в этом. Я принес тебе плоды и воду, оставив прежнее занятие, и исполнил этим закон гостеприимства. Когда же привели раненого, я оставил тебя и стал помогать ему. Так что самый лучший из людей тот, кому ты в данный момент нужнее всего. Почитай своим долгом служение тому, кто нуждается в тебе, и это служение и есть самое благородное из деяний. Самое же прекрасное, священное время - это настоящее, отрезок времени, когда вы можете что-то сделать. Тебе не дано проникнуть в будущее, ибо зрение твое недостаточно остро; прошлое ушло, и ты не в силах вернуть его. Поэтому самое прекрасное время - время настоящее, которое ты используешь, выполняя то, что должен. Тот, ради кого ты это делаешь, и есть самый лучший из людей, а само деяние и есть самое благородное". Таков был ответ садху на три вопроса раджи.

   Вам, в вашем возрасте, надлежит осознать, что нет лучшего времени, чем настоящее. Выполните свой долг - в этом ваша задача. Первейший долг - почитать своего отца и свою мать. Сторонитесь дурного, наилучшим образом исполняйте порученное - и это тоже ваш долг. Таким образом вы послужите своей Отчизне. Сейчас для вас самое время развивать в себе такие необходимые качества, как трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности. Настоящее уже не повторится никогда, его нужно употребить на приобретение этих качеств.

   Лучше несколько мгновений прожить лебедем, чем пятьдесят лет пребывать вороной. Прахлада говорил, что руки свои следует прилагать только к благому делу, а уста свои открывать для произнесения имени Господа. Если вам не ведомо чувство сострадания и доброты, то мать зря мучилась и страдала, производя вас на свет. Она носила вас в своем чреве, и уже поэтому вы обязаны сделать все для того, чтобы она была счастлива. Таким образом вы сможете отблагодарить ее. Четыре долга вам следует вернуть в течение жизни: своей матери, своему отцу, своему наставнику и Господу. Мать дала вам кровь и жизнь - за это должно отблагодарить ее уважением. Отец кормит, поит вас и дает деньги на ваше образование - и его следует отблагодарить. Наставник прививает вам добрые качества - будьте за это благодарны ему. Творец же - источник всего, что дано вам в этом бытии, и ваш долг - отблагодарить Господа.

   В нашей стране когда-то существовал обычай принесения в жертву животных. Одно из его названий бхута бали, то есть принесение в жертву живого существа. Обычно словом бали обозначают лишение жизни живого существа. Однако в современном языке это слово имеет и другое значение - налог. Вы платите налог на воду, электричество и прочее за то, что эти удобства делаются доступными для вас. В этом смысле и бхута бали является своего рода платой Всевышнему за то, что Он подарил человеку жизнь и дал возможность постичь природу Атмы. Иными словами, в той или иной форме вы обязаны платить Всевышнему за те блага, которые Он дал вам. Формой платы может быть садхана и добрые дела. Человек хочет мира, счастья и блаженства. Все это может стать достижимо для него, если за обретение внутреннего покоя, счастья, блаженства он готов заплатить налог в виде медитации, молитв и других духовных практик. За исполнение желаний надо платить. В вашей повседневной жизни за полный рабочий день вам платят полную заработную плату, за неполный рабочий день платят меньше. Так что насколько вы проявите свою преданность Господу, ровно настолько и воздастся вам за это. Нельзя требовать полного вознаграждения за неполный рабочий день. Если вы всем сердцем своим верите во всемогущество Творца и его благодать, то вам дарована будет его милость. Приложите старание и заслужите ее.

OM


 1. Лекция Сатьи Саи Бабы от 27  мая 1973, 57:56, 56 kbps, 24 336 512 байт.

 2. Лекция Сатьи Саи Бабы от 30  мая 1973, 60:02, 56 kbps, 25 217 152 байта.

 3. Лекция Сатьи Саи Бабы от  1 июня 1973, 86:55, 56 kbps, 36 511 872 байта.

 4. Лекция Сатьи Саи Бабы от  5 июня 1973, 44:07, 56 kbps, 18 534 528 байт.

 5. Лекция Сатьи Саи Бабы от  7 июня 1973, 53:09, 56 kbps, 22 325 376 байт.

 6. Лекция Сатьи Саи Бабы от  8 июня 1973, 54:58, 56 kbps, 23 089 280 байт.

 6. Лекция Сатьи Саи Бабы от 13 июня 1973, 58:22, 56 kbps, 24 516 736 байт.

Все лекции читаются Сатьей Саи Бабой на языке телугу
с синхронным переводом на английский.