ОМ
Вы на странице: ГлавнаяМедитация

Йог Рамачарака

Основы миросозерцания индийских йогов

Перевод с английского
под ред. А.В.Трояновского, СПб., 1913


Чтение I. ПЕРВЫЕ ТРИ НАЧАЛА
Чтение II. ДУШЕВНЫЕ НАЧАЛА
Чтение III. ДУХОВНЫЕ НАЧАЛА
Чтение IV. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ АУРА
Чтение V. ДИНАМИКА МЫСЛИ
Чтение VI. ТЕЛЕПАТИЯ И ЯСНОВИДЕНИЕ
Чтение VII. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ МАГНЕТИЗМ
Чтение VIII. ОККУЛЬТНОЕ ЛЕЧЕНИЕ
Чтение IX. ПСИХИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ
Чтение X. АСТРАЛЬНЫЙ МИР
Чтение XI. ПО ТУ СТОРОНУ
Чтение XII. ДУХОВНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
Чтение XIII. ЗАКОН ПРИЧИН И СЛЕДСТВИЙ
Чтение XIV. ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЙОГОВ
Приложение

Знай, о ученик, что те, которые прошли через молчание
и почувствовали его мир и удержали его силу, хотят,
чтобы ты тоже прошел через него. Поэтому, кто способен
войти в храм знаний, всегда найдет там своего учителя.
"Свет на пути"     

Предисловие

"Основы миросозерцания индийских йогов" служат введением в целую серию изданных йогом Рамачаракой книг, в целом дающих полную картину "восточного оккультизма". Эта книга может быть очень полезна русским читателям, особенно тем из них, которые совершенно не знакомы с идеями "новой психологии".

Книга Рамачараки дает самые общие положения йоги, не вдаваясь ни в доказательства, ни в детали. Автор только указывает путь, пойдя по которому человек сам может придти к постижению истины.

Главная идея йогов заключается в расширении взгляда на человека и на природу. Позитивизм слишком сузил наш взгляд. Люди чересчур привыкли смотреть на мир, как на проявление механических сил, а на свое сознание и на свою жизнь, как на случайность в мертвой и бессознательной вселенной.

Автор ведет своих читателей к другому пониманию мира и самих себя. Он говорит, что человек это не группа клеточек и нервов, не комплекс атомов, а Сознание, – искра бессмертного и вечного духа, окруженная иллюзиями созданными ее собственными низшими оболочками. И Рамачарака указывает на начало пути, вступив на который, человек может постепенно освободиться от иллюзий и познать истинного себя.

Идеи предлагаемой читателям книги изложены на языке западной теософии и спиритуализма.

Древняя индийская литература даже в переводе на европейские языки заключает в себе мысли настолько далекие от современных западных, что западные читатели, особенно воспитанные на позитивных воззрениях, никогда не смогут прямо перейти, скажем, к Упанишадам. Язык, обороты, мысли, слова – все это чуждо и непонятно западному уму, и чтобы развить в себе способность их понимания, человек не должен пытаться проникнуть в святилище мысли Востока сразу, а должен быть готов идти медленно, постепенными этапами.

Одна из вещей, которую необходимо усвоить прежде знакомства с первоисточниками, это "терминология" – язык Востока, выражающий понятия, каких не создавала мысль Запада.

Поэтому первые книги, стремящиеся ввести человека в круг идей Востока, имеют все более или менее энциклопедический характер. Такова и книга Рамачараки. Насколько успешно автор исполняет свою задачу, читатель увидит сам, заметив, насколько легче станет для него после ознакомления с основами миросозерцания йогов чтение серьезных книг по философии и психологии, бывших раньше совершенно непонятными и недоступными. Он будет в состоянии иметь свой взгляд, свое мнение по отношению к самым запутанным проблемам существования. Что самое важное для начала, он будет в состоянии формулировать себе эти проблемы, определять, чего именно он не знает и что хочет знать. А такая формулировка неизвестного является могучим импульсом к дальнейшему изучению вопросов вечного и исканию ответов и разрешений загадок бытия.

Кто что найдет – это зависит от него самого. Но нужно, чтобы всякий искал. Книги Рамачараки, эта и последующие, заставляют людей думать, сдвигают мысль с мертвой точки, показывают возможность другого, нового взгляда на предметы, казавшиеся определенными и установленными, разрешенными или неразрешенными.

Идеи, которых касается Рамачарака, уже излагались раньше на русском языке в так называемой теософической литературе, но между языком Рамачараки и языком, принятым в этой литературе, есть некоторая разница. Для того чтобы не получилось путаницы у читателя, знакомого с теософическими книгами, мы дадим здесь несколько параллелей, указывающих взаимоотношение терминов Рамачараки и современной теософии.

В современной теософической литературе деления человека рассматриваются вместе с делениями природы. При этом "плоскости", на которые делится мир, "начала", входящие в человека, и "тела" человека – понятия совсем разные, не параллельные и не соответствующие одно другому.

Согласно теософическому пониманию, природа разделена на 7 "плоскостей" или "миров", как бы проникающих друг друга и составляющих одно целое. Эти 7 плоскостей или 7 миров, составляющих один мир, можно рассматривать объективно, как семь аспектов мира, или субъективно, как семь возможных состояний сознания. Их называют так:

  1. Физическая плоскость мира, или физический мир.
  2. Астральная плоскость мира, или астральный мир.
  3. Ментальная плоскость мира, или ментальный мир.
  4. Буддхи.
  5. Нирвана.
  6. и  7. Область божества.

При этом первая плоскость, т.е. физический мир, представляет для человека видимый и ощущаемый, объективный мир, а шесть остальных – невидимый или субъективный мир. Затем плоскости делятся еще так: 1-я (физическая) – мир тела; 2-я и 3-я (астральная и ментальная) – мир души и остальные – мир духа, к которому относится или куда переходит высшая часть ментальной области (мир причин).

Сознанию обыкновенного человека доступны только 3 первых плоскости: физическая, астральная и ментальная, на которых оно и действует. Каждая из этих трех плоскостей разделена на 7 подотделов. Таково деление природы.

Что касается человека, то в нем действуют 7 начал:

  1. физическое;
  2. эфирное;
  3. прана;
  4. ментальное "рупа" (относящееся к миру форм);
  5. ментальное "арупа" (относящееся к миру без форм);
  6. начало причин (т.е. относящееся к непосредственному постижению причин ощущений).

Эти 7 начал проявляются на 3-х плоскостях при посредстве 5 тел.

Всего в человеке насчитывается 7 "тел", именно:

  1. физическое тело;
  2. эфирное;
  3. астральное;
  4. ментальное;
  5. тело причин;
  6. буддхическое тело;
  7. нирваническое.

Из этих тел 6-е и 7-е существуют в человек только в зачаточном состоянии.

Необходимо понять, как 7 начал действуют через 5 тел на трех плоскостях.

Как было упомянуто выше, каждая из плоскостей состоит из 7 подотделов.

  1. Физическая плоскость делится так:

    На физической плоскости проявляются 3 начала человека (физическое, эфирное и праническое) при посредстве двух тел: физического и эфирного.

  2. Астральная плоскость состоит из семи делений, соответствующих (субъективно) эмоциям всех родов, от самых грубых до самых тонких. На астральной плоскости (которая называется еще миром иллюзий) проявляется 4-е начало человека, при посредстве астрального тела, которое называется телом желаний.

  3. Ментальная плоскость, область действия ума, делится на 7 подотделов, следующим образом:

    На ментальной плоскости проявляются 5-е, 6-е и 7-е начала человека при посредстве двух тел "ментального" и "тела причин".

Проникнуть на 4-ю (буддхическую) плоскость "человек" не может. Это удел сверхчеловека или будды. Для этого у него должно развиться 6-е (буддхическое) тело и при развитии этого тела в человека должно войти 8-ое начало. Тогда ему раскроется область, недоступная обыкновенному человеку.

Взаимное отношение плоскостей, начал и тел согласно теософическому пониманию можно изобразить в следующей схеме:

Из предыдущей схемы видно, что плоскости, начала и тела не совпадают. Понятие Атман, "Дух", соответствует высшим плоскостям, недоступным для человека. Но человек может сделаться доступным влияниям этих высших плоскостей, как через высшие деления своего астрального тела, так и через высшие деления ментального тела, которые в нем как бы параллельны.

Схема философии йогов относится к теософической следующим образом:

Кроме этих схем существуют еще попытки установить параллельность плоскостей, начал и тел.

А.В.Трояновский


Примечание редактора HTML-версии. Широко распространенный в сети вариант "Основ миросозерцания индийских йогов" имеет множественные лакуны общим объемом около 75 Кб. Здесь представлен полный текст книги, местами сверенный и приведенный в соответствие с английским оригиналом. — В.Д., апрель 2006