Вы на странице: ГлавнаяИндуизмСутры

Шива-сутры

Раздел 1
Шамбхава-упайя

1.     Чистое сознание, которое обладает абсолютной свободой в познании и действии) – природа Реальности.

2.     Ограниченное знание - причина связанности (оковы) эмпирической (воспринимаемой) самости.

3.    Майа (сила иллюзии) и связанные с ней субстанции, образующие источник мира; чья форма - активность, посредством которой осуществляется мирская жизнь – также причина связанности.

4.    Буквы алфавита (санскрита) от А до Кша – основа ограниченного знания.

5.    Внезапное проявление трансцендентального сознания – это Бхайрава (Высшая Реальность, которая содержит в Себе весь мир).

6.    Посредством соединения через медитацию с совокупностью сил вселенная перестаёт существовать как что-то отдельное от сознания.

7.    В различных состояниях сознания: бодрствовании, сне со сновидениями и глубоком сне без сновидений пребывает блаженство четвёртого состояния.

8.    Бодрствование (джаграт) – это знание, получаемое через непосредственный контакт с внешним миром.

9.    Сон со сновидениями (свапна) – это ментальная активность, осуществляемая без непосредственного контакта с внешним миром.

10. Глубокий сон без сновидений (сушупти) – это неспособность различать (т.е. потеря сознания), обусловленная силой иллюзии.

11. Наслаждающийся этими тремя состояниями – Владыка органов чувств.

12. Ступени йоги приносят изумление.

[1] Возможны три интерпретации этой сутры:
1. С позиции тождества (абхеда): Сила воли йога, который достиг состояния Высшего Бхайравы есть Ума, т.е. высшее Самосознание Шивы, обладающее полной свободой в познании и действии. Эта Шакти есть Кумари, то есть осуществляющая игру проявления мира и его поглощения в ней.
2. С позиции тождества и различия (бхеда-абхеда): Кумари предотвращает проявление Майи, создающей ощущения различия. Ума остаётся всегда наслаждающейся и никогда не становится объектом наслаждения.
3. С позиции различия (бхеда): Воля йога всегда направлена на соединение с Шивой.

13. Сила воли йога – это Ума (сияние, энергия Шивы), которая есть Кумари (незамужняя девушка)[1].

14. Все внутренние и внешние феномены воспринимаются йогом как своё собственное тело.

15. Когда ум соединён с сердцем (т.е. с ядром сознания), любые наблюдаемые феномены и даже пустота воспринимаются как формы сознания.

16. В том, кто постоянно осознаёт Чистую сущность (т.е. Абсолютное Сознание), связывающие силы отсутствуют.

17. Интуитивное осознание "Я есть Шива" - образует знание своей сущности.

18. Блаженство, которое йог испытывает, пребывая в своей природе знающего мир (включающий в себя субъект и объект) – это экстаз самадхи.

19. Соединившийся с силой воли способен творить тело любого вида по своему желанию.

20. Другие сверхъестественные силы йога: способность соединять элементы, способность разделять элементы, способность знать, из каких элементов и каким образом образована вселенная.

21. Чистое знание даёт обладание всеми силами.

22. Через соединение с Великим Озером Божественной Силы переживается источник всех мантр (т.е. Высшее Самосознание).

Раздел II
Шакта-упайя

1.     Ум – это мантра.

2.     Ревностное и естественное применение приносит достижение единства созерцателя мантры и пребывающего в ней Божества.

3.     Сияющее бытие Совершенного Самосознания, тождественного космосу, пребывающего во множестве слов, чью сущность составляет знание высшего не-дуализма – это тайна мантры.

4.     Обычное знание, которое формируется посредством ума в сфере Майи, подобно сну.

5.     При проявлении спонтанного, естественного высшего знания наблюдается движение в неограниченном пространстве сознания, которое есть состояние Шивы, т.е. Высшее Состояние Реальности.

6.     Только Гуру, который достиг самореализации, может помочь ученику в достижении этого.

7.     С помощью гуру достигается познание групп букв.

8.     Для йога тело становится жертвоприношением, сжигаемым в огне высшего Сознания. Тогда тело становится оболочкой.

[2] Возможны три интерпретации этой сутры:
1. Интеллектуальное знание является пищей, которую нужно переварить, превратить ее в опыт.
2. Для йога ограниченное знание, являющееся причиной связанности, является пищей, которая уничтожается.
3. Высшее знание, знание своей сущности является пищей, которая приносит удовлетворение.

9.     Знание является пищей[2].

10. При сокрытии Чистого знания, из него возникают все виды ментальных построений.

Раздел III
Анава-упайя

1.     Индивидуальная душа (Атма) – это субстанция сознания (читта).

2.     Знание, рождённое умом – источник связанности (джняна-бандха).

3.     Неразличение таттв (таких, как калаа и т.д.) – есть майя.

4.     Растворение различных таттв в теле (грубом, тонком и причинном) должно практиковаться посредством медитации.

5.     Растворение потока праны (текущей в каналах) в сушумне (серединном кананле), контроль над элементами, отвлечение ума от элементов, отделение от элементов осуществляется йогом посредством медитации.

6.     Сверхъестественные силы являются покровом, наброшенным незнанием.

7.     Посредством всеохватывающей победы над майей приходит власть над естественным прирождённым знанием.

8.     В том, кто истинно бодрствует, (т.е. в том, кто всегда соединён с Шакти) мир проявляется как сияние его света.

9.     Душа того, кто осознал свою сущностную духовную природу – только актёр на сцене мира.

10. Внутренняя душа (т.е. тонкий и причинный аспекты души) – это сцена.

11. Органы чувств йогина – зрители его игры.

12. Через высшую духовную интуицию происходит осознание света внутренней природы души (подобно тому, как актёр изображает душевные состояния посредством своего таланта.

13. Достигается абсолютная свобода (в познании и действии).

14. Так же как йог может проявлять свободу в собственном теле, он может проявлять ее везде.

15. Он должен уделить полное внимание активному Свету Сознания (т.е. Высшей Шакти), источнику мира, семени свободы, знания и блаженства в душе.

16. Утверждённый в высшей силе Божественной Шакти, он легко вступает в океан блаженства и бессмертия.

17. Он может творить формы благодаря творческому аспекту Сознания, в котором он пребывает.

18. До тех пор, пока присутствует Чистое Знание, отсутствует возможность другого рождения.

19. Махешвари и другие божества, которые имеют своё поле деятельности в группе "Ка" и других группах букв и являются матерями ограниченных существ – становятся их управляющими божествами.

20. Четвёртое состояние сознания должно течь как непрерывный поток масла в трёх состояниях (бодрствования, сна и глубокого сна).

21. Необходимо погрузиться в него, осознавая внутреннее "я" без мысленных конструкций

22. Когда прана йога движется надлежащим образом, тогда он обладает осознанием тождества всех вещей, т.е. сознанием единства.

23. В промежуточных стадиях возникают низшие состояния сознания.

24. Когда действительное Самосознание соединено с объектами, трансцендентальное состояние сознания (которое ранее было потеряно) возникает вновь.

25. Такой йог становится подобным Шиве.

26. Само по себе пребывание в теле является для него исполнением благочестивых действий.

27. Даже обычный его разговор является для него молитвой (повторением мантры).

28. Знание своей сущности – это подарок, который он даёт окружающим.

29. Тот, кто обладает властью над силами, действительно является проводником мудрости.

30. Вселенная - это проявление его силы.

31. Поддержание проявленного состояния и его поглощение – это также проявления его силы.

32. В промежутке между поддержанием и растворением мира, наблюдаемыми друг после друга, не должно быть разрыва в сознании йога, т.к. он является вечным, неизменным субъектом.

33. Йог рассматривает наслаждение и боль как что-то внешнее.

34. Будучи полностью свободным от влияния наслаждения и боли, он остаётся полностью утверждённым в своей истинной самости, т.е. в чистом Сознании.

35. Но тот, кто пребывает в заблуждении, вовлечен в добрые и злые дела.

36. Когда исчезает ощущение различия, у йога возникает способность творить различные живые и неживые объекты.

37. Возможно осознать способность творить на основе собственного опыта.

38. Три состояния должны оживляться одним основным, которое есть Абсолютная Сила, полная творческого блаженства.

39. Так же, как и состояния ума, так и тело, органы чувств и внешние вещи должны оживляться блаженством трансцендентального состояния.

40. Когда есть желания, имеет место направленность вовне эмпирической индивидуальности, которая движется от одной формы существования к другой.

41. Для йога, сознание которого полностью утверждено в четвёртом (трансцендентальном) состоянии, с прекращением желания прекращается состояние эмпирической индивидуальности.

42. Когда желание прекратилось, он использует тело, состоящее из грубых элементов только как покров, и он становится полностью свободным и совершенным как Шива, совершенная Реальность.

43. Связь праны (универсальной жизненной силы) с телом естественна.

44. Во всех каналах: левом, правом и центральном присутствует прана шакти. Посредством постоянной практики осознавания Реальности в центре того местопребывания праны, это осознавание присутствует во всех обстоятельствах и во всех условиях.

45. Такой йог осознаёт божественное снова и снова, внутри и вовне.

Первоисточник на санскрите