"Шива-катха-амрита"
("Нектар историй о Шиве")

Парама-пуджья Шри Ганапати Сатчидананда Свамиджи

Авадхута Датта Питхам
Ашрам Шри Ганапати Сатчидананды
Даттанагар, Майсур
Индия


СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Соманатха-джйотирлингам
Шришайла-Маллешвара-джйотирлингам
Махакалешвара-джйотирлингам
Омкарешвара-джйотирлингам
Вайдьянатхешвара-джйотирлингам
Бхимашанкара-джйотирлингам
Рамешвара-джйотирлингам
Нагешвара-джйотирлингам
Вишванатха-джйотирлингам
Трйамбакешвара-джйотирлингам
Кедарешвара-джйотирлингам
Гхриштишвара (Гхришнешвара)-джйотирлингам
Шива-катха-амрита II Вступление
Сати-дэви
Кумара Самбхава-Таракасура Вадха
История Вринды
Минакши


ПРЕДИСЛОВИЕ

   Шри Ганапати Сатчидананда Свамиджи, основатель расположенного в Майсуре Авадхута-Датта-питхама (центра сети монастырей авадхуты Даттатреи), известен как нынешнее воплощение Господа Датты (Даттатреи). Подобно тому, как Природа-Мать раскрывает Осознание Бога-Отца Своим дорогим детям, во время Своих музыкальных дискурсов Шри Свамиджи раскрывает хитросплетения мифологических историй лёгко и понятно, исполняя Свои композиции, а также известные песни мастеров прошлого.

   Благословляя преданных подобным музыкальным обращением, Шри Свамиджи обсуждает текущие социальные и психологические проблемы, и с присущей Ему благожелательностью по-своему ведёт преданных к преодолению этих проблем. Поэтому изречения Шри Свамиджи столь же значимы, как и знаменитые упанишады. Двумя сериями из числа этих нектарных посланий Шри Свамиджи одарил нас с 30-ого октября по 5-ое ноября 2000 года на языке каннада (язык штата Карнатака) и с 6-ого по 12-ого ноября 2000 года на языке телугу (язык штата Андхра-Прадеш) в Универсальном молитвенном зале майсурского ашрама. Это духовное пиршество было очень точно названо “Шива-саптаха” (7-дневная программа о Шиве), темой которого были различные известные “двадаша-джйотирлингамы” – 12 наиболее известных в Индии лингамов (эллипсовидных символов) Шивы.

   Мы ещё раз благословлены Шри Свамиджи благодаря слушанию и публикации перевода Его музыкальных дискурсов-бесед, озаглавленных “Шива-катха-амрита”, то есть “Нектар историй о Шиве”. Совершенно естественно, что после того, как преданным удалось хотя бы мельком узреть вселенскую форму Шивы в виде духовного сияющего воплощения, им будет в дальнейшем интересно узнать о божественных, дивных и сверхъестественных событиях, отображающих бесконечную милость Шивы. Для утоления жажды знания духовных искателей Шри Свамиджи поведал несколько рассказов на языках каннада и телугу в течение 8 дней в Вишва-прартхана-мандире (Универсальном молитвенном зале) Авадхута-Датта-питхи – ашрама Шри Ганапати Сатчидананды – в декабре 2000 г. Таково божественное намерение Шри Свамиджи – чтобы эти сладкие нектароподобные божественные деяния читались и даровали наслаждение иностранным преданным. Согласно Его пожеланию, издатели рады передать эту книгу “Шива-катха-амрита” (“Нектар историй о Шиве”) в ваши руки, которая, как мы полагаем, будет доставляющей удовольствие, благотворной и облагораживающей для всех и каждого. Мы выражаем нашу искреннюю благодарность Шри Свамиджи, вдохновение Которого единственно позволило нам передать эту книгу в ваши руки.

   Разрешите, между прочим, заметить, что к этой книге нельзя относиться как к простому повествованию определённых историй. Древняя мифология, которая является общепринятым авторитетным источником подобных историй, может рассматриваться как предмет серьёзного изучения. Различные упомянутые в этой книге персонажи, равно как и различные описанные в ней события, имеют аллегорическое значение. Во время рассказывания главной истории Свамиджи анализирует различные философские нюансы и раскрывает внутреннюю суть и подоплёку нравственных норм, которые преподают читателю наглядный урок. Верное и надёжное руководство, предлагаемое милостью Свамиджи искреннему духовному искателю, неоценимо. Кроме того, лежащее в основе каждого повествования послание служит в качестве путеводного света в поведении и взаимоотношениях самого разного рода – личных, домашних, профессиональных, общественных, религиозных и духовных, для всех и каждого – для образованного или неграмотного, здорового или больного, богатого или бедного, хорошего или нет, активного или унылого, для человека любой расы, вероисповедания, касты, убеждений, национальности или страны. Хотелось бы смиренно предложить, чтобы эта книга зачитывалась вслух, в то время как другие в небольшой группе слушали бы её, ежедневно в течение определённого времени в часы досуга, и чтобы они могли обсуждать различные моменты, в то время как сомнения одного могли быть разъяснены другими. Участники этих собраний могут относиться к этому как к духовным ритритам (практикам). “Мукхе мукхе Сарасвати” (“Сарасвати из уст в уста”) – то есть Богиня Изучения (Сарасвати) изливает Свою милость знания через устное общение с действующими из лучших побуждений людьми. К тому же, Бхагавад-гита, (Господня Песнь) призывает нас “Параспарам бхаваянтах шреям парамавапсйатах”, то есть сотрудничество и взаимодействие единомышленников ради благородной цели принесёт благоденствие им самим и, в конечном счёте, остальным.

   Датта – исконный духовный Учитель Вселенной, то есть Джагад-гуру. Он милостиво воплощался 16 раз, и после того Он принял дальнейшие воплощения в недавнем прошлом как Шрипада Шриваллабха в Питхапураме (штат Андхра-Прадеш) и как Нарасимха Сарасвати в Ганагапуре (штат Карнатака). Кроме того, благодаря Его безграничной милости мы осчастливлены возможностью ощущать и наслаждаться божественным присутствием и слушать защищающие наставления нынешнего воплощения Датты – Шри Ганапати Сатчидананды Свамиджи, основателя Авадхута-Датта-питхам.

   Мы полагаем, что нам выпала удача получить разрешение и благословения Шри Свамиджи передать эту книгу в ваши руки в качестве описания программы наступающих праздничных мероприятий. Мы передаём отдельные благословения Шри Свамиджи всем обитателям майсурского ашрама и спонсорам, которые помогли нам в этом смиренном начинании. Шри Баласвами, исполнительный секретарь фонда Авадхута-Датта-питхама Шри Х.В.Прасад, видьядхикари (высокопоставленный сотрудник образовательного учреждения) Авадхута-Датта-питхама Шри К.В.Кришнамурти обеспечили нас необходимым и своевременным руководством во всех аспектах при выполнении нашей задачи, и мы выражаем им нашу благодарность и уважение. Служение, выполненное секретарём школ нашего ашрама профессором Т.Р.Кришнаппой и Кум.Гаятри нашего майсурского ашрама, заслуживает нашей особой благодарности. Шри Гангадхар, художник Авадхута-Датта-питхама, всецело следовал указаниям Шри Свамиджи и сделал различные прекрасные иллюстрации для этой книги. Мы выражаем нашу глубокую благодарность за его своевременное служение и сотрудничество.

   Мы искренне верим в то, что читатель найдёт эту книгу не просто информативной, но также и вдохновляющей в качестве ежедневного руководства для повторения различных гимнов на санскрите, переводы которых приводятся в тексте.

   Существует санскритское высказывание “Шригуру шшива эва сах”, и значение этой пословицы объясняется Шри Свамиджи следующим образом:

   Различные виды искусств или отрасли науки, страны, языки, климат, время, возраст и т.д. – всего лишь видимые детали. Так же, как мы знаем, что Господь Даттатрея – один-единственный Духовный Мастер всей Вселенной, так и духовная суть Шивы – основополагающее тонкое и преобладающее влияние обучения. Следовательно, необходимо принять прибежище в одном только Шиве ради обретения Знания любого рода, включая Совершенное Знание. Слово “Шива” означает благость, надёжность, безопасность и благочестие. В действительности нам требуются все эти аспекты, чтобы стать полезными для нас самих, для наших семей и общества в целом.

   Да благословит Господь Шива всех тех, кто наилучшим образом использует особое послание, содержащееся в этой книге.

Джая Гуру Датта

Майсур, июль 2001
Всегда ваши в преданном служении Датте,
Фонд “Рага-Рагини”


   Дхйана-шлока (стих для медитации)

"Ом намах Шивая" и дхйана-шлока в исполнении автора книги Шри Ганапати Сатчидананды Свамиджи, mp3, 64 kbps, 2:17

   Значение стиха: 12 джйотирлингамов расположены в следующих местах;
Соманатха – Саураштра (штат Гуджарат)
Малликарджуна – Шришайлам (округ Карнул, штат Андхра-Прадеш)
Махакала – Удджайн (Мадхья-Прадеш)
Амарешвара – Омкара (Мадхья-Прадеш)
Вайдьянатха – Девгхар (штат Джхаркханд, до 9/11/2000 был частью Бихара)
Бхимашанкара – Дакини (штат Махараштра)
Рамеша – Раманатхапурам (штат Тамилнаду)
Нагеша – Дарукавана (в 16 км от Дварки, штат Гуджарат)
Вишвеша – Варанаси (штат Уттар-Прадеш)
Трйамбака – исток реки Годавари, Насик (штат Махараштра)
Кедарешвара – Кедарнатх (штат Уттаракханд)
Гхришти-ишвара(Гхришнешвара) – д.Верул, 20 км от г.Даулатабад (штат Махараштра)

   Всякий, кто помнит о вышеупомянутых 12 джйотирлингамах ежедневно утром и вечером, будет освобождён от грехов его прошлых семи рождений.


ВВЕДЕНИЕ

   В самом начале давайте узнаем значение выражения “двадаша джйотирлингам”. “Двадаша” означает “двенадцать”. “Джйоти” – “сияние”; слово “лингам” означает “символ” или Шива-лингам, эллипсовидный символ Шивы (“р” между “джйоти” и “лингам” вставляется по правилам словообразования санскрита). Следовательно, 12 джйотирлингамов символизируют духовное сияние Шивы. Главные свойства Всевышней Души – “Сат-Чид-Ананда”, то есть “Истина-Осознание-Блаженство”. Среди них Блаженство – это нечто такое, что необходимо пережить самому. Оно за пределами того, что можно описать словами. Это Наивысшая Реальность, которая не может быть доказана материалистическими аргументами или ограничениями. Поэтому единственный способ осознать Всевышнюю Душу – путь Осознания. Видимая форма Осознания – сияние, которое в форме лучей пронизывает окружающее пространство. Лучи, когда они толстые, могут рассматриваться в форме колонны. Таким образом, джйотирлингам – не что иное, как сияние духовности.

   Пять первоэлементов природы формируют основу творения. Из этих пяти первоэлементов пространство и воздух не имеют формы. Вода кажется принимающей форму сосуда, что означает отсутствие у воды собственной формы. Земля состоит из бесчисленных атомов, и у неё приблизительно сферическая форма. Среди 5 первоэлементов природы только сияние, аспект огня, напоминает форму колонны. Поэтому среди столь многих идолов различных божеств только Шива-лингам известен как “джйотирлингам”, то есть колонна сияния. Когда воду выливают из сосуда вниз, поток напоминает колонну. Следовательно, естественная форма сияния, символизируемого Шива-лингамом, соотносится с абхишекой (обливанием) как с одним из основных ежедневных ритуалов. Распространённое высказывание – “абхишека-прия-Шивах”, то есть “Шиве приятнее всего абхишека”.

Пять Ликов Шивы

   Хотя сияние изображается в форме колонны, оно распространяется во все стороны одинаково. Эта разносторонность символизируется пятью ликами Шивы. Именно поэтому Шиву называют Панчамукха (Пятиликий). Давайте рассмотрим это подробнее.

   Рассмотрите трёхликого Датту (Даттатрею). Мы можем видеть Его средний лик полностью, а два боковых лика – только наполовину. У Брахмы, Творца, четыре лика, по одному на четырёх сторонах. У Шивы пять ликов, один из которых смотрит вверх, то есть в небеса. Движение сияния преобразовывается во Время. Когда мы забываем, что духовное сияние – неделимое и всепронизывающее, тогда мы склонны считать его движущимся. Следовательно, делимое сияние приводит нас к измерению фигурами-числами. Для разделения требуется минимум два числа. Каждая вещь в творении формируется тремя свойствами: саттвой, раджасом и тамасом. Следовательно, Время, сформированное из сияния, зависит от числа шесть, то есть три, умноженное на два. Следовательно, измерение времени кратно шести. День состоит из 60 гхадий (каждая гхадия равна 24 минутам). Шестьдесят дней формируют один сезон согласно индийскому календарю. Год состоит из 6 сезонов, а шестьдесят лет формируют один цикл времени.

   И поэтому Шива, воплощение духовного сияния, раскрыл Свою природу как принцип Времени в форме 12 джйотирлингамов – числа 12, которое получается умножением 6 на 2. Далее Он разделил год на 6 сезонов, включающие 12 месяцев, и в каждый месяц Он принимает различный аспект, и в результате мы представляем 12 аспектов Солнца, то есть двадаша-Адитья, каждый год. Именно поэтому в Яджурведе утверждается в главе Намака “Асауях тамро арунах”, то есть “Солнце, видимое в небе, это и есть Шива”. Вода, которая имеет неотделимую связь с Шивой, течёт в форме 12 главных рек, известных как пушкара-нади (“синелотосный поток”). Поэтому в Веде в главе “Аруна” говорится, что вода – текучий аспект сияния. Таким образом, Всевышний Господь Шива с Его 12 аспектами джйотирлингамов, 12 аспектами Солнца и 12 реками раскрывает Свой неделимый, бесконечный аспект, простирающийся от подземного мира до земли к небесам и выше над ними. Ночью физический глаз стремится к наличию света, чтобы влияние ночной темноты не ощущалось. В ночь Шиваратри Шива проявляется как Всевышнее сияние в полночь. Тот, кто может осознать духовность и переживает Наивысшую Реальность в ночь Шиваратри, никогда не возвращается к тьме невежества. Именно поэтому говорится: “В течение жизни одно Шиваратри необходимо”, – при условии, что вышеупомянутая реализация наступает. Вот почему Шиваратри – наиболее важный фестиваль Шивы. Божественной Матери поклоняются в течение фестиваля Дэви-наваратри (“девять ночей Богини”), то есть периода, охватывающего 9 дней и достигающего своей высшей точки в день Виджая-дасами (“Десятый день духовной Победы”). Шиваратри уникально во всей мифологии – в это время возможно мысленно представить и испытать божественное сияние Шивы, слушая повествование о 12 джйотирлингамах. Возможно узреть космическую форму Шивы оком своего ума. (Кстати, читатель может вспомнить, что Вишну воплотился как Кришна в полночь в месяце шравана в 8-ой день тёмных двух недель (убывающей луны). Шива проявился в четырнадцатый день тёмных двух недель в месяце магха (также по лунному календарю). Эти две ночи приходятся на месяцы август (иногда сентябрь) и февраль (иногда март) по григорианскому солнечному календарю. Таким образом, эти два фестиваля делят год на две приблизительно равные половины, с различием всего в 6 дней. Шри Свамиджи предписывает преданным и ученикам принимать участие в этих двух фестивалях с преданностью и верой, стремясь осознать духовное значение этих божеств для того, чтобы постичь неразделимый аспект Всевышней Души в этих двух формах, которые подобны двум сторонам одной монеты).

   Паллави (припев):

   Чаранам ("стопа", куплеты):

   Значение:

   О Господь! Я представляю Тебя как духовное сияние в форме Шивалингама. Я молю Тебя озарить сиянием изнутри моё сердце.

   1. В действительности только Знание является тем сиянием, которое пронизывает всё подобно лучам. Оно принимает очаровательную форму Шивалингама.

   2. Это сияние распространяется во все стороны. Его природа символизируется пятью ликами Шивы. Поток воды с более высокого уровня напоминает колонну, подобную Шивалингаму, который является подходящей формой Шивы.

   3. Это сияние принимает ещё одну форму – форму 12 аспектов Солнца в виде 12 месяцев года, и как основные священные реки. Двенадцать джйотирлингамов – формы Шивы, которые благословляют всех нас Сат-Чид-Анандой, т.е. “Истиной-Осознанием-Блаженством”.

Джая Гуру Датта
(Слава Учителю Даттатрее)


СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Соманатха-джйотирлингам
Шришайла-Маллешвара-джйотирлингам
Махакалешвара-джйотирлингам
Омкарешвара-джйотирлингам
Вайдьянатхешвара-джйотирлингам
Бхимашанкара-джйотирлингам
Рамешвара-джйотирлингам
Нагешвара-джйотирлингам
Вишванатха-джйотирлингам
Трйамбакешвара-джйотирлингам
Кедарешвара-джйотирлингам
Гхриштишвара (Гхришнешвара)-джйотирлингам
Шива-катха-амрита II Вступление
Сати-дэви
Кумара Самбхава-Таракасура Вадха
История Вринды
Минакши

Перевод с английского: Ишвара; редактор: Саратхи, 2009, http://scriptures.ru/shiva/shiva_katha_amrita.htm. При переопубликовании рабочая ссылка на данный первоисточник обязательна.