ОМ
Вы на странице: ГлавнаяМедитация ➤ Что такое медитация и как медитировать

Медитация и йога

Что такое медитация и как медитировать


     Медитация – одно из тех понятий, которые представляются чем-то весьма неопределённым. В среде духовных искателей существует множество самых разных мнений о том, что же такое медитация. В данной статье сделана попытка выяснить это с лингвистической, исторической и научной точек зрения.

     Само слово «медитация» западного происхождения и происходит от латинского meditatio, точнее от глагола meditari, который в разных контекстах означает «обдумывать», «мысленно созерцать», «вырабатывать идеи», но при этом его основное значение – «размышлять».

     В Ветхом Завете слово «хага» (на иврите: הגה) означает не только вздыхать или шептать, но и размышлять, умственно созерцать. Когда Тора была переведена на греческий язык, слово хага было переведено как melete. В латинской Библии слово хага / melete было переведено как meditatio. Использование термина meditatio применительно к одной из частей поэтапного процесса умственного созерцания впервые встречается у монаха-картезианца Гиго II в XII веке.

     Далее в католичестве представление о «медитации» постепенно наполняется молитвенным содержанием. В дальнейшем происходило религиозное упрощение и ритуализация того умственного процесса, который когда-то был вполне определённой практической психотехнической активностью. К описанию медитации стали добавляться слова «чудесная», «божественная», «абсолютная» и т. п., хотя ни в оригинале первоисточников, ни в изначальном смысле понятий такого контекста не было.

     С XII века западный термин «медитация» постепенно выхолащивался и искажался, и теперь распространены заблуждения, будто медитация — это грёзы, слушание приятной музыки со звуками природы и молитвы. Хотя даже в древнем, религиозном толковании под медитацией подразумевался определённый умственный процесс.

     Позже термин «медитация» был логично применён в качестве перевода названия восточных духовных практик, называемых в йоге «дхьяна», в китайском буддизме — «чань», в японском — «дзэн».

     На Востоке под медитацией подразумевается в первую очередь дхьяна – слово на санскрите, означающее седьмую ступень восьмиступенчатой раджа-йоги, которая базируется на «Йога-сутрах» святого мудреца Патанджали и относится к индуизму. Термин «раджа-йога» является ретронимом, введённым в употребление в XIV веке в «Хатха-йога-прадипике» для установления отличия основанной на «Йога-сутрах» школы от нового течения в хатха-йоге. До XIV века под йогой подразумевалось то, что сейчас называется раджа-йогой, а до X века хатха-йога не была известна.

     В буддизме с его многообразием медитативных техник йоговской дхьяне больше всего соответствует шаматха (на санскрите). На языке пали «шаматха» называется «саматха», на тибетском – «шинэ».

     Именно дхьяна и шаматха являются основой большого многообразия разных техник в йоге и буддизме, которые также называются медитациями за неимением других лексем в западных языках западных культур, в которых не было духовных поисков в таких масштабах, как на Востоке.

     В йоге на Западе к медитации традиционно относят такие продолжения дхьяны, как самадхи и самьяму. Кроме того, там же к медитации относят и различные менее известные практики отдельных направлений индуизма, хотя они не только количественно (по продолжительности), но и качественно отличаются от дхьяны. В Индии все эти последующие ступени и практики имеют только свои санскритские названия, или же образованные от санскритских – без использования таких слов, как медитация или дхьяна. Хотя та же самьяма внешне похожа на медитацию, называть её так могут лишь в угоду западным ученикам. Для индийских йогинов самьяма – это именно самьяма, а не абстрактная meditation. Попытки называть самьяму и другие сложные практики медитацией похожи на то, как если бы геолог называл все минералы просто камнями.

     В буддизме на Западе к медитации традиционно относят также такие практики, как випассана (на языке пали, на санскрите – випашьяна, на тибетском – лхагтонг) и многочисленные визуализации. При этом данные практики многообразнее и сложнее простой шаматхи. Для буддистов все эти практики имеют свои названия на восточных языках, и «обобщённый» абстрактный термин «медитация» тибетцами, бирманцами или другими восточными неанглоговорящими буддистами не используется.

     Это похоже на то, как индийские индуисты не используют западный термин индуизм. Сам термин «индуизм» появился только в начале XIX века, а индусы называют свою религию «санатана-дхарма» (на санскрите).

     Что интересно, буддисты Востока называют свою религию «дхарма» (закон, учение) или «Буддха-дхарма» (Учение Будды). Термин «буддизм» был придуман европейцами в XIX веке.

     Глядя на всю эту чехарду с западными названиями восточных понятий, становится ясно, что исследовать значение и происхождение западного слова «медитация» нет смысла. Вместо этого нужно исследовать такие понятия, как «дхьяна» или «шаматха».

     Если обратиться к словарям, то проблема в том, что все имеющиеся санскритские словари были составлены млеччхами-европейцами, причём не раньше XIX века. Первый и самый известный санскритско-английский словарь был составлен Монье-Вильямсом (британцем с двойной фамилией), впервые опубликован в 1872 г. и переиздан в 1899 г.

     Сэр Монье Монье-Вильямс в 1860 г. стал профессором санскрита Оксфордского университета. На этом посту он активно выступал за проповедь христианства в Индии, заявляя, что одной из целей востоковедения как науки должно было быть обращение индуистов в христианскую веру. В своей книге «Индуизм» Монье-Вильямс предсказывал скорое прекращение существования индуизма и призывал христиан приостановить нашествие ислама. Учитывая взгляды британского сэра на индуизм, трудно полностью доверять переводу санскритского слова «дхьяна» в его словаре.

     Если ввести в онлайн-словаре Монье-Вильямса слово «dhyAna» («дхьяна» в санскритской кодировке Kyoto-Harvard), то в переводе получим «медитация, мысль, рефлексия, (особенно) глубокая и абстрактная религиозная медитация» («meditation, thought, reflection, (esp.) profound and abstract religious meditation»). Если ввести слово «zamatha» («шаматха» в кодировке Kyoto-Harvard), то в переводе получим «тишина, спокойствие, отсутствие страсти» («quiet, tranquillity, absence of passion»).

     После прочтения переводов слов «дхьяна» и «шаматха» суть медитации понятнее не становится.

     Если ввести в санскритско-английском словаре Монье-Вильямса слово «самадхи» (samAdhi), то получим множество производных значений вроде «цельность, завершённость» и даже «гробница святого» вместо буквального значения этого слова. Слово «самадхи» состоит из двух санскритских слов «сама» и «дхи». «Сама» буквально означает «равный», «такой же», «равновесный», «равноудалённый от крайностей». Санскритское слово «дхи» имеет множество значений и используется в большом количестве сложных слов. Среди его значений упоминаются такие понятия, как понимание, рефлексия, религиозная мысль, ум, концепция, разум, мысленное представление, медитация, визуализация, отслеживание, интеллект.

     Санскритское слово «буддхи» с этим корнем означает «деятельность сознания, разум». И что собственно характерно, и в английском, и в русском «буддхи» традиционно неправильно переводят как «интеллект», так как переводчики по контексту понимают, что это нечто выше «манаса»-ума (и часто упоминается как нечто отдельное от ума), но точного эквивалента в мирских западных языках для понятия «буддхи» нет. В русском наиболее подходящий эквивалент для буддхи – разум. В то же время интеллект – это аспект всё ещё инертного ума, хоть и высший. Буддхи соответствует четвёртому телу (виджнянамайя-коше), в то время как ум – третьему (маномайя-коше). Виджнянамайя-коша и анандамайя-коша (пятое тело из пяти) выстраиваются в том числе с помощью медитаций и обеспечивают дальнейшее (по сравнению с образом жизни медианного примата) развитие души и сознания.

     Другими словами, состояние самадхи – это состояние уравновешенного разума. Это эквилибристика сознания, когда оно пребывает в равновесии, не проскакивая сбалансированность и не проваливаясь в одну из крайностей. Это состояние, в котором ум пребывает только в качестве "прозрачного" наблюдателя, не окрашивая своей деятельностью восприятие окружающего мира и не навешивая ярлыки со своими смыслами. Естественно, что для длительного пребывания в таком состоянии необходимо долго тренироваться.

     Если обратиться к священным писаниям, то наиболее авторитетный и самый древний текст по йоге и медитации – «Йога-сутры» Патанджали. Ниже приведены избранные цитаты:

     1.1. Итак, наставление в йоге.

     1.2. Йога есть обуздание вритти (волнений), присущих уму.

     1.12. Их (волнения ума) сдерживают практика и непривязанность.

     1.13. Абхьяса (практика) есть усилие, необходимое для обеспечения успокоения волнений ума.

     1.14. Эта практика станет успешной при постоянной почтительной преданности, непрерывной в течение длительного времени.

     1.34. По вашему выбору равновесие ума можно приобрести даже путём выдоха и задержки праны (дыхания).

     1.35. Или умственное спокойствие вызывается деятельностью высших чувств.

     1.36. Или [созерцанием] беспечального света (джйоти).

     1.37. Или ум выбирает в качестве объекта для сосредоточения тех, кто не имеет желаний, или рага.

     1.38. Или в зависимости от знания снов и сновидений.

     1.39. Или, по желанию, посредством медитации (дхьяны).

     1.41. Когда волнения ума находятся под контролем, ум становится подобным прозрачному кристаллу и обретает способность принимать форму либо познающего, либо акта познания, либо объекта познания.

     1.44. Таким образом описываются медитация и сверхмедитация (нир-вичара), имеющая своим объектом тонкое.

     2.45. Самадхи (осознание) можно достичь, если сделать Господа целью всех действий.

     2.46. Асана, поза, должна быть устойчивой и удобной.

     2.47. Это достигается ослаблением усилий и глубокой медитацией ("самапатти") на Бесконечное.

     2.54. Отключение (пратьяхара) есть то, благодаря чему чувства не входят в контакт со своими объектами, но следуют природе ума.

     3.1. Однонаправленность (дхарана) есть непоколебимость ума.

     3.2. Продолжение [этого] умственного усилия есть медитация (дхьяна).

     3.3. Эта же медитация, когда присутствует лишь сознание объекта медитации, но не ума, есть самадхи (осознание).

     3.4. Три вместе [дхарана, дхьяна и самадхи] составляют самьяму (упражнение в самоконтроле).

     3.5. После овладения этим (самоконтролем) приходит праджня (свет мудрости).

     Из всего процитированного ясно только то, что медитация – это следующая ступень некоего умственного усилия после достижения непоколебимости ума, то есть безмыслия.

     Подобно тому, как самьяму невозможно практиковать без предварительного овладения дхьяной, так и дхьяну невозможно практиковать без предварительного достижения состояния безмыслия. Само безмыслие, конечно же, автоматически не означает состояние медитации, но без него медитация для начинающих невозможна. Безмыслие легко тренируется в любое время, когда нет необходимости говорить или думать, и, само собой, когда вы вспомнили об этой тренировке 😃. Это можно делать десятки раз в течение дня, и это один из самых эффективных подходов к тренировке безмолвия ума и подготовительной ступени медитации. Кроме того, безмыслие имеет свои уровни утончённости, которые также влияют на достигаемый уровень медитации.

     Помимо безмыслия необходимо, чтобы «ум становился подобным прозрачному кристаллу», то есть не был охвачен какими-либо волнениями и сохранял ясность сознания. Притуплённое состояние сознания, которое в буддизме называют «утопанием ума», не позволяет уставшему или сонливому уму находиться в состоянии медитации. В таком состоянии возможно безмыслие, и даже возможна некая притуплённая форма самоконтроля за отсутствием мыслей, но сонный, почти спящий ум не способен запоминать происходящее дольше, чем на несколько секунд, и это однозначно не медитация. Возбуждённость ума также препятствует медитации, поскольку в этом случае поток мыслей и различные волнения в уме становятся слишком напористыми. В буддизме есть свои советы для подобных случаев. Например, при сонливости следует обратить взгляд вниз, при возбуждении – вверх (даже если вы медитируете с закрытыми глазами).

     Медитация похожа на упражнение в эквилибристике. Помимо базового требования безмыслия, медитация – это тонкий умственный баланс между возбуждённым и сонливым умом. В эквилибристике нужно учиться замечать тонкий момент равновесия, и учиться поддерживать это равновесие минимальными усилиями, потому что они наиболее эффективны, наименее затратны энергетически и обеспечивают наилучшее равновесие. Овладение медитацией очень похоже на тренировку эквилибриста, только вместо поддержания равновесия физического тела поддерживается сбалансированное состояние безмятежного ума. Подобно тому, как невозможно сразу научиться ходить по канату, так и овладение медитацией требует длительной тренировки. Новички постоянно проскакивают сбалансированное состояние безмятежного ума, которое прерывается мыслями, эмоциональной неустойчивостью или умственной усталостью.

     Фактически всё зависит от вашей регулярной тренировки и настойчивости. Медитация – это не что-то такое, чему можно научиться за пару дней или сказать, что вы уже освоили её в максимально возможной степени. Подобно попыткам научиться играть на гитаре или тренировкам с разборными гантелями, ощутимый результат появится только через годы упорных тренировок. При этом слишком напряжённые усилия в медитации бессмысленны так же, как и попытки резких дёрганий для удержания равновесия на канате.

     В восточной традиции считается, что для изучения медитации крайне желателен учитель. В прошлые времена узнать о том, как научиться медитировать, можно было только от учителя, или из очень редких тогда книг при наличии определённых врождённых способностей к медитации. В результате требование о необходимости учителя для желающего изучать медитацию ученика практически стало догмой.

     В наше время появились новые возможности изучения медитации. Научный подход и исследования общепризнанных мастеров медитации с помощью электроэнцефалографов и фМРТ позволили узнать интересные особенности медитации. Оказалось, что для неё характерно снижение бета-ритма мозга и увеличение альфа-ритма, а при продолжительной тренировке медитации и увеличение тета-ритма.

     За последние 10 лет появились сравнительно дешёвые «бытовые» версии электроэнцефалографов, которые позволяют в домашних условиях не только отслеживать отдельные ритмы головного мозга, но и показывают наличие самой медитации. ЭЭГ-гарнитуры компании NeuroSky были разработаны после длительных исследований подлинных мастеров медитации, включая тибетских монахов, и ежесекундно показывают ваш уровень медитации.

     ЭЭГ-гарнитуры – это революция в изучении медитации. Они предоставляют ещё один способ её изучения, помимо учителя и текстового руководства. Готовый параметр «уровень медитации» позволяет отслеживать моменты вхождения в состояние медитации, которые раньше могли не замечаться учеником, что может значительно ускорять её изучение.

     При помощи ЭЭГ-гарнитур можно быстрее освоить базовую дхьяну, а в далёкой перспективе даже и шаматху, и затем перейти к различным последующим практикам, описанным в йоге и буддизме, в которых дхьяна и шаматха используются в качестве необходимого базового условия.

     Как медитировать, или советы по медитации с самого начала

     1. Вначале следует учиться сосредоточению. Если кто-то не способен сосредотачивать свой ум на одном объекте дольше, например, десяти секунд, то у него скорее всего не получится и удерживать ум без мыслей длительное время. Не говоря уже о тех, кому мешает длительно сосредотачиваться, например, СДВГ. В интернете доступно множество руководств и методик тренировки внимания и концентрации, например, фиксация взгляда на пламени свечи или точке на листе бумаги.

     2. Если вы способны удерживать ум на одном объекте достаточно долго, то вы сможете успешно тренировать и безмыслие. Оно легко тренируется в любое время, когда нет необходимости говорить или думать, и, само собой, когда вы вспомнили о необходимости этой тренировки. Это можно делать десятки раз в течение дня, и это один из самых эффективных подходов к тренировке безмолвия ума – подготовительной ступени медитации.

      «Мой отец обязательно говорил всем новым ученикам, включая меня, что самый эффективный подход для начинающего состоит в том, чтобы успокаивать ум на очень короткое время много раз в день.»

      – Йонге Мингьюр Ринпоче, «Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему»

     Кроме того, безмыслие имеет свои уровни утончённости, которые также влияют на достигаемый уровень медитации. Постепенно вы начнёте замечать момент появления мысли и прекращать её проявление в уме на более ранних стадиях её возникновения. Длительное безмыслие в состоянии бодрствования – главное предварительное условие успешной медитации.

     3. После того как вы научитесь удерживать ум без мыслей хотя бы секунд 10, возможен переход к практике собственно медитации. Необходимо принять устойчивое положение тела, когда вам не нужно сильно напрягать ту или иную группу мышц. Наиболее оптимальное положение тела для медитации – не лёжа, когда вы быстро начнёте испытывать сонливость, не стоя, когда вы будете слишком напряжены и активны, а сидя. Спина должна быть прямая и расположена вертикально. Дело тут не только в иде, пингале и сушумне, а и в том, что прямая вертикально расположенная спина находится в оптимальном равновесии и требует наименьших физических усилий для поддержания её положения и коррекции возможных отклонений. Минимум физической активности важен для длительной успешной медитации. Поза для медитации должна быть удобной и комфортной. Нет смысла сидеть в лотосе, если из-за него через несколько минут вы начнёте испытывать физическую боль. Ваша медитация будет только ухудшаться от этой боли.

     Поначалу рекомендуется медитировать с закрытыми глазами, так как это снижает отвлечение ума на внешние объекты и его "шумность". Кроме того, активизация участков мозга, связанных с обработкой визуальной информации, активизирует ум в целом и может снижать качество медитации. В некоторых школах буддизма рекомендуется медитировать с полузакрытыми глазами, когда вы видите только небольшой участок пола перед собой. В таком случае не происходит появления новой визуальной информации, активность мозга и ума в результате снижается, а не закрытые полностью глаза препятствуют утопанию ума и сонливости.

     Также переходу в состояние медитации может помогать направление «взгляда» закрытых глаз немного вверх, особенно в случае повышенной активности ума. Кроме того, следует «расфокусировать» взгляд, даже если ваши глаза закрыты, поскольку это также снизит активность мозга и "шумящего" ума.

     При правильной медитации снижается уровень "шумящих" бета-волн в результате безмыслия ума и увеличивается уровень альфа-волн в результате безмыслия и поддержания ума в состоянии оптимального равновесия между состояниями повышенной активности и усталости/сонливости (утопания ума).

     Один из ключевых моментов доминирующих альфа-волн – вам не следует даже пытаться придумывать дальнейшую тему для ваших мыслей. Следует поддерживать настолько неподвижный и устойчивый ясный ум, насколько это возможно.

     Постепенный прогресс в медитации возможен только в результате длительной правильной практики. Могут потребоваться годы для того, чтобы удерживать ум без мыслей в течение минуты или дольше. Внешние факторы социума вообще могут сделать невозможным существенный прогресс в медитации.

     Подытоживая, можно сказать, что медитация – это состояние безмыслия ясного ума-наблюдателя, который не склонен к засыпанию и не слишком возбуждён. Дальнейшая практика медитации будет позволять вам постепенно переходить на новые, более утончённые уровни медитации и осознанности. Эти уровни подробно описаны в буддизме (например, различные виды самадхи).

     Превосходная возможность отслеживать пребывание в состоянии медитации, ставшая доступной только в последние годы – это использование сравнительно дешёвой (около $100) ЭЭГ-гарнитуры NeuroSky MindWave. Ещё до разработки своей первой версии ЭЭГ-гарнитуры компания NeuroSky проводила длительные исследования с помощью профессиональных многоканальных электроэнцефалографов медитативных состояний 14 различных мастеров медитации, среди которых были и тибетские монахи с большим опытом ретритов. Именно на основании этих исследований и был разработан закрытый алгоритм вычисления параметра "медитация", формируемого модулем TGAM внутри гарнитуры NeuroSky. Исследования были похожи на те, что описаны в этой статье.

Пример скриншота приложения NeuroExperimenter (НейроЭкспериментатор) для ЭЭГ-гарнитуры NeuroSky MindWave

Пример скриншота приложения NeuroExperimenter (НейроЭкспериментатор) для ЭЭГ-гарнитуры NeuroSky MindWave.

     Следует отметить, что использование гарнитуры NeuroSky не поможет в изучении медитации, если человек не в состоянии удерживать ум без мыслей хотя бы секунд 10. Значения параметра «медитация» будут хаотично прыгать, и будет непонятно, как этими значениями можно управлять. А прогресс в медитации идёт очень медленно, и это может быстро привести к разочарованию. В такой ситуации следует практиковать предварительное условие медитации – безмыслие, и это возможно без какой-либо ЭЭГ-гарнитуры. В то же время важная особенность ЭЭГ-гарнитуры в том, что даже при вашем длительном безмыслии она будет показывать, находитесь ли вы в данную секунду в состоянии медитации, которое не достигается одним только безмыслием.

     Для успеха в медитации необходима ежедневная практика, практика и ещё раз практика.

     Автор статьи: В. Вернигора, 9.05.2018. При перепечатке ссылка на источник scriptures.ru/yoga/chto_takoe_meditatsiya.htm обязательна.

          Рекомендуемые тексты:

     "Как медитация меняет ваш мозг и вашу жизнь". Дэниел Големан и Ричард Дэвидсон.

     Медитация с использованием обратной нейросвязи с помощью ЭЭГ NeuroSky MindWave Mobile – ускоренное самостоятельное изучение медитации. Общие вопросы ЭЭГ-медитации.

     Прем Нирмал "Наука медитации" – что такое медитация и чем она не является.

     Описание духовной медитативной практики в одной из ветвей (виджняна-вада) буддизма махаяны. Предельно практичное и полезное описание медитативной садханы.

     "Йога-сутры" Патанджали – наиболее авторитетный текст по йоге.