Шри Сатья Саи Баба

ЛЕТНИЕ ЛИВНИ В БРИНДАВАНЕ
1973

Курс лекций по индийской культуре и духовности


Содержание
Приветственное слово
Глава 1    Священный характер взаимоотношений наставника и ученика
Глава 2    Лестница, поднимаясь по которой, невежественный человек становится освобожденной душой
Глава 3    Во избежание круга рождений и смертей
Глава 4    Стремитесь к общению с достойными людьми
Глава 5    Священна жизнь человеческая, не расходуйте ее впустую
Глава 6    К Атме устреми внутренний взор свой
Глава 7    Служение человеку есть служение Господу
Глава 8    Управляйте своими чувствами, и печали покинут вас
Глава 9    Почитайте Всевышнего в образах Его, но не принимайте образы за Бога самого
Глава 10  Отрешенности способен достичь каждый
Глава 11  Милостью Господа глупец может сделаться ученым человеком
Глава 12  Отрешенность поможет сохранить спокойствие даже в трудные времена
Глава 13  Молодым людям следует держать свой язык под контролем
Глава 14  Нравственность и Истина - основные составляющие Индийской культуры
Глава 15  Все различия, существующие в этом мире, - не более как различия в названиях и формах
Глава 16  Стремитесь к труду, почитанию Господа и обретению мудрости. Избегайте богатства, алкоголя и женщин
Глава 17  Джива и Брахман как две половинки одного семечка
Глава 18  Живите в настоящем - это самый священный период бытия
Глава 19  Истинное образование приводит к смирению и уравновешенности ума
Глава 20  Дхарма всегда защитит того, кто привержен ей
Глава 21  Человеку надлежит трудиться, но не ради выгоды от плодов труда своего
Глава 22  Истинная природа дхармы
Глава 23  Медитация и концентрация внимания - разные вещи
Глава 24  Человек стремится к слиянию со Всевышним
Глава 25  Не наносите ущерба своей природе, пользуйтесь ею только с соизволения Всевышнего
Глава 26  Познай себя, но не спрашивай другого, кто он
Глава 27  Вера в себя ведет к самореализации
Глава 28  У Господа тысячи имен
Глава 29  Истинная природа дружбы
Глава 30  Только Всевышний - подлинный ваш наставник
Глава 31  Заключительное обращение к студентам
Указатель имен и терминов

Глава 1

Священный характер взаимоотношений наставника и ученика

   Тот мир, который вы видите, не долговечен. Сейчас он есть, но вот и нет его. Многое из того, что вас окружает, разнится по своей важности и по своим качествам. Отнюдь не одно хорошее присутствует во вселенной. Юные друзья! Философия единства сущего, недвойственности - это основа индийской культуры, ее самая главная особенность. Монистическая философия адвайты, господствующая в Индии, во многом расходится с другими философскими системами мира. В большинстве религиозно-философских систем мира предпочтение отдается телу, рассудку и интеллекту. Причем главное значение в них придается разуму как качеству, присущему человеческому существу, высшему качеству, в котором проявляется человеческое "я," или его Атма. Именно с этих позиций западные религии и рассматривают различные аспекты бытия. Индийская же философская мысль рассматривает тело, разум и мыслительную способность лишь как различимые дополнительные свойства по отношению к индивидуальным качествам, таким как читта и антахкарана. Индийская философская мысль придает основное значение связи того, что есть Атма, и Высшего Духа - Параматмы. При этом признается их конечное единство. Именно с таких позиций рассматривает различные аспекты бытия религиозная мысль Индии. В пределах Индии появилось и расцвело много вероучений, и все они стремятся к тому, чтобы соотнести свои основные принципы с Атмой. Все они едины в том, что не следует лгать и опускаться до мелких козней; что должно уважать свою мать и своего отца и почитать своего наставника. Ни одно из этих вероучений не учит неуважительному отношению к родителям и учителям, ни одно не призывает добиваться желаемого с помощью интриг, ни одно не учит лжи. Разные религии по-разному могут подходить к проблеме познаваемости Бога, но они едины в том, что в повседневной практике следует прилагать все усилия, дабы придерживаться правды и творить добро.

   Между тем в наши дни все, что совершалось во имя веры и ради познания Истины, оказалось забыто. Мысли людей целиком занимают предметы, далекие от тех, о которых говорили наставники и о которых написано в наших священных книгах. Вполне очевидно, что религиозное чувство отсутствует потому, что преданы забвению сами основы религии. Потому-то идеи, лишенные религиозно-этического смысла, так легко овладевают вашим воображением. Ибо только тогда, когда всем сердцем веришь в религиозные предписания и следуешь им в своей повседневной жизни, имеешь моральное право называться последователем того или иного вероучения. И наоборот: если на словах ты повторяешь то, чему учат шастры, но не следуешь этому на практике, то ты далек от веры в нравственные принципы религии.

   Среди людей образованных, среди тех, кто так или иначе связан с преподаванием и даже занимает в этой области достаточно влиятельное положение, нередко находишь таких, которые любят задавать вслух вопросы типа: Что такое религия? Что такое культура Индии? Что лежит в основе нравственности и морали? Задавая подобные вопросы, они не только демонстрируют свое невежество в кардинальных вопросах религии, они, более того, вносят сумятицу и недоверие в умы студентов. Их вопросы показывают, что их знания почерпнуты исключительно из книг, это - всего лишь книжное знание. Никто из них за всю свою жизнь не имел личного опыта общения с Богом. Вот так сегодня обстоит дело с теми, чье дело - наставлять. Я от всей души надеюсь, что слушающие Меня сейчас своим дальнейшим поведением откроют глаза тем, кто руководит системой образования. Я возлагаю на вас, молодые люди, все свои чаяния. Ибо именно у молодежи есть уникальная возможность изменить будущее нашей страны, возобновив ее идеалы. Сейчас, во время летних лекций, вы получите возможность восстановить понятие о дхарме и о священных основах культуры, которые берут свое начало в Ведах и существуют с древних времен; это поможет вам в деле возрождения былой славы Индии, поможет и вам самим добиться признания в ваших деяниях на благо отчизны. Это мое твердое убеждение.

   Мир вокруг нередко называют митхья-лока - ложным миром. Стоит вам принять его за реальность, как он тут же меняет форму, исчезает и убеждает вас, что он действительно ложен. С другой стороны, если придерживаться мнения, что он ложен, то на каждом шагу вы будете находить подтверждение его реальности. Следовательно, этот мир и не ложен, и не реален. Он занимает место, как бы где-то посередине между правдой и ложью, реальностью и нереальностью. Именно поэтому к нему иногда применяют выражение сат-асат - истинно-неистинный. Он видим и не видим в одно и то же время. В этой связи давайте вспомним: днем вы видите один мир, а ночью, во сне - совсем другой. И то, что вы видите в ночных снах, вы не можете видеть бодрствуя. Где ложь, а где правда? Вы чувствуете смятение. Вы перестаете отличать Истину от лжи. Ваши идеи, ваши желания постоянно меняются; они то исчезают, то возникают снова. Это доказывает, что эти желания, эти мысли, сама телесная оболочка не есть реальность. Это все элементы непостоянные, и, следовательно, ложные.

   В наши дни нередко вы получаете сведения о том, что в каком-то регионе происходят волнения, что где-то подвергаются насилию люди. А новости радостные, согревающие сердце, сведения о благополучии, о долгой счастливой жизни - где они теперь? Все, что происходит в мире, - это как бы драма, которая разыгрывается два дня, а жизнь поколения - это всего лишь двухчасовой спектакль. Телесная же оболочка конкретного человека не более как пузырек, что появляется на водной глади, чтобы через несколько минут исчезнуть. Как можно, спрашивается, придавать этим вещам такое большое значение? Тело - скопище болезней. Сама жизнь словно постель, полная блох. Мир вокруг полон страданий. Как можно, находясь в подобном окружении, уповать на счастье? Таким образом, получается, что ни удовлетворение потребностей физиологических, ни земные удовольствия и чувственные наслаждения не способны принести вам счастье и блаженство. Часто вредные пристрастия, которые выглядят как удовольствия, но опасные по своей сути, создают у вас обманчивое ощущение счастья. Они могут привести к всевозможным пагубным для вас последствиям. Подобно тому, как наступает время, когда надетое вами платье требуется сменить, так приходит час, когда платье, что зовется удовольствием и счастьем, тоже приходится менять на другое, которое зовется печалью.

   Если бы удалось найти сейчас среди людей такого, кто живет в полном счастье и в ладу с миром, это было бы сравнимо разве что с чудом. Человек может быть богатым и влиятельным, может быть высокообразованным и уважаемым - и окружающим он может казаться вполне счастливым. Однако непременно окажется, что в глубине души этот человек озабочен сотнями разных проблем. Эти проблемы так давят на него, что он все время чувствует себя несчастным.

   Если вы искренне стремитесь к ощущению безмятежности и блаженства, то для вас самое время поразмышлять над сущностью монизма философии адвайты. Есть люди, которые вообще не задумывается ни об этой жизни, ни о существовании после смерти. Их довольно много. Но если даже кто-нибудь из них все же нет-нет да подумает об этом, то таких, кто понимал бы, что значит отказать себе в малости ради другого, пожертвовать собою во имя долга или творить добро, совсем уж немного. Вы совершаете большую ошибку, когда полагаете, что все эти беззаботные люди достойны уважения и подражания.

   Не меньшую ошибку совершаете вы, когда называете умными тех, кто все отпущенное им в этой жизни время тратит на удовольствия и наряды. Проходит время, вы стареете, но по-прежнему уважаете людей, жизнь и деньги которых уходят на удовлетворение чувственных желаний, и по-прежнему смотрите на них с восхищением. И даже когда смерть уже глядит им в лицо, они пышно отмечают свои юбилеи, забывая о том, что их смертный час близок. Как относиться к таким людям, которые не тревожатся о том, что может произойти с ними в следующий миг?! Лягушка, которую заглатывает змея, в последний момент все же будет стремиться съесть червяка, не подозревая о том, что через мгновение ее век прервется. В свою очередь, и змее неведомо, когда ее проглотит павлин. Как и павлин не знает, что произойдет с ним спустя минуту. Может, его уже подстерегает охотник, а он весь раздувается от гордости, что поймал змею. В этом мире один глотает другого, а тот - еще когото. Каждый же из них в отдельности гонится за добычей, не думая о том, что и сам он добыча.

   Далее, человек думает, будто он поглощает время, тогда как на самом деле это время в один прекрасный момент поглотит его. Тут кроется одно из самых больших заблуждений. Занятые материальными аспектами своего бытия, то есть проблемами, касающимися тела, разума и интеллекта, вы оказываетесь в подчинении у времени, боясь, что оно, в конце концов, поглотит вас. Лишь когда вы научитесь быть выше запросов вашего тела и разума, тогда и только тогда вы обретете контроль над страхом смерти, ибо станете воспринимать смерть как часть и как признак эволюции своей бессмертной души.

   Мы явились в этот мир в телесной оболочке, которая является частью нас. Так вот: пока вы, молодые люди, являетесь частью этого мира, разобраться в нем и понять себя - ваша святая обязанность. Что есть это тело, и какова его связь с окружающим миром? Задача же Саи - заронить в ваши души, которые молоды и ярки, как лучи восходящего солнца, семена стремления обрести духовное знание. Вы находитесь сейчас как раз в том возрасте, когда еще можете надеяться стать в будущем опорой страны. Бесполезно проповедовать это пожилым людям, поскольку их умственные способности словно солнце на закате дня. В течение месяца вы, молодые, будете получать знания о культуре Индии и ее традициях. Вы узнаете также о том, что ценно и что дурно в западной культуре и ее традициях. Вы узнаете обо всех основных религиях, которые существуют. Это все входит в план наших летних занятий.

   В течение этого периода вы, может быть, испытаете ряд неудобств чисто бытового свойства. Тем не менее вы должны считать, что вам повезло, поскольку вы получили редкую возможность ознакомиться с тем, что составляет славу Индии, и с основными ценностями ее культуры. Вам следует гордиться тем, что вы граждане нашей великой страны. Эту истину вы должны глубоко осмыслить и неуклонно пестовать ее в своем сознании.

   "Моя страна - Индия. Моя религия - это религия Индии. Здесь родились и сформировались мои идеалы и традиции", - вот о чем вы должны помнить и размышлять. Следует научиться любить и уважать ту культуру, которая процветала здесь с незапамятных времен. Она древняя, и она не исчезнет никогда. Посвятите же свои жизни будущему своей страны. Но помните: ваше существование станет безмятежным лишь в том случае, если вы научитесь держать под контролем свое тело и ум. Физическое и умственное возбуждение вредны. К тому же, если вы не научитесь сдержанности сейчас, в юном возрасте, то, повзрослев, вы уже не сумеете этому научиться этому. Образование обретает смысл лишь в том случае, когда вы способны контролировать свои органы чувств, выбрали истинные идеалы и очистили свой ум.

   Вы видите молнию только при тучах. Как тучи рождают молнию, так и образование должно порождать мудрость. Того, кто в образовании стремится найти мудрость, мы называем видьяртхи, то есть ищущий знаний. Расстаньтесь с глупой идеей, будто цель образования - получение ученой степени. Помните: образование вам нужно для вашего собственного блага, для блага окружающих, для блага родины. Будьте способны к самопожертвованию. Не торгуйте своими знаниями. С рассвета и до заката вы делаете все возможное ради одного - добыть хоть немного денег. За одну рупию человек готов солгать, а иногда и хуже того. Ради денег он пускается на всяческие уловки, строит козни и вовлекает в свои обманы, в свои бессмысленные действия самого Господа. Люди стремятся к деньгам, но при этом повторяют имя Господа и тем самым обманывают также и Его. Человек, которого вы обманываете, может быть, вам и поверит, но неужели вы полагаете, будто Господь не видит, что вы лжете?! В конечном итоге вы получите то, что заслужили. Ибо вашими словами вы можете обмануть человека, но не Господа. Он - в вашем сердце, и Ему все ведомо.

   Вы наверняка слышали имя одного из мифологических персонажей - Читрагупты. Он ближайший помощник Ямы, бога смерти. Он ведет точный счет добрым и злым делам каждого. Вам может показаться забавным предположение, что бог по имени Яма и вправду существует и даже имеет, как какой-нибудь современный чиновник, личного секретаря в лице Читрагупты. Такое сопоставление с современным бюрократическим аппаратом может настроить вас на скептический лад. Однако следует помнить, что в индийской культуре любое слово, кроме явного, имеет и скрытый смысл. Вы несерьезно относитесь к нашим мифам, потому что склонны воспринимать их буквально, а значит, поверхностно. Имя Яма употребляется также в значении "время". Рождение тела, его рост, его постепенное разрушение и гибель - все эти процессы происходят во времени. Время замрет - и не станет ни рождения, ни смерти. Поскольку именно время вызывает все изменения, включая и смерть, то есть разрушение тела, то само время стали называть богом смерти. Время еще называют иначе - потомок Солнца. Это тоже может вызвать недоумение и родить сомнения. Неужто бог Солнца, как человек, имеет семью - жену и сына? Следует учесть, что само понятие времени возникло в связи с восходом и закатом солнца. Потому время и называют сыном Солнца.

   Читрагупта же обитает в самом теле человека. Ум спрятан в человеческом теле, и этот скрытый ум и есть Читрагупта. Все мысли, которые приходят вам в голову, запечатлеваются в вашем сердце. Предположим, вас спросили о чем-нибудь. Может быть, вы поколеблетесь и дадите неточный или неверный ответ. Но себе человек не солжет, ибо сердце его знает правду. Вор, ограбивший дом, может убеждать полицию, что это не так, но его сердце знает, что на самом деле совершил кражу он.

   То, что оставляет след в вашем сердце, именуется рута. Рута - это истинная суть ваших мыслей. Когда вы выражаете ее в словах, то это называют Истиной. Если же ваши слова вы преобразуете в дела, то это и есть дхарма. Иными словами, дхарма - это соответствие ваших мыслей вашим словам, а слов - поступкам. Правильное поведение - это такое поведение, при котором мысль, слово и дело полностью совпадают. В наши дни подлинное значение слова дхарма оказалось утраченным. Зачастую вы интерпретируете его вольно, сообразуясь с собственными интересами. Такова прискорбная тенденция, с которой нам приходится иметь сегодня дело.

   Несущие в себе образ Божественного Духа (дивья-атмасварупас)! Помните, молодые люди: в нашей традиции отношения наставника и ученика всегда рассматривались как священные. В этом смысле весьма поучительны стихи, известные под названием "Бхаджа Говинда". Эти стихи (всего их тридцать один) сочинил Ади Шанкара, и они дошли до нас через его последователей и учеников. В силу их важности я собираюсь разбирать с вами по одному стихотворению в день и рассказывать вам о том, как ученики Шанкары несли в мир священный смысл его стихов . В лаконичных и точных строках этих стихов заключена вся мудрость Вед, шастр и Пуран. Сохраните их в ваших сердцах; считайте свое пребывание здесь тапасом - духовной школой. Считайте это место ашрамом и очистите свои души. В надежде на это благословляю вас.

OM


 1. Лекция Сатьи Саи Бабы от 27  мая 1973, 57:56, 56 kbps, 24 336 512 байт.

 2. Лекция Сатьи Саи Бабы от 30  мая 1973, 60:02, 56 kbps, 25 217 152 байта.

 3. Лекция Сатьи Саи Бабы от  1 июня 1973, 86:55, 56 kbps, 36 511 872 байта.

 4. Лекция Сатьи Саи Бабы от  5 июня 1973, 44:07, 56 kbps, 18 534 528 байт.

 5. Лекция Сатьи Саи Бабы от  7 июня 1973, 53:09, 56 kbps, 22 325 376 байт.

 6. Лекция Сатьи Саи Бабы от  8 июня 1973, 54:58, 56 kbps, 23 089 280 байт.

 6. Лекция Сатьи Саи Бабы от 13 июня 1973, 58:22, 56 kbps, 24 516 736 байт.

Все лекции читаются Сатьей Саи Бабой на языке телугу
с синхронным переводом на английский.