Индуизм

Индийский йог на берегу Ганги в Ришикеше в процессе выполнения баддха-падмасаны

   Что такое индуизм? При этом слове в неакадемическом сознании обычно возникает ряд таких образов, как тощий темнокожий йог-индус в демонстрирующей хорошую гибкость суставов вычурной позе с загадочным кареглазым взглядом, индийские Веды на крючковатом санскрите, многопереводимая Бхагавад-гита и даже дворцовое чудо вообще-то мусульманского, но всё-таки индийского Тадж-Махала, а также масса других разрозненных впечатлений – от проникшегося Индией в XV веке русского Афанасия Никитина с его искренним «Хожением за три моря» до уехавшего на родину фастфуда в благодатные для движения нью-эйдж шестидесятые амбициозного индийца Прабхупады со своеобразным взглядом на Бхагавад-гиту, тем не менее заявившего, что «движение сознания Кришны не имеет ничего общего ни с индуизмом, ни с какой-либо другой религиозной системой». Всё это доказывает, что чёткого краткого определения индуизма просто нет. О невозможности дать точное определение этой религии писали и западные, и индийские учёные. "Индуизм как вера расплывчат, аморфен, многосторонен, каждый понимает его по-своему. Трудно дать ему определение или хотя бы определённо сказать, можно ли назвать его религией в обычном смысле слова. В своей нынешней форме и даже в прошлом он охватывает много верований и религиозных обрядов, от самых высших до самых низших, часто противостоящих или противоречащих друг другу" — так писал об индуизме прожжённый политик с удачным зарубежным имиджем Джавахарлал Неру в своей книге "Открытие Индии".

   Это может показаться парадоксальным, но сам термин «индуизм» не используется индуистами Индостана. Активное употребление он получил только в XIX веке, причём в западной индологической литературе. Сами индусы называют свою религию санскритскими терминами «санатана-дхарма» (на санскрите в алфавите деванагари सनातनधर्म) – вечная религия или вечный порядок (закон), «хинду-дхарма» – закон индусов или «хинду-самая» (санскритское слово «самая» не имеет выраженного ударения, все гласные краткие) – вера или доктрина индусов.

   Индуизм совершенно не является стройной и гармоничной верой, не имеет своего общепризнанного духовного лидера сейчас и никогда не имел в обозримом прошлом Индостана, равно как он не имеет чёткой и законченной доктрины. И что, собственно, характерно, каждый гуру трактует священные тексты индуизма на свой лад, и каждый находит (или считает, что находит) в них подтверждение своим личным воззрениям и предпочтениям, или по крайней мере всячески пытается убедить в этом окружающих. Причём чем выше по своей значимости текст индуизма, тем большую он, обычно, имеет характерную недосказанность приводящихся в нём философских утверждений на санскрите. Если, например, даже индуистские атеисты-настики в своих комментариях к Веданта-сутрам (из 555 афоризмов-сутр о высшей реальности большинство состоят из всего 2-3 существительных, стоящих в одном из 8 санскритских падежей) доказывают атеистичность этой вершины философии индуизма и правоту своего мировоззрения через её толкование, то понятно, что многие относящиеся к индуизму школы, секты и гуру относительно успешно жонглируют терминами и толкованиями настолько фривольно, насколько им заблагорассудится. И каждый, конечно же, утверждает, что он строго придерживается своей якобы древней традиции и непрерывной парампары, и что высказывает он не свои личные фантазии и «не корысти ради, а токмо волею пославшего меня» моего учителя... Причём «пославшего» не всегда на создание новой международной секты, а иногда просто не приняв амбициозного ученика в состав своих избранных преемников.

   Конечно, можно набрать в любой поисковой системе в интернете слово «индуизм» и узнать, что он уходит своими корнями в совершенно непрослеживаемую исторически и научно древневедическую цивилизацию (причём географическо-исторические корни которой находились, судя по всему, где-то в заполярной Гиперборее ["Крайнем Севере"] ариев ["знатных", "свободнорождённых"]), что позволяет считать его самой древней из дошедших до нас религий; что, в отличие от авраамических религий, у индуизма не было одного яркого основателя; и что для индуизма характерны такие представления, как обязывающая дхарма, настигающая карма, очень даже буддийская сансара с её довольно бессмысленным бегом практически по кругу, якобы освобождающая от страданий совершенно путанная мокша (или всё-таки самараса? :) и ставшая уже вполне нашей йога.

NeuroSky MindWave – ускоренное самостоятельное изучение медитации    Частая ассоциация индуизма с йогой также не совсем корректна, так как последняя – всего лишь одна из шести даршан («воззрений», систем) ведической философии, кроме которой существует ещё частично связанный с тантрой шактизм и весьма обособленный географически и как следствие доктринально кашмирский шиваизм. В целом йога связана с индуизмом не больше, чем, например, суфизм с исламом. Ещё большую сумятицу создают сумбурные представления млеччхов о самой йоге – этой практичной и нерелигиозной системе самореализации через нравственное поведение, медитацию и самоанализ, путающих её с гимнастикой «одухотворённых асан» и другими фитнесами, столь продаваемыми западнее реки Инд и исчезнувшей Сарасвати (в долине которой более 4 тысяч лет назад оформились Веды). Кроме того, фактическая популярность йоги на родине индуизма, как это ни странно, даже на первый взгляд явно ниже, чем за её пределами.

Садху

   Множество ряженных индийских садху-попрошаек с призванным впечатлить прохожих и особенно интуристов натренированным загадочным притуманенным взглядом, намекающим на якобы постигнутые ими где-то в гашишном угаре тайны мироздания, скитаются без определённого места жительства в индийском беззимнем социуме, производя впечатление высокой духовности на сторонних наблюдателей-млеччхов, и, главное, подавая своим взглядом уверенную надежду на то, что за некоторую мзду (бакшиш) можно по-быстрому приобщиться к мистериям Востока через несомненного носителя этой культуры. Клоунов хватает в каждой религии, но везде они выглядят по-своему и стоят на разных административных уровнях. Особенность индуизма в том, что любой желающий может завернуться в простыню цвета шафрана или охры и всю оставшуюся жизнь жить на считающееся религиозным подаяние, в теории отмаливая грехи мирян.

   Что интересно, индуизм, который исповедуют более миллиарда человек, до сих пор не считается мировой религией. Помимо Индии и Непала, в которых его исповедуют четыре пятых населения, составляющих более 95% индуистов всего мира, распространённость индуизма в мире фактически довольно чётко показывает карту эмиграции индусов в разные исторические периоды и охватывает такие страны, как Бангладеш, Шри-Ланка, Пакистан, Индонезия, Малайзия, Сингапур, ЮАР, Кения, Маврикий, ОАЭ, Фиджи, Суринам, Гайана, Тринидад и Тобаго, Великобритания, Канада и США. Хотя деятельность множества современных проповедников неоиндуизма, похоже, скоро всё-таки сделает индуизм мировой религией, добавив в него значительное количество представителей других рас и национальностей и облегчив переставший быть единичным событием массовый переход в индуизм из других религий.

   При хоть сколько-нибудь тщательном изучении индуизма приходится сталкиваться с одной характерной особенностью – взгляд на каждое отдельное движение индуизма, его освещение и оценка сильно зависит от верований и пристрастий описывающих его учителей (ачарий), принадлежащих к тем или иным школам индийской философии (и не обязательно к той школе, которую они описывают). Наиболее ярким примером может служить положение Шивы и Вишну в представлении вайшнавов и шиваитов. Возможно, один из наиболее беспристрастных учебников по философии индуизма – это изданный в 1923 г. двухтомник Сарвепалли Радхакришнана "Индийская философия" ('Indian philosophy'), хотя следует отметить, что и этот труд написан с учётом личных предпочтений автора – учения адвайта-веданты (ведического учения о единстве всего сущего).

Сарвепалли Радхакришнан
"Индийская философия"
Том I     Том II



   Статья написана автором сайта http://scriptures.ru, 2011. Медитация и йога