Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиКниги

Шри Сатья Саи Баба

Летние ливни в Бриндаване
1993


Глава 14

Дхарма и индийская культура

     Настоящий ученик не ищет удовольствий; кто гонится за удовольствиями, тот не ученик. Искатель наслаждений не может быть искателем знаний. Студенту следует искать только знания, а не удовольствия:

     Заботиться о том, чтобы среди людей росла любовь к Богу, – его первейший долг,
     Жить для других, а не для себя – его высокий идеал.
     Бескорыстно служить людям – вот в чем найдет он удовлетворение,
     А также в том, чтобы хранить чистоту любви в сердце.
     Если ты не помогаешь ближним,
     Какая польза от твоего учения, о, глупец!

     Из всех наций мира индийская нация имеет самый прочный фундамент. Хотя перед нашей страной часто возникали огромные трудности и ее потрясали перевороты, в Индии всегда находились люди, которые встречали эти трудности спокойно и терпеливо и держали великое здание Индии в целости и сохранности.

     Цари, которые правили Индией, делились на три категории: те, кто поддерживали индийскую культуру; те, кто порочили ее; и те, кто занимали промежуточную позицию. Правители, оберегавшие нашу культуру и благоволившие к ней, внесли большой вклад в поддержа ние ее славы и красоты; правители-очернители предпринимали огромные усилия, чтобы уничтожить наследие древности, однако потерпели в этом поражение; правители, которые проявляли безразличие и равнодушие, навеки исчезли в бездне времени. Эти три категории людей существовали раньше, они существуют сейчас, они будут существовать и в будущем. Однако, благодаря терпению и великодушию своего народа, Индия бросила вызов истории и, столкнувшись с тяжелыми испытаниями, вышла из них великой и победоносной.

     Человеческие нации, стоявшие, казалось бы, на нерушимой основе, рушились на наших глазах. Такова судьба наций, которые гордились своей физической и ментальной силой.

     Но Индия, хотя не обладала ни богатством, ни мощью подобных наций, сумела противостоять разрушительным силам времени и превратностям истории. Индийская культура даже сегодня являет другим нациям идеал для подражания. Иностранцы, которые задумывались над тем, почему не тускнеет индийская культура, не находили для себя ответа. Приверженность индийцев дхарме и дхармическая жизнь, которую они ведут, – вот что сделало индийскую культуру вечной.

     Не существует слов, которые могли бы верно передать глубину и широту смысла, заключенного в слове "дхарма". Такие понятия, как "правильные действия" и "праведная жизнь", являются лишь слабым подобием этого слова, не соответствуя его истинному значению. Только дхарма есть эквивалент слову "дхарма". Многие ошибочно принимают дхарму за религию. Но слово "религия" не передает неисчерпаемого смысла, скрытого в слове "дхарма". Дхарма – океан, тогда как религия – озеро. В то время как религия ограничена определенным числом людей, следующих тому или иному вероисповеданию, дхарма, переступая расовые и религиозные границы, универсальна по своему масштабу. Дхарма – достояние всех и каждого.

     На Западе существует уверенность, что каждый имеет определенные права. Индийцы же верят, что каждый следует определенной дхарме. Право и дхарма связаны между собой. Когда родители исполняют свою дхарму, у детей становится больше прав; когда дети выполняют свою дхарму, возрастают права родителей. Точно так же, когда учителя выполняют свой долг; у студентов появляется больше прав. Когда студенты должным образом исполняют свои обязанности, учителя получают большие права.

ДХАРМА СТУДЕНТА

     Какова основная дхарма студента? Уважение к себе, доверие к себе, самоотверженность, самостоятельность – вот что составляет дхарму студента. Нынешним студентам недостает этих четырех качеств. Прежде всего, студенты должны обрести самоуважение, которое позволит им развить способность к самопожертвованию. Лишь тот, кто совершает самопожертвование, может получить истинное удовлетворение. Поскольку студенты утратили эти четыре качества, то и учителя, и само образование утратили свой прежний престиж. Человек ценит свободу и справедливость только тогда, когда он приходит к гармонии, равновесию и ощущению атми ческой целостности. Из атмического единства рождается вселенская любовь. Эта любовь есть основа всеобщего братства. Человек находит удовлетворение, ощущая эту сладостную любовь и разделяя ее с ближним. Только благодаря этой любви в вас засияет божественное начало, возрастет сила саттвы, проявится вселенская гармония и осуществится единение с Божественным.

ОБРАЗОВАНИЕ РАДИ ЖИЗНИ

     Для чего нынешние студенты стремятся поступить в учебное заведение? Только для того, чтобы обеспечить себе средства к существованию. Студент тратит энергию и время для получения диплома, дающего ему возможность найти работу. Какова же ценность этого диплома, если он не подвигает молодого человека на служение обществу и нации? Сегодня студент, получив диплом, присоединяется к очереди безработных на бирже труда. Он стремится получить заграничный паспорт, который позволил бы ему удовлетворить свою жажду обогащения. Его соблазняет перспектива заработать деньги за границей. Студентам следует усвоить истину, что образование нужно для жизни, а не для заработка. Птицы и звери не поступают ни в какие университеты, однако неплохо справляются с жизнью. Нужно стремиться к образованию не для того, чтобы <делать деньги>, но чтобы понять смысл жизни.

     Научившись читать и писать, стал ли человек образованным?
     Стал ли он таковым, получив диплом?
     Если образование не воспитывает и не учит мудрости,
     Можно ли назвать это образованием?

     Наука сделала огромные успехи, но рядом с этим прогрессом, как тень, прогрессирует и невежество. Наше зрение искажено, так как мы видим только внешнее, а не внутреннее. Для человека, видящего то, что находится вовне, океан будет казаться бушующей стихией, а ведь в глубинах океан спокоен. Человек поэтому не должен позволить видимости вещей увлечь себя. Нам нужно проявлять широту взглядов в этом огромном мире.

     Знание, приобретаемое сегодня в учебных заведениях, является лишь информативным знанием. Его можно сравнить с коллекционированием. Между тем, получаемая информация должна помочь вам выработать такие качества, как самоуважение, самостоятельность и уверенность в себе. Ваш долг- передавать эти плоды образования нации. Но нынешний студент вместо этого выбирает предметы, которые не принесут пользы ни ему, ни его товарищам.

     Только тогда, когда студенты избавятся от эгоизма, в них прорастут семена духовности. Процветание всех наук зависит от распространения наук этических и духовных. Усовершенствование всех ветвей знания зависит от видьи (истинного знания). Только хорошее образование способно преобразить людей и сферу их деятельности. Сказано: "Если невестка темна, все потомство будет темным". Точно так же: если система образования становится темной, все сферы деятельности будут такими же. Темнота, которая царит сегодня в "просветительских" учреждениях, – это темнота эгоизма.

ИСТИННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

     Система образования должна излучать свет. Только духовное и нравственное воспитание способно привить чувство гармонии, единства и человечности. Но духовное и нравственное воспитание почти исчезло в мире. Недостаток его является причиной возникающих в обществе брожения и конфликтов.

     В настоящее время индийцев увлекает концепция "свободы", характерная для западной цивилизации. Но на свободу не дают лицензий. Свобода – это ограничение и сдержанность. Обуздание ума и чувств – вот что такое истинная свобода. Безрассудное пренебрежение ко всему на свете не есть проявление свободы. Индия завоевала политическую свободу, но не свободу экономическую, моральную и духовную. Люди должны обрести веру в себя и не быть зависимыми от других. Вам следует полагаться на самих себя. Это и называется независимостью. Но в наше время вера в себя исчезла, чувства самостоятельности и удовлетворенности подорваны. Все, что имеют сегодня студенты, – это книжное знание, которое целиком оторвано от практических дел. Сегодняшний студент:

     Усердно изучает математику, но пренебрегает арифметикой.
     Знает дорогу в Америку, но не знает, как добраться до священного Каши.
     Изучив алгебру, бывает беспомощным в домашних делах.
     Ежедневно упражняет тело, но с трудом принимает падмасану.
     Овладев ботаникой, не знает, для чего нужен лист тулси.

     Одно теоретическое знание, оторванное от практики, никуда нас не приведет. Студенты должны устремиться к духовному знанию. Нетрудно разбогатеть и приобрести собственность, но это лишь усугубит наше невежество. Мы похожи на чудаков, которые окружают колючий кустарник плодоносящими деревьями. Наши мирские знания должны уподобиться колючим кустам, призванным защитить плодоносные деревья духовности.

     Студенты! Любите и уважайте других так, как вам хотелось бы, чтобы уважали и любили вас. Если вы не уважаете других, как можете вы уважать себя? Почтение и приветливость бывают взаимны, это не одностороннее движение. Мальчики наших школ поют такие ведийские строки:

     На кармана, на праджайя,
     Тьяге найке амритатвам манасах.

     (Не вкусить духа блаженства ни ритуалами, ни порождением потомства, а только самопожертвованием).

     Дух жертвенности не присущ нашим студентам. Если они и приносят что-то в жертву, так это свое доброе имя. Что же хорошего в вашем материальном достатке, если вы заплатили за него своей репутацией? Вы можете жертвовать всем, даже жизнью, но не собственным характером. Принято считать, что три четверти нашей жизни определяется характером. И в самом деле, наша настоящая жизнь – это наш характер, наше доброе имя.

     Нынешние студенты приобретают навыки мирской жизни, чтобы наслаждаться земными благами и земным счастьем. Увлекаемые эгоизмом, эти молодые люди исходят лишь из собственных интересов и интересов своей семьи. Хотя они получают немалую помощь от обще ства, они не хотят помогать обществу ни в чем, не считаются с тем, что их личное счастье и счастье их семьи зависят от счастья общества. Каждый образованный студент должен решительно настроить себя на служение обществу. Только тогда обретет он уважение к себе.

     Наш вице-президент и наш гость Шри Рами Редди рассказал о существующей у нас системе обучения и о многочисленных учебных заведениях, которыми мы располагаем. Сейчас в стране около 200 зарегистрированных университетов и тысячи колледжей. Каковы же функции этих учреждений? Каждый год они выпускают сотни тысяч студентов с дипломами в руках. Наши учебные заведения стали сегодня фабриками для производства выпускников. Эти образовательные центры увеличивают и без того внушительное – более пяти кроров – число безработных. Правительство слишком увлекается, открывая все новые и новые учебные заведения. Однако оно делает слишком мало для того, чтобы форма соответствовала содержанию и обучение студентов шло в нужном направлении. Безработная молодежь пополняет ряды мошенников и контрабандистов. И в этом надо винить не ее, а родителей и правительство. Движимые слепой любовью к своим детям, родители безоглядно принимают все, что бы их дети ни делали, и не вразумляют их. Эти люди становятся похожими на Дхритараштру, который никогда не пресекал неправедных дел своих детей. Подобные родители, следующие по стопам Дхритараштры, разделят и судьбу Дхритараштры, который к концу жизни потерял всех своих сыновей. Ни один из них не остался в живых, чтобы совершить над ним последний обряд.

     В наши дни родители предоставляют детям безграничную свободу, которая крайне опасна. Если детей не контролировать с раннего возраста, их никогда уже нельзя будет контролировать. Сейчас – золотая пора вашей жизни, не растрачивайте ее на пустяки. Поскольку никто не заботится о том, чтобы раскрыть молодежи славу и красоту индийской культуры, я взял этот труд на себя. Постарайтесь понять, насколько священна и возвышенна индийская культура. Она есть воплощение всех совершенств. Она слита с дхармой.

     Дхарма бесконечна и неподвластна времени. Тот, кто не знает о бесконечном смысле, заключенном в дхарме, отождествляет ее с религией. Дхарма постоянна, вечна и неизменна. Летние курсы, посвященные индийской культуре и духовности, организованы для того, чтобы увлечь студентов самим духом дхармы. Что такое культура? Что такое духовность? Это части дхармы. Как одежда – это нитки и ткань, так нити и ткань культуры и духовности составляют часть дхармы. Хотя с древних времен многие иноземные народы – персы, греки, мусульмане, португальцы, датчане, англичане – проникали в Индию, они никак не могли поколебать основы индийской культуры. В то время как основание многих культур пошатнулось, основание индийской культуры осталось сильным, твердым и надежным.

     Нам нужно такое образование, которое воспитывало бы высокие добродетели, но в наше время мы приносим эти добродетели в жертву образованию. Сказано:

     Нынешнее образование рождает лишь умников,
     Но не вливает в них ни капли добродетели.
     Какая польза от десяти акров бесплодной земли?
     Довольно иметь клочок земли плодородной.

     Нам нужно растить в себе благородные качества, чтобы расцвело человеческое совершенство. Мы должны вести жизнь образцовую, верную идеалам. Люди оценят ваше хорошее поведение и ваш добрый нрав. Если же нет ни того, ни другого, какая польза от высшего образования? Наряду с этими качествами вам надо помнить и о четырех высоких добродетелях: вере в себя, уважении к себе, самостоятельности и самоотверженности. Только следуя им, вы почувствуете себя человеком.

     Студенты! Все эти пятнадцать дней вы изучали различные аспекты индийской культуры. Но одно лишь знание не имеет пользы, если не применять его на практике. Всюду, куда бы вы ни попали, старайтесь следовать той дисциплине и тем правилам, которым вы следовали здесь.

     Студенты лихорадочно трудятся ради хороших оценок, но им нужно в то же время не получать замечания. Цена ваших баллов возрастет, если к вам не будет нареканий. Мы должны придавать огромное значение воспитанию высоких добродетелей, посвящая всю нашу энергию, все наши силы развитию благородных качеств. Мы должны почитать родителей и старших, мы должны твердо верить в нашу культуру. И что самое важное – мы должны не только сами жить по ее заветам, но и учить этому других.

     Не с помощью теорий, а в практической жизни можно понять цену добрых дел. Но студенты в наши дни забывают о добродетели и позволяют увлечь себя корысти и жадности, которые неизбежно приводят к несчастью. Жадность сопряжена с огромной опасностью. Вы совершите большую глупость, если, пожелав получить побольше молока, отрежете у коровы вымя. Если вы вспарываете живот гусыне, несущей золотые яйца, вам никогда больше не видать золотых яиц. Крайне опасно поэтому дать жадности увлечь себя. Чем больше желаний, тем больше опасность, чем меньше желаний, тем больше счастья.

ВАШ ДОЛГ

     Вам нужно упорно трудиться, чтобы восстановить былое уважение к нашей стране. Этого можно достичь честным поведением студентов и преподавателей. Мы должны спросить у своей совести, достаточно ли мы работаем за то жалованье, которое получаем. Мы превратимся в предателей, если, выполнив маленькую работу, получим большое жалованье. Индия задолжала миллионы рупий другим странам. Как сможем мы погасить этот долг, если не будем трудиться изо всех сил? Мы получим удовлетворение только когда наш труд будет соответствовать нашему заработку. Нужно добиваться того, чтобы получать удовлетворение только от честного труда.

     Студенты должны знать, что Индия часто сталкивается с политическими и экономическими конфликтами. Но нужно помнить, что студенты не должны заниматься политикой, пока они студенты. Нет ничего плохого в том, чтобы войти в политику после окончания образования. Нет ничего плохого, если вы будете работать на благо страны. Но если вы коснетесь политики, пока вы учитесь, вы коснетесь острого шипа. Есть, однако, такие эгоистичные люди, которые затягивают студентов в политику, чтобы те служили их корыстным интересам.

     Вы все должны быть полны решимости защищать целостность индийской культуры. Что такое образование Бхараты? Оно состоит в том, чтобы с радостью жертвовать собой ради других. Соедините свой долг со священными чувствами, и вы будете благословенны. Живите духовной жизнью. Что такое духовность? Это не что иное, как цветение любви. И если наука есть раскол любви, то духовность – это сущность любви. Одна лишь любовь соединит человечество воедино. И у человечества не будет больше тяжелых испытаний.

OM


Содержание
Глава 1. ОТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО К БОЖЕСТВЕННОМУ
Всеобъемлющая воля
Божественная вселенская форма
Строитель и разрушитель
"Хамса Гаятри"
Поднимись над умом
Глава 2. В ПОИСКАХ БОЖЕСТВЕННОГО
Часть и целое
Высокие человеческие качества
Реализация космической энергии
Атман, глубинный поток
Что такое майя?
Тройная истина
Обитель бога
Глава 3. ТАЙНЫ УМА
Сверхум – высшее божественное "я"
Что же реально?
Человек может достичь всего
Примените истину в практической деятельности
Путь истины
Сатьям, шивам, сундарам (истина, благость, красота)
Глава 4. ВНУТРЕННЯЯ БОЖЕСТВЕННОСТЬ И КОСМИЧЕСКАЯ БОЖЕСТВЕННОСТЬ
Истинная красота и поклонение
"Настоящий" человек
Вечное "я"
Божественная индивидуальность.
Божественная разумная воля и космическая божественность
Необходима уверенность
Глава 5. МЫСЛИ – ОСНОВА ТВОРЕНИЯ
Мысли и ум
Лицо – зеркало мыслей
Мысли – основа творения
Что такое садхана?
Глава 6. ЗАВОЕВАНИЕ УМА
Четыре типа тел
Тайна жизни
Стойкость в садхане
Путешествие к запредельному уму
Садхана и дхьяна
Глава 7. БОЛЕЗНЬ И ЛЕКАРСТВО
Панча клешас (пять бед)
Состояния человека
Сила интеллекта
Грехи Шанкары
Единство в многообразии
Глава 8. В ПОИСКАХ МИРА
Влияние дурной компании
Чистота ума
Права и обязанности
Последнее путешествие
Нам нужны любовь и вера
Глава 9. ФИЛОСОФИЯ ГАУТАМЫ
Философия ньяя
Древние мудрецы против современных ученых
Доказательство, идущее от сердца
Пратьякша прамана
Шабдабрахман
Речь и совесть
Глава 10. ВАЙШЕШИКА ДАРШАНА
Внутреннее единство
Необходимость гармонии
Упадана и нимитта
Глава 11. ФИЛОСОФИЯ САНКХЬЯ
Пракрити и параматман
Пуруша и ишвара
Значение дисциплины
Молитва перед трапезой
Чистота пракрити
Глава 12. ФИЛОСОФИЯ ЙОГИ
Целительная сила йоги
Дисциплина и контроль за мыслями
Аспекты йоги
Терпение и упорство
Глава 13. ФИЛОСОФИЯ "ПУРВА МИМАМСА"
Карма, дхарма и брахма джиджняса
Атман – свет тела
Победа над гневом
От дхармы к брахману
Глава 14. ДХАРМА И ИНДИЙСКАЯ КУЛЬТУРА
Дхарма студента
Образование ради жизни
Истинное образование
Ваш долг
Глоссарий