Летние ливни в Бриндаване
1993
Глава 10
Вайшешика даршана
Самый малый среди бесконечно малого,
Величайший среди бесконечно великого,
Сияющий как вездесущий свидетель,
Это – Ты, Брахман!
Брахман – это пракрити, пракрити – это Брахман.
Воплощения божественной любви!
В незапамятные времена, до начала истории рода людского, великие мыслители и пророки, наделенные божественной мудростью, услышали голос Всевышнего. Они проникли в божественный мир, глубоко исследовали его и подарили человечеству высшую мудрость, открывшуюся им через голос Господа. Они увековечили услышанное, воплотив знание в живой опыт.
Вселенная представлена двумя сущностями – материей (падартхой) и духом (парартхой). Мудрец Панини проник в смысл слова и ему открылись тайны языка. Он уловил гармонию мириадов его созвучий. Его великое "Восьмикнижие" стало достоянием всего человечества. Мудрец Канада проник в природу материи, исследовал ее основы и подарил миру результаты своих открытий. Вайшешика-даршана – философская система, заложенная пророком Канадой. После глубочайшего изучения природы материи основатель вайшешики провозгласил человечеству истину о непостоянстве материи и вечности духа. Все отрасли знания, существующие в мире, берут свое начало в Ведах. Сочтя мирское знание, охватывающее лишь временные и преходящие явления, второстепенным, духовидцы древности посвятили свои жизни изучению бессмертной науки о божественном. Ценою отречения и глубокой медитации они постигли великие тайны вечности и поделились священным знанием со всеми людьми.
ВНУТРЕННЕЕ ЕДИНСТВО
Когда материальный мир подвергается научному анализу, разнообразие представляется нам органическим свойством этого мира. Однако глубокое проникновение в природу материи выявляет присущую ей внутреннюю гармонию и скрытое присутствие божественного. Горы состоят из горных пород и скал, земля состоит из почвы и глины, деревья состоят из древесины, люди – из плоти. Хотя материя и кажется нам разнородной, представленной разными веществами, на самом деле все эти вещества – проявления пяти элементов. Философия вайшешика утверждает, что разнообразие, отличающее объективный мир, рождено искаженным восприятием. Последователи этой доктрины провозглашают, что единство и гармонию материи придает Атман. "Вишеша" означает изучение различий, существующих между атомами, и, следовательно, "'вайшешика" – это то, что обнаруживает "вишешу", т.е. уникальные особенности вещества.
Философская система вайшешика, проникнув в мир атома, обнаружила истину о природе материи. Последо ватели этой доктрины доказали, что сама субстанция не меняется, меняются только ее формы. Это можно сравнить с тем, как разбитые кувшины постепенно сливаются с землей и превращаются в глину. Кувшины и горные породы изменяются, но материя, их основа, остается неизменной. Серебро можно отлить в любую форму, и вы получите самые разные изделия – стаканы, блюда, но материал, серебро, неизменен. Отсюда следует неопровержимый вывод: меняется лишь форма, а содержание остается неизменным. Таким же образом философы вайшешики, охватив все разновидности звуков, обнаружили, что все они сводятся к изначальному звуку АУМ. Звуков множество, но источник у них один. Семь нот фисгармонии звучат для нас по-разному, но основа звучания одна – это АУМ.
Основоположники вайшешики приходят к окончательному выводу о постоянстве как духа, так и материи. Все их концепции и доводы основаны на строгих фактах. Система признает равенство мужчин и женщин и единство их природы как детей человеческих, несмотря на внешние различия, связанные с полом. Оба пола, как мужской, так и женский, представляют равную ценность в творении.
НЕОБХОДИМОСТЬ ГАРМОНИИ
Философия вайшешика призывает не к разладу, а к единству и гармонии. Какова причина неблагоприятной ситуации в мире? Углубление противоречий и вражда – вот единственная причина падения. Забвение своего духовного единства – вот что влечет человечество в глубочайшую бездну, а отсутствие умиротворения можно приписать лишь человеческому эгоцентризму. Человек требует от общества все больше и больше, но сам при этом не отдает ничего. Можно ли надеяться, что общество принесет вам благо, если сами вы не приносите никакого блага обществу? Если вы сами стремитесь к росту духовности и воцарению мира в обществе, то и общество позаботится о вашей духовности и умиротворении. Вайшешика утверждает определенно и безоговорочно: вы сами-творцы своей жизни в миру, с ее удачами и невзгодами. Не спрашивайте у мира, сколько счастья он приносит вам, спросите лучше у самих себя, много ли радости вы приносите миру. Приверженцы вайшешики настаивают на том, чтобы человек осознавал свой долг перед обществом. Поэтому первейшая задача человека – это отдавать себе отчет в том, способствуют ли его действия и поступки счастью и процветанию человечества.
Внутри атомов заключена неиссякаемая энергия. Вайшешика призывает человека не довольствоваться постижением внешней формы вещей, но проникать вглубь природы материальной субстанции. Вайшешика – это яркий светоч истины, излучающий божественное сияние во все времена и утверждающий эту истину как вечную трансцендентную реальность. Такими словами обращается она к человеку: "О, человек! Все мы – птицы, вылетевшие из одного гнезда, все мы – дети одной матери, цветы одного растения, жители одной страны". Зачем же растить в сердце ненависть? Воистину, когда вы ненавидите других, вы ненавидите самих себя. Тело – это клетка, в которой живет душа. Она может служить пристанищем неоперившемуся птенцу, но как только у птицы вырастают крылья, она норовит выпорхнуть из клетки. Мы вынуждены искать прибежища в теле, пока не достигли атмического просветления. Но как только у нас вырастают крылья атмической мудрости, мы избавляемся от привязанности и покидаем "гнездо" тела.
Все мы – дети одной матери, матери-земли. Мы сотворены из земли. Это доказывается хотя бы тем, что маленькие комочки земли зажаты в кулачках новорожденного. Даже если тщательно отмыть ручки ребенка, на протяжении нескольких часов на них будут оставаться следы земли. Тело, сделанное из земли, возвращается земле после смерти. Царь и слуга, богач и бедняк выходят из земли и снова возвращаются в землю. Даже драгоценные камни возникают из земли. Они не растут на деревьях. Если мы постигнем эту истину, то обретем возможность осознавать себя детьми матери-земли.
Все мы – цветы одного растения. Наши умы – это цветы, распускающиеся на стебле сердца. Цветы могут различаться, но стебель у них – один и тот же.
Все мы – дети одной расы. Все мы принадлежим к роду человеческому, а не к царству зверей или птиц. И поскольку мы – дети этого славного рода, наше поведение должно соответствовать высокому предназначению человечества. Все мы – волны необъятного океана Сат-чит-ананды. Происходя из единого рода, мы должны излучать свет единства, а не растить ненависть друг к другу. Великая философская система вайшешика провозглашает единство человечества в божественном бытии и призывает нас к возвышенной жизни.
Те, кто в наши дни считают себя последователями вайшешики, внушают людям лишь книжное знание, пренебрегая главным – применением в жизни ее благородных заветов. Поэтому от их наставлений людские сердца не озаряются светом. Истинные приверженцы вайшешики в настоящее время очень редки. Эти наделенные мудростью провидцы, живущие на индийской земле, преодолели границы физического мира и вступили в царство запредельного ума. Тем посвященным, что взирают на мир с заоблачных высот запредельного ума, все наши мирские достижения кажутся ничтожными. Основателям вайшешики удалось распознать тончайший смысл слов и соответствующих им вещей и явлений. К сожалению, сейчас мы не вооружены правильным и убедительным лингвистическим толкованием даже самых распространенных слов. Например, мы бездумно произносим слово "w-a-l-k" ("ходить" – англ.) как "w-o-k", никак не объясняя причину немого "l". Древняя система грамматики Панини предлагает ясное и исчерпывающее толкование слов и звуков.
Мы проводим грань между добром и злом, хотя в этом мире нет ничего, что можно было бы назвать хорошим или дурным. "Добро" и "зло", по существу, зависят лишь от фактора времени, но пока мы находимся во власти телесной иллюзии, мы должны знать разницу между добром и злом.
УПАДАНА И НИМИТТА
Поскольку человек лишен способности к различению, отказ от привязанности для него – тяжкое бремя.
Поскольку он лишен знания Атмана, тело для него – источник страданий. Поскольку он лишен любви, ум для него – причина горя. Все несчастья мира имеют одну причину – отсутствие способности к различению. Мы должны совершенствовать интуицию, чтобы обнаружить различие между адхарой (опорой) и адхейей (тем, что нуждается в опоре). Гончар мастерит кувшины, и для работы ему необходимы вода и глина. Поэтому глина и вода составляют упадана-карану – материальную причину. Гончар, создающий посуду, сам всего лишь инструмент в руках Бога и выступает поэтому, как нимитта-карана (действующая причина).
Подобно этому, Бог – причина, а творение – следствие. Но сегодня многие ученые не верят в творца, а основываются лишь на творении. Они гордятся своими научными достижениями и выставляют напоказ свои знания. Например, они заявляют, что методом осаждения солей могут превратить морскую воду в питьевую. Этот процесс требует огромных средств, исчисляемых миллионами рупий. Мало того, они утверждают, что способны создать воду из водорода и кислорода. При этом ученые, увлеченные своими открытиями, забывают о Боге – творце водорода и кислорода. Люди не испытывают благодарности к Богу за все то, что Он подарил им. Мы говорим "спасибо" человеку, поднявшему наш упавший платок. Если мы чувствуем признательность за столь незначительную услугу, какова должна быть наша благодарность Богу за то, что Он ниспослал нам дар жизни? Философия вайшешика провозглашает постоянство индивидуальной души, природы и материи, утверждая, что опорой (адхарой) для этих сущностей является Бог. Основатели вайшешики признают, что вселенная состоит из атомов, при этом не существует двух атомов, полностью схожих друг с другом. Уникальность, неповторимость (вишеша) проявляется в различии между атомами, и поскольку основная концепция философии выдвигает принцип уникальности атомов (вишеша), то и система в целом получила название вайшешика.
Древние пророки этой школы преклонялись перед чудесным творением Всевышнего. Святой Пурандарадаса, выражая свой восторг Создателю, восклицал: "Чья кисть коснулась попугая, раскрасив его перья в зеленый цвет, а клюв – в ярко-красный? Кто разрисовал павлина цветами радуги, придав его облику ослепительную красоту?" Так красноречиво святые древности выражали свое восхищение могуществом Творца.
Человек открыл существование атома и создал атомную бомбу. Однако он живет в постоянном страхе перед оружием, которое сам же и изобрел. По этому поводу Черчилль сказал: "Человек знает обо всем на свете, но не знает самого себя".
Прахлада так говорил своему отцу Хираньякашипу: "О отец! Ты без труда покорил три мира, Но тебе не удалось покорить мир чувств и мир своего ума".
Человек превратился в раба чувств. Это рабство длится от зари до зари. Подчинившись чувствам, находящимся вне человека, может ли он надеяться стать хозяином внутренних инструментов – таких, как манас, буддхи, читта и ахамкара? Было сказано: "Тот, кто сдался внутреннему врагу, не может надеяться на победу над врагом внешним". Человек стал жертвой собственных чувств и потому беззащитен перед горем и страданием. Однако он не пытается вникнуть в причину своих страданий. Он отдается на волю провидения и успокаивает себя тем, что ему судьбой уготовано страдать. Но это неверный подход: человек не должен полностью отдаваться на волю судьбы.
В целом свете нет ничего, чего не мог бы достичь человек при помощи собственных усилий. Вооружившись решимостью, человек может поймать рукою ветер, расколоть небо на части и сложить их у своих ног, он может нести огонь в своих ладонях, он может выпить целый океан, осушив его, как стакан воды. Одно лишь серьезное усилие – и можно достичь всего, что пожелаешь. Вместо этого человек ведет себя как киногерой: если слово ма-ни-си (человек) прочитать наоборот, получится "синема" (кино). Все его действия отмечены искусственностью. Поэтому он и стал рабом чувств. Подлинный человек – тот, кто обуздал свой ум. Если же он подчинен его диктату, то он человек лишь по форме, а не по существу. Только когда осуществится полный контроль над умом, человек сможет зваться человеком.
Философская система вайшешика разгадала тайну внутреннего мира и осветила тайные пути творения. Как крошечное зерно содержит в себе целое дерево со всеми ветвями, побегами, цветами и плодами, так и каждый атом содержит в себе целое творение. Философия вайшешика объясняет нам, что макрокосм заключен в микрокосме.
Содержание | ||
Глава 1. ОТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО К БОЖЕСТВЕННОМУ Всеобъемлющая воля Божественная вселенская форма Строитель и разрушитель "Хамса Гаятри" Поднимись над умом Глава 2. В ПОИСКАХ БОЖЕСТВЕННОГО Часть и целое Высокие человеческие качества Реализация космической энергии Атман, глубинный поток Что такое майя? Тройная истина Обитель бога Глава 3. ТАЙНЫ УМА Сверхум – высшее божественное "я" Что же реально? Человек может достичь всего Примените истину в практической деятельности Путь истины Сатьям, шивам, сундарам (истина, благость, красота) Глава 4. ВНУТРЕННЯЯ БОЖЕСТВЕННОСТЬ И КОСМИЧЕСКАЯ БОЖЕСТВЕННОСТЬ Истинная красота и поклонение "Настоящий" человек Вечное "я" Божественная индивидуальность. Божественная разумная воля и космическая божественность Необходима уверенность Глава 5. МЫСЛИ – ОСНОВА ТВОРЕНИЯ Мысли и ум Лицо – зеркало мыслей Мысли – основа творения Что такое садхана? Глава 6. ЗАВОЕВАНИЕ УМА Четыре типа тел Тайна жизни Стойкость в садхане Путешествие к запредельному уму Садхана и дхьяна Глава 7. БОЛЕЗНЬ И ЛЕКАРСТВО Панча клешас (пять бед) Состояния человека Сила интеллекта Грехи Шанкары Единство в многообразии |
Глава 8. В ПОИСКАХ МИРА Влияние дурной компании Чистота ума Права и обязанности Последнее путешествие Нам нужны любовь и вера Глава 9. ФИЛОСОФИЯ ГАУТАМЫ Философия ньяя Древние мудрецы против современных ученых Доказательство, идущее от сердца Пратьякша прамана Шабдабрахман Речь и совесть Глава 10. ВАЙШЕШИКА ДАРШАНА Внутреннее единство Необходимость гармонии Упадана и нимитта Глава 11. ФИЛОСОФИЯ САНКХЬЯ Пракрити и параматман Пуруша и ишвара Значение дисциплины Молитва перед трапезой Чистота пракрити Глава 12. ФИЛОСОФИЯ ЙОГИ Целительная сила йоги Дисциплина и контроль за мыслями Аспекты йоги Терпение и упорство Глава 13. ФИЛОСОФИЯ "ПУРВА МИМАМСА" Карма, дхарма и брахма джиджняса Атман – свет тела Победа над гневом От дхармы к брахману Глава 14. ДХАРМА И ИНДИЙСКАЯ КУЛЬТУРА Дхарма студента Образование ради жизни Истинное образование Ваш долг Глоссарий |