Летние ливни в Бриндаване
1993
Глава 5
Мысли – основа творения
Господь дал человечеству меч разума.
С незапамятных времен
Те, кто укрощали свой ум
И мудро распоряжались им,
Становились царями мира.
Но те, кто стали рабами ума,
Не знают покоя и радости даже во сне.
Воплощения любви!
Ум подобен острому мечу. Человек сможет полностью реализовать себя, когда проследит все извилистые и загадочные пути ума. Ум обладает огромной скоростью и силой, он легче эфира и неуловимей, чем электрический ток. Человек становится легкой добычей страданий и невзгод, если позволяет уму свободно путешествовать по своим запутанным тропам.
МЫСЛИ и УМ
Ум мчится быстрее молнии. При помощи прямой трансляции мы слышим здесь, в Вайтфилде, музыкальную программу из Дели. Этот пример показывает, как быстро распространяются звуковые волны. Как звук состоит из звуковых волн, точно так же и ум состоит из вибраций. Для мысленных вибраций, испускаемых океаном человеческого ума, не существует никаких преде лов. Как же возможно человеку сдержать этот бесконечный волновой поток, непрерывно исходящий из бесконечного океана ума? В сущности, нет необходимости сдерживать и останавливать ментальные вибрации.
Хотя тело смертно, мысль бессмертна. Сила, создаваемая волнами мысли, охватывает весь мир. Как источник тепла излучает тепловые волны, электричество – электромагнитые волны, свет – световые волны, так же и ум распространяет ментальные волны. Все эти вибрации мысли – причины радости и горя, здоровья и болезни, восторга и скорби, рождения и смерти. Жизнь и поступки человека наполнятся смыслом, когда он будет сознательно подходить к этой силе мысленных вибраций. Весь мир насыщен ментальными вибрациями. По существу, весь наш мир – не более чем воплощение этих вибраций. Поэтому так необходимо направить мысли в благородное русло. Человеческий ум засияет ослепительным чистым светом, если в нем поселятся только светлые идеи, мысли и чувства. Истинная чистота действия возможна только при чистоте ума.
Мы сеем зерно мысли и пожинаем плод действия. Мы сеем зерно действия и пожинаем плод своей природы. Мы сеем плод своей природы и пожинаем плод своего характера. Мы сеем плод характера и пожинаем плод судьбы. Отсюда очевидно, что наша судьба предопределена нашими мыслями. Причина всех человеческих взлетов и падений только одна – мысль. Мысль ведет нас как в мрачные подземелья, так и в сверкающие чертоги. Мысли – само жизненное дыхание человека. Человек сам ведет себя к краху, взращивая дурные мысли – ненависти, зависти, гнева, тщеславия. Человек холит и лелеет эти дурные мысли, чтобы нанести вред ближнему. Но вред, наносимый им ближнему, обрушивается на его собственную голову, как мощный удар бумеранга. Оскорбляя, осуждая, преследуя и унижая ближнего своего, вы тем самым оскорбляете, осуждаете, преследуете и унижаете самого Господа Бога! Полностью игнорируя ту истину, что Бог пребывает в каждом из нас, человек усваивает себе такое недостойное поведение. "Взявший в руки меч от меча и погибнет". Будет ранен тот, кто нанес рану; обидчик станет жертвой оскорбления; какова мысль, таковы и последствия.
Каково наше восприятие, таков и результат. Мы абсолютно несведущи в силе и мощи ума и потому недооцениваем всю его огромную важность. Вся наша жизнь основана на уме. Мы должны приложить самые серьезные усилия, чтобы оценить могущество ума.
ЛИЦО – ЗЕРКАЛО МЫСЛЕЙ
Человек упорно старается скрыть свои пороки. Страус прячет клюв в песок, воображая, что его никто не видит. Но рано или поздно он становится мишенью для охотничьей пули. Точно так же дурной человек ошибочно полагает, что никто вокруг не подозревает о его порочных мыслях. Человеческий ум можно сравнить с граммофонной пластинкой: хорошие и дурные мысли неизгладимо "записываются" на фоне ума, а впоследствии проявляются. Все чувства и помыслы без труда могут быть' "прочтены" наблюдателем. Лицо злого человека выглядит сухим и безжизненным, как старый глиняный кувшин. Человеческое лицо подобно путеводи телю, в котором указано, в каком направлении движутся мысли.
Мысли составляют основу нашей жизни. Ум наделяет нас жизнью, поддерживает ее и в конце концов прекращает. Ум – причина творения, сохранения и разрушения. Ничто не сравнится с умом по величию. Человеческий ум соткан из мыслей и желаний, а эти мысли и желания определяются воспитанием и характером. Человек может желать ближнему зла и таить в душе ненависть, но при этом делать вид, что полон любви ко всем. Такое поведение – самообман, ибо обманывая других, он обманывает самого себя. Вы сами – творцы своей деградации и своих неудач. Человек должен запастись упорством и терпением, чтобы очистить свое сердце от дурных чувств и помыслов. Сердце – обитель святости, и нельзя допустить, чтобы там угнездились змеи злых мыслей. Может ли человек спокойно отдыхать в комнате, в которой копошатся ядовитые змеи? А дурные мысли гораздо опаснее смертоносных змей.
Мысли столь сильны, что их можно с успехом использовать, чтобы принести успокоение уму, мечущемуся в тревоге. Благородными мыслями мы завоевываем возвышенную дружбу, которая со временем преобразится в божественную.
МЫСЛИ – ОСНОВА ТВОРЕНИЯ
Люди склонны выбирать друзей по сходству образа мыслей. Пьянчуга заводит приятеля – пьянчугу; вор водит дружбу с вором, музыкант – с музыкантом, врач предпочитает дружить с врачом, а судья – с судьей.
Люди с благородным образом мыслей имеют благородных друзей. Самые возвышенные из наших мыслей искажаются в обществе дурных людей. Даже творение можно изменить при помощи мысли. Именно поэтому Арджуна говорил Кришне: "Чанчалатве манах Кришна праматхи балавад дридхам" (О Кришна! Ум переменчив, капризен, силен и опасен). Мысли обладают могуществом и несут в себе угрозу. Но мысли – это не только капсулы, под оболочкой которых – опасный яд; внутри них может быть сладостный эликсир бессмертия.
Нескончаемой чередой катятся океанские волны. Пока существует ум, бесконечен и поток мыслей. Ум лежит в основе любви и ненависти, боли и радости, жизни и смерти. Даже пять элементов, пять чувств, пять оболочек тела и пять витальных токов (пран) черпают из ума свою жизненную энергию. Наша позиция по отношению к уму – это позиция безразличия, и это безразличие, как злой рок, вершит судьбу человека. Из-за легкомысленного отношения к уму человек превращается в зверя или в демона. Ум – причина нашего тщеславия и себялюбия.
ЧТО ТАКОЕ САДХАНА?
Только обладающий широким умом человек может стать поистине божественным. Человеку следует избрать тот тип садханы (духовного подвижничества), который способствует полному раскрытию и расцвету ума. Что такое садхана? Это не обряды поклонения, не распевание имени Бога, и даже не медитация. Все это, в действительности, – лишь механические упражнения, несущие временное удовлетворение. Прежде чем ум будет преобразован, этими средствами ничего не достичь. Человек изменится, когда изменится его ум. Только преображение ума приведет к раскрытию божественной природы. Ментальная трансформация – важнейший источник человеческой трансформации. Трансформация человека повлечет за собой национальную трансформацию – залог глобальной трансформации. Хаос и неразбериха, волнения и лихорадочная суета, захватившие сегодня страну, – все это проявления извращенного ума.
Ум соткан из вибраций, и они неисчерпаемы. Возникая каждое мгновение, они текут непрерывным потоком. Так же, как океанские волны сродни океану, будучи с ним единой природы, так и любая мысль имеет "длину волны" своего источника, т.е. конкретного ума. Поэтому насущная необходимость каждого студента – решительно настроиться на то, чтобы направить ум в нужное русло. Человек, не отдающий себе отчета в силе и могуществе ума, шаг за шагом прокладывает себе путь в бездну. Любая дурная мысль проявится если не сегодня, так завтра. Человек полагает, что совершая "малое" зло, он никоим образом не вредит себе. Но в действительности, это отольется ему десятикратно! Не оберегая ростки возвышенных и благородных мыслей, бесполезно надеяться на процветание нации и всего мира. Если мысли станут божественными, то таковым станет и мир. Дурные мысли оказывают прямое влияние на судьбу нации и в конечном итоге приводят к ее гибели. Всегда помните о том, как опасно недооценивать и преуменьшать значение мыслей. Как из маленького семечка с течением времени вырастает мощное дерево, так и дурные мысли в свое время достигают колоссальных размеров. Если не уничтожить их в самом зачатке, они будут иметь пагубные последствия. Говорят, чтобы убить крошечную змею, необходима большая палка. Поэтому любой, даже слабый отголосок дурной мысли нужно истреблять самым беспощадным образом. Мысли столь могущественны и несут в себе такую силу воздействия, что искажают само восприятие мира – наше зрение, наш слух, нашу речь.
Содержание | ||
Глава 1. ОТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО К БОЖЕСТВЕННОМУ Всеобъемлющая воля Божественная вселенская форма Строитель и разрушитель "Хамса Гаятри" Поднимись над умом Глава 2. В ПОИСКАХ БОЖЕСТВЕННОГО Часть и целое Высокие человеческие качества Реализация космической энергии Атман, глубинный поток Что такое майя? Тройная истина Обитель бога Глава 3. ТАЙНЫ УМА Сверхум – высшее божественное "я" Что же реально? Человек может достичь всего Примените истину в практической деятельности Путь истины Сатьям, шивам, сундарам (истина, благость, красота) Глава 4. ВНУТРЕННЯЯ БОЖЕСТВЕННОСТЬ И КОСМИЧЕСКАЯ БОЖЕСТВЕННОСТЬ Истинная красота и поклонение "Настоящий" человек Вечное "я" Божественная индивидуальность. Божественная разумная воля и космическая божественность Необходима уверенность Глава 5. МЫСЛИ – ОСНОВА ТВОРЕНИЯ Мысли и ум Лицо – зеркало мыслей Мысли – основа творения Что такое садхана? Глава 6. ЗАВОЕВАНИЕ УМА Четыре типа тел Тайна жизни Стойкость в садхане Путешествие к запредельному уму Садхана и дхьяна Глава 7. БОЛЕЗНЬ И ЛЕКАРСТВО Панча клешас (пять бед) Состояния человека Сила интеллекта Грехи Шанкары Единство в многообразии |
Глава 8. В ПОИСКАХ МИРА Влияние дурной компании Чистота ума Права и обязанности Последнее путешествие Нам нужны любовь и вера Глава 9. ФИЛОСОФИЯ ГАУТАМЫ Философия ньяя Древние мудрецы против современных ученых Доказательство, идущее от сердца Пратьякша прамана Шабдабрахман Речь и совесть Глава 10. ВАЙШЕШИКА ДАРШАНА Внутреннее единство Необходимость гармонии Упадана и нимитта Глава 11. ФИЛОСОФИЯ САНКХЬЯ Пракрити и параматман Пуруша и ишвара Значение дисциплины Молитва перед трапезой Чистота пракрити Глава 12. ФИЛОСОФИЯ ЙОГИ Целительная сила йоги Дисциплина и контроль за мыслями Аспекты йоги Терпение и упорство Глава 13. ФИЛОСОФИЯ "ПУРВА МИМАМСА" Карма, дхарма и брахма джиджняса Атман – свет тела Победа над гневом От дхармы к брахману Глава 14. ДХАРМА И ИНДИЙСКАЯ КУЛЬТУРА Дхарма студента Образование ради жизни Истинное образование Ваш долг Глоссарий |