Летние ливни в Бриндаване
1990
Курс лекций по индийской культуре и духовности, май 1990 года
ОГЛАВЛЕНИЕ | ||
Предисловие к русскому изданию 1. Истина и Долг в индийской культуре 2. Роль и предназначение человеческого тела 3. Храм, который движется 4. Беспристрастность или усмирение чувств 5. Сила слова 6. Сила мысли 7. Блуждания Ума 8. Духовный Разум 9. Эго и привязанность |
10. Три силы мироздания 11. Познай самого себя 12. Путь познания Высшего Я 13. Духовное Сердце и Свобода 14. Беспредельный восторг Духа 15. Чистота и человеческое достоинство 16. Высшая мудрость Глоссарий санскритских слов Аналитический указатель |
Урок XV
ЧИСТОТА И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО
Величие и грандиозность Бога
вы увидите в великолепии гор, в их остроконечных вершинах,
которые устремившись ввысь, касаются неба.
Это Его торжественное молчание
и Его возвышенный покой царит
в бескрайних лесах и безграничных пустынях.
Это Его лучезарность и сиятельная красота
проявились в лучах Солнца, свете Луны
и бессчетных галактиках космоса.
Это Его любовь и творчество отразились
в населяющих Землю людях,
украсивших ее маленькими и большими городами.
Всё напоминает о Нем в этой Вселенной,
и всё это - хвала и слава Ему,
Тому, Кто есть Источник Абсолютной Красоты,
- Верховному Владыке.
[1] Маламма из Штата Карнатака в своем описании вездесущности Красоты привела простой и поэтический пример:
Лотос - это украшение озера.
Дома - это украшение деревни.
Волны - это урашение океана.
Луна - это украшение неба.
Всё красивое, что вы видите в окружающем вас мире, исходит из универсального первоисточника Красоты - Творца Мироздания и является Его отражением. Поэтому согласно Упанишадам Бог - это Высшая Истина, Высшее Благо и Высшая Красота (Сатьям, Шивам, Сундарам).
[2] Украшением человека является человеческое достоинство и человечность (Манаватвам). Эти качества являются жизненно необходимыми для человеческого общества. Кем бы ни был человек, - известным ученым, большим эрудитом или выдающимся руководителем, воспитание в себе качеств человечности совершенно необходимо ему. Уровень развития общества, государства, народа находится в прямой зависимости от развития его человеческих качеств и человеческого достоинства (Манаватам). Если в человеческом обществе отсутствует гуманность, честь страны и нации поставлена под угрозу.
[3] Честь человека зависит от его нравственности и целомудрия. Современному поколению молодых людей чрезвычайно важно воспитывать в себе человеческие качества и гуманность. Человеческие качества процветают лишь там, где есть духовность. Только если семена брошены в землю и регулярно орошаются водой, они смогут дать ростки и превратиться в могучие деревья, которые принесут хорошие плоды. Но если вы будете держать семена в банке с водой, они сгниют и погибнут. Также нравственная чистота и целомудрие расцветают только в человеческом сердце. Нравственность - это результат характера и поведения. Чистота и целомудрие возвышают человека.
[4] С незапамятных времен Индия, делясь своим духовным богатством со всем миром, способствовала распространению идеи моральной чистоты и единства. Вечный и истинный храм Бога на Земле - нравственная чистота и единство. Если в обществе отсутствует нравственность, оно неизбежно придет к опустошению и самоуничтожению. В наше время нравственная чистота - это самая насущная необходимость как в Индии, так и во всем мире. Чрезвычайно важно строго соблюдать моральные принципы везде и во всем, как бы не сложились жизненные обстоятельства. Маршал Поуп говорил, что принципы морали и нравственности не должны быть нарушены даже в критических ситуациях, как например, военное время, даже если человек рискует при этом собственной жизнью. Вильям Гладстоун, Премьер-Министр королевы Виктории, посвятил всю свою жизнь делу защиты морали и нравственности, и в результате этого народ уважал его даже больше, чем свою королеву.
[5] Нравственность достигается контролем над чувствами. Только тот, кто владеет собой, может управлять другими. Можно ли принуждать к дисциплине других, если ты сам не обладаешь дисциплиной? Только при гармонии слова и дела человек способен на великие свершения в жизни.
Если человек делает то, что говорит,
это не просто человек, а человек великой души - Махатма.
Если человек говорит одно, а делает другое,
это не человек, а низменное существо.
В современном обществе отсутствует единство слов и поступков. Единство слова и дела - это Истина (Сатья). Единство мысли, слова и действия - это Космический Порядок (Ритам) или совершенство.
[6] Современные молодые люди не знают, что такое контроль чувств. Контроль над чувствами называют Самьяма, то есть воздержание или ограничение себя в чем-то. Только человек обладает способностью к самоконтролю и воздержанию. Но если он, поддаваясь безудержному удовлетворению чувственных желаний, попадает под их власть, Божественность человека предается забвению.
Полный контроль над органами чувств на санскрите называется Дамам. Того, кто достиг полного господства над чувствами, называют Данта или господином чувств. В наше время миру необходимы люди, овладевшие в жизни практикой контроля чувств (Дантулу), а не те, кто овладел теорией Вед (Ведантулу). Знания этих знатоков Вед ограничиваются лишь желанием похвастаться своим ораторским искусством изложения по памяти строк Веданты, а применение их в жизни - в полном упадке. Неудивительно, что в результате этого, в мире такой дефицит счастья и радости (Ананды).
[7] Каждый студент должен поставить себе цель: стать господином собственных чувств. Но к сожалению, еще до того, как приступить к учебе, современные дети уже пропитаны эгоизмом, тщеславием и хвастовством, - качествами, которые безудержно неистовствуют в жизни нашего общества. Юноши и девушки не имеют никакого представления о том, что такое дисциплина и послушание. Они не знают, как подобает разговаривать и вести себя со старшими. Конечно, нельзя в этом винить только их. Учителя и родители тоже ответственны за такое положение вещей, так как в этом случае не являются идеальным примером для подражания и не поощряют молодых в воспитании контроля чувств. Поэтому нравственное состояние молодежи ухудшается с каждым днем. Молодые люди изо всех сил должны стараться совершать правильные поступки и овладевать контролем над чувствами. Только этим можно способствовать укреплению мира и счастья в обществе.
[8] Молодежь наших дней любит проводить время в пустых разговорах. Это стало их любимым занятием. Но вежливые и ласковые слова вызывают у них неприязнь и аллергию. Над духовностью они смеются. Такая ужасающая атмосфера и циничные настроения среди студентов усиливаются, в результате чего, они не понимают, в чем же истинная цель образования. Прежде всего необходимо избавиться от ложного понятия, что образование - это способ обеспечить себе работу и средства к существованию. Следует всегда помнить, что образование - это помощник человека в осуществлении высшей цели человеческой жизни. Конечно, необходима и работа, и средства к существованию. Но при этом следует строго следовать принципам морали и нравственности в исполнении своих обязанностей, не принижая свое человеческое достоинство до таких низменных поступков, как коррупция, обман и т.д. В обладании богатством и образованности нет ничего плохого. Все зависит от того, с какими намерениями вы их используете.
[9] Студенты! Воздух, который мы вдыхаем необходимо выдохнуть, в противном случае это будет вредно для легких. Также и знания, которые вы приобрели, и деньги, которые вы заработали, должны быть использованы на благо общества, иначе от них такая же польза, как от пыли под ногами. Вы должны отплатить свой долг обществу, благодаря которому вы смогли получить образование и достигли благосостояния. В этом и заключается смысл Служения (Сева). Стремление к служению и дух жертвенности в наше время полностью отсутствует среди молодежи. Заработать и припрятать заработанное - вот их идеал в жизни, основанный на принципе "одностороннего движения".
[10] Многие из вас умеют плавать, и знают, что если не отгребать воду назад, вы не будете продвигаться вперед. Этот пример говорит о том, что не пожертвовав ничем в жизни, вы не достигнете прогресса. Жертвовать нужно не только деньгами, но и своими плохими качествами. Настоящая жертва или отречение - это в первую очередь отказ от своих дурных качеств, а в отказе от богатства, жены и детей в сущности нет великой жертвы. Это гораздо легче сделать, чем отказаться от своих дурных наклонностей и пристрастий. Единственный путь, ведущий к полному расцвету человеческой личности, - это отказ от всего плохого, что в вас есть.
[11] Студенты! Стать настоящим человеком и прожить человеческую жизнь достойно - великая задача человека. Когда жизнь человека уподобляется животному - это непоправимый грех и урон человеческому достоинству.
В наше время человечность и гуманность людей находятся под угрозой уничтожения внутренними врагами человека - вражеской бандой из шести человеческих пороков (Аришадварга), а именно: Страсти (Камы), Злобы (Кродхи), Алчности (Лобхи), Невежества (Мохи), Гордыни (Мады) и Зависти (Матсарьи).
Луна отбрасывает свой холодный и яркий свет на Землю в полной силе только после того, как полностью пройдет все 16 фаз развития (16 кала). Человек же, наоборот, только избавившись от своих 16 порочных свойств, сможет излучать свет добра и человечности в обществе. Эти 16 порочных свойств следующие: 6 внутренних врагов человека (Аришадварга), 8 видов гордыни (Мады) и 2 гуны, во власти которых находится человек: Раджас - гуна страсти, и Тамас - гуна инерции.
[12] Он также должен избавиться от Эго, идеи собственной исключительности и обособленности (Картритва) и от желания наслаждения плодами своего труда и стремления к награде (Бхоктритва). Если человек с верой в то, что всё есть Бог (Сарвам Брахман), будет творить добро и совершать только хорошие поступки, посвящая их Верховному Богу, Божественное Милосердие и вся необходимая поддержка Высших Божественных Сил будет на его стороне.
Потана, великий поэт и преданный Богу человек, написавший на телугу Бхагаватам, посвятил свое произведение Господу Раме, выразив в посвящении мысль, что истинный автор - это Рама, а он - лишь орудие в руках Господа. В этих строках скрыт очень глубокий духовный смысл, который утверждается в известной формуле Божественного: Тат Твам Аси - То есть Ты. В данном примере ТАТ или ТО - это Господь Рама, ТВАМ или ТЫ - Его преданный Потана, и АСИ или "есть" - произведение поэта. Другими словами Бог, Его преданный и труд преданного слились воедино, и стало три - в одном.
[13] Кроме того, в слове Бха-га-ва-та-м - каждый из пяти слогов имеет свой священный смысл. Они могут обозначать пять основных элементов Творения, пять органов чувств, пять оболочек человека (Панча Коша), пять жизненных потоков (Панча Прана). Слог Бха- означает Бхакти или Любовь к Богу; -га- - это Гьян или Джнан, Мудрость; -ва- - это Вайрагья или Отречение; -та- означает Татвам или Реализация; и -м- означает Мукти или Освобождение, Таким образом, пять слогов символизируют пять последовательных ступеней духовного восхождения человека на пути к освобождению от рабства неведения.
[14] Студенты, вы сейчас находитесь в юном возрасте, в самой первой стадии своей жизни (Брахмачария). Вы строите фундамент здания жизни. Следующая стадия жизни - зрелость или жизнь главы семьи сравнима со стенами этого здания, в то время, как жизнь в уединении (жизнь анахорета - Ванапрастхта) - это крыша. Если фундамент не прочный, все здание может рухнуть. Поэтому именно сейчас вы должны заботиться о воспитании хороших качеств вашего характера, без которых не возможен мир и счастье ни в вашей личной жизни, ни в жизни общества. К сожалению, современный человек думает прежде всего о себе и о своей семье, пренебрегая интересами общества. Но без общества где бы были вы и ваша семья? Такой ограниченный эгоизм преобладает также и среди определенного круга так называемых религиозных людей, которые прежде думают о себе и своих трудах, а потом уже о Господе и Его трудах, если вообще задумываются об этом. Именно из-за этой сосредоточенности на своей собственной личности, человек разучился радоваться жизни, потеряв мир и покой. Девизом Кауравов в жизни был следующий принцип: "Сначала я сам, потом - мир и в последнюю очередь - Бог". А Пандавы придерживались этого принципа в обратном порядке: "Сначала Бог, потом - мир и в последнюю очередь я сам". Поэтому они и одержали победу. В истории человечества много таких примеров. Они свидетельствуют о том, как важно уничтожить Эго.
[15] Студенты! Вашему возрасту свойственна гордость, порывистость и вспылчивость, но истинное образование должно научить вас смирению и скромности. Подчините святым идеалам вашу жизнь, ваше тело, вашу молодость, ваше время и ваши поступки. Хорошо учитесь и успешно сдавайте экзамены. Используйте свои знания во имя добрых дел на благо общества. Поймите, что духовность и гордыня - это как две крайних точки качелей: чем выше гордыня, тем ниже духовность и наоборот.
[16] Из-за чувства собственной исключительности или Эго (Ахамкары), человек забыл о своей истинной природе. Забвение своей истинной природы - это и есть настоящее рабство. Осознание своей истинной природы - это и есть Свобода и Реализация (Сакшаткара). Если в вашем сознании ничего не меняется, какой смысл в ваших духовных практиках повторения мантр, медитации, йоги, выполнения долга, служения ближнему (сева). Не человек должен измениться, а его сознание. Изменение характера - вот, что важно.
[17] В жизни никогда нельзя забывать три вещи: Истину (Сатья), Долг (Дхарма) и Справедливость (Ньяайя). Наши предки были верными приверженцами этих принципов в практике повседневной жизни. Но в настоящее время этими высокими идеалами пренебрегают даже в Индии, не говоря уже и о других странах. Как будущим защитникам святых индийских традиций, вам предстоит возродить эти идеалы в современной жизни, применяя на деле все, о чем вы услышали здесь за эти две недели. Любите свою страну, свою культуру и свою религию. Но ни при каких обстоятельствах не позволяйте себе критиковать других людей, другие страны, культуры и религии.
Избавляйтесь от такой ограниченности взглядов и расширяйте свое видение мира. Всегда желайте всем добра и молитесь о благополучии всего человечества согласно ведической мантре: "Лока-самаста Сукхино Бхаванту", - что означает: "Пусть все миры будут счастливы".
[18] Любите Бога. Не отказывайтесь от своей веры, даже если она будет осмеяна другими и даже если на вашу долю выпадут трудные испытания жизни. Не теряйте присутствия духа в трудную минуту. Считайте, что всё на свете - огорчения и радости, потери и находки, счастье и печаль - это Прасад Бога, Его подарок, Его Милость. И что бы ни случилось в жизни, повторяйте Его имя. Имя Господа - единственное надежное средство, которое поможет вам переплыть бурную реку жизни.