Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиКниги

Шри Сатья Саи Баба

Летние ливни в Бриндаване
1990

Курс лекций по индийской культуре и духовности, май 1990 года


ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие к русскому изданию
1.    Истина и Долг в индийской культуре
2.    Роль и предназначение человеческого тела
3.    Храм, который движется
4.    Беспристрастность или усмирение чувств
5.    Сила слова
6.    Сила мысли
7.    Блуждания Ума
8.    Духовный Разум
9.    Эго и привязанность
10.  Три силы мироздания
11.  Познай самого себя
12.  Путь познания Высшего Я
13.  Духовное Сердце и Свобода
14.  Беспредельный восторг Духа
15.  Чистота и человеческое достоинство
16.  Высшая мудрость
Глоссарий санскритских слов
Аналитический указатель

Урок III

ХРАМ, КОТОРЫЙ ДВИЖЕТСЯ

   Тело подобно железному сейфу, не имеющему ценности. Но в нем, как в железном сейфе, хранится драгоценное сокровище - Искра Божественности. Это путь Истины - слово САИ.

   То, что вы называете Богом, не в каком-то далеком месте, Этот Бог - в вашем собственном теле; То, что вы называете грехом, не в какой-то далекой стране, А в ваших собственных поступках, которые вы совершаете.

   Воплощения Божественной любви!

   [1]   Хотя человеческое тело непостоянно и само по себе не имеет никакой ценности, оно требует заботливого ухода, поскольку заключает в себе Божественную Атму. Забота о собственном теле - первейшая обязанность человека. Без здорового и крепкого тела человек легко станет жертвой многочисленных болезней и недомоганий. Тело - это поистине фундамент человеческой жизни. Именно поэтому древние римляне, зачинатели современных цивилизаций на Западе, осознав эту истину, очень внимательно относились к правильному развитию тела и поддержанию его в хорошем состоянии.

   [2]   Тело человека - это целый мир. Это не только внешняя форма. Это единое целое - взаимодействие различных органов и частей тела. Каждый орган наделен своей красотой, требующей особого внимания и поощрения. Слабое и нездоровое тело не способно на какие-либо решительные действия. Чистые, благородные и возвышенные идеи могут исходить только из сильного и здорового тела. Все религии сходятся во мнении по этому вопросу. Несмотря на то, что тело не вечно, необходимо хорошо заботиться о нем, так как оно является местом обитания вечной Атмы. Оно озарено светом Божественного Духа, хотя и состоит из плоти, крови, испражнений, мочи и других дурнопахнущих нечистот.

   [3]   Атма не развивается вместе с телом и не стареет вместе с телом. Атмическое начало не подвержено ни развитию, ни росту, ни старению. Оно вечно и драгоценно в своей чистоте и неизменности.

   Огромный, ослепительно сверкающий бриллиант,
   даже если и найден в куче мусора,
   не теряет от этого своего блеска и ценности;
   Кулинарные свойства и вкус высокосортной тыквы
   не изменятся лишь от того,
   что она выросла в колючих кустах;
   Даже если павлинье яйцо
   будет высижено самой обыкновенной курицей,
   вылупившийся павлинёнок не потеряет от этого
   своего красивого оперения.

   Также свет и великолепие вечного, чистого и непорочного Атмического Начала, никогда не померкнет от того, что оно связано с плотью человеческого тела, полного нечистот.

   [4]   Почему люди разных религий и верований едины в своем мнении о том, что необходимо заботиться о здоровье тела и доставлять ему радость? Потому что все религии считают тело обителью Господа. Следовательно, первейшая обязанность человека - не пренебрегать этой святой обителью, которая зовется телом, а обеспечить хороший уход для поддержания его здоровья, чтобы успешно использовать его в выполнении своего долга и обязанностей жизни. Люди, не понимающие этой простой истины, подвергают тело различным пыткам и испытаниям во имя поклонения Богу, проведения религиозных культов, постов и совершения аскезы. Таким образом они лишь теряют из виду основную цель - осознать в себе вечное Атмическое Начало.

   Ударив по муравейнику,
   можете ли вы убить змею, находящуюся внутри?
   Подвергая пыткам тело,
   можете ли вы реализовать в себе Атму?
   Можно ли достичь Освобождения,
   лишь отказавшись от хорошей пищи и воды?

   Реализация Высшего Я человека возможна лишь через познание им своей истинной природы.

   [5]   Поэтому первый шаг на пути духовного поиска и самопознания - понять человеческую природу. Независимо от количества прожитых жизней, тело, данное вам в этой жизни - новое. Это говорит о том, что Божественность заложена в человеке изначально. Раскрытие этой Божественности или сути своего Высшего Я, требует углубленного исследования, которое в конце концов приведет человека к постижению Истины. Познав свою Истинную Реальность путем длительного созерцания и изучения своего истинного Я, он становится Драштой (Тем, кто видит, Провидцем). Конечная цель Богопочитания (Бхакти ) - стать таким Драштой и воспринимать мир с точки зрения этой духовной перспективы. Без стремления к этому знанию человек является человеком только по форме, не сознавая своей подлинной сути.

   [6]   Санскритское слово Манава, используемое для обозначения понятия человек, означает "не новый", потому что исконная реальность человека - Атма, Дух, который пребывает вечно. Другое объяснение слова Манава: "Ма-" невежество (аджнана), "на-" без; "ва-" поведение. Другими словами, человеком достоин называться лишь тот, кто не проводит свою жизнь в невежестве.

   Все ли птицы с зеленым оперением, как у попугая,
   могут говорить, как попугай?
   Все ли насекомые, которых вы увидели в цветке,
   могут называться пчелами?
   Сможет ли осел стать тигром,
   если вы набросите на него тигровую шкуру?
   Если свинья выросла до огромных размеров слона,
   можно ли ее назвать слоном?
   Может ли считаться человеком каждый,
   кто имеет человеческое обличье?

   Человеком может называться лишь тот, кто достиг гармонии собственных мыслей, слов и поступков. Человеческое тело - как пузырь на воде, который возникает из воды, плавает на воде некоторое время и погружается обратно в воду. Таким образом, "пузырь", называемый человеком (Нара), возникает из воды, называемой Богом (Нараяна), и погружается обратно в Него.

   [7]   Только осознав свое Божественное происхождение, человек действительно будет заботиться о поддержании тела в хорошей форме, стараясь правильно использовать его. Хотя тело и является всего лишь инструментом, в применении его необходимо следовать установленным правилам и нормам. Любая вещь в мире подчиняется своим законам. Правильно говорят, что без соблюдения этих законов, то есть дисциплины, мы не добьемся ни малейшего прогресса в жизни. Определенным законам подчиняется и тело. Прежде всего следует позаботиться о чистоте мыслей, чувств, взглядов и действий. Если органы чувств и органы действия используются человеком с нечистыми целями, человеческая природа перерождается в демоническую.

   [8]   Человеческую жизнь можно сравнить с деловым предприятием, имеющим свои нормы. Нормальная температура тела до 37 С, если температура превышает эту норму - это признак болезни; нормальное кровяное давление 120/80 мм, и если оно снижается или повышается - это тоже признак заболевания. Даже наш зрачок способен видеть свет лишь в ограниченных пределах. Любое отклонение от этих пределов приведет к повреждению глазной сетчатки. Также и уши слышат в определеннном диапазоне; при превышении этого диапазона будут повреждены барабанные перепонки. Таким образом, человеческое тело - это как "акционерная компания с ограниченной формой ответственности".

   Поэтому в использовании нашего тела необходимо соблюдать эти ограничения. Как в отношении пищи, которую мы употребляем, или воды, которую мы пьем, так и в отношении слов, которые мы произносим и слышим, а на самом деле в отношении всех наших жизненных привычек, ключевым правилом должно быть ограничение и умеренность. Превышение ограничений и норм влечет за собой опасность. Излишества в еде и невоздержанность и многословие в речи приводят к потере ясности ума, в то время как умеренность в еде и воздержанность в речи делают жизнь приятной и легкой. Вот как нужно использовать свое тело, извлекая счастье и радость из человеческого существования.

   [9]   Человеческий опыт познания может быть подразделен на 5 категорий. Преобладающий тип, наиболее распространенный в наши дни, - это книжное знание. Целая жизнь тратится на овладение таким знанием, которое является поверхностным. В связи с этим, практический опыт и чувство здравого смысла стали чрезвычайно редким явлением. Эти два типа познания, а именно: практический опыт и здравый смысл, - не могут быть извлечены из книг, они могут быть получены только из разнообразного опыта повседневной жизни и, в особенности, из опыта служения обществу.

   Четвертый тип познания - это то, которое приобретается человеком благодаря его способности различения. Эта способность в наши дни ошибочно используется лишь для личных эгоистических интересов. И это не правильно. То, что необходимо человеку сегодня - это такой критерий различения, который приведет его к выбору, имеющему своей целью не эгоистические интересы, а коллективное благо всего общества. И молодые люди в особенности должны избегать собственных оправданий в отношении того, что они используют способность различения, исходя исключительно из личных интересов. Следует развивать в себе то, что можно было бы назвать "универсальность в различении", то есть не делать различий и одинаково относится ко всем людям мира, независимо от страны, в которой они живут.

   [10]   В отличие от обычной арифметики, согласно арифметике духовной: 3-1=1. Вы можете оспаривать, что это уравнение не верно, но Я твердо заявляю, что оно верно. Почему? Потому что оно основано не на мирских эгоистических расчетах, а на "атмических" вычислениях, которые, исходя из единства всего сущего, имеют своей целью всеобщее благо. Из трех слагающих - Бог, Иллюзия (Майя) и Вселенная, Бог - это объект, Иллюзия - это зеркало и Вселенная - отражение Бога. Если убрать зеркало, не станет ни Иллюзии, ни Вселенной. Остается только Бог. Следовательно 3-1=1.

   [11]   Люди не в состоянии понять это, потому что они не владеют пятым типом опыта познания - опыта единства всего сущего. Этот опыт существенно необходим человеку, но как это ни прискорбно, в настоящее время абсолютно отсутствует, потому что каждый думает, что вполне достаточно заботиться лишь о себе. Если бы человек практически осознал, что он - часть общества, всеобщее благосостояние волновало бы его не меньше своего собственного благополучия.

   Нет различия между солнцем и его лучами, между морем и его волнами. Также нет различия между Богом и Любовью, потому что Бог - источник Любви. Подобные отношения существуют между телом и Атмой, которые взаимозависимы и неразрывно связаны друг с другом.

   [12]   Хотя тело временно, ему необходимо предоставить хороший уход до тех пор, пока не будет реализована Атма. Многие, не понимая этой простой истины, пренебрегают телом, подвергая его нападкам самых разнообразных болезней. Даже для того, чтобы исполнить четыре предназначения человеческой жизни (Пурушарта): выполнение Долга (Дхарма), достижение Благосостояния (Артха), осуществления Желания (Кама) и стремление к Освобождению (Мокша) существенно необходимо физическое здоровье. В настоящее время человек в большинстве случаев страдает от болезней, причиной которых является его душевное беспокойство и тревога, а не плохая пища. Какова форма этого беспокойства? Это - страх, являющийся исключительно продуктом ума. Необходимо ограничивать чрезмерную активность ума, установив предел своим тревогам и волнениям. В противном случае это может привести к психическим заболеваниям и расстройствам.

   [13]   Обследование студентов в нескольких университетах показало, что от 80 до 90% всех студентов страдает теми или иными психическими отклонениями. Студенты должны понимать, что в их возрасте, который является самым ценным периодом жизни, очень важно не стать жертвой физического или психического расстройства здоровья. Они не должны допускать себе в голову ненужные пустые мысли, тревоги и волнения. Им следует также избегать излишества в любой деятельности: в чтении, в играх, в пении, во сне и т.д., так как чрезмерное потворство своим желаниям оказывает вредное воздействие на тело.

   [14]   Кроме того, уже не раз упоминалось о программе "Потолок для желаний", которая включает в себя четыре важных пункта. Первое: Не расточайте пищу. Почему? Потому что пища - это Бог. Пища необходима для человеческой жизни, так как тело не может выжить без пищи.

   Второе: Не расточайте деньги. Трата денег впустую большой грех. Современные молодые люди в особенности находят множество различных способов растратить деньги впустую. Это приводит к дурным привычкам, потере душевного покоя и вообще к неудачам и полному краху в жизни.

   Наша страна в настоящее время переживает тяжелые экономические трудности, и поэтому, в интересах всего общества, необходимо воздержаться от легкомысленной траты денег в эгоистических интересах. Следует развивать дух взаимной помощи, защищать единство интересов страны и её целостность.

   [15]   Между личными и общественными интересами важно установить равновесие. В жизни все зависит от сохранения необходимого равновесия, даже такие действия, как хождение, сидение, езда на велосипеде или вождение автомобиля.

   В настоящее время равновесие в жизни человека потеряно. Причиной этого является то, что он буквально перегружен знаниями, не представляя, как правильно их использовать. Для того, чтобы правильно использовать знания, необходимо превратить их в умение и применять на практике жизни. Поэтому получается, что молодые люди не "развивают", а "убивают" свои знания. (* Свами использует игру английских слов: skill: умение, навык и kill: убивать. Имеется в виду, что пустое приобретение знаний и неспособность молодежи применить их в жизни, на практике, приводит к душевной неуравновешенности, поскольку эти знания становятся "мертвым грузом" для них. В этом значение фразы "убивать знания".) Ваши знания не приносят пользы, а ресурсы вашей энергии, которую вы затрачиваете, когда смотрите, слушаете, говорите, думаете, не зная ни в чем меры, быстро иссякнут, если вы, будете неправильно использовать их.

   Поэтому третий пункт программы "Потолок для желаний" - Не расточайте энергию.

   Небольшой пример по этому поводу: вы включили радио и настроили его на определенную волну. Независимо от того, слушаете вы его или нет, независимо от громкости, на это затрачивается определенное количество энергии. Ваше тело подобно этому радио. Вы или сосредоточенно думаете, или беспрерывно говорите, громко или тихо, говоря с другими или с самим собой, в состоянии бодрствования и даже во сне. И в результате этого непрекращающегося процесса, который продолжается днем и ночью, растрачивается много энергии, тем самым вызывая у вас чувство повышенной раздражительности. Любое действие требует определенной затраты энергии. Если энергия в теле расходуется правильно, соблюдается необходимое равновесие и человек сохраняет хорошую форму.

   [16]   Четвертый пункт программы "Потолок для желаний"- Не расточайте время.

   Студенты, только имея крепкое, здоровое и жизнеспособное тело, вы сможете действительно насладиться состоянием радости от установившегося в жизни равновесия. Человек растрачивает свою жизнь в тягостных размышлениях о прошлом и в тревогах о будущем. В чем коренная причина человеческой скорби и болезней? В том, что из-за своего недовольства тем, что он имеет, и постоянного преследования того, что он не имеет, человек поплатился своим душевным покоем.

   [17]   Не нужно думать о том, что прошло, или о том, что вам готовит будущее. Какой смысл думать о прошлом, которое безвозвратно ушло, и тревожиться о будущем, которое неопределенно? Это пустая трата времени. Прошлое - в прошлом, а будущее - в будущем, и с этим ничего не поделаешь. Важно постоянно пребывать в настоящем. Важен сущий момент. Это - не просто сущий момент. Это - Везде-Сущность Настоящего, Вечность Настоящего. Как результаты прошлого, так и результаты будущего присутствуют в настоящем. В настоящий момент вы пожинаете плоды того, что посеяли в прошлом. И то, что вы сеете в настоящий момент, пожнете в будущем. Таким образом и прошлое, и будущее заключены только в настоящем. Поэтому используйте наилучшим образом настоящее. Оставьте ваши бесчисленные волнения и постарайтесь прожить идеальную жизнь, ведущую к бессмертию и завершению высокого замысла человеческой жизни.

   [18]   Студенты, не недооценивайте значения тела. В этом мире все невечно. И если это так, не будем же мы пренебрегать всем, что не вечно? Поэтому, даже если тело временно, вам следует старательно заботиться о нем, до тех пор, пока оно существует, потому что оно - движущийся храм Бога.

   [19]   Вместо того, чтобы полагаться на мир, укрепляйте веру в себя и свои силы. Вера в себя- это фундамент здания жизни. Стены этого здания - чувство собственного достоинства. Самопожертвование - крыша, а самореализация - ощущение радости жизни от того, что вы проживаете в прекрасном доме человеческого тела.

   Поэтому, чувство веры в себя поможет вам в свершении любого дела и принесет счастье. Вы сможете смело встретить любые трудности жизни и преодолеть их.

   [20]   Что вы имеете в виду, когда говорите "я"? Это слово имеет два значения. (* Здесь Свами использует игру слов в фонетическом созвучии слова "I" или "я" и слова "eye" или глаз, которые на английском звучат одинаково.) Одно из них - это понятие, обозначаемое одной буквой, - "I". Другое - понятие из трех букв "eye", которое относится к телу. Первое понятие, обозначаемое одной буквой, относится к Атме, которая присутствует во всех. У некоторых может отсутствовать какая-то часть тела (например, глаз) или эта часть тела может не функционировать из-за болезни (например, катаракты), но понятие "я", обозначаемое одной буквой, присуще одинаково всем людям, будь то мирянин, преследующий земные наслаждения (бхоги), или страдающий больной (роги), или реализованный йог (йоги), или отрекшийся от мира монах (вираги), или нищий, живущий на милостыню (бираги).

   При обращении к группе людей, каждый на свое имя собственное отзовется "я". Хотя имена у людей разные, и все они так не похожи друг на друга, все обладают собственным "я".

   [21]   Вот почему в Ведах говорится: Ekam Sat vipra bahudha vadanti - Истина (или Суть) одна, но мудрецы называют ее разными именами. Поэтому вам необходимо стремиться к опыту познания Единства, которое лежит в основе Многообразия Вселенной. Именно из-за того, что вы видите лишь разнообразие, игнорируя единство, в мире так тревожно, царит разобщенность, отсутствует покой и согласие. Подумайте над такими примерами: стран много, но Земля - одна; звезд много, но небо - одно; живых существ много, но дыхание - одно. Следовательно, если человек будет всегда помнить о Единстве в Многообразии, не останется места для различий, ссор и войн.

   [22]   Студенты! Вы сейчас переживаете самый чудесный период своей жизни. Не должно быть места понятиям различий и дискриминации в ваших мыслях, словах и поступках. Такие нездоровые и безнравственные представления могут возникать лишь в нездоровом теле. Каждый из вас может судить о своем здоровье и силе или о своей слабости и нездоровье в зависимости от образа мыслей, которые у вас возникают. Именно поэтому говорят: Каковы твои мысли, таков и ты сам.

   [23]   Если в сейфе хранятся драгоценности, вы непременно будете заботиться о его сохранности. Следовательно, проявляйте заботу и о вашем теле, зная что в нем заключена бесценная драгоценность - Атма. Следуйте принципу: есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. Если вы имеете веру, все необходимое для вас пропитание, так сказать, само придет к вам. Вам не нужно будет отправляться на поиски пищи.

   [24]   Поэтому в Бхагавад Гите говорится: "Тот, кто истинно предан Богу (Гопи), - отправился на поиски Духа (Атмы)', а тот, кто, грешен (Папи) - отправился на поиски еды (Анны)". Жаль, что достигнув бесценного человеческого рождения, люди проводят жизнь в погоне за пищей физической (Анной), а не духовной, и не стремятся к поиску Духа (Атмы). Веды всегда призывали человека к познанию того, кто он есть на самом деле. Но вместо того, чтобы воспользоваться зеркалом своего духовного разума, чтобы увидеть в этом зеркале себя, человек выставляет его перед другими, чтобы рассматривать их. Вот почему он не способен познать самого себя.

   [25]   Воспитывайте в себе веру в свое истинное Я и уверенность в своих силах, и это принесет вам счастье. В душе вашей не должно быть места для волнений и тревог. Накапливайте силу физическую и душевную, чтобы смело встретить трудности жизни, преодолеть огорчения и потери, которые могут встретиться на вашем пути. И чтобы облегчить свой путь, не забывайте применять один из известных принципов нашей воспитательной системы (* Говоря о воспитательной системе, введенной Саи Бабой в основанных Им колледжах и школах, кратко отметим ее главную черту: наряду с обязательными предметами проводится обучение духовности и идеалам человеческих ценностей - принципам Истины, Долга, Мира, Любви и Ненасилия.), а именно правило "4 F" (* Это правило известно на английском языке под названием "4 F", так как каждая фраза начинается с этой буквы: Follow the Master - Face the Devil - Fight till the end - Finish the game.):

   Будь верен Учителю и слушай голос совести
   Открыто и смело встречай Зло
   Стойко выдержи борьбу
   Доведи игру до конца

   [26]   Каково скрытое значение первых трех букв английского алфавита "АВС"? Always Be Careful, то есть "Будь всегда бдительным." То же изречение вы найдете и в Упанишадах, призывающих человека "подняться, пробудиться, и не сдаваться, пока цель не будет достигнута".

   Какую бы долгую жизнь вы не прожили, какой бы образованности и эрудиции не достигли, какое бы высокое положение в жизни не занимали, все равно рано или поздно, вам предстоит узнать Правду о себе. Приступите к узнаванию этой Правды сейчас же, немедленно.

   Бдительным следует всегда быть и потому, что человеку не дано знать когда, где и при каких обстоятельствах Милостью Бога на него снизойдет Его Любовь и Благословение.

   [27]   В отличии от земных дел, то, что происходит на духовном плане, - выше человеческого понимания, и человек не в состоянии осознать всю широту и величие Божественных планов. Поэтому, следуйте долгу, выполняйте свои обязанности добросовестно, с радостью и энтузиазмом, и одно это уже принесет вам счастье и благодать.

   Не беспокойтесь о будущем. Не погружайтесь в тягостные раздумья о прошлом. Все это мимолетно, как проходящие облака в небе. В этом мире нет ничего постоянного, будь то люди, вещи и все остальное.

   Само название Вселенной (Джагат) означает на санскрите "то, что приходит и уходит". Зная это, к чему вообще волноваться? Поэтому не давайте волю вашим тревожным мыслям и огорчениям. Только тогда вы обретете право в оз выситься до планов Божественного.

   [28]   Лишь человек наделен способностью реализовать свою Божественность.

   В этом отношении важную роль играет питание. На Земле существует 8 400 000 видов живых существ. 8 399 999 из них - насекомые, птицы, звери, - весь животный мир, питаются тем, что им пошлет Бог в природе, поэтому, как правило, не страдают никакими заболеваниями. Человек - единственное исключение из общего правила. Став рабом своего аппетита, он предпочитает наслаждаться лишь приготовленной пищей с прянностями различного рода, не понимая при этом, насколько такое питание укорачивает ему жизнь.

   [29]   Кроме того, очень важно отметить, что те, кто употребляет вегетарианскую пищу в меньшей степени склонны к различным заболеваниям, в то время как невегетарианцы в большей степени подвержены болезням. Почему? Потому что пища животного происхождения не совместима с нуждами человеческого организма. Врачи говорят о том, что в невегетарианской пище содержатся протеины, необходимые человеку, но на самом деле, протеины в таких продуктах, как овощи, молоко, кефир и т.д.,- гораздо более высокого качества.

   Невегетарианское питание не только вредно отражается на физическом здоровье человека, но и оказывает неблагоприятное воздействие на состояние его души и интеллекта.

   [30]   Пища, душа, интеллект, Бог - все взаимосвязано. С употреблением животной пищи в человеке пробуждаются животные импульсы. Какова ваша пища, таковы и ваши мысли. Люди в настоящее время ведут себя хуже диких животных. Они стали жестокими, безжалостными и бессердечными. Взаимопонимание и сочувствие отсутствуют между людьми. Основная причина этого - в типе пищи, которую употребляет человек.

   Студенты, внимательно относитесь к выбору пищи. Вы должны позаботиться о том, чтобы она способствовала вашему здоровью и счастью. Наши предки обычно принимали пищу два раза в день. А в древности мудрые люди ели только один раз в день. Они говорили, что человек, принимающий пищу один раз в день - это йог (йоги), стремящийся к мирским наслаждениям (бхоги) - это тот, кто принимает пищу два раза в день, а тот, кто ест три раза в день - больной (роги).

   [31]   В настоящее время люди продолжают принимать пищу в любое время дня, не говоря уже о постоянных легких закусках и напитках в перерывах между едой. Как же им не заболеть и избежать расстройства пищеварения? Человек нуждается в питании, возмещающем затраты энергии, эквивалентной приблизительно одной калории в минуту. Молодым людям достаточно 2000 калорий в день. Для здоровой полноценной жизни человек нуждается всего лишь в 1500 калориях в день. Но в наше время ежедневное принятие пищи человеком эквивалентно потреблению 5000 калорий. В результате этого люди страдают от нарушения пищеварения и бессонницы. Потеря сна приводит к возникновению самых разнообразных заболеваний. Не следует чрезмерно беспокоиться о сне. Если вы ложитесь спать без тревог и волнений, здоровый и крепкий сон наступает автоматически.

   [32]   Соблюдайте умеренность как в потреблении пищи, так и в других привычках вашего образа жизни, чтобы поддерживать тело в хорошей форме и достойно выполнять ваши обязанности. Однако, не позволяйте развиваться чрезмерному чувству привязанности к своему телу.

   За все бедствия и несчастья, существующие в человеческом обществе, несут ответственность два ошибочных взгляда человека: его искаженное представление о своем "я", или чувство "самости", и неправильное представление "мое" или чувство собственности.

   Вам следует стремиться довести до минимума, а при возможности искоренить вообще чувство собственной исключительности, и отношение к себе как к тому,"кто совершает действие и наслаждается его результатами" (* В английском варианте употребляется 2 неологизма "doership" - чувство авторства, деятеля и "enjoership" - чувство заинтересованного наслаждения в результате труда. Человек, ошибочно отождествляя себя с телом, при совершении поступков, склонен считать себя "автором" и "деятелем" (а не инструментом божественной воли), стремясь к наслаждению результатами своего труда, что неизбежно втягивает его в круг причинно-следствеиных связей (кармы), освободиться из которого возможно.лишь избавившись от чувства эго, собственнного "я", и посвящая результаты своего труда Господу (См. глоссарий Ахамкара или Эго: Гл. ХI.3.5.9.12, VIII 7.2.6, VIII 6.17, ХII.6)). Только тогда вы сможете сделать вашу жизнь идеальной.

   [33]   Человек страдает нездоровьем и по психологическим причинам. Если вы измерите свой пульс, давление и температуру с чувством опасения, что вы заболели, вы получите плохие результаты. Если у вас возникает предчувствие, что вы не уснете ночью, так оно и случится. Поэтому всегда старайтесь положительно смотреть на мир в полной уверенности, что ваше здоровье в порядке.

   [34]   Наши предки всегда желали прожить долгую благочестивую жизнь, поэтому они заботились о сохранении как физического здоровья, так и здоровья душевного. В наше время, по достижении шестидесяти или семидесяти лет, человека называют стариком. А в далекие времена люди все еще считались молодыми в возрасте 80, 90 или даже 100 лет. Студенты наверное читали в Махабхарате, что во времена войны на Курукшетре, Кришне и Арджуне соответственно было 86 и 84 года, но их отличала моложавость и они участвовали в военных действиях со всей силой, энергией и доблестью настоящего воина. Кто был главнокомандующим армии Кауравов? Им был 116-летний Бхишма! Если бы эти события происходили в наше время, 116-летний старик с трясущимся телом скорее был бы прикован к постели, и нуждался бы в посторонней помощи, чтобы даже подняться с постели. А Бхишма неистово сражался в течение девяти дней. Как вы это объясните? Объясняется это душевными силами человека, а также его образом питания, но прежде всего, верой в себя, то есть верой в свое истинное Я - Атму.

   [35]   В наше время такая сила духа полностью отсутствует в людях, постоянно испытывающих упадок душевных сил, взлеты и падения настроения и чувство неуверенности в себе. Их шаткий ум нестабилен и каждую секунду подвержен внезапным скачкам. Если мечты их сбываются, они установят в своих жилищах десять изображений Всевышнего, вместо одного. А если желания не исполняются, они уберут и то единственное изображение, которому поклонялись раньше. И это доказательство того, как сильно колеблется их ум. Такое отношение - неправильно.

   [36]   Вы можете поклоняться изображению, как олицетворению Бога, но нельзя поклоняться Богу, как изображению. Если ум ваш колеблется каждую секунду, откуда же взяться стабильности и постоянству в вашей жизни? Каждый должен стремиться развивать в себе мужество и выдержку, чтобы при столкновении с превратностями судьбы и внезапными переменами жизни быть готовым встретить радость и горе, утраты и награды с невозмутимостью духа и самообладанием.

   [37]   В наше время многие считают себя верующими в Бога, Но из-за того, что эти так называемые верующие ведут себя неправильно, многие из них теряют веру и становятся атеистами. Они говорят о Бхакти (Любви к Богу), а утешаются Бхукти (любовью к жизненным наслаждениям).

   Это - не настоящая вера и преданность. Преданный Богу человек должен быть готов принять всё как дар Господа.

   Если вы захотите получить сахар из сахарного тростника, сможете ли вы сделать это, не раздавив его и не выжав сок? Самый красивый алмаз, засияет ли он во всем великолепии, если не будет подвергнут огранке и шлифовке?

   Также и человек, - лишь пройдя суровые испытания жизни, ее несчастья, утраты и печали, обретает свое истинное достоинство, и все грани человеческого характера начинают сиять в нем в полной мере.

   Любовь к Богу (Бхакти) - это нектар, полученный в результате выжимки эссенции многих Упанишад и Священных Писаний. Настоящая преданность Богу (Бхакти) - это преданность, которая подкреплена твердой верой, и

   непоколебима ни при каких обстоятельствах. Только тогда человек сможет вкусить плоды своей искренней и преданной Любви к Богу.

   [38]   Воплощения Божественной Любви!

   Даже если в сознании вы отождествляете себя с телом, в жизни вы должны руководствоваться знанием того, что вы есть Дух или Атма. Физическое тело, чувственное восприятие, Ум или Рассудок (Манас), Духовный Разум (Будхи) и Дух (Атма) - это пять планов бытия человека, или его пять жизнепотоков (панча пранас). Если вы постигнете тайны каждого из них, не будет больше необходимости заниматься различными видами духовной практики (садханы). Истина - это всё. А если вы до сих пор не осознали этого, какой толк вообще в ваших духовных дисциплинах?

   По просьбе Вице-Ректора Университета, Я расскажу вам в течение этих Летних Курсов в чем заключается скрытый смысл этих пяти жизнепотоков человека, составляющих в целом его личность.

   [39]   Вы часто говорите о медитации. Чем вы занимаетесь в медитации? Сидите в удобной позе с закрытыми глазами. А ум ваш блуждает в различных местах: то в парикмахерской, то в прачечной, то на базаре. Вместо этого пустого занятия, было бы лучше для вас принять участие в общественной жизни, занявшись бескорыстным служением на благо общества. Без истинного понимания того, что такое медитация, все ваши попытки медитировать закончатся только крепким сном.

   [40]   Прежде всего постарайтесь понять природу Ума. И только тогда вы сможете научиться контролировать его.

   Однажды ко мне пришла пожилая женщина и пожаловалась, что ее ум постоянно причиняет ей беспокойство своей неугомонностью и бесконечными блужданиями. Тогда я спросил её: "Где этот ум, который тебя так тревожит? Покажи мне его и я его уничтожу". На что она отвечает: "Свами, я не знаю, где он..." "Если ты даже не знаешь, где твой ум, - отвечаю я ей, - как же ты можешь говорить, что это ум тебя беспокоит? Ум ли тебя беспокоит или ты беспокоишь себя сама?" Поэтому без ясного понимания того, что такое Ум, обвинять его бессмысленно, и просиживать часами в медитации - пустая трата времени. Необходимо досконально постичь природу Ума, а также природу чувств.

   [41]   Всё в мире полно тайн и полезных секретов, которые следует раскрыть. Бог ничего не создает без определенной цели и предназначения. Всё имеет своё назначение и смысл, благословение и ценность. А мы не делаем и малейшей попытки, чтобы постигнуть сокровенные таинства бытия.

   Поэтому Я надеюсь, что в течение этого двухнедельного курса вы основательно овладеете знаниями о природе и роли человеческого тела, чувственного восприятия и чувств. Ума или Рассудка (Манас), Духовного Разума (Будхи) и Духа (Атмы), и благословляю вас на это, чтобы вы смогли проявить себя в дальнейшем идеальными студентами, наделенными чистотой и невозмутимой безмятежностью духа.

OM