Летние ливни в Бриндаване
1990
Курс лекций по индийской культуре и духовности,
май 1990 года
ОГЛАВЛЕНИЕ | ||
Предисловие к русскому изданию 1. Истина и Долг в индийской культуре 2. Роль и предназначение человеческого тела 3. Храм, который движется 4. Беспристрастность или усмирение чувств 5. Сила слова 6. Сила мысли 7. Блуждания Ума 8. Духовный Разум 9. Эго и привязанность |
10. Три силы мироздания 11. Познай самого себя 12. Путь познания Высшего Я 13. Духовное Сердце и Свобода 14. Беспредельный восторг Духа 15. Чистота и человеческое достоинство 16. Высшая мудрость Глоссарий санскритских слов Аналитический указатель |
Предисловие к русскому изданию
"Студенты! Вам чрезвычайно повезло. Подумайте, не удача ли это, что среди нескольких миллиардов людей на земле именно вам выпала золотая возможность участия в этих Летних Курсах!" – такими словами Сатья Саи Баба в июне 1990 года закончил свое выступление на Летних Курсах Духовности, которые проводятся для индийских студентов основанного им недалеко от Бангалора Университета, а также для молодых людей со всего мира, которые специально приезжают в Индию, в его ашрам Бриндаван, чтобы послушать выступления аватара Кали Юги, современниками которого мы все являемся.
Аватар – это Богочеловек, воплощение божественного в человеческой форме, полная тождественность индивидуального и Космического Сознания. Когда Бог нисходит на Землю, беря на себя бремя человеческого существования, Он это делает для того, чтобы человек смог подняться до высот Божественного. Аватар наделен особыми качествами, которых согласно философии индуизма всего шестнадцать. Главные из них – это абсолютная неподвластность материальному миру, всезнание, вездесущность, всемогущество.
Действительно, не удача ли это, – аватар, устами которого говорит сам Бог, читает лекции студентам и является почетным Ректором Университета, в программу которого наряду с обыкновенными предметами входит и такой необычный предмет, как наука о Человеке и его исконной Божественности.
Это звучит возвышенно, но наука эта не менее практична в сравнении с остальными, так как познав только эту науку, человек способен обрести веру в себя, в свое Высшее Я, веру, которой так часто не достает молодым, испытывающим смятение духа, а также тем, кто потерял верное направление в жизни и блуждает наугад в поисках света и правды.
В этой книге внимательный читатель сможет найти ответы на многие вставшие перед ним вопросы, и солнце правды засияет над ним, выглянув из-за набежавших туч трудностей жизни, как это бывает после освежающего ливня в период летних дождей в Бриндаване, когда в ашраме Саи Бабы проходят Летние Курсы.
Сатья Саи Баба родился 23 ноября 1926 года в небольшой деревне на Юге Индии. Его детство, полное необыкновенных чудес, прошло на глазах многих людей, которые впоследствии стали его самыми верными преданными, познав в общении с ним его божественную природу. Когда Сатье Нараяне Раджу было всего пять лет, в глухой деревушке, где он родился, его называли Брахмаджнани, – тот, кто обладает Высшей Мудростью. В мае 1940 года четырнадцатилетний Сатья оставил семью и школу, объявив о своей миссии, и принял имя Сатьи Саи Бабы. Так началась Его проповедь Любви. Сатья Саи Баба, который в прошлом своем воплощении известен как Саи Баба из Ширди, говорит, что покинет свое физическое тело в возрасте 95 лет, и через восемь лет воплотится вновь в облике Према Саи.
|
В Вишну Пуране был предсказан технократический век материализма, сметающий на своем пути человеческие ценности, и тройная божественная инкарнация, которая предотвратит катастрофу, грозящую гибелью человечеству, погрязшему в эгоизме и безверии. И вот сейчас это явление Божественного в человеческой форме существует среди нас. Сатья Саи говорит, что в настоящем воплощении Его миссия – восстановить Праведность и Долг на Земле, что приведет к наступлению Золотого Века. Еще в наше время, заверяет он, мир станет свидетелем небывалых перемен и духовного возрождения человечества.
Быть современником Сатья Саи Бабы – великое счастье. К тому же Божественный Учитель легко доступен, даже несмотря на то, что в настоящее время маленькая деревушка Путтапарти, где он родился, стала местом нескончаемого паломничества тысяч и тысяч духовных искателей со всего мира, среди которых много и русских (примечательно, что слово "русский" Саи употребляет всегда, независимо, относится ли это к русскому, украинцу, беларусу, объединив нас всех под этим названием). Общение с Саи превосходит границы физического плана. Но если вам посчастливилось встретиться с ним и на физическом плане, лицом к лицу, этот драгоценный опыт наверняка оставит глубокий след в вашей жизни.
Ховард Мерфет из Австралии, автор трех книг о Саи Бабе, пишет: "Он источает столько Любви, что её поток сравнимо океаном. Он может переполнить чашу до такого состояния, что вы уже не в состоянии принимать, а он все продолжает давать. И кажется, что твое физическое тело исчезает в этом океане, что все части твоего разделенного сознания, – твои тревоги, беспокойства, притаившийся в глубине страх, – всё растворяется в этом океане. В эти мгновения кажется, что ты касаешься вечности и испытываешь от этого беспредельную радость". Радость, необъяснимая радость – вот то ключевое слово, которое могло бы описать воздействие от встречи с Саи.
Миссия Саи Бабы – привести человечество к миру и духовному возрождению. Самуэль Сандвайс, ученый-психиатр из Калифорнии, описавший свой опыт встречи с Саи в книге "Сатья Саи – святой и...психиатр", изданной также и в России, в одной из бесед спросил Саи Бабу: "Скоро ли та весть, которую Ты принес людям будет известна всему миру?" Ответ был дан такой: "Мир ждет впереди полоса смут, неразберихи и великих перемен, и тогда люди обратятся к Богу за руководством. Людям будет непросто уразуметь то, ради чего я пришел. Это случится не сразу, постепенно."
Провозглашая общность всех религий, Саи Баба проводит черту между религией, как установленной формой поклонения, и духовностью, которая является сутью любой религии. Он ратует за духовные идеалы, лежащие в основе всех мировых религий – идеалы Истины, Долга, Мира, Любви и Ненасилия.
В настоящее время аватар Саи известен в мире миллионам людей. Слово Сатьи Саи Бабы, изданное в России, до недавнего времени было необычайной редкостью. Вероятнее всего, согласно Божественному замыслу, так и должно было быть. Теперь золотая возможность приобщиться к Слову Саи представляется и русским читателям, всем тем, кто, встав на путь духовного поиска, самоотверженно и искренне пытается понять, в чем смысл жизни.
"Какой смысл знать всё об окружающем вас мире, не имея представления о том, как устроен ваш внутренний мир?" – говорит Божественный Учитель Саи. Познать себя – вот та тема, которой посвящены его выступления. "Это тот путь, который приведет вас к осуществлению высокого замысла человеческой жизни."
Разделим же и мы эту необыкновенную удачу со студентами Бриндавана, вернемся с ними за школьную парту, чтобы взяв за основу Божественное Слово Саи, научиться самому главному в жизни – науке быть настоящим человеком и оправдать святое предназначение человеческой жизни.
Существует только одна раса – Человек. |
АНАЛИТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
Римские цифры указывают на номер лекции, а арабскими цифрами обозначен номер параграфа.
АВАТАР VIII.22 XIII.31
АНТАХКАРАНА VI.12. VII.15. VII.19. VII.13. X.8. XI.6
АСКЕТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ II.17
АТМА I.18. I.20. III.3. III.4-5. XI.1.5. III.20. XI.11. III.23. XII.33. III.24. V.1. VIII.28. V.3.14. X.1. VII.8. VII.16. XI. X.1. XI.2. XI.13. XIV. XIII.11. XIII.22-23. XIV.8
АХАМ XI. XI.6
АХАМКАРА. СМ.ЭГО
БЕССМЕРТИЕ XIV.22
БЛАГОДАРНОСТЬ VI.21-22. VII.IO
БОГАТСТВО VII.9. XII.10. XV.9.10
БОЛЕЗНЬ III.12-13. III.29-31. III.33. IV.7
БУДХИ (СМ. ДУХОВНЫЙ РАЗУМ)
БХАГАВАД ГИТА XVI.7
ВЕДА XVI
ВЕДАНТА XV.6
ВЕГЕТАРИАНСТВО III.29
ВЕРА III.37. VIII.10-11. XI.9
ВЕРА в СЕБЯ III.19.23. XVI.20.
КАК ДОСТИГНУТЬ ВЕРЫ В СЕБЯ XVI.21
ВНУТРЕННЕЕ ВИДЕНИЕ XIV.2-3
ВНУТРЕННИЙ ГОЛОС XII.5.6
ВОЛНЕНИЕ (БЕСПОКОЙСТВО) III.27
ВРАГИ ЧЕЛОВЕКА VII.12-13. XV.II
ВРЕМЯ II.16.III.7.27
ВСЕЛЕННАЯ II.28. III.27. XIV.1. III.41. VI.3. VII.1. XII.12. XIV.5
ГОРДЫНЯ VII.12-13. VII.13. XIII.5. XV.15
ГУНА X.1. XII.14
ДВОЙСТВЕННОСТЬ XIII.13
ДЕЙСТВИЕ XIV.19.
ЧЕЛОВЕК ДЕЙСТВИЯ XIV.22. XVI.4. XVI.21
ДЕНЬГИ III.14. VII.9. XV.8
ДИСЦИПЛИНА III.7-8. XV.5
ДОЛГ II.24. XII.18-20. XIII.35
ДОЛГОЖИТЕЛЬСТВО III.28. 111,34
ДУХОВНОСТЬ XII.1. XIII.23. XIII.23.24. XV.15
ДУХОВНЫЙ РАЗУМ III.24. VI.2-3. VI.7. VIII. VIII.5. VIII.9.18-19. IX.4
ДХАРМА XIV. 23. XVI.19
ЕДИНСТВО II.23. III.21. V.22. XIII.28. XVI.6. XI.8. XIII.33
ЖЕЛАНИЕ III.14-15. IV.17. X.15. XI.5
ЖЕЛАНИЕ ПОМОЧЬ ДРУГОМУ VIII.22-23
ЖИВОТНОЕ ЦАРСТВО III.28. IV. 16
ЗАБЛУЖДЕНИЕ XI.8. VII.16
ЗАВИСТЬ VII.21
ЗНАНИЕ I.22. I.5. III.9-12. X.19. XI-XII. XIII.5. XIV.2. XII.1-3. XII.3. XII.11. XVI.4. XV.8. XVI.2. XVI.3
ЗРЕНИЕ II.10. X.16.
ИЕРАРХИЯ И ПОДЧИНЕНИЕ XIII.26
ИЛЛЮЗИЯ II.22.II.23.
ИЛЛЮЗИЯ ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ СЕБЯ С ТЕЛОМ II.21.
ИМЯ БОГА IV.20. VIII.27. X.20
ИНТЕЛЛЕКТ И БУДХИ IX.4
ИСТИНА (САТЬЯ) I.4.7 I.15.16.17. III.21. III.38. V.10. XII.8. XIV.23
ЙОГА VIII.19. XVI.5
КАРМА VI.4.9. XIV.19
КРАСОТА XV.1
КРИТИКА VI.9. XII.36
КОСМОС МИКРО-МАКРО XII.5
КУЛЬТУРА I.10. I.11. V.20
ЛУНА И УМ XIII.9
ЛЮБОВЬ I.12. VII.29 I.13 X.20 XII.11
МАНАС (см. ум)
МАТЕРИЯ V.20.
МЕДИТАЦИЯ III.39-40. XI.12
МИЛОСТЬ БОГА I.23. VI.18. VII.23. XII.9. XIII.39
МИР VI.4. VI.16. VI.17
МОЛИТВА XII.32-33
МОЛОДЕЖЬ I.1. 1.2. 1.9. XV.7
МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ XV
МЫСЛЬ III.22. IV.29. VI.4-5. IX.10. VI.10 VI.15
НАКАЗАНИЕ IV.6. IV.2
НЕВЕЖЕСТВО И НЕВЕДЕНИЕ I. III.6. XI.5. XIV.6
НЕВОЗМУТИМОСТЬ И БЕСПРИСТРАСТИЕ V.7
НЕДОВОЛЬСТВО III.16
ОБЩЕСТВО I.4. XIII.22. XIV.20. XV.9.14. XV.2
ОБОНЯНИЕ II.12.1V.7
ОБРАЗОВАНИЕ I.5. I.21 VII.8. XV.8. I.8. I.17. IV.28. V.19.
ОСВОБОЖДЕНИЕ VIII.7. XIV.10
ОСЯЗАНИЕ II.13
ОТНОШЕНИЕ К АЛКОГОЛЮ X.18
ОТРЕЧЕНИЕ XIV.10.
ПАМЯТЬ VI.2-3
ПАНЧАКРИТАМ X.13
ПАРАМАТМА XII.5
ПИЩА II.8. VII.14-15. II.9.II.26. III.14. III.23. III.28. III.29. III.30. III.31.32. VII.4-5. IX.7. IX.9. XVI.15
НЕЧИСТАЯ ПИЩА VII.4-5
ПОВЕДЕНИЕ V.15
ПОКЛОНЕНИЕ III.36
ПОРОК IV.15. XV.11
ПРАНА III.38.IX.8
ПРЕДАННОСТЬ БОГУ I.23. II.2. III.5. III.35. III.37. VII.7. XII.11. XII.12. XII.14. XVI.4
ПРИВЯЗАННОСТЬ III.32. IX
ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ XIV.21. XVI.16
ПРИНЦИП БУДХИ VIII.20
ПРИРОДА X.2. XI.1-3. XIV.4
РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ II.17
РАЗЛИЧЕНИЕ (РАСПОЗНАВАНИЕ ДОБРА И ЗЛА) III.9. IX.11
РАЗНООБРАЗИЕ XIII.28
РЕАЛИЗАЦИЯ III.4-5. V.21. XIV.6.
РЕИНКАРНАЦИЯ III.5. VI.20
РЕЛИГИЯ V.21. XIV.24. XVI.8
РЕШИТЕЛЬНОСТЬ X.12
РИТУАЛЫ IV.5. XII.12. XIII.32
РОДИНА VII.9
РОДИТЕЛИ I.19. VII.10. XV.7
САДХАНА II.27. III.38. XV.16. V.2. XIII.16. XI.4. XI.8
САИ IV.18. XIII.36.41. XIII.37-39. XIII.41
ВЕЗДЕСУЩНОСТЬ САИ IV.18
НЕВОЗМУТИМОСТЬ САИ XIII.36.41
ДРАГОЦЕННОЕ СЛОВО САИ XII.37-39
САИ - ЭТО ОПОРА XIII.41
САМАДХИ XIII.13
САМОКОНТРОЛЬ XV.6
САМООТРЕЧЕНИЕ VI.18. XII.12
САТЧИТАНАНДА XI.11. XI.14
САТТВА X.6
СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ II.16. X.18
СВОБОДНАЯ ВОЛЯ ЧЕЛОВЕКА XII.9. XIII
СВОБОДА IV. 26-27. IV.2. XIII. XIV. 12
СЕРДЦЕ XIII.3.4.15. XIII.6.28
СЛОВО XII.40
СЛУЖЕНИЕ III.39. X.19-20. XII.12
СЛУХ II.11
СМЫСЛ ЖИЗНИ I.7. III.12
СОВЕСТЬ X.14. II.19. VII.4. XII.5-6. XI.15. XII.5
СОЗНАНИЕ XI.15
СОМНЕНИЕ VIII.2
СОН III.31
СОХАМ VIII.25. VIII.26. XII.6. VIII.27. XII.6
СПЕШКА, ВРЕД ОТ НЕЕ VI.15
СПРАВЕДЛИВОСТЬ I. I.4. I.15
СТРАДАНИЕ IV.17. V.6. XIV. 16
СТРАХ VI.7. XII.35
СЧАСТЬЕ И КОМФОРТ VIII.13
СЧАСТЬЕ И СВОБОДА XIV.12
СЧАСТЬЕ, РАДОСТЬ, БЛАГОДАТЬ IX.1. ХII.11. XIV. XIV.13.15.16. XIV.24. XIII.37
СТРЕМЛЕНИЕ К СЧАСТЬЮ IX.1
ТАЛАНТ VIII.10-11. XIII.16-17. XIV.20
ТАТ ТВАМ АСИ XV.2
ТЕЛО I.19. VII.16. I.22. II. II.1. II.2. II.3. II.4. III.4. II.5. II.6. II.7.II.15. II.19-20. XI.10. II.21. XI.5. XIII.17. II.25. III.1.4.12.18. VI.1. III.2. III.7-8. VII.8. III.5. V.7. XIV.10.11.18. VIII.15. VIII.27. XI.16. XII.2. XII.12. XII.13.14. XIII.27
ТРАНСФОРМАЦИЯ I.11
ТЩЕСЛАВИЕ I.21
УДОВОЛЬСТВИЕ (НАСЛАЖДЕНИЕ) IV.9. IV.17. V.2. V.3. V.6. VIII.13
УВАЖЕНИЕ К СТАРШИМ VII.21
УМЕРЕННОСТЬ III.32
УСПЕХ XI.9
УЧИТЕЛЬ (ГУРУ) VIII.4. XVI.10. XVI.11
УМ II.27. III.13. III.29. III.33. III.40-41. IV.4-5. IV.10. IV.23. VII XIII.29. IV.29. VI.10. V.1. VI.2. VI.3-5. 12. VI.6. VI.8. VI.14. VII.1.8. XI.5. XII.4 VII.2. IX.10. VII.4.5. IX.9. VII.6. VII.7. VII.8. VII.11-12. XI.2. XII.4. XI.11. XIII.8-9. XII.7-8. XIII.9. XIV.6. XIV.6 VI.3
ХАРАКТЕР I.15. IV.28
ЧЕЛОВЕК III.4-5. VI.1. III.6. VI.12. IV.25. VI.1.11. IX.10. XIV.6. XIV.22
ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ XV.2
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ XV
ЧЕСТНОСТЬ XV.8
ЧИТТА (СМ. ПАМЯТЬ)
ЧИСТОТА VII.22
ЧУВСТВА II.9.14. II.18. IV. V.1.14. VII.8. XV.6. X.7. V.2. VI.20. IХ.2. V6.7. V.11. V.12. IX.10. X.6. XIV.15
ЧУВСТВО СОБСТВЕННОСТИ (ПРИВЯЗАННОСТЬ) XIV.6
ЭГО VI.203. VII.6. VIII.7.26. XV.14. VII.17. XI.3.5.9.12. ХII.6. XV.16
ЭЙНШТЕЙН IV.14.24
5 ЭЛЕМЕНТОВ МИРОЗДАНИЯ X.5
ЭНЕРГИЯ III.15. VII.17. VIII.8
ЯЗЫК IV.8. V.1.4.5. V.9.16. V.10
"Я" III.32. XIV.13.17-18. XII.10
© Sathya Sai Books & Publications Trust, Prashanthi Nilayam P.O. – Anantapur Dist., A. P. 515134 – India.
© Перевод на русский язык и примечания: Издательство Майнграф, Милан – Италия, 1995.
© Координационный комитет России центров Саи, Санкт-Петербург.