Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиКниги

Шри Сатья Саи Баба

Летние ливни в Бриндаване
1974

Курс лекций Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы по индийской культуре и духовности


Содержание
Часть 1
Брахман

1.  Вступительное слово
2.  Брахман и Бхарата
3.  Брахман – это вся полнота Знания, существующего в мире
4.  Сат, Чит, Ананда присущи каждому человеку
5.  Все религии ведут к одной и той же цели
6.  Лишь тот, кто обрел покой ума, может открыть в себе Брахмана
7.  Карма и дхарма ведут к постижению Брахмана
8.  Всё мироздание и все потоки жизни в конце концов сливаются с Брахманом
9.  Человек живет не только ради себя, но ради своей семьи и всего общества
10. Все, что мы постигаем с помощью пяти чувств, составляет нашу пищу
11. Характер ребенка формируется еще в материнском чреве
12. Дхарма защищает того, кто защищает дхарму
13. Путь дхармы всегда приводит к победе
14. Реальна лишь та сила, что рождается из добродетели
15. Карма марга, джняна марга и бхакти марга ведут к одной и той же цели
Часть 2
Бхарата
1.  Исторические интерпретации слова “Бхарата
2.  Священное слово Бхарат имеет ведическое происхождение
3.  Бог многолик, но един
4.  Бог живет в сердцах праведников
5.  Тат Твам Аси (То ты есть)
6.  Вездесущий Бог находится за пределами чувственного восприятия
7.  Бог неразрывно связан со Своим творением
8.  Знания бесполезны, если их не применять в жизни
9.  Жертва – единственный путь к бессмертию
10. Раджа йога – соединение бхакти и кармы
11. Рама-Аватар – воплощение дхармы
12. В каждой легенде пуран есть внутренний смысл
13. Бог – воплощение премы и может быть постигнут только через прему
14. Образование не должно воспитывать в вас пренебрежения к родителям
15. Истинная поэзия – это слова, обращенные к Богу
16. Кто Он – Сатья Саи Баба?
17. Прощальное божественное благословение и напутствие ученикам
Глоссарий (словарь) санскритских имен и терминов

Глава 13

Путь дхармы всегда приводит к победе

     Ум, состоящий из желаний, – это корень древа природы, и, если этот корень разрушить, древо падет. Поэтому человеческие желания разрастаются, словно мощные и извилистые рога. Вслушайтесь в истину, заключенную в Моих словах.

     Воплощения божественной любви – Премасварупас! Ученики, юноши и девушки!

     Сегодня мы поговорим еще об одном имени, присущем ведическим мантрам и “Брахманам”, это имя – Прушни. Священное слово прушни имеет скрытый внутренний смысл, дарующий процветание всему миру. Прушни значит “чистота” – чистота антахкараны (ума, интеллекта, памяти и эго). Точное значение этого слова – чистый, ясный, незамутненный. Основываясь на этом значении, многие риши черпали из мантр силу. Мантры священны и совершенны, поэтому их и называют прушни. Риши, произносившие такие чистые и безупречные мантры, тоже снискали себе имя Прушни. Святые мантры образуют основу Веда раси (поэзии Вед), и поэтому Веда, состоящая из мантр, тоже именуется Прушни. Основой для Веда раси является Брахман, поэтому Его также называют Прушни. Таким образом, в процессе познания внутреннего смысла слова прушни нам открывается, что оно охватывает все, что безупречно, ясно и непорочно. Махариши, посвященные в таинство мантр и постигшие Веды, предоставили нам исчерпывающее толкование слова прушни. Понятие ясности и чистоты, заключенное в этом слове, прославляет один из аспектов Парабрахмана, поэтому в разговорной речи люди употребляют это слово как эпитет Бога (“Пречистый”). Есть еще одно слово, по смыслу тождественное прушни, аджаха (безмятежный, незыблемый). Поскольку древние риши, проникшие в тайны святых совершенных мантр, освободились от плена перерождений, их также называют аджаха (нерожденными).

     Каждый человек, выполняя карму, надеется на плоды своего труда. Но истинно мудрые люди не заботятся о личной выгоде, а трудятся ради счастья и процветания всего человечества, поэтому их зовут аджахи. Исполнение кармы может привести человека к мудрости, но помните: мудрецы действуют ради того, чтобы принести пользу невеждам, и все их поступки служат примером, или идеалом, которому должны следовать невежды. Поскольку святые риши обретали способность внимать слову Вед и улавливать звуки священных мантр благодаря тапасу, их иногда называли таподжи (аскетами). Сокровенные слова Вед могут быть услышаны только благодаря силе и мощи тапаса, которому предавались святые риши, поэтому самим этим словам давались имена Брихаспати, Вакпати и Вачаспати (владыки голоса, слова, речи). Источник безупречных мантр – Сам Брахман, поэтому Его прославляют как Прушни гарбха (“Рождающий чистоту”), и этот священный Брахман свободен от каких-либо изъянов. Невозможно найти такое качество у Брахмана, в котором бы содержался элемент несовершенства. Эта истина восходит к слову Расовайсаха (Рождающий расу, нектар божественной сладости), описывающему Бога. Из расы мы можем получить только расу, а так как весь Брахман исполнен расой, от Него исходит только раса и ничего, кроме расы. Поэтому все, что порождено Брахманом – то есть всю Вселенную, – следует воспринимать как Самого Брахмана.

     Однако. если мы сравним то, что исходит от Брахмана, – все безупречные элементы творения – с тем, что исходит от нас самих и зачастую полно изъянов, то обнаружим, что это категории несравнимые. Для того, чтобы постичь природу Брахмана, следует подняться до соответствующего Ему уровня восприятия. Мы установили, что риши обрели чистоту (прушни) с помощью тапаса (аскезы). Попробуем выяснить, открыли ли они с помощью энергии тапаса то, что не существовало, или же смогли выявить то, что уже было раньше? Никто не может найти не существующее, поэтому риши с помощью силы тапаса просто открыли то, что уже существовало. Любой человек может обнаружить существование того, что уже есть, но никому не дано постичь то, чего нет и не было. Риши, предаваясь тапасу, проникли в природу совершенного Брахмана, и из этого следует лишь то, что им открылось нечто, существовавшее всегда. Это не значит, что благодаря тапасу можно познать несуществующее.

     Приведу небольшой пример. Учение начинается с азбуки, и, выучив буквы, мы образуем слова. Слова образуются только с помощью тридцати трех букв. Если мы хотим составить слово “Бог”, мы должны скомбинировать три буквы из тридцати трех. Составляя слово “Бог”, мы не используем какой-то новый алфавит и не создаем ничего нового, а лишь комбинируем определенным образом буквы, которые уже существуют в языке. Наши усилия заключаются только в подборе и составлении букв в слово. Если мы возьмем такие слова, как прушни, ануштубх, шиштубх и т.д., то увидим, что мы берем их из уже существующих мантр, и что из их комбинации мы можем составить другую мантру. Подобно этому, из того, что уже существует в нас в виде божественной силы, а именно из аспекта Брахмана, мы выбираем отдельные элементы, и из их сочетания рождаются разные садханы (вариации этой божественной силы), которым даются имена дхьяна (медитация), йога, мантра и т.д. Для этого нам достаточно просто составлять различные комбинации того, что в нас заложено, и получать некие новые формы единого божественного аспекта. Эти формы зависят от времени, обстоятельств и страны, в которой вы живете; проходит какое-то время, и форма меняется в соответствии с переменами в окружении, культуре или в стране.

     Один и тот же участок земли может быть сухим и бесплодным, но стоит пролиться дождю, и он покроется пышной зеленью. Безжизненная пустыня, благодаря живительной влаге и семенам, скрытым в земле, превращается в цветущий сад. То, что было скрыто до поры внутри семян, проявилось и дало обильные всходы. Наше желание, подобное семечку, в благодатной почве дает росток “ума”, и этот росток “ума” превращается со временем в большое дерево, с которого мы стараемся собрать цветы и плоды. Так же из семени кармы – действия и работы – должен появиться росток упасаны – поклонения, из ростка упасаны должно вырасти дерево мудрости, а с дерева мудрости вы соберете плоды и цветы ананды, или блаженства. То, что вам откроется как аспект Брахмана в результате ваших усилий и вашего тапаса, – это нечто, что всегда присутствовало у вас внутри. Оно всегда существовало, но в скрытой и невидимой форме. Тапас лишь помогает обнаружить уже существующее. Именно поэтому слово Прушни (чистота ума) часто заменяется другим, равнозначным, словом – Дэвайювам. Это слово отражает процесс сосредоточения ума на БогеДэве. Этот смысл придавали слову Девайювам великие мудрецы. Девайювам – это то состояние человека, когда его единственная цель – это Бог, когда все его внимание сосредоточено на Боге, и в конце концов он отождествляет себя с Богом.

     Знать о скрытом внутри нас аспекте Бога – Брахмана, знать, что в нас заложены совершенные мантры, и продолжать жить, как большинство невежд, а нередко и хуже – как животные, – это значит тратить время впустую. Изречение “Веда ити дхармади итихи ведаха” означает, что Веда – это то, что провозглашает и утверждает дхарму. Люди также говорят: “Веда итихи ведаха”. Это значит, что “Веда – это то, что раскрывает смысл”. Спрашивается, смысл чего объясняет Веда? Веда объясняет то, что не может быть познано ни с помощью пратьякша праманы – непосредственного опыта, ни с помощью логики, – это аспект Парабрахмана.

     В Ведах говорится о том, что невозможно постичь ни органами чувств, ни логическим рассуждением, и именно к этой категории относятся понятия дхарма и мокша. Из четырех аспектов – дхарма, артха (благосостояние), кама (желание) и мокша (освобождение) – артха и кама имеют отношение к материальному миру и его законам. Им мы отдаем предпочтение из-за того, что они преобладают в нашей обыденной жизни, и пренебрегаем божественными аспектами – дхармой и мокшей. Сегодня все, на что нацелено наше внимание, относится либо к артхе – богатству, либо к желанию – каме, но приносят ли они нам счастье? На самом деле, кама и артха ведут лишь к тревоге, раздражению и страданию. Человек, приходящий в этот мир, обладает всей полнотой силы – как физической, так и ментальной, но в целях познания истины он не использует ни ту, ни другую. Воспользовавшись хоть малой частью той силы, которой обладаем, можно обрести беспредельное счастье. Не имея перед собой священной цели и не ведая о собственной силе, мы заимствуем чуждую себе силу из внешнего мира и, действуя под ложной личиной, не соответствующей нашей природе, ввергаем себя в ситуации, грозящие сплошными неприятностями. Чтобы вам было это понятнее, я приведу пример, касающийся наших обычаев и нашей культуры.

     В нашей стране существует обычай: человек, входящий в храм, чтобы лицезреть Господа, должен снять обычную одежду – рубашку, костюм, а также обувь, галстук и т.д. – и облачиться в дхоти. Смысл этих действий заключается в том, что Господа интересует не ваша наружность, а внутренняя чистота. Можно сказать, что вы сбрасываете с себя все внешнее и предстаете перед Богом в своем естественном обличии. Другими словами, прежде чем предстать перед Господом, вы должны избавиться от того, что приукрашивает ваш облик; но сегодня многие люди во что бы то ни стало стараются приобрести какие-то особые наряды – пусть даже взаймы, – стремясь подчеркнуть свое превосходство над окружающими. Вы сами знаете о том, как унизительно брать что-либо взаймы и пользоваться чужими вещами вместо своих собственных. Это значит: все неестественное полно несовершенства, а то, что естественно, свободно от изъянов. Заимствуемое вами извне и стремление приукрасить себя не имеет никакого отношения к вашей божественной природе. Об этом говорится: “Человек подражает, а Бог созидает”. Подражание всему, что мы видим вокруг, – чисто человеческое свойство, и в нем нет ничего божественного. Божественно только исходящее из Атмана. То, что закрепощало человека во все времена, – это искусственные личины, божественная же его природа ведет только к освобождению. Вам необходимо принять, понять и исполнить то, что написано в Ведах. Вы молоды, и эта садхана (духовная практика) вам по силам. Дхарма – это то, что несет благополучие всему миру; она подсказывает истину сердцу и направляет тело к праведному действию.

     Обратимся к примеру из Махабхараты. Кауравы и Пандавы сошлись на поле великой битвы. Они были вооружены и облачены в доспехи. Знаменуя начало сражения, доносились воинственные кличи и трубные звуки боевых раковин; противники были готовы ринуться в бой, и кровь их играла от нетерпения. В этот напряженный момент Дхармараджа, обозревая вражеские ряды, заметил своего гуру Дроначарью и своего деда Бхишму. Он тут же снял с себя боевые доспехи, обнажил ноги и, скрестив руки на груди, направился к Бхишме. Увидев это, Кауравы возликовали, решив, что Дхармараджа идет просить мира. Пандавы же были поражены, что старший брат ведет себя так странно в самый критический момент, и их охватил сильный гнев. Тогда Кришна дал понять Арджуне и всем остальным Пандавам, что нужно следовать за Дхармараджей, как братья уже делали не раз, потому что Дхармараджа никогда не действовал необдуманно. Он всегда поступал правильно. Ни разу в жизни он не нарушил предписания Вед и не отклонился от истинного пути, потому что постиг все, включающее в себя слово “праведность”, и само его имя говорило об этом. Бхима, Арджуна, Накула и Сахадева вняли словам Кришны и, сложив оружие, последовали за братом. Приблизившись к Бхишме, Дхармараджа испросил его благословения. Он сказал: “Наш отец умер, когда мы были еще маленькими, и с тех пор ты был нашим отцом, и было бы неправильно бороться с тем, кто заменил нам отца, поэтому мы просим тебя простить нас и дать свое благословение и разрешение на битву”. Бхишма тотчас понял, что действиями Дхармараджи руководит дхарма, и заплакал от радости. Дхармараджа поднялся на высшую ступень дхармы, и Бхишма благословил его и произнес: “Дхармо ракшати ракшитаха” – “Дхарма – защита того, кто защищает ее”. С того самого момента, как вы начинаете следовать дхарме, она начинает защищать вас сама. Затем Дхармараджа подошел к Дроне и обратился к нему как к гуру, и сказал, что они не должны сражаться с собственным учителем, но в силу не зависящих от их воли обстоятельств вынуждены участвовать в битве, и поэтому Дхармараджа просит его благословить их и дать свое разрешение взять в руки оружие. Дрона был глубоко тронут такими словами, ибо поступок Дхармараджи говорил о редчайшем свойстве – способности следовать дхарме в любой, даже самой угрожающей ситуации, и он сказал, что именно это свойство и принесет Пандавам победу в сражении. Пандавы были исполнены дхармы, поэтому, получив благословение Бхишмы и Дроны, победили. Разве мог кто-нибудь нанести поражение Бхишме и Дроне? Только путь дхармы, которому следовал Дхармараджа, принес победу Пандавам. Что же происходит в наши дни? Своими главными врагами люди считают собственных родителей и учителей! Те, кто избрав такой порочный путь, враждуют со своими родителями, гуру и Богом, – Кауравы, а не Пандавы.

     Гандхари, слепая мать Кауравов, много раз пыталась наставить сыновей на путь истинный. Их слепой отец Дхритараштра тоже не единожды предостерегал их, но Кауравы не желали слушать родителей. Сам Бог, воплотившийся в Кришне, явился к Кауравам с миром, в надежде образумить их. Гуру Дрона делал все возможное, стремясь обратить их к добру, но они не послушали и его. Те, кто следует адхарме, не выказывая уважения ни к Богу, ни к родителям, – эти люди могут быть названы Кауравами, но Пандавами – никогда. Как и Пандавы, мы должны постигнуть пять аспектов, или пять пран (жизненных потоков), существующих в нас как проявление божественного, и тогда мы познаем и Брахмана. Это абсолютно необходимо. Мне хочется благословить присутствующих на наших занятиях молодых людей и пожелать им, чтобы они отказались от дурных и нелепых идей и следовали лишь священным идеям. Я надеюсь, что вам откроется область индийской культуры, воплотившаяся в наших преданиях, Пуранах и Ведах.

OM