Летние ливни в Бриндаване
1974
Курс лекций Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы по индийской культуре и духовности
Содержание | ||
Часть 1 Брахман 1. Вступительное слово 2. Брахман и Бхарата 3. Брахман – это вся полнота Знания, существующего в мире 4. Сат, Чит, Ананда присущи каждому человеку 5. Все религии ведут к одной и той же цели 6. Лишь тот, кто обрел покой ума, может открыть в себе Брахмана 7. Карма и дхарма ведут к постижению Брахмана 8. Всё мироздание и все потоки жизни в конце концов сливаются с Брахманом 9. Человек живет не только ради себя, но ради своей семьи и всего общества 10. Все, что мы постигаем с помощью пяти чувств, составляет нашу пищу 11. Характер ребенка формируется еще в материнском чреве 12. Дхарма защищает того, кто защищает дхарму 13. Путь дхармы всегда приводит к победе 14. Реальна лишь та сила, что рождается из добродетели 15. Карма марга, джняна марга и бхакти марга ведут к одной и той же цели |
Часть 2 Бхарата 1. Исторические интерпретации слова “Бхарата” 2. Священное слово Бхарат имеет ведическое происхождение 3. Бог многолик, но един 4. Бог живет в сердцах праведников 5. Тат Твам Аси (То ты есть) 6. Вездесущий Бог находится за пределами чувственного восприятия 7. Бог неразрывно связан со Своим творением 8. Знания бесполезны, если их не применять в жизни 9. Жертва – единственный путь к бессмертию 10. Раджа йога – соединение бхакти и кармы 11. Рама-Аватар – воплощение дхармы 12. В каждой легенде пуран есть внутренний смысл 13. Бог – воплощение премы и может быть постигнут только через прему 14. Образование не должно воспитывать в вас пренебрежения к родителям 15. Истинная поэзия – это слова, обращенные к Богу 16. Кто Он – Сатья Саи Баба? 17. Прощальное божественное благословение и напутствие ученикам | |
Глоссарий (словарь) санскритских имен и терминов |
Часть 1
Брахман
Глава 1
Вступительное слово
Не гордитесь своим образованием и не считайте себя истинно образованной личностью. Какова ценность ваших знаний, если они не дают вам возможность помочь другим? Мысль о превосходстве над окружающими, рожденная ограниченным образованием, диктуется чрезмерной гордостью и эго – и вы должны отказаться от них. На самом деле, вы – само воплощение невежества, вам следует осознать, что ваши поверхностные знания никогда не позволят вам постичь истину.
Юные студенты, а также организаторы обучения и меценаты! Сегодня мы приступаем к проведению священного эксперимента, цель которого – помочь вам осознать значение истинной дхармы (праведности, морального закона) и необходимость духовного окружения. Вашими проводниками, или ритвиками (духовными отцами), на этом пути – пути великой яджны, или жертвоприношения, – станут опытные и сведущие наставники. Жертва, которую вам следует принести, – это отказ от гордыни и эгоизма, развитие в себе чувства самоотверженности и желания заботиться о благе других. Совершенно ясно, что жизнь символизирует путь от “я” к “мы”. Когда в этом необходимом для нас путешествии мы отбросим все ложные идеи, то сможем насладиться единством этого мира.
Сегодня, забывая священную индийскую культуру, мы подражаем западному стилю жизни и мышления, что выражается, в основном, в поисках новых способов зарабатывания денег. Однако, ни студентам, ни тем, кто составляет образовательные программы, видимо, даже в голову не приходит мысль о поисках смысла жизни и о пользе, которую нам следует в своей жизни принести другим человеческим существам. Зарабатывание денег не может быть целью образования. Единственная цель образования – приобретение положительных качеств. Нет нужды в талантах и способностях, если мы стремимся лишь получать деньги, спать и есть. С самого рождения и до момента гибели нашего тела мы постоянно пытаемся накопить деньги и добыть пищу. Заботясь о преумножении богатства, проявляем чудеса изобретательности, тратим способности и силы, но эти же навыки используются и животными и птицами. Это недостойно нас – направлять все свои знания и умения на удовлетворение таких же потребностей, как у зверей и птиц. То, что мы тратим всю свою энергию на поиски пищи, уводит нас очень далеко от аспекта Атмана.
Для того, чтобы прокормить себя, мы приносим в жертву другие жизни. Много деревьев, птиц, рыб и животных губится в процессе поиска пищи. А так как эти живые существа принесены в жертву и сливаются с человеческими существами, то в своем новом рождении они также получат человеческую жизнь. Никто из этих джив (индивидуальных душ) не сможет подняться выше человеческой жизни. Вся наша жизнь тратится на усилия быть вновь рожденным после смерти, возвращаясь, таким образом, в круг рождений и смертей. Но не следует позволять себе становиться рабами этого процесса. Следует прилагать усилия к тому, чтобы стать едиными с великим лучезарным духом. Современный человек не пытается понять основную разницу между вверенной ему, как человеческому существу, дхармой и дхармой других существ. Он умирает, так и не ответив ни на один из этих основных вопросов.
Удивительно, что человек остается безразличен, когда в его присутствии высмеивают его культуру. Удивительно: великая индийская культура, которая обновлялась и совершенствовалась с течением времени, сейчас является объектом насмешек, и мы без труда миримся с такой ситуацией. Следует заставить людей понять, что никто не имеет права высмеивать какую-либо религию или добрую традицию. Беда в том, что студенты сегодня не способны дать достойный отпор тем, кто критикует и осмеивает нашу религию и наши священные ритуалы. Неспособность молодых людей противостоять критике очень печальна. Причина в том, что они не интересуются традициями древности. В настоящее время, когда во всем мире царит великая смута, молодежи следует понять аспекты индийской культуры и, вооружившись примерами, достойно отражать нападки и распространять все, что ценно в нашей культуре.
Ответственность за будущее страны целиком ложится на ваши плечи. Те из вас, на ком лежит это бремя, должны быть готовы к восприятию основ нашей культуры и следовать в жизни ее традициям. Сегодня большинству студентов неведом ее священный смысл. Они знакомы с ним лишь понаслышке. Они не читают книг, подобных Рамаяне и Бхарате, поэтому имеют неполные и искаженные понятия. Первое, что вам следует сделать, – это понять суть нашей культуры, и тогда вы сможете строить свою жизнь на основе ее заветов. Вот маленький пример на эту тему. Хотя во всем мире и признается важность священных писаний, таких как Библия, Коран и Веды, но люди, исповедующие определенную религию, даже не задаются вопросом, в чем же состоит эта важность. Чрезвычайно трудно постичь природу Божественного, тот же, кто, не познав и самого себя, пытается постигнуть Божественное, просто смешон.
Дхарма является основой духовной жизни. Дхарма не зависит от нашей индивидуальности. Дхарма не зависит от времени или обстоятельств. Дхарма зависит только от истины, и поэтому сказано, что нет дхармы выше истины. Совершать поступки под влиянием сиюминутного настроения и полагать при этом, что так ты следуешь своей дхарме, по меньшей мере неразумно. Так же неразумно считать, что истинная дхарма – это осуществление на практике своих собственных идей. В действительности, путь дхармы – это развитие в человеке таких качеств, как уравновешенность и самообладание. Для этого необходимо привести в порядок свои мысли и придать устойчивость уму. В истории индийской философской мысли и культуры одним из наиболее авторитетных источников считается Махабхарата. Для христиан таким источником является Библия. Когда мы читаем Библию, то воспринимаем Христа как идеальную личность, провозгласившую истину миру. Читая о жизни Спасителя, мы узнаем, что Его матерью была Дева Мария. Для христиан эпизод рождения Христа священен, они гордятся им и понимают, что это таинство связано с божественной силой и что Дева Мария - святая. Об этом они с гордостью объявили всему миру. Мы должны хорошо понимать, какое толкование дается христианами этому священному событию. Когда же речь идет о нашей собственной традиции, например, рассказывается история Карны, рожденного Кунти от бога Солнца до замужества, многие стыдятся этого случая. Непонятно, почему мы должны смущаться, когда слушаем эту историю. Сегодня мы говорим о наших древних преданиях, неправильно их истолковывая и оставляя без внимания их подлинный смысл. В дальнейшем эти искаженные толкования закрепляются и становятся привычными. Прежде всего нам следует попытаться понять историю и традиции нашей культуры и постигнуть истинный смысл, скрытый в каждом эпизоде.
Ваше счастье, если вы получили полноценное образование. Не беда, если вы полный невежда. Но очень плохо, если вы - “полуобразованны”, и вас постоянно одолевают сомнения, ведущие к искаженному толкованию. Я надеюсь, что священная цель, ради которой мы собрались здесь, будет достигнута с помощью наставников, они расскажут вам наши предания, и вы сможете постигнуть смысл каждой истории, являющейся частицей нашей культуры. То образование, которое вы получаете сегодня, не может быть названо истинным образованием. Результат такого образования – поверхностное знакомство с большим количеством книг, но не постижение их сущности. Поглощая огромное количество информации, вы просто теряете энергию, которой обладаете. Мы не смогли найти ни одного студента, обладающего глубокими познаниями. Учащийся, обычно, избирает малую область всеобщего знания или одну специальную тему и, пытаясь найти в этой узкой области высший смысл, теряет смысл вообще. Наш министр объяснил вам, что существует различие между наукой и духовностью. Но он также сказал, что, если вам удастся соединить их, направив науку в духовное русло, то вы найдете между ними много общего. Наука должна развиваться, но ее развитие призвано помогать людям. Можно принять лишь такое образование, которое укрепляет не только тело и органы, но разум и дух. Наука – это благо, наука священна, и наука может быть полезна нашей стране, но мы не изучаем нужную методологию и то, как сделать ее полезной человечеству. Ученые многого достигли в науке, они исследуют всевозможные области, однако, из-за нашей неспособности использовать научные достижения на благо всех и каждого, мы очень мало преуспели в развитии человеческих ценностей.
Чтобы вы могли научиться контролировать свои органы чувств, мы рекомендуем весь этот месяц практиковать асана-йогу. Если вы не добьетесь этого контроля, пока молоды и ваши тело, разум и дух полны сил, сможете ли вы сделать это, когда состаритесь? Правильное образование заключается в том, чтобы обучить вас правильно тренировать свои органы чувств и тем самым заставить их развиваться в нужном направлении. Волнение, рожденное чувствами, разрушает человеческие свойства и нередко приводит к позору.
Воплощения чистейшего Атмана – Павитратмасварупас! Страна – не просто участок земли, это сообщество людей. Именно люди назвали “страной” эту землю. Если на земле не живут люди, она не может быть названа страной. Страна очень похожа на человеческое тело. Божественная мощь страны – это человеческая природа в теле. Если в человеческом теле нет божественной силы, какой прок от этого тела? Тело, лишенное божественной силы, подобно праху. Сегодня мы часто видим лишь человеческие оболочки, но человеческая сущность и человеческие качества в них угасли. Если драгоценные качества, присущие человеку, – мораль, приверженность истине и дхарме и т.д. – исчезнут, тогда исчезнет сама человеческая природа. Мы должны беречь свою природу и свои человеческие качества. Не следует заботиться только о форме и внешнем виде. Форма и содержание подобны положительному и отрицательному зарядам. Если разделить их, нарушив двуединство, каждый из них становится бесполезен. Храните Божественное в своем сердце и сделайте его священным. Только тогда вы сможете использовать свое тело так, как хотите. Вы не пытаетесь превратить свое сердце в священную обитель и удаляетесь от божественного, потакая малейшим прихотям тела, а значит, забываете о своем человеческом достоинстве. Такое поведение напоминает поведение животных. Свобода необходима, но, прежде чем насладиться ею, мы должны понять, что следует понимать под “свободой”. Истинная свобода рождается мудростью и характером, которые даст вам образование. Преобразование человеческой сущности в священную божественная сущность – вот что должно быть целью образования. Откажитесь от мысли, что познание природы приблизит вас к Атману. Поймите, что, не познав Атмана, вы не постигнете тайны природы. Если вы, начав с Атмана, соединитесь с природой, тогда чистые идеи, присущие Атману, пребудут с вами. Вы должны верить, что все мироздание божественно. Параматман вездесущ и обладает абсолютным знанием. Он присутствует во всем сущем, и, зная об этом, вы сможете жить в гармонии с миром, обогащая свои знания о природе. Раскрыв свою внутреннюю сущность – Атман, вы сможете насладиться счастьем в духовной области мира. Параматман – воплощение истины, мудрости и бесконечности, и в этой форме он существует во всех органах человеческого тела. Он – лучезарный Атман в теле каждого из вас. Сегодня в мире происходит много странного и удивительного. Некоторые люди очень гордятся своими научными познаниями, полагая, что это поможет им достичь высокого положения. Они сомневаются в существовании Бога и заявляют, что, если Бог где-то и есть, Ему нет места в их мыслях и сердцах. Это нелепый аргумент. Нужно тщательно исследовать эти утверждения. Заявивший, что он в высшей степени образован, не является таковым, ведь, если он действительно мудр, Бог должен находиться в его сердце, так как Бог – это воплощение всего знания. Утверждать, что в уме нет места Богу, значит признаваться в собственном невежестве. Бог – это само воплощение Атмана, Он – истинное “Я” каждого из нас. Если человек заявляет, что в его уме нет места Богу, то он отрицает и свое собственное существование, и веру в самого себя. Некогда легендарный царь демонов Хираньякашипу, движимый великой гордыней, объявил себя единственным и всемогущим Богом. Но пришел час, когда и у него появилась нужда в Господе. Неужели гордецы, утверждающие сегодня, что могут обойтись без Бога, умнее или сильнее, чем Хираньякашипу? Если могучий и умный Хираньякашипу пустился на поиски Бога, этим нынешним гордецам Бог понадобится обязательно, и однажды они поймут это. Бог присутствует в каждом, и заявлять, что Он не существует, значит признавать, что вы сами не существуете. Отрицать Его существование так же абсурдно, как утверждать, что ты рожден бесплодной женщиной. Глупо обвинять оппонента в споре в неумении говорить. Бессмысленные слова рождают бессмысленные аргументы.
Мы должны стремиться к истинному пониманию священного смысла нашей культуры. Настройте свой ум на то, чтобы он был готов к восприятию ее святых традиций. В нашей древней культуре есть пять законов, составляющих ее основу. Это “Матру Дево Бхава” – почитай как Бога мать свою, “Питру Дево Бхава” – почитай как Бога отца своего, “Ачарья Дево Бхава” – почитай как Бога Учителя своего, “Сатьям вада” – говори правду, “Дхармам чара” – поступай по справедливости. Эти правила отражают сущность нашей культуры. Само наше тело, наши одежда и пища говорят о том, что мы – частицы плоти и крови своих родителей. Если у нас нет благодарности к родителям, что же есть в нас человеческого? Только если вы сами почитаете родителей, то можете надеяться, что ваши дети окажут вам почтение в будущем. Если же не отдаете дань уважения родителям сейчас, где гарантия, что ваши дети будут уважать вас?
Будущее полностью зависит от настоящего и от того, что вы делаете сейчас. Каждое ваше действие найдет свой отзвук и свое отражение в будущем. Находясь сегодня во мраке невежества, вы можете проявить неуважение к старшим, следовать ложным идеалам и ложному пути. Возможно, вы делаете это в шутку, играючи, но пройдет время – и неизбежно придется встретится с последствиями. Поэтому было сказано: “Будь добродетелен, твори добро, смотри на мир по-доброму – это путь к Богу”.
В течение месяца вам предстоит изучить священные идеи индийской культуры, сосредоточиться на них и постараться впитать все лучшее, что в них заложено. Возможно, вам не понравится пища, которую вы получите, и сам распорядок жизни, но это не должно стать помехой на пути к священной цели – постижению основ нашей культуры. Учитесь принимать любые жизненные ситуации и с легкостью справляться с ними. Учитесь не обращать внимания на мелкие неудобства и не считать их непреодолимыми трудностями и испытаниями. Только научившись спокойно переносить лишения, мы обретем способность насладиться высшей радостью и истиной. Радость живет между двумя печалями. Не познав горя, не узнаешь и радости. Если в молодости вы разовьете широту мышления, научитесь жертвовать собой и довольствоваться малым – все это пригодится вам в будущем. Самопожертвование – самая главная ваша йога. Бхога, или жажда наслаждений, – большой порок. Если вы сейчас отдались бхоге, наслаждению, это неизбежно приведет к страданиям в будущем. Если же сегодня вы способны на жертвы, завтра вас ждет радость.
Все юноши и девушки, которые собрались здесь, в Бриндаване, должны считать себя братьями и сестрами и видеть только Божественное, живущее в каждом человеке. Используйте эту возможность, чтобы открыть для себя и поведать людям священный принцип братства людей как сынов Божьих. Сегодня люди выходят на трибуну и обращаются к другим: “Братья и сестры”, но они не спешат делиться с ними своим имуществом. Не следует считать братьями и сестрами только кровных родственников. Всех людей связывает единый божественный принцип, и именно поэтому все мы – братья и сестры. Рано или поздно осознайте эту истину. Следующий месяц вы будете заниматься очищением своего зрения, своей речи и своего слуха.