Посвящение (дикша) и шактипат (передача энергии) в контексте практики медитации
Посвящение (дикша) в ученики для духовной практики в контексте практики медитации может состоять из двух аспектов – получения правильной методики медитации и шактипата (передачи энергии от гуру), но в настоящее время на практике чаще всего состоит только из первого.
Первый аспект – это передача методики медитации, что до недавнего времени могло происходить только двумя способами – личным и опосредованным (через книги). Этот аспект наличествует всегда при условии передачи правильной методики медитации, а не вымыслов тех, кто сам медитировать не умеет. Второй аспект – шактипат, или передача энергии для быстрого первого входа в состояние медитации, а также для последующей поддержки и усиления практики. В настоящее время полноценный шактипат встречается исключительно редко, что бы ни говорили об этом представители разных гуру и парампар (линий передачи).
В буддизме ваджраяны шактипат называется тибетским словом "ван" (དབང, wang; это тибетское слово соответствует санскритскому термину абхишека, abhiṣeka) и переводится как "наделение силой" или "энергия". Подробнее на английском здесь.
Про методику медитации
В восточной традиции считается, что для изучения медитации крайне желателен учитель. В прошлые времена узнать о том, как научиться медитировать, можно было только двумя способами. Или от учителя, или же из очень редких тогда книг при наличии редко встречающейся грамотности и определённых, причём ещё более редких, врождённых склонностей и способностей к медитации. В результате требование о необходимости учителя для желающего изучать медитацию ученика практически стало догмой.
Также гуру был необходим и по другим причинам. Он выступал в роли наставника, преподававшего, помимо техник медитации, обязательные нравственные заповеди ученику (яма и нияма), которые формировали фундамент его будущих достижений. Благодаря гуру, помимо всего прочего, ученик удерживался от нравственного падения, которое с помощью усиливающих любые действия практик могло быть в итоге очень и очень глубоким.
Также ясновидящий гуру мог отслеживать текущее состояние ума ученика при освоении техник медитации и направлять своими советами его практику в правильную сторону. Это одна из причин, по которой считается, что настоящий успех в йоге (то есть медитации) невозможен без гуру.
Но в последние 10 лет для помощи именно в этом отдельном аспекте появилась, пусть и весьма ограниченная, возможность отслеживать состояние ума при помощи нейрогарнитур, ежесекундно показывающих с помощью оценки ритмов головного мозга уровень медитации. Нейрогарнитуры – это революция в изучении медитации. Они предоставляют ещё один способ её изучения, помимо учителя и текстового руководства. У нейрогарнитуры NeuroSky ежесекундно выдаваемые значения параметра «медитация» откалиброваны по ритмам мозга опытных буддийских монахов в состоянии медитации. Готовый параметр «уровень медитации» позволяет отслеживать моменты вхождения в состояние медитации, которые раньше могли не замечаться и проскакиваться учеником. Ежесекундное информирование о наличии состояния медитации может значительно ускорять её изучение. Кроме того, одно только безмыслие не гарантирует наличие ещё и состояния медитации (безмыслия-2.0), и нейрогарнитура с параметром "медитация" превосходно и бескомпромиссно показывает эту разницу.
Само по себе знание методики медитации без её ежедневной практики даёт не больше, чем, например, покупка годового абонемента на фитнес без собственно посещения тренажёрного зала. Умение медитировать – это в первую очередь навык. Причём чем больше вы продвинулись в навыке медитации, тем интенсивнее и больше придётся практиковать для дальнейшего прогресса.
Вопрос: Ринпоче, обязателен ли учитель для практики медитации? Самдхонг Ринпоче: Да! Необходимо иметь хорошее знание техники медитации. Оно может быть получено от учителя, или почерпнуто из книги, или же обретено в результате собственных экспериментов. Следует иметь базовое знание о ней. И (даже) тогда, если бы у вас был хороший учитель, это было бы лучше для начинающих. Для продвинутых людей – тогда, конечно, надо идти самому. Но для новичков, если есть наставник, так будет лучше. Но наставник не является обязательным – если вы достаточно разумны, и достаточно внимательны, то вы можете медитировать без какого-либо учителя или руководства, такое возможно. |
Про шактипат
Шактипат, или передача силы от гуру ученику – это вожделенное для новичков слово. В древности и до недавнего времени шактипат иногда действительно встречался – но всё равно не сразу, не всегда и совершенно не массово. Учитель мог испытывать ученика годами, прежде чем решиться на это. Желающие могут почитать историю Марпы и Миларепы.
Свами Рама (1925-1996, автор книги «Жизнь среди гималайских йогов») получил шактипат от своего гуру. Далее цитата из одной из его книг: «Он сказал: «Сядь здесь». Он просто дотронулся до меня, и в течение девяти часов я не знал, что происходило со мной. Я просидел девять часов, не имея никакого понятия о том, где я был. Когда я вышел из этого состояния, я был в огромном восторге. Этот знак прикосновения служит мне напоминанием для вхождения в это состояние ещё раз, и это не трудно. Что он сделал? В то время мой ум был однонаправленным. Он видоизменил это однонаправленное желание. Я не желал обладать чем-либо мирским. Я хотел только одну вещь — самадхи. Благодаря тому прикосновению у меня теперь имеется одна вещь. Я могу просидеть в течение девяти часов без какой-либо проблемы, безболезненно, очень комфортно и с большой радостью. Это то, что я получил.»
За последние полвека на этом стремлении мирян к духовной халяве выстроены целые бизнес-империи разных индийских «гуру». Обыватели жаждут верить в то, что «гуру» на стадионе даст шактипат всем платёжеспособным зрителям, после чего якобы не только медитация, но и их жизнь резко изменится в лучшую сторону.
Посвящения в санньясу в Индии каждый год получают как минимум десятки тысяч людей. Их проводят монахи, которые сами получили посвящения ранее по цепочке сампрадай, парампар и в рамках акхар, но при этом их духовный уровень, а также количество и качество их практики медитации вызывает много вопросов. В суете повседневной жизни эти дикша-гуру часто ведут себя как самые обычные миряне, больше заботясь о финансовой поддержке своих ашрамов и ашрамчиков, чем о своей духовной практике.
Часто дикшу и шактипат получают как на конвейере одновременно сто или даже больше индийцев в публичном месте, например, в Харидваре или Варанаси, от одного человека, который зачастую является просто формальным функционером той или иной религиозной организации, не имеющим каких-либо особых достижений в медитации и духовной практике. В таких случаях сакральные дикша и шактипат профанируются до уровня каргокультных ритуалов, копирующих только внешние аспекты шактипата.
Нынешние дикша-гуру часто далеки от идеалов учителей древности, а также от той идеальной картинки, которую рисуют в своём воображении млеччхи (иностранцы). Пример фактически наивысшего по статусу недавнего гуру индуизма – Джагадгуру Шри Джаендры Сарасвати Шанкарачарьи (1935-2018) из Канчипурама, топ-коррупционера и убийцы, показывает, что система гуру-шишья в настоящее время уже не та, что в древности. На вершины индуистских парампар (линий гуру), как и в мирской политике и в мирском бизнесе, намного больше шансов пробиться тем, кто не обременён совестью и добродетелями. Коррупция повсеместно распространена в Индии не только среди мирских чиновников, но и в руководстве монашеских орденов. Верить в то, что в таких условиях в принципе возможен хоть сколько-нибудь распространённый шактипат, могут только наивные люди.
Нынешние дикша-гуру, которым недостаёт внутренней энергии из-за отсутствия надлежащей практики медитации, налегают на внешнюю атрибутику и театральную резкость в общении, выдаваемую за йоговскую запредельную эксцентричность, и всячески выступают за "сохранение традиций" и важность гуру-парампары, тут же позиционируя при этом себя в качестве гуру без реальных подтверждаемых оснований для этого, приведённых в священных писаниях, но не забывая упоминать при этом про гуру-дакшину (дань и пожертвования гуру). В мутной воде гламур побеждает дискурс.
Множество ряженных индийских садху-попрошаек с призванным впечатлить прохожих и особенно интуристов натренированным загадочным притуманенным взглядом, намекающим на якобы постигнутые ими где-то в гашишном угаре тайны мироздания, скитаются без определённого места жительства в индийском беззимнем социуме, производя впечатление высокой духовности на сторонних наблюдателей-млеччхов, и, главное, подавая своим взглядом уверенную надежду на то, что за некоторую мзду (бакшиш) можно по-быстрому приобщиться к мистериям Востока через несомненного носителя этой культуры. Клоунов хватает в каждой религии, но везде они выглядят по-своему и стоят на разных административных уровнях. Особенность индуизма в том, что любой желающий может завернуться в простыню цвета шафрана или охры и всю оставшуюся жизнь жить на считающееся религиозным подаяние, в теории отмаливая грехи мирян и одаривая их шактипатами.
За многие прожитые в Индии годы мне было известно в подробностях как минимум об одном случившемся тогда настоящем серьёзном шактипате (знакомому в 1999 г. в Ришикеше от неизвестного садху; на вышеприведённом фото, конечно же, не тот садху, а типичный садху-клоун).
Умение медитировать – это в первую очередь навык. В медитации вы не подниметесь до уровня своих ожиданий, а упадёте до уровня своей подготовки. Вначале необходимо получить правильную методику медитации, и "прочувствовать" её состояние. Но и в древности, и сейчас решающее значение имеет именно ваша собственная ежедневная практика медитации. Медитация совершенствуется практикой и ведёт к йогареализации.
Автор статьи: В. Вернигора, 16.07.2019. При перепечатке ссылка на источник scriptures.ru/yoga/diksha_shaktipat.htm обязательна.
Рекомендуемые тексты:
Что такое медитация и как медитировать.
"Как медитация меняет ваш мозг и вашу жизнь". Дэниел Гоулмен и Ричард Дэвидсон.
Медитация с использованием обратной нейросвязи с помощью ЭЭГ NeuroSky MindWave Mobile – ускоренное самостоятельное изучение медитации. Общие вопросы ЭЭГ-медитации.
Вопросы и ответы по нейрогарнитуре NeuroSky MindWave Mobile в контексте практики медитации.
Прем Нирмал "Наука медитации" – что такое медитация и чем она не является.
Описание духовной медитативной практики в одной из ветвей (виджняна-вада) буддизма махаяны. Предельно практичное и полезное описание медитативной садханы.
"Йога-сутры" Патанджали – наиболее авторитетный текст по йоге.
Откуда есть пошла йога нынешняя, или краткая история хатха-йоги.
Андрей Сафронов "Хатха йога и Патанджали".
Как медитация воздействует на биохимию мозга.
|