Карго-культы духовности
Прежде чем перейти к описанию карго-культов духовности и медитации, следует вкратце упомянуть о происхождении самих культов карго. Если вы знакомы с этим понятием, то можете пропустить его описание.
Известно, что ка́рго-культ («поклонение грузу»), также «религия самолётопоклонников» или «культ Даров небесных» — термин, которым называют группу религиозных движений в Меланезии. Участники карго-культов верят, что западные товары созданы духами предков и предназначены для меланезийского народа. Считается, что белые люди нечестным путём получили контроль над этими предметами. В карго-культах проводятся формальные ритуалы, которые только внешне имитируют действия белых людей для того, чтобы попытаться заполучить эти товары.
Классические культы карго были распространены во время Второй мировой войны и после неё. Огромное количество грузов было десантировано на острова во время Тихоокеанской кампании против Японской империи, что внесло коренные изменения в жизнь островитян. Произведённые промышленным образом одежда, консервы, палатки, оружие и другие полезные вещи в огромных количествах появились на островах в целях обеспечения армии, а также и островитян, которые были проводниками военных и гостеприимными хозяевами. В конце войны воздушные базы были заброшены, а груз («карго») больше не прибывал.
За несколько военных лет (7 декабря 1941 — 2 сентября 1945) аборигены привыкли к бесплатному изобилию всех необходимых для жизни вещей, и они перестали самостоятельно добывать себе пропитание и необходимые для жизни вещи, значительно изменив свой образ жизни. Когда через 4 года поставки внезапно прекратились, аборигены испытали потрясение. Если переход от традиционного образа жизни с ежедневным добыванием пропитания к полному бесплатному «соцпакету» произошёл легко и быстро, то обратный был предсказуемо психологически болезненным и тяжёлым.
Чтобы снова получать товары, увидеть падающие парашюты с грузами, прилетающие самолёты или прибывающие корабли, островитяне стали имитировать действия солдат, моряков и лётчиков США. Они делали наушники из половинок кокоса и прикладывали их к ушам, находясь в построенных из дерева макетах контрольно-диспетчерских вышек. Они имитировали сигналы посадки, находясь на построенной из дерева имитации взлётно-посадочной полосы. Они зажигали факелы для освещения этих полос и маяков. Верующие регулярно проводят строевые учения («муштру») и некое подобие военных маршей, используя ветки вместо винтовок и рисуя на теле ордена и надписи «USA». Приверженцы культа верят, что иностранцы имели особую связь со своими предками, которые были единственными существами, кто мог производить такие богатства, поскольку островитяне никогда не видели, чтобы американцы производили хоть что-то сами.
Островитяне строили из веток в натуральную величину макеты небольших самолётов и подобие взлётно-посадочных полос для привлечения самолётов с товарами. Через некоторое время, поскольку это не привело к возвращению «божественных» самолётов с изумительным грузом, они полностью отказались от своих прежних религиозных воззрений, существовавших до войны, и стали более тщательно поклоняться аэродромам и самолётам.
За последние 75 лет большинство культов карго исчезли. Однако культ Джона Фрума ("John from" USA) до сих пор жив на острове Танна (тихоокеанское государство Вануату).
Похожий культ, танец духов, зародился при контакте индейцев и англо-американцев в конце XIX века. Пророк Вовока народа паюте проповедовал, что если танцевать определённым образом, предки вернутся по железной дороге, а новая земля покроет белых людей.
Во время Вьетнамской войны часть народа хмонг верила в скорое второе пришествие Иисуса Христа, который приедет одетым в камуфляж за рулём военного джипа, чтобы забрать их на нём в землю обетованную.
Некоторые индейцы Амазонки вырезали из дерева муляжи кассетных аудиоплееров, с помощью которых они пытались разговаривать с духами.
Карго-культы могут показаться кому-то нелепыми или даже весёлыми, но они – понятие глобальное, охватывающее в той или иной степени все сферы деятельности людей. Возникновение карго-культа в какой-нибудь хорошо изученной и всем известной сфере, например, в сфере точных наук среди студентов ВУЗов, практически невозможно. Отдельные примеры в виде бытовых потуг средневековой алхимии, псевдонаучного направления в биологии — мичуринской агробиологии Лысенко, и «реакционной лженауки» кибернетики всего лишь наглядно показывают уровень мракобесия, демонстрируемый управленцами тех обществ, в которых они возникали.
В то же время карго-культы процветают в таких сферах, где невозможна простая достоверная внешняя оценка чьих-то заявленных достижений и возможностей. Духовность и медитация стали поистине благодатной почвой для создания карго-культов.
Тема карго-культов в духовности тесно переплетается с понятиями дискурса (здесь – уверенного понимания сложного смысла) и гламура (здесь – пускания цветастой пыли в глаза), наглядно показанными в романе Виктора Пелевина «Empire V». Там, где гламур пытается занять место дискурса, обычно появляется карго-культ.
Отсутствие доступной возможности достоверной внешней оценки степени духовности индивидуума вообще и успешности его медитации и йоговского самадхи / буддийской шаматхи в частности с одной стороны, и возможное непреодолимое желание такого индивидуума пускать пыль в глаза окружающим из-за каких-то своих психологических комплексов (или желание выстроить бизнес на эксплуатации термина «духовность») с другой, обычно приводят к появлению очередного «уникального» карго-культа духовности. Такой культ даже может заявлять о себе как об очередном направлении в йоге, медитации или духовности с очередным «гуру»-основателем, при этом имея свой изменчивый набор косяков, перегибов и просто непоняток, зависящих от продолжающихся собственных метаний основателя культа.
Как правило, основатели таких культов имеют некоторые книжные познания, позволяющие им щеголять привлекательными терминами, (например, «кундалини, чакры...»), но частое отсутствие систематических знаний и особенно реальных достижений в практике медитации превращает такие культы в некое подобие цирка.
В результате кто-то начинает писать десятки книг, где обмусоливаются избранные популярные слова в среде духовных искателей, причём почти всегда это происходит на чужбине, а не в родных СПб или Бенгалии. Кто-то красноречиво призывает в число последователей всех без разбора, коллекционируя за пожертвования паствы дорогие автомобили и самолёты. Кто-то просто создаёт свой «свечной заводик» в глубинке, удачно паря мозги спонсорам и эксплуатируя наивную паству.
Одна из отличительных особенностей карго-культов духовности – их нулевая эффективность в отношении публично заявляемых целей. Ни один карго-культ не смог взрастить ни одного просветлённого сиддха-йога или хотя бы йогина, достигшего йоговского самадхи. Причём при подробном рассмотрении эффективность таких культов даже отрицательная. Люди в редкие моменты появления интереса к духовности и медитации попадают в сети карго-культов, и затем впустую тратят свои силы и время на поддержку и амбиции их текущих лидеров. Духовная практика подменяется театральностью самых разнообразных представлений и шоу. В результате со временем ещё и наступает разочарование в духовности («представленной» в лице лидеров культов). Карго-культы духовности – это как если бы вы купили абонемент на фитнес, и провели всё время за стойкой с коктейлями и чаями с круасанами вместо занятий в тренажёрном зале.
Ряженый садху с тщательно выверенным внешним видом, ориентированным на интуристов.
Читатель может возразить, что в карго-культы духовности людей толкает негативная карма. Отчасти это правда. Но, с другой стороны, если бы у духовного искателя изначально был выбор между очередным мутным карго-культом и эффективной духовной практикой, искатель с меньшей вероятностью выбрал бы для себя пустышку. Проявления кармы зависят не только от индивидуума, но и от среды, в которой он находится, в то время как сама среда формируется неравномерно. Но когда среди доступных вариантов оказывается всё меньше эффективных, засилье карго-культов в духовности с их неизбежными проявлениями дискредитирует само понятие духовности. Кроме того, карго-культы духовности сами порождают негативную карму для многих участников, создавая порочный круг в цикле перерождений, где лидеры могут меняться местами с паствой.
Читатель также может возразить, что даже карго-культы духовности могут косвенно подталкивать искателей к какой-нибудь эффективной последующей практике за пределами культа, например, через изучение санскрита или ознакомление с той или иной частью индуизма. Может это и так, но, оглядываясь на прошедшие годы, всё равно в результате видим растраченные время и силы, которые принесли бы гораздо больше успеха при правильном применении с самого начала.
Карго-культы духовности существуют как в виде отдельных культов, так и в виде отдельных элементов в различных религиях и духовных практиках. Ниже приведена история из книги "Чинна катха" (Притчи и истории, рассказанные Сатьей Саи), том 1, история 64 "Суеверия и слепое подражание":
"В давние времена в кладовке каждого дома хранился большой запас риса-падди (неочищенного риса) в мешках, поэтому там всегда было полно крыс. В одном из домов соблюдался обычай каждое полнолуние совершать Сатьянараяна-пуджу (обряд поклонения богу истины). Для ритуала требовалось много молока и гхи (топлёного масла). Крысы привлекали кошек, однако кошки предпочитали молоко и масло приевшимся им грызунам. Поэтому молоко и гхи хранили в местах, недоступных для кошек, но в священный день во время празднования жертвенная пища должна была стоять в открытых кувшинах у алтаря. У вороватой кошки появлялся шанс полакомиться, но хозяин дома хватал её за шкирку и сажал под корзину, припёртую камнем. Теперь кошка не могла причинить вред святым подношениям. Поскольку подобная мера предосторожности применялась в этом доме всякий раз во время полнолуния, дети и внуки привыкли, что в этот день кошку нужно “арестовывать”, т.е. сажать под корзину, независимо от того, совершается пуджа или нет. Они принимались ловить кошку и несли её домой, чтобы не упустить “обряд” с кошкой и корзиной.
Первоначальная цель этого действия была забыта с течением времени, пуджа давно не совершалась, но последующие поколения продолжали суеверно держаться представлений своих предков, веря, что если не спрятать кошку в день полнолуния, напастей не миновать. Кошка тем самым приобрела важный статус. И это не что иное, как слепое подражание".
Подобных историй хватает в каждой религии, когда слепое подражание приводит к бессмысленным или даже вредным ритуалам.
Что интересно, даже в священных писаниях сложно найти крупицы знания о степени эффективности тех или иных практик. Во многом это связано с тем, что откровения святых прошли через жернова умов их последователей, которые практически всегда были простыми людьми. При этом святые основатели религий обычно подвергались всяческим гонениям со стороны как властей, так и отдельных фанатиков, которые всякий раз полагали, что новое учение бросает вызов традиционным верованиям предков. В результате, пока у нового учения уходили десятки или даже сотни лет на то, чтобы стать новой доминирующей религией, причём иногда только на чужбине (и так и не вернувшись на свою родину), оно искажалось и выхолащивалось настолько, что превращалось, по сути, в самостоятельное обновлённое учение, которое было сформировано самыми разными людьми с учётом их личных представлений и доступного им уровня понимания, или же просто согласно требованиям влиятельных людей того времени.
Непонимание сути учения или практики может приводить к появлению комедийных элементов карго-культа вроде истории о кошке, корзине и хоме, аналоги которых можно встретить в самых неожиданных местах.
В Шандилья-упанишаде говорится:
«1.2. Джапа бывает двух видов – с устным или мысленным произношением. Мысленная джапа относится к созерцанию умом. Устная джапа бывает двух видов – с громким и тихим произношением. Громкое произношение приносит заслугу согласно тому, как об этом утверждается [в Ведах]; [в то время как] тихое [приносит] заслугу в тысячу раз [большую]. Мысленная [джапа приносит] заслугу в десять миллионов (крору) раз [большую].»
В священном тексте «Йога-рахасья» («Мистерия йоги») также говорится следующее:
«3.25. Веды – это самое прекрасное из всего (щрештха). Проведение всяческих яджн (сарва-яджня-крийа) – ещё лучше. Повторение мантр (джапа) – ещё лучше, чем яджны. Путь Знания (джняна-марга) – лучше джапы. Но ещё лучше Знания медитация (дхйана), в которой исчезают (вйапета) всяческие совокупные (санга) окрашивающие её примеси (рага, т.е. дуализм и привязанности). [Именно] в такой (тасмин) [медитации] следует достигать (прапте) извечное (щащватасйа) Достижение-Осознание (упа-лабдхи).»
При подробном изучении духовности на примерах жизнеописания подлинных святых выясняется, что она достигается только через духовную трансформацию, которая возможна только косвенным образом в результате длительной регулярной практики медитации и самоанализа – методов, не имеющих прямого отношения к этике и духовности. Изменение горизонтов мировоззрения через выстраивание следующих тонких тел (виджнянамайя-коши и анандамайя-коши) и соответствующее изменение сознания естественным образом делает личность духовнее, и делает это бесповоротнее, чем принудительные навязывания любых внешних кодексов поведения.
Попытки научного изучения духовности и медитации с возможностью повторяемости результатов экспериментов начались только после появления электроэнцефалографов, отслеживающих ритмы головного мозга, а революция в этой сфере произошла после создания массовых дешёвых ЭЭГ-гарнитур с «сухими» электродами, таких как NeuroSky MindWave.
В настоящее время любой желающий может приобрести подобную гарнитуру и не только сразу оценить свои (и не только свои) способности к медитации, но и ускорить практику медитации с помощью биологической обратной связи, обеспечиваемой такой гарнитурой. Беспристрастные цифры показывают текущие значения ритмов мозга, сообщая о том, находитесь ли вы в данный момент в состоянии медитации.
С такой гарнитурой вам не нужно идти по пути меланезийских последователей карго-культов. Вам не нужно заворачиваться в дхоти или сари и наносить тилаку на лоб, чтобы стать духовнее. Вам не нужно лететь в Индию или куда-либо ещё, чтобы изменить себя. Вы можете не менять место проживания и свой образ жизни, самостоятельно ежедневно отслеживая с помощью гарнитуры ваш прогресс в медитации и те факторы, которые на него влияют.
Например, вегетарианцы и разные сектанты могут рассказывать страшные истории про вред мясоедения и пугать адскими муками, заодно утверждая, что и прогресс в медитации невозможен без вегетарианства. Плохо это или хорошо, но и древние высокодуховные арии, подарившие нам Ригведу (X.85.13, X.86.14, I.161.10, также Брихадараньяка-упанишада VI.4.18, Махабхарата III.47.4-7), и современные весьма продвинутые тибетские буддистские монахи-медитаторы, в том числе ринпоче, не относятся к числу вегетарианцев. Да, научные исследования показывают, что полноценная сбалансированная вегетарианская диета в целом полезнее для здоровья, чем всеядность, включающая мясоедение. Но такая полноценная вегетарианская диета обычно доступна только в тропиках, при этом в северном климате она обычно оказывается дороже мясной, особенно зимой.
Не поймите меня неправильно – автор этих строк вегетарианец со стажем уже более четверти века. Да, вегетарианство однозначно полезнее для медитации. Но я видел, как мясоеды уверенно подвешивают шарик на 68 метров в игре Float приложения Brainwave Visualizer на 20 минут, в то время как отдельные многолетние вегетарианцы этого не могут. Энергетический плюс от медитации может очень и очень значительно превосходить минус от мясоедения, как показывает пример продвинутых тибетских монахов. Так что вопрос больше в собственно практике медитации, чем в вегетарианстве. Следует добавить, что любая съеденная в большом количестве пища, даже вегетарианская, минимум пару часов не позволяет хорошо медитировать. С ЭЭГ-гарнитурой вы всегда можете сами проверить влияние той или иной диеты на вашу текущую способность к медитации и решить, что для вас важнее.
Благодаря ЭЭГ-гарнитуре вы можете самостоятельно отслеживать влияние самых разных аспектов вашей жизни на вашу практику медитации.
Подробнее о практике медитации с помощью ЭЭГ можно почитать в книге Анны Вайз «Вдохновение по заказу», которая была издана на английском в 1995 г. и переведена на русский в 1998 г.
Марк Синглтон "Тело йоги. Истоки современной постуральной практики".
"Как медитация меняет ваш мозг и вашу жизнь". Дэниел Гоулмен и Ричард Дэвидсон.
Медитация с использованием обратной нейросвязи с помощью ЭЭГ NeuroSky MindWave Mobile – ускоренное самостоятельное изучение медитации. Общие вопросы ЭЭГ-медитации.
Техника для перевалки грузов kemerovo.sumitec.ru |
|