"Шива-катха-амрита"

("Нектар историй о Шиве")

Парама-пуджья Шри Ганапати Сатчидананда Свамиджи

Глава 2
ШРИШАЙЛА-МАЛЛИКАРДЖУНА-ДЖЙОТИРЛИНГАМ

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Соманатха-джйотирлингам
Шришайла-Маллешвара-джйотирлингам
Махакалешвара-джйотирлингам
Омкарешвара-джйотирлингам
Вайдьянатхешвара-джйотирлингам
Бхимашанкара-джйотирлингам
Рамешвара-джйотирлингам
Нагешвара-джйотирлингам
Вишванатха-джйотирлингам
Трйамбакешвара-джйотирлингам
Кедарешвара-джйотирлингам
Гхриштишвара(Гхришнешвара)-джйотирлингам
Шива-катха-амрита II Вступление
Сати-дэви
Кумара Самбхава-Таракасура Вадха
История Вринды
Минакши


ШРИШАЙЛА-МАЛЛИКАРДЖУНА-ДЖЙОТИРЛИНГАМ

   (Шришайла-Маллешвара)

Бхаджан о Малликарджуна-джйотирлингаме в исполнении автора книги Шри Ганапати Сатчидананды Свамиджи, mp3, 64 kbps, 4:41

   Паллави (припев):

   Чаранам (“стопа”, куплеты):

   Значение:

   О Господь! Я представляю Тебя как духовное сияние в форме Шивалингама. Я молю Тебя озарить сиянием изнутри моё сердце.

   О Малликарджуна! Ты на стороне Ганапати. Ты преподал хороший урок Кумарасвами (Субраманье). Бхрамарамба - Твоя супруга. Ты пребываешь на горе Крауньча (Шришайла).

   Ты – вечное сияние Знания. О Сат-Чид-Ананда (Истина-Осознание-Блаженство)! Я простираюсь ниц перед Тобой, Ом.

   Шлока (стих):

   Значение:

   Шришайла – лучший из горных пиков (“владыка горного пика”). Я простираюсь ниц перед Ганапати и Хатакешей снова и снова. Ты (Шришайла) – Сарангешвара (владыка чистого и праведного места – “пятнистых антилоп”), чистая бинду-тиртха (запредельное место паломничества), джхамтарка, Сиддхешвара (владыка чудесного совершенства), гарига, Шри Бхрамара-амбика (Парвати), Вирешвара, шанкха (морская раковина, символ звучания Ом в руке Вишну), чакра (диск, символ круговорота в руке Вишну) и Вараха-тиртха (место паломничества к местам аватара Варахи-вепря). Я всегда простираюсь ниц перед Господом Шришайлой (Малликарджуной).

   Шришайлам расположен в районе (округе) Карнул штата Андхра-Прадеш. Оно значимо вдвойне – как джйотирлингам и как Шакти-питха (“место шактийской энергии”, также Уджджайн и Каши-Варанаси обладают таким же редким сочетанием).

   Шлока (стих):

   Человек достигает освобождения (мукти), если он умирает в Каши. Простое памятование горы Аруначалы (в г.Тируваннамалай в штате Тамилнаду) приносит освобождение. Однако благодаря простому лицезрению пика (шикхары) Шришайлама у преданного больше не будет перевоплощения.

* * *

   Давным-давно Шива и Парвати захотели провести церемонии бракосочетаний своих сыновей - Ганапати и Кумарасвами (Субраманьи). Каждый из сыновей настаивал на том, что Он должен жениться первым. Тогда родители решили, что Они первым женят того, кто обойдёт всю Землю, совершив омовение во всех 30 миллионах священных рек и озёр, и вернётся первым. Кумарасвами сразу помчался на своём средстве передвижения - павлине. Здесь “Кумарасвами” означает “молодой”, который ещё не достиг полного расцвета духовности. У Него шесть ликов, что указывает на Его серьёзное усилие одержать победу над шестью внутренними врагами под названием кама (вожделение), кродха (гнев), лобха (жадность), моха (невежество), мада (гордыня) и матсарья (зависть). Его имя также указывает на искателя богатства шамы и дамы - внутреннего и внешнего контроля над чувствами. Павлин указывает на красочные мысли, воодушевление и побуждение.

   Ганапати, то есть Гаджанана, слоноголовый старший сын, медленно совершил прадакшину (обход вокруг) своих благочестивых родителей Шивы и Парвати, и остановился. Здесь Гаджа, или слон, указывает на могущество разума. Общеизвестно, что слон - наиболее разумное животное.

   Паллави (припев):

Бхаджан Иша-патиша в исполнении автора книги Шри Ганапати Сатчидананды Свамиджи, mp3, 64 kbps, 6:40

   Чаранам (“стопа”, куплеты):

   Значение:

   Вступление: Эта известная песня Свамиджи была скорее сочинена, чем просто спета Им, в деревне Ратнагири. Читатель может обратиться к истории в биографии Свамиджи об установке Сатчиданандешвара-лингама в Универсальном молитвенном зале майсурского ашрама (монастыря).

   Припев: “Намах Шивая” (это панча-акшари-мантра, т.е. состоящая из 5 санскритских букв-слогов). Я преклоняюсь ниц перед Шивой. Ты - Господь владык. Ты пронизываешь всю вселенную. Вы возносишь попранных всюду и всегда. Парвати, дочь Гималаев - Твоя дорогая супруга.

   1. Ты - Дигамбара (слово “дигамбара” в обычном смысле означает “без одеяния”; однако при обозначении Шивы это слово означает “Всепронизывающий”; “дик”, которое заменяется на “диг” при санскритском словообразовании, означает четыре стороны - север, юг, восток и запад, а также четыре угла - северо-восток, северо-запад, юго-восток, юго-запад). Ты одет в слоновью шкуру. Твоя шея столь же тёмно-синяя, как и грозовая туча. Ты - Творец всего благоприятного.

   2. Локоны Твоих волос завязаны на макушке. Ты наносишь вибхути (пепел) на лоб тремя горизонтальными линиями. Твой третий глаз находится между бровями на лбу. Ты держишь трезубец.

   3. Саамба (“са” + “Амба”, т.е. вместе с Матерью-Амбой), Ты всегда делаешь всё благоприятное. Ты - Махешвара, великий Господь.

   4. Ты позволяешь мне преодолеть иллюзию. Ты - Господь миллионов планет и звёзд в бесчисленных галактиках. Ты - Господь Вселенной. Ты - истинный друг и родственник угнетённых и попранных.

   5. Твой божественный взор - наиболее могущественный. Ты ярко сияешь на пике принципа Истины. Ты – воплощение покоя. Ты - Сат-Чид-Ананда, то есть Истина-Осознание-Блаженство.

   6. Я простираюсь ниц перед Шивой (Я восхваляю Шиву).

   Кумарасвами, совершая омовение в очередной священной реке или озере, видел Ганешу уже уходящим из этого места дальше после совершения омовения. Как только уставший Кумарасвами вернулся после обхода Земли, Он увидел Ганешу, который всё ещё неподвижно сидел возле родителей. Брак Ганеши был проведён с жёнами Сиддхи и Буддхи. Здесь слово “буддхи” указывает на разум, а “сиддхи” обозначает “достижение”. Разгневавшись, Кумарасвами оставил Кайлас, обитель Шивы, и поселился у горы Крауньча (Шришайлам) в Южной Индии. Слово “крауньча” означает “журавль”. Буквально слово “крауньча” означает того, кто предаётся мелочным мыслям и ступает по искривлённому пути, и Кумарасвами оставался на этом холме, получившем такое название. Шива и Парвати послали небесного мудреца Нараду в качестве Их особого посланника, чтобы убедить Кумарасвами вернуться домой. Слово “нарада” состоит из двух частей: “нара” + “да”. “Нара” означает “знание”, “да” означает “дающий”. Таким образом, Нарада - это тот, кто одаривает духовным знанием. Несмотря на непрерывные доводы Нарады, Кумарасвами был неумолим. И тогда Парвати помчалась к холму Крауньча, приняв форму бхрамары (пчелы). Бхрамара преобразовывает любое маленькое насекомое в бхрамару (также об этом упоминается в Уддхава-гите 4.23). Это называется принципом “бхрамара-кита-нйайа” (описание здесь: //www.sivanandadlshq.org/download/vedbegin.htm, ‘Vedanta for Beginners’, глава ‘Illustrations In Vedanta’, подглава ‘12. Bhramara-Kita-Nyaya’) (совершенный мастер преобразовывает обычного искателя постепенным развитием до состояния реализованной души). Шива проявился как цветок жасмина (маллика), который привлекает пчелу. Подобно тому, как все существа утомляются за день и отдыхают ночью, цветы также закрываются на ночь. Однако, подобно великим йогам (пребывающим в сознании всегда), только жасмин не закрывает свои цветки, оставляя их полностью раскрытыми даже ночью. Таким образом, жасмин символизирует совершенство и чистоту.

   Бхрамарамба (Парвати) и Малликарджуна (Шива) поселились в Шришайламе в формах нады и джйоти, то есть божественного звука и сияния. Если дети будут вспоминать эту благочестивую историю, то у них будут расцветать разум и мудрость (искреннему духовному искателю следует иметь рвение к учёбе такое же, как у хорошего ребёнка). Дети будут больше любить своих родителей. Благоприятные события будут происходить одно за другим в таких хороших домах, даже без усилий со стороны их хозяев. Иногда проповеди совершенных Мастеров, посещающих такие дома, будут приносить пользу таким семействам. Все препятствия в их делах исчезнут. Такие семейства станут преуспевающими и обретут божественное Знание. Благодаря поклонению или памятованию Шришайлы-Малликарджуны и Бхрамарамбы наряду с Кумарасвами, грехи такого человека очищаются; его лицемерие исчезает. Его преданность становится более чистой, и его домашние проблемы разрешаются милостью этих божественных существ.

   Шлока (стих):

   Значение:

   Я простираюсь ниц перед Малликарджуной, счастливо пребывающим в Шришайламе, и молюсь Ему о моём освобождении.


История о паломничестве в Шришайлам с фотографиями

Фотогалерея Шришайлама

Эти и другие фотографии Шришайлама и Малликарджуна-джйотирлингама расположены на англоязычном сайте www.mukti4u2.dk

Послание Шри Свамиджи

   Некоторые люди не посещают даже близлежащие храмы каждый день, но при этом предпочитают посещать малозначительные и малополезные социальные мероприятия в угоду ложному престижу. Однако во время кризиса такие люди считают: “Это в нашей природе - совершать ошибки, Бог милосерден. Он будет осыпать благами независимо от ограничений того или иного времени. Это в Его природе – только благословлять нас, а не наказывать”.

   Духовная дисциплина, возлагаемая совершенным Мастером на дорогих Ему учеников, иногда кажется странной. Следующая история раскрывает тонкую природу такого дисциплинирующего обучения.

   Жил-был однажды один гуру в безмятежном ашраме (монастыре). Какой-то вор был привлечён этим благочестивым мастером и предался ему, говоря, что он изберёт нравственный образ жизни, оставив свои обычные порочные действия кражи и насилия. Шли дни, и милостью своего гуру бывший вор постепенно обрёл тонкое преобразование своего поведения, и он продолжал ступать по пути праведности в мысли, слове и деле, искренне выполняя служение своему мастеру. Все изумлялись, видя огромные перемены в нём. Мудрое высказывание “У каждого святого есть прошлое, а у каждого грешника – будущее” точно подходило этому прогрессирующему ученику. Через какое-то время другой вор, который в прошлом был подельником первого, пришёл в ашрам под покровом ночи и, увидев своего старого друга, был вне себя от радости. Однако, узнав о воровских намерениях гостя, бывший вор вышел из себя. Поначалу он пытался отправить его восвояси дружеским увещеванием, но, поскольку гость был упрямым, он стал гневно оскорблять и собирался побить его, чтобы прогнать прочь. Мастер был потревожен этой суматохой, и он посоветовал своему ученику успокоиться и отдать всё то, что незваный гость хотел заполучить из ашрама. Гуру сказал: “Для тебя наступило время показать твоё изменившееся отношение”. Услышав эти возвышающие слова, пришедший вор также оказался преобразован в хорошего человека.

   Какой смысл в слушании евангелия Гуру и служении Ему в течение длительного периода, если даже после всего этого вы не можете избавиться от отчаяния и неуверенности в себе? Высказывания Гуру драгоценнее, чем золото и бриллианты. Вы используете богатство мудрости Гуру всегда, при любых обстоятельствах, будь они приятными или болезненными. Каждое слово Гуру, каждый Его жест и каждое Его движение ценны. Предписания Гуру помогают вам во все времена. Вам не только следует слушать Гуру с неустанным вниманием, но и также следует помнить золотое евангелие всегда и применять его на практике в своей повседневной жизни. Размышляйте над поучениями мастера настолько часто, насколько это возможно. Совершенный мастер - ваш истинный друг, философ и гид.

   Давайте вспомним известную пословицу на языке телугу (язык индийского штата Андхра-Прадеш): “Рамуни мата бангару мута” - “Слова Рамы (Господа) равны узелку с золотом”. Вы никогда не должны считать: “Я уже слышал эту песню или лекцию раньше”. Вы должны слушать столь драгоценные слова снова и снова - настолько часто, насколько возможно.

   Высказывания или действия Садгуру (учителя-аватара) иногда не легко понять, как показано в следующей истории. Однажды один святой шёл по берегу реки. Скорпион упал в речку, и благочестивый человек спас его, взяв скорпиона в руки и заботливо поместив его на берег. Вскоре скорпион снова упал в речку, и святой снова спас его. Так случалось несколько раз, и в конечном счёте скорпион уполз в близлежащий лес в поисках безопасного места. Однако каждый раз, когда святой спасал скорпиона, тот жалил его. Некий прохожий наблюдал за этим процессом и саркастически спросил святого: “Уважаемый, зачем вы помогали столь неблагодарному существу даже после того, как оно жалило вас снова и снова, причиняя вам боль?”. Святой ответил спокойным тоном: “Это моя природа – стремиться делать добро другим, и я поступал так. Я продолжаю делать добро независимо от ответной реакции. Это природа скорпиона - жалить, это ваша природа – критиковать меня, и я, тем не менее, не обеспокоен. Я несу каруну (сострадание), а скорпион несёт яд”.

   Вышеупомянутая история, хоть и краткая по содержанию, содержит краткое описание воистину доброй природы благочестивого человека.

   Каждый житель штата Андхра-Прадеш полагает, что необходимо посетить Шришайлам хотя бы раз в жизни. Почтительное лицезрение башни храма Шришайлама несомненно приносит освобождение. В целом, в каждом храме мы должны смотреть на башню храма, чтобы получить просветление. Необходимо совершить омовение в Ганге с удовольствием и внутренней радостью за эту редкую возможность, произнося “Ом намах Шивая”. Нельзя потакать негативным мыслям, глядя на вызывающую презрение грязь вокруг гхата (ступеней) для омовения. Имеется внутреннее значение в детальных повествованиях событий в мифологии.

   Следовательно, нельзя воспринимать их поверхностно как простые вымыслы и воображение автора - необходимо погружаться всё глубже и глубже, чтобы понимать драгоценные устои нравственных и духовных норм, ибо только это может прокладывать путь к продвижению, верный и безопасный как в материальной сфере, так и в духовной.

   Ганапати, воплощение мудрости, старший сын Шивы, стал главнокомандующим армий Шивы, просто выполнив с преданностью тройную прадакшину (обход) божественной пары, Шивы и Парвати. Этот кажущийся простым случай раскрывает наглядное нравоучение каждому в отношении высшего значения уважения к родителям, чтобы заслужить их доброжелательные благословения. В настоящее время нам встречаются высокомерные дети и юнцы, и даже сыновья и дочери средних лет, в резкой форме забрасывающие вопросами своих родителей: “Зачем вы родили меня? Вы такие бедные. Вы такие серые. Ваши ценности устарели. Вы не модные, вы не практичные, вы не способные, вы не можете дать мне нормальные советы, и у вас отсталое знание современного мира”. Слыша такие грубые высказывания, родители чаще всего испытывают стресс и чувствуют себя опозоренными. Надлежащим ответом родителя должно быть просто: “Это было твоё желание”. Преобладающее мнение современной молодёжи, которое всегда сбивает её с пути высоких норм нравственных устоев предков - что разрыв между поколениями не может быть заполнен кажущимися им устаревшими советами их родителей. Не следует быть непочтительным к родительским советам. Нельзя причинять боль родителям или старшим ни грязными словами, ни беспричинными проступками, поступая против их желания, равно как и ненадлежащими, приводящими в замешательство суждениями, лишёнными общечеловеческих ценностей. Необходимо стремиться заслужить милость своих родителей. Этот постоянный принцип и вечный урок был действенно преподан человеческой расе всех возрастов Ганешей (Ганапати), устранителем препятствий - как материальных, так и духовных.

   “Нарада” означает “дающий знание”, поскольку “нара” - “знание”, а “да” - “дающий”. В различных мифах Нарада кажется порождающим ссоры между двумя личностями. Однако кажущиеся противоречия в конечном счёте улаживаются этим святым мудрецом благодаря Его периодическому своевременному руководству, и окончательный результат приносит благополучие как участникам событий, так и многим другим. В нескольких случаях в обширной мифологии обнаруживается, что каждый из Троицы - Брахма, Вишну или Шива - раздавали демонам те дары, которые они желали заполучить, и тогда остальные два божества Троицы прикладывали большие усилия, чтобы устранить зловредное влияние, вызванное неправильным употреблением благ, полученных тем или иным благословлённым демоном. Такой ход событий кажется немного странным для постороннего человека. Однако никогда нельзя забывать, что Троица символизирует единство Всемогущего, и действуя втроём сообща, Они направляют события правильным образом, принося облегчение тем, кого мучают и преследуют демоны, неправильно использующие полученные ими дары. В конечном счёте Троица поддерживает праведность. Следовательно, нельзя вовлекаться в превратные измышления о том, превосходит ли один из трёх двоих других. Эти истории подробно раскрывают таинственную божественную игру, которая может быть постигнута должным образом только искренним духовным искателем, а не легкомысленным и поверхностным человеком с праздным любопытством.

   ПОНИМАЙТЕ НАДЛЕЖАЩИМ ОБРАЗОМ, ЕСЛИ ЭТО ВОЗМОЖНО, НО НИКОГДА НЕ ТОЛКУЙТЕ НЕПРАВИЛЬНО ЕВАНГЕЛИЕ ГУРУ.

   Половинчатое знание часто опасно. Иногда случайный читатель мифологии может изумляться и сомневаться в отношении дивных деяний небесных существ и людей со сверхъестественными способностями, подробно описанных в этих историях. Иногда читатель может испытывать желание не верить описываемым там событиям, практически неосуществимым с точки зрения его собственного восприятия современности. Однако мы видим по телевизору – например, по Национальному Географическому каналу (“Нэшнэл Джиогрэфик”) или каналу Дискавери (Открытие) – нечто из ряда вон выходящее, различные необычные случаи, правдиво снятые на камеру и вещаемые заслуживающими доверие телекомпаниями или пересказываемые известными учёными, достоверность слов которых неоспорима. Например, овца родила козла, животное родилось с шестью ногами, у одной женщины во время родов появилось на свет 8 детей, а у другой женщины в Южной Африке - 9, женщина в возрасте 80 лет родила младенца в Чикаго, США. Возможно ли всё это? Мы никогда не подвергаем это сомнению. И если это так, то как это возможно? Имеются определённые причины, находящиеся за пределами возможностей нашего ограниченного восприятия, которые приводят к таким редким случаям. Логическая теория причины и следствия принимается всеми и каждым. Однако обычные люди видят следствие, причина которого может быть за пределами их представлений. В старые времена отдельные набожные девушки, бывало, выполняли пуджу (богослужение) под названием Лакша-ватти (поклонение со 100 тысячами лампадок) и многодневный ритуал под названием Накшатра-яга (огненное жертвоприношение для получения благословения звёзд). Эти ритуалы подтверждаются с научной точки зрения подлинными искателями Истины даже в наши дни. Что касается одной недавней истории, которой чуть больше 2000 лет, то весь мир верит даже до сих пор, что дева Мария родила Господа Иисуса, который придерживался принципов Истины, ненасилия, бескорыстной Любви и самоотверженного служения всем и каждому. Миллионы людей во всём мире вдохновлялись и руководствовались заповедями милосердного Иисуса, Сына Бога. Если это приемлемо, то на каком основании мы не должны верить в то, что Кунти, мать братьев Пандавов, могла родить Карну, когда она всё ещё была девственницей, просто произнеся мантру, в которую её посвятил мудрец Дурваса, брат Господа Даттатреи? Почему люди не занимаются подробными исследованиями, почему они осыпают критическими замечаниями освящённые веками исторические факты, правдиво записанные святыми мудрецами? Упрямые люди не исследуют и не могут исследовать голые факты правдиво, искренне и с научной точки зрения. Пути Бога таинственны, так же как и Его божественная Игра. Следовательно, необходимо прилежно исследовать и изучать с непоколебимой искренностью и научным подходом удивительные события мифологических историй, чтобы это оказало благотворное воздействие на ваши собственные духовные поиски на пути к совершенству.

Шри Маллишварайа намах


СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Соманатха-джйотирлингам
Шришайла-Маллешвара-джйотирлингам
Махакалешвара-джйотирлингам
Омкарешвара-джйотирлингам
Вайдьянатхешвара-джйотирлингам
Бхимашанкара-джйотирлингам
Рамешвара-джйотирлингам
Нагешвара-джйотирлингам
Вишванатха-джйотирлингам
Трйамбакешвара-джйотирлингам
Кедарешвара-джйотирлингам
Гхриштишвара(Гхришнешвара)-джйотирлингам
Шива-катха-амрита II Вступление
Сати-дэви
Кумара Самбхава-Таракасура Вадха
История Вринды
Минакши