Серия “Духовное наследие Индии”
Мистерии
Бхагавата-пураны
Песни 1-12
песни:
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
X
XI
XII
(опубликовано с любезного разрешения и при содействии С.М.Неаполитанского,
специально для сайта //scriptures.ru )
“Бхагавата Пурана — зрелый плод древа ведической литературы...” (1.1.3.)
“Институт практической метафизики”
Санкт-Петербург
2001
Сурендра Мохан дас (Неаполитанский С. М.)
Мистерии Бхагаваты Пураны (Песни 1-12). — СПб.: “Институт практической метафизики”, 2001. — 432 с.
В книге дается подробное изложение одного из самых известных и авторитетных ведических писаний — Бхагаваты Пураны (Шримад Бхагаватам). В ней всесторонне представлены священное учение и мистериальные надвременные события, героями которых являются великие мудрецы, подвижники, воины света, планетарные иерархи и Боговоплощения. Бхагавата Пурана содержит обширные сведения по философии, лингвистике, теургии, метафизике, космологии, астрологии и посвященческим наукам. Она открывает грандиозную панораму метаисторического развития вселенной, хранит информацию о будущем человечества, благовествует о путях божественной любви, самопознания и освобождения, и в ней запечатлены важнейшие манифестации Высшего Духа, сформировавшие во всеобщем сознании многомерные пространства трансмифов и отразившиеся в глубинных мировоззренческих архетипах.
Содержание
Введение.......................................................................... iii
Песнь Первая............................................................................................... 1
1.1. Жертвоприношение мудрецов................................... 1
1.2. Заслуги преданности Господу................................... 1
1.3. Описание воплощений Кришны.................................. 3
1.4. Появление Нарады..................................................... 5
1.5. Беседа Вьясы и Нарады............................................. 6
1.6. Беседа Вьясы и Нарады............................................. 7
1.7. Наказание Ашваттхамы........................................... 8
1.8. Молитвы Кунти....................................................... 10
1.9. Уход Бхишмы........................................................... 11
1.10.Отъезд Кришны в Двараку..................................... 11
1.11. Кришна возвращается в Двараку.......................... 12
1.12. Рождение Парикшита............................................. 13
1.13. Отречение Дхритараштры................................... 14
1.14. Предчувствие Юдхиштхиры................................. 15
1.15. Восхождение Пандавов на Небеса.......................... 16
1.16. Беседа Земли и Дхармы......................................... 18
1.17. Наказание Кали...................................................... 19
1.18. Сын брахмана проклинает Парикшита.................. 20
1.19. Появление Шукадевы ............................................ 20
Песнь Вторая............................................................................................ 23
2.1. Вселенская форма Бога........................................... 23
2.2. Путь освобождения................................................. 26
2.3. Преданность Богу — единственный путь освобождения 31
2.4. Сотворение вселенной............................................ 31
2.5. Сотворение вселенной (беседа Нарады и Брахмы). 32
2.6. Пуруша-сукта.......................................................... 34
2.7. Воплощения Господа и их деяния............................. 36
2.8. Вопросы царя Парикшита........................................ 39
2.9. Четыре изначальные шлоки Бхагаватам................ 39
2.10. Десять разделов Бхагаваты Пураны.................... 43
Песнь Третья............................................................................................. 47
3.1. Встреча Видуры с Уддхавой.................................... 47
3.2. Беседа Уддхавы с Видурой ..................................... 48
3.3. Игры Господа вне Вриндавана................................. 49
3.4. Видура встречает Майтрею.................................. 50
3.5. Беседа между Видурой и Майтреей......................... 51
3.6. Космология............................................................... 53
3.7. Вопросы Видуры...................................................... 55
3.8. Появление Брахмы .................................................. 56
3.9. Молитвы Брахмы..................................................... 58
3.10. Деления творения.................................................. 59
3.11. Таинство времени.................................................. 62
3.12. Сотворение Рудры, Кумаров и Ману..................... 65
3.13. Появление Аватара Варахи................................... 68
3.14. Беременность Дити.............................................. 69
3.15. Описание царства Бога......................................... 71
3.16. Мудрецы проклинают Джая и Виджая.................... 73
3.17. Победа Хираньякши над всей вселенной................ 74
3.18. Битва Господа Варахи с демоном Хираньякшей.... 75
3.19. Убиение демона Хираньякши.................................. 75
3.20. Различные творения Брахмы................................. 76
3.21. Беседа между Ману и Кардамой Муни.................... 78
3.22. Брак Кардамы Муни и Девахути............................ 79
3.23. Плач Девахути...................................................... 79
3.24. Отречение Кардамы Муни..................................... 81
3.25. Важность преданного служения............................ 82
3.26. Основные элементы космоса................................ 84
3.27. Философия санкхья: материя и дух....................... 88
3.28. Восьмиступенчатая йога...................................... 89
3.29. Пути преданности................................................. 90
3.30. Самсара и адские миры.......................................... 92
3.31. Страдания воплощенных существ....................... 94
3.32. Пути освобождения............................................... 95
3.33. Просветление Девахути....................................... 96
Песнь Четвертая..................................................................................... 98
4.1. Потомки дочерей Ману............................................ 98
4.2. Дакша проклинает Шиву......................................... 99
4.3. Беседа между Шивой и Сати................................. 101
4.4. Сати оставляет тело.......................................... 102
4.5. Разрушение жертвоприношения Дакши................. 104
4.6. Брахма успокаивает Шиву..................................... 105
4.7. Жертвоприношение Дакши ................................... 107
4.8. История Дхрувы.................................................... 108
4.9. Дар Господа Вишну................................................ 111
4.10. Сражение Дхрувы с якшасами.............................. 111
4.11. Ману советует Дхруве прекратить сражение... 112
4.12. Дхрува достигает обители Вишну..................... 113
4.13. Потомки Дхрувы.................................................. 114
4.14. Рассказ о царе Вене............................................. 115
4.15. Рождение царя Притху и его коронация.............. 117
4.16. Восхваление царя Притху................................... 117
4.17. Притху гневается на Землю............................... 118
4.18. Притху доит Землю............................................. 119
4.19. Притху совершает сотое жертвоприношение коня 121
4.20. Появление Вишну на жертвоприношении Притху 121
4.21. Поучения царя Притху......................................... 122
4.22. Притху встречается с Кумарами....................... 123
4.23. Подвижничество Притху..................................... 124
4.24. Песнь Шивы.......................................................... 125
4.25. История царя Пуранджаны.................................. 126
4.26. Охота Пуранджаны.............................................. 127
4.27. Нападение Чандавеги........................................... 128
4.28. Пуранджана перевоплощается женщиной............ 128
4.29. Объяснение аллегории о Пуранджане................... 130
4.30. Деяния Прачетов................................................. 134
4.31. Отречение и освобождение Прачетов................. 135
Песнь Пятая............................................................................................ 137
5.1. Деяния царя Приявраты........................................ 137
5.2. Деяния царя Агнидхры........................................... 139
5.3. Появление Ришабхи................................................ 140
5.4. История Ришабхи.................................................. 140
5.5. Ришабха говорит о пути освобождения................ 141
5.6. Ришабха покидает тело........................................ 144
5.7. Деяния Бхараты.................................................... 145
5.8. Перевоплощение Бхараты оленем......................... 145
5.9. Бхарата перерождается брахманом..................... 146
5.10. Беседа между Джада Бхаратой и Рахуганой..... 148
5.11. Бхарата передает духовное знание.................... 149
5.12. Беседа Джады Бхараты с Рахуганой................... 150
5.13. Аллегория жизни................................................... 151
5.14. Лес наслаждений — аллегория самсары............... 152
5.15. Династия Бхараты.............................................. 154
5.16. Описание Джамбудвипы....................................... 154
5.17. Сошествие Ганги................................................. 157
5.18. Молитвы жителей Джамбудвипы к Господу........ 159
5.19. Описание Кимпуруши-варши и Бхарата-варши.... 160
5.20. Строение вселенной............................................ 161
5.21. Солнечный путь................................................... 164
5.22. Описание планет................................................. 165
5.23. Планетарная система Шишумара....................... 167
5.24. Подземные райские планеты............................... 168
5.25. Описание Санкаршаны......................................... 170
5.26. Описание адских планет...................................... 171
Песнь Шестая......................................................................................... 175
6.1. История Аджамилы................................................ 175
6.2. Посланники Вишну освобождают Аджамилу.......... 177
6.3. Ямарадж поучает своих слуг................................. 178
6.4. Хамса-гухья — молитва Дакши............................. 179
6.5. Дакша проклинает Нараду Муни............................ 180
6.6. Потомство дочерей Дакши................................... 181
6.7. Индра оскорбляет Брихаспати............................. 184
6.8. Нараяна-кавача...................................................... 185
6.9. Появление демона Вритрасуры............................. 187
6.10. Битва между полубогами и Вритрасурой............ 189
6.11. Божественные качества Вритрасуры................ 189
6.12. Славная смерть Вритрасуры.............................. 190
6.13. Индра огорчен последствиями убийства Вритрасуры 190
6.14. Скорбь Читракету............................................... 191
6.15. Нарада и Ангира поучают Читракету................. 193
6.16. Читракету встречает Господа.......................... 194
6.17. Парвати проклинает Читракету........................ 196
6.18. Дити дает обет убить Индру............................. 197
6.19. Выполнение обряда Пунсавана............................. 199
Песнь Седьмая........................................................................................ 202
7.1. Беспристрастие Господа .................................... 202
7.2. Хираньякашипу — царь демонов............................ 204
7.3. Намерение Хираньякашипу стать бессмертным. 205
7.4. Хираньякашипу тиранит вселенную..................... 206
7.5. Прахлада, сын Хираньякашипу............................... 206
7.6. Прахлада поучает своих друзей............................ 208
7.7. Нарада учит Прахладу........................................... 209
7.8. Господь Нрисимха убивает царя демонов............. 211
7.9. Прахлада молитвами успокаивает Господа.......... 211
7.10. Прахлада — лучший среди преданных.................. 212
7.11. Совершенное общество: четыре варны.............. 213
7.12. Совершенное общество: четыре ашрама........... 215
7.13. Поведение совершенного существа.................... 216
7.14. Идеальная семейная жизнь................................... 218
7.15. Поучения Нарады................................................. 219
Песнь Восьмая........................................................................................ 222
8.1. Описание Ману, правителей вселенной................. 222
8.2. Битва Гаджендры с крокодилом............................. 222
8.3. Молитва Гаджендры.............................................. 223
8.4. Гаджендра возвращается в духовный мир............. 223
8.5. Полубоги обращаются к Господу за защитой....... 225
8.6. Полубоги и демоны объявляют перемирие............ 225
8.7. Шива спасает вселенную от яда.......................... 226
8.8. Пахтанье молочного океана.................................. 227
8.9. Господь воплощается в образе Мохини-мурти..... 228
8.10. Битва между полубогами и демонами.................. 228
8.11. Индра уничтожает асуров................................... 229
8.12. Шива очарован Мохини-мурти............................. 229
8.13. Описание Ману..................................................... 230
8.14. Правление вселенной........................................... 231
8.15. Бали Махараджа завоевывает райские планеты 231
8.16. Поклонение Пайо-врата....................................... 232
8.17. Господь соглашается стать сыном Адити........ 234
8.18. Воплощение Господа Ваманадевы........................ 234
8.19. Вамана просит милостыню у Бали...................... 235
8.20. Бали отдает вселенную...................................... 236
8.21. Господь пленяет Бали Махараджу....................... 237
8.22. Бали Махарадж отдает свою жизнь.................... 238
8.23. Полубоги возвращаются на райские планеты.... 239
8.24. Воплощение Господа в образе Матсьи................ 239
Песнь Девятая....................................................................................... 241
9.1. Царь Судьюмна становится женщиной................. 241
9.2. Династия сыновей Ману....................................... 242
9.3. Брак Суканьи и Чьяваны Муни............................... 243
9.4. Дурваса Муни оскорбляет Амбаришу ................... 243
9.5. Спасение Дурвасы Муни........................................ 244
9.6. Падение Саубхари Муни......................................... 245
9.7. Потомки царя Мандхаты...................................... 246
9.8. Сыновья Сагара встречают Господа Капиладеву. 246
9.9. Династия Аншумана.............................................. 247
9.10. Игры Господа Рамачандры................................... 248
9.11. Господь Рамачандра правит миром..................... 249
9.12. Династия Куши, сына Господа Рамачандры........ 249
9.13. Династия Махараджи Ними.................................. 250
9.14. Урваши очаровывает царя Пурураву................... 250
9.15. Парашурама — воплощение-воин......................... 252
9.16. Господь Парашурама уничтожает род кшатриев 252
9.17. Династии сыновей Пуруравы............................... 253
9.18. Царь Яяти возвращает себе молодость............ 254
9.19. Царь Яяти получает освобождение..................... 254
9.20. Династия Пуру..................................................... 255
9.21. Династия Бхараты.............................................. 255
9.22. Потомки Аджамидхи............................................. 256
9.23. Династии сыновей Яяти...................................... 257
9.24. Всевышний Господь Кришна................................. 257
Песнь Десятая....................................................................................... 260
10.1. Канса убивает сыновей Деваки........................... 260
10.2. Господь нисходит в лоно Деваки......................... 262
10.3. Описание рождения Шри Кришны......................... 265
10.4. Канса повелевает убить всех младенцев........... 266
10.5. Встреча Нанды и Васудевы................................. 268
10.6. Путана................................................................. 268
10.7. Убиение Тринаварты............................................ 269
10.8. Забавы Кришны.................................................... 270
10.9. Яшода привязывает Кришну................................ 272
10.10. Деревья Арджуны............................................... 272
10.11. Исход из Гокулы................................................. 273
10.12. Убиение демона Агха.......................................... 274
10.13. Посрамление Брахмы.......................................... 275
10.14. Брахма восславляет Кришну............................. 276
10.15. Убиение демона Дхенуки.................................... 277
10.16. Змей Калия.......................................................... 278
10.17. Избавление от огня............................................ 279
10.18. Убиение демона Праламбы................................. 279
10.19. Поглощение лесного пожара............................... 279
10.20. Период дождей и осень....................................... 280
10.21. Кришна и гопи..................................................... 281
10.22. Кража одежды..................................................... 282
10.23. Кришна и ведические жертвоприношения.......... 282
10.24-27. Поднятие холма Говардхана......................... 284
10.28. Кришна и Варуна................................................. 285
10.29-32. Сладчайшие отношения с Богом................... 286
10.33. Танец Раса.......................................................... 291
10.34. Сударшана.......................................................... 292
10.35. Песнь разлуки..................................................... 293
10.36. Аришта............................................................... 293
10.37. Демон Кеши........................................................ 294
10.38-39. Акрура............................................................ 295
10.40-42. Матхура........................................................ 296
10.43. Поединок............................................................ 297
10.44. Смерть Кансы.................................................... 298
10.45. Церемония повязывания шнура и ученичество.. 298
10.46-47. Уддхава во Врадже......................................... 299
10.48. Горбатая девушка и посещение Акруры............ 301
10.49. Акрура в Хастинапуре........................................ 301
10.50. Джарасандха и возведение Двараки................... 302
10.51. Мучукунда........................................................... 303
10.52-54. Рукмини.......................................................... 304
10.55 Прадьюмна........................................................... 305
10.56. Драгоценный камень Сьямантаки...................... 306
10.57. Смерть Сатраджита......................................... 307
10.58-59. Жены Шри Кришны........................................ 308
10.60. Беседа Кришны и Рукмини.................................. 310
10.61. Сыновья Кришны................................................ 311
10.62-63. Демон Бана.................................................... 313
10.64. Победа над Баной............................................... 313
10.64. История Нриги................................................... 314
10.65. Баларама и поток Ямуны................................... 315
10.66. Паундрака и царь Каши....................................... 315
10.67.Баларама убивает Двивида................................. 316
10.68. Женитьба Самбы............................................... 316
10.69. Нарада посещает дворцы Кришны..................... 317
10.70-73. Раджасуя и освобождение Джарасандхи........ 317
10.74. Освобождение Шишупалы................................... 320
10.75. Унижение Дурйодханы........................................ 322
10.76-77. Шалва............................................................. 322
10.78. Дантавакра и Видуратха................................... 323
10.78-79. Смерть Ромахаршаны.................................. 324
10.80-81. Брахман Шридама.......................................... 325
10.82-84. Встреча на Курукшетре............................... 326
10.85. Воскрешение сыновей Деваки............................ 328
10.86. Арджуна и Субхадра........................................... 329
10.87. Молитва воплощений Вед.................................. 329
10.88. Спасение Шивы................................................... 332
10.89. Возвращение к жизни мальчика-брахмана.......... 333
Песнь Одиннадцатая.............................................................................. 335
11.1. Проклятие ядавов................................................ 335
11.2. Беседы мудрецов с Ними...................................... 336
11.3. Освобождение от иллюзорной энергии................ 338
11.4. Друмила описывает Воплощения Бога................ 342
11.5. Нарада наставляет Васудеву............................. 343
11.6. Династия Яду удаляется в Прабхасу.................. 345
11.7. Кришна дает наставления Уддхаве..................... 346
11.8. История Пингалы................................................. 348
11.9. Отречение от мирского...................................... 349
11.10. Природа кармы .................................................. 351
11.11. Признаки освобожденных существ.................... 352
11.12. Выше отречения и знания.................................. 354
11.13. Божественный лебедь........................................ 355
11.14. Кришна объясняет йогу..................................... 356
11.15. Богатство Господа............................................ 357
11.16. Богатство Господа............................................ 359
11.17. Система варнашрама......................................... 360
11.18. Описание Варнашрама-дхармы........................... 362
11.19. Совершенство духовного знания....................... 363
11.20. Добро и зло......................................................... 364
11.21. Объяснение ведического пути........................... 366
11.22. Элементы материального творения................. 367
11.23. Песня отреченного............................................ 369
11.24. Философия санкхйи............................................ 371
11.25. Три гуны природы............................................... 372
11.26. Аила-гита........................................................... 373
11.27. Поклонение святому Образу.............................. 374
11.28. Джнана-йога........................................................ 375
11.29. Бхакти-йога....................................................... 376
11.30. Исчезновение династии Яду.............................. 377
11.31. Исчезновение Господа Кришны........................... 378
Песнь Двенадцатая................................................................................ 380
12.1. Деградирующие династии Кали-юги.................... 380
12.2. Признаки Кали-юги............................................... 381
12.3. Песнь Земли......................................................... 384
12.4. Четыре типа уничтожения вселенной................ 388
12.5. Заключительные наставления Шукадевы........... 390
12.6. Уход Парикшита.................................................. 391
12.7. Пуранические Писания......................................... 394
12.8. Молитвы Маркандейи.......................................... 395
12.9. Господь проявляет Свою иллюзию....................... 397
12.10. Шива прославляет Маркандейу Риши................ 399
12.11. Краткое описание Махапуруши.......................... 401
12.12. Обобщение тем Бхагаваты Пураны.................. 404
12.13. Величие Шримад-Бхагаватам............................ 407
Введение
Термин «Пурана» обычно переводится как «древнее предание». В Вайю Пуране (1.123) этот термин истолковывается как «то, что существует с древних времен», а в Матсье Пуране (53.63) — «как записи древних событий». Известнейший санскритский ученый Рангачарья объясняет слово Пурана как «Pura nava» (Pura — древнейший; nava — новый), что относится к вещи, которая также хороша как новая, хотя существует с древних времен.
Часто термин «Пурана» упоминается в тесной связи с Итихасами (сказаниями), такими как Махабхарата и Хариванша. Как разновидность духовной литературы Пураны существовали в ведические времена, и о них упоминается в Атхарва Веде (11.7.24), в Брахманах (Гопатха 1.2.10.; Шатапатха 14.6.10.6.) и в Тайтирия Араньяке (2.10) В Чхандогья Упанишад Пуранам и Итихасам придается статус «Пятой Веды», а значит, они признаются авторитетным священным писанием.
Пураны являются подлинными энциклопедиями, содержащими обширные сведения по философии, медицине, лингвистике, музыке, драматургии, метафизике, космологии, астрологии и т.д. В них подробно описаны теургические ритуалы (шраддхи и яджны), святые места (тиртхи), социальные и религиозные обязанности. Пураны открывают грандиозную панораму метаисторического развития вселенной, и в них запечатлены основные космические события, отразившиеся в глубинных мировоззренческих архетипах и сформировавшие во всеобщем сознании многомерные пространства трансмифов.
Пураническая литература состоит из 18 великих Пуран (Махапуран) и множества вспомогательных Пуран (упапуран). В Шримад Бхагаватам (12.13.4-8) дается следующий список Махапуран и количество содержащихся в них шлок:
Брахма Пурана — 10000
Падма Пурана — 55000
Вишну Пурана — 23000
Вайю Пурана — 24000
Бхагавата Пурана — 18000
Нарада Пурана — 25000
Маркандея Пурана — 9000
Агни Пурана -10500
Бхавишья Пурана — 14500
Брахмавайварта Пурана — 18000
Линга Пурана — 11000
Вараха Пурана — 24000
Сканда Пурана — 81000
Вамана Пурана — 10000
Курма Пурана — 17000
Матсья Пурана — 19000
Гаруда Пурана — 19000
Брахманда Пурана — 12000
Падма Пурана (Уттара-кханда, 263.81-4) разделяет все Махапураны на саттвика, раджаса и тамаса. Саттвика — Бхагавата, Вишну, Падма, Нарада, Гаруда, Вараха. Раджаса — Брахманда, Брахмавайварта, Брахма, Вамана, Бхавишья. Тамаса — Матсья, Курма, Линга, Шива, Агни и Сканда.
Древние и современные метафизики считают Бхагавату Пурану самым важным писанием из всех Пуран. В Падма Пуране утверждается, что Бхагаватам является синтезом мудрости, отречения и преданности. Слушая ее и медитируя над ее посланием, человек обретает освобождение и божественную любовь. Согласно Вопадеве, Веды, Пураны и священные поэмы (кавьи) дают нам наставления соответственно как учитель, друг и возлюбленный. Но Бхагавата вобрала функции всех трех и руководит нами. (Харилиламрита 1.9). Можно привести множество свидетельств, подтверждающих славу Бхагаватам. Для подтверждения ее исключительного значения важно отметить, что все основатели главных школ Веданты обращались к Бхагаватам и, комментируя ее, стремились утвердить свою метафизическую доктрину. Сударшана Сури и Вира-рагхава (вишишта-адвайта), Виджаядхваджа (двайта), Валлабха Гиридхара (пурнадвайта), Шукадева (бхеда-абхеда), Джива Госвами и Вишванатха Чакраварти (бенгальская школа вайшнавизма), Шридхара (адвайта), Ганга Сахая (адвайта) и многие духовные учителя написали превосходные комментарии на Бхагавату Пурану.
В Бхагаватам перечисляются десять основных тем, которые всесторонне раскрываются в этом священном писании: тонкое творение (сарга), грубое творение (висарга), закон и порядок, установленный Богом (стхана), защита и поддержка мира (пошана), кармические тенденции (ути), периоды правления Ману (манвантара), описание деяний Господа (ишанукатха), уничтожение мира (ниродха), освобождение (мукти), высшее прибежище или высшая реальность (ашрая).
Метафизические прозрения древних пророков и послания Высшего Сознания, охватывающие все области человеческого и сверхчеловеческого знания, запечатлены в Ведах. Согласно мнению самой традиции, Веды первоначально передавались изустно, но пять тысяч лет они были записаны легендарным Вьясадевой, который считается «литературным воплощением Бога». Составив основной корпус ведической литературы, Вьясадева изложил сущность Вед в афоризмах, называемых «Брахма-сутры», или «Веданта-сутра». Чтобы разъяснить сущность афоризмов, посвященных познанию Абсолютной Истины, мудрец Вьясадева составил под руководством божественного мудреца Нарады, комментарии к ним — Бхагавату Пурану. Бхагаватам, называемая «зрелым плодом древа ведической мудрости», является авторитетным изложением сокровенного трансцендетального знания. Составив Бхагаватам, Вьяса передал ее сущность своему сыну, просветленному мудрецу Шуке. Шукадева в свою очередь поведал Бхагавату Пурану царю Парикшиту среди святых мудрецов и подвижников, собравшихся на берегу Ганги. Парикшит, получив предупреждение о скорой смерти, оставил свое царство и решил обрести освобождение, предавшись посту и духовному созерцанию. Бхагавата Пурана начинается с обращения императора Парикшита к просветленному Шукадеве: «О святой, о великий мистик, ты — духовный учитель великих святых и преданных. Я прошу указать путь совершенства для всех личностей, а особенно для тех, кто близок к смерти. Даруй мне знание о том, что человек должен слушать, воспевать, о чем помнить, чему поклоняться, и что он не должен делать. Милостиво объясни мне все это».
В течение семи дней, вплоть до смерти, царь и собравшиеся там мудрецы внимали поучениям Шукадевы, в которых раскрывалось посвященческое знание о природе Бога, вселенной и человека. Мудрец Сута, присутствующий на той мистерии, где Шукадева впервые изложил послание Шримад Бхагаватам, впоследствии повторил ее перед мудрецами, собравшимися в лесу Наймиша и проводящими великое таинство для нейтрализации разрушительных влияний начавшейся Кали-юги.
Композиционно Бхагавата Пурана строится на вопросах Парикшита и ответах Шукадевы, которые пересказывает Сута. Кроме того, сам Сута иногда отвечает на вопросы Шаунаки, возглавляющего собрание мудрецов в лесу Наймиша. Также Шукадева часто пересказывает содержание философских бесед великих мудрецов и Боговоплощений. Таким образом, учение Бхагаватам транслируется через четыре линии учителей:
1). Вишну — Нарада — Вьяса — Шука (Бх. П. 2.4.25; 2.9.5-7;3.4.13).
2). Нараяна — Нарада — Вьяса — Шука (10.87.8, 47-48).
3). Нараяна — Нарада — Прахлада (7.6.27-28).
4). Санкаршана — Санаткумара — Санкхьяна — Видура (3. 8. 2-9.).
В книге «Мистерии Бхагаваты Пураны» дается краткое и доступное для широкого круга читателей изложение учения и мистериальных событий, описанных в Бхагаватам. Практически, эту книгу можно назвать сокращенным переводом Шримад Бхагаватам. Многие тексты и отдельные главы переведены почти полностью. При изучении книги надо учитывать, что в строках, напечатанных мелким курсивом, даются фрагменты из комментариев известнейших комментаторов Бхагаваты Пураны: Шридхары Свами, Бхактисиддханты Сарасвати, Шрилы Прабхупады и других учителей, распространяющих провозвестие божественной любви.
Песнь Первая
Песнь Вторая
Песнь Третья
Песнь Четвертая
Песнь Пятая
Песнь Шестая
Песнь Седьмая
Песнь Восьмая
Песнь Девятая
9.1. Царь Судьюмна становится женщиной
Шукадева сказал: “Я поведаю тебе о династии Вайвасвата Ману, который в предыдущей жизни был царем Сатьявратой”.
От ума Брахмы появился Маричи, от Маричи родился Кашьяпа, от Кашьяпы и Адити родился Вивасван, а от Вивасвана и Санджны родился Шраддхадева Ману. Шраддхадева Ману породил десять сыновей — Икшваку, Нригу и др.
Шраддхадева (Вайвасвата Ману) не имел сыновей до рождения Икшваку, и он решил совершить жертвоприношение Митре и Варуне. Во время этого жертвоприношения жена Шраддхадевы Ману, соблюдающая обет пайо-врата, обратилась к хотару (священнику, совершающему жертвоприношение) и попросила, чтобы у нее родилась дочь. Ману проводил это жертвоприношение ради рождения сына, но из-за желания жены у них родилась дочь Ила.
Ману, недовольный рождением дочери, обратился к Васиштхе: “Мой господин, ты опытен в науке произношения мантр. Так почему жертвоприношение принесло результат, противоположный желаемому?” Васиштха ответил озадаченному отцу: “Это произошло из-за того, что священник уклонился от задуманной цели. Но с помощью своей силы я дам тебе сына”. И Васиштха обратился к Господу Вишну, моля о превращении Илы в мужчину. Господь даровал желанное. Так Ила стала прекрасным мужчиной по имени Судьюмна.
Однажды во время охоты Судьюмна вошел в лес Сукумара на склоне Сумеру, и как только он вошел в лес, он и его спутники превратились в женщин. Махараджа Парикшит попросил рассказать о причине чудесного превращения мужчин в женщин. Шукадева ответил: “Однажды святые и мудрецы пришли в этот лес встретиться с Господом Шивой. Когда богиня Амбика увидела пришедших, она очень смутилась, ибо была в тот момент обнажена. Богиня резко встала с коленей мужа и прикрыла свои обнаженные груди. Мудрецы не стали мешать Шиве и Парвати и вернулись в ашрам Нара-Нараяны. Чтобы умилостивить свою жену, Шива сказал: “Любой мужчина, вошедший в этот лес, сразу превратится в женщину”. С тех пор ни один мужчина не вошел в тот лес. Судьюмна, превратившийся в прекраснейшую женщину, странствовал по лесам. Однажды Буддха, сын Луны, встретил эту прекрасную деву и возжелал ее. Вскоре у них родился сын Пурурава. По милости Шивы Судьюмна получил благословение, по которому он мог быть один месяц мужчиной и один месяц женщиной. Когда он принял отречение (ванапрастху), то отдал царство своему сыну Пурураве.
9.2. Династия сыновей Ману
После того, как Судьюмна стал отшельником (ванапрастхой) и ушел в лес, Вайвасвата Ману, желающий сыновей, поклонялся Всевышнему Господу, и у него родилось десять сыновей, похожих на своего отца. Один из этих сыновей, Пришадхара, охранял коров по ночам по указанию своего учителя. Однажды ночью тигр утащил корову из коровника, и Пришадхара стал преследовать его. Настигнув тигра, он к несчастью принял в темноте корову за тигра и убил ее мечом. За это он был проклят учителем на рождение в семье шудр, но Пришадхара упражнялся в мистической йоге и поклонялся Всевышнему, и поэтому избежал проклятия. Позднее он добровольно вошел в лесной пожар, оставил тело и вернулся к Богу.
От Каруши, другого сына Ману, произошла династия Каруша, семья кшатрийев. От сына Ману по имени Дхришта произошла каста кшатрийев, называемая Дхарштой, члены которой достигли положения брахманов в этом мире. Затем, от сына Ману по имени Нрига родился Сумати. От Сумати родился Бхутаджйоти, и от Бхутажйоти родился Васу. Сыном Васу был Пратика, сыном которого был Огхаван. Сын Огхавана был также известен, как Огхаван, и его дочерью была Огхавати. На этой дочери женился Сударшана.
От Наришйанты родился сын по имени Читрасена, и от него — сын по имени Рикша. От Рикши родился Мидхаван, от Мидхавана родился Пурна, и от Пурны родился Индрасена. От Индрасены произошел Витихотра, от Витихотры родился Сатьяшрава, от Сатьяшравы произошел сын по имени Урушрава, и от Урушравы родился Девадатта. От Девадатты родился сын, известный, как Агнивешья, который был самим богом огня Агни. Этот сын, который был прославленным святым, был широко известен, как Канина и Джатукарнйа.
9.3. Брак Суканьи и Чьяваны Муни
Шукадева продолжал:
Деваджна Шарьяти, другой сын Ману, обладал совершенным Ведическим знанием. У Шарьяти была прекрасная лотосоглазая дочь Суканья. Однажды он отправился с ней в лес к ашраму Чьяваны Муни. Там Суканья увидела два сверкающих огонька внутри норы. Случайно она проткнула этих светлячков шипом колючки, и из норы потекла кровь. Из-за этого царь Шарьяти и его воины стали страдать от запоров. Когда царь спросил, из-за чего они мучаются, он узнал, что Суканья была причиной их несчастий. Все очень испугались и взмолились к Чьяване Муни, ибо это он сидел в норе. И чтобы умилостивить мудреца, царь отдал ему свою дочь в жены.
Так царь с большим трудом избежал опасности и с разрешения муни вернулся домой. Однажды, когда небесные целители Ашвини-кумары навестили ашрам мудреца, Чьявана попросил у них вернуть ему молодость. Ашвины отвели Чьявану к чудесному озеру, исполняющему все желания, и когда мудрец искупался в нем, он снова стал молодым. Чьявана Муни провел для царя Шарьяти сома-ягью и дал Ашвинам-кумарам лучшую долю. Индра очень разгневался за это на Шарьяти, но не смог причинить ему никакого вреда.
У Шарьяти позднее родилось три сына — Уттанабархи, Анарта и Бхуришена.
9.4. Дурваса Муни оскорбляет Амбаришу
Шукадева Госвами сказал:
Сын Ману, Набхаги, жил много лет в доме учителя. В отсутствие Набхаги его братья, не учтя его долю в разделе царства, разделили владения между собой. Когда Набхага вернулся домой, братья дали ему долю своего отца, как его долю, но когда Набхага рассказал своему отцу о поступке братьев, отец сказал, что братья обманули его и посоветовал ему пойти на место жертвоприношений и произносить там мантры. Набхага выполнил указание отца, и Ангира и другие святые отдали ему все богатства, собранные на этом жертвоприношении. Чтобы испытать Набхагу, Шива потребовал его богатства, но потом довольный щедростью Набхаги, вернул их.
У Набхаги родился сын Амбариша — прославленный и могущественный преданный. Махараджа Амбариша был императором всего мира, но он считал свое богатство временным. Зная, что материальное богатство — причина обусловленной жизни, он был совершенно не привязан к нему. Он занимал свои чувства и ум преданным служением двадцать четыре часа в сутки. Этот путь называется отречение, посвященное Всевышнему (юкта-вайрагья). Он всегда занимался преданным служением Богу, не желая даже освобождения.
Однажды Амбариша поклонялся Всевышнему Господу во Вриндаване, соблюдая обет двадаши. В двадаши, когда он приготовился закончить пост, соблюдаемый в экадаши, в его ашраме появился йог-мистик Дурваса. Амбариша почтительно встретил Дурвасу Муни, а Дурваса, приняв его приглашение вкусить пищу, отправился к Ямуне, совершить омовение. Так как он был погружен в самадхи, он долго не возвращался. Амбариша, видя, что наступило время прекращения поста, выпил немного воды, как это предписывается шастрами. Благодаря своей мистической силе Дурваса понял, что случилось, и очень рассердился. Вернувшись, он стал хулить Амбаришу, но этого ему показалось мало. Из своего волоса он сотворил демона, подобного огню смерти.
Всевышний Господь всегда помогает Своим преданным, и, чтобы защитить Амбаришу, Он послал Сударшана-чакру, которая мгновенно уничтожила демона и погналась за Дурвасой, завидующему Амбарише. Дурваса бежал на Брахма-локу, но не мог скрыться от гнева Сударшана-чакры. В конце концов, он поднялся в духовный мир и предался Господу Нараяне, но Господь не прощает существ, оскорбляющих вайшнавов. Чтобы получить прощение за оскорбление, надо почтительно обратиться за прощением к вайшнаву, который был оскорблен. Поэтому Господь Нараяна посоветовал Дурвасе вернуться к Амбарише и просить у него прощения.
9.5. Спасение Дурвасы Муни
Шукадева сказал:
По велению Господа Вишну Дурваса немедленно вернулся к Амбарише и припал к его стопам. Махараджа Амбариша, по природе смиренный, кроткий и не злопамятный, вознес молитву к Сударшане-чакре с просьбой пощадить Дурвасу.
Сударшана-чакра — это взгляд Всевышнего Господа, которым Он творит все мирозданье. Сударшана-чакра, которая является причиной творения, имеет много спиц. Эта Сударшана-чакра могущественнее всех оружий, она уничтожает темноту невежества и возвеличивает преданное служение; она устанавливает религиозные законы и уничтожает безверие и беззаконие. Без ее милости нельзя сохранить вселенную. Когда Амбариша попросил Сударшана-чакру о милости, Сударшана, умиротворенная молитвами, не стала убивать Дурвасу. Проученный Дурваса перестал считать вайшнавов обычными людьми. Амбариша принадлежал к варне кшатриев, и поэтому Дурваса Муни считал его ниже брахманов и применил против него брахманическую силу.
Этот случай показывает, что надо отказаться от всех злобных мыслей против вайшнавов, ибо это очень опасно для жизни. Потом Амбариша, остававшийся на этом месте в течение года и не принимавший все это время пищи, предложил Дурвасе великолепный прасад и затем вкусил прасад сам. Позднее Махараджа Амбариша разделил царство между своими сыновьями и ушел на берег Манаса-саровара, чтобы медитировать на Господа.
9.6. Падение Саубхари Муни
У Амбариши было три сына, которых звали Вирупа, Кетуман и Шамбху. От Вирупы родился сын по имени Пришадашва, и от Пришадашвы произошел сын по имени Ратхитара. Икшваку родился из ноздри Ману, когда тот чихнул. У Икшваку было сто сыновей, и старшими из них были Викукши, Ними и Дандака. Сын Викукши воевал с асурами на стороне полубогов и поэтому прославился как Индра-ваха, Пуранджая и Какутстха.
Вот потомки, рожденные в династии Икшваку: Икшваку-Викукши-Пуранджая-Анена-Притху-Вишвагандхи-Чандра-Юванашва-Шраваста-Брихадашва-Кувалаяшва-Дхундхумара-Дридхашва-Харьяшва-Никумбха-Бахулашва-Кришашва-Юванашва.
У Юванашвы было сто жен, но не было ни одного сына, и поэтому он ушел в лес, где мудрецы совершали жертвоприношение Индра-ягья для его блага. Однажды царь настолько захотел пить, что выпил воду, предназначенную для жертвоприношения. И через некоторое время из правой части его живота вышел сын. Сын, имеющий очень красивую внешность, громко плакал, желая молока, и Индра дал ребенку свой указательный палец. Впоследствии Мандхата, сын Юванашвы, стал императором и правил землей, состоящей из семи островов. Грабители и мошенники боялись царя, и поэтому его еще звали Трасаддасью. У Мандхаты было три сына и пятьдесят дочерей, которые стали женами Саубхари Муни.
Саубхари Муни совершал тапас, погрузившись в Ямуну. Однажды он увидел совокупляющихся рыб, и у него возникло страстное желание. Он вышел из вод Ямуны и обратился к царю Мандхате с просьбой отдать ему в жены дочь. Саубхари был старым, и царь решил провести сваямвару, чтобы дочери сами выбрали себе жениха. Риши, применив свои мистические силы, преобразился в красивого юношу, и все пятьдесят дочерей выбрали его своим мужем. После долгой жизни с пятьюдесятью женами, полной наслаждения, риши и его жены предались подвижничеству и достигли совершенства.
9.7. Потомки царя Мандхаты
Шукадева сказал:
Самым славным среди сыновей Мандхаты был Амбариша. Сыном Амбариши был Яуванашва, и сыном Яуванашвы был Харита. Змеевидные братья Нармады отдали Нармаду Пурукутсе. Она забрала Пурукутсу в нижний район вселенной. Сыном Пурукутсы был Трасаддасйу, который стал отцом Анаранйи. Сыном Анаранйи был Харйашва, отец Праруны. Праруна был отцом Трибандханы. Сыном Трибандханы был Сатьяврата, который прославился под именем Тришанку.
Когда Тришанку похитил дочь брахмана, ее отец проклял его за греховное деяние, и Тришанку стал чандалом. Позднее, благодаря усилиям Вишвамитры, он вознесся на небесные планеты, но был сброшен оттуда полубогами. Однако Вишвамитра остановил его падение.
Сыном Тришанку был Харишчандра. У Харишчандры не было детей, и по совету Нарады он поклонялся Варуне и получил сына Рохиту. Харишчандра обещал Варуне принести Рохиту в жертву в Варуна-ягье. Но из-за сильной любви к сыну Харишчандра находил различные предлоги, чтобы избежать обещанного жертвоприношения. Время прошло, и сын вырос. Чтобы сохранить свою жизнь, мальчик взял лук и ушел в лес. Тем временем Харишчандра заболел водянкой, посланной Варуной. Когда Рохита узнал эту весть, он захотел вернуться домой, но Индра помешал ему сделать это. Выполняя волю Индры, Рохита прожил в лесу шесть лет и только потом вернулся домой. Рохита купил Шунашепху, второго сына Аджигарты, и отдал его своему отцу Харишчандре вместо жертвенного животного. Жертвоприношение совершилось, Варуна и полубоги были довольны, и Харишчандра избавился от болезни. На том жертвоприношении Вишвамитра был жрецом хота, Джамадагни — адхварью, Васиштха — брахма и Аясья — удгата. Индра даровал Харишчандре золотую колесницу, а Вишвамитра — духовное знание.
9.8. Сыновья Сагара встречают Господа Капиладеву
Великие бедствия терпел Бахука от своих врагов, и ему пришлось уйти вместе с женой в лес. Когда он умер, его жена хотела умереть вместе с ним, совершив обряд сати, но когда она приготовилась оставить тело, мудрец Аурва запретил сделать это, ибо она была беременна. Другие жены Бахуки решили отравить ее и положили ей в пищу яд, но, тем не менее, сын родился вместе с ядом. Поэтому его назвали Сагара (”са” означает “с”, а “гара” означает яд). Следуя поучениям мудреца Аурвы, царь Сагара избавил от дурных обычаев многие народы, включая яванов, шаков, хайхаев и варваров. Царь не уничтожил их, но лишь произвел реформы среди них. Затем Сагара совершил ашвамедху, но коня, необходимого для жертвоприношения, украл Индра.
У царя были две жены — Сумати и Кешини. Во время поиска коня сыновья Сумати разрыли всю землю, и вырытая канава стала называться океаном Сагара. Во время поисков они подошли к великому Капиладеве и подумали, что Он украл жертвенного коня. Они напали на Него, но Капиладева сжег их своей мистической силой. У Кешини, второй жены Сагары, был сын Асаманджаса, а у него был сын Аншуман, который позднее нашел коня и спас своих родственников. Приблизившись к Капиладеве, Аншуман увидел жертвенного коня и кучу пепла. Аншуман обратился к Капиладеве с молитвой, и тот вернул коня. Получив коня, Аншуман продолжал смиренно стоять перед Капиладевой, и Капиладева понял, что тот просит освобождения родственников, и сказал, что они будут спасены водами Ганги. Аншуман почтительно поклонился Капиладеве, обошел Его и вернулся во дворец с жертвенным конем. Когда царь Сагара завершил жертвоприношение, он отдал царство Аншуману и, следуя поучениям Аурвы, достиг спасения.
9.9. Династия Аншумана
Вот линия потомков Бахуки: Бахука-Сагара-Асаманджас-Аншуман-Дилипа-Бхагиратха-Шрута-Набха-Синдхудвипа-Аютайю-Ритупарна-Сарвакама-Судаса-Саудаса-Ашмика-Балика-Дашаратха-Айдавиди-Вишвасаха-Кхатванга-Диргхабаху-Рагху-Аджа-Дашаратха.
Бхагиратха решил опустить Гангу в материальный мир, и ради этого он совершил суровую аскезу. Мать Ганга, довольная его подвижничеством, появилась перед ним в зримом образе и пожелала даровать ему благословение. Бхагиратха попросил ее освободить его предков. Хотя мать Ганга согласилась сойти на землю, она поставила два условия: во-первых, она хотела, чтобы ее волнами правил достойный мужчина, и, во-вторых, Ганга не хотела брать на себя карму грешников, смывающих в ее водах грехи. Бхагиратха сказал: “Господь Шива будет усмирять твои волны, и когда чистые преданные будут омываться в твоих водах, грехи, оставленные грешниками, будут исчезать”. Бхагиратха совершил аскезу, чтобы умилостивить Шиву, и Господь Шива согласился с предложением Бхагиратхи обуздать силу Ганги. И предки Бхагиратхи были освобождены прикосновением вод Ганги и отправились на райские планеты.
Балика был защищен от проклятия Парашурамы, так как его окружало много женщин. Когда мир лишился кшатриев, он стал отцом кшатриев.
9.10. Игры Господа Рамачандры
Сыном Кхатванги был Диргхабаху, а сыном Диргхабаху был Рагху. Сыном Рагху был Ажа, сыном Ажи был Дашаратха, а сыном Дашаратхи был Господь Рамачандра. Когда Всевышний пришел на землю в Своей чатур-вьюха экспансии — как Господь Рамачандра, Лакшмана, Бхарата и Шатругхна, великие мудрецы, познавшие Абсолютную Истину, описали Его трансцендентные игры. Шукадева лишь кратко рассказал об этих играх.
В месте, где совершал жертвоприношение мудрец Вишвамитра, Господь Рамачандра уничтожил множество демонов и ракшасов. Он сломал лук Шивы и стал мужем Ситы, которая была самой Лакшми. На пути из Митхилы, где Рамачандра стал победителем среди героев, искавших руки Ситы, Он встретил Парашураму и сразился с ним. Парашурама потерпел поражение от Рамачандры, который был кшатрием. Выполняя волю отца, Господь Рамачандра покинул царство, дом, близких и друзей и в сопровождении Ситы и Лакшманы отправился в лес. Рамачандра наказал сестру Раваны, Шурпанатху, отрубив ей нос и уши. Он также убил четырнадцать тысяч ее друзей ракшасов.
Десятиглавый Равана, услышав о красоте Ситы, решил похитить ее. Маричи по приказу Раваны принял облик золотого оленя, и Рамачандра стал преследовать его по желанию Ситы; Равана же, воспользовавшись отсутствием Рамы, похитил ее.
Во время поисков Ситы Господь Рамачандра встретил Джатайю, убил демона Кабандху и царя обезьян и подружился с Сугривой. Собрав войско из обезьян и медведей, Он направился к берегу океана. Когда Господь подошел к берегу и не увидел божества океана, Он очень разгневался. Испугавшись гнева Рамы, появилось божество океана и предложило Ему помощь. Господь Рамачандра сотворил мост из горных вершин и деревьев и переправился по нему на Ланку. Войско Рамачандры уничтожило всех воинов Раваны, а Сам Господь убил Равану. После победы царство Раваны было отдано Вибхишане. Господь освободил Ситадеви, и небесная цветочная колесница перенесла их в Айодхью. В Айодхье их с великим почтением встретил Бхарата, близкие и жители города.
9.11. Господь Рамачандра правит миром
Шукадева сказал:
Господь Рамачандра совершал жертвоприношения, и после жертвоприношения Господь даровал земли всем священникам — хота, адхварью, удгата и брахма. В благодарность за почтение брахманы вернули Ему все, что получили. Они были удовлетворены знанием и любовью, которые Господь вложил в их сердца.
Однажды Господь оделся в одежду обычного горожанина и вышел в город, чтобы узнать мнение жителей о Его царствовании. Ночью Он случайно услышал слова какого-то человека, обращенные к своей жене, которая ушла в дом другого мужчины. Ругая свою жену, он сказал дурное о Ситадеви. Господь вернулся домой и, желая предотвратить распространение слухов, порочащих Ситу, решил расстаться с ней. Он отправил Ситадеви, которая была беременна, в ашрам Валмики Муни, там она родила двух близнецов, Лаву и Кушу.
В Айодхье у Лакшманы родились два сына — Ангада и Читракету, у Бхараты родились сыновья по имени Такша и Пушкала, а Шатругхна стал отцом Субаху и Шрутасены. Когда Бхарата завоевывал земли для Господа Рамачандры, Ему пришлось сразиться с миллионами гандхарвов. Убив их в сражении, Бхарата завладел огромным богатством и доставил его в Айодхью. Шатругхна убил демона Лавану в Мадхуване и основал там город Матхуру. Ситадеви оставила своих сыновей под защитой Валмики Муни и вошла в землю. Господь Рамачандра, узнав об этом, очень опечалился и начал совершать жертвоприношение, которое длилось тринадцать тысяч лет. Завершив его, Господь Рамачандра вознесся в Свою обитель, на планету Вайкунтху.
9.12. Династия Куши, сына Господа Рамачандры
Шукадева сказал:
Члены династии Куши являются потомками Шашанды, сына Махараджи Икшваку.
Мару, один из потомков Куши, достигнув совершенства в мистической йоге, и сейчас живет в селении Калапа-грама. В конце Кали-юги он породит сына и этим восстановит исчезнувшую династию бога солнца, Сурьи.
Последним царем династии Икшваку будет Сумитра, после Сумитры в династии бога солнца не будет сыновей, и династия прервется.
9.13. Династия Махараджи Ними
Шукадева сказал:
Когда Махараджа Ними, сын Икшваку, начал совершение великих жертвоприношений, он пригласил Васиштху, чтобы тот руководил ими, но Васиштха отказался из-за того, что уже решил проводить жертвоприношение у Индры. Васиштха попросил Ними не начинать жертвоприношений, пока не будет завершено жертвоприношение Индры, но Ними не захотел ждать. Он подумал: “Жизнь очень коротка, поэтому не следует тратить время на ожидание”. Он пригласил другого брахмана для проведения обряда. Васиштха, узнав об этом, разгневался на царя Ними и проклял его: “Да покинет тебя жизнь”. Услышав это проклятие, Махараджа Ними также разгневался и произнес в ответ: “Пусть и твое тело оставит жизнь”. В результате этих проклятий они оба умерли. В новом рождении Васиштха появился от семени Митры и Варуны, взволнованных красотой Урваши. Брахманы, проводившие жертвоприношение для царя Ними, сохранили его тело, погрузив в ароматические вещества. Когда жертвоприношение было закончено, брахманы попросили всех полубогов, присутствовавших на жертвоприношении, оживить Ними, но Ними отказался от материального тела, ибо он считал материальное тело невыносимым бременем. Тогда полубоги решили: “Пусть Ними живет без материального тела. Пусть он будет жить в духовном теле (адхьятма-санстхитах). И пусть он по своему желанию становится либо видимым, либо невидимым для обычных людей, воплощенных в материальных телах.
После этого, чтобы спасти людей от опасности остаться без царя, мудрецы сбили материальное тело Ними, как сбивают сметану для получения масла, и в результате появился сын Джанака.
9.14. Урваши очаровывает царя Пурураву
Шукадева сказал:
Ты услышал описание солнечной династии. Теперь услышь о династии бога Луны. Гарбходакашайи Вишну также называется Сахасраширша Пуруша. На озере Его пупка растет лотос, из которого появился Брахма. У Брахмы был сын по имени Атри. От слез радости Атри родился сын по имени Сома. Брахма сделал его владыкой брахманов, лекарственных растений и светил.
Согласно Ведам, Сома родился от ума Всевышнего Господа. Но в этом стихе говорится о том, что Сома родился от слез Атри. Здесь нет противоречия, ибо это рождение луны относится к другой кальпе.
Сома покорил всю вселенную, и возгордившись своим могуществом, похитил Тару, жену Брихаспати. Из-за этого между асурами и данавами произошла великая битва. Шукра встал на сторону бога луны, а Шива — на сторону Брихаспати. Брахме пришлось вмешаться в распрю, и он вернул Брихаспати жену, беременную от Сомы. По велению Брихаспати Тара сразу родила ребенка, который обладал несравненной красотой. И Сома, и Брихаспати предъявили свои права на сына. Но Тара, долго хранившая тайну происхождения ребенка, сказала, что этот ребенок — сын Сомы. Брахма дал ребенку имя Будха, ибо тот обладал проницательным разумом.
У Будхи и Илы родился сын Пурурава. Небесная дева Урваши пленилась красотой Пуруравы и некоторое время жила с ним как с мужем. И когда она покинула Пурураву, он почти лишился разума. Разыскивая Урваши по всему миру, он вновь встретил ее на Курукшетре, и она согласилась проводить с ним вместе только одну ночь в году. Встретившись с Урваши на следующий год и проведя с ней ночь, он, подумав о будущей разлуке, не смог сдержать своего горя. Урваши посоветовала Пурураве умилостивить гандхарвов. Гандхарвы, довольные молитвами Пуруравы, даровали ему деву по имени Агнистхали, очень похожую на Урваши, но во время прогулки с ней по лесу его заблуждение рассеялось, и он сразу покинул ее.
Вернувшись домой, он провел ночь в размышлении об Урваши, и ради осуществления своего желания он решил совершить ведический обряд. Он отправился в то место, где оставил Агнистхали, и увидел, что там, из корня дерева шами, выросла ашваттха. Он взял веточку этого дерева и сделал из него две арани. Желая достичь планеты, где находилась Урваши, он стал повторять мантры, медитируя о нижней арани, как об Урваши, о верхней, как о себе, и о кусочке дерева между ними, как о сыне. Так он начал разжигать огонь. Огонь позволил достичь полного успеха в плотском наслаждении и чистоты при зачатии ребенка. Этот огонь стал считаться сыном царя Пуруравы.
В Сатья-юге все ведические мантры были заключены в одной мантре-пранаве, корне всех мантр. Единым источником всего ведического знания была Атхарва-Веда. Все поклонялись только Всевышнему Господу. В то время не было таких варн, как кшатрии, вайшьи, брахманы, шудры, была только одна варна — хамса.
9.15. Парашурама — воплощение-воин
Шукадева сказал:
У Урваши от Пуруравы родилось шесть сыновей. У одного из потомков Пуруравы — Гандхи родилась дочь Сатьявати. Сатьявати стала женой Ричики Муни после того, как Муни отдал за нее богатый выкуп. У Сатьявати и Ричики родился Джамадагни. Сыном Джамадагни стал Рама или Парашурама. Когда царь по имени Картавирьярджуна похитил корову Камадхену, принадлежавшую Джамадагни, Парашурама, который считается шактья-авеша-воплощением Всевышнего, убил Картавирьярджуну.
После того, как Парашурама убил Картавирьярджуну, Джамадагни сказал ему, что убийство царя является злом, и он, как брахман, совершил великий грех. Джамадагни посоветовал Парашураме искупить грех посещением святых мест.
9.16. Господь Парашурама уничтожает род кшатриев
Шукадева сказал:
Однажды Ренука, жена Джамадагни, увидела на берегу Ганги царя гандхарвов. Она пленилась им и возжелала насладиться с ним любовью. Мудрец Джамадагни понял, что она совершила прелюбодеяние в помыслах и приказал сыновьям убить мать. Все отказались. Но Парашурама, зная могущество своего отца, убил братьев и мать, и когда отец пожелал благословить сына за послушание, Парашурама попросил его оживить мать и братьев. И Джамадагни благодаря своей аскетической силе вернул им жизнь.
Сыновья Картавирьярджуны, помня о смерти своего отца, захотели отомстить Парашураме и в его отсутствие убили Джамадагни, погруженного в размышление о Всевышнем Господе. Когда Парашурама вернулся в ашрам и увидел своего отца убитым, его охватила великая скорбь; он попросил своих братьев позаботиться о теле отца и покинул ашрам, решив уничтожить всех кшатриев на Земле. Взяв свой топор, он направился в Махишмати-пури, столицу Картавирьярджуны, и убил всех сыновей Картавирьярджуны, и их кровь струилась подобно великой реке.
Позже, когда кшатрии стали причинять очень большое зло и забыли о законе, он истребил их двадцать один раз подряд, и после этого на Земле не осталось кшатриев. Затем Парашурама соединил голову своего отца с его мертвым телом и совершил жертвоприношения, умилостивляющие Всевышнего Господа. И к Джамадагни вернулась жизнь. Позже Джамадагни вознесся на высшую планетарную систему Саптарши-мандала. Парашурама и в наше время находится на Земле в Махендра-парвате. В следующей манвантаре он будет проповедовать ведическое знание.
В династии Гадхи родился могущественный Вишвамитра. С помощью подвижничества и суровых аскез он стал брахманом. У него был 101 сын. На жертвоприношении Харишчандры в жертву хотели принести Шунахшепху, сына Аджигарты, но он был освобожден по милости праджапати. Позже он был принят в династию Гадхи под именем Деваврата. Однако пятьдесят старших сыновей не захотели признать Шунахшепху своим старшим братом, и Вишвамитра проклял их, сделав их млеччхами, отвергающими законы ведического общества. Пятьдесят первый сын Вишвамитры вместе со своими младшими братьями признал Шунахшепху старшим братом, и Вишвамитра, довольный ими, даровал им благословение. Деваврата был принят в династию Каушики, и впоследствии эта династия разделилась на несколько ветвей.
9.17. Династии сыновей Пуруравы
Шукадева сказал:
От Пуруравы произошел сын по имени Айу. Сыном Кшатравриддхи был Сухотра, который имел трех сыновей по имени Кашйа, Куша и Гритсамада. От Гритсамады произошел Шунака, и от него произошел Шаунака, великий святой. Сыном Кашйи был Каши, и его сыном был Раштра, отец Диргхатамы.
Диргхатама имел сына по имени Дханватари, который был открывателем медицинской науки и воплощением Господа Васудевы, наслаждающимся результатами жертвоприношений. Тот, кто помнит имя Дханватари, может быть освобожден от всех болезней. Сыном Дханватари был Кетуман, и его сыном был Бхимаратха. Сыном Бхимаратхи был Диводаса, и сыном Диводасы был Дйуман, также известный как Пратардана. От Аларки произошел сын по имени Сантати, и его сыном был Сунитха. Сыном Сунитхи был Никетана, сыном Никетаны был Дхармакету, и сыном Дхармакету был Сатьякету. От Сатьякету произошел сын по имени Дхриштакету, и от Дхриштакету произошел Сукумара, император всего мира. От Сукумары произошел сын по имени Витихотра; от Витихотры — Бхарга; и от Бхарги — Бхаргабхуми. От Куши, внука Кшатравриддхи, родился сын по имени Прати. Сыном Прати был Санджая, и сыном Санджайи был Джайа. От Джайи родился Крита, и от Криты — царь Харйабала. От Харйабалы произошел сын по имени Сахадева, и от Сахадевы произошел Хима. Сыном Химы был Джайасена, и сыном Джайасены был Санкрити
9.18. Царь Яяти возвращает себе молодость
Когда Нахуша был проклят и стал питоном, его старший сын Яти принял аскезу, а его другой сын Яяти стал царем. По воле провидения Яяти женился на дочери Шукрачарьи. У Деваяни, дочери Шукрачарьи, была подруга Шармиштха, дочь Вришапарвы. Царь Яяти сделал своей женой и Шармиштху. История этого брака следующая. Однажды Шармиштха забавлялась в воде с тысячью своих подруг, и Деваяни была также среди них. Когда девушки увидели Шиву, сидящего на быке вместе с Умой, они быстро оделись, но Шармиштха по ошибке оделась в платье Деваяни. Деваяни, рассердившись, упрекнула Шармиштху, а та разгневалась из-за упрека и столкнула ее в колодец. Случайно к этому колодцу подошел Яяти, чтобы напиться, и, увидев там Деваяни, он спас ее. И Деваяни стала его женой. Потом Деваяни рассказала своему отцу о поступке Шармиштхи.
Услышав о случившемся, Шукрачарья рассердился и захотел наказать Вришапарву, отца Шармиштхи. Однако Вришапарва умилостивил его, отдав Шармиштху в служанки Деваяни. И Шармиштха, соблюдая обычай, также отправилась во дворец Яяти вместе со своей хозяйкой Деваяни. Когда Шармиштха узнала, что Деваяни родила сына, она тоже захотела иметь сына. Поэтому в подходящее для зачатия время она попросила Яяти подарить ей сына. Когда Шармиштха забеременела, у Деваяни проснулась зависть к подруге, и она пожаловалась отцу на неверность своего супруга. Шукрачарья разгневался и превратил его в старика, но когда Яяти попросил о милости, Шукрачарья позволил ему отдать старость молодому человеку в обмен на молодость. Яяти отдал старость своему сыну Пуру, согласившемуся на такой обмен.
9.19. Царь Яяти получает освобождение
Шукадева сказал:
После многих лет, проведенных в любовных утехах, царь Яяти решил отречься от светской жизни, разделил богатство между сыновьями и, приняв саньясу, посвятил себя служению Господу. Так он достиг совершенства (сварупа-сиддхи), а его возлюбленная жена Деваяни последовала за ним.
9.20. Династия Пуру
Шукадева сказал:
Однажды, охотясь в лесу, Душманта оказался рядом с ашрамом Махариши Канвы; там он увидел девушку дивной красоты и сильная любовь вспыхнула в нем. Эта девушка была дочерью Менаки и Вишвамитры, и ее звали Шакунтала. Менака оставила девочку в лесу, и Канва Муни подобрал ее там и принес в свой ашрам, где вырастил ее. Между Шакунталой и Душмантой состоялся брак по обычаю гандхарвов. После этого Душманта вернулся в свое царство, оставив забеременевшую Шакунталу в лесу.
Через некоторое время Шакунтала родила сына, а Душманта, вернувшись в столицу, забыл о случившемся в лесу. Поэтому когда к нему пришла Шакунтала с новорожденным, Душманта отказался признать их своими женой и сыном. Но когда он услышал голос с неба, сказавший, что это его сын и жена, он все вспомнил и признал их. После смерти Душманты царский трон занял Бхарата, сын Шакунталы. Бхарата совершил много жертвоприношений, на которых он раздавал щедрые дары брахманам.
9.21. Династия Бхараты
В этой главе описываются потомки Махараджи Бхараты и воспевается слава Рантидева, Аджамидхи и других.
Рантидев видел, что каждое существо находится в отношениях со Всевышним, и поэтому занял всего себя служением Господу и Его преданным. Рантидев был настолько щедр и сострадателен, что часто отдавал всю свою пищу нуждающимся, и ему с семьей приходилось поститься. Однажды Рантидеву, истощенному сорокавосьмидневным постом, в который он даже не пил, принесли вкусной пищи, сделанной на гхи, и когда Рантидев приготовился поесть, то там появился шудра, и Рантидев разделил остатки между собой и шудрой. И вновь, когда он готовился вкусить оставшейся пищи, пришел другой гость, и Рантидев отдал ему остатки, а сам решил довольствоваться водой, но он отдал и воду, ибо в это время подошел человек, жаждущий напиться. Все случившееся было предопределено Господом, желающим прославить Своего преданного и показать, как терпеливый и сострадательный преданный возносит служение Господу.
Рантидев говорил: “Я не молю Всевышнего ни о восьми сиддхах, ни о спасении. Я желаю оставаться среди существ и взять на себя их страдания, чтобы они могли избавиться от них”.
9.22. Потомки Аджамидхи
Шукадева сказал:
О Царь, сыном Диводасы был Митрайу, и от Митрайу произошло четыре сына, которых звали Чйавана, Судаса, Сахадева и Сомака. Сомака был отцом Джанту. У Сомаки было сто сыновей, из которых младшим были Пришата. От Пришаты родился Царь Друпада. От Махараджи Друпады родилась Драупади. Также Махараджа Друпада имел множество сыновей во главе с Дхриштадйумной.
От Дхриштадйумны произошел сын по имени Дхриштакету. Все эти личности известны, как потомки Бхармйашвы, или как династия Панчалы. Другой сын Аджамидхи был известен как Рикша. От Рикши произошел сын по имени Самварана, и от Самвараны через лоно его жены, Тапати, дочери бога Солнца, произошел Куру, царь Курукшетры. Куру имел четырех сыновей, которых звали Парикши, Судхану, Джахну и Нишадха.
От Судхану родился Сухотра, и от Сухотры — Чйавана. От Чйаваны родился Крити. Сыновьями Пратипы были Девапи, Шантану и Бахлика. Девапи покинул царство своего отца и отправился в лес, и поэтому царем стал Шантану. Шантану, который в своем предыдущем рождении был известен, как Махабхиша, имел способность превращать любого из старого в молодого, просто прикоснувшись своими руками. Бхишмадева был самым лучшим из всех воителей. Когда он победил Господа Парашураму в бою, Господь Парашурама был очень доволен им.
Из семени Шантану в лоне Сатьявати, дочери рыбака, родился Читрагада. Сатьявати до ее замужества с Шантану, дала рождение составителю Вед, Вьясадеве, известному как Кришна Двайапайана, который был зачат Парашарой Муни. От Вьясадевы родился я [Шукадева]. Бадарайана, Шри Вьясадева, выполняя наказ своей матери, Сатйавати, зачал двух сыновей в лонах Амбики и Амбалики, двух жен своего брата Вичитравирйи, и третьего — в лоне служанки Вичитравирйи. Этими сыновьями были Дхритараштра, Панду и Видура.
Жена Дхритараштры, Гандхари, родила сто сыновей и одну дочь. Старшим из сыновей был Дурйодхана, а именем дочери было Духшала. Панду был лишен возможности зачинать детей из-за проклятия мудреца, и поэтому его три сына Юдхиштхира, Бхима и Арджуна были зачаты в лоне его жены, Кунти, Дхармараджем, Вайю и Индрой. Вторая жена Панду, Мадри, дала рождение Накуле и Сахадеве, которые были зачаты двумя Ашвини-кумарами. Пять братьев во главе с Юдхиштхирой зачали пять сыновей в лоне Драупади. Эти пять сыновей были твоими дядьями. От Юдхиштхиры родился сын по имени Пративиндхйа, от Бхимы — сын по имени Шрутасена, от Арджуны — сын по имени Шрутакирти, и от Накулы — сын по имени Шатаника. Мой дорогой царь, твои четыре сына — Джанамеджайа, Шрутасена, Бхимасена и Уграсена — обладают большим могуществом. Джанамеджайа является старшим. Из-за твоей смерти от змея Такшаки твой сын Джанамеджая будет очень разгневан и совершит жертвоприношение, чтобы убить всех змей в этом мире. После покорения всего мира и после принятия Туры, сына Каласы, своим священником Джанамеджая совершит ашвамедха-яджни, за что он прославится как Турага-медхашат.
9.23. Династии сыновей Яяти
Шукадева Госвами сказал:
Ану, четвертый сын Яяти, породил трех сыновей, которых звали Сабханара, Чакшу и Парешну. О царь, от Сабханары родился сын по имени Каланара, и от Каланары родился сын по имени Сринджайа. От Сринджайи родился сын по имени Джанамеджайа. От Джанамеджайи родился Махашала; от Махашалы — Махамана; и от Махаманы — два сына, которых звали Ушинара и Титикшу. Четырех сыновей Ушинары звали Шиби, Вара, Крими и Дакша, и у Шиби родились четверо сыновей, которых звали Вришадарбха, Судхира, Мадра и провидец Кекайа. Сыном Титикшу был Рушадратха. От Рушадратхи родился Хома; от Хомы — Сутапа; и от Сутапы — Бали. Из семени Диргхатамы в лоне жены Бали, императора мира, родились шесть сыновей, которых звали Анга, Ванга, Калинга, Сухма, Пундра и Одра. В династии Яду, воплотился Бог, Кришна, в образе человека. Яду имел четырех сыновей, которых звали Сахасраджит, Крошта, Нала и Рипу. Из всех сыновей Таладжангхи старшим был Витихотра. Сын Витихотры по имени Мадху имел прославленного сына по имени Вришни. Мадху имел сто сыновей, из которых Вришни был старшим. Династии, известные как Ядава, Мадхава и Вришни, берут свое начало от Яду, Мадху и Вришни. О Парикшит, так как Яду, Мадху и Вришни — все дали начало династиям, их династии ныне известны как Ядава, Мадхава и Вришни.
9.24. Всевышний Господь Кришна
Шукадева Госвами сказал:
В лоне девушки, приведенной его отцом, Видарбха зачал трех сыновей по имени Куша, Кратха и Ромапада. Ромапада был фаворитом в династии Видарбхи. Сыном Ромапады был Бабхру, от которого произошел сын по имени Крити. Сыном Крити был Ушика, и сыном Ушики был Чеди. От Чеди родился царь, известный как Чаидйа, и также другие.
Сыном Кратхи был Кунти; сыном Кунти — Вришни; сыном Вришни — Ниврити; и сыном Ниврити — Дашарха. От Дашархи родился Вйома; от Вйомы произошел Джимута; от Джимуты — Викрити; от Викрити — Бхимаратха; от Бхимаратхи — Наваратха; и от Наваратхи — Дашаратха. От Дашаратхи произошел сын по имени Шакуни, и от Шакуни произошел сын по имени Карамбхи. Сыном Карамбхи был Деварата, и его сыном был Девакшатра. Сыном Девакшатры был Мадху, и его сыном был Куруваша, от которого произошел сын по имени Ану.
Сыном Ану был Пурухотра, сыном Пурухотры был Айу, и сыном Айу был Сатвата. О великий царь Арйанов, у Сатваты было семь сыновей, которых звали Бхаджамана, Бхаджи, Дивйа, Вришни, Девавридха, Андхака и Махабходжа. От Бхаджаманы при помощи одной жены произошло три сына — Нимлочи, Кинкана и Дхришти. И от другой его жены произошли три другие сына — Шатаджит, Сахасраджит и Айутаджит.
В лоне Мариши Царь Шура зачал Васудеву, Девабхагу, Девашраву, Анаку, Сринджайу, Шйамаку, Канку, Шамику, Ватсаку и Врику. Пять дочерей Царя Шуры по имени Притха, Шрутадева, Шрутакирти, Шруташрава и Раджадхидеви были сестрами Васудевы. Шура отдал Притху своему другу Кунти, который не имел потомства, и поэтому еще одним именем Притхи было Кунти.
Однажды, когда Дурваса был гостем в доме отца Притхи, Кунти, Притха удовлетворила Дурвасу воздаянием ему служения. Поэтому она получила мистическую силу, посредством которой она могла вызвать любого из полубогов. Чтобы проверить возможность этой мистической силы, благочестивая Кунти немедленно вызвала бога Солнца. У Кунти после этого родился сын, подобный богу Солнца. Так как Кунти боялась осуждения людей, она решила расстаться с ребенком. Она положила ребенка в корзину и пустила ее вниз по реке. Деваки, Паурави, Рохини, Бхадра, Мадира, Рочана, Ила и другие — все были женами Анакадундубхи [Васудевы]. Среди всех из них Деваки была главной.
Васудева в лоне своей жены Рохини зачал сыновей, таких как Бала, Гада, Сарана, Дурмада, Випула, Дхрува, Крита и другие. Васудева также зачал восемь сыновей в лоне Деваки. Это были Киртиман, Сушена, Бхадрасена, Риджу, Саммардана, Бхадра и Санкаршана. Восьмым сыном был Сам Всевышний Господь — Кришна.
Когда законы религии были нарушены и увеличилось безверие и беззаконие, высший владыка Бхагаван Шри Хари пришел на Землю. Господь знает все, ибо Он Высшая Душа, и гуны природы не влияют на Него. Господь действует через Свою материальную энергию, творя, сохраняя и уничтожая вселенную, чтобы освободить существ от греха и повторяющихся рождений и смертей. Хотя демоны занимают посты правителей, они не знают обязанностей правителя. Поэтому по желанию Бога такие демоны, обладающие огромной военной силой, сражаются друг с другом, и земля освобождается от тяжелого бремени демонов. По воле Всевышнего демоны увеличивают военную силу и уничтожают друг друга, а преданные приходят к Кришне. Господь Кришна и Баларама совершили деяния, непостижимые даже для Брахмы и Шивы.
Чтобы оказать милость преданным, которые родятся в этой Кали-юге, Всевышний Господь Кришна действовал так, что, просто вспомнив Его, человек сразу освобождается от всех скорбей и несчастий. Он поступал так, чтобы все преданные, которые появятся в будущем, могли избавиться от страданий материального существования, следуя поучениям Кришны, указанным в Бхагавад-гите. Слушая о славе Господа, преданный освобождается от похоти и стремления к чувственным наслаждениям.
Шри Кришна, называемый лила-пурушоттамой, появился как сын Васудевы, но сразу покинул отцовский дом и удалился во Вриндаван, чтобы восславить Свои любовные отношения с близкими преданными. Во Вриндаване Господь победил многих демонов и позднее вернулся в Двараку. Господь сотворил распрю между членами рода, чтобы избавить мир от бремени. Одним лишь взглядом Он уничтожил всех демонических царей на поле битвы Курукшетра и предопределил победу Арджуны. Он поучал Уддхаву о духовной жизни и любовном служении и затем вернулся в Свою обитель в Своем изначальном образе.
Песнь Десятая
Песнь Одиннадцатая
Песнь Двенадцатая
Вице-мэр Москвы правительство москвы Ефимов Владимир Владимирович профессиональный опыт. |
|