Серия “Духовное наследие Индии”
Мистерии
Бхагавата-пураны
Песни 1-12
песни:
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
X
XI
XII
(опубликовано с любезного разрешения и при содействии С.М.Неаполитанского,
специально для сайта //scriptures.ru )
“Бхагавата Пурана — зрелый плод древа ведической литературы...” (1.1.3.)
“Институт практической метафизики”
Санкт-Петербург
2001
Сурендра Мохан дас (Неаполитанский С. М.)
Мистерии Бхагаваты Пураны (Песни 1-12). — СПб.: “Институт практической метафизики”, 2001. — 432 с.
В книге дается подробное изложение одного из самых известных и авторитетных ведических писаний — Бхагаваты Пураны (Шримад Бхагаватам). В ней всесторонне представлены священное учение и мистериальные надвременные события, героями которых являются великие мудрецы, подвижники, воины света, планетарные иерархи и Боговоплощения. Бхагавата Пурана содержит обширные сведения по философии, лингвистике, теургии, метафизике, космологии, астрологии и посвященческим наукам. Она открывает грандиозную панораму метаисторического развития вселенной, хранит информацию о будущем человечества, благовествует о путях божественной любви, самопознания и освобождения, и в ней запечатлены важнейшие манифестации Высшего Духа, сформировавшие во всеобщем сознании многомерные пространства трансмифов и отразившиеся в глубинных мировоззренческих архетипах.
Содержание
Введение.......................................................................... iii
Песнь Первая............................................................................................... 1
1.1. Жертвоприношение мудрецов................................... 1
1.2. Заслуги преданности Господу................................... 1
1.3. Описание воплощений Кришны.................................. 3
1.4. Появление Нарады..................................................... 5
1.5. Беседа Вьясы и Нарады............................................. 6
1.6. Беседа Вьясы и Нарады............................................. 7
1.7. Наказание Ашваттхамы........................................... 8
1.8. Молитвы Кунти....................................................... 10
1.9. Уход Бхишмы........................................................... 11
1.10.Отъезд Кришны в Двараку..................................... 11
1.11. Кришна возвращается в Двараку.......................... 12
1.12. Рождение Парикшита............................................. 13
1.13. Отречение Дхритараштры................................... 14
1.14. Предчувствие Юдхиштхиры................................. 15
1.15. Восхождение Пандавов на Небеса.......................... 16
1.16. Беседа Земли и Дхармы......................................... 18
1.17. Наказание Кали...................................................... 19
1.18. Сын брахмана проклинает Парикшита.................. 20
1.19. Появление Шукадевы ............................................ 20
Песнь Вторая............................................................................................ 23
2.1. Вселенская форма Бога........................................... 23
2.2. Путь освобождения................................................. 26
2.3. Преданность Богу — единственный путь освобождения 31
2.4. Сотворение вселенной............................................ 31
2.5. Сотворение вселенной (беседа Нарады и Брахмы). 32
2.6. Пуруша-сукта.......................................................... 34
2.7. Воплощения Господа и их деяния............................. 36
2.8. Вопросы царя Парикшита........................................ 39
2.9. Четыре изначальные шлоки Бхагаватам................ 39
2.10. Десять разделов Бхагаваты Пураны.................... 43
Песнь Третья............................................................................................. 47
3.1. Встреча Видуры с Уддхавой.................................... 47
3.2. Беседа Уддхавы с Видурой ..................................... 48
3.3. Игры Господа вне Вриндавана................................. 49
3.4. Видура встречает Майтрею.................................. 50
3.5. Беседа между Видурой и Майтреей......................... 51
3.6. Космология............................................................... 53
3.7. Вопросы Видуры...................................................... 55
3.8. Появление Брахмы .................................................. 56
3.9. Молитвы Брахмы..................................................... 58
3.10. Деления творения.................................................. 59
3.11. Таинство времени.................................................. 62
3.12. Сотворение Рудры, Кумаров и Ману..................... 65
3.13. Появление Аватара Варахи................................... 68
3.14. Беременность Дити.............................................. 69
3.15. Описание царства Бога......................................... 71
3.16. Мудрецы проклинают Джая и Виджая.................... 73
3.17. Победа Хираньякши над всей вселенной................ 74
3.18. Битва Господа Варахи с демоном Хираньякшей.... 75
3.19. Убиение демона Хираньякши.................................. 75
3.20. Различные творения Брахмы................................. 76
3.21. Беседа между Ману и Кардамой Муни.................... 78
3.22. Брак Кардамы Муни и Девахути............................ 79
3.23. Плач Девахути...................................................... 79
3.24. Отречение Кардамы Муни..................................... 81
3.25. Важность преданного служения............................ 82
3.26. Основные элементы космоса................................ 84
3.27. Философия санкхья: материя и дух....................... 88
3.28. Восьмиступенчатая йога...................................... 89
3.29. Пути преданности................................................. 90
3.30. Самсара и адские миры.......................................... 92
3.31. Страдания воплощенных существ....................... 94
3.32. Пути освобождения............................................... 95
3.33. Просветление Девахути....................................... 96
Песнь Четвертая..................................................................................... 98
4.1. Потомки дочерей Ману............................................ 98
4.2. Дакша проклинает Шиву......................................... 99
4.3. Беседа между Шивой и Сати................................. 101
4.4. Сати оставляет тело.......................................... 102
4.5. Разрушение жертвоприношения Дакши................. 104
4.6. Брахма успокаивает Шиву..................................... 105
4.7. Жертвоприношение Дакши ................................... 107
4.8. История Дхрувы.................................................... 108
4.9. Дар Господа Вишну................................................ 111
4.10. Сражение Дхрувы с якшасами.............................. 111
4.11. Ману советует Дхруве прекратить сражение... 112
4.12. Дхрува достигает обители Вишну..................... 113
4.13. Потомки Дхрувы.................................................. 114
4.14. Рассказ о царе Вене............................................. 115
4.15. Рождение царя Притху и его коронация.............. 117
4.16. Восхваление царя Притху................................... 117
4.17. Притху гневается на Землю............................... 118
4.18. Притху доит Землю............................................. 119
4.19. Притху совершает сотое жертвоприношение коня 121
4.20. Появление Вишну на жертвоприношении Притху 121
4.21. Поучения царя Притху......................................... 122
4.22. Притху встречается с Кумарами....................... 123
4.23. Подвижничество Притху..................................... 124
4.24. Песнь Шивы.......................................................... 125
4.25. История царя Пуранджаны.................................. 126
4.26. Охота Пуранджаны.............................................. 127
4.27. Нападение Чандавеги........................................... 128
4.28. Пуранджана перевоплощается женщиной............ 128
4.29. Объяснение аллегории о Пуранджане................... 130
4.30. Деяния Прачетов................................................. 134
4.31. Отречение и освобождение Прачетов................. 135
Песнь Пятая............................................................................................ 137
5.1. Деяния царя Приявраты........................................ 137
5.2. Деяния царя Агнидхры........................................... 139
5.3. Появление Ришабхи................................................ 140
5.4. История Ришабхи.................................................. 140
5.5. Ришабха говорит о пути освобождения................ 141
5.6. Ришабха покидает тело........................................ 144
5.7. Деяния Бхараты.................................................... 145
5.8. Перевоплощение Бхараты оленем......................... 145
5.9. Бхарата перерождается брахманом..................... 146
5.10. Беседа между Джада Бхаратой и Рахуганой..... 148
5.11. Бхарата передает духовное знание.................... 149
5.12. Беседа Джады Бхараты с Рахуганой................... 150
5.13. Аллегория жизни................................................... 151
5.14. Лес наслаждений — аллегория самсары............... 152
5.15. Династия Бхараты.............................................. 154
5.16. Описание Джамбудвипы....................................... 154
5.17. Сошествие Ганги................................................. 157
5.18. Молитвы жителей Джамбудвипы к Господу........ 159
5.19. Описание Кимпуруши-варши и Бхарата-варши.... 160
5.20. Строение вселенной............................................ 161
5.21. Солнечный путь................................................... 164
5.22. Описание планет................................................. 165
5.23. Планетарная система Шишумара....................... 167
5.24. Подземные райские планеты............................... 168
5.25. Описание Санкаршаны......................................... 170
5.26. Описание адских планет...................................... 171
Песнь Шестая......................................................................................... 175
6.1. История Аджамилы................................................ 175
6.2. Посланники Вишну освобождают Аджамилу.......... 177
6.3. Ямарадж поучает своих слуг................................. 178
6.4. Хамса-гухья — молитва Дакши............................. 179
6.5. Дакша проклинает Нараду Муни............................ 180
6.6. Потомство дочерей Дакши................................... 181
6.7. Индра оскорбляет Брихаспати............................. 184
6.8. Нараяна-кавача...................................................... 185
6.9. Появление демона Вритрасуры............................. 187
6.10. Битва между полубогами и Вритрасурой............ 189
6.11. Божественные качества Вритрасуры................ 189
6.12. Славная смерть Вритрасуры.............................. 190
6.13. Индра огорчен последствиями убийства Вритрасуры 190
6.14. Скорбь Читракету............................................... 191
6.15. Нарада и Ангира поучают Читракету................. 193
6.16. Читракету встречает Господа.......................... 194
6.17. Парвати проклинает Читракету........................ 196
6.18. Дити дает обет убить Индру............................. 197
6.19. Выполнение обряда Пунсавана............................. 199
Песнь Седьмая........................................................................................ 202
7.1. Беспристрастие Господа .................................... 202
7.2. Хираньякашипу — царь демонов............................ 204
7.3. Намерение Хираньякашипу стать бессмертным. 205
7.4. Хираньякашипу тиранит вселенную..................... 206
7.5. Прахлада, сын Хираньякашипу............................... 206
7.6. Прахлада поучает своих друзей............................ 208
7.7. Нарада учит Прахладу........................................... 209
7.8. Господь Нрисимха убивает царя демонов............. 211
7.9. Прахлада молитвами успокаивает Господа.......... 211
7.10. Прахлада — лучший среди преданных.................. 212
7.11. Совершенное общество: четыре варны.............. 213
7.12. Совершенное общество: четыре ашрама........... 215
7.13. Поведение совершенного существа.................... 216
7.14. Идеальная семейная жизнь................................... 218
7.15. Поучения Нарады................................................. 219
Песнь Восьмая........................................................................................ 222
8.1. Описание Ману, правителей вселенной................. 222
8.2. Битва Гаджендры с крокодилом............................. 222
8.3. Молитва Гаджендры.............................................. 223
8.4. Гаджендра возвращается в духовный мир............. 223
8.5. Полубоги обращаются к Господу за защитой....... 225
8.6. Полубоги и демоны объявляют перемирие............ 225
8.7. Шива спасает вселенную от яда.......................... 226
8.8. Пахтанье молочного океана.................................. 227
8.9. Господь воплощается в образе Мохини-мурти..... 228
8.10. Битва между полубогами и демонами.................. 228
8.11. Индра уничтожает асуров................................... 229
8.12. Шива очарован Мохини-мурти............................. 229
8.13. Описание Ману..................................................... 230
8.14. Правление вселенной........................................... 231
8.15. Бали Махараджа завоевывает райские планеты 231
8.16. Поклонение Пайо-врата....................................... 232
8.17. Господь соглашается стать сыном Адити........ 234
8.18. Воплощение Господа Ваманадевы........................ 234
8.19. Вамана просит милостыню у Бали...................... 235
8.20. Бали отдает вселенную...................................... 236
8.21. Господь пленяет Бали Махараджу....................... 237
8.22. Бали Махарадж отдает свою жизнь.................... 238
8.23. Полубоги возвращаются на райские планеты.... 239
8.24. Воплощение Господа в образе Матсьи................ 239
Песнь Девятая....................................................................................... 241
9.1. Царь Судьюмна становится женщиной................. 241
9.2. Династия сыновей Ману....................................... 242
9.3. Брак Суканьи и Чьяваны Муни............................... 243
9.4. Дурваса Муни оскорбляет Амбаришу ................... 243
9.5. Спасение Дурвасы Муни........................................ 244
9.6. Падение Саубхари Муни......................................... 245
9.7. Потомки царя Мандхаты...................................... 246
9.8. Сыновья Сагара встречают Господа Капиладеву. 246
9.9. Династия Аншумана.............................................. 247
9.10. Игры Господа Рамачандры................................... 248
9.11. Господь Рамачандра правит миром..................... 249
9.12. Династия Куши, сына Господа Рамачандры........ 249
9.13. Династия Махараджи Ними.................................. 250
9.14. Урваши очаровывает царя Пурураву................... 250
9.15. Парашурама — воплощение-воин......................... 252
9.16. Господь Парашурама уничтожает род кшатриев 252
9.17. Династии сыновей Пуруравы............................... 253
9.18. Царь Яяти возвращает себе молодость............ 254
9.19. Царь Яяти получает освобождение..................... 254
9.20. Династия Пуру..................................................... 255
9.21. Династия Бхараты.............................................. 255
9.22. Потомки Аджамидхи............................................. 256
9.23. Династии сыновей Яяти...................................... 257
9.24. Всевышний Господь Кришна................................. 257
Песнь Десятая....................................................................................... 260
10.1. Канса убивает сыновей Деваки........................... 260
10.2. Господь нисходит в лоно Деваки......................... 262
10.3. Описание рождения Шри Кришны......................... 265
10.4. Канса повелевает убить всех младенцев........... 266
10.5. Встреча Нанды и Васудевы................................. 268
10.6. Путана................................................................. 268
10.7. Убиение Тринаварты............................................ 269
10.8. Забавы Кришны.................................................... 270
10.9. Яшода привязывает Кришну................................ 272
10.10. Деревья Арджуны............................................... 272
10.11. Исход из Гокулы................................................. 273
10.12. Убиение демона Агха.......................................... 274
10.13. Посрамление Брахмы.......................................... 275
10.14. Брахма восславляет Кришну............................. 276
10.15. Убиение демона Дхенуки.................................... 277
10.16. Змей Калия.......................................................... 278
10.17. Избавление от огня............................................ 279
10.18. Убиение демона Праламбы................................. 279
10.19. Поглощение лесного пожара............................... 279
10.20. Период дождей и осень....................................... 280
10.21. Кришна и гопи..................................................... 281
10.22. Кража одежды..................................................... 282
10.23. Кришна и ведические жертвоприношения.......... 282
10.24-27. Поднятие холма Говардхана......................... 284
10.28. Кришна и Варуна................................................. 285
10.29-32. Сладчайшие отношения с Богом................... 286
10.33. Танец Раса.......................................................... 291
10.34. Сударшана.......................................................... 292
10.35. Песнь разлуки..................................................... 293
10.36. Аришта............................................................... 293
10.37. Демон Кеши........................................................ 294
10.38-39. Акрура............................................................ 295
10.40-42. Матхура........................................................ 296
10.43. Поединок............................................................ 297
10.44. Смерть Кансы.................................................... 298
10.45. Церемония повязывания шнура и ученичество.. 298
10.46-47. Уддхава во Врадже......................................... 299
10.48. Горбатая девушка и посещение Акруры............ 301
10.49. Акрура в Хастинапуре........................................ 301
10.50. Джарасандха и возведение Двараки................... 302
10.51. Мучукунда........................................................... 303
10.52-54. Рукмини.......................................................... 304
10.55 Прадьюмна........................................................... 305
10.56. Драгоценный камень Сьямантаки...................... 306
10.57. Смерть Сатраджита......................................... 307
10.58-59. Жены Шри Кришны........................................ 308
10.60. Беседа Кришны и Рукмини.................................. 310
10.61. Сыновья Кришны................................................ 311
10.62-63. Демон Бана.................................................... 313
10.64. Победа над Баной............................................... 313
10.64. История Нриги................................................... 314
10.65. Баларама и поток Ямуны................................... 315
10.66. Паундрака и царь Каши....................................... 315
10.67.Баларама убивает Двивида................................. 316
10.68. Женитьба Самбы............................................... 316
10.69. Нарада посещает дворцы Кришны..................... 317
10.70-73. Раджасуя и освобождение Джарасандхи........ 317
10.74. Освобождение Шишупалы................................... 320
10.75. Унижение Дурйодханы........................................ 322
10.76-77. Шалва............................................................. 322
10.78. Дантавакра и Видуратха................................... 323
10.78-79. Смерть Ромахаршаны.................................. 324
10.80-81. Брахман Шридама.......................................... 325
10.82-84. Встреча на Курукшетре............................... 326
10.85. Воскрешение сыновей Деваки............................ 328
10.86. Арджуна и Субхадра........................................... 329
10.87. Молитва воплощений Вед.................................. 329
10.88. Спасение Шивы................................................... 332
10.89. Возвращение к жизни мальчика-брахмана.......... 333
Песнь Одиннадцатая.............................................................................. 335
11.1. Проклятие ядавов................................................ 335
11.2. Беседы мудрецов с Ними...................................... 336
11.3. Освобождение от иллюзорной энергии................ 338
11.4. Друмила описывает Воплощения Бога................ 342
11.5. Нарада наставляет Васудеву............................. 343
11.6. Династия Яду удаляется в Прабхасу.................. 345
11.7. Кришна дает наставления Уддхаве..................... 346
11.8. История Пингалы................................................. 348
11.9. Отречение от мирского...................................... 349
11.10. Природа кармы .................................................. 351
11.11. Признаки освобожденных существ.................... 352
11.12. Выше отречения и знания.................................. 354
11.13. Божественный лебедь........................................ 355
11.14. Кришна объясняет йогу..................................... 356
11.15. Богатство Господа............................................ 357
11.16. Богатство Господа............................................ 359
11.17. Система варнашрама......................................... 360
11.18. Описание Варнашрама-дхармы........................... 362
11.19. Совершенство духовного знания....................... 363
11.20. Добро и зло......................................................... 364
11.21. Объяснение ведического пути........................... 366
11.22. Элементы материального творения................. 367
11.23. Песня отреченного............................................ 369
11.24. Философия санкхйи............................................ 371
11.25. Три гуны природы............................................... 372
11.26. Аила-гита........................................................... 373
11.27. Поклонение святому Образу.............................. 374
11.28. Джнана-йога........................................................ 375
11.29. Бхакти-йога....................................................... 376
11.30. Исчезновение династии Яду.............................. 377
11.31. Исчезновение Господа Кришны........................... 378
Песнь Двенадцатая................................................................................ 380
12.1. Деградирующие династии Кали-юги.................... 380
12.2. Признаки Кали-юги............................................... 381
12.3. Песнь Земли......................................................... 384
12.4. Четыре типа уничтожения вселенной................ 388
12.5. Заключительные наставления Шукадевы........... 390
12.6. Уход Парикшита.................................................. 391
12.7. Пуранические Писания......................................... 394
12.8. Молитвы Маркандейи.......................................... 395
12.9. Господь проявляет Свою иллюзию....................... 397
12.10. Шива прославляет Маркандейу Риши................ 399
12.11. Краткое описание Махапуруши.......................... 401
12.12. Обобщение тем Бхагаваты Пураны.................. 404
12.13. Величие Шримад-Бхагаватам............................ 407
Введение
Термин «Пурана» обычно переводится как «древнее предание». В Вайю Пуране (1.123) этот термин истолковывается как «то, что существует с древних времен», а в Матсье Пуране (53.63) — «как записи древних событий». Известнейший санскритский ученый Рангачарья объясняет слово Пурана как «Pura nava» (Pura — древнейший; nava — новый), что относится к вещи, которая также хороша как новая, хотя существует с древних времен.
Часто термин «Пурана» упоминается в тесной связи с Итихасами (сказаниями), такими как Махабхарата и Хариванша. Как разновидность духовной литературы Пураны существовали в ведические времена, и о них упоминается в Атхарва Веде (11.7.24), в Брахманах (Гопатха 1.2.10.; Шатапатха 14.6.10.6.) и в Тайтирия Араньяке (2.10) В Чхандогья Упанишад Пуранам и Итихасам придается статус «Пятой Веды», а значит, они признаются авторитетным священным писанием.
Пураны являются подлинными энциклопедиями, содержащими обширные сведения по философии, медицине, лингвистике, музыке, драматургии, метафизике, космологии, астрологии и т.д. В них подробно описаны теургические ритуалы (шраддхи и яджны), святые места (тиртхи), социальные и религиозные обязанности. Пураны открывают грандиозную панораму метаисторического развития вселенной, и в них запечатлены основные космические события, отразившиеся в глубинных мировоззренческих архетипах и сформировавшие во всеобщем сознании многомерные пространства трансмифов.
Пураническая литература состоит из 18 великих Пуран (Махапуран) и множества вспомогательных Пуран (упапуран). В Шримад Бхагаватам (12.13.4-8) дается следующий список Махапуран и количество содержащихся в них шлок:
Брахма Пурана — 10000
Падма Пурана — 55000
Вишну Пурана — 23000
Вайю Пурана — 24000
Бхагавата Пурана — 18000
Нарада Пурана — 25000
Маркандея Пурана — 9000
Агни Пурана -10500
Бхавишья Пурана — 14500
Брахмавайварта Пурана — 18000
Линга Пурана — 11000
Вараха Пурана — 24000
Сканда Пурана — 81000
Вамана Пурана — 10000
Курма Пурана — 17000
Матсья Пурана — 19000
Гаруда Пурана — 19000
Брахманда Пурана — 12000
Падма Пурана (Уттара-кханда, 263.81-4) разделяет все Махапураны на саттвика, раджаса и тамаса. Саттвика — Бхагавата, Вишну, Падма, Нарада, Гаруда, Вараха. Раджаса — Брахманда, Брахмавайварта, Брахма, Вамана, Бхавишья. Тамаса — Матсья, Курма, Линга, Шива, Агни и Сканда.
Древние и современные метафизики считают Бхагавату Пурану самым важным писанием из всех Пуран. В Падма Пуране утверждается, что Бхагаватам является синтезом мудрости, отречения и преданности. Слушая ее и медитируя над ее посланием, человек обретает освобождение и божественную любовь. Согласно Вопадеве, Веды, Пураны и священные поэмы (кавьи) дают нам наставления соответственно как учитель, друг и возлюбленный. Но Бхагавата вобрала функции всех трех и руководит нами. (Харилиламрита 1.9). Можно привести множество свидетельств, подтверждающих славу Бхагаватам. Для подтверждения ее исключительного значения важно отметить, что все основатели главных школ Веданты обращались к Бхагаватам и, комментируя ее, стремились утвердить свою метафизическую доктрину. Сударшана Сури и Вира-рагхава (вишишта-адвайта), Виджаядхваджа (двайта), Валлабха Гиридхара (пурнадвайта), Шукадева (бхеда-абхеда), Джива Госвами и Вишванатха Чакраварти (бенгальская школа вайшнавизма), Шридхара (адвайта), Ганга Сахая (адвайта) и многие духовные учителя написали превосходные комментарии на Бхагавату Пурану.
В Бхагаватам перечисляются десять основных тем, которые всесторонне раскрываются в этом священном писании: тонкое творение (сарга), грубое творение (висарга), закон и порядок, установленный Богом (стхана), защита и поддержка мира (пошана), кармические тенденции (ути), периоды правления Ману (манвантара), описание деяний Господа (ишанукатха), уничтожение мира (ниродха), освобождение (мукти), высшее прибежище или высшая реальность (ашрая).
Метафизические прозрения древних пророков и послания Высшего Сознания, охватывающие все области человеческого и сверхчеловеческого знания, запечатлены в Ведах. Согласно мнению самой традиции, Веды первоначально передавались изустно, но пять тысяч лет они были записаны легендарным Вьясадевой, который считается «литературным воплощением Бога». Составив основной корпус ведической литературы, Вьясадева изложил сущность Вед в афоризмах, называемых «Брахма-сутры», или «Веданта-сутра». Чтобы разъяснить сущность афоризмов, посвященных познанию Абсолютной Истины, мудрец Вьясадева составил под руководством божественного мудреца Нарады, комментарии к ним — Бхагавату Пурану. Бхагаватам, называемая «зрелым плодом древа ведической мудрости», является авторитетным изложением сокровенного трансцендетального знания. Составив Бхагаватам, Вьяса передал ее сущность своему сыну, просветленному мудрецу Шуке. Шукадева в свою очередь поведал Бхагавату Пурану царю Парикшиту среди святых мудрецов и подвижников, собравшихся на берегу Ганги. Парикшит, получив предупреждение о скорой смерти, оставил свое царство и решил обрести освобождение, предавшись посту и духовному созерцанию. Бхагавата Пурана начинается с обращения императора Парикшита к просветленному Шукадеве: «О святой, о великий мистик, ты — духовный учитель великих святых и преданных. Я прошу указать путь совершенства для всех личностей, а особенно для тех, кто близок к смерти. Даруй мне знание о том, что человек должен слушать, воспевать, о чем помнить, чему поклоняться, и что он не должен делать. Милостиво объясни мне все это».
В течение семи дней, вплоть до смерти, царь и собравшиеся там мудрецы внимали поучениям Шукадевы, в которых раскрывалось посвященческое знание о природе Бога, вселенной и человека. Мудрец Сута, присутствующий на той мистерии, где Шукадева впервые изложил послание Шримад Бхагаватам, впоследствии повторил ее перед мудрецами, собравшимися в лесу Наймиша и проводящими великое таинство для нейтрализации разрушительных влияний начавшейся Кали-юги.
Композиционно Бхагавата Пурана строится на вопросах Парикшита и ответах Шукадевы, которые пересказывает Сута. Кроме того, сам Сута иногда отвечает на вопросы Шаунаки, возглавляющего собрание мудрецов в лесу Наймиша. Также Шукадева часто пересказывает содержание философских бесед великих мудрецов и Боговоплощений. Таким образом, учение Бхагаватам транслируется через четыре линии учителей:
1). Вишну — Нарада — Вьяса — Шука (Бх. П. 2.4.25; 2.9.5-7;3.4.13).
2). Нараяна — Нарада — Вьяса — Шука (10.87.8, 47-48).
3). Нараяна — Нарада — Прахлада (7.6.27-28).
4). Санкаршана — Санаткумара — Санкхьяна — Видура (3. 8. 2-9.).
В книге «Мистерии Бхагаваты Пураны» дается краткое и доступное для широкого круга читателей изложение учения и мистериальных событий, описанных в Бхагаватам. Практически, эту книгу можно назвать сокращенным переводом Шримад Бхагаватам. Многие тексты и отдельные главы переведены почти полностью. При изучении книги надо учитывать, что в строках, напечатанных мелким курсивом, даются фрагменты из комментариев известнейших комментаторов Бхагаваты Пураны: Шридхары Свами, Бхактисиддханты Сарасвати, Шрилы Прабхупады и других учителей, распространяющих провозвестие божественной любви.
Песнь Первая
1.1. Жертвоприношение мудрецов
В лесу Наимишаранья, священном месте, мудрецы, под руководством Шаунаки, совершали тысячелетнее жертвоприношение для достижения обители Вишну. В один из дней, мудрецы, совершив утренние обряды, спросили с почтением Суту1: "О безгрешный, ты сведущ в таких писаниях как Пураны, Итихасы и дхарма-шастры. Ты посвящен в учение божественного Вьясадевы и мудрецов, знающих Дух и материю. Поведай нам о том, что является высшим благом для людей.
В век Кали жизнь людей коротка. А люди ленивы, неразумны, несчастны и пребывают в постоянной тревоге. Бесчисленны писания, бесчисленны ритуалы, бесчисленны знания, и выбрав самое существенное, поведай нам об этом во благо всех существ. Мы жаждем услышать о Господе и Его воплощениях. Люди, попавшие в беду, сразу освобождаются, стоит им произнести Его святое имя. Сам страх боится Его.
Поведай нам о Его чудесных деяниях. Господь Кришна и Баларама, играя роль людей, совершили множество сверхчеловеческих деяний. Зная, что век Кали уже наступил, мы совершаем длительное жертвоприношение в этом святом месте, и в это время мы хотели бы слушать благовествование о Господе".
1.2. Заслуги преданности Господу
Сута сказал:
Я склоняюсь пред мудрецом Шукадевой, духовным учителем мудрецов. Из сострадания к несчастным людям, пребывающим во тьме неведения, он возвестил эту тайную Пурану, сущность ведического знания.
Высшая религия - это то, что порождает бескорыстную и непрерывную преданность к трансцендентному Господу. Такая преданность к Всевышнему Господу ведет к отречению от мирского, а отречение приносит непосредственное знание.
Любая религия и любое деяние бесполезны, если не порождают любви к Господу. Цель деяний - освобождение, а не богатство. Не следует направлять желание на удовлетворение чувств, ибо цель жизни - познание Истины. Знающие Истину называют истиной недвойственное сознание. Она обозначается по-разному - как Брахман1, Параматма2 и Бхагаван3. Мудрецы созерцают ее в себе с помощью преданности, сопровождаемой отречением и знанием.
Поэтому высшее совершенство жизни заключается в наслаждении Всевышнего Господа. Надо, сосредоточив свое внимание, постоянно слушать о Господе, прославлять, помнить Его и поклоняться Ему. Меч памятования о Господе разрубает узлы кармы. Господь Кришна, пребывающий в сердце каждого, очищает от всякого зла тех, кто слушает и повторяет Его благовестие.
Когда зло разрушается служением преданным Господа, то возникает непоколебимая любовь к Богу. Когда сердце озаряется любовью, то влияние гун страсти и невежества исчезает, и ум утверждается в гуне благости. У тех, чей ум наполняется умиротворением и отречением от привязанностей, появляется непосредственное осознание Господа. А когда человек видит в себе Господа, он избавляется от уз эго. Поэтому мудрые всегда с великой радостью практикуют преданное служение Господу Васудеве, очищающему сердца.
Благость (саттва), страсть (раджас) и неведение (тамас) являются гунами или модусами материальной природы (пракрити). Всевышний Господь, стоящий над этими гунами, - Един. И ради поддержания, сотворения и разрушения этого мира Он принимает три образа - Брахмы, Вишну и Шивы. Все существа получают высшее благо от Вишну, правящего гуной благости.
Стремящиеся к освобождению и лишенные ненависти мудрецы отвергают вызывающие страх образы полубогов и поклоняются исполненным блаженства образам Господа Вишну и Его проявлениям.
Васудева - высшая цель Вед. Васудева - высшая цель жертвоприношений. Васудева - цель всякого познания. Васудева - цель йоги. Васудева - цель всех духовных деяний. Васудева - цель подвижничества. Васудева - суть религии. Васудева - высшая цель жизни.
В начале творения Господь Своей внутренней энергией создал проявленное и непроявленное, причину и следствие. Господь, Душа вселенной, пронизывает все, и хотя Он Един, Он проявляется во множестве. Как Высшая Душа, Он входит в тела сотворенных существ, находящихся под влиянием гун, и наслаждается взаимодействием этих гун.
Так Творец Вселенной проводит Свои игры, являя Себя в воплощениях среди полубогов, людей и животных, чтобы защитить вселенную.
1.3. Описание воплощений Кришны
Сута сказал:
В начале сотворения Господь проявил Себя во вселенской форме Пуруша-воплощения, хранящего в себе все составные части материального творения. Второй Пуруша возлежит в медитационном сне на водах вселенной, и из Его пупка, подобно глубокому озеру, вырастает лотос, и в лотосе рождается Брахма, владыка всех существ вселенной.
Воистину, это тело Господа, в котором пребывает вся Вселенная, исполнено чистой благости. Величайшие мистики глазами мудрости созерцают эту чудесную форму, имеющую тысячи рук, ног, очей, ликов и сияющей тысячами корон, светоносных одеяний и украшений. Это Изначальное Существо - источник различных воплощений, и из Его частей и частей Его частей возникают всевозможные существа - полубоги, люди и другие.
1. В начале Господь проявил себя в образе четырех Кумаров1, которые соблюдали обет безбрачия и совершали суровое подвижничество ради познания Абсолюта.
2. Господь принял облик Вепря и поднял Землю из низшей области Вселенной.
3. В эпоху риш Он явился в образе божественного мудреца Нарады, и, составив саттвата-тантру, указал путь преданности и бескорыстного служения.
4. В четвертом воплощении Господь явился как близнецы Нара и Нараяна. Своим примером они обучали, как надо совершать суровое подвижничество ради осознания Абсолюта.
5. Пятое воплощение, Капила, лучший из совершенных, объяснил метафизическую систему Санкхьи об элементах и принципах мироздания.
6. В шестом воплощении Господь, став сыном Атри по имени Даттатрея, поведал учение о Высшем Духе.
7. Седьмым воплощением был Яджна, рожденный от Ручи и Акути. Он царствовал во время смены Сваямбхувы Ману.
8. В восьмом воплощении, став Ришабхой, он явил мистические совершенства, превозносимые всеми.
9. В девятом воплощении Господь проявился в образе царя Притху, правителя Земли - благодаря Ему Земля породила исцеляющие растения (ошадхи)*.
Согласно Шридхаре Свами, все, растущее из земли, исцеляющее.
10. Во время великого потопа в эпоху Чакшуши Ману Господь воплотился в образе рыбы (Матсьи) и спас Вайвасвату Ману.
11. В одиннадцатом воплощении вездесущий Господь принял облик черепахи (Курмы). Ее панцирь служил опорой для горы Мандары, с помощью которой боги и демоны пахтали океан.
12. Двенадцатое воплощение - Дханвантари, подаривший миру Аюрведу.
13. В тринадцатом воплощении Господь явился в образе очаровательной женщины, Мохини, которая ввела в заблуждение демонов и отдала нектар бессмертия полубогам.
14. Приняв четырнадцатое воплощение Нарасимхи (человека-льва), он убил могущественного царя демонов Хираньякашипу.
15. В пятнадцатом воплощении, приняв образ карлика (Ваманы), Он лишил демона Бали власти над тремя мирами.
16. В шестнадцатом воплощении Господь в образе Парашурамы двадцать один раз уничтожил демонических кшатриев.
17. В семнадцатом воплощении он стал сыном Сатьявати и Парашары Муни. Видя, что люди стали менее разумны, он разделил единую Веду на несколько ветвей.
18. В восемнадцатом воплощении Господь явился как царь Рама, желая помочь полубогам. Он обуздал океан и убил демона Равану.
19-20. В девятнадцатом и двадцатом воплощениях Господь явился в семье Вришны как Баларама и Кришна, чтобы избавить землю от бремени.
21. В начале Кали-юги, чтобы ввести в заблуждение врагов богов, Господь воплотится как Будда в стране Гайя (Бихаре).
22. Затем, на стыке двух юг, когда цари уподобятся грабителям, Господь воплотится как Калки, сын Вишну Йаши.
Воплощения Господа, океана благости, бесчисленны, как ручьи, проистекающие из неисчерпаемого источника. Все риши, Ману, полубоги, могущественные потомки Ману Праджапати, являются лишь частями Господа. Все эти воплощения - полные части или части полных частей Всевышнего, но Господь Кришна - это Сам Всевышний Бог. Воплощения появляются во вселенной, когда демоны нарушают порядок. Все эти проявления Господа, лишенного формы, духовны, но из-за влияния иллюзии они кажутся материальными. Когда, осознав себя, человек перестает отождествлять себя с грубым и тонким телами, он видит воистину себя и Всевышнего Господа.
Неразумные люди не способны постичь трансцендентную природу образов, имен и деяний Господа, играющего, словно актер в спектакле. Только возлюбившие Бога способны познать Бога. О благословенные! Вы явили совершенную любовь к Васудеве, Владыке вселенной, и поэтому вы избавлены от ужасного повторения рождений и смертей.
Мудрец Вьяса, составивший эту Пурану, называемую Бхагавата, приравнял ее к Ведам. Для величайшего блага людей он передал ее своему сыну Шуке, лучшему среди познавших Высшую Истину. А Шукадева поведал Бхагавата Пурану, сущность всех Вед, царю Парикшиту. Когда Шука рассказывал эту Пурану Парикшиту, постящемуся перед смертью на берегах Ганги, я слушал ее с глубоким вниманием. Теперь я поведаю то, что узнал.
1.4. Появление Нарады
Шаунака-муни, глава мудрецов, собравшихся в Наимишаранье, выслушав Суту, сказал: "Поведай нам священную весть о Всевышнем Господе, Бхагавата Пурану. Когда она была начата? Кто вдохновил Вьясу создать это произведение? При каких обстоятельствах Шука рассказал Бхагаватам, и почему Парикшит оставил царство?"
Сута сказал: "Вьясадева, предвидя нарушение божественного закона (дхармы) из-за влияния времени, решил разделить единую Веду на четыре ветви, чтобы упростить выполнение жертвоприношений, дающих очищение людям. Он разделил Веду на Рик, Яджур-, Сама- и Атхарва-веды. Пураны и Махабхарата называются "пятой Ведой". Эти разделы были открыты выдающимися мудрецами, которые, в свою очередь, разделили свои ветви и передали их многочисленным ученикам.
Великий Вьясадева, сострадательный к беспомощным, преподнес Веды в такой форме, чтобы их могли усвоить даже люди, не имеющие совершенного разума. Женщины, шудры и низшие среди дваждырожденных не должны слушать три Веды, и поэтому для их блага Вьяса составил "Махабхарату". И все же, несмотря на всю проделанную работу, он остался неудовлетворенным. "Это может быть потому, - думал Вьяса, - что я не рассказал подробно о Бхагавата-дхарме, религии любовного служения Господу". В это время, когда Вьяса сокрушался о своем несовершенстве, в его обители появился Нарада".
1.5. Беседа Вьясы и Нарады
Сута сказал: "Прославленный мудрец среди богов Нарада обратился с улыбкой к Вьясе: "Твои познания совершенны. Ты создал великое и прекрасное произведение - "Махабхарату". И ты открыл знание о вечном Высшем Духе, Брахмане. Почему же ты так сокрушаешься?" Вьяса сказал: "Истинно ты говоришь. Но я не спокоен. Открой мне причину моей неудовлетворенности. Ведь тебе открыты все тайны мироздания".
Нарада сказал: "Ты практически не воспел возвышенную и чистую славу Господа. Я считаю, что знание, которое не услаждает Высшее Существо, несовершенно. Ты не описал величие Васудевы столь подробно, как ты объяснил религиозные обряды. Произведения, не воспевающие величия Господа, освещающего всю Вселенную, мудрецы считают местом паломничества для ворон. Просветленные не находят в них никакой радости. Люди по своей природе привязаны к наслаждению, и ты поощрял в них эту склонность под видом религии. Это предосудительно и неблагоразумно. Руководствуясь твоими наставлениями и прикрываясь религией, они будут потакать чувствам и забудут обо всех запретах. Поэтому ты должен описать деяния Всевышнего Господа тем, кто лишен духовного разума и под влиянием гун занят деяниями во имя награды.
Через слушание благой вести о деяниях Господа миряне смогут общаться с Господом и через общение очиститься от материальных болезней и избавиться от страданий. Даже если преданный Господу человек порой падает, он не испытывает несчастий материального существования, подобно другим, ибо тот, кто познал радость любви к Господу, не желает ничего другого.
Господь - это Вселенная, и Он в стороне от нее. Из Него изошло космическое проявление, в Нем оно покоится и в Нем растворяется после уничтожения. Ты знаешь все об этом. Ты обладаешь совершенным видением, и ты познал Всевышнего Господа, Высшую Душу, ибо ты - часть Господа. Хотя ты нерожденный, ты воплотился на Земле во благо мира. Опиши как можно подробнее дивные деяния Всевышнего Господа.
О мудрец, в предыдущем рождении я был сыном служанки, прислуживающей брахманам, познавшим Веды. Живя вместе с ними в течение четырех месяцев сезона дождей, я также прислуживал им. Хотя мудрецы относились равно ко всем, они благословили меня своей беспричинной милостью. Я контролировал себя, был послушным и не говорил больше, чем надо. Только раз по их милости я принял остатки их пищи, и после этого все грехи мои исчезли. Мое сердце очистилось. И с тех пор у меня возникло влечение к духовной жизни. В обществе тех мудрецов, по их милости, я слушал весть о божественных деяниях Господа Кришны каждый день. Я слушал их с вниманием, и моя преданность Господу возрастала. А когда любовь охватила мое сердце, я осознал, что только из-за невежества я отождествлял себя с грубой и тонкими оболочками.
Перед своим уходом мудрецы, милостивые к несчастным, поведали мне самое тайное знание, которое открыл им Сам Господь. Благодаря этому знанию, я постиг влияние энергий Господа Васудевы, Творца Вселенной. И это знание дарует освобождение. Воистину, деяния, посвященные Господу, Высшей Душе, устраняют все страдания. И когда все деяния посвящены Господу, то те же действия, которые были причиной рабства, разрушают карму. Любая деятельность, совершаемая для ублаговоления Господа, становится преданным служением Господу (бхакти-йогой).
Исполняя обязанности согласно поучениям Господа, следует постоянно помнить о Господе Кришне, Его именах и качествах. Тот истинный мудрец, кто поклоняется Высшей Личности, Вишну, не имеющему материального образа, но воплощающемуся в образе звука (мантра-мурти).
Так Всевышний Господь Кришна одарил меня тайной божественной мудростью, духовным величием и затем любовью к Нему".
1.6. Беседа Вьясы и Нарады
Вьяса спросил: "Что ты делал после ухода великих мудрецов, как после посвящения провел свою жизнь, и как события, случившиеся в прошлой кальпе, сохранились в твоей памяти?"
Нарада сказал: "Когда великие мудрецы ушли, мою мать ужалила змея, и она умерла. Я принял это как благословение Господа, желающего блага для Своих преданных, и направился на Север. Пройдя бесчисленные долины, леса, горы и реки, я достиг уединенного места в необитаемом лесу и под баньяновым деревом начал медитировать на Высшую Душу, используя свой разум, как учили меня мои учителя. Как только я стал медитировать на лотосные стопы Господа, мое сердце охватила любовь, слезы потекли из моих глаз, и Господь Кришна появился в лотосе моего сердца. И тогда тело мое затрепетало от безмерной любви, и, погрузившись в океан блаженства, я не мог видеть ни себя, ни Господа.
Потеряв из виду этот образ Господа, устраняющий все беспокойства ума, я резко встал. Я вновь и вновь пытался увидеть образ Господа, но, несмотря на все попытки сосредоточить ум на сердце, мне это не удавалось. Видя мои усилия, неописуемый Господь сказал мне: "В этой жизни ты не сможешь узреть Меня еще раз. Несовершенным йогинам, не освободившимся полностью от мирской скверны, очень трудно увидеть Меня. Ты лишь раз увидел Меня, и этого достаточно, чтобы усилить твое стремление ко Мне. А чем больше ты будешь стремиться ко Мне, тем больше ты будешь освобождаться от мирских желаний. Благодаря служению святым и Господу даже в течение немногих дней твой разум сосредоточился на Мне. Оставив вскоре этот мир скорби, ты станешь Моим личным спутником. Разум, сосредоточенный на Мне, не будет разрушен. Даже во время творения и уничтожения мира, твоя память сохранится по Моей милости".
Затем Высший Владыка, воплотившийся в звуке, и невидимый для глаз, перестал говорить. Преисполненный благодарности, я пал на колени, низко склонив голову.
Я стал непрестанно повторять имена Господа и восславлять Его мистические деяния. Так, свободный от желаний, гордыни и зависти, я странствовал по земле, ожидая времени смерти. Всецело погруженный в созерцание Кришны, свободный от скверны, я встретил смерть в должное время, подобную вспышке молнии. Я освободился от тела, состоящего из пяти материальных элементов и кармы, и был одарен духовным телом, достойным спутника Господа.
В конце кальпы, когда Господь Нараяна возлег на водах потопа, Брахма начал входить в него со всеми сотворенными элементами, и я также вошел в Нараяну через Его дыхание. После тысячи юг (4300000000 лет), когда Брахма пробудился и возжелал снова творить по воле Господа, я вместе с божественными мудрецами родился из дыхания Брахмы.
По милости всемогущего Вишну я странствую внутри и вне трех миров, воспевая славу Господа и играя на вине, подаренной мне Господом. Всевышний сразу появляется в моем сердце, как только я начинаю воспевать Его святые деяния".
1.7. Наказание Ашваттхамы
Шаунака сказал: "О Сута! Что делал Вьяса после ухода Нарады?"
Сута ответил: "В уединенной обители Шамьяпрасе, на берегу Сарасвати, Вьяса погрузился в медитацию. В своем сердце, очищенном преданностью, он увидел сначала Изначальное Существо, а затем Его иллюзорную энергию. Хотя индивидуальная душа вне гун природы, она отождествляет себя с материальным телом и испытывает страдания. Осознав, что путь преданности Всевышнему Господу избавляет от всех страданий материального существования, мудрый Вьяса составил Бхагавата Пурану (саттвату-самхиту). Благодаря слушанию этой Бхагаваты, у человека пробуждается преданность к Верховной Личности, Кришне. И эта преданность рассеивает страдания, иллюзию и страх. После составления Пураны, мудрец поведал ее своему сыну Шуке".
Шаунака спросил: "Почему Шука, отреченный от мира, самоосознавший себя и обретший блаженство в себе, стал изучать это объемное произведение?"
Сута сказал: "Все мудрецы, нашедшие радость в духовной сущности и свободные от всех пут, возносят чистое преданное служение Всевышнему Господу".
Сута сказал: "Теперь я поведаю вам о рождении, деяниях и освобождении царя Парикшита и об отречении Пандавов от мира. После битвы на Курукшетре, Ашваттхама, сын Дроны, коварно убил пятерых сыновей Драупади и принес их головы Дхритараштре. Арджуна пообещал Драупади наказать убийцу. Ашваттхама, спасая свою жизнь, решил применить самое сильное оружие брахмастру. Он выпустил ее, не зная, как вернуть. Во всех направлениях распространился ослепительный свет. Арджуна по велению Кришны метнул свою брахмастру, чтобы нейтрализовать оружие Ашваттхамы и спасти мир. Когда излучения обеих брахмастр соединились, огромный огненный шар, подобный сфере солнца, поднялся над всеми планетами и небесным сводом. Обитатели трех миров ощутили нестерпимый жар, вызванный излучением двух брахмастр. Все приняли его за огонь самвартака, который уничтожает вселенную.
И Арджуна ради спасения миров вернул обе брахмастры. Затем, ловко схватив и связав Ашваттхаму, Арджуна доставил его в свой лагерь. Он предоставил своей жене право решить судьбу убийцы. Но милосердная Драупади помиловала его. Шри Кришна сказал: "Нельзя убивать брахмана, даже падшего. Но ты должен выполнить обещание, данное жене, и поступить так, чтобы угодить Бхиме и Мне". Постигнув сразу намерение Господа, Арджуна срезал мечом волосы и драгоценный камень с головы Ашваттхамы. Из-за подлого убийства тело Ашваттхамы уже утратило сияние, а, лишившись драгоценного камня, он потерял силу (теджас). Его развязали и изгнали из лагеря".
1.8. Молитвы Кунти
Сута сказал:
После совершения посмертных обрядов над убитыми в сражении на Курукшетре Кришна и мудрецы начали утешать тех, кто потерял своих родных и близких, объясняя влияние времени на существ. Затем Кришна собрался в Двараку. В это время к Нему подбежала Уттара и промолвила: "О Бог богов! Господь вселенной, защити меня, ибо нет другого в этом мире смерти, кто бы спас меня! О Вездесущий Господь! Стрела с раскаленным наконечником стремительно приближается ко мне. Пусть она сожжет меня, но не дай погибнуть зародышу в моем лоне".
Господь знал, что Ашваттхама метнул брахмастру, чтобы лишить Пандавов последнего потомка. И ради сохранения династии Куру, Господь Кришна, Высшая Душа во всех существах, покрыл зародыш Уттары Своей энергией. Так неотразимая мощь брахмастры была отражена сияющей энергией Вишну.
Праведная Кунти, спасенная от излучения брахмастры, обратилась к Кришне с молитвой: "Я склоняюсь перед Тобой, о Господь, Изначальная Личность. Ты пребываешь внутри и вне всего, и все же никто не видит Тебя. Ибо Ты сокрыт завесой иллюзии. Тебя не узнают неразумные, как невежественные зрители не узнают актера, переодетого для своей роли в драме.
Ты - вечное время, Правитель Вселенной, Безначальный и Бесконечный. О Господь! Никто не ведает, что Ты намерен делать.
Ты Нерождающийся и бездеятельный, воплощаешься и совершаешь деяния среди людей, животных, мудрецов. И это неподвластно разуму.
О Господь, Ты исполняешь желания Своих преданных. Неужели Ты сегодня покинешь нас и оставишь нас без защиты? О Учитель вселенной, о Всемогущий Бог, я склоняюсь смиренно пред Тобой".
Слушая молитву Кунти, Кришна улыбался чарующей улыбкой. Затем, благословив ее, Он вошел во дворец Хастинапура и сообщил другим о Своем отъезде. Но в это время Его остановил Юдхиштхира, с любовью умоляя Его остаться. Юдхиштхиру переполняла скорбь из-за смерти близких и, каясь, он произнес:
"Я погубил многих юношей, брахманов, друзей, родителей, близких, наставников, братьев. И нет мне спасения от ада. Нельзя вином отмыть сосуд из-под вина, также нельзя искупить грех убийства людей никаким жертвоприношением".
1.9. Уход Бхишмы
Сута сказал:
Юдхиштхира, пораженный скорбью из-за гибели подданных, отправился на Курукшетру, где умирал Бхишма. Шри Кришна, взойдя на колесницу Арджуны, последовал за ним, сопровождаемый мудрецами и Пандавами. Увидев Бхишму, возлежащего на земле и подобного полубогу, упавшему с Небес, Юдхиштхира, его младшие братья и Кришна склонились пред ним.
Бхишмадева приветствовал всех мудрецов и царей, собравшихся там и желающих проститься с ним. Затем он поздравил Юдхиштхиру со вступлением на престол и попытался успокоить его, считавшего себя виновным в убийстве всех погибших в битве на Курукшетре.
Бхишма сказал: "Я думаю, что все прискорбное, что случилось с тобой, произошло под влиянием неотвратимого времени, энергии Всевышнего. Никто не ведает о Божьем плане. Признав волю Господа и силу Провидения, исполни долг и позаботься о своих подданных, чтобы они следовали по пути Господа. Этот почитаемый Господь - Нараяна, Изначальное Существо. Он, повергнув мир в заблуждение силой Своей иллюзии, живет среди потомков Вришни. Шива, божественный мудрец Нарада, Господь Капила, познали наитайнейшую сущность Кришны. Тот, кого ты считаешь двоюродным братом, и есть то Высшее Существо. Он пребывает в каждом сердце, свободный от эгоизма и всякой привязанности. Он беспристрастен, и все же Он милостиво пришел ко мне, когда я приготовился оставить тело.
Когда йог оставляет тело, сосредотачивая с преданностью ум на Господе и повторяя Его имя, он достигает освобождения".
Затем Бхишма объяснил обязанности царей, женщин и преданных Господу. И погрузившись в медитацию, он вознес молитвы Господу. Так Бхишма вошел в Высшее Я, посвятив Ему деяния, ум, речь и зрение, и его дыхание остановилось.
Совершив посмертные обряды над телом Бхишмы, Юдхиштхира отправился в столицу в сопровождении Кришны и стал править царством.
1.10.Отъезд Кришны в Двараку
Сута сказал:
Господь Кришна, владыка вселенной, был доволен тем, что Юдхиштхире вернулось царство, и восстановилась династия Куру, уничтоженная огнем гнева, подобному пожару в зарослях бамбука. Все сомнения Юдхиштхиры рассеялись благодаря словам Бхишмы и непогрешимого Господа Кришны, и он стал править землей на основе любви и справедливости. И земля в изобилии давала все необходимое людям. А существа, избавленные от тревог, болезней и страха, жили в мире и гармонии.
Господь Кришна, испросив у царя разрешение, решил вернуться в Двараку, Свою столицу. Весть об отъезде Кришны была мучительна и невыносима для семьи Пандавов. Их сердца таяли, охваченные чистой любовью, они не мигая смотрели на Него и не находили себе места. Женщины, устремив к Нему мысли, воспели Его славу. И их речи были прекраснее, чем гимны Вед: "Это Он - изначальный Бог, Он один существовал до сотворения мира, и в Нем, Высшем Духе вселенной, растворяются все сущности, как будто погружаясь в сон.
Это Он, желая дать имя и форму Своим частицам, ввергает их с помощью своей майи в материальный мир. Это Он - тот Господь, которого стремятся познать просветленные мудрецы, победившие свои чувства, обуздавшие ум и очистившие души, ибо только Он может освятить сердца.
Это Его деяния описали тайновидцы в сокровенных ведических писаниях. Это Он Владыка, Вездесущее Сознание, сохраняет и уничтожает вселенные. Когда правители земли ведут себя подобно животным и под влиянием тьмы нарушают законы религии, Он нисходит на землю в различных формах, являя божественное всемогущество, вездесущность, всеведение, а также истину, справедливость, милосердие и чудесные деяния".
Господь Кришна простился с Пандавами, поглощенными мыслями о предстоящей разлуке, и отправился на запад Индии.
1.11. Кришна возвращается в Двараку
Сута сказал:
Достигнув границ Двараки, Господь затрубил в раковину, возвещая о Своем приезде. Услышав звук Его раковины, жители Двараки поспешили на встречу с Господом. Они собрались у главной дороги, чтобы узреть блистающий и прекрасный лик Господа, и приветствовали Его словами любви и мудрости: "О Господь, мы поклоняемся Твоим лотосным стопам, которым поклоняются все полубоги. Ты - Высший Владыка, и время не властно над Тобой. Ты - наш отец, мать, друг, учитель, и почитаемое Божество. Велика наша радость, ибо мы вновь можем созерцать Твой облик, исполненный благодати и любви. В разлуке с Тобой, лотосоокий, мгновение кажется эпохой".
Господь выслушал их приветствия, одарил их милостивым взглядом и вступил в Двараку. Вначале Господь посетил дворец Своих родителей и припал к их стопам. После этого Он отправился в Свой дворец, где Его ждали супруги.
О, как непостижим Господь, Он играет роль мужа, хотя полностью свободен от влияния мира. Невежественные люди принимают Его за обычного человека. Велика слава Господа, Он, хотя и кажется обычным смертным существом, не подвержен влиянию гун природы.
1.12. Рождение Парикшита
Шаунака спросил: "О Сута, ты сказал, что Господь Кришна защитил лоно Уттары. Расскажи нам, как родился Парикшит и что он делал?"
Сута сказал: "Когда Парикшит, находясь в лоне своей матери, страдал от невыносимого жара брахмастры (выпущенной Ашваттхамой), он увидел Верховного Господа. Ростом Господь был с большой палец. Темно-синее, сияющее тело Господа было облачено в желтые одеяния, сверкающие, как молния, и на Нем был золотой шлем. У Него были четыре руки, серьги цвета расплавленного золота. Его глаза были красными от гнева. Его палица, подобно комете, описывала круги вокруг Него. Господь Своей палицей рассеял излучение брахмастры, как солнце испаряет капельку росы. Младенец наблюдал за Ним, стараясь понять, кто это. Защитив младенца, Всевышний Господь, Всепроникающий Дух, Защитник праведных, стал невидимым.
Когда появились все благоприятные знаки зодиака, Уттара родила прямого наследника Пандавов. Сразу после рождения Юдхиштхира провел очистительный ритуал и по случаю рождения потомка щедро одарил брахманов.
Брахманы, знающие язык звезд, сказали, что ребенок уподобится в управлении подчиненными царю Икшваку, в приверженности истине - Раме, в милосердии и щедрости - Шиби. Он приумножит славу своего рода как Бхарата. Как лучник он не будет уступать Арджуне. Он будет неудержим, как огонь, неодолим, как океан, сильным, как лев, надежным прибежищем, как Гималаи, терпеливым, как земля, и всепрощающим, как родители, уравновешенным, как Брахма, щедрым, как Шива, защищающим все, как Господь Вишну, украшенный всеми божественными качествами, как Кришна, великодушным, как Рантидев, благочестивым, как Яяти, непоколебимым, как Бали, преданным Кришне, как Прахлада. Во имя мира и религии он будет карать нечестивых и порочных людей. Узнав о том, что ему суждено умереть от укуса крылатого змея, посланного проклятием сына брахмана, он примет прибежище в Господе. Отрешившись от материальных привязанностей и слушая сына Вьясы о самопознании, он обретет освобождение. Так как он будет всю жизнь искать того, кого увидел в лоне матери, его будут называть Парикшит (всегда ищущий кого-то)".
1.13. Отречение Дхритараштры
Сута сказал:
После долгого паломничества по святым местам Видура (младший брат Дхритараштры) возвратился в Хастинапур. Все обитатели дворца с большой радостью встретили его. Юдхиштхира спросил Видуру: "Благословенный дядя, расскажи, какие святые места ты посещал. Воистину, места обретают святость, когда их посещают святые, подобные тебе".
Видура рассказал подробно о своем паломничестве, умолчав, однако, о гибели династии Яду. Однажды из сострадания и любви к своему брату Дхритараштре, Видура сказал ему: "О царь, уходи отсюда, не медли. Всевышний Бог в образе вечного времени приблизился к нам. Неужели ты не видишь, что всемогущее время похищает дни и месяцы, богатство, славу, детей. Твои отец, друзья, брат и сыновья умерли, ты стар и живешь в чужом доме. Ты слеп от рождения, плохо слышишь, память твоя ослабла, разум оскудел. Увы, как сильна надежда на долгую жизнь. Но тебе все равно придется умереть, и тело твое распадется, как старая одежда. Я считаю лучшим из людей того, кто осознает иллюзорность этого мира и, предавшись Всевышнему Господу в сердце, покидает дом. Того называют невозмутимым, кто в неизвестном, удаленном месте оставляет свое пришедшее в негодность тело".
Когда Дхритараштра услышал это, в нем пробудилось духовное знание (праджна), и он вместе со своей женой Гандхари тайно покинул дворец и ушел на север для самоосознания. Юдхиштхира встревожился из-за исчезновения Дхритараштры, но пришедший во дворец Нарада успокоил его: "Не скорби ни о ком, ибо весь мир во власти Господа. Все миры и их правители поклоняются Богу. Он сводит людей вместе и разлучает их. Как человек, играя, собирает и разбрасывает игрушки по своей воле, так и высшая воля Господа соединяет и разлучает людей. Ты можешь относиться к существам как к вечному духу, как к тленному телу, как к иллюзорному и преходящему - в любом случае нет причины для скорби. Ибо чувство разлуки - это лишь следствие иллюзорной привязанности. Поэтому забудь о своих тревогах, порожденных незнанием своего "я". Ты думаешь, как они, беспомощные, будут жить без тебя. Тело, состоящее из пяти элементов, находится во власти времени, кармы и природы. Как можно защитить других, если сам находишься в пасти змеи?
Слабый служит пропитанием для сильного. Общий закон гласит: одно существо является пищей для другого. Жизнь есть жизнь жизни. О царь, Дхритараштра, Видура и Гандхари отправились в Гималаи, где находится обитель великих мудрецов. Господь Кришна сейчас снизошел на Землю в облике всепожирающего времени (кала-рупа), дабы уничтожить противящихся воле Всевышнего. Господь уже сделал все необходимое, чтобы помочь полубогам, и теперь Его ожидает отдых.
О царь, Дхритараштра, Видура и Гандхари отправились к южным склонам Гималаев, где находится обитель великих мудрецов. То место называется Сапташрота, ибо воды Ганги там разделены на семь рукавов. Дхритараштра приступит к практике аштанга-йоги, трижды в день принимая омовение в Ганге, совершая огненное жертвоприношение, а вместо пищи употребляя только воду и контролируя ум. Дхритараштра соединит свой разум с "я", осознавая единство души и Высшего Брахмана, и затем погрузится в Высшее Существо. Он оставит свое тело на пятый день, считая от сегодняшнего, и его тело сгорит в мистическом внутреннем огне. А его жена войдет в этот огонь. Видура, охваченный одновременно радостью и скорбью, снова уйдет в паломничество". Сказав это, Нарада вознесся в небо.
1.14. Предчувствие Юдхиштхиры
Сута сказал:
Арджуна отправился в Двараку, чтобы повидать Шри Кришну и своих близких. Прошло несколько месяцев, но Арджуна не возвращался. Юдхиштхира начал замечать некоторые неблагоприятные предзнаменования: изменился ход вечного времени; нарушилась очередность сезонов года; люди стали жадными, злыми и лживыми и начали зарабатывать на жизнь нечестными и греховными способами. Друзья стали обманывать друг друга, исчезло взаимосогласие между детьми и родителями, даже между супругами возникли раздоры.
Юдхиштхира сказал своему брату Бхиме: "Прошло семь месяцев. Почему не возвращается Арджуна? Может быть, Господь Кришна, которому мы обязаны счастьем, царством, собственной жизнью, покинул этот мир? Левая сторона моего тела, мои бедра, руки и веки дрожат. Мое сердце учащенно бьется. Шакал воет на восходящее солнце, собака без всякого страха лает на меня. Коровы проходят слева от меня, а ослы ходят вокруг меня. А кони мои, как будто плачут при виде меня.
Взгляни, дым заволакивает небо. Кажется, что земля и небо содрогаются. В безоблачном месте сверкают молнии, раздаются раскаты грома. Неистово дует ветер, взметая пыль и нагоняя тьму. Тучи изливают потоки крови. Солнце тускнеет, кажется, что звезды сталкиваются друг с другом. Масло больше не поддерживает огонь. Коровы не дают молока, а телята не сосут вымя. Коровы плачут, а быки не радуются сочной траве. Кажется, что Божества рыдают в храмах. Какое бедствие ожидает нас?!"
Однажды, когда Юдхиштхира размышлял о зловещих предзнаменованиях, вернулся Арджуна. Он склонился к стопам Юдхиштхиры, и из его глаз катились слезы. Юдхиштхира обратился к Арджуне, охваченному скорбью: "Как проводят свои дни наши друзья и родные? Как поживает Баларама, Прадьюмна и Анируддха? Как проводит время Господь Кришна? Почему ты молчишь? Почему не отвечаешь? Ты как будто утратил сияние? Здоров ли ты? Может быть, ты не подал милостыню просившему ее или не выполнил данное обещание? Может быть, ты не смог защитить брахманов, детей, коров, женщин, стариков или больных, когда они искали твоей помощи? Не вступил ли ты в связь с женщиной сомнительного поведения, или неподобающим образом обошелся с достойной женщиной? Или тебя победили в битве уступающие тебе в силе? Или ты совершил трапезу, не накормив сначала детей и стариков? Не совершил ли ты какой-то непростительный проступок? Я не знаю, что и думать. Или ты чувствуешь себя опустошенным из-за потери своего близкого друга Кришны? Милостиво скажи мне".
1.15. Восхождение Пандавов на Небеса
Сута сказал:
С великим трудом Арджуна сдерживал слезы скорби. Его охватило горе из-за разлуки с Господом, и он чувствовал, как его любовь к Кришне непрестанно усиливается. Тяжело дыша, он промолвил: "О царь! Мой близкий друг Шри Кришна покинул меня, и поэтому я лишился сияния (теджаса) и силы. Миг разлуки с Ним делает все миры непривлекательными, как непривлекательны тела, из которых ушла жизнь. Только благодаря Его силе и милости я и Бхима побеждали в бою даже полубогов. По Его милости я сражался даже с Шивой и Индрой. Только по Его милости мы победили в битве на Курукшетре. Из-за недостатка почтения к Нему, Всевышнему Господу, я выбрал Его своим колесничим, Его, кому поклоняются и служат величайшие мудрецы, чтобы достичь освобождения. Он обращался ко мне как к другу, и я, увы, вел себя с Ним как с другом, и Он терпел мое поведение.
Теперь я разлучен с Ним, Всевышним Господом, с моим другом и доброжелателем, и мое сердце опустело. Я тот же Арджуна, у меня та же колесница и тот же лук, но в отсутствие Господа все это утратило свою силу. Меня даже победили слабые и ничтожные пастухи-варвары, напавшие на меня, когда я охранял жен Кришны.
О царь, ты спросил о друзьях и родственниках в Двараке. Все они были прокляты брахманами, в результате чего они напились рисового вина, опьянели и перебили друг друга железными палками. Таинственны пути Божьи. Все это произошло по высшей воле Господа. Иногда люди убивают друг друга, а иногда заботятся и защищают".
После того, как Арджуна произнес эти слова, он погрузился в медитацию на поучения, которые Господь Шри Кришна дал ему на Курукшетре (Бхагавад-гиту), и устремленно размышляя о стопах Господа, он успокоил свой ум, очистился от скверны и укрепился в преданности.
Господь Шри Кришна заставил членов династии Яду покинуть свои тела, чем облегчил бремя мира. Это похоже на то, как одну колючку вытаскивают с помощью другой. Как только Господь Кришна оставил Землю, век Кали проявился полностью, ввергая неразумных в неправедные действия.
Царь Юдхиштхира, узнав об уходе Господа, возвел на трон своего внука и отрекся от мира. С помощью лайя-йоги (йоги растворения) он растворил все органы чувств в уме, ум в жизненной силе, жизненную силу соединил с дыханием (праной), свое существование - с телом, а тело - со смертью. Юдхиштхира переоделся в старую одежду, отказался от твердой пищи и от слов и распустил волосы. Он стал похож на немого безумца. Он отправился на север, чтобы полностью предаться созерцанию Всевышнего, и оба брата последовали его примеру. С любовью медитируя на Всевышнего, они очистили сознание и достигли духовного мира, обители Единого Бога.
Видура покинул тело в Прабхасе и вернулся на Питрилоку. Драупади и Субхадра полностью погрузились в размышления о Господе Кришне и обрели освобождение в Боге.
1. 16. Беседа Земли и Дхармы
Сута сказал:
С течением времени Парикшит женился на дочери царя Уттары и стал отцом четырех сыновей, старшим из которых был Джанамеджая. Когда он совершал поклонение Господу во время трех жертвоприношений, Ашвамедх, полубоги сами являлись, чтобы принять воздаяние. Когда Махараджа Парикшит жил в столице империи Куру, он услышал, что Кали (век тьмы) проник в его царство в образе нечестивца. Встревоженный этой вестью царь приготовился к военным действиям. Где бы он ни проезжал на своей колеснице, он слышал о славе своих предков Пандавов и величии Господа Кришны.
Теперь, я поведаю вам о том, что случилось в это время. Дхарма, олицетворение религии, в образе быка, встретил корову, олицетворяющую Землю. Корова скорбела, словно мать, потерявшая ребенка. Бык спросил корову о причине ее скорби: "Ты плачешь оттого, что я потерял три ноги и стою на одной? Или из-за того, что тобой будут управлять порочные и невежественные люди? Может быть, ты жалеешь несчастных женщин и детей, которых покинули бессовестные мужчины? Или ты скорбишь из-за того, что духовное знание попало в руки нечестивых? Или из-за того, что брахманы продались царям? Или из-за того, что люди не следуют правилам, касающимся еды, сна, совокупления и занимаются этим когда и где угодно?"
Земля ответила: "О Дхарма, ты узнаешь ответ! Господь Кришна, по милости которого у тебя сохранились все ноги, а я была избавлена от бремени, покинул мир. В Нем пребывают такие качества, как: правдивость, чистота, сострадание, терпимость, самообладание, великодушие, удовлетворенность, искренность, непоколебимость, обуздание чувств, ответственность, аскетичность, беспристрастие, невозмутимость, верность, знание, свобода от страстей, величие, мужество, независимость, искусность, абсолютная красота, разумность, решительность, слава и многие другие.
Меня обременили многочисленные войска демонических царей, и по Его милости я обрела облегчение. Но теперь Он ушел, как сможем мы вынести боль разлуки с Господом?" Пока Земля и Дхарма беседовали на берегу Сарасвати, того места достиг царь Парикшит.
1.17. Наказание Кали
Сута сказал:
Парикшит увидел, как низкорожденный, безбожный шудра, одетый, как царь, бьет корову и быка дубинкой, как будто у них нет хозяина. Царь грозно сказал шудре: "Эй, кто ты! Ты кажешься сильным, но осмеливаешься избивать беспомощных. Ты в одежде царя, но по делам ты не дваждырожденный. Раз ты избиваешь невинных в укромном месте, ты - преступник и заслуживаешь смерти".
Затем царь обратился к быку: "Кто ты? Бык или полубог? Кто лишил тебя трех ног? Как это могло произойти в моем царстве? Говорится, царь теряет славу, его жизнь сокращается, и он не обретет счастья в следующей жизни, если негодяи притесняют жителей его страны. Первейший долг царя - облегчить страдания страждущих. Скажи мне, кто причинил тебе страдание. Кто заставил невинных страдать, тот должен страшиться меня. Обуздывая бесчестных негодяев, человек приносит благо праведным".
Бык ответил: "Я благодарю тебя, о царь. Но мне трудно судить, кто ответственен за мое страдание. Некоторые говорят, что мы сами ответственны за свои страдания, другие говорят, что они зависят от провидения, а третьи утверждают, что такова природа мира. А есть и такие, которые считают, что причину страданий невозможно выяснить с помощью рассуждений, ни вообразить, ни выразить словами. О святой царь, рассуди сам". Царь сказал: "Ты сам Дхарма. Воистину, творящего зло и указывающего на творящего зло ждет одна участь. В век Сатьи (правдивости) ты стоял на четырех ногах, олицетворяющих: аскетизм, чистоту, милосердие и правдивость. Но теперь твои ноги перебиты безбожием (адхармой), проявляющимся в виде гордыни, пристрастия к женщинам и опьяняющим веществам.
Гордость отнимает плоды аскетизма, сильное влечение к женщинам отнимает чистоту, пристрастие к опьяняющим веществам отбирает милосердие, а ложь отбирает правдивость. Божественные законы религии - аскетизм, чистота, милосердие и правдивость могут соблюдать последователи любого вероучения. Приверженность к догмам без соблюдения истинных законов не приносит спасение.
И сейчас Кали, процветающий благодаря обману, пытается перебить последнюю ногу, олицетворяющую правдивость. А мать Земля, покинутая Господом, скорбит о своем будущем, ибо ею будут править и наслаждаться люди низшего класса, выдающие себя за правителей".
1.18. Сын брахмана проклинает Парикшита
Сута сказал:
Однажды, во время охоты, царь Парикшит, преследуя оленя, почувствовал усталость, сильную жажду и голод. В поисках воды он зашел в уединенную обитель прославленного Шамики Риши. Там он увидел мудреца, безмолвно сидящего с закрытыми глазами. Мудрец полностью контролировал деятельность дыхания, чувств, ума и интеллекта и пребывал в глубоком трансе вне трех состояний (бодрствования, сна и сна со сновидениями), достигнув состояния единения с Высшим Сознанием. Царь испросил у него воды, но, не получив должного почтения и приема, он разгневался. Перед уходом царь поднял концом своего лука безжизненную змею и в гневе положил ее вокруг шеи мудреца-брахмана, после чего вернулся в столицу.
Юный сын мудреца, по имени Шринги, услышав об оскорблении своего отца, проклял царя Парикшита: "Ровно через семь дней крылатый змей Такшака ужалит этого нарушителя законов религии, ибо он оскорбил моего отца". И когда он подошел к своей обители и увидел мертвую змею на плечах отца, он почувствовал глубокую печаль и заплакал.
Шамика, услышав громкий плач сына, открыл глаза и увидел мертвую змею на своих плечах. Отбросив змею, он спросил сына: "Почему ты плачешь? Кто обидел тебя?" И когда он узнал о поступке царя и проклятии сына, он промолвил: "О неразумное дитя, ты совершил великий грех, присудив суровое наказание за пустяковую обиду. Царь - это бог среди людей. Когда царя нет, существа беззащитны. Нарушается божественный порядок в обществе. Царь не заслуживает проклятий, ибо он испытывал жажду и голод. Да простит Всевышний этого несмышленого мальчика за грех, совершенный против Его непорочного преданного.Преданные Господа настолько кроткие, что даже если на них клевещут, обманывают, проклинают, пренебрегают ими или даже убивают, у них не возникает желания мстить за себя". Так мудрец сожалел о грехе, совершенном его сыном. Он не считал оскорблением поступок царя. Праведные люди, хотя и вовлеченные в радости и печали материального мира, не испытывают ни страданий, ни наслаждений, как и Высшая Душа, не подверженная страданиям мира.
1.19. Появление Шукадевы
Царь, вернувшись во дворец, раскаивался в своем проступке, совершенном против могущественного брахмана. Он думал: "Несомненно, из-за пренебрежения наставлениями Верховного Господа ко мне придут трудности. И я желаю, чтобы они пришли немедленно, ибо только так я освобожусь от греха".
В это время царь получил известие о своей скорой смерти, которая произойдет от укуса крылатого змея, посланного проклятием сына брахмана. Царь воспринял это известие как добрую весть, ибо оно послужило поводом для отречения от мирского. Парикшит расположился на берегу Ганги, чтобы сосредоточить свой ум на Кришне, отказавшись от всех других путей самоосознания, ибо чистое любовное служение Кришне является самым великим путем.
В то время все великие души (махатмы) и мыслители в сопровождении своих учеников, а также мудрецы, способные освятить место паломничества одним своим присутствием, полубоги и святые цари прибыли на берег Ганги. Парикшит сообщил им, поклонившись до земли, о своем решении поститься до самой смерти. Парикшит уселся на соломенной подстилке; корни травы куша, из которой она была сплетена, были направлены на восток. Он расположился на южном берегу Ганги, лицом на север (это особо благоприятно для духовного развития). Мудрецы одобрили его решение возгласами: "Очень хорошо".
Парикшит сказал: "О достойные брахманы, я спрашиваю вас о моем непосредственном долге. Милостиво скажите мне, в чем заключается истинный долг каждого и в особенности того, чья смерть близка". В это мгновение появился могущественный сын Вьясадевы, беспристрастный и самоудовлетворенный. Его преследовали дети и женщины, считавшие его сумасшедшим. Сыну Вьясадевы было только шестнадцать лет. Его ноги, бедра, руки, плечи, лоб и другие части тела были прекрасны. У него были изумительные, широко раскрытые глаза, очень привлекательное лицо и красивая, подобная округлой раковине шея. Его грудная клетка была широкая, у него был глубокий пупок. Руки его были длинными, и лицо обрамляли кудрявые волосы. Он был обнажен, и цвет его тела был подобен цвету тела Кришны. Очарование его внешности и пленительная улыбка доставляли радость женщинам. Мудрецы поднялись со своих мест, чтобы почтить его. Парикшит склонил голову, приветствуя великого гостя Шукадеву Госвами. Мудрец Шукадева сел, он был совершенно спокоен и был готов ответить на любой вопрос.
Парикшит приблизился к Шуке и со сложенными руками обратился к нему: "Одно только воспоминание о тебе мгновенно освящает наши дома. А что говорить о нашем состоянии, когда мы видим тебя, касаемся твоих святых стоп, омывая их, и предлагаем почетное сидение в доме. Как демоны не могут оставаться в присутствии Господа, так же непреодолимые грехи людей уничтожаются твоим присутствием. О святой, о великий мистик, ты - духовный учитель великих святых и преданных. Я прошу указать путь совершенства для всех личностей, а особенно для тех, кто близок к смерти. Надели меня знанием, что человек должен слушать, воспевать, о чем помнить, чему поклоняться, и что он не должен делать. Милостиво объясни мне все это".
И великий и могущественный сын Вьясадевы стал отвечать.
Песнь Вторая
Песнь Третья
Песнь Четвертая
Песнь Пятая
Песнь Шестая
Песнь Седьмая
Песнь Восьмая
Песнь Девятая
Песнь Десятая
Песнь Одиннадцатая
Песнь Двенадцатая
|