Серия “Духовное наследие Индии”
Мистерии
Бхагавата-пураны
Песни 1-12
песни:
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
X
XI
XII
(опубликовано с любезного разрешения и при содействии С.М.Неаполитанского,
специально для сайта //scriptures.ru )
“Бхагавата Пурана — зрелый плод древа ведической литературы...” (1.1.3.)
“Институт практической метафизики”
Санкт-Петербург
2001
Сурендра Мохан дас (Неаполитанский С. М.)
Мистерии Бхагаваты Пураны (Песни 1-12). — СПб.: “Институт практической метафизики”, 2001. — 432 с.
В книге дается подробное изложение одного из самых известных и авторитетных ведических писаний — Бхагаваты Пураны (Шримад Бхагаватам). В ней всесторонне представлены священное учение и мистериальные надвременные события, героями которых являются великие мудрецы, подвижники, воины света, планетарные иерархи и Боговоплощения. Бхагавата Пурана содержит обширные сведения по философии, лингвистике, теургии, метафизике, космологии, астрологии и посвященческим наукам. Она открывает грандиозную панораму метаисторического развития вселенной, хранит информацию о будущем человечества, благовествует о путях божественной любви, самопознания и освобождения, и в ней запечатлены важнейшие манифестации Высшего Духа, сформировавшие во всеобщем сознании многомерные пространства трансмифов и отразившиеся в глубинных мировоззренческих архетипах.
Содержание
Введение.......................................................................... iii
Песнь Первая............................................................................................... 1
1.1. Жертвоприношение мудрецов................................... 1
1.2. Заслуги преданности Господу................................... 1
1.3. Описание воплощений Кришны.................................. 3
1.4. Появление Нарады..................................................... 5
1.5. Беседа Вьясы и Нарады............................................. 6
1.6. Беседа Вьясы и Нарады............................................. 7
1.7. Наказание Ашваттхамы........................................... 8
1.8. Молитвы Кунти....................................................... 10
1.9. Уход Бхишмы........................................................... 11
1.10.Отъезд Кришны в Двараку..................................... 11
1.11. Кришна возвращается в Двараку.......................... 12
1.12. Рождение Парикшита............................................. 13
1.13. Отречение Дхритараштры................................... 14
1.14. Предчувствие Юдхиштхиры................................. 15
1.15. Восхождение Пандавов на Небеса.......................... 16
1.16. Беседа Земли и Дхармы......................................... 18
1.17. Наказание Кали...................................................... 19
1.18. Сын брахмана проклинает Парикшита.................. 20
1.19. Появление Шукадевы ............................................ 20
Песнь Вторая............................................................................................ 23
2.1. Вселенская форма Бога........................................... 23
2.2. Путь освобождения................................................. 26
2.3. Преданность Богу — единственный путь освобождения 31
2.4. Сотворение вселенной............................................ 31
2.5. Сотворение вселенной (беседа Нарады и Брахмы). 32
2.6. Пуруша-сукта.......................................................... 34
2.7. Воплощения Господа и их деяния............................. 36
2.8. Вопросы царя Парикшита........................................ 39
2.9. Четыре изначальные шлоки Бхагаватам................ 39
2.10. Десять разделов Бхагаваты Пураны.................... 43
Песнь Третья............................................................................................. 47
3.1. Встреча Видуры с Уддхавой.................................... 47
3.2. Беседа Уддхавы с Видурой ..................................... 48
3.3. Игры Господа вне Вриндавана................................. 49
3.4. Видура встречает Майтрею.................................. 50
3.5. Беседа между Видурой и Майтреей......................... 51
3.6. Космология............................................................... 53
3.7. Вопросы Видуры...................................................... 55
3.8. Появление Брахмы .................................................. 56
3.9. Молитвы Брахмы..................................................... 58
3.10. Деления творения.................................................. 59
3.11. Таинство времени.................................................. 62
3.12. Сотворение Рудры, Кумаров и Ману..................... 65
3.13. Появление Аватара Варахи................................... 68
3.14. Беременность Дити.............................................. 69
3.15. Описание царства Бога......................................... 71
3.16. Мудрецы проклинают Джая и Виджая.................... 73
3.17. Победа Хираньякши над всей вселенной................ 74
3.18. Битва Господа Варахи с демоном Хираньякшей.... 75
3.19. Убиение демона Хираньякши.................................. 75
3.20. Различные творения Брахмы................................. 76
3.21. Беседа между Ману и Кардамой Муни.................... 78
3.22. Брак Кардамы Муни и Девахути............................ 79
3.23. Плач Девахути...................................................... 79
3.24. Отречение Кардамы Муни..................................... 81
3.25. Важность преданного служения............................ 82
3.26. Основные элементы космоса................................ 84
3.27. Философия санкхья: материя и дух....................... 88
3.28. Восьмиступенчатая йога...................................... 89
3.29. Пути преданности................................................. 90
3.30. Самсара и адские миры.......................................... 92
3.31. Страдания воплощенных существ....................... 94
3.32. Пути освобождения............................................... 95
3.33. Просветление Девахути....................................... 96
Песнь Четвертая..................................................................................... 98
4.1. Потомки дочерей Ману............................................ 98
4.2. Дакша проклинает Шиву......................................... 99
4.3. Беседа между Шивой и Сати................................. 101
4.4. Сати оставляет тело.......................................... 102
4.5. Разрушение жертвоприношения Дакши................. 104
4.6. Брахма успокаивает Шиву..................................... 105
4.7. Жертвоприношение Дакши ................................... 107
4.8. История Дхрувы.................................................... 108
4.9. Дар Господа Вишну................................................ 111
4.10. Сражение Дхрувы с якшасами.............................. 111
4.11. Ману советует Дхруве прекратить сражение... 112
4.12. Дхрува достигает обители Вишну..................... 113
4.13. Потомки Дхрувы.................................................. 114
4.14. Рассказ о царе Вене............................................. 115
4.15. Рождение царя Притху и его коронация.............. 117
4.16. Восхваление царя Притху................................... 117
4.17. Притху гневается на Землю............................... 118
4.18. Притху доит Землю............................................. 119
4.19. Притху совершает сотое жертвоприношение коня 121
4.20. Появление Вишну на жертвоприношении Притху 121
4.21. Поучения царя Притху......................................... 122
4.22. Притху встречается с Кумарами....................... 123
4.23. Подвижничество Притху..................................... 124
4.24. Песнь Шивы.......................................................... 125
4.25. История царя Пуранджаны.................................. 126
4.26. Охота Пуранджаны.............................................. 127
4.27. Нападение Чандавеги........................................... 128
4.28. Пуранджана перевоплощается женщиной............ 128
4.29. Объяснение аллегории о Пуранджане................... 130
4.30. Деяния Прачетов................................................. 134
4.31. Отречение и освобождение Прачетов................. 135
Песнь Пятая............................................................................................ 137
5.1. Деяния царя Приявраты........................................ 137
5.2. Деяния царя Агнидхры........................................... 139
5.3. Появление Ришабхи................................................ 140
5.4. История Ришабхи.................................................. 140
5.5. Ришабха говорит о пути освобождения................ 141
5.6. Ришабха покидает тело........................................ 144
5.7. Деяния Бхараты.................................................... 145
5.8. Перевоплощение Бхараты оленем......................... 145
5.9. Бхарата перерождается брахманом..................... 146
5.10. Беседа между Джада Бхаратой и Рахуганой..... 148
5.11. Бхарата передает духовное знание.................... 149
5.12. Беседа Джады Бхараты с Рахуганой................... 150
5.13. Аллегория жизни................................................... 151
5.14. Лес наслаждений — аллегория самсары............... 152
5.15. Династия Бхараты.............................................. 154
5.16. Описание Джамбудвипы....................................... 154
5.17. Сошествие Ганги................................................. 157
5.18. Молитвы жителей Джамбудвипы к Господу........ 159
5.19. Описание Кимпуруши-варши и Бхарата-варши.... 160
5.20. Строение вселенной............................................ 161
5.21. Солнечный путь................................................... 164
5.22. Описание планет................................................. 165
5.23. Планетарная система Шишумара....................... 167
5.24. Подземные райские планеты............................... 168
5.25. Описание Санкаршаны......................................... 170
5.26. Описание адских планет...................................... 171
Песнь Шестая......................................................................................... 175
6.1. История Аджамилы................................................ 175
6.2. Посланники Вишну освобождают Аджамилу.......... 177
6.3. Ямарадж поучает своих слуг................................. 178
6.4. Хамса-гухья — молитва Дакши............................. 179
6.5. Дакша проклинает Нараду Муни............................ 180
6.6. Потомство дочерей Дакши................................... 181
6.7. Индра оскорбляет Брихаспати............................. 184
6.8. Нараяна-кавача...................................................... 185
6.9. Появление демона Вритрасуры............................. 187
6.10. Битва между полубогами и Вритрасурой............ 189
6.11. Божественные качества Вритрасуры................ 189
6.12. Славная смерть Вритрасуры.............................. 190
6.13. Индра огорчен последствиями убийства Вритрасуры 190
6.14. Скорбь Читракету............................................... 191
6.15. Нарада и Ангира поучают Читракету................. 193
6.16. Читракету встречает Господа.......................... 194
6.17. Парвати проклинает Читракету........................ 196
6.18. Дити дает обет убить Индру............................. 197
6.19. Выполнение обряда Пунсавана............................. 199
Песнь Седьмая........................................................................................ 202
7.1. Беспристрастие Господа .................................... 202
7.2. Хираньякашипу — царь демонов............................ 204
7.3. Намерение Хираньякашипу стать бессмертным. 205
7.4. Хираньякашипу тиранит вселенную..................... 206
7.5. Прахлада, сын Хираньякашипу............................... 206
7.6. Прахлада поучает своих друзей............................ 208
7.7. Нарада учит Прахладу........................................... 209
7.8. Господь Нрисимха убивает царя демонов............. 211
7.9. Прахлада молитвами успокаивает Господа.......... 211
7.10. Прахлада — лучший среди преданных.................. 212
7.11. Совершенное общество: четыре варны.............. 213
7.12. Совершенное общество: четыре ашрама........... 215
7.13. Поведение совершенного существа.................... 216
7.14. Идеальная семейная жизнь................................... 218
7.15. Поучения Нарады................................................. 219
Песнь Восьмая........................................................................................ 222
8.1. Описание Ману, правителей вселенной................. 222
8.2. Битва Гаджендры с крокодилом............................. 222
8.3. Молитва Гаджендры.............................................. 223
8.4. Гаджендра возвращается в духовный мир............. 223
8.5. Полубоги обращаются к Господу за защитой....... 225
8.6. Полубоги и демоны объявляют перемирие............ 225
8.7. Шива спасает вселенную от яда.......................... 226
8.8. Пахтанье молочного океана.................................. 227
8.9. Господь воплощается в образе Мохини-мурти..... 228
8.10. Битва между полубогами и демонами.................. 228
8.11. Индра уничтожает асуров................................... 229
8.12. Шива очарован Мохини-мурти............................. 229
8.13. Описание Ману..................................................... 230
8.14. Правление вселенной........................................... 231
8.15. Бали Махараджа завоевывает райские планеты 231
8.16. Поклонение Пайо-врата....................................... 232
8.17. Господь соглашается стать сыном Адити........ 234
8.18. Воплощение Господа Ваманадевы........................ 234
8.19. Вамана просит милостыню у Бали...................... 235
8.20. Бали отдает вселенную...................................... 236
8.21. Господь пленяет Бали Махараджу....................... 237
8.22. Бали Махарадж отдает свою жизнь.................... 238
8.23. Полубоги возвращаются на райские планеты.... 239
8.24. Воплощение Господа в образе Матсьи................ 239
Песнь Девятая....................................................................................... 241
9.1. Царь Судьюмна становится женщиной................. 241
9.2. Династия сыновей Ману....................................... 242
9.3. Брак Суканьи и Чьяваны Муни............................... 243
9.4. Дурваса Муни оскорбляет Амбаришу ................... 243
9.5. Спасение Дурвасы Муни........................................ 244
9.6. Падение Саубхари Муни......................................... 245
9.7. Потомки царя Мандхаты...................................... 246
9.8. Сыновья Сагара встречают Господа Капиладеву. 246
9.9. Династия Аншумана.............................................. 247
9.10. Игры Господа Рамачандры................................... 248
9.11. Господь Рамачандра правит миром..................... 249
9.12. Династия Куши, сына Господа Рамачандры........ 249
9.13. Династия Махараджи Ними.................................. 250
9.14. Урваши очаровывает царя Пурураву................... 250
9.15. Парашурама — воплощение-воин......................... 252
9.16. Господь Парашурама уничтожает род кшатриев 252
9.17. Династии сыновей Пуруравы............................... 253
9.18. Царь Яяти возвращает себе молодость............ 254
9.19. Царь Яяти получает освобождение..................... 254
9.20. Династия Пуру..................................................... 255
9.21. Династия Бхараты.............................................. 255
9.22. Потомки Аджамидхи............................................. 256
9.23. Династии сыновей Яяти...................................... 257
9.24. Всевышний Господь Кришна................................. 257
Песнь Десятая....................................................................................... 260
10.1. Канса убивает сыновей Деваки........................... 260
10.2. Господь нисходит в лоно Деваки......................... 262
10.3. Описание рождения Шри Кришны......................... 265
10.4. Канса повелевает убить всех младенцев........... 266
10.5. Встреча Нанды и Васудевы................................. 268
10.6. Путана................................................................. 268
10.7. Убиение Тринаварты............................................ 269
10.8. Забавы Кришны.................................................... 270
10.9. Яшода привязывает Кришну................................ 272
10.10. Деревья Арджуны............................................... 272
10.11. Исход из Гокулы................................................. 273
10.12. Убиение демона Агха.......................................... 274
10.13. Посрамление Брахмы.......................................... 275
10.14. Брахма восславляет Кришну............................. 276
10.15. Убиение демона Дхенуки.................................... 277
10.16. Змей Калия.......................................................... 278
10.17. Избавление от огня............................................ 279
10.18. Убиение демона Праламбы................................. 279
10.19. Поглощение лесного пожара............................... 279
10.20. Период дождей и осень....................................... 280
10.21. Кришна и гопи..................................................... 281
10.22. Кража одежды..................................................... 282
10.23. Кришна и ведические жертвоприношения.......... 282
10.24-27. Поднятие холма Говардхана......................... 284
10.28. Кришна и Варуна................................................. 285
10.29-32. Сладчайшие отношения с Богом................... 286
10.33. Танец Раса.......................................................... 291
10.34. Сударшана.......................................................... 292
10.35. Песнь разлуки..................................................... 293
10.36. Аришта............................................................... 293
10.37. Демон Кеши........................................................ 294
10.38-39. Акрура............................................................ 295
10.40-42. Матхура........................................................ 296
10.43. Поединок............................................................ 297
10.44. Смерть Кансы.................................................... 298
10.45. Церемония повязывания шнура и ученичество.. 298
10.46-47. Уддхава во Врадже......................................... 299
10.48. Горбатая девушка и посещение Акруры............ 301
10.49. Акрура в Хастинапуре........................................ 301
10.50. Джарасандха и возведение Двараки................... 302
10.51. Мучукунда........................................................... 303
10.52-54. Рукмини.......................................................... 304
10.55 Прадьюмна........................................................... 305
10.56. Драгоценный камень Сьямантаки...................... 306
10.57. Смерть Сатраджита......................................... 307
10.58-59. Жены Шри Кришны........................................ 308
10.60. Беседа Кришны и Рукмини.................................. 310
10.61. Сыновья Кришны................................................ 311
10.62-63. Демон Бана.................................................... 313
10.64. Победа над Баной............................................... 313
10.64. История Нриги................................................... 314
10.65. Баларама и поток Ямуны................................... 315
10.66. Паундрака и царь Каши....................................... 315
10.67.Баларама убивает Двивида................................. 316
10.68. Женитьба Самбы............................................... 316
10.69. Нарада посещает дворцы Кришны..................... 317
10.70-73. Раджасуя и освобождение Джарасандхи........ 317
10.74. Освобождение Шишупалы................................... 320
10.75. Унижение Дурйодханы........................................ 322
10.76-77. Шалва............................................................. 322
10.78. Дантавакра и Видуратха................................... 323
10.78-79. Смерть Ромахаршаны.................................. 324
10.80-81. Брахман Шридама.......................................... 325
10.82-84. Встреча на Курукшетре............................... 326
10.85. Воскрешение сыновей Деваки............................ 328
10.86. Арджуна и Субхадра........................................... 329
10.87. Молитва воплощений Вед.................................. 329
10.88. Спасение Шивы................................................... 332
10.89. Возвращение к жизни мальчика-брахмана.......... 333
Песнь Одиннадцатая.............................................................................. 335
11.1. Проклятие ядавов................................................ 335
11.2. Беседы мудрецов с Ними...................................... 336
11.3. Освобождение от иллюзорной энергии................ 338
11.4. Друмила описывает Воплощения Бога................ 342
11.5. Нарада наставляет Васудеву............................. 343
11.6. Династия Яду удаляется в Прабхасу.................. 345
11.7. Кришна дает наставления Уддхаве..................... 346
11.8. История Пингалы................................................. 348
11.9. Отречение от мирского...................................... 349
11.10. Природа кармы .................................................. 351
11.11. Признаки освобожденных существ.................... 352
11.12. Выше отречения и знания.................................. 354
11.13. Божественный лебедь........................................ 355
11.14. Кришна объясняет йогу..................................... 356
11.15. Богатство Господа............................................ 357
11.16. Богатство Господа............................................ 359
11.17. Система варнашрама......................................... 360
11.18. Описание Варнашрама-дхармы........................... 362
11.19. Совершенство духовного знания....................... 363
11.20. Добро и зло......................................................... 364
11.21. Объяснение ведического пути........................... 366
11.22. Элементы материального творения................. 367
11.23. Песня отреченного............................................ 369
11.24. Философия санкхйи............................................ 371
11.25. Три гуны природы............................................... 372
11.26. Аила-гита........................................................... 373
11.27. Поклонение святому Образу.............................. 374
11.28. Джнана-йога........................................................ 375
11.29. Бхакти-йога....................................................... 376
11.30. Исчезновение династии Яду.............................. 377
11.31. Исчезновение Господа Кришны........................... 378
Песнь Двенадцатая................................................................................ 380
12.1. Деградирующие династии Кали-юги.................... 380
12.2. Признаки Кали-юги............................................... 381
12.3. Песнь Земли......................................................... 384
12.4. Четыре типа уничтожения вселенной................ 388
12.5. Заключительные наставления Шукадевы........... 390
12.6. Уход Парикшита.................................................. 391
12.7. Пуранические Писания......................................... 394
12.8. Молитвы Маркандейи.......................................... 395
12.9. Господь проявляет Свою иллюзию....................... 397
12.10. Шива прославляет Маркандейу Риши................ 399
12.11. Краткое описание Махапуруши.......................... 401
12.12. Обобщение тем Бхагаваты Пураны.................. 404
12.13. Величие Шримад-Бхагаватам............................ 407
Введение
Термин «Пурана» обычно переводится как «древнее предание». В Вайю Пуране (1.123) этот термин истолковывается как «то, что существует с древних времен», а в Матсье Пуране (53.63) — «как записи древних событий». Известнейший санскритский ученый Рангачарья объясняет слово Пурана как «Pura nava» (Pura — древнейший; nava — новый), что относится к вещи, которая также хороша как новая, хотя существует с древних времен.
Часто термин «Пурана» упоминается в тесной связи с Итихасами (сказаниями), такими как Махабхарата и Хариванша. Как разновидность духовной литературы Пураны существовали в ведические времена, и о них упоминается в Атхарва Веде (11.7.24), в Брахманах (Гопатха 1.2.10.; Шатапатха 14.6.10.6.) и в Тайтирия Араньяке (2.10) В Чхандогья Упанишад Пуранам и Итихасам придается статус «Пятой Веды», а значит, они признаются авторитетным священным писанием.
Пураны являются подлинными энциклопедиями, содержащими обширные сведения по философии, медицине, лингвистике, музыке, драматургии, метафизике, космологии, астрологии и т.д. В них подробно описаны теургические ритуалы (шраддхи и яджны), святые места (тиртхи), социальные и религиозные обязанности. Пураны открывают грандиозную панораму метаисторического развития вселенной, и в них запечатлены основные космические события, отразившиеся в глубинных мировоззренческих архетипах и сформировавшие во всеобщем сознании многомерные пространства трансмифов.
Пураническая литература состоит из 18 великих Пуран (Махапуран) и множества вспомогательных Пуран (упапуран). В Шримад Бхагаватам (12.13.4-8) дается следующий список Махапуран и количество содержащихся в них шлок:
Брахма Пурана — 10000
Падма Пурана — 55000
Вишну Пурана — 23000
Вайю Пурана — 24000
Бхагавата Пурана — 18000
Нарада Пурана — 25000
Маркандея Пурана — 9000
Агни Пурана -10500
Бхавишья Пурана — 14500
Брахмавайварта Пурана — 18000
Линга Пурана — 11000
Вараха Пурана — 24000
Сканда Пурана — 81000
Вамана Пурана — 10000
Курма Пурана — 17000
Матсья Пурана — 19000
Гаруда Пурана — 19000
Брахманда Пурана — 12000
Падма Пурана (Уттара-кханда, 263.81-4) разделяет все Махапураны на саттвика, раджаса и тамаса. Саттвика — Бхагавата, Вишну, Падма, Нарада, Гаруда, Вараха. Раджаса — Брахманда, Брахмавайварта, Брахма, Вамана, Бхавишья. Тамаса — Матсья, Курма, Линга, Шива, Агни и Сканда.
Древние и современные метафизики считают Бхагавату Пурану самым важным писанием из всех Пуран. В Падма Пуране утверждается, что Бхагаватам является синтезом мудрости, отречения и преданности. Слушая ее и медитируя над ее посланием, человек обретает освобождение и божественную любовь. Согласно Вопадеве, Веды, Пураны и священные поэмы (кавьи) дают нам наставления соответственно как учитель, друг и возлюбленный. Но Бхагавата вобрала функции всех трех и руководит нами. (Харилиламрита 1.9). Можно привести множество свидетельств, подтверждающих славу Бхагаватам. Для подтверждения ее исключительного значения важно отметить, что все основатели главных школ Веданты обращались к Бхагаватам и, комментируя ее, стремились утвердить свою метафизическую доктрину. Сударшана Сури и Вира-рагхава (вишишта-адвайта), Виджаядхваджа (двайта), Валлабха Гиридхара (пурнадвайта), Шукадева (бхеда-абхеда), Джива Госвами и Вишванатха Чакраварти (бенгальская школа вайшнавизма), Шридхара (адвайта), Ганга Сахая (адвайта) и многие духовные учителя написали превосходные комментарии на Бхагавату Пурану.
В Бхагаватам перечисляются десять основных тем, которые всесторонне раскрываются в этом священном писании: тонкое творение (сарга), грубое творение (висарга), закон и порядок, установленный Богом (стхана), защита и поддержка мира (пошана), кармические тенденции (ути), периоды правления Ману (манвантара), описание деяний Господа (ишанукатха), уничтожение мира (ниродха), освобождение (мукти), высшее прибежище или высшая реальность (ашрая).
Метафизические прозрения древних пророков и послания Высшего Сознания, охватывающие все области человеческого и сверхчеловеческого знания, запечатлены в Ведах. Согласно мнению самой традиции, Веды первоначально передавались изустно, но пять тысяч лет они были записаны легендарным Вьясадевой, который считается «литературным воплощением Бога». Составив основной корпус ведической литературы, Вьясадева изложил сущность Вед в афоризмах, называемых «Брахма-сутры», или «Веданта-сутра». Чтобы разъяснить сущность афоризмов, посвященных познанию Абсолютной Истины, мудрец Вьясадева составил под руководством божественного мудреца Нарады, комментарии к ним — Бхагавату Пурану. Бхагаватам, называемая «зрелым плодом древа ведической мудрости», является авторитетным изложением сокровенного трансцендетального знания. Составив Бхагаватам, Вьяса передал ее сущность своему сыну, просветленному мудрецу Шуке. Шукадева в свою очередь поведал Бхагавату Пурану царю Парикшиту среди святых мудрецов и подвижников, собравшихся на берегу Ганги. Парикшит, получив предупреждение о скорой смерти, оставил свое царство и решил обрести освобождение, предавшись посту и духовному созерцанию. Бхагавата Пурана начинается с обращения императора Парикшита к просветленному Шукадеве: «О святой, о великий мистик, ты — духовный учитель великих святых и преданных. Я прошу указать путь совершенства для всех личностей, а особенно для тех, кто близок к смерти. Даруй мне знание о том, что человек должен слушать, воспевать, о чем помнить, чему поклоняться, и что он не должен делать. Милостиво объясни мне все это».
В течение семи дней, вплоть до смерти, царь и собравшиеся там мудрецы внимали поучениям Шукадевы, в которых раскрывалось посвященческое знание о природе Бога, вселенной и человека. Мудрец Сута, присутствующий на той мистерии, где Шукадева впервые изложил послание Шримад Бхагаватам, впоследствии повторил ее перед мудрецами, собравшимися в лесу Наймиша и проводящими великое таинство для нейтрализации разрушительных влияний начавшейся Кали-юги.
Композиционно Бхагавата Пурана строится на вопросах Парикшита и ответах Шукадевы, которые пересказывает Сута. Кроме того, сам Сута иногда отвечает на вопросы Шаунаки, возглавляющего собрание мудрецов в лесу Наймиша. Также Шукадева часто пересказывает содержание философских бесед великих мудрецов и Боговоплощений. Таким образом, учение Бхагаватам транслируется через четыре линии учителей:
1). Вишну — Нарада — Вьяса — Шука (Бх. П. 2.4.25; 2.9.5-7;3.4.13).
2). Нараяна — Нарада — Вьяса — Шука (10.87.8, 47-48).
3). Нараяна — Нарада — Прахлада (7.6.27-28).
4). Санкаршана — Санаткумара — Санкхьяна — Видура (3. 8. 2-9.).
В книге «Мистерии Бхагаваты Пураны» дается краткое и доступное для широкого круга читателей изложение учения и мистериальных событий, описанных в Бхагаватам. Практически, эту книгу можно назвать сокращенным переводом Шримад Бхагаватам. Многие тексты и отдельные главы переведены почти полностью. При изучении книги надо учитывать, что в строках, напечатанных мелким курсивом, даются фрагменты из комментариев известнейших комментаторов Бхагаваты Пураны: Шридхары Свами, Бхактисиддханты Сарасвати, Шрилы Прабхупады и других учителей, распространяющих провозвестие божественной любви.
Песнь Первая
Песнь Вторая
Песнь Третья
Песнь Четвертая
Песнь Пятая
Песнь Шестая
Песнь Седьмая
Песнь Восьмая
8.1. Описание Ману, правителей вселенной
Парикшит спросил: “О учитель, я услышал о династии Сваямбхувы Ману. Но есть и другие Ману, и я хочу услышать об их династиях”.
Шукадева сказал: “В настоящую кальпу уже было шесть Ману. Я рассказал тебе о Сваямбхуве Ману и о появлении многих полубогов. В этой кальпе Брахмы, Сваямбхува — это первый Ману. Сваямбхува был отрешен от мирских радостей. Он оставил свое царство и удалился в лес со своей женой для совершения аскез. Стоя на одной ноге, он медитировал на Господа в течение сотен лет и молился: “Он создал вселенную, но вселенная не познала Его. Он бодрствует, когда мир спит. Никто не знает Его, но Он знает все. Он как Высшее Я повсюду. Он невидим, но видит все. У него нет ни начала, ни середины, ни конца, нет ни врагов, ни друзей, ни внешнего, ни внутреннего. Вселенная — Его тело. Он самосветящийся, предвечный, нерожденный. Он действует, но не связан последствиями деяний. Да будет Господь прибежищем моим”.
Когда Ману был занят подвижничеством, его увидели голодные демоны, и они возжелали поглотить его. Но Господь, появившийся как Яджна, убил всех демонов и, заняв престол Индры, стал править райским царством. Сын Агни по имени Сварочиша стал вторым Ману. В течение правления Сварочиши престол Индры был занят Рочаной, сыном Яджны. Третий Ману, Уттама, был сыном Прийавраты. Брат третьего Ману, Уттамы, был известен под именем Тамаса, и он стал четвертым Ману. В этой манвантаре из лона Харини, жены Харимедхи, родился Верховный Господь, Хари. Хари спас Своего преданного Гаджендру, царя слонов, из пасти крокодила”.
8.2. Битва Гаджендры с крокодилом
Шукадева Госвами сказал:
Посреди молочного океана находится гора, высотой восемь тысяч йоджан, которая называется Трикута. В долине горы Трикута раскинулся прекрасный сад Ритумат, принадлежащий Варуне, а в саду — красивое озеро. Однажды царь слонов вместе со своей слонихой купались в озере, и своими играми они нарушили покой его обитателей. За это Гаджендру, царя слонов, схватил за ногу огромный крокодил. Между слоном и крокодилом произошла великая битва, продолжавшаяся тысячу лет. Ни крокодил, ни слон не побеждали, но из-за того, что они находились в воде, слон стал слабеть, а сила крокодила увеличивалась. Слон, оказавшись в беспомощном состоянии, обратился за защитой к Всевышнему Господу.
8.3. Молитва Гаджендры
Шукадева Госвами продолжал:
Царь слонов в прошлом рождении был человеком по имени Индрадьюмна, и тогда он узнал молитву, обращенную ко Всевышнему Господу. Гаджендра сосредоточил ум на сердце и произнес эту мантру, которую узнал в прошлом воплощении и которую вспомнил по милости Кришны. “Я поклоняюсь Васудеве. Он причина всего творения, но Он вне причин и следствий. Да защитит меня Господь. Слава Тебе, лишенному формы, но пребывающему во всех формах и проявляющему Себя как все формы благодаря Своей майе. Ты абсолютно свободный, вездесущий, непознаваемый. Слава Тебе, высшей цели святых и отреченных мудрецов. Подвижники удаляются в лес, чтобы созерцать Тебя. Преданные обретают счастье в Тебе. Величайшие мистики медитируют на Тебя в сердце своем. Ты свидетель всех чувств и мыслей. Ты освобождаешь всех, кто находит прибежище в Тебе. Ты свет, Ты владыка мира, Ты изначальная Личность. И Ты вне всех определений. Господь, я молю не об избавлении от опасности, но об освобождении от неведения, мешающего мне осознать Тебя”.
Никто из полубогов не пришел на помощь Гаджендре. Только Господь Нараяна появился перед Гаджендрой верхом на Гаруде. Гаджендра, подняв хобот, восславил Господа, и Господь мгновенно вытащил из воды слона вместе с крокодилом. Затем Господь убил крокодила и спас Гаджендру.
8.4. Гаджендра возвращается в духовный мир
Шукадева Госвами сказал:
Однажды царь планеты Гандхарвов, по имени Хуху, наслаждался с женщинами в воде, и во время купания он схватил за ногу Девала Риши, который омывался в озере. Мудрец разгневался и проклял гандхарва родиться крокодилом. Хуху попросил прощения, и мудрец, сострадая к царю гандхарвов, даровал ему благословение, что он освободится от тела крокодила, когда Господь спасет Гаджендру.
Гаджендра по милости Господа стал одним из спутников Господа и получил тело, похожее на тело Нараяны. Такое освобождение называется сарупья-мукти. В прошлой жизни Гаджендра был великим преданным Господа и правил страной Тамила. Следуя ведическим законам, царь Индрадьюмна (Гаджендра в прошлой жизни) оставил семью и царство и поселился в маленькой хижине на склоне горы Малаячала, там он постоянно в полном безмолвии поклонялся Всевышнему Господу.
Однажды Агастья Риши вместе со своими учениками подошел к ашраму царя Индрадьюмны. Царь, медитирующий на Господа, не встретил мудреца как подобает. Риши разгневался и проклял царя на жизнь в теле слона. Из-за этого проклятия Индрадьюмна родился слоном и забыл о своих прошлых духовных заслугах. Но когда на него напал крокодил и чуть не погубил его, Гаджендра вспомнил прошлое воплощение и молитву, которую он узнал в предыдущей жизни. Благодаря этой молитве, он снова познал милость Господа. Гаджендра был спасен Господом и стал одним из спутников Нараяны. Те, кто слушают этот рассказ, достойны вознесения на высшие планеты, их не касается скверна века Кали, и они никогда не увидят плохих снов. Те, кто желают себе блага и хотят развеять волнение, оставшееся после дурного сна, должны читать эту историю сразу после пробуждения.
Господь сказал Гаджендре: “Те, кто на восходе солнца сосредотачиваются на Моем образе, твоей форме, озере, горе, пещерах, садах, тростниковых растениях, небесных деревьях, Брахме и Шиве, трех вершинах горы Трикута, сделанных из золота, серебра и железа, Моей обители [океане молока], белом острове Шветадвипе, который сияет духовными лучами, Моем знаке Шриватсы, драгоценном камне Каустубха, Моей гирлянде Ваиджайанти, Моей булаве Каумодаки, Моем диске Сударшане и раковине Панчаджанйе, Гаруде, царе птиц, Шеша Наге, богине удачи, Нараде Муни, Прахладе, Моих воплощениях, Моих всеблагих деяниях, Солнце, Луне, огне, мантре ом, Абсолютной Истине, коровах и брахманах, преданном служении, реках Ганге, Сарасвати, Нанде и Ямуне [Калинди], слоне Аиравате, Дхруве Махарадже, семи риши, благочестивых человеческих существах и на этой истории, освобождаются от всех грехов. Кто постоянно на восходе возносит молитву, пропетую тобой, тот после смерти устремится ко Мне”.
8.5. Полубоги обращаются к Господу за защитой
Шукадева Госвами продолжал:
Братом Тамаса Ману, четвертого Ману, был Райвата, который стал пятым Ману. Сыновей Райваты возглавляли Арджуна, Бали и Виндхья. Индрой в пятой манвантаре был Вибху. Среди семи риши были Хираньярома, Ведашира и Урдхвабаху.
Чакшуша, шестой Ману, был сыном Чакшу. Его сыновей возглавляли Пуру, Пуруша и Садьюмна. Индрой в шестой манвантаре был Мантрадрума. Среди семи мудрецов были Хавишман и Вирака. В шестой манвантаре Господь Вишну появился в Своей частичной экспансии (аншена); Его имя было Аджита.
Когда происходило пахтанье океана, Аджита добыл амриту для полубогов. В облике черепахи Он держал на Своей спине огромную гору Мандару.
Когда Махараджа Парикшит пожелал услышать о пахтании океана, и Шукадева сказал: “Полубоги, проклятые Дурвасой Муни, были побеждены асурами. Когда полубоги были изгнаны из своего небесного царства, они приблизились к обители Брахмы и рассказали ему о случившемся. Тогда Брахма вместе с полубогами отправился к берегу молочного океана, чтобы помолиться Вишну: “О Господь, высшая истина. Ты — источник всего. Ты, всепроникающий, находишься в сердце каждого и в каждом атоме. Ты непостижим. Ум не может охватить Тебя и слова не способны описать Тебя. Ты — высший хозяин каждого, Мы предлагаем Тебе наши почтительные поклоны. Так как Господь находится за пределами космического проявления, которое считается тьмой, Он невидим для глаз. Но Он не отделен от нас временем или пространством, но присутствует всюду. Бог Солнца отмечает путь освобождения, который называется арчиради-вартма. Он — основа понимания Вед, он — обитель, где можно поклоняться Абсолютной Истине, он — врата освобождения, и он — источник вечной жизни и также причина смерти. Солнце — это глаз Господа. Да будет Господь благосклонен к нам”.
8.6. Полубоги и демоны объявляют перемирие
Шукадева Госвами сказал:
Господь, умилостивленный молитвой полубогов и Брахмы, появился перед ними. Сияние тела Господа превосходило сияние тысячи солнц, и оно ослепило полубогов. Они не видели ни земли, ни неба, ни себя, ни Господа. По прошествии некоторого времени, когда Брахма смог увидеть Господа, он вместе с Шивой вознес молитву Господу. Господь Брахма сказал: “Всевышний Господь вечен, Он не рождается и не умирает. Он лишен материальных качеств, и Он — океан божественных достоинств. Он тоньше тонкого, Он невидимый. Все боги поклоняются Ему. Бесчисленные вселенные пребывают в Его теле, поэтому Он не отделен от этих вселенных временем и пространством. Он начало, середина и конец творения. Господь правит всем мирозданием через Своего верного посланника — внешнюю энергию. Господь присутствует во вселенной в различных образах, но материальные качества не влияют на Него. Господа можно познать только через любовь и преданное служение”.
В ответ на молитву Брахмы и Шивы Господь повелел полубогам заключить союз с демонами и вместе с ними вспахтать океан молока: “Получите из океана амриту, дарующую бессмертие. Бросьте в молочный океан все виды овощей, трав, растений и фруктов. Да будет гора Мандара мутовкой, а змей Васуки веревкой. Демоны тоже будут трудиться, но амриту, возникшую из океана, получите вы, полубоги. Действуйте со смирением и терпением, но если кто-то из вас поддастся гневу, благих плодов не ждите. Сначала при пахтании океана появится яд калакута, но вы не бойтесь его. Забудьте о жадности и гневе, когда увидите многие плоды пахтанья океана”. Сказав это, Господь исчез. Выполняя повеление Господа, полубоги заключили мир с Бали Махараджей — царем демонов. Объединившись, полубоги и демоны (суры и асуры) вырвали Мандару из Земли, подняли ее и потащили к океану. Перетаскивая тяжелую золотую гору, полубоги и демоны очень устали, некоторые из них погибли при переносе горы. В это время к ним на Гаруде прилетел Всевышний Господь Вишну. Он оживил погибших, а затем легко поднял гору и поместил ее на спину Гаруды. Гаруда отнес гору к океану, сбросил ее близ воды и улетел по приказу Господа.
8.7. Шива спасает вселенную от яда
Шукадева Госвами сказал:
Считая, что амрита, которая получится при пахтании океана, будет разделена поровну, демоны и полубоги принесли Васуки и использовали его как веревку для мутовки. По воле Господа демоны взялись за голову змея, а полубоги за хвост. Затем они стали тянуть змея в противоположные стороны. Так как мутовка, то есть гора Мандара, была очень тяжелой, и ничто не могло удержать ее на плаву, она погрузилась в океан; тогда появился Господь в образе огромной черепахи (ее ширина была сто тысяч йоджан) и удержал Мандару на Своей спине. И началось пахтанье океана. В результате пахтанья возникло огромное количество яда.
Праджапати, видя, что никто не может спасти их, обратились к Господу Шиве с молитвами: “О величайший из богов, Махадева, владыка всех существ и причина их счастья, мы ищем твоей защиты. Спаси нас от этого страшного яда, который распространяется по всем трем мирам. О господь, ты — причина рабства и освобождения всей вселенной, ибо ты — ее владыка. Ты — причина всех причин, самосветящийся, непостижимый. Ты Высший Брахман. Ты источник Вед. Ты — изначальная причина творения, жизненной силы, чувств, пяти элементов, трех гун и махат-таттвы. Ты — вечное время, решительность и две религиозные системы, называемые истиной [сатйей] и правдивостью [ритой]. Ты — прибежище слога ом, который состоит из трех букв “а-у-м”. Огонь — это твой рот, поверхность земного шара — это твои лотосные стопы, вечное время — это твое движение, все части света — это твои уши, и Варуна, хозяин всех вод, — это твой язык. О господь, ты — олицетворенные три Веды. Семь морей — это твой живот, и горы — это твои кости. Все травы, лианы и овощи — это волосы на твоем теле, Ведические мантры, подобные Гаятри, — это семь слоев твоего тела, и Ведическая религиозная система — это сердцевина твоего сердца. О господь, твоя тень проявляет неведение, которое порождает разнообразие безбожных существ. Три гуны природы — благость, страсть и невежество — это три твоих глаза”.
Шива называется Ашутоша, ибо он очень радуется, когда кто-то предается Господу. Для блага всех существ Шива согласился выпить яд. Богиня Дурга, жена Шивы, знающая о могуществе мужа, не проявила никакого беспокойства, когда Шива решил выпить океан яда. Как только Шива выпил яд, его шея посинела. Из капель яда, упавших с ладоней Шивы на землю, возникли ядовитые змеи, скорпионы и ядовитые растения.
8.8. Пахтанье молочного океана
Шукадева Госвами продолжал:
После того, как Шива выпил весь яд, полубоги и асуры снова принялись за пахтанье океана. И в результате пахтания из океана появилась корова Сурабха. Ее взяли святые мудрецы. Затем из океана появился конь Уччайхшрава, и им завладел Бали Махараджа. После этого появился царь слонов — Айравата, восемь великих слонов и восемь слоних, драгоценные камни — Каустубха-мани и Падмарага-мани, цветок париджата, апсары, богиня счастья Рама, Варуни — богиня вина. Богиня счастья Лакшми выбрала себе в мужья Вишну, а Варуни стала женой Бали Махараджа. Затем из океана появился Дханвантари, экспансия полной экспансии Господа Вишну (анша-анша-самбхавах). Он в совершенстве знал науку медицины. Увидев в руках Дханвантари желанный кувшин с амритой, асуры сразу выхватили кувшин и унесли его. Полубоги, возмущенные коварством асуров, обратились за помощью к Господу Хари. Господь сказал им: “Не печальтесь. Своей энергией Я введу в заблуждение демонов и сотворю вражду между ними. И амрита будет вашей”.
Господь Вишну принял образ божественно красивой женщины и появился перед демонами. Когда асуры увидели ее, их охватила неописуемая похоть, и каждый возжелал обладать ею.
8.9. Господь воплощается в образе Мохини-мурти
Шукадева сказал:
Когда асуры захватили сосуд с амритой, перед ними возникла необычайно прекрасная женщина. Она очаровала всех демонов. Каждый из асуров хотел обладать амритой, и они попросили эту женщину разрешить их спор. Воспользовавшись их страстью, Мохини взяла с них обещание, что они выполнят любое ее повеление. Когда демоны согласились, Мохини-мурти приказала полубогам и демонам сесть в два ряда, чтобы она могла раздать нектар. Она знала, что демонам нельзя давать амриты. И обманув их, она раздала весь нектар богам. Хотя демоны видели обман, они молчали. Но один демон по имени Раху обратился полубогом и сел между полубогами, рядом с Солнцем и Луной. Когда Господь Вишну заметил обман Раху, Он сразу отсек ему голову. Однако Раху уже вкусил амриту, и поэтому, хотя ему отрубили голову, он оставался жив. Брахма решил, что голова Раху будет планетой (граха).
После того, как полубоги выпили амриту, Господь принял свой первоначальный образ.
8.10. Битва между полубогами и демонами
Шукадева Госвами сказал:
И полубоги, и демоны искусны в деяниях, но полубоги преданны Господу, а асуры противятся Ему. Полубоги и демоны пахтали молочный океан, желая получить нектар из него, но демоны не получили нектара. После того, как полубоги испили амриту, Господь Вишну вернулся в Свою обитель, а асуры, недовольные обманом, снова объявили войну полубогам. Бали Махараджа, сын Вирочаны, встал во главе асурического воинства. Индра воевал с Бали, а Вайю, Агни и Варуна сражались с другими предводителями асуров. Когда полубоги побеждали асуров, асуры, чтобы спастись от смерти, применили силу колдовства (майи) и погубили множество воинов полубогов. Полубоги, не найдя другого решения, обратились за помощью к Вишну, и Вишну рассеял майю демонов и убил в сражении многих великих героев асуров. Так полубоги были спасены от опасности.
8.11. Индра уничтожает асуров
По милости Господа полубоги смогли продолжать сражение. Царь Индра ударил своей ваджрой Бали, а когда Бали упал, Индру атаковал Джамбхасура, но также был поражен ваджрой Индры. Когда Нарада узнал о смерти Джамбхасуры, он сообщил об этом его родственникам — Намучи, Бале и Паке, которые сразу же отправились на поле битвы и напали на полубогов. Индра легко расправился с Балой и Пакой, но когда он бросил свое оружие “кулиша” в Намучи, оно не подействовало на него. В это время с неба раздался голос: “Ни мокрое, ни сухое оружие не может убить Намучи”. Услышав голос знамения, Индра с великим вниманием стал размышлять о том, как убить демона. Затем он увидел, что этим средством могла служить пена, так как она и не сухая, и не мокрая. Таким образом, Индра, Царь небес, отрубил голову Намучи оружием из пены, которое не было ни сухим и ни мокрым. Вайу, Агни, Варуна и другие полубоги начали убивать демонов, как львы убивают оленей в лесу. Когда Господь Брахма увидел, что близится полное уничтожение демонов, он послал к полубогам Нараду с поручением, чтобы заставить их прекратить сражение. Шукрачарья вернул к жизни всех мертвых демонических воинов, которые не потеряли своей головы, туловища и конечностей. Он сделал это с помощью мантры, известной, как Сандживани.
8.12. Шива очарован Мохини-мурти
Шукадева Госвами сказал:
Когда Шива услышал об играх Всевышнего Господа Хари в образе прекраснейшей женщины, он сел верхом на быка и отправился в обитель Господа Мадхусудана. Шиву сопровождали его жена Ума и слуги, бхута-ганы. Увидев Господа Вишну, Шива с почтением поклонился и, улыбаясь, сказал: “О бог богов, всепроникающий Господь, владыка вселенной, Высшая Душа, Всевышний Бог, Абсолютная Истина (сатьям), Высший Брахман, причина причин, я желал бы видеть тебя в образе прекраснейшей женщины, очаровавшей всех асуров”. И Господь Вишну, очень милостивый к своим преданным, появился в образе привлекательной женщины. Это проявление Господа очаровало Шиву. Но позднее, по милости Господа Вишну, Шива смог обуздать себя. Это указывает на то, что привлекательная женщина может очаровать и покорить каждого, ибо она олицетворяет внешнюю энергию Господа. Однако, по милости Всевышнего можно преодолеть влияние майи. После того, как Всевышний Господь благословил Шиву, Шива, его жена и спутники обошли Господа в знак почтения и отправились в свою обитель.
8.13. Описание Ману
Шукадева Госвами сказал:
Седьмой Ману, который является сыном Вивасвана, называется Шраддхадевой. Он имеет десять сыновей — Икшваку, Набхагу, Дхришту, Шарьяти, Наришьянту, Набхагу, Дишту, Тарушу, Пришардхру и Васумана. Адитьи, Васу, Рудры, Вишвадевы, Маруты, Ашвини, Кумары и Рибху — полубоги седьмой манвантары. Пурандара стал царем небес, Индрой. Кашьяпа, Атри, Васиштха, Вишвамитра, Гаутама, Джамадагни и Бхарадваджа — семь мудрецов. Вамана, сын Кашьяпы и Адити — аватара Господа в этой манвантаре.
Саварни — сын Вивасвана и Чхайи. Он будет восьмым Ману. Нирмока, Вираджаска и другие будут его сыновьями. Сутапы, Вираджи и Амрита-прабхи будут полубогами. Бали, сын Вирочаны, будет Индрой. Чалава, Диптиман, Парашурама, Ашватхама, Крипа, Ришьяшрингар и Вьяса будут семью ришами. В Восьмой манвантаре воплощением Всевышнего Бога будет Сарвабхаума, сын Девагухьи и Сарасвати. Он заберет царство у Пурандары (Индры) и отдаст Бали Махараджу.
Девятым Ману будет Дакша Саварни, рожденный от Варуны. Бхутакету и Диптакету и другие будут его сыновьями. Пары и Маричигарбхи войдут в число полубогов, Адбхута станет Индрой. Дьютимат и другие станут ришами. Ришабха, сын Аюшмана и Амбудхара будет воплощением Господа.
Брахма саварни, сын Упашлоки, будет десятым Ману. Бхуришена и другие станут его сыновьями. Хавишмат, Сукрита, Сатья Джая Мурти и другие будут ришами. Сувасаны и Вируддхи и другие будут полубогами; Самбху будет их царем, Индрой.
Сын Вишучи и Вишвасраштха, Вишваксена, будет воплощением Господа (сваанша — полная часть).
Дхарма-саварни будет одиннадцатым Ману. Сатьядхарма и другие будут его сыновьями. Вихангамы, Камагамы, Нирванаручи будут полубогами, их царем будет Вайдхита. Аруна будет возглавлять семь риш. Дхармасету, частичное воплощение Господа, будет править тремя мирами.
Рудра-саварни будет двенадцатым Ману, Деваван, Упадева, Деваштрештха и другие будут полубогами, их царем (Индрой) будет Ритадхама. Тапомурти, Тапасви и Агнидхрака и другие будут ришами. Воплощением Господа (анша хари) будет Свадхама.
Дева-саварни будет тринадцатым Ману. Диваспати будет царем небес. Воплощением Господа будет Йогешвара.
Индра-саварни будет четырнадцатым Ману. Шучи будет царем небес. Воплощением Господа будет Брихат-бхану.
8.14. Правление вселенной
Шукадева Госвами сказал:
Под руководством воплощения Господа, Ману, сыновья Ману, риши, Индра и девы данной манвантары правят вселенной.
В конце каждой чатурюги риши, видя, что человечество забывает о санатана-дхарме, устанавливают вновь законы религии. Ману по велению Всевышнего устанавливают предписанные обязанности для существ. Сыновья и внуки Ману выполняют приказы Господа, чтобы получить долю в жертвоприношениях. Девы также получают долю в жертвоприношениях. Царь небес, получая благословение от Господа и наслаждаясь богатствами, помогает всем существам во вселенной тем, что орошает дождем все планеты.
В каждой юге Всевышний Господь Хари принимает образ сиддха (например, Санаки), чтобы проповедовать божественное знание. Он появляется в образе риши (Яджнавалкьи и других) и обучает путям кармы. Господь приходит как великий йог (Даттатрея) и учит мистической йоге. В образе Праджапати Маричи Всевышний создает потомство; став царем, Он наказывает преступников; в облике времени Он уничтожает все.
8.15. Бали Махараджа завоевывает райские планеты
Шукадева Госвами сказал:
В битве, происходившей между полубогами и асурами, Бали потерпел поражение, и он погиб от руки Индры, но по милости Шукрачарьи ему была возвращена жизнь. Бали стал его учеником и служил ему с великой верой, подарив ему все, что имел. Шукрачарья, довольный Бали, приказал ему совершить вишаджитуягью. Во время ягьи из жертвенного огня возникли колесница, кони, знамя, лук, доспехи и два колчана стрел. Дед Бали, Прахлада Махарадж, подарил Бали вечно свежую гирлянду цветов, а Шукрачарья даровал ему раковину. Бали, поклонившись Прахладе, брахманам и духовному учителю, облачился в доспехи и отправился на колеснице в Индрапури. Трубя в раковину, он напал на царство Индры.
Когда Индра увидел могущество Бали, он обратился за советом к своему духовному учителю Брихаспати. Брихаспати сказал полубогам, что Бали обязан своей силой и могуществом брахманам, и поэтому полубоги не смогут победить его, и им следует надеяться только на помощь Всевышнего Господа. Полубоги по совету Брихаспати стали невидимыми для демонов и покинули свое царство. Так Бали, сын Вирочаны, захватил небесное царство. После этого Шукра посоветовал Бали совершить сто жертвоприношений коня (ашвамедха-ягья).
8.16. Поклонение Пайо-врата
Шукадева сказал:
Адити, узнав о том, что ее сыновья оставили свое царство, опечалилась. Она рассказала о своем горе мужу Кашьяпе, который вернулся в ашрам после многих лет подвижничества и медитации, и попросила указать, что ей надо сделать, чтобы ее сыновья обрели потерянное. Кашьяпа Муни сказал: “О, как могущественна майя Господа Вишну, которая связала весь мир путами привязанности к детям. Что такое тело, состоящее из пяти элементов? Оно отлично от души (атмы). Но из-за плотской привязанности люди впали в невежество.
О Адити, займись преданным служением Всевышнему Господу, Васудеве, способному победить всех врагов. Господь Васудева, милостивый к бедным и несчастным, выполнит твои желания”. Адити попросила: “О брахман, расскажи мне о правилах поклонения Высочайшему Владыке мира, с помощью которого я смогу умилостивить Его”.
Шри Кашьяпа Муни сказал: “Я объясню тебе путь поклонения, о котором поведал мне Брахма. В светлой половине месяца Пхалгуна (февраль-март) в течение двенадцати дней до Двадаши надо соблюдать обет пайо-врата (то есть питаться только молоком) и с преданностью поклоняться лотосоглазому Господу. Если можно найти грязь, которую вепрь вырыл своим клыком, то надо обмазать свое тело этой грязью и омыться в реке. Во время омовения надо петь особую мантру (дается мантра).
Затем надо выполнить ежедневные духовные обязанности и после с преданностью поклоняться священному образу Господа, а также алтарю, Солнцу, воде, огню и духовному учителю (далее следуют мантры поклонения Господу). Пропев эти мантры, почтив Господа с верой и любовью и предложив Ему падья, аргхья и т.д., следует начать службу Кешаве, Хришикеше. В начале преданный должен петь двадаша-акшару мантру и предлагать цветочные гирлянды, благовония и прочее. Затем надо омыть Изваяние Господа молоком, одеть в одежды, украшения и священный шнур. Предложив воду для омовения стоп Господа, надо снова поклоняться Господу с ароматными цветами, благовониями и другим убранством. Если это возможно, то следует предложить Божеству очищенный рис, сваренный в молоке с топленым маслом и патокой. Произнося те же мантры, надо предложить все приготовленное огню. Надо предложить весь прасад вайшнаву и потом уже взять немного себе. После следует предложить Божеству ачаману и бетель и снова поклоняться Божеству. Затем надо молча повторить сто восемь раз мантру и вознести восхваление Божеству, обойти Его и в конце с великой радостью сделать дандават.
После, прикоснувшись цветами к голове и побрызгав на голову водой, надо бросить цветы в священном месте. Затем следует накормить двух брахманов сладким рисом и после с их разрешения отнести прасад своим друзьям и родственникам. Ночью надо соблюдать целибат, а следующим утром после омовения совершать поклонение, как в прошлый день. Во время этого обета можно питаться только молоком. Обет пайо-врата соблюдается двенадцать дней, и каждый день преданный должен совершать то же, что и в первый. Ему следует спать на полу, омываться три раза в день, соблюдать целибат, избегать бесед на мирские темы и не гневаться.
На тринадцатый день преданный должен омыть Божество пятью веществами (молоком, йогуртом, очищенным маслом, сахарной водой и медом). С большим вниманием и любовью надо приготовить жертвенную пищу из риса, сваренного на топленом масле и молоке, и надо произносить мантру Пуруша-сукту. Пища должна быть разнообразной и вкусной. Преданный должен удовлетворить духовного учителя (ачарья), ученого в Ведах и помогающих ему священников (хоту, удгату, адхварью и брахму). Надо умилостивлять их, даря им одежды, украшения и коров.
Такое поклонение Вишну называется вишну-арадхана. Раздавая прасад, надо услаждать всех собравшихся, даже низкорожденных. Следует раздавать вишну-прасад каждому, включая бедных, слепых, непреданных и не-брахманов. Зная, что Господь Вишну очень доволен, когда все вкушают вишну-прасад, совершающий обряд раздает прасад друзьям и родственникам. Каждый день от пратипат до трайодаши преданный должен совершать обряды, сопровождая их танцами, песнями, игрой на барабанах, произнесением мантр и молитв и чтением Шримад-Бхагаватам. Этот обет пайо-врата также называется сарва-ягья. Другими словами, совершая это поклонение или жертвоприношение, преданный совершает сразу все другие жертвоприношения. Пайо-врата считается лучшим ритуалом, обрядом и аскезой. Это лучший способ умилостивить Всевышнего, Адхокшаджу.
8.17. Господь соглашается стать сыном Адити
Шукадева Госвами сказал:
Адити строго выполняла обет пайо-врата на протяжении двенадцати дней, и Господь, довольный ею, появился перед ней в четырехруком образе. Божественный экстаз охватил Адити, когда она увидела Всевышнего. Она безмолвно стояла со сложенными руками и не в силах была даже восславить Господа. Из ее глаз текли слезы, ее волосы встали дыбом, и тело трепетало. Через некоторое время она смогла говорить и обратилась к Господу с молитвой: “О непогрешимый, о владыка всех жертвоприношений, о высший правитель, Ты — защитник страждущих, Ты всепроникающий, беспредельный, я предлагаю почтительные поклоны Тебе”.
Господь, зная о желании Адити, согласился воплотиться и стать ее сыном. Господь сказал: “По моему мнению почти все демоны непобедимы сейчас, ибо они защищены брахманами. Если теперь против них использовать силу, то это не принесет успеха. И все-таки, я найду средства, как помочь тебе, ибо служение Мне никогда не бывает бесполезным. Я доволен подвижничеством Кашьяпы и твоим поклонением, потому Я стану твоим сыном и спасу других твоих сыновей”. Сказав это, Господь исчез. В медитационном трансе Кашьяпа Муни увидел, как полная часть (анша) Господа вошла в него. И Кашьяпа вложил божественное семя в лоно Адити.
8.18. Воплощение Господа Ваманадевы
Шукадева сказал:
Господь Ваманадева появился в этом мире из лона Адити. В Своих четырех руках Он держал раковину, диск, палицу и лотос. Его тело было голубым, и на нем были желтые одежды. Господь Вишну появился в благоприятный момент в день Шравана-двадаши, во время влияния звезды Абхиджит.
Все три мира и их обитатели возрадовались появлению Господа. Когда Адити увидела Всевышнего Господа, появившегося из ее лона, она несказанно удивилась и обрадовалась. А Кашьяпа, чувствуя великое счастье, кричал: “Джая! Джая! Джая!” Господь появился в Своем первоначальном теле блаженства и знания. Затем Он принял облик Ваманы (карлика), как актер меняет облик в спектакле. Когда для Ваманы проводили обряд облачения священного шнура, Гаятри-мантру произнес сам бог Солнца, а священный шнур на Него надел Брихаспати. Брахма дал ему сосуд для воды, семеро риши — траву куша. Сарасвати — четки из рудракши, Кувера — кувшин для милостыни, Бхагавата, жена Шивы, дала Ему первое подаяние.
Когда Господь Ваманадева услышал о том, что Бали Махараджа совершает жертвоприношение ашвамедха под наблюдением брахманов из рода Бхригу, Он отправился туда, чтобы оказать милость Бали. На Нем был пояс из травы мунджа, одежды из шкуры антилопы и священный шнур, а в руках Он держал данду, зонтик и сосуд для воды (камандалу). В таком виде Он появился на площади жертвоприношения. Блеск всех жрецов и брахманов был тьмой по сравнению с сиянием Ваманы. Все встали со своих мест и вознесли молитвы Господу Вамане. Бали Махараджа, обрадовавшийся приходу брахмана Ваманадевы, предложил Ему почетное сиденье, почтил Его подобающим образом, омыл Его стопы и водой полил себе голову.
Затем Бали сказал: “Милостиво ответь, что мы можем сделать для тебя. Мы считаем, что Ты — воплощение аскез великих святых. Твой приход возрадовал моих предков и освятил весь род. Сегодня я освободился от всех грехов, омывшись водой с Твоих стоп. О брахман, возьми у меня все, что пожелаешь”.
8.19. Вамана просит милостыню у Бали
Когда Бали, думающий о Ваманадеве как о сыне брахмана, предложил Господу просить все, что тот пожелает, Господь Вамана восславил Хираньякашипу и Хираньякшу за их героические действия и попросил у царя Бали земли на три Своих шага. Царь был удивлен такой незначительной просьбой, но все же согласился. Шукрачарья, учитель Бали, поняв, что Вамана был Самим Вишну, попытался убедить Бали отменить свое решение. Шукра сказал: “Брахмачари, стоящий перед тобой, Сам Господь Вишну. Твое решение подарить Ему земли на три шага не принесет тебе блага. Всевышний в образе карлика отнимет у тебя всю землю, славу, богатство и силу и освободит твоего врага Индру. Вамана сделает три Своих шага и захватит все три мира, а ты потеряешь все. Ты совершил великую ошибку. Милосердие, жертвоприношения, аскезы и ритуалы могут совершать имеющие средства к существованию. Знающий должен разделить свои накопленные богатства на пять частей — для религии, для славы (доброго имени), для увеличения богатства, для наслаждения и для семьи. Таково предписание шастр. Такая душа счастлива в этом мире и в следующем. Кто-то может возразить, что если ты уже обещал, то как ты можешь отказываться?
О лучший из асуров, прими от меня доказательство Бахврича-шрути. Там говорится, что обещание истинно, если ему предшествует слово ом, и неистинно, если нет. Произнесение слова “ом” обозначает отречение от своих богатств. Откажись от своих слов. В лести женщине, чтобы подчинить ее власти, в шутке, в брачной церемонии, в заработке средств к существованию, в опасности, ради защиты коров и брахманов или защиты человека ложь никогда не осуждается. Древо тела приносит плоды и цветы. Но если дерева нет, то нет плодов и цветов”.
8.20. Бали отдает вселенную
Шукадева сказал:
Бали, помолчав некоторое время, ответил своему учителю: “Я уже сказал, что отдам эту землю. Я не хочу быть обманщиком, особенно по отношению к брахману. Нет греха хуже лжи. Мать Земля однажды сказала: “Я могу выдержать любую тяжесть, но не лжеца”. Я не боюсь ада, страданий, бесчестия и даже смерти — я боюсь обмануть брахмана. Я решил твердо — я отдам обещанное брахману. Все мое богатство исчезнет для меня после смерти. Если даже этот брахмачари Сам Господь Вишну, и если Господь примет мое подаяние и покорит меня, то я не буду враждебно относиться к Нему”.
Шукрачарья проклял своего ученика Бали за то, что тот нарушил его повеление, но даже после этого Бали не отказался от своего решения. Затем, по обычаю, Бали преподнес воды Ваманадеве и предложил Ему в дар то, что Тот просил.
Беспредельный Господь, принявший образ Ваманы, начал увеличиваться в размерах, и вскоре вся вселенная оказалась в Его теле. Бали Махараджа по милости Господа мог видеть всепроникающее вселенское тело Господа. Он увидел низшие планетарные системы, такие как Расатала, на подошвах стоп вселенской формы Господа. Он увидел на стопах Господа поверхность земного шара, на поверхности Его икр — все горы, на Его коленях — различных птиц, и на Его бедрах — небо. Внизу одеяний Бали увидел вечерние сумерки. На гениталиях Господа он увидел Праджапати, и на талии он увидел себя со своими близкими спутниками.
На пупке Господа он узрел небо, на животе Господа он увидел семь океанов, и на груди Господа — все скопления звезд. В сердце Господа он увидел религию; на груди, — правдивость; в уме — Луну; на груди — богиню удачи; на шее — все Веды и все мантры; на руках — всех полубогов, возглавляемых Царем Индрой; в обоих ушах — все части света; на голове — высшие планетарные системы; в волосах — облака; в ноздрях — ветер; в глазах — Солнце; и во рту — огонь.
Из Его слов происходили все Ведические мантры, на Его языке был полубог воды, Варунадева, на Его бровях была дхарма, на Его веках были день и ночь. На Его лбу был гнев, и на Его губах была жадность. В Его прикосновении были все желания, в Его семени были все воды, за спиной у Него находилось безбожие, и в Его удивительной деятельности и шагах был огонь жертвоприношений. В Его тени была смерть, в Его улыбке была иллюзорная энергия, и на волосах Его тела были все лекарственные травы. В Его венах были все реки, в Его ногтях были все камни, в Его разуме был Брахма, полубоги и великие святые.
Господь сделал первый шаг и покрыл всю поверхность Земли. Сделал второй шаг и покрыл все райские планеты, и не оставалось места для третьего шага Господа, ибо Его стопа простиралась все выше и выше — за пределы Махарлоки, Джаналоки и даже Сатьялоки.
8.21. Господь пленяет Бали Махараджу
Шукадева продолжал:
Сделав второй шаг, Господь достиг высочайшей планеты вселенной Брахмалоки. Брахма, сопровождаемый мудрецами и полубогами, вознес смиренные молитвы Господу. Брахма поклонялся Господу, предлагая ароматные цветы, воду, падья и аргхья, сандаловую пасту, благовония, светильники, рис, зерна, плоды и растения. По всей вселенной прославляли победу Ваманы. Когда Бали лишился всех владений, демонов охватил гнев и ярость. Они взялись за оружие и бросились на Вишну, хотя Бали предостерегал их не поступать так. В этот момент появились спутники Господа — Нанда, Сунанда, Джая, Виджая, Прабала, Бала, Шрутадева, Сатвата и другие, каждый — могучий, как десять тысяч слонов и начали убивать воинов асуров.
Когда Бали увидел, как спутники Вишну расправляются с его воинами, он вспомнил проклятие Шукрачарьи и запретил воинам сражаться. По приказу Бали асуры и дайтьи ушли на расаталы (низшие планеты вселенной). Затем Гаруда, исполняя волю Господа, пленил Бали Махараджу. Вишну сказал Бали: “Ты обещал дать Мне земли на три шага, но Я занял все миры, сделав только два шага. Подумай о том, где я должен сделать третий шаг. Поскольку ты не выполнил своего обещания, ты должен оказаться на адских планетах. Кто не дает просящему обещанное, тот попадает в ад. Возгордившись своими владениями, ты обещал дать мне земли, но не выполнил обещание. Поэтому тебе придется жить в аду много лет”.
8.22. Бали Махарадж отдает свою жизнь
Бали Махарадж сказал: “Я не могу нарушить свое обещание. Милостиво поставь Свою лотосную стопу на мою голову. Я не боюсь ада, я страшусь бесславия. Я отношусь к наказанию, данному Тобой, как к великой милости. О Господь, Ты величайший благодетель асуров, ибо для их блага Ты приходишь в облике их врага. Многие демоны, относящиеся к Тебе враждебно, в конце концов достигли совершенства в мистической йоге. Какова цена смертного тела? Какая польза от семьи и жены? Привязанность к ним поглощает ценную жизненную энергию. Благодаря провидению я познал Тебя и потерял богатство. Из-за иллюзии, сотворенной богатством, люди не понимают, что эта жизнь временна”.
В это время появился Прахлада. Связанный веревками Варуны, Бали смог почтить своего деда только наклоном головы. Когда Прахлада увидел Господа, из глаз его хлынули слезы радости, и он пал на землю. Потом Прахлада сказал: “О Господь, по Своей милости Ты даровал Бали царство и отобрал его. Из-за богатства даже мудрые забывают о цели жизни — о познании своей духовной сущности. Но Господь бывает милостив к ним и отнимает у них богатство, мешающее им познать Бога”. Жена Бали и Брахма попросили Господа освободить Бали, ссылаясь на то, что Бали отдал все Господу.
Господь сказал: “За великое терпение я дам Бали царство, невиданное даже полубогами. И он станет царем небес в эпоху царствования Ману Саварни, а до того времени он будет жить на планете Сутала, сотворенной Вишвакармой по Моему велению. На той планете не будет старости, страданий и болезней. Эта земля желанна даже для полубогов. О великий герой, Я всегда буду с тобой и буду защищать тебя. Моя чакра уничтожит всех непослушных тебе асуров”.
8.23. Полубоги возвращаются на райские планеты
Шукадева сказал:
Бали Махараджа, сложив почтительно руки, сказал: “Я только пытался предложить Тебе почтение, но даже это маленькое усилие принесло чудесный плод. Я — падший асур — достиг недостижимого даже для полубогов”. После этого Бали освободился от веревок Варуны (нагапаша) и отправился на Суталу. Так было осуществлено желание Адити, и полубоги вернулись на свои планеты. Когда Прахлада Махараджа услышал о том, как Бали Махараджа, его внук и потомок, освободился от рабства и достиг благословения Господа, он сказал: “ О Господь, Твоя милость беспричинна. Игры Твои непостижимы. Ты сотворил все миры. И как Высший Дух Ты пребываешь во всем и ведаешь все. И Ты воздаешь каждому по его желаниям и заслугам.
8.24. Воплощение Господа в образе Матсьи
Парикшит попросил: “Расскажи о первом из десяти воплощений Господа, о воплощении в образе Матсьи”. Шукадева сказал: “Господь воплощается ради защиты коров, брахманов, полубогов, преданных, ведических писаний и законов религии. Господь может появляться в образе человека или животного, но Он всегда духовен. В конце прошлой кальпы, так как Брахма спал в течение ночи, произошло уничтожение вселенной, и три мира оказались под водой. В конце дня Брахмы, когда Брахма почувствовал желание отдохнуть, Веды вышли из его рта, и демон Хайягрива похитил ведическое знание. Узнав о действиях Хайягривы, Господь Хари принял образ рыбы, убил демона и спас Веды.
Господь воплотился в образе рыбы ради спасения Вед в начале Сваямбхува-манвантары, а в конце Чакшуша-манвантары Он воплотился в образе рыбы, чтобы спасти Сатьяврату. Как существует два воплощения Варахи, так же есть два воплощения-рыбы.
В Чакшуша-манвантаре жил прославленный царь Сатьяврата. Он был великим преданным Бога. Сатьяврата совершал подвижничество, питаясь только водой. В седьмой манвантаре Сатьяврата родился сыном Вивасвана и был назван Шраддхой. По милости Господа он стал Ману. Однажды Сатьяврата, предлагая воду на берегу Критамалы, заметил в своих ладонях маленькую рыбку и бросил ее в реку. Тогда рыбка сказала ему: “О царь, защитник нуждающихся, зачем ты бросил меня в реку, в которой меня могут погубить другие рыбы?” Сострадательный царь пустил рыбку в кувшин с водой и унес его в свою обитель.
За ночь рыба выросла настолько, что ей было уже тесно в кувшине. И она сказала: “Мне трудно плавать в кувшине — найди для меня лучшее место”. Царь отнес рыбу в колодец, но за один миг рыба выросла до полутора метров. И рыба снова попросила найти другой водоем, и царь перенес ее в пруд. Там рыба превратилась в огромную рыбу больше самого пруда. Когда царь перенес рыбу в океан, и она снова увеличилась в размерах, Сатьяврата сказал: “Кто ты? Ты вводишь меня в заблуждение. За день Твоя длина стала сотни йоджан. Я знаю, Ты — Сам Господь Нараяна. Я предлагаю почтительные поклоны Тебе. Твои игры и воплощения приносят благо всем существам. О Господь, я желаю знать цель Твоего появления в образе рыбы”. Господь сказал: “О царь, через неделю три мира погрузятся в воды потопа. За день до этого перед тобой появится большая лодка. Собери все виды растений и семян и погрузи их на великую лодку. Тебе, семи ришам и всяким существам следует взойти на лодку и странствовать по океану потопа. И единственным светом будет для вас сияние великих риш. Когда огромные волны будут набрасываться на лодку, то привяжите лодку к моему рогу, используя великого змея Васуки вместо веревки. Мы будем плавать так до наступления ночи Брахмы. Знание обо Мне откроется в твоем сердце”. Сказав это, Господь исчез.
В назначенное время наступил потоп, и царь спасся на лодке. Далее произошло все так, как предсказывал Господь.
Песнь Девятая
Песнь Десятая
Песнь Одиннадцатая
Песнь Двенадцатая
доработка сайта https://разработка.site на wordpress |
|