Вы на странице: ГлавнаяМедитация ➤ Хатха и Патанджали

Медитация и йога

Обсуждение из фейсбука с интересным йогатичером Ольгой Прилеповой того, как соотносятся
хатха и "Йога-сутры" Патанджали


     Пост Ольги Прилеповой:

     В ленте я постоянно вижу фотографии людей, выполняющих асаны йоги: фото с йога-классов, рекламу одежды для занятий, селфи и фотосессии. Красивые люди в красивой одежде на фоне океана, гор, леса, заката/рассвета (нужное подчеркнуть) демонстрируют асаны. В половине случаев, глядя на эти фотографии, хочется плакать, а еще лучше – развидеть их навсегда. Потому что за этой кажущейся красотой манифестирует просто какое-то изощренное издевательство над телом. Я не о сложных асанах, в которых непонятно, где руки, где ноги, и как после фотосессии этот человек вообще распутается. Я о самых простых и всем доступных. Их тоже нужно делать правильно. А то, что на фотографиях, — это в ближайшей перспективе хронические травмы и заболевания поясничного отдела позвоночника и коленей. К сожалению, большинство практикующих этого не понимают. Фотография может быть очень красивой и даже мотивирующей. Но ошибки бросаются в глаза и буквально кричат об отсутствии элементарных знаний. То же самое я вижу в тренажерных залах, когда люди после тренировки делают растяжку, если это можно так назвать, самостоятельно, а иногда и под руководством тренера. Люди, занимающиеся йогой! Найдите один раз ГРАМОТНОГО преподавателя, который объяснит вам хотя бы основные принципы работы в асанах. Сходите на мастер-класс, съездите на семинар. Наконец, просто хотя бы посмотрите обучающее видео авторитетной школы. Не занимайтесь йогой самостоятельно! Не делайте асаны как попало! Если не уверены, что знаете, как их делать правильно, лучше не делайте вообще.

     Комментарии под постом:

     Vasyl Aum:

     Это могло бы быть иллюстрацией к посту:

Пределы хатха-йоги
Пределы хатха-йоги.

     Ольга Плотникова:

     Да где же найти его, этого грамотного преподавателя? И как узнать о его истинной компетентности в йоге? Сейчас ведь сплошь и рядом в грудь себя стучат: "Я – лучший! Только я знаю, как правильно! Приходите, научу!" А по сути оказывается тот же фитнес, обрамленный тирадами умных и красивых слов, целью которого является околпачивание доверчивых обывателей и выманивание денег.

     Ольга Прилепова:

     Отвечаю вам отдельным постом)

     Денис Басов: Ольга Плотникова

     Для начала желательно вообще для себя определиться: что я понимаю под йогой? А то сейчас йогой называют всё что угодно, всё, что только можно продать. Если Вас интересует хатха-йога (3-я "ступень" из 8-ми), то она ориентирована на йогина для перехода в раджа-йогу. Для обычных людей, а это большинство, – йогатерапия с адекватным йогатерапевтом. Хатха-йога не нацелена на оздоровление, но уже ориентирована на человека более, чем просто здорового во всех отношениях. Без ямы и ниямы ни о каких асанах и речи быть не может. Иначе травма или нежелательные физиологические процессы.

     Ольга Плотникова: Денис Басов

     согласна с Вами. Я знаю, что асаны – это уже третья ступень. Не начав с Ахимсы и т. д., как можно постичь асаны? Я о том и говорю, что то, чему нас предлагают научить, так называемые йогатичеры, это не йога вовсе.

     Ольга Прилепова: Ольга Плотникова

     Асана, как третья ступень йоги, следующая после ямы и ниямы, описывается в Йога-сутрах, которые к хатха-йоге не имеют никакого отношения, а также в Хатха Прадипике. Однако же в большом количестве именно хатха-йогических текстов яма и нияма как ступени йоги вообще отсутствуют. А именно: «Майтри упанишада», «Дхьянабинду упанишада», «Амританада упанишада», «Йога чудамани упанишада», «Горакша шатака» и др. говорят о шестичастной йоге, «Кшурика упанишада» о четырехчастной, «Гхеранда самхита» не менее значимый текст, чем Хатха Прадипика и более старый – семичленная йога. В этих произведениях, в отличие от классической йоги Патанджали, йама и нийама отсутствуют. Вывод: ищем хорошего учителя.

     Ольга Плотникова: Ольга Прилепова

     я не читала все эти произведения. Я просто слушала и смотрела то, о чем говорила монахиня одного из тибетских монастырей. Эта серия видео-интервью с ней попалась мне довольно давно в контакте. Меня очень привлекла эта монахиня своей энергетикой. Так приятно, спокойно и доходчиво она говорила, что я просмотрела очень внимательно все видео, многое запомнилось.

     Vasyl Aum: Ольга Плотникова

     Дело в том, что хатха-йога во многом создавалась и популяризировалась именно как скрытая система фитнеса и боевой подготовки (наподобие капоэйры) в условиях мусульманского вторжения в Индостан. Возможно, что поэтому во всех создававшихся в то время текстах вроде «Гхеранда-самхиты» их авторы были вынуждены убирать яму и нияму, вступавшие в прямое противоречие с фактической деятельностью боевых акхар (организаций) саньясинов. Кстати, отсутствие упоминания ямы и ниямы, возможно, может служить маркером создания текста именно в те средние века.

     Ниже частичный перевод одного абзаца из статьи про саньясу из Википедии, с дополнениями:

     В индийских традициях саньяса (монашество) исторически была этапом отречения, ахимсы (ненасилия), мирной и простой жизни и духовных поисков. Однако это не всегда было так. После мусульманских вторжений и установления мусульманского правления на севере Индостана, начиная с XII века и включая период британского правления в Индии, определённая часть шиваитских и вайшнавских монашеских организаций реорганизовалась в военные ордена (отряды), в которых саньясины (монахи) развивали боевые искусства, создавали военные стратегии и участвовали в партизанской войне. Эти воины-саньяси (аскеты) сыграли важную роль, помогая европейским колониальным державам обосноваться на индийском субконтиненте, выполняя роль тогдашних ЧВК, прикрываясь вывесками квазимонашеских организаций-"однодневок" и маскируя физподготовку "духовными" новодельными аскетическими практиками. Забегая вперёд можно отметить, что в XIX веке, когда потребность в этих полувоенных организациях для британцев исчезла, а они стали создавать проблемы уже самой Ост-Индской компании, в результате различных действий со стороны британской администрации эти полувоенные организации фактически прекратили своё существование.

     Примерно в это же время, как считается, появляется новое направление в йоге – хатха-йога. Она ориентирована в первую очередь (если не целиком) на работу с физическим телом, и в ней появляется разнообразие поз, среди которых впервые появляются силовые асаны, совершенно не приспособленные для продолжительной медитации и вступающие в прямое противоречие с вышеприведённой строфой 2.46 из Йога-сутр. Регулярное выполнение этих силовых асан может иметь определённый терапевтический эффект, а также, подобно калистенике, способствует увеличению мышечного тонуса без использования каких-либо утяжелителей и тренажёров (в качестве нагрузки используется только вес самого тела), что было востребовано в эпоху непрерывных средневековых войн на индийском субконтиненте, когда в обществе процветал культ физической силы и ловкости.

     В книге Марка Синглтона "Тело йоги: истоки современной постуральной практики" приведена наиболее подробная и достоверная история как появления и формирования хатха-йоги за последние века, так и изменения восприятия образа хатха-йогина в течение последних 150 лет с презираемого индийским обществом бомжа-маргинала, который занимался афёрами с гаданием, воровством, грабежами и вызывающими крайнее отвращение ритуалами чёрной магии, до современных гламурных йогатичеров нынешнего не лишённого травм йогабиза. В этой книге подробно рассказывается, что хатха-йога создавалась в том числе и как прикрытие для фитнеса для воинственных орденов-"акхар" "монахов", грабивших торговые пути как минимум со времён Ост-Индской компании. Цитата из 5-й главы: "Мы могли бы также отметить мимоходом, что это тайное оттачивание боевого мастерства под маской йогасан сопоставимо с развитием бразильской капоэйры девятнадцатого века в качестве местной боевой техники, замаскированной под танец. Эта реконструкция духа и практики боевых (violent) саньясинов привела к устойчивой ассоциации хатха-йоги с культурой боевых упражнений в образе бойца-аскета (the militant ascetic)".

Воинственные индийские монахи во время омовения
Воинственные индийские монахи во время омовения.

     Денис Басов:

     Любое сознательное воздействие на тело физическое без учёта аспектов морали и нравственности, самообразования и т.п. чревато. Нужно понимать: что делаешь, для чего и что потом с этим делать. И дело вовсе не в хатха-йоге. Физиология и анатомия одна у всех независимо от вида двигательной активности сознательной или неосознанной. Законы биомеханики и принцип построения движения одни для всех.

     Ольга Прилепова: Ольга Плотникова

     может быть, тогда вам стоит переключить внимание с йоги на буддизм? Тем более, что одно другому не мешает.

     Ольга Прилепова: Vasyl Aum

     Книга Синглтона сильно переоценена, и с некоторыми выводами он явно поторопился. Асаны – составная часть хатхи. Практики, направленные на физическое тело, существуют и в других традициях: трулкор в тибетском буддизме, Дао Инь в даосизме. Я писала статью на эту тему. Правда, давно. Сейчас я бы, наверное, какие-то мысли выразила по-другому, но все же позволю себе разместить ссылку на эту статью. "Хатха-йога как путь к медитации — Размышления о йоге".

     Vasyl Aum: Ольга Прилепова

     Даже если книга Синглтона (кстати, у него их 3.5) и переоценена, то, всё-таки, он доктор философии, который обязан придерживаться научных критериев в работе, а не, например, фантазийно заявлять, как это делают индийцы, что кумбха-мелу в 2013 году посетили более 100 миллионов человек.

     Решающий аргумент в пользу изобретения хатха-йоги с нуля в средневековье и под нужды боевых акхар – это текст Йога-сутр. В нём: (1) хатха не упоминается никаким боком; (2) асана упоминается 2 раза вместе с перечислением анг (частей) йоги в единственном числе, и этимологически это сидячая поза в контексте медитации. Также дополнительный аргумент: несмотря на провозглашение хатхи как части аштанга-йоги, во многих текстах хатхи отсутствует яма-нияма, как вступающая в явное противоречие с целями и методами боевых акхар.

     Если бы асаны действительно были нужны для медитации, если бы асаны хатхи действительно были некоей древней "ведической" традицией, то, с учётом редактирования и многократного дополнения Йога-сутр, что-то про асанЫ туда бы попало. Но там ничего подобного нет.

Воинственные индийские монахи во время омовения
Воинственные индийские монахи во время омовения.

     Ольга Прилепова: Vasyl Aum

     Посмотрите книгу Намкая Норбу Ринпоче "Янтра Йога". Может быть, вы измените свое мнение)

     Vasyl Aum: Ольга Прилепова

     Конечно, анатомически грамотная хатха безусловно полезна для восстановления и поддержания физического здоровья. Но многие асаны хатхи, причём появившиеся ещё до Кришнамачарьи, несут явные признаки силовой подготовки и калистеники, да ещё и сравнительно травматичны при неосторожном подходе, так что их предназначение очевидно по принципу "кому (чему) выгодно". Про многие новые асаны Айенгара и Джойса вообще речь не идёт – для их выполнения надо уже иметь очень хорошее здоровье, это просто гимнастика и акробатика.

     Vasyl Aum: Ольга Прилепова

     К сожалению, в опубликованных в XX веке книгах часто или приводятся фантазии очередного автора, как в случае с Лобсангом Рампой, или какие-то редкие и неведомо откуда взятые элементы практик выдаются за древнее учение, например, чтобы "было не хуже", чем у конкурентов. Расцвет постуральной практики с использованием брендового названия "йога" неизбежно должен был вызвать появление "секретных" постуральных практик и в других религиях. Но сам факт, что эти практики не были никому известны ещё лет 50 назад (книга вышла в 1982 г.), что они никогда не преподавались ни в одном тибетском буддийском монастыре, говорит сам за себя. Это больше похоже на неуловимого Джо. Потому что буддизм всегда был самой практичной религией, максимально нацеленной на подлинный духовный результат. И если бы эти практики действительно имели вековые традиции, то в той или иной форме, пусть и не для всех поголовно, они бы преподавались и были бы известны. Но, напоминаю, о них вообще никому и ничего раньше не было известно. Про радужное тело давно известно, про постуральные практики – никогда.

     И ещё один момент. Намкай Норбу, конечно, очень умный, очень образованный, но классической йогареализации он не достиг, и в тело света не ушёл. Кроме того, он предпочёл практиковать дхарму и дзогчен не в Тибете, Непале, Дхарамсале или хотя бы Байлакуппе, а в более тёплой, солнечной и социально благополучной Италии. Комфорт этому монаху был не чужд, что также говорит о расстановке приоритетов.

     Ольга Прилепова: Vasyl Aum

     Во-первых, асаны упоминаются задолго до средневековья в комментариях Вьясы на Йога сутры в тексте "Вьяса-бхашья", датирующимся IV веком. Во-вторых, досовременные асаны йоги никак не годятся на роль упражнений военной подготовки. Да и зачем бы? В Индии существовали свои боевые традиции, например, каларипаятту. Асаны нужны не для медитации непосредственно, а для управления праной и управления умом посредством праны.

     Ольга Прилепова: Vasyl Aum

     О тибетскких практиках стало известно, лишь после того, как Китай захватил Тибет и сотни лам выехали на запад вместе со своими практиками. Тибет всегда был закрыт для иностранцев. Но там были идеальные условия для сохранения и развития древних традиции. Кстати, не только ННР описывает эти практики. Вот боннский учитель Тендзин Вангъял Ринпоче тоже.

     Vasyl Aum: Ольга Прилепова

     Каларипаятту – чисто керальское боевое искусство, практически исчезнувшее после запрета британцами и с нуля восстанавливаемое, без претензий на аутентичность.

     Комментариев Вьясы IV века не сохранилось, имеются только копии, самые старые из которых датируются XIX веком, максимум – XVIII. По монастырским (ашрамным) правилам любой манускрипт должен переписываться один раз как минимум в 40 лет. Про то, сколько версий одного и того же текста существует из-за ошибок переписывания, как случайных, так и сознательных искажений переписчиков-"соавторов", я рассказывать не буду. Их очень много у любого текста. Йога-сутру вообще превратили в "письмо из Простоквашино", тут подробный разбор: "Является ли Йога-сутра целостным текстом?", даже вкрапления буддизма появились, причём из разных традиций. Так же как и Бхагавад-гита явно дописывалась и переписывалась. Пураны тоже нереально восстановить в едином изначальном варианте (многие были написаны уже в средневековье).

     Именно в средневековье, во время последнего ренессанса индуизма во времена Виджаянагарской империи (Хампи) были написаны новые и переписаны (изменены) большинство текстов индуизма, явный пример – Кали-сантарана-упанишада.

     Vasyl Aum: Ольга Прилепова

     Дело не в том, что Тибет был закрыт для иностранцев, а в том, что ни в одном тибетском буддийском монастыре, перенесённом на территорию Индии после 1959 г., нет даже намёка на изучение неких постуральных практик буддизма. И это лучшее подтверждение, что эти практики, даже если они где-то и были, то практиковали их 1-2 человека одновременно за последние века. То есть никакого влияния ни на что они не оказали.

     Vasyl Aum: Ольга Прилепова

     Единственная постуральная практика буддизма – простирание, но она нужна для преодоления гордыни и для питания межпозвоночных дисков, которые не имеют своих сосудов и питаются по принципу сжимаемой и разжимаемой "губки" при ходьбе. А в монашеской келье или на морозе в Тибете долго не походишь.

     Ольга Прилепова:

     Надо просто "отклеить" Патанджали от хатхи и понять, что это совершенно разные традиции, причем хатха, скорее всего, не ведическая. А на счет отсутствия постуральных практик в тибетском буддизме, по моему, вы зря)

     Ольга Прилепова:

     https://www.youtube.com/watch?v=BEaj9oSoZCY Yoga Tibet Pranayama Shakti Chalini

     Ольга Прилепова:

     Наконец, хатха – это не только асаны. Это шаткармы, банхди, мудры. Они тоже использовались для "начальной военной подготовки"? И есть практический опыт, когда совершенно далекие от каких-то эзотерических идей и медитаций люди, пришедшие на йогу в фитнесс клуб, чтобы поправить здоровье, после занятия входят в совершенно новое для них состояние успокоения ума, о котором они даже не подозревали. Я немало времени уделила изучению истории йоги и хатхи, написала несколько статей на эту тему, т.ч. меня трудно убедить в том, что хатха – это профанация)

     Vasyl Aum: Ольга Прилепова

     В вашей статье по приведённой вами выше ссылке есть много мифов, которые бытуют у йогатичеров.

     "Давайте посмотрим на «ступени» раджа-йоги Патанджали. Что он рекомендует? Откажись от всего. Практикуй аскетизм. Сядь в неудобную позу. Сиди неподвижно. Не дыши! (один вдох-выдох за 112 секунд!) Тяжело сидеть, скрестив ноги? Не обращай внимания!"

     1. «ступени». Анга – не ступень, а часть. Только дхарана, дхьяна и самадхи по своей сути ступени. Все остальные части практически не связаны очередностью.

     2. "Откажись от всего". Медитатору следует не отказываться от всего, а делать то, что самое интересное для него, и потому это не отказ, а выполнение того, что он искренне считает самым лучшим для себя (практика). Отказываться от чего-то худшего в пользу лучшего – это не отказ, а правильный выбор. Медитация – это наилучший выбор.

     3. "Сядь в неудобную позу". Нет, Патанджали говорит, что "(Сидячая) поза должна быть устойчивой и удобной".

     4. "один вдох-выдох за 112 секунд". У Патанджали вообще нет цифр. И даже соотношение 12:1 у последних трёх ступеней – это не Патанджали, это из Йогачудамани-упанишады, да и в ней всё не так просто и однозначно.

     5. "скрестив ноги". Патанджали вообще ничего не пишет про положение ног. Сказки про необходимость идеального лотоса для практики медитации сочиняют разные физкультурники вроде Сидерского.

     И это только часть одного абзаца. Я предпочёл долго изучать йогу (раджа-йогу), много лет жить в Индии, чтобы разобраться для себя во всём этом. Иначе так бы и скатился до асан и верил, что стопицот асан приведут к йогареализации.

     Vasyl Aum: Ольга Прилепова

     Хатха – это не профанация. Просто её сфера – физика. А йогатичеры, не вы, а, например, разные заенчковские настаивают, что полное освоение 500-800 асан – необходимость для практики медитации. Правда, сам Заенчковский научно подтвердить свою медитацию не "шмог" несмотря на все свои асаны, но для него самого это не страшно, у него другие, более прагматичные цели в йогатичерстве.

     То, что избавление от физических проблем типа больной спины, то, что распрямление спины гимнастическими упражнениями косвенно способствует улучшению медитации, это правда. Но в первую очередь улучшению медитации способствует правильная практика медитации. Как минимум один святой малоизвестный йог-чудотворец, с которым я общался в Индии, не мог сидеть в лотосе. Ещё один йог-чудотворец вообще никогда не практиковал хатху в процессе нескольких лет своей садханы.

     Vasyl Aum: Ольга Прилепова

     "Надо просто "отклеить" Патанджали от хатхи и понять, что это совершенно разные традиции, причем хатха, скорее всего, не ведическая."

     -

     Дело в том, что абсолютное большинство йогатичеров конкретно настаивают на том, что их акробатическая гимнастика под вывеской "йога" – это такая хатха, которая якобы является неотъемлемой частью и древней йоги вообще, и йоги Патанджали в частности. Идею про "отклеивание" они воспринимают как крайне еретическую и даже оскорбительную для них.

     И да, хатха при любом раскладе не ведическая. И в ведах даже вообще не упоминается, никаким боком.

     Vasyl Aum: Ольга Прилепова

     Есть версия, что асаны, мудры и бандхи работают только в том случае, когда человек уже умеет управлять энергиями и чувствует их. И когда этой энергии у человека очень много благодаря регулярной практике освоенной шаматхи. В противном случае их (мудр и пр.) эффективность не больше, чем у пульта от телевизора без батареек. Получается что-то вроде карго-культа, когда непосвящённые читают тантрические тексты и пытаются их практиковать посредством буквального обывательского понимания текста, который на самом деле написан аллегорическим языком и тайным "шифром".

     Ольга Прилепова: Vasyl Aum

     Я попытаюсь немного структурировать свои мысли. 1. Существует достаточно древняя хатха-йогическая Традиция. Она существует наряду со многими другими йогами и традициями. Есть тексты, упоминающие асаны именно в хата-йогическом контексте в т.ч. Вьяса-бхашья IV в. У нас нет оснований считать, что текст фальсифицирован и асаны добавлены позже. Тексты переписывались, чтобы их сохранить, поскольку пальмовые листья, на которых их писали, истлевают, а не для того, чтобы их извратить. Конечно, ошибки, наверняка, случались, но не намеренные искажения. Кроме того, существовала и устная передача – тексты заучивались наизусть. 2. Кроме асан, есть др. практики: бандхи и т.д. 3. Предположение Синглтона, что все это могло использоваться в качестве боевой подготовки абсурдно и смешно. Практика статических вычурных поз не может добавить сноровки в бою. 4. Современная практика асан сильно отличается от описанных в текстах. Однако она содержит ядро древних практик и является преемственницей древней хатхи. 5. Является ли современная практика асан йогой? Я считаю и полностью уверена, что йога – это не практика та или иная, и не практики делают йогу Йогой. А цель и устремление этих практик. Если человек практикует асаны, чтобы избавиться от болей в шее, он от них избавится. Если человек делает асаны ради красивых селфи, он их получит. Если человек стремится к медитации, практика асан, безусловно, поможет. 6. Можно ли обучиться медитации без асан и хатхи? Конечно, можно, и это повсеместно происходит, было бы желание.

     Ольга Прилепова:

     На счет того, что «асаны, мудры и бандхи работают только в том случае, когда человек уже умеет управлять энергиями» тут есть рациональное зерно. Дело не в том, что они не будут работать, а в том, что человек от их работы получит. Попытаюсь объяснить на примере. Предположим человек принял виагру, но не знает, для чего она нужна (виагра начинает действовать, только когда есть сексуальное желание, без него она эрекцию не вызывает). Будет ли она работать? Будет, т.е. если желание возникнет, она сработает. А если человек принял таблетку и пошел спать или играть в футбол, ничего не случится. С хатхой примерно та же история. Т.е. важно понимать, для чего делается та или иная практика.

     Vasyl Aum: Ольга Прилепова

     Можно долго спорить о том, насколько традиция хатхи древняя (подробнее в следующем комментарии), а можно посмотреть на результат достижения заявляемых целей. Абсолютное большинство йогатичеров называют свою акробатику йогой. Не хатха-йогой, а именно йогой, с претензией на всю её полноту. При этом, несмотря на миллионы занимающихся нынешней йогой, нет ни одного случая йогареализации. Повторяю, ни одного вообще. Другими словами, в отношении разрекламированных заявляемых целей эти упражнения не работают. Вообще.

     То, в отношении чего нынешняя йога работает на самом деле – это развитие гибкости суставов и умеренного мышечного тонуса, будучи копией пилатеса, только без профильного (анатомического) медицинского образования у Кришнамачарьи и его учеников. Но фитнес вообще не является целью йоги по Патанджали. Да и Будду не изображают мускулистым атлетом.

     Есть и косвенные признаки развития сознания. Когда выстраивается хотя бы виджнянамайя-коша (буддхи), человеку становится легко изучать базовые области знаний, например, родной язык. При этом многие известные российские йогатичеры пишут на русском с такими ошибками, как будто он для них не родной. Письменная грамотность родного языка в зрелом возрасте выступает неплохим маркером выстроенности буддхи. Увы, но даже этот легкодоступный промежуточный результат недостижим практикой нынешней (хатха-)йоги. Что уж тогда говорить про выстраивание анандамайя-коши. За полвека практики хатхи миллионами – ни одного случая даже близко. Просто потерянное время.

     Ольга Плотникова:

     Уважаемые йогатичеры, благодарю вас за интересный и глубокомысленный диалог, полный разных трудных названий и непонятных мне терминов. Конечно, тем, кому нужны селфи и крутые фотки, чтобы выложить в соцсетях, фитнес-клубы с их йогой в помощь.. На таких занятиях у людей одни асаны получаются прекрасно, другие – нет. У одних людей болит или не гнется одна часть тела, у других – другая. И невдомек им, что в этих местах у них энергетические блоки, обусловленные внутренней дисгармонией. Бедняги пыжатся, расстраиваются и в итоге бросают занятия, не получив от них ничего, кроме понижения самооценки. Без внутренней гармонии не может быть внешней. Чтобы тело гнулось во всех направлениях нужна большая, как я, обычный человек, понимаю, предварительная работа над своим внутренним совершенствованием, постижение всего того, чему учат Яма и Нияма.

     Vasyl Aum: Ольга Плотникова

     Ниже цитаты из статьи Андрея Сафронова "Точка зрения Вьясы. Буддийское влияние на йогу", из которых становится ясно, что Вьяса (или тот автор, который выдавал себя за Вьясу, в данном случае это не важно) интерпретировал Йога-сутры так, как ему хотелось, уходя от их первоначального смысла, и приписывал Патанджали такие мысли, которые тот вовсе и не высказывал. Это же может касаться и внезапной интерпретации Вьясой слова "асана", используемого в оригинальном тексте Йога-сутр в единственном числе и этимологически означающего сидячую позу для медитации, как якобы используемого во множественном числе, и перечисления автором Вьяса-бхашьи поз, среди которых есть и не относящиеся к сидячему положению – поза сидящего журавля (краунча-нишадасана, с разновидностью бакасаны), поза сидящего верблюда (уштранишадасана) и другие бесполезные для медитации _несидячие_ (для человека) позы, не говоря уже о дандасане с её разновидностью чатуранга-дандасана.

     "Благодаря этому мы можем достаточно основательно изучить и критически проанализировать взгляды Вьясы. Тем более, что считать их абсолютно идентичными взглядам Патанджали было бы опрометчиво – ведь их разделяло около 500 лет!

     Начну с того, что приведу мнение уже неоднократно вспоминаемых мной Островской и Рудого, о том, что Вьяса был хорошо знаком с буддийской Абхидхармакошей, и составлял свои комментарии, «полемизируя с буддийскими философами», причем так, как если бы Патанджали заранее знал содержание текущей во времена Вьясы полемики с абхидхармистами и виджнянавадинами [с.12]. Однако была ли такая полемика дорогой с односторонним движением? Не могло ли произойти так, что полемизируя с буддистами, Вьяса вольно или невольно поддался очарованию их учения и приписал Патанджали мысли, которых тот вовсе и не высказывал?

     Я попробую показать, что так оно и случилось. Тем более, что отсутствие в тексте Йога Сутры терминов сапраджня самадхи и асампраждня самадхи, которые стали чуть ли не основополагающими после Вьясы – весомый аргумент в пользу того, чтобы подвергнуть его рассуждения более пристальному анализу. К этому же нас подвигают и другие факторы:

     - странность идеи об остановке психической деятельности;

     - уход таких классиков Йоги, как Кришнамачарья и Сатьянанада, от Вьясовской интерпретации строфы 1.19 и многое другое."

     И ещё одна цитата:

     "Обратим внимание на еще один нюанс, бросающийся в глаза при прочтении комментария Вьясы. Практически везде, говоря о практикующих йогинах, он упоминает их в третьем лице. Вьяса не только не ссылается на свой собственный опыт (что, конечно, можно объяснить скромностью), но и не пробует донести какие-то сложные мистические термины через разъясняющие притчи и метафоры, что является практически культурной универсалией в среде всех мистиков Мира. Его комментарий – скорее, детализация и классификация, что, напротив, не характерно для мистика, а характерно для ученого[3]. Заметим, что и здесь Вьяса «в русле» буддийской традиции, которая имела выраженную тенденцию к такого рода комментариям, более того, неоднократно попадалась в ловушку философских спекуляций и детализаций, хотя и с честью выходила из нее через отбрасывание излишней схоластичности, как это произошло во времена махасидхов, при формировании чань и ваджраяны.

     Таким образом, хотя взгляды Вьясы и представляют интерес (и мы будем к ним неоднократно возвращаться), познание сути текста Патанджали возможно только через преодоление привычных интерпретаций, порожденных этими взглядами."

     Не следует забывать, что практика малоизвестных авторов приписывать свои тексты великим мудрецам прошлого очень и очень распространена в индуизме. И речь не только про "Йога-курунту" Кришнамачарьи, хотя этот пример один из самых последних и легко разоблачаемых.

     Vasyl Aum: Ольга Плотникова

     Если что, я не йогатичер, и никогда им не был. Я просто изучаю йогу Патанджали.

     Vasyl Aum: Ольга Прилепова

     "Практики, направленные на физическое тело, существуют и в других традициях: трулкор в тибетском буддизме"

     -

     Если начать разбирать цели и предназначение трулкора, то выясняется, что по сути это тибетский аналог ЛФК (лечебная физическая культура), предназначенный для лечения физически больных пациентов, а не полноценная и самодостаточная буддийская практика, ведущая к обретению сознания Будды и нирване. Хатха по факту тоже дальше уровня ЛФК не продвинулась, вот только она при этом травматична донельзя. Такой себе оксюморон – травматичное лечение.

     Далее текст про трулкор отсюда как наиболее типичный: http://wingchunkuen.com.ua/ru/medicine/yoga.php

     "Тибетская йога, известная как цалунг трулкор (rtsa rlung khrul khor), это разновидность физических упражнений, базирующихся на движениях тела в сочетании с дыханием и визуализацией. Цалунг трулкор – это фундаментальный метод интегрирования глубокой сущности учения Будды в трёх вратах (теле, речи и уме) практикующего. Благодаря позициям и движениям в сочетании с дыханием наша энергия упорядочивается и гармонизируется так, чтобы позволить уму обнаружить подлинное равновесие и расслабление, которое является основой для вхождения в созерцание."

     -

     Если отбросить замысловатые фразы вроде "фундаментальный метод интегрирования глубокой сущности учения Будды в трёх вратах", то в сухом остатке получается, что это всего лишь _основа_ для последующей практики медитации, то есть просто-напросто восстановление физического (и соответственно до некоторой степени ментального) здоровья.

     "Предварительная практика называется луджонг (lus sbyong) – тренировка тела. Работа на этом уровне приводит в равновесие внутренние энергии, открывает каналы и расслабляет ум."

     -

     Такое же описание и у цигуна, который в первую очередь воспринимается в Китае в качестве той же оздоровительной гимнастики.

     "Один из разделов луджонг называется – неджанг (gnas sbyangs), что означает очищение энергетического уровня. Этот раздел, прежде всего используется в исцелении и для восстановления баланса внутренних энергий.

     Практику неджанг передал Бутон Ринчен-Дуп (Bu-ston Rin-chen Grub, 1290-1364) в его системе учений по Калачакре. Тибетская лечебная йога традиционно применяется тибетскими врачами, которые рекомендуют эти упражнения своим пациентам."

     -

     И приходим к итоговому выводу о том, что речь идёт о ЛФК, а не о полноценной духовной практике для достижения целей буддизма или раджа-йоги.

     Vasyl Aum: Ольга Прилепова

     И про шаткармы. Это просто гигиенические методики, которые можно использовать при отсутствии квалифицированной медицинской помощи, например, монахами, которые относились в средневековой Индии к нищим слоям населения. Когда единственный доступный способ быть здоровым – это профилактика болезней в максимально доступной степени, потому что на лечение нет денег, да и качество лечения в средневековой Индии было под большим вопросом. Тогда и в Европе обычно лечили настойками из летучих мышей и змей. И отдельным медитирующим монахам, и скоплениям отрядов боевых монахов необходимо было поддерживать элементарную гигиену, потому что с медициной в нашем понимании была полная засада.

     Кстати, в совке вплоть до Второй мировой и некоторое время после неё в аптеках лекарства в таблетках практически не продавались. Надо было приходить с рецептом от врача, заказывать смесь порошков, потом приходить через полдня или на следующий день, забирать эту оплаченную смесь, и её эффективность очень часто всё равно была никакой.

     Сейчас есть и зубные щётки, и доступная простым открытием крана горячая вода для помывки и себя, и посуды, и возможность вести относительно здоровый образ жизни, находясь в отапливаемых помещениях (как минимум во время сна), и потому старые практики во многом потеряли свою необходимость. Конечно, шаткармы – это всё-таки не карго-культы, но сейчас мир изменился настолько, что они остались в прошлом. На работу уже не ездят на лошадях. Сейчас шансы отравиться в постсовке едой намного ниже, чем в Индии в средние века без холодильников, когда еда быстро портилась на индийской жаре, и потому одна из шаткарм (шести очистительных техник) – вамана-дхоути (очищение желудка при помощи подсоленной воды с последующим вызыванием рвоты) также стала практически неактуальной. И, главное, все эти шаткармы нужны не собственно для медитации и раджа-йоги, а просто для профилактического поддержания здоровья. Они не обязательны для медитации. А если физическое здоровье обеспечивается другими способами, например, достижениями цивилизации и бытовым комфортом, то зачем тратить на эти шаткармы дополнительное время? Это как всё время ходить по врачам, пытаясь довести здоровье до абсолютного максимума.

     В общем, Ольга, чуда не будет. Хатха – это физкультура, сколько бы ни пытались её притянуть за уши к йоге Патанджали. У хатхи есть своё конкретное предназначение – тренировка физического тела, и она не может помочь медитации хоть сколько-нибудь сопоставимо при тех же затратах времени, которое человек может использовать для собственно практики медитации. Это как прокрастинационное хождение вокруг да около и танцы с бубном вместо того, чтобы просто делать то, что собственно нужно делать.

     Ольга Прилепова: Vasyl Aum

     Мне кажется, вы просто испытываете личную неприязнь к хатхе и ее преподавателям. Возможно, у этого есть причина или негативный опыт? Но критикой, нападками и безапелляционными заявлениями ничего добиться невозможно. Единственный способ что-то изменить к лучшем, – популяризация альтернативных идей и личная практика.

     Ольга Прилепова: Ольга Плотникова

     «большая… предварительная работа над своим внутренним, совершенствованием, постижение всего того, чему учат Яма и Нияма».

     Яма: ахимса – ненасилие, сатья – честность, астея – неприсвоение чужого, «неворовство» (в русском языке даже слов таких нет), брахмачарья – для людей, ведущих социальный образ жизни (не монахов) – умеренность чувственных удовольствий, апариграха – нестяжательство, бескорыстие.

     Нияма: шауча – гигиена, сантоша – удовлетворенность, тапас – самодисциплина, свадхиайя – самообразование, развитие ума, Ишвара пранидхана – посвящение плодов своего труда Богу.

     Что из перечисленного обычному нормальному человеку – не жулику, не убийце, не наркоману – нужно специально постигать? В чем здесь внутренняя работа и совершенствование? Не кажется ли вам, что это обычные этические принципы, которых придерживается большинство людей?

     Vasyl Aum: Ольга Прилепова

     Я просто подробно изучал историю йоги и хатха-йоги, и более 7 лет (из них 5 непрерывно) прожил в Индии в разных ашрамах. Кроме того, вы никак не прокомментировали тот факт, что в рамках хатхи нет йогов, достигших классической йоговской реализации. Либо техники нынешней йоги не эффективны в отношении заявляемых целей, либо на самом деле имели / имеют другие цели.

     И ещё. Многие люди действительно стараются в определённых пределах придерживаться этических принципов. Но они делают это в основном только по отношению к родным и близким, что не позволяет считать их соблюдающими эти принципы на самом деле. И это не считая ситуации с ахимсой у невегетарианцев – да, современное общество, казалось бы, позволяет дистанцироваться от проявления личного насилия по отношению к животным, но от этого его не становится меньше.

     Ольга Прилепова: Vasyl Aum

     Василий, откуда вы знаете, что среди хатха-йогинов нет достигших реализации? И что вы подразумеваете под этой реализацией? И как определить со стороны, достиг йогин реализации или нет?

     Vasyl Aum: Ольга Прилепова

     Йогареализация описана в "Йога-сутрах" Патанджали, в "Йога-рахасье" Даттатреи и других йоговских текстах. Также косвенно она упоминается в Тайттирия-упанишаде в виде постепенного выстраивания панча-коша. Если бы такая йогареализация была хотя бы у одного йогатичера, это было бы идеальной рекламой и этого йогатичера, и постуральной йоги в целом. Увы, этого нет.

     Ольга Прилепова: Vasyl Aum

     Чтобы такая реализация состоялась у йогатичера, йогатичеру нужно перестать быть йогатичером, прекратить социальную активность и заниматься исключительно личной практикой. Что же касается йогинов, живущих именно такой жизнью в Индии, они свое внутреннее состояние не афишируют и чего они достигли, трудно судить. Может, и достигли, если судить по внешним критериям. Кстати, Кришнамачарья останавливал сердцебиение. Это, конечно, не реализация, но красноречивое подтверждение потенциала хатхи.

     Vasyl Aum: Ольга Прилепова

     Дело в том, что публичные заявления йогатичеров звучат намного оптимистичнее – они утверждают, что преподают самую настоящую йогу, и что именно такими упражнениями достигается успех в йоге. Понятно, что это жонглирование терминами; понятно, что клиенты хотят верить всем этим сладкоголосым обещаниям, но ведь подтверждений йогареализации в таком варианте занятий нет, вообще.

     В Индии я встречал интересных практикующих монахов. Ни один из них не практиковал хатху и асаны. Единственные места, где я видел асаны в Индии – платные курсы местных йогатичеров. Если же руководитель курсов хоть чуть-чуть разбирался в йоге, то из асан там были буквально только сиддхасана и шавасана. У меня много таких наблюдений, в отличие от тех, кто приезжал в Индию максимум на пару месяцев.

     Судя по имеющимся описаниям, Кришнамачарья скорее не останавливал, а сильно замедлял пульс на короткое время. Этому трюку научиться почти так же несложно, как и шевелить ушами (но учиться надо минимум несколько месяцев каждый день). Способность замедлять пульс тренируется "из ума", и не относится к ашта-сиддхам – восьми классическим сверхъестественным способностям. К йоге способность замедлять пульс не имеет отношения.


      
Группа "Медитация" в фейсбуке

      

          Рекомендуемые тексты:

     Что такое медитация и как медитировать.

     "Как медитация меняет ваш мозг и вашу жизнь". Дэниел Гоулмен и Ричард Дэвидсон.

     Медитация с использованием обратной нейросвязи с помощью ЭЭГ NeuroSky MindWave Mobile – ускоренное самостоятельное изучение медитации. Общие вопросы ЭЭГ-медитации.

     Вопросы и ответы по нейрогарнитуре NeuroSky MindWave Mobile в контексте практики медитации.

     Прем Нирмал "Наука медитации" – что такое медитация и чем она не является.

     Описание духовной медитативной практики в одной из ветвей (виджняна-вада) буддизма махаяны. Предельно практичное и полезное описание медитативной садханы.

     "Йога-сутры" Патанджали – наиболее авторитетный текст по йоге.

     Откуда есть пошла йога нынешняя, или краткая история хатха-йоги.

     Андрей Сафронов "Хатха йога и Патанджали".

     Как медитация воздействует на биохимию мозга.