Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиКниги

Шри Сатья Саи Баба

ЛЕТНИЕ ЛИВНИ В БРИНДАВАНЕ
1973

Курс лекций по индийской культуре и духовности


Содержание
Приветственное слово
Глава 1    Священный характер взаимоотношений наставника и ученика
Глава 2    Лестница, поднимаясь по которой, невежественный человек становится освобожденной душой
Глава 3    Во избежание круга рождений и смертей
Глава 4    Стремитесь к общению с достойными людьми
Глава 5    Священна жизнь человеческая, не расходуйте ее впустую
Глава 6    К Атме устреми внутренний взор свой
Глава 7    Служение человеку есть служение Господу
Глава 8    Управляйте своими чувствами, и печали покинут вас
Глава 9    Почитайте Всевышнего в образах Его, но не принимайте образы за Бога самого
Глава 10  Отрешенности способен достичь каждый
Глава 11  Милостью Господа глупец может сделаться ученым человеком
Глава 12  Отрешенность поможет сохранить спокойствие даже в трудные времена
Глава 13  Молодым людям следует держать свой язык под контролем
Глава 14  Нравственность и Истина - основные составляющие Индийской культуры
Глава 15  Все различия, существующие в этом мире, - не более как различия в названиях и формах
Глава 16  Стремитесь к труду, почитанию Господа и обретению мудрости. Избегайте богатства, алкоголя и женщин
Глава 17  Джива и Брахман как две половинки одного семечка
Глава 18  Живите в настоящем - это самый священный период бытия
Глава 19  Истинное образование приводит к смирению и уравновешенности ума
Глава 20  Дхарма всегда защитит того, кто привержен ей
Глава 21  Человеку надлежит трудиться, но не ради выгоды от плодов труда своего
Глава 22  Истинная природа дхармы
Глава 23  Медитация и концентрация внимания - разные вещи
Глава 24  Человек стремится к слиянию со Всевышним
Глава 25  Не наносите ущерба своей природе, пользуйтесь ею только с соизволения Всевышнего
Глава 26  Познай себя, но не спрашивай другого, кто он
Глава 27  Вера в себя ведет к самореализации
Глава 28  У Господа тысячи имен
Глава 29  Истинная природа дружбы
Глава 30  Только Всевышний - подлинный ваш наставник
Глава 31  Заключительное обращение к студентам
Указатель имен и терминов

Глава 7

Служение человеку есть служение Господу

   Чтобы переправиться через океан рождений и смертей, не достаточно посещать святые места, повторять имя Господа и изучать шастры. Только выполняя севу - бескорыстное служение - можно достичь другого берега. Прислушайтесь к Моим словам, чистые духом молодые люди! Многие стремятся вступить на стезю духовной жизни, однако при этом почему-то используют новые и абсолютно бессмысленные методы. Это может вызывать лишь удивление. Люди перестали понимать основы индийской культуры. Они красиво одеваются, произносят красивые, но лживые речи - и при этом утрачивают веру в себя. Сегодня вы с легкостью усваиваете чужие идеи и чуждые идеалы. Это, как правило, сбивает с толку вас же самих. Господствующие в современной Индии взгляды создают ложное, искаженное представление об индийской культуре. Каждый стремится занять как можно более престижный пост. Что же до ответственности за власть, которую он таким образом приобретает, то об этом никто не думает. Однако человек, не имеющий понятия о долге, не имеет права занимать высокий пост. Деятельность только как служение может привести к формированию гармоничного человека. Служение способствует искоренению эгоизма. Оно помогает развить в себе чувства любви и приязни. Служение помогает освободиться от пристрастий и вступить на путь духовности. Сама идея служения помогает познать суть Всевышнего. Эта идея способна даровать радость всему человечеству. Служение - первый шаг по духовному пути. В наши дни, оттого что преданы забвению подлинные принципы служения, стало сильнее чувство зависимости от других. Если найдется человек, желающий отдать себя служению людям, страна подчинится ему с охотой. Но никогда не сможет ее удержать в подчинении тот, кто желает не служить, а лишь руководить. Только тот, кто знает, что такое истинное служение, может с успехом осуществить обязанности лидера. Не возможно стать главой государства, минуя стадию служения, как не возможно созидать, не научившись разрушать.

   Человек рождается и живет в обществе. Если он удалится из общества, то откажется от самой жизни. Мать вскармливает ребенка своим молоком, и потому ребенок обязан слушаться ее, выполнять ее волю. Присутствие возле него матери дает ему силы и радость. Родина необходима человеку, как мать - ребенку. Родина - ваша духовная мать , и служить ей - ваша священная обязанность. Это служение наполнит смыслом вашу жизнь. Идея служения была завещана риши и гуру. Это они наставляли нас на путях служения. Во всех гурукулах обучали правилам поведения и общения. Святые наставники говорили там об идеях добра, об идеалах справедливости. Они обучали тому, как сохранять принципы, как вести добродетельную жизнь. В гурукулах учили морали и нравственности, а в ришикулах на первое место выдвигались идеалы служения людям и деятельность ради процветания мира. Теперь же таких учебных центров более не существует.

   В слове гурукула - первый слог - гу. В слове ришикула первый слог - ри или, в другом произношении, - ру. Вместе эти два слога и составляют слово гуру - наставник. В ашрамах этих двух типов представление о том, кто является истинным наставником, было очень четким. Подразумевалось, что человек, которого именовали риши (руши) должен быть свободен от желаний и пристрастий. Всеми помыслами своими такие люди были устремлены к Атме; жертвенность и ровное отношение были присущи им, и эти качества они стремились привить своим ученикам. Образ жизни риши был примером. Потому ашрамы и назывались ришукула "обитель риши". Подобных обителей теперь не существует. Исчез первый, священный слог ри. Осталось лишь шикул, то есть школа в ее современном виде (* Здесь обыграно созвучие английского слова school "школа" в том виде, как оно произносится в просторечии (шикул) и санскритского ришикул(а).). Нам с вами нужно сделать все возможное, чтобы восстановить это слово в его первоначальном виде и вернуть ему былой, утраченный смысл. Наш священный долг - вернуть эти утраченные благородные принципы обратно в школы.

   Служение ассоциируется для вас с низменным, недостойным занятием, которое обычно выполняет слуга. Но такая ассоциация в корне ошибочна. В этой связи следует помнить, что сам Всевышний много и разнообразно служит этому миру. Мы с вами уже знакомы с концепцией аватар, когда Всевышний нисходит на землю в облике человека, чтобы восстановить дхарму и справедливость. Вечно существующий Бог под именем Кришны служил возничим у Арджуны. Он также и лошадей водил на водопой, мыл их и исполнял таким образом обязанности конюха. Именно тогда, глядя на Него, Вьяса сказал, что немногие из властителей мира сего удостоились чести, которая выпала коням Арджуны - ведь их касались руки самого Всевышнего.

   Во время совершения великой яджни раджасуи Кришна обратился к Дхармарадже с просьбой поручить Ему какоенибудь дело. Дхармараджа ответил, что не может придумать для Него достойного занятия и предложил Кришне самому выбрать себе работу. Кришна ласково потрепал по плечу Дхармараджу и сказал, что у Него есть на примете занятие, которое он может выполнять надлежащим образом: он будет убирать банановые листья после их использования в качестве тарелок. Вид грязных, с остатками еды листьев неприятен, поэтому Кришна, чтобы доставить почтенным людям удовольствие, взялся за эту работу. Служением своим вам следует избавлять других от неприятностей и забот. Это не обязательно должен быть физический труд. Услугу можно оказать и словом. Доброе слово утешает сердце, доброе дело несет покой разуму. Поэтому служение может осуществляться как посредством благих дел, так и с помощью добрых слов.

   Те, кто сегодня именуют себя лидерами, мало уделяют внимания принципу служения, в результате этого в мире нет порядка. В этой связи уместно привести один эпизод из жизни Кришны. Однажды Он обратился к матушке Яшоде с просьбой отпустить Его с приятелями-пастушками пасти коров. Яшода принялась отговаривать Его, ссылаясь на то, что в лесу, мол, колючие кусты и змеи, и Он может поранить Свои босые ноги. Нужно, мол, заказать обувь, а она будет готова только на другой день. "Каким именем ты зовешь Меня, матушка?", - спросил ее Кришна. "Гопал", - ответила она. Это имя означает "пастух". Кришна стал объяснять Яшоде, что принятое Им имя подразумевает, что Он умеет ухаживать за коровами и пасти их. Но если коровы будут видеть в Нем своего вожака, то и Ему надлежит в своих действиях следовать, хоть отчасти, повадкам коров. Коровы ступают по земле безо всякой обуви, поэтому и Ему самому не нужна обувь. Пастух, объяснил Он, должен находиться в тех же условиях, что и его стадо, иначе вслед за пастухом коровы тоже захотят ходить в обуви. Коровам обувь ни к чему, значит и Ему - тоже.

   Смысл этого эпизода таков: когда Господь принимает облик человека, простые смертные будут стараться походить на Него и станут подражать Ему. В те времена, когда Всевышний принял аватару Кришны, Он повел за собой не только коров, но и пастухов и пастушек. В наши дни, если приходит Аватара и принимает какие-то решения, вы осознаете их божественность только тогда, когда реализуете их на практике.

   Предположим, вы посадили возле дома молодые деревца и ограждаете их колышками. При этом вы опасаетесь, как бы какой-нибудь прохожий не увидел вас за этим занятием, вам стыдно, что он может принять вас за простого работника. Подобным образом не следует строить свою жизнь. В своем поведении вы должны руководствоваться лишь своими собственными принципами, а не мнением окружающих. К каждому делу подходите обдуманно и сами решайте, что хорошо, а что плохо. Ибо решение - плод ваших собственных гун или качеств. Принимая его, вы не должны стремиться снискать уважение или бояться пренебрежения со стороны окружающих.

   Расскажу вам одну притчу. Жили в одной деревне два человека. Один всегда пускался в путь верхом на лошади, другой же обычно шел пешком с подушкой в руках. Однажды им обоим в одно и то же время понадобилось отправиться в одну и ту же деревню. Впереди оказался пеший с подушкой, а тот, что на лошади, тронулся за ним следом. Жители деревни, через которую лежал их путь, увидев шедшего впереди с подушкой, вообразили, будто он несет сверток с какими-то документами, и приняли его за слугу. А всадника они приняли за его хозяина, важного господина. В дни, когда еще не было машин, чиновники так обычно и путешествовали. Когда они оба добрались до места, человек с подушкой немедленно отправился на постоялый двор и вальяжно развалился на ней, отдыхая после долгой дороги. Второй же путник стал искать, где бы ему привязать лошадь. Селяне же, посмотрев на обоих, решили, что важный господин - это тот, кто устроился на постоялом дворе, а другой, с лошадью - его слуга. Так что уважение и неуважение - вещи весьма относительные. Одного и того. же человека в одной деревне приняли за слугу, а в другой - за господина. Все зависит от точки зрения свидетеля события. И в данном случае мнения наблюдателей никак не связаны с внутренними качествами и социальным положением обоих путников. Радже может привидеться во сне, будто он нищий, а нищему - будто он раджа. Только проснувшись, каждый из них поймет, кто он на самом деле. Представления, которые у них возникли во сне, не имеют никакого значения; они набегают и убегают, словно облака.

   Воплощения чистого духа (дивья-атма-сварупас)! Непременно готовьте себя к бескорыстному служению, молодые люди. Не допускайте мысли, что кто-то обязан обслуживать вас. Вы молоды, полны сил и энергии - так посвятите себя служению людям. Вам надлежит помогать старикам, голодающим и немощным. Тем самым вы служите Всевышнему. Напротив, рассчитывая, что кто-то должен помогать вам, вы ступите на плохую дорогу. Состоятельные люди привыкли иметь прислугу, но при этом им следует помнить, что они в долгу и обязаны, в свою очередь, послужить доброму делу. Все, что вы чувствуете, все о чем думаете, все, что говорите и что делаете непременно на вас же и отразится. Это как эхо или отражение в зеркале. Возьмите себе за правило, выполнив дневную работу, посвятить какое-то время родителям. Далее. Вы существуете в обществе, и потому вам надлежит служить и ему, причем делать это нужно от чистого сердца. Помните: вы выполняете свое дело не для того, чтобы кому-то доказать свое превосходство. Работать следует исключительно во имя премы, то есть во имя любви. Ваши усилия на избранном поприще зависят от того, насколько вы прониклись идеей всеобщего единства. Посетите больницу, отыщите больного и одинокого человека, которого никто не навещает, скажите ему несколько слов участия - и вы ощутите, как между вами возникает чувство внутренней близости. И он полюбит вас, как родного, а потом, поправившись, возможно, будет часто писать вам. Именно установление такого рода душевных отношений и является целью севы - бескорыстного служения. Ваше стремление помочь должно быть искренним, только тогда оно приведет к желаемому результату.

   Сегодня вы премьер-министр, и восторженные толпы осыпают вас цветами на каждой остановке поезда. Но вот завтра вы стали простым смертным, и любой рикша требует с вас плату за проезд. Ясно, сколь глупо строить свои отношения с людьми, исходя из занимаемой должности или положения в обществе. Такого рода отношения не прочны. Истинным и прочным может стать лишь один тип отношений - ваша связь с Атмой. Он проявит себя в чувстве бхакти, чувстве преданности. Оно исходит от чистого сердца и не зависит от мнения окружающих. Даже если родные будут отговаривать вас от такого типа служения, это не должно останавливать вас.

   В наши дни много говорится о служении обществу. К сожалению, то, что под этим подразумевают, скорее можно назвать показным служением. Многие лидеры склонны заниматься именно подобным служением. Он берет в руки метлу, будто намеревается и вправду мести улицу, но при этом приглашает фотографа, с тем чтобы в газетах появился его снимок с метлой в руках. Такого рода рекламы вам следует категорически избегать. Надо руководствоваться голосом сердца. Желающий заработать дешевую популярность кинет десять рупий на прокорм десяти бедняков, но не пожалеет вдвое большей суммы ради того, чтобы увидеть в газете свою фотографию. Так разве не лучше было бы вместо этого отдать все деньги голодным? Многие члены престижных клубов, таких, как Ротари и Лайонз, любят говорить о своем служении обществу. Только не понятно, что они имеют при этом в виду: сколько потратили денег или какое благо принесли людям? Эти богачи любят поучать друг друга, что именно надлежит сделать. Хорошо, если бы всего один раз в месяц они хотя бы устраивали бесплатные обеды для бедняков. Так нет же, они предпочитают каждую неделю устраивать обеды для себя, при этом на каждого тратится не менее двадцати рупий - по пять рупий на гарнир и на баранью котлету и по десять на спиртное. Эти сборища тоже именуются служением обществу. Разве не лучше было бы передать эти деньги голодающим?

   На случай, если в будущем кому-то из вас выпадет стать членом одного из таких клубов, имейте это в виду. Надеюсь, вы поняли, каково должно быть истинное служение и не будете делать подобных ошибок.

   Вашими подлинными друзьями вы должны считать страждущих и немощных. В первую очередь следует помогать именно им. Это ваш первейший долг. Вступать в дружбу с богатыми - дело опасное. Разумеется, добрые отношения нужно поддерживать со всеми. Однако, если у вас богатый друг, то, естественно, может возникнуть искушение занять у него денег, что сразу положит конец вашей дружбе, потому что при каждой встрече вы будете опасаться, как бы он не попросил вернуть ему долг. Поэтому Мой вам совет: поддерживайте товарищеские отношения со всеми, но друга выбирайте с осторожностью. Ваш истинный друг тот, кто готов принять от вас помощь с чистым сердцем. Служение даст вам радость, озарит всю вашу жизнь ярким светом. Главное, не возгордитесь тем, как вы служите обществу. Смиренно примите это как милость Божию. Ведь, на самом деле, служа другим, вы служите самому себе. Сегодня к вам пришел приятель и вы угостили его кофе, завтра вы зайдете к нему и он, в свою очередь, тоже напоит вас кофе. Иными словами, если вы помогли кому-то сегодня, то завтра кто-то поможет и вам. Скажем, ваш приятель попал в больницу, и вы поддержали его в этот трудный час; тогда и он обязательно придет вам на помощь в трудную минуту. Доброе дело, совершенное вами в настоящем, - это как бы залог вашего будущего благополучия. Каждый свой поступок выверяй на самом себе. Спроси себя, хотелось бы тебе, чтобы с тобой поступили так же, как ты собираешься поступить? Ни один человек не хочет зла самому себе, поэтому, задав себе такой вопрос, вы никогда не совершите ничего дурного.

   У нас есть специальная воскресная программа социальной службы. Это очень важная часть общего курса, она пригодится вам, где бы вы ни оказались впоследствии. Исполняя эту службу, вам следует очистить свое тело и ум. Благословляю вас в надежде на то, что вы разовьете в себе священные идеалы самопожертвования.

OM


 1. Лекция Сатьи Саи Бабы от 27  мая 1973, 57:56, 56 kbps, 24 336 512 байт.

 2. Лекция Сатьи Саи Бабы от 30  мая 1973, 60:02, 56 kbps, 25 217 152 байта.

 3. Лекция Сатьи Саи Бабы от  1 июня 1973, 86:55, 56 kbps, 36 511 872 байта.

 4. Лекция Сатьи Саи Бабы от  5 июня 1973, 44:07, 56 kbps, 18 534 528 байт.

 5. Лекция Сатьи Саи Бабы от  7 июня 1973, 53:09, 56 kbps, 22 325 376 байт.

 6. Лекция Сатьи Саи Бабы от  8 июня 1973, 54:58, 56 kbps, 23 089 280 байт.

 6. Лекция Сатьи Саи Бабы от 13 июня 1973, 58:22, 56 kbps, 24 516 736 байт.

Все лекции читаются Сатьей Саи Бабой на языке телугу
с синхронным переводом на английский.