Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиКниги

Шри Сатья Саи Баба

ЛЕТНИЕ ЛИВНИ В БРИНДАВАНЕ
1973

Курс лекций по индийской культуре и духовности


Содержание
Приветственное слово
Глава 1    Священный характер взаимоотношений наставника и ученика
Глава 2    Лестница, поднимаясь по которой, невежественный человек становится освобожденной душой
Глава 3    Во избежание круга рождений и смертей
Глава 4    Стремитесь к общению с достойными людьми
Глава 5    Священна жизнь человеческая, не расходуйте ее впустую
Глава 6    К Атме устреми внутренний взор свой
Глава 7    Служение человеку есть служение Господу
Глава 8    Управляйте своими чувствами, и печали покинут вас
Глава 9    Почитайте Всевышнего в образах Его, но не принимайте образы за Бога самого
Глава 10  Отрешенности способен достичь каждый
Глава 11  Милостью Господа глупец может сделаться ученым человеком
Глава 12  Отрешенность поможет сохранить спокойствие даже в трудные времена
Глава 13  Молодым людям следует держать свой язык под контролем
Глава 14  Нравственность и Истина - основные составляющие Индийской культуры
Глава 15  Все различия, существующие в этом мире, - не более как различия в названиях и формах
Глава 16  Стремитесь к труду, почитанию Господа и обретению мудрости. Избегайте богатства, алкоголя и женщин
Глава 17  Джива и Брахман как две половинки одного семечка
Глава 18  Живите в настоящем - это самый священный период бытия
Глава 19  Истинное образование приводит к смирению и уравновешенности ума
Глава 20  Дхарма всегда защитит того, кто привержен ей
Глава 21  Человеку надлежит трудиться, но не ради выгоды от плодов труда своего
Глава 22  Истинная природа дхармы
Глава 23  Медитация и концентрация внимания - разные вещи
Глава 24  Человек стремится к слиянию со Всевышним
Глава 25  Не наносите ущерба своей природе, пользуйтесь ею только с соизволения Всевышнего
Глава 26  Познай себя, но не спрашивай другого, кто он
Глава 27  Вера в себя ведет к самореализации
Глава 28  У Господа тысячи имен
Глава 29  Истинная природа дружбы
Глава 30  Только Всевышний - подлинный ваш наставник
Глава 31  Заключительное обращение к студентам
Указатель имен и терминов

Глава 4

Стремитесь к общению с достойными людьми

   Смысл этого, третьего по счету стихотворения можно передать так: "Когда общаешься с людьми духовными, становишься отрешенным. Когда становишься отрешенным, отступают иллюзорные привязанности. Когда отступают все привязанности, обретаешь спокойствие ума. Когда достигаешь спокойствия ума, джива - твоя душа - обретает освобождение".

   Молодые люди, ищущие истину! Есть две вещи первостепенной важности. Одна - это безусловное доверие к своему собственному "я," вторая - очищение ума. Человек не способен существовать в абсолютной изоляции. Целостность мира зависит от того, насколько прочны общественные связи, от того, сколь прочны нити, скрепляющие сообщество людей.

   В этом смысле Индия - счастливая страна, ибо общество ее соткано на прочной основе - на основе ее священных принципов. Такой терпимости, которой славится наше общество, не встретишь более нигде в мире. В жилах нашей молодежи течет кровь, а не вода. Вам надлежит приложить все усилия к тому, чтобы возродить нашу священную культуру и тем самым доказать всему человечеству, сколь мощная жизненная энергия скрыта в ней. Ради Истины вы должны быть готовы принести в жертву все, и, если потребуется, отдать за нее саму жизнь. Наша родина издревле следовала истинным путем, была светочем Истины и несла этот свет всему миру. Сегодня сыновья этой страны оказались в плену ситуации, в плену времени, в плену неблагоприятного окружения. Они позабыли о былом величии родины; их оскорбляют и высмеивают. В нынешней социальной структуре священные узы, основанные на таких заветах, как "Равно, как Господа, чти мать свою и отца своего; равно как Господа чти наставника своего и гостя своего", утратили всякий смысл. Именно в силу этих прискорбных перемен, которые произошли в нашей стране, мы и организовали эти встречи. Их основная цель - открыть вам доступ к изначальным, древним ценностям нашей культуры. На эти встречи для бесед с вами мы пригласили опытных, знающих наставников с тем, чтобы они показали вам все величие нашей культуры и постарались изменить ваши сердца. Мы будем стремиться передать вам свои познания, чтобы вы смогли оценить истинную культуру нашей страны.

   Шанкару следует воспринимать как наставника всего человечества. Он проповедовал принципы и идеалы, одинаково важные для каждого. Основной среди них - принцип недуализма, основа философской концепции адвайты. Ее он разъяснял своим ученикам. Путешествуя по всей стране, он в своих наставлениях особое внимание уделял толкованию Атмы, а также природы Параматмы, то есть Всевышнего. При этом он особо подчеркивал важность сатсанга - общения с добродетельными людьми. Он учил, что сатсанг является по сути дела первым шагом на пути к освобождению. Сатсанг можно понимать, как "сообщество добрых людей". Вы можете спросить, что в данном случае означает выражение "добрый". Шанкара приводил множество примеров, поясняющих его смысл. Нам же кажется наиболее уместным в этой связи опять обратиться к поэту Вемане. Определяя, что такое добрый, Вемана говорил: "Кто мучается, когда не сыт, кто скрывает дурной поступок, кто потакает козням - злой человек; все остальные - добрые". Вемана высмеивал людей, которые тратят много энергии и сил на утоление голода. В пример он приводил животных и птиц: те и другие довольно спокойно воспринимают голод. Тогда отчего же человек, который считается выше животного, расходует столько энергии на добывание пищи? Разве кто-нибудь специально кормит лесных птиц? Разве кто-то поливает деревья в чаще? Всевышний, который посылает пищу даже лягушке, застрявшей между камнями, наверняка позаботится и о пище для человека, ибо человек дорог Ему.

   Поэтому не пристало человеку так суетиться ради удовлетворения голода. Ему надлежит прежде всего обратить все свои усилия к постижению Истины и укреплению веры в Господа. Когда ближний в беде, поспеши на помощь к нему. Ты не должен ощущать ни малейшей разницы между собой и другим человеком. Следует исходить из принципа единения всего человечества и проникнуть в суть отношений между людьми. Помните: Атма - это объединяющее начало для всех людей. Одно лишь это может способствовать созданию братства людей и признанию Господа отцом человечества. В наши дни часто употребляется слово "брат", но в него не вкладывается никакого особого смысла. Произнося его, вы не имеете в виду ни родства по крови, ни родства по духу. Подлинное значение этого слова может быть понято лишь тогда, когда вы сумеете стать выше этих непостоянных привязанностей тела и духа, когда соприкоснетесь с Всевышним, ибо на этой стадии вам откроется, что священный принцип братства присущ каждому. Следует осознать эту Истину. Так вот как раз для осознания этого и приобретает особую важность сообщество добрых людей - сатсанг. "Чем полезно такое сообщество?" - спросите вы. Дело в том, что как добрые, так и дурные качества человеческой натуры проявляются через общение. Возьмем, к примеру, пыль. У пыли нет крыльев, сама по себе она не летает. Она поднимается в воздух, лишь получая поддержку ветра. В то же время, смешавшись с водой, она неминуемо осядет на поверхность земли. Или возьмем железо. Черное и твердое, оно, вступив в контакт с пламенем, становится красным и податливым. Грязь же и влага сделают его хрупким и ржавым. Все эти изменения происходят в результате контакта объекта с его окружением. Предмет не может сам по себе, без влияния внешней среды, претерпеть изменения. Даже ребенок не способен научиться ходить и говорить без общения со взрослыми и без их заботы. Без материнской любви и общения с окружающими ребенок будет расти, как животное; он не сможет вести себя, как человек; не будет способен участвовать в видах деятельности, свойственных человеку. Дикие звери появляются на свет в лесу, поэтому они свободно ориентируются в нем, вырабатывают привычки, присущие их природе, и учатся искать подходящую им пищу. Если то же самое животное попадает в цирк, где проходит специальное обучение, то его можно заставить выполнять вещи, по природе ему чуждые. Птицу, например, можно научить вполне членораздельной речи, если постоянно держать ее при себе и заниматься с ней.

   Так же и со взрослым человеком: если он желает встать на праведный путь, желает, чтобы сбылись его надежды на воссоединение с Господом, ему следует держаться добродетельных людей и в своей повседневной жизни следовать их доброму примеру. Сейчас вы находитесь в самом подходящем для осуществления этого завета возрасте. Светлые помыслы и праведное поведение следует воспитывать в себе именно сейчас - помните об этом. Именно на этой стадии жизни вы должны наиболее активно служить своей родине, а также своим отцу и матери. И напротив, если в эти годы вы приобретете вкус к дурной компании, если станете кружить по улицам, как бродячие псы, свистом подражая сусликам, - это будет означать, что вы тратите свою жизнь без пользы. Потратить зря время - значит истратить зря жизнь. Если же вы проникнетесь убеждением в необходимости для вас общества добрых людей, то сами станете способны к великим делам. Добродетельных людей можно узнать по их благим мыслям, речам и делам

   Вот вам еще один небольшой пример. Положи кусок черного угля близко к яркому пламени - и та его сторона, что ближе к огню, тоже начнет светиться. В этой аналогии черный уголь - ваше невежество, ваша непросвещенность, а яркое пламя - добродетельные люди, с которыми вы общаетесь. При этом общении какая-то часть вашего невежества под воздействием этих людей будет рассеиваться. Применяя практику садханы, вы усилите воздействие очищающего огня, который осветит все темные уголки вашего невежества, и расширите сферу души, подверженную благоприятным переменам. Потому одного лишь соприкосновения с хорошими добрыми людьми не достаточно. Следует стремиться быть всегда рядом с ними, практиковать садхану, развивать дух премы и заслужить их ответную симпатию.

   Природа дурных людей такова, что неприятности других приносят им удовольствие. Они преисполняются зависти, когда становятся свидетелями того, как добрые поступки приносят кому-то известность и почет. Они будут всеми силами стремиться отыскать в добром человеке дурное, очернить его. Общество подобных людей до добра не доводит. Потому Шанкара наставляет держаться от них подальше. Правда, в качестве противоположного аргумента можно сказать, что если держаться от них подальше и не вмешиваться, то они принесут обществу много зла. Поэтому важно добавить, что в подобных случаях стоит вступить с ними в контакт, чтобы постараться изменить их намерения. Но при этом очень важно знать силу своего влияния и верно рассчитать обстоятельства ее применения. Если ты твердо уверен в себе и в том, что злу не поддашься, тогда есть смысл в общении с дурными людьми и в стремлении направить их по праведному пути. Если же собственная вера в свои силы слаба, то бесполезно стараться влиять на других - не то можно утратить и свои добрые качества. Как-то изменить другого можно лишь тогда, когда мы сами способны укреплять в себе доброе начало и по качеству и по количеству.

   Возьмем небольшой пример. Если вы попытаетесь продать за пятьдесят пайсов стакан воды, то не найдете на него покупателя. Если же к десяти стаканам молока добавите стакан воды, то люди охотно заплатят вам как за одиннадцать стаканов молока. Таким образом, вода как бы приобрела ту же цену, что и молоко, в которое эту воду добавили, поскольку по качеству, а, в данном случае, и по количеству, молоко превышает воду. Если же вода и молоко смешаны в равных дозах, то наличие молока, как бы хорошо ни было само молоко, не повысит стоимости смеси. Наоборот, молоко утратит и собственную ценность. О том, что произойдет, если к десяти стаканам воды добавить один стакан молока, нечего и говорить. В компании с водой это молоко утратит все свои качества.

   Этот пример показывает, что, лишь когда в своем сердце и вокруг себя вы создадите благоприятный настрой, то только тогда вы сохраните неизменными силу и веру в своем сердце. В этой связи прекрасный пример приводит Рамакришна Парамахамса. Вы зажигаете ароматическую палочку - значит, в ней присутствует огонь. Вы зажигаете сигарету - значит, и там он есть. Присутствует огонь и в горящем лесу, присутствует он и в очаге. Но это - не один и тот же огонь. Если вы попробуете зажечь другие ароматические палочки от уже горящей палочки или от зажженной сигареты, то ничего не получится. Более того, даже горящая палочка при этом потухнет. Но подкиньте кучу даже свежих, зеленых веток в лесной пожар - и они тотчас вспыхнут. Дело в том, что пламя лесного пожара очень мощное, в то время как огонь сигареты или палочки - очень слаб и потому гаснет. Так и с человеком: под влиянием общения с дурными людьми собственные добрые качества могут пропасть. Только сильный духом способен побороть плохие качества другого.

   Или еще один пример. Наполним до краев водой глиняный кувшин. Поставим аккуратно его в такое место, где даже муравей в него не заползет. На следующий день заметим, что воды в нем чуть-чуть поубавилось: окружающий воздух нагрел его, и небольшое количество воды испарилось. Если тот же горшок поставить во влажное место, то вода испаряться не будет. Подобно этому, ваше месячное пребывание на летних чтениях должно до краев наполнить сосуд вашего сердца духовным знанием. Когда вы разъедетесь по домам, то под влиянием внешнего окружения уровень священного знания может понизиться. Поэтому после возвращения вам следует присоединиться к сатсангу и следить, чтобы ваше внешнее окружение соответствовало внутреннему настрою, это позволит вам удержаться на должной высоте. Случается и так, что вы попадаете в смешанное окружение, в котором встречаются непорядочные или злые люди. Вас могут оскорблять и относиться к вам презрительно. Следует своим добрым отношением изменить и их. Когда острый топор врезается в сандаловое дерево, то дерево не гневается на топор, напротив, оно передает топору свой дивный запах. Такова уж его природа: его режешь на куски - а оно источает аромат. Его трешь о камень - а оно источает аромат. Таково свойство и любого доброго человека.

   Расскажу вам историю о ювелире. Однажды, расплавляя золото, он говорил ему такие слова: "Ты в большой цене, о золото, и люди поклоняются тебе. Однако сейчас ты полностью в моей власти: я могу греть тебя, плавить тебя, бить тебя - делать с тобою все, что вздумается. Я торжествую над тобой и наслаждаюсь своей властью". В ответ же золото объяснило, что все старания ювелира причинить ему, золоту, боль в конечном счете приведут к тому, что оно станет чище, засияет еще ярче и сделается еще ценнее, между тем как жар, дым и тяжкий труд ухудшат здоровье ювелира. Таким образом, выигрывает золото, а проигрывает ювелир. Святым, мудрым людям, твердым в вере, не важно, хвалят их или оскорбляют. Оскорбления обращаются против тех, кто наносит их.

   Сейчас, молодые люди, вы находитесь как раз в том возрасте, когда для вас компания добрых, твердых в вере людей особенно важна, когда самое время выбрать верную дорогу в жизни. Надеюсь, что каждый из вас сумеет добиться и того и другого. Прежде всего следует воспитать в себе правдивость, любовь, терпение и способность к самоотречению. Этот период вашей жизни как начало дня. Если на рассвете жизни вы обратите мысли к Господу и к добру, то зло не завладеет вашим сердцем и эго, ревность и другие дурные качества, не будет преследовать вас.

   Предположим, вы наблюдаете восход. Если в этот час вы повернетесь лицом к солнцу, то длинная тень ляжет за вашей спиной. Если же вы повернетесь в противоположном направлении, то заметите, что длинная тень перед вами как бы ведет вас за собой, словно указывая дорогу. В этом примере вы - джива-таттва, а тень - это майя. Как бы вы ни стремились избавиться от майи, оставить ее за собой, вам не уйти от нее, даже если вы будете бежать бегом. Лишь повернувшись лицом к солнцу, вы способны будете избежать майи, хотя она и будет следовать за вами тенью. Ваш ум, мысли, ваши органы чувств и тело составляют эту тень, или майю. Желаете избавиться от них - обратите свое духовное зрение внутрь себя, глядите в свою душу, созерцайте Атму. Тогда отряхнете майю. Именно ради этого вам и следует искать сатсанг и извлечь, таким образом, пользу от общения с праведными, добрыми людьми. Общество праведных людей ведет к отстранению от мирских помыслов. Отстранившись же от дурных помыслов, вы подойдете к самореализации.

   Поэт Шанкара оставил после себя множество стихов, и каждый его стих как светоч знания. Поэтому и надлежит вам применять его содержание в своей повседневной жизни и таким образом достичь очищения. Сегодня вы познакомились со стихотворением, где говорится о пользе сатсанга. Вы познали его сокровенный смысл. Осталось лишь применить это новое знание. Тогда вы сможете реализовать то, что именуется Атма-таттва, и укрепить веру в свои возможности. Надеюсь, что в будущем вы присоединитесь к сатсангу и будете избегать общества дурных людей.

   Поэт Кабир сказал как-то, что следует относиться с одинаковым уважением как к хорошим людям, так и к дурным. Тогда ученики спросили, как можно, чтобы дурных почитали наравне с хорошими? Кабир на это отвечал, что неприятности на свете происходят как от дурных, так и от хороших, поэтому, чтобы неприятностей вообще не было, он предпочитает чтить и тех и других. И снова спросили ученики: "Какое же зло могут причинить добрые люди?" Тогда Кабир улыбнулся и сказал: "Общение со злыми причиняет большие неприятности, однако же отдаление от людей добрых ведет к не меньшим бедам, поэтому я молюсь, чтобы не было ни того, ни другого". Следовательно, не должно водить компанию с дурными людьми и не должно отдаляться от общества людей добрых. Молитесь же, чтобы хватило и у вас сил следовать этому наставлению. Благословляю вас на то, чтобы вы всегда находили бы себе сатсанг.

OM


 1. Лекция Сатьи Саи Бабы от 27  мая 1973, 57:56, 56 kbps, 24 336 512 байт.

 2. Лекция Сатьи Саи Бабы от 30  мая 1973, 60:02, 56 kbps, 25 217 152 байта.

 3. Лекция Сатьи Саи Бабы от  1 июня 1973, 86:55, 56 kbps, 36 511 872 байта.

 4. Лекция Сатьи Саи Бабы от  5 июня 1973, 44:07, 56 kbps, 18 534 528 байт.

 5. Лекция Сатьи Саи Бабы от  7 июня 1973, 53:09, 56 kbps, 22 325 376 байт.

 6. Лекция Сатьи Саи Бабы от  8 июня 1973, 54:58, 56 kbps, 23 089 280 байт.

 6. Лекция Сатьи Саи Бабы от 13 июня 1973, 58:22, 56 kbps, 24 516 736 байт.

Все лекции читаются Сатьей Саи Бабой на языке телугу
с синхронным переводом на английский.