Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиКниги

Шри Сатья Саи Баба

ЛЕТНИЕ ЛИВНИ В БРИНДАВАНЕ
1973

Курс лекций по индийской культуре и духовности


Содержание
Приветственное слово
Глава 1    Священный характер взаимоотношений наставника и ученика
Глава 2    Лестница, поднимаясь по которой, невежественный человек становится освобожденной душой
Глава 3    Во избежание круга рождений и смертей
Глава 4    Стремитесь к общению с достойными людьми
Глава 5    Священна жизнь человеческая, не расходуйте ее впустую
Глава 6    К Атме устреми внутренний взор свой
Глава 7    Служение человеку есть служение Господу
Глава 8    Управляйте своими чувствами, и печали покинут вас
Глава 9    Почитайте Всевышнего в образах Его, но не принимайте образы за Бога самого
Глава 10  Отрешенности способен достичь каждый
Глава 11  Милостью Господа глупец может сделаться ученым человеком
Глава 12  Отрешенность поможет сохранить спокойствие даже в трудные времена
Глава 13  Молодым людям следует держать свой язык под контролем
Глава 14  Нравственность и Истина - основные составляющие Индийской культуры
Глава 15  Все различия, существующие в этом мире, - не более как различия в названиях и формах
Глава 16  Стремитесь к труду, почитанию Господа и обретению мудрости. Избегайте богатства, алкоголя и женщин
Глава 17  Джива и Брахман как две половинки одного семечка
Глава 18  Живите в настоящем - это самый священный период бытия
Глава 19  Истинное образование приводит к смирению и уравновешенности ума
Глава 20  Дхарма всегда защитит того, кто привержен ей
Глава 21  Человеку надлежит трудиться, но не ради выгоды от плодов труда своего
Глава 22  Истинная природа дхармы
Глава 23  Медитация и концентрация внимания - разные вещи
Глава 24  Человек стремится к слиянию со Всевышним
Глава 25  Не наносите ущерба своей природе, пользуйтесь ею только с соизволения Всевышнего
Глава 26  Познай себя, но не спрашивай другого, кто он
Глава 27  Вера в себя ведет к самореализации
Глава 28  У Господа тысячи имен
Глава 29  Истинная природа дружбы
Глава 30  Только Всевышний - подлинный ваш наставник
Глава 31  Заключительное обращение к студентам
Указатель имен и терминов

Глава 26

Познай себя, но не спрашивай другого, кто он

   Атма меньше бесконечно малого, внутри которого пребывает; больше бесконечно большого, которое Он объемлет; Он обнаруживает себя постоянно, везде и при любых обстоятельствах. Атма тождественен Брахману, а Брахман - Атме. Познавшему Атму, откроется все, не познавшему Атму ничего не откроется.

   Подлинным гуру можно считать лишь того, кто наставляет в путях достижения Атмы, кто постиг отличие паравидьи, то есть сокровенного знания, от апаравидьи, то есть мирского знания.

   Веды - произведение нерукотворное. Это слова, произнесенные Всевышним. Риши древности запомнили их на слух и передали из уст в уста своим ученикам. Услышанные и переданные таким образом речи Всевышнего называются шрути. Ни одно слово в них не подлежит изменению. Пураны, итихасы дозволено толковать и комментировать, но никто не может предполагать, что был изменен текст Вед. Веды называют также Щабда-Брахман. В священных текстах Вед выражена суть дхармы. Они есть прамана, то есть высший авторитет, которому следовать надлежит всем и каждому. Вы должны гордиться тем, что в основе нашей религии лежит ведическая дхарма.

   Как это ни печально, сегодня есть много таких, кто полностью утратил веру в святость Вед, кто не утруждает себя посещением храмов и смеется над святыми местами всеобщего поклонения. Есть такие и среди вполне обеспеченных, казалось бы образованных людей. Что касается простых людей, то в их незнании Вед нет ничего странного, ведь даже пандиты, заучившие их наизусть, не всегда полностью понимают их смысл. Подобно тому, как легкий ветерок испаряет упавшие на землю капли дождя, так и ум человеческий испаряет хвалу и хулу в отношении Вед. Хвала и хула в отношении Вед - вещи обычные.

   Некоторое время тому назад меня посетила группа политиков. Они явились за советом и засыпали меня вопросами, нередко абсолютно бессмысленными. Один из них, например, спросил, кто я такой. Что ж, каков вопрос, таков и ответ. Я сказал, что, находясь среда мужчин, я мужчина, среди женщин - женщина, среди детей - ребенок. Оставшись наедине с самим собою, Я - Брахман. Это относится не только ко мне. Ведь когда кто-то из вас общается со старшими, то и сам старается держать себя, как они. Если же вы попадаете в общество женщин, то невольно принимаете их стиль общения. С детьми же любой человек, будь он даже судья Верховного суда, станет вести себя по-детски. Это особенно бросается в глаза, когда наблюдаешь общение дедушек с внуками. Собственную же сущность осознаешь, лишь когда остаешься один.

   На рынке вы нередко прицениваетесь к вещам, которые вовсе не собираетесь покупать. Точно так повел себя и тот политический деятель, который задал мне свой глупый вопрос. В действительности таких людей вовсе не интересует внутренняя природа явления, никакой искренней заинтересованности в предмете у них нет, кроме, разве что, его наименования и формы. Подобные вопросы обычно задают те, кто сами себя не понимают. Человек, познавший себя, никогда не спросит об этом другого. Ведь с обычной, мирской точки зрения, человек, спросивший меня об этом, прекрасно знал, что мое имя Сатья Саи Баба, поэтому он и пришел ко мне. Его вопрос показал, что сам он не знает, о чем спрашивает. Такой способ общения для наших дней характерен.

   Потратив достаточное количество времени и сил на изучение шастр, Итихас и Пуран, вы сможете употребить полученные знания, дабы осмыслить священное начало в вас самих. Тогда все ваши действия поведут вас к цели. Без этого земное бытие - лишь пустая трата времени. Передавать другим знания, полученные из книг, не применив их к себе, - никчемное занятие. Может, каждый из вас и начитан, но на вашем поведении это пока еще никак не сказывается. Так что, дорогие студенты, не гонитесь за количеством прочитанного. Прежде всего стремитесь заслужить милость Господа. Тем более, что в вашем возрасте метания и сомнения - вещи обычные. Чтобы исключить сомнения, нужно терпеливо и неуклонно стремиться управлять своим умом, овладеть своими эмоциями. Но не торопитесь, не контролируйте свой ум насильно.

   Когда корова рвется с вашего двора и норовит уйти в поле, где зреет рис, каким способом вы вернете ее обратно? Только одним: приманив ее чем-то более вкусным, чем то, что она найдет на поле. Накормите ее этим во дворе - и она перестанет убегать в поле. Так же и мыслям свойственно убегать от вас, устремляясь от одного предмета к другому. Чтобы дисциплинировать свой ум и отвлечь его от погони за удовлетворением желаний, займите его возвышенными мыслями о Творце. Эти размышления постепенно вытеснят плотские желания. Сегодня человек, даже предпринимающий отчаянные попытки в этом направлении, ничего, как правило, не достигает. Это его нередко доводит до отчаяния. В наши дни мирские привязанности стали особенно сильными. Все силы разума оказываются не способны справиться с ними. В этих условиях самое правильное - это либо стремиться к полному одиночеству, либо присоединиться к сатсангу, чтобы направить свои мысли к благим делам. Многие относятся сегодня к сатсангу с презрением, но не считают зазорным тратить массу времени на прическу или наряды. Иные проводят много времени, размалевывая себя, примеряя то одно, то другое, и все лишь для того, чтобы сделать более привлекательной свою внешность. Если же попросишь их посвятить какие-нибудь пять минут медитации, они скажут, что у них нет на это времени.

   В этой связи хочу обратить ваше внимание еще на одну из сторон повседневной жизни. Сегодня у каждого юноши обязательно в кармане зеркальце и гребенка, а у девушки всегда при себе сумочка с полным набором всякой косметики. Для чего вы все это носите с собой? Для того чтобы в случае, если у юноши растрепались волосы, тут же причесать их, а если у девушки расплылись румяна, тут же нанести их снова. Таким образом, вы чрезмерно ухаживаете за своим обликом, но не мешаете своему уму сворачивать на извилистые дорожки. Нужно так настроить наши внутренние инструменты, чтобы, следуя по священному пути, устранять все, что искажает верное видение, и воспитывать в себе преданность Господу, любовь и мудрость.

   Всегда помните о гопи и гопалах: они не читали Вед, но были преданы Господу всецело и любили Его самозабвенно. Погруженные в мысли о Всевышнем, они воспринимали Его как жизненную силу, присущую всему и обитающую в каждом. Такое откровение было даровано им в силу бескорыстной преданности Ему. Книжное знание не дает ничего, если не употребить его на то, чтобы коснуться стоп Всевышнего.

OM


 1. Лекция Сатьи Саи Бабы от 27  мая 1973, 57:56, 56 kbps, 24 336 512 байт.

 2. Лекция Сатьи Саи Бабы от 30  мая 1973, 60:02, 56 kbps, 25 217 152 байта.

 3. Лекция Сатьи Саи Бабы от  1 июня 1973, 86:55, 56 kbps, 36 511 872 байта.

 4. Лекция Сатьи Саи Бабы от  5 июня 1973, 44:07, 56 kbps, 18 534 528 байт.

 5. Лекция Сатьи Саи Бабы от  7 июня 1973, 53:09, 56 kbps, 22 325 376 байт.

 6. Лекция Сатьи Саи Бабы от  8 июня 1973, 54:58, 56 kbps, 23 089 280 байт.

 6. Лекция Сатьи Саи Бабы от 13 июня 1973, 58:22, 56 kbps, 24 516 736 байт.

Все лекции читаются Сатьей Саи Бабой на языке телугу
с синхронным переводом на английский.