Сравнение пирамиды потребностей по Маслоу
с теорией упанишад «панча-коша» (пять оболочек)
Анурадха Сатьяшилан и Б. Сатьяшилан
Аннотация
Растёт признание того, что редукционистское и механистическое мировоззрение, которого мы придерживаемся при определении человеческой мотивации, нуждается в пересмотре и преобразовании. В этом направлении было сделано много попыток, в том числе и с применением более гуманистического подхода. В западном мире пирамида потребностей по Маслоу (Maslow's needs hierarchy) была первой такой попыткой. Тем не менее, было предпринято не так много попыток расширить концепцию самореализации, предложенную Маслоу. Также имелась критика его подхода как не основанного на исследованиях и реальном мире. В этой статье авторы пытаются исследовать сходство между пирамидой потребностей, предложенной Маслоу в 1943 г. и 1954 г., и моделью теории «панча-коша», или пяти оболочек, представленной в Тайттирия-упанишаде.
1. Гуманизм в упанишадах и теория пирамиды потребностей по Маслоу
В гуманистических представлениях западного мира люди воспринимаются в основном как позитивные существа, которые, при наличии правильных условий, развиваются конструктивно (Moss, 2001). Гуманистическая точка зрения состоит в том, что у людей есть естественная тенденция стремиться к полному развитию личности. Это врождённое стремление к полному развитию включает в себя не только физический рост, но и психологический – до полного проявления уникального потенциала человека (Polkinghorne, 2001). Роджерс (1986) говорит, что естественная тенденция людей стремиться к самореализации (самоактуализации) зависит от личностно-ориентированного подхода, который помогает этой тенденции проявляться до максимально возможного уровня. Это стремление помогает человеку достичь комплексного и полного развития. Гуманисты, такие как Маслоу (1943), рассматривали важность как научного, так и философского понимания человеческого существования. Эта попытка состояла в том, чтобы понять условия и обстоятельства, в которых человек может достичь наивысшего уровня с точки зрения достижений и раскрытия своего потенциала, и, таким образом, усилия были сосредоточены на представлении новой и более лучшей концепции человечества (Moss, 2001). Пирамида человеческих потребностей по Маслоу (1943, 1954) продолжает оставаться одним из наиболее значимых вкладов в мотивационную психологию человека. Как описывает сам Маслоу в своей книге «Мотивация и личность» (1954), холизм (холистический подход) – это правда, и всё в мире взаимосвязано. Холистический (целостный) образ мышления предпочитают люди, которые пытаются реализовать себя, в то время как для других предпочтительнее атомарный (восприятие по отдельным элементам) способ мышления. В то же время, философия редукционизма (сведение сложного к простому и высшего к низшему), отстаиваемая Скиннером (1953), приводит аргументы в пользу того, что поведение человека строго определяется окружающей средой. Он подчеркнул, что изменения в поведении человека зависят от его физического состояния. Редукционистская точка зрения воспринимает индивидуальное поведение, разбивая его на мелкие компоненты, которые включают гены, структуру мозга и нейрохимические вещества.
В индийском «индусском» контексте холистический и гуманистический подход к человеческому существованию считается «образом жизни» (Klostermaier, 2007). Среди западных мировых теорий человеческой мотивации пирамида потребностей по Маслоу является одной из первых попыток (Wahaba & Bridwell, 1976) разработать холистическую (целостную) теорию человеческой мотивации. Маслоу предложил целостный подход к исследованию личности (Heylighen, 1992). Включение в него уровней потребности в самоактуализации (самореализации) и, позже, в расширении границ самосознания (self-transcendence) стало большим шагом вперёд для учёта «нематериального» в человеческой мотивации и существовании. С точки зрения упанишад все остальные западные теории не могут объяснить первопричину или причины человеческого существования и постоянных усилий человека превзойти самого себя. Упанишады воспринимают человеческое существование как структуру с сочетанием материального и духовного аспектов. Хотя упанишады обычно воспринимаются как богословские и религиозные тексты, по сути они представляют собой тексты по человеческой психологии и научным точкам зрения, которые могут быть применены к областям моделирования машинного разума, физиологии, психологии и понимания языка в системах искусственного интеллекта. Тайттирия-упанишада – это санскритский текст ведической эпохи, одна из главных и очень ранняя упанишада, которая, как считается, была составлена в первом тысячелетии, но хронология этого текста остаётся туманной (Phillips, 2009). Эта упанишада фокусируется на идее самопознания и утверждает, что его реализация – это высочайшее, могущественное, освобождающее знание и путь к позитивному состоянию жизни (Deussen, 1897). Тайттирия-упанишада известна излагаемой в ней теорией кош (коша – слово на санскрите, означающее «оболочка», «тело»), и в ней говорится о том, что люди достигают своего максимального потенциала знания и мудрости, изучая правильные вещи и отучаясь от неправильных вещей. Это одна из самых ранних известных в истории теорий о природе человека (Eliot Deutsch, 1973; Mead & Hoeller, 2006). В этой упанишаде утверждается, что человеческое существование может восприниматься как концентрические уровни, начиная с внешнего уровня «аннамайя-коша» (физического оболочка / тело), которая окружает «пранамайя-кошу» (оболочку жизненной энергии), которая, в свою очередь, окружает «маномайя-кошу» (ментальную оболочку), внутри которой находится «виджнянамайя-коша» (оболочка разума-интуиции) и, наконец, «анандамайя-коша» (оболочка блаженства), которая является наиболее внутренней (Raju, 1954; Mukherjee, 2011; Deutsch, 1973; Narayanasvami Aiyar 1914).
Согласно Маслоу (1943), у всех людей есть набор из пяти основных видов потребностей, которые требуют удовлетворения, чтобы человек достиг более глубокого понимания и знания бытия. Эти потребности – физиологические, потребности в безопасности, потребности во взаимоотношениях и любви, потребности в самооценке и самоуважении, а также потребность в самореализации – рассматриваются как компоненты иерархической системы, или пирамиды потребностей. Маслоу рассматривал эту иерархию как неизменную и утверждал, что чем ниже уровень потребности, тем более сильной она становится, если не будет удовлетворена. То есть, до тех пор, пока не удовлетворена более низкая потребность, более высокую потребность нельзя будет удовлетворить.
2. Сходство между пирамидой потребностей по Маслоу и моделью «пяти оболочек»
Маслоу (1943) рассматривает человеческую мотивацию как формирование иерархии. Его сочинения были истолкованы в иерархической модели. Маслоу движется снизу вверх по шкале потребностей. В то же время Тайттирия-упанишада рассматривает человеческое существование в виде оболочек, вложенных одна в другую. Оно идёт сверху вниз, от универсального существования к индивидуальному существованию. При рассмотрении пирамиды потребностей по Маслоу (1943) возникает точка зрения, что каждая более высокая потребность возникает только после того, как была удовлетворена предыдущая более низкая. С другой стороны, точка зрения Тайттирия-упанишады заключается в том, что каждый уровень человеческого существования или мотивации находится на следующем уровне. Например, аннамайя-коша (физическая оболочка) находится внутри пранамайя-коши (оболочки жизненной энергии), которая, в свою очередь, расположена в маномайя-коше (ментальной оболочке) и т. д. (Ollivelle, 1996; Narayanasvami Aiyar 1914). Внешний слой в теории пяти оболочек связан с тем, как человеческое тело поглощает то, что ему необходимо из пищи и воды для своего развития на протяжении всей жизни – от утробы до могилы. Оболочка, формирующаяся при приёме пищи, воды и воздуха, образовывает аннамайя-кошу, или физическую оболочку. При правильном питании и физических упражнениях организм использует питательные вещества для роста физических элементов. Без этих элементов невозможно было бы сосредотачиваться на достижении большего знания. Маслоу говорит, что физиологические потребности – это такие потребности, как воздух, вода, еда и сон, которые необходимы для поддержания жизни. Если эти потребности удовлетворены, то человек переходит на следующий уровень, то есть потребности в безопасности.
Прана является жизненной силой и является частью космической жизни, которая помогает движению или вибрации. Все действия тела и ума происходят благодаря пране. Поэтому она называется витальной оболочкой. Везде, где присутствует прана, происходит рост и развитие. Когда прана (жизненная энергия) сбалансирована, тело и ум также поддерживаются в гармонии. Маслоу говорит о необходимости семьи, занятости, здоровья и других ресурсов как потребности безопасности. Но в описании пранамайя-коши говорится о том, как жизненная энергия помогает здоровью человека в целом, ведя от чувственного восприятия к пониманию мыслительного процесса. Таким образом, пранамайя-коша может быть сопоставлена с потребностями по Маслоу в безопасности. Жизненная энергия ответственна за безопасность всех жизненно важных органов, включая ум и органы действия. И без всего этого невозможно достичь полного здоровья человека. Маномайя-коша – это третья внутренняя оболочка, ответственная за ментальные процессы поиска знаний, характеризующаяся силой воли, способностью желать и стремлением к процветанию посредством внешних действий, оперируя знаниями (Deussen, 1897). Ум направлен вовне, стремясь взаимодействовать с миром и другими существами, чтобы искать знание о мире и, через него, знание собственной природы. Как описывает Шри Ауробиндо (1990), на этом уровне люди будут объединены с другими существами посредством сочувствия, любви и счастья, и их эмоции будут подняты до совершенства психологического плана. Маслоу (1954) указывает, что, когда и физиологические потребности, и потребности безопасности будут удовлетворены, возникнут потребности в любви и принадлежности. Теперь человек будет стремиться удовлетворить эти потребности.
Виджнянамайя-коша – более глубинный и полный уровень существования по сравнению с другими оболочками. «Виджняна» на санскрите означает «разум», «сила различения» и «проницательность». Когда эта оболочка активируется, человек обретает внутреннее восприятие, чистоту и самодисциплину, и будет привержен этическим мыслям и моральным ценностям, свободным от инстинктов. Люди, поднявшись до этого уровня, станут источником глубоких знаний и мудрости для других (Deussen, 1897). Следовательно, мы можем сказать, что здоровое развитие этой коши ведёт нас к самопринятию, которое является основой самооценки. Можно также утверждать, что, когда человек самодисциплинирован, привержен этике и сфокусирован, к нему придут благодарность и признание. Согласно Маслоу (1954), среди людей потребность в признании возникает, когда другие потребности более низкого порядка уже удовлетворены. Удовлетворение потребности в чувстве собственного достоинства приводит к чувству уверенности в себе, самоуважению, силе, полезным и необходимым способностям для адекватного существования в этом мире. На этом уровне компетентность, достижения и ответственность естественно и легко проистекают из собственной истинной внутренней природы, или, другими словами, из своей истинной сущности, а не из идеализированной псевдосущности (Horney, 1950). Анандамайя-коша – наиболее внутренняя составляющая в структуре пяти оболочек, и она характеризуется спокойствием, удовлетворённостью, любовью, радостью и бодростью. Люди, достигшие этого уровня, осознают одновременно эмпирическое и духовное, сознательное и бессознательное, изменяющееся и вечное, время и вечность (Deussen, 1897). Человек, обладающий самопознанием, гармоничен и полон блаженства. Он пребывает в мире как внутри, так и снаружи, и находится в состоянии покоя и радости. Он свободен от гордости, вины и страстных желаний (Deussen, 1897). Согласно Маслоу (1954), даже если все потребности удовлетворены, человек всё ещё может испытывать новое недовольство и беспокойство, если он не делает то, на что он способен лично. Эта потребность, называемая самоактуализацией (самореализацией), относится к человеческому стремлению к самореализации наивысшей степени. Эта потребность отличается от человека к человеку и зависит от его характера. Например, одному человеку нравится быть хорошим художником, в то время как другому может нравиться быть просто хорошим человеком. Маслоу утверждает, что, как только человек достигает личностного роста и становится менее обеспокоенным мнением и взглядами других, он достигает стадии самореализации, где он осознаёт свою сущность, что приводит к состоянию блаженства.
Таблица сравнения концепции "панча-коша" с пирамидой потребностей по Маслоу
Теория «Панча-коша» / «Пять оболочек» Человеческое существование может восприниматься с точки зрения пяти концентрических уровней. |
Пирамида потребностей по Маслоу У людей есть пять основных видов потребностей, они взаимосвязаны между собой и организованы в иерархию (пирамиду) доминирования. | |
Аннамайя-коша Физическая оболочка – это результат потребления пищи, воды, воздуха и т. д. |
Физиологические потребности Потребность в еде, воде, воздухе, сне и размножении, которые необходимы для поддержания жизни. | |
Пранамайя-коша Жизненная (витальная) энергетическая оболочка, управляющая жизненной энергией. |
Потребность в безопасности Потребность в гарантированной занятости (работе), семье, здоровье и других ресурсах. | |
Маномайя-коша Ментальная оболочка поиска знаний, связанных с умом / мыслью, характеризуется силой воли, способностью желать и стремлением к процветанию посредством внешних действий. |
Потребности в любви и принадлежности Когда физиологические потребности и таковые в безопасности будут удовлетворены, возникнут потребности в любви и принадлежности. Человек будет стремиться к их достижению. | |
Виджнянамайя-коша Оболочка разума, распознавания и интуиции. Человек обретает внутреннее восприятие, чистоту, самодисциплину и будет стремиться к этике и моральным ценностям, будучи свободным от инстинктов. |
Потребность в уважении Удовлетворение потребностей в чувстве собственного достоинства приводит к ощущению уверенности в себе, самоуважению, силе, полезным и необходимым способностям для адекватного существования в этом мире. | |
Анандамайя-коша Оболочка блаженства. Реализация эмпирического (основанного на опыте) и духовного, сознательного и бессознательного, изменяющегося и неизменного, временного и вечного. |
Самоактуализация Самоактуализация – это стремление человека к самореализации, а именно стремление стать тем, кем он потенциально может стать, то есть стать реализованным. |
Итог
Цель настоящей статьи – сравнение западных теорий мотивации с индийской теорией «структура пяти оболочек», преподанной в Тайттирия-упанишаде. Среди западных теорий человеческой мотивации пирамида потребностей по Маслоу, вероятно, является единственной теорией, которая пытается избежать редукционистского подхода и использует целостный подход для объяснения мотивации человека как необходимости достижения самого высокого потенциала. Поэтому очевидно, что пирамида потребностей по Маслоу является подходящей гуманистической моделью, которую можно сравнить с теорией «пяти оболочек» (панча-коша), в которой исследуется цель человеческого существования с точки зрения «очень высокого уровня». Есть надежда, что эта статья будет стимулировать интерес современных научных кругов к попыткам сравнительного изучения западных и восточных взглядов на человеческую природу, особенно изучения мотивации и концепции высшего «я». Обсуждение и дебаты в этой области обогатят как восточных, так и западных мыслителей. Духовность – прекрасное слово с большим смыслом. Люди, которые занимаются духовными практиками, переживают реализацию, подобную трансцендентности (Barrett N.F 2011). В этом быстро меняющемся мире каждый человек ищет реализации и мира (покоя) в жизни. Пересмотр и понимание индийской литературы и применение принципов, закреплённых в ней, в жизни людей современности будет большим подспорьем в понимании человеческой психики. Самомотивация и самореализация могут привести к сбалансированной жизни, отмеченной миром и счастьем. Исследователи поощряют дальнейшую работу в этой области, чтобы понять, как функционирует каждая «коша», и как она ведёт на следующий уровень. Ещё одна надежда – связать это с практикой медитации осознанности и медитацией на семь чакр.
При достаточно полном развитии (выстраивании в медитациях) виджнянамайя-коши появляется универсальная возможность восприятия, включая ясное понимание любых философских концепций, ясновидение и т. д. При достаточно полном развитии (выстраивании в многочасовых медитациях) анандамайя-коши появляется сверхсознание и универсальная возможность воздействия, включая сиддхи (сверхъестественные способности, "чудеса").
Под самоактуализацией Маслоу понимал самореализацию. При этом он считал, что уровня самоактуализации достигают не более 2% людей в мире.
Маслоу отмечал, что важно учитывать удовлетворение потребностей в зависимости от возрастной группы. «Счастливчики» с точки зрения Маслоу удовлетворяют потребности в безопасности и физиологии в детстве, потребности в принадлежности и любви — в подростковом возрасте и т. д. Потребность же в самоактуализации удовлетворяется годам к 50 у «счастливчиков». Именно поэтому нужно учитывать возрастную структуру при оценке теории иерархии Маслоу.
Главная проблема при проверке теории иерархии в том, что нет надёжного количественного измерителя удовлетворённости потребностей человека. Вторая проблема теории связана с разбиением потребностей в иерархии, их последовательностью. Сам Маслоу указывал, что порядок в иерархии может меняться. Тем не менее, теория не может объяснить, почему некоторые потребности продолжают быть мотиваторами даже после того, как они были удовлетворены. В то же время в восточной философии, в индуизме есть понятие прарабдха-кармы, или созревших желаний и плодов действий человека как из этой, так и предыдущих жизней. Прарабдха-карма может быть одним из объяснений, почему человек успешно занимается тем, к чему он может не испытывать заметного интереса в настоящем времени, так как уже созревшие желания и карма не требуют значительных усилий для их исполнения.
Далее приведена цитата по книге А. Г. Асмолова "Психология личности" (М., 1990. - С. 358-360):
"А. Маслоу предпринял обширное исследование самоактуализирующихся людей с целью выявить характерный комплекс их психологических особенностей. В результате были выделены следующие 15 основных черт, присущих самоактуализирующимся людям:
1. Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, интерес к неизведанному.
2. Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных защитных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других людей.
3. Спонтанность проявлений, простота и естественность. Такие люди соблюдают установившиеся ритуалы, традиции и церемонии, но относятся к ним с должным юмором. Это не автоматический, а сознательный конформизм лишь на уровне внешнего поведения.
4. Деловая направленность. Такие люди заняты обычно не собой, а своей жизненной задачей или миссией. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать ее под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому все они в какой-то степени философы.
5. Они нередко склонны к одиночеству и для них характерна позиция отстраненности по отношению ко многим событиям, в том числе событиям собственной жизни. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженным воздействиям извне.
6. Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов.
7. Свежесть восприятия; нахождение каждый раз нового в уже известном.
8. Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного "Я".
9. Чувство общности с человечеством в целом.
10. Дружба с другими самоактуализирующимися личностями: узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях.
11. Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других.
12. Устойчивые внутренние моральные нормы. Самоактуализирующиеся люди ведут себя нравственно, они остро чувствуют добро и зло, они ориентированы на цели, а средства всегда подчиняют этим целям.
13. "Философское" чувство юмора. Они относятся с юмором к жизни в целом и к самим себе, но никогда не считают смешной чью-либо ущербность или невзгоды.
14. Креативность, не зависящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся во всех действиях самоактуализирующейся личности.
15. Они не принимают безоговорочно ту культуру, к которой они принадлежат. Они не конформны, но и не склонны к бездумному бунтарству. Они достаточно критично относятся к своей культуре, выбирая из нее хорошее и отвергая плохое. Они не идентифицируются со всей культурой. Ощущая себя в большей степени представителями человечества в целом, чем представителями своей страны. Поэтому они нередко оказываются в изоляции в той культурной среде, которую они не желают принять."
Рекомендации
Aurobindo, S. (1990). The synthesis of yoga. Lotus Press.
Barrett, N. F. (2011). Wuwei and flow: Comparative reflections on spirituality, transcendence,and skill in the Zhuangzi. Philosophy East and West, 61(4), 679-706.
Deussen, P. (1897). Sixty Upanishads of the Veda.
Deutsch, E. (1973). Advaita Vedanta: A Philosophical Reconstruction. University of Hawaii Press.
Freud, S., & Bonaparte, P. M. (1954). The origins of psychoanalysis (Vol. 216). London: Imago.
Heylighen, F. (1992). A cognitive-systemic reconstruction of Maslow's theory of self-actualization. Behavioral Science, 37(1), 39-58.
Horney, K. (1950). Neurosis and human growth, New York (WW Norton) 1950.
Klostermaier, K. K. (2007). A survey of Hinduism. SUNY Press.
Klostermaier, K. K. (2010). Vidyaranya Swami's" panca viveka" and Thomas Aquinas'" quinqueviae" in the Light of Today's Science. Journal of Hindu-Christian Studies, 23(1), 9.
Larson, G. J. (2001). Classical Samkhya: An interpretation of its history and meaning. Motilal Banarsidass Publ.
Maslow, A. H. (1943). "A theory of human motivation". Psychological Review. 50 (4): 370–396. doi:10.1037/h0054346.
Maslow, A. H. (1954). Motivation and personality. New York: Harper.
Mead, G. R. S., & Hoeller, S. A. (2006). The Hymns of Hermes. Weiser Books.
Moss, D. (2001). The roots and genealogy of humanistic psychology. The handbook of humanistic psychology: Leading edges in theory, research, and practice, 5-20.
Mukherjee, S. (2011). Indian Management Philosophy. In Handbook of Spirituality and Business (pp. 80-87). Palgrave Macmillan UK.
Muller, F. M. (1879). Taittiriya Upanishad. The sacred books of the East (Vol. 15). Oxford University Press.
Narayanasvami Aiyar. K. (1914). Thirty Minor Upanishad. Madras
Patrick Olivelle (1996), The Early Upanishads: Annotated Text & Translation, Oxford University Press, ISBN 978-0195124354, Introduction Chapter
Phillips, S. (2009). Yoga, karma, and rebirth: a brief history and philosophy. Columbia University Press.
Polkinghorne, D. E. (2001). The self and humanistic psychology. The handbook of humanistic psychology: Leading edges in theory, research and practice, 81-99.
Raju, P. T. (1954). The concept of the spiritual in Indian thought. Philosophy East and West, 4(3), 195-213.
Rogers, C. R. (1986). A client-centered/person-centered approach to therapy. In I. Kutash & A. Wolf (Eds.), Psychotherapist's Casebook (pp. 1 97-208). San Francisco: Jossey-Bass.
Sastri, S. S. (1901). Aitareya and Taittiriya Upanishads.
Skinner, B. F. (1953). Science and human behaviour. Simon and Schuster.
Wahba, M. A., & Bridwell, L. G. (1976). Maslow reconsidered: A review of research on the need hierarchy theory. Organisational behaviour and human performance, 15(2), 212-240.
Перевод с английского и адаптация: В. Вернигора, 23.02.2019. При перепечатке ссылка на источник scriptures.ru/yoga/pancha_kosha_maslow.htm обязательна.
Рекомендуемые тексты:
Описание духовной медитативной практики в одной из ветвей (виджняна-вада) буддизма махаяны. Предельно практичное и полезное описание медитативной садханы.
Прем Нирмал "Наука медитации" – что такое медитация и чем она не является.
"Йога-сутры" Патанджали – наиболее авторитетный текст по йоге.
"Как медитация меняет ваш мозг и вашу жизнь". Дэниел Гоулмен и Ричард Дэвидсон.
Медитация с использованием обратной нейросвязи с помощью ЭЭГ NeuroSky MindWave Mobile – ускоренное самостоятельное изучение медитации. Общие вопросы ЭЭГ-медитации.
Входные стальные двери. |
|