Вы на странице: Главная ➤ Индуизм ➤ Джоги
|
«Историческая причина этой широко распространённой популярности литературы натхов по всей Индии заключается в том, что движение натхов было и остаётся всеиндийским движением», – Дасгупта, «Малоизвестные религиозные культы».
Этот текст взят из статьи «Индуистские касты и секты», изданной Бхаттачарьей в Калькутте в 1916 г. Эта статья из его энциклопедии не только более не издавалась, но ещё и устарела, впервые будучи напечатанной в 1899 г. В ней содержатся некоторые неточности, касающиеся характера и практики йоговских направлений (пантхов), но она была новаторской в своё время, когда всё это было мало известно тем, кто не был членом различных веток сампрадай. Некоторые материалы здесь интересны и необычны, особенно рассказы Бхаттачарьи.
Более надёжный отчёт можно найти в книге «Горакхнатх и канпхата-йоги» Г. В. Бриггса, в настоящее время ещё раз переизданной, но одно из лучших описаний можно найти в английском введении к «Сиддха-сиддханта-паддхати и другие работы натха-йогов», Маллик, 1953 г.
Один махант (настоятель) ашрама натхов в Раджастхане предположил, что в настоящее время в Индии до сих пор можно найти 100 000 йогов бхаро-пантх, или 12 пантхов (линий монахов).
Джоги – практикующий джогу. Система философии йоги, установленная Патанджали, учит тому, как человеческая душа может достичь полного единения с Высшим Существом. Нынешний джоги, вообще говоря, утверждает, что достиг этого союза и, следовательно, является частью Всевышнего и, таким образом, наделён силами контроля над материальной вселенной. История развития нынешних джогов от древних знатоков йоги так же увлекательна, как и туманна. Но она всецело вышла бы за рамки этой статьи, цель которой состоит в том, чтобы дать основанное на фактах представление о реальных верованиях и обычаях нынешних джогов.
Можно сказать, что термин «джоги» включает в себя два совершенно разных класса людей. Во-первых, это собственно джоги, привычный религиозный орден индуистов, который включает в себя как аскетов аугхар-джогов, так и канпхатта-джогов, которые являются последователями Горакхнатха, а также священниками и поклонниками Шивы. Эти люди столь же уважаемы, как и байраги, госайны и другие религиозные ордена (организации). Все они индуисты, но гхаришти, или светских джогов, даже если они индуисты, обычно называют термином «равал», и они зарабатывают на жизнь попрошайничеством, гаданием, уличным пением и тому подобным. Другим синонимом для индуистского джоги является слово «натх». Второй класс – это всевозможная мешанина из факиров и гадальщиков из низших каст, как индуистов, так и, в основном, мусульман, которые обычно известны как джоги. Каждый нищий мошенник (rascally beggar), который притворяется, что может предсказывать судьбу или заниматься астрологическим и колдовским ремеслом, пусть даже в самой малой степени, покупает себе барабан и называет себя джогом, и так же его зовут окружающие. Все джоги-мусульмане входят в этот второй класс, и, возможно, часть индуистов восточных районов Индии (вокруг Бангладеша, штат Ассам и прилегающие к нему), которые позиционируют себя как джоги. Они – всевозможные бомжи, бродящие по стране, бьющие в барабан, просящие милостыню, пытающиеся заниматься примитивной хирургией и лечением, пишущие заклинания, гадающие и практикующие экзорцизм и прогнозы; или, поселяясь в деревнях, извлекают прибыль из этих занятий, совершая подношения в местах поклонения злобным божкам; потому что джоги настолько нечистые, что они едят пожертвования, сделанные в любом месте поклонения. Этих людей, или, по крайней мере, их мусульманскую часть, в центральной части Пенджаба (скорее всего, пакистанском) называют словом «равал», или, иногда, «джоги-равал», от арабского слова «раммал» – «прорицатель», которое, в свою очередь, происходит от «рамал» – «песок», на котором гадают арабские маги. Говорят, что джоги-равалы на полуострове Катхиявар (штат Гуджарат) изгоняют злых духов и поклоняются божеству по имени Кориал. В городе Сиалкот в провинции Пенджаб в Пакистане джоги делают вид, что они предотвращают штормы во время созревания урожая, вонзая нарисованный меч в поле или нож в холм, принося в жертву овёс и принимая подходящие пожертвования. Бентон писал: «Джоги – любимый персонаж в художественной литературе хиндустани. Он выглядит как весёлый игривый персонаж простого нрава, который ведёт себя максимально свободно, бесцеремонно и самым эксцентричным образом под покровом религии, и ему не задают вопросов». Джоги обычно смертельно враждовали с санньясинами, и однажды 500 джогов были разгромлены двумя или тремя сотнями санньясинов. Император Акбар стал свидетелем этого боя, и он послал измазанных пеплом солдат (в «камуфляже» санньясинов), чтобы помочь санньясинам, которые в конце концов победили джогов.
Монахи-клоуны, фотографирующиеся за деньги в храме Пашупатинатх в Катманду |
Нельзя сказать, что джоги как организация имеют какую-либо историю; очень многочисленны и неопределённы ветви, на которые они разделились с течением времени. Что касается их происхождения, то у джогов огромная масса смутных традиций, и обломки многих примитивных метафизических спекуляций теперь едва ли можно распознать в их фантастическом «маскараде» историй.
Перевод с английского, 2019 г.
|