САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

том XXV

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1992 г.


Содержание
Разве Саи говорит?
1. Обожествляйте каждое мгновение
2. Проявляйте свою божественность
3. Как стать близким и дорогим Богу
4. Священное послание Святого праздника
5. Грама Сева есть Рама Сева
6. Дворец жизни
7. Могущество Божественного Имени
8. Очищайте мир санкиртаной
9. Голова и сердце
10. Придерживайтесь пути Господа
11. Родители и учителя должны быть примером
12. Нет большего греха, чем неблагодарность
13. Любите Родину — служите миру
14. От знания к мудрости
15. Поднимайтесь от животного состояния к божественному
16. Неувядающее послание Рамаяны
17. Тайны творения
18. “Ахам Брахмаасми”
19. “Праджнянам Брахма”
20. Послание Вед
21. Сила Божественной Любви
22. Только Бог есть Садгуру
23. Обучение медсестер в Саи Маха Видьялайя
24. Блестящее будущее Индии: Баба
25. Кришна — Према Аватар
26. Трудитесь вместе на благо нации
27. Смысл поклонения Винаяке (Ганеше)
28. Аватар как Освободитель
29. Три основных порока
30. Внутренний смысл праздника Наваратри
31. История Ширди Саи
32. Учитесь видеть Единого во многих
33. Пусть засияет ваш буддхи
34. Как проверяются преданные и обнаруживается недостаток преданности
35. Духовная основа праздника Дасары
36. Очищайте сердца, чтобы достичь Бога
37. Восстановление нравственных ценностей
38. Чтите мать: служите Родине
39. Единство основано на божественности
Глоссарий

39. Единство основано на божественности

Воплощения Божественной Любви! В сегодняшнем мире все, кто заслужил большой почет, получили свое доброе имя только благодаря характеру и поведению. Чтобы добиться того, чего человек желает, он должен иметь настойчивость. Те, кто имеет колеблющийся ум, никогда не добиваются ничего.

Все писания и религии подтверждают, что величайшей добродетелью человека является помощь ближнему в трудную минуту. У всех людей в мире равные права. Все принадлежат к одной семье. Необходимо обладать терпением и бесстрастностью, чтобы наслаждаться покоем ума. В каждой стране есть люди хорошие и плохие, богатые и бедные, образованные и неграмотные. Несмотря на то, что они родились в одной семье и дышат одним воздухом, некоторые люди, преследующие личные интересы, имеют узкий кругозор и извращенные идеи, тогда как другие, напротив, добры и бескорыстны.

“Сухрудам Сарва Бхутанам”, “Экаатма Сарвабхута антараатма” — хорошо известные афоризмы из писаний. Проявлять дружелюбие ко всем есть обязанность каждого, поскольку один и тот же Атман есть во всех существах. Памятуя об этой истине, обязанность каждого, кто рожден человеком — делать добро остальным, основываясь на любви.

Нет нужды искать Бога где-либо, так как Бог обитает в каждом. Тело, следовательно, следует считать Божьим храмом. Сегодня человек плодит в уме дурные мысли, загрязняя тем самым сердце, которое есть трон Бога.

Четыре потенциальных возможности в человеке

В каждом человеке присутствуют четыре начала, а именно животное, демоническое, человеческое и Божественное.

Человек с преобладающим божественным началом — брахма-ништха, погружен в созерцание Атмана внутри, наслаждается атмическим блаженством и освящает каждое мгновенье своей жизни добрыми делами. Он осознает, что один Атман присутствует во всех существах как Антараатма (Внутреннее “Я”), и ведет жизнь, полную блаженства, отвергая корыстные мысли. Он — брахма джняни или атма джняни, реализованная душа, которая понимает, что уважать других — значит уважать Бога и обижать других — значит обижать Бога. Такие люди излучают божественность, хотя они еще в человеческом теле.

“Человеческий” тип человека следует пути истины и праведности — сатья дхарма паро мартьях. Он действует в строгом соответствии с сатьей и дхармой (истиной и праведностью), надлежащим образом используя свое чувство различения. Он выполняет свои обязанности, не гонясь за положением, властью, деньгами или славой. Такой человек живет в гармонии со своими ближними и выполняет свой долг с твердой верой в три правила: боязнь греха, любовь к Богу и нравственность в обществе.

Следующий тип — демонический человек. Такой человек не связан правилами поведения, погружен в бесстыдную погоню за чувственными удовольствиями, исполнен эго и гордыни и не стесняется причинять боль другим ради собственных целей. Он беспечно совершает греховные поступки. Эгоизм — его жизненное дыхание, а привязанности — его позвоночник. Такой эгоистичный человек именуется демоническим.

Тот, кто лишен мудрости, подобен животному

“Джняна вихина пашубхи саманаха” (лишенный мудрости подобен животному). Тот, кто погряз в невежестве, считается не лучше животного. Жизнь такого человека сосредоточена только на чувстве удовлетворения. Его мысли никогда не поднимаются выше чувств, так как он не подозревает о Божественности внутри себя. Он считает преходящие земные удовольствия райским блаженством и живет в заблуждении, лишенный силы различения.

Каждый человек должен прилагать усилия, чтобы подняться до человечности, отбрасывая свои животные и демонические качества, и затем стремиться реализовать свою божественную природу. В наши дни мы видим, что люди опускаются в противоположном направлении, с человеческого на демонический и животный уровни.

Послание Иисуса Христа

25 декабря, когда родился Иисус, к месту его рождения пришли три царя. Они выразили три разных точки зрения по поводу новорожденного младенца. Один из них сказал: “Этот младенец будет любить Бога”. Второй сказал: “Бог будет любить этого ребенка”. Третий заявил: “Воистину, этот ребенок — Сам Бог”. Первый рассматривал ребенка с физической точки зрения. Второй видел его с умственной точки зрения. Третий говорил с атмической точки зрения.

Эти три заявления показывают, как человек может развиваться от человеческого уровня к божественному. Необходимо лишь устранить животные и демонические качества в человеке. Человек сегодня поклоняется неодушевленным идолам, но не делает попыток любить своих ближних из плоти и крови. Это было первым посланием Иисуса. Хотя человек видит своих ближних каждый день, он не любит их. Как можно поверить, что он может любить невидимого Бога? Если человек не может любить ближнего, которого он видит своими глазами, как он может любить то, что невидимо для него? Это невозможно. Только человек, любящий тех, кто живет вокруг него, может любить невидимого Бога. Любовь должна начинаться с любви к существам, имеющим форму. Она должна распространиться на всех. Это первая стадия духовности.

Духовность — это не постоянные занятия медитацией, богослужения и т.п. Она состоит в полном искоренении животных и демонических качеств в человеке и проявлении его божественной природы. Когда устранены привязанности и ненависть, которыми окружен человек, внутренняя божественность, сат-чит-ананда, проявится сама собой.

Нет нужды искать вездесущего Бога в каком-либо определенном месте. Если вы сами божественны, зачем искать Бога где-либо еще? Это признак невежества.

Как утверждалось послание Иисуса Христа среди человечества

Иисус совершил много чудесных деяний, избавил многих людей от страданий, учил людей высшим истинам и, наконец, принес в жертву саму свою жизнь. Через сто лет после его распятия, его послание не имело никакого влияния на людей. Через четыреста лет христианство было принято императорами Рима. Даже после многих веков после принятия Христа человечеству все еще предстоит осознать внутреннюю божественность человека.

Человек всегда ищет повод для каждого верования или действия. Разве вы должны искать повод для освящения времени, которое вы тратите на каждое действие? Когда вы заняты бескорыстной деятельностью на благо общества и самоотверженно выполняете свой долг, вы освящаете свою жизнь.

В каждом действии есть четыре основных элемента. Это карана, карма, кала и картавьям. Карана — это причина, карма — действие, кала — время и картавьям — обязанность, исполняемая при этом. Предположим, вы хотите поехать в Мадрас, чтобы посетить своих родственников; вы утром идете на автостанцию, садитесь в автобус, едете восемь часов и вечером достигаете Мадраса. В этом случае посещение ваших родственников — это карана (причина). Сидение в автобусе и путешествие — карма (действие). Затрата восьми часов — кала (фактор времени), и встреча с родственниками в Мадрасе и получение удовлетворения есть картавьям (цель).

Если вы делаете то же во сне, то отсутствует фактор времени; причина и действие также отсутствуют. Когда вы просыпаетесь, то обнаруживаете себя в постели и понимаете, что встреча с вашими родственниками в Мадрасе была ненастоящей. Во сне отсутствуют все четыре фактора. Только когда они присутствуют в событии, оно реально.

Цель, которую имеет в виду человек, называется лакшьям. Вы рождены людьми для того, чтобы осуществлять вашу деятельность — карму. Жизнь дана вам лишь для того, чтобы осознать божественность, а тело — инструмент для достижения этой караны (цели). Прожив жизнь, вы совершали карму (действия) на протяжении всей жизни (кала). Вы должны получить удовлетворение от достижения цели (картавьям).

Христос проповедовал только эту истину и учил людей, что тело должно использоваться для служения обществу. Это — учение веданты. Веданта утверждает, что тело дано для бескорыстной деятельности в мире.

Происхождение рождественской елки

Иисус был распят в пятницу, и в воскресенье Он восстал из мертвых. Поэтому церковные службы проводятся по воскресеньям. Католики почитают Деву Марию, мать Христа, а протестанты придают особую важность рождению Христа. Католики празднуют рождество, поклоняясь Марии вечером 24-го, а протестанты празднуют рождение Христа 25-го. Существует обычай в этот день ставить в доме елку. Этот обычай пришел из Германии. Проповедник по имени Йенсен из Англии однажды приехал в Германию. Когда он путешествовал по Германии, он заметил нескольких немцев, пытающихся принести ребенка в жертву Богу, который, как они верили, обитал в дубе. Священник был удручен и спросил их, зачем они приносят невинное дитя в жертву дереву. Поскольку они доказывали, что в этом дереве обитает Бог, он взял топор и срубил дерево. К своему удивлению, он был потрясен необъяснимой вибрацией с головы до ног. Он заметил форму ребенка между двумя половинками срубленного им дерева.

Система поклонения Богу во многих формах

Этот случай показывает, что Бог обитает не только в человеке, но также в растениях и деревьях. С того времени люди начали наряжать елки на рождество и поклоняться им. Система поклонения Богу во многих формах, включая растения и камни, зародившаяся в Индии, долгое время преобладала и в других странах.

Среди христиан также есть санньяси. Мужчин называют монахами, а женщин — монахинями. В этом отношении нет различий между разными религиями. Цель у всех религий одна. Христианство распространяло это единство Бога. Но сегодня чистое, вечное атмическое начало забыто в погоне за мирскими целями. (Бхагаван рассказал, откуда взялся рождественский Дед Мороз, одетый в красную одежду и раздающий подарки детям. Свами упомянул историю св. Николая, который начал эту практику, став главой церкви).

Сердце — трон Истины

Во всех религиях празднуются дни рождения великих личностей, но идеям, ради которых они жили, не следуют и даже забывают о них. Если вы не стараетесь следовать их учениям, торжества теряют смысл и становятся искусственными обрядами. Христос учил людей любить всех и служить всем, проявляя сострадание. Только следуя этим идеалам, человек может по-настоящему праздновать Его рождество. Божественность внутри вас должна находить отражение в каждом вашем действии. Трон истины — ваше сердце. Поклонение означает любить других всем своим сердцем. Вы должны жить в любви и вести идеальную жизнь бескорыстного служителя, основанную на любви. Это единственно правильный путь празднования Рождества Христова.

На самом деле Бог не имеет ни рождения, ни смерти. Нельзя обнаружить изменения в Боге, который вечен и неизменен. Атман внутри вас — не что иное, как отражение Бога и он один во всех, как вечный наблюдатель. Рождение и смерть относятся только к телу. Не подобает поклоняться телу. Через сакару (преходящее тело) человек должен слиться с ниракарой (высшей реальностью).

Воплощения Божественного Атмана! Рождество празднуется в бесчисленных местах по всему миру. Но нигде в мире оно не празднуется так, как в Прашанти Нилайям. Люди в других местах могут посещать церковные службы и после наслаждаться пьянством и чревоугодием. Но здесь, люди из многих стран мира, говорящие на разных языках, принадлежащие к различным культурам и верам, собрались в единое целое. Они начинают день с воспевания имен и славы Бога, независимо от различий между собой, и объединяются, проводя день в согласии с посланием вселенской любви. Это — единство в многообразии и истинная адвайта (недвойственность) в действии. Каждую минуту мы испытываем это.

Когда кто-то делает намаскар старшим, в чем его смысл? Этот жест означает соединение пяти органов чувств и пяти органов действия в единое целое. В слове намаскарам есть “на” и “маскарам”. На означает “не”, что указывает на то, что ваше эго отброшено, и у вас нет сознания тела. Единство всех органов чувств сотрет вашу ахамкару (эгоизм). Это приведет к чистоте, а чистота приведет к божественности. Это единство можно встретить только в Прашанти Нилайям.

Сегодня политики и проповедники говорят о чистоте и единстве, но на практике сами не придерживаются этого. Только в Прашанти Нилайям это единство и чистота естественно пронизывают каждого безо всяких усилий. Все живут здесь, как братья и сестры в одной семье.

Сила любви в Прашанти Нилайям

Здесь присутствует много иностранцев, которые богаты и у себя дома живут в большом комфорте, а здесь им приходится вести простую аскетичную жизнь. Они живут в шедах (бараках) в духе товарищества и братства, хотя лишены даже минимальных удобств. Они не могут наслаждаться своей жизнью в своих больших домах так, как они наслаждаются жизнью здесь, в этих неудобных условиях. Причина заключается в божественной любви в них. Если бы в вас не было такой любви, вы бы и минуты не вынесли в этих условиях.

Воплощения Божественной Любви! Преданные, прибывшие из далеких стран! Вы живете здесь, несмотря на отсутствие удобств, к которым вы привыкли, и чувствуете себя счастливыми. Это на самом деле большая садхана и может быть даже названа тапасом или аскезой.

Иностранцы, несмотря на дискомфорт и трудности, излучают счастье своими улыбающимися лицами. Это все благодаря большой любви к Свами. Они потратили много денег, чтобы приехать сюда и подвергаются строгостям дисциплины с большой охотой и все равно чувствуют себя счастливыми. Но несмотря на все удобства, граждане нашей собственной страны, собравшиеся здесь, не выказывают такого веселого самообладания.

Воплощения Любви! Тот, кто постоянно памятует о Боге с любовью и преданностью, будет счастлив всегда, независимо от того, находится ли он в городе или в деревне, летит в небе или идет по лесу. Бог танцует в его сердце и приносит восторг.

Из-за недостатка единства наша нация испытывает многие трудности и беспорядки. Для мира в стране и в мире необходимо поддерживать единство. Нет смысла приветствовать других словами, слетающими с губ; приветствие должно исходить из сердца, искренне и с любовью.

Выступление в аудитории Пурначандра 25-12-1992, Рождество Христово